3.2. Прядение

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

  http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

 Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, про­дол­же­ние

3.2. Пря­де­ние

3.2.1. Ткац­кая корзина

image001Фото 1. Ткац­кая кор­зина из трост­ника, обтя­ну­тая тка­нью. Раз­меры: 20,3×12,8×12,8 см. Куль­тура: Чан­кай. Част­ная кол­лек­ция[1]

О тех­но­ло­гии анд­ского тек­стиля нам известно не только бла­го­даря изу­че­нию тка­ней. Допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для иссле­до­ва­ния мате­ри­а­лов, кра­сок и инстру­мен­тов, исполь­зо­вав­шихся в про­из­вод­стве тек­стиля, дает деталь­ное изу­че­ние содер­жа­ния так назы­ва­е­мых ткац­ких кор­зин. В основ­ном они отно­сятся к куль­туре Чан­кай (Chancay), суще­ство­вав­шей в период 1000 – 1430/70 гг. н.э. на Цен­траль­ном побе­ре­жье нынеш­него Перу.

image003Фото 2. Ткац­кие инстру­менты. Куль­тура: Чан­кай. Период: 1000 – 1400 гг. н.э. Лом­бард­ский музей (Lombards Museum)[2]

Кор­зины были обна­ру­жены в составе погре­баль­ного при­да­ного. Их сохра­ни­лось срав­ни­тельно много. Они имеют форму сун­дучка и спле­тены из трост­ника. Там могут быть инстру­менты для тка­нья, малень­кие станки и пр. Среди содер­жи­мого кор­зины, засня­той на фото 1, есть неболь­шой брон­зо­вый туми, кото­рой, видимо, исполь­зо­вался как нож­ницы. Наи­бо­лее пол­ный набор ткац­кой кор­зины пока­зан на стенде Лом­бард­ского музея (фото 2).

image005Фото 3. Футляр для игл. Куль­тура: Уари. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[3]

В ткац­кую кор­зину мог вхо­дить и футляр для игл (фото 3).

 image007 image009Фото 4. Ткац­кая кор­зина из трост­ника с вере­те­нами. Похо­рон­ное при­да­ное. Раз­меры: 7,6×27,3×16,5 см. Куль­тура: Чан­кай. Цен­траль­ное побе­ре­жье Перу. Период: 1000 – 1476 гг. н.э. Бруклин­ский музей[4]. Фото 5. Ткац­кая кор­зина. Куль­тура: Чан­кай. Бри­тан­ский музей[5]

В боль­шин­стве слу­чаев в кор­зину поме­щали вере­тена, хлоп­ко­вые и шер­стя­ные нитки и непря­де­ные шерсть и волокна хлопка (фото 4 – 6).

 

3.2.2. Вере­тена

image011Фото 6. Ткац­кая кор­зина. Раз­меры: 9,5×31×16 см. Рас­ти­тель­ный мате­риал (трост­ник?). Содер­жит девять вере­тен, три клубка пря­де­ной и два пучка непря­де­ной шер­сти. Куль­тура: Чан­кай, 1200 – 1400 гг. н.э. Музей искусств, Прин­стон­ский уни­вер­си­тет, Прин­стон, шт. Нью-Джерси, США[6]

Вере­тено – пучка по-кечуански (puchca, pushka) из ткац­кой кор­зины куль­туры Чан­кай пред­став­ляет собой длин­ную тон­кую палочку с наде­тым на нее гру­зи­ком. Палочка изго­тав­ли­ва­лась из дерева или трост­ника. Оба ее конца были заост­рены. Гру­зик по-кечуански назы­ва­ется пиру­рун (кеч. pirurun). Он изго­тав­ли­вался из кера­мики, дерева или кости.  Судя по кол­лек­ции вере­тен Музея Аме­рики, в пара­кас­ский период поль­зо­ва­лись точно такими же вере­те­нами (подроб­нее см.: «Мумия Музея Аме­рики»).

 Инте­ресно срав­нить анд­ские вере­тена со сла­вян­скими. Нач­нем с гру­зика и его назва­ния. У нас пиру­рун назы­ва­ется пряс­ли­цем. Автор исто­ри­че­ской энцик­ло­пе­дии «Мы – сла­вяне» Мария Семе­нова счи­тает, что пра­вильно име­но­вать его «пряс­лень». «Слово «пряс­лице», уко­ре­нив­ше­еся в науч­ной лите­ра­туре, вообще говоря, неверно, – утвер­ждает она. – «Пряс­лень» – вот как про­из­но­сили древ­ние сла­вяне, и в таком виде этот тер­мин всё ещё живёт там, где сохра­ни­лось руч­ное пря­де­ние»[6а]. Пряс­ли­цем же, со слов М. Семе­но­вой, назы­вали пере­нос­ную прялку, что под­твер­ждает и текст из Энцик­ло­пе­ди­че­ского сло­варя Брок­гауза и Ефрона, кото­рый я цити­рую в конце этой стра­ницы. В то же время сама М. Семе­нова не идет в раз­рез с тра­ди­цией и при­вычно назы­вает гру­зик пряс­ли­цем. Поступлю так и я.

 М. Семе­нова пишет:

 «Длина вере­тена могла коле­баться от 20 до 80 см. Один или оба конца его заост­ря­лись (вспом­ним нако­ло­тый палец Спя­щей Кра­са­вицы); неда­ром суще­ствует харак­тер­ное слово «вере­те­но­об­раз­ный» – вере­тено имеет эту форму и «голое», без намо­тан­ной нити. На верх­нем конце ино­гда устра­и­ва­лась «бородка» для завя­зы­ва­ния петли. Кроме того, вере­тёна бывают «низо­вые» и «вер­хо­вые», смотря по тому, на какой конец дере­вян­ного стержня наде­вали пряс­лице – гли­ня­ный или камен­ный про­свер­лен­ный гру­зик. Эта деталь была необык­но­венно важна для тех­но­ло­ги­че­ского про­цесса и вдо­ба­вок неплохо сохра­ни­лась в земле. Неда­ром пряс­ли­цам посвя­щены науч­ные ста­тьи и целые книги. Для чего же они нужны?

image013Вере­тена. XIXV века

Корень рус­ского слова «вере­тено» ухо­дит в глу­бо­чай­шую индо­ев­ро­пей­скую древ­ность, и во всех мало-мальски род­ствен­ных язы­ках, совре­мен­ных и древ­них, озна­чает «нечто вра­ща­ю­ще­еся». Дей­стви­тельно, при пря­де­нии вере­тено усердно вра­ща­лось, скру­чи­вая нить, при­чём так, что в руках опыт­ной пряхи, по сти­хам А.С. Пуш­кина, даже «жуж­жало». Пряс­лице же слу­жило махо­вич­ком, помо­гав­шим разо­гнан­ному вере­тену кру­житься долго и быстро, что было необ­хо­димо для силь­ного и рав­но­мер­ного скру­чи­ва­ния пряди воло­кон, вытя­ну­тых из кудели»[7].

Раз­ница между сла­вян­скими и анд­скими вере­те­нами, кото­рые содер­жатся в ткац­кой кор­зине куль­туры Чан­кай, оче­видна. Анд­ские вере­тена гораздо тоньше и они прак­ти­че­ски не имеют формы вере­тена, а более похо­дят на спицы. Пряс­лице у боль­шин­ства из них нахо­дится не на конце, а почти посе­ре­дине. К тому же они в своей массе имеют форму бусины, круг­лой или вытя­ну­той, как на фото 7.

image014Фото 7. Ткац­кие арте­факты: клу­бок ниток, сереб­ря­ная булавка (длина 13,6 см, диа­метр 0,4 см), вере­тено (длина 23,9 см, диа­метр 1,3 см) с пряс­ли­цем (длина 2,4 см, диа­метр 1,0 см), пряс­лице, клу­бок и моток ниток из шер­сти или хлопка, тек­стиль­ная лента и поча­ток куку­рузы. Чан­кай, XIII в. Музей искусств, Прин­стон­ский уни­вер­си­тет[8]

Блюд­це­об­раз­ные пряс­лица, кото­рые надеты на совре­мен­ные вере­тена кечу­а­нок и на древ­нее вере­тено из Чилий­ского музея доко­лум­бо­вого искус­ства (фото 8), в ткац­ких кор­зи­нах тоже есть. И такие пряс­лица как раз чаще всего нахо­дятся ближе к краю вере­тена. Правда, их намного меньше.

image016Фото 8. Вере­тено с пряс­ли­цем и пря­жей. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[9]

На этом осно­ва­нии, дума­ется, сле­дует выде­лить два вида вере­тен в зави­си­мо­сти от формы и место­по­ло­же­ния пряс­лица: вере­тена с упло­щен­ным пряс­ли­цем на конце (фото 8) и вере­тена с круг­лым пряс­ли­цем ближе к сере­дине (фото 9).

image018Фото 9. Вере­тена с пряс­ли­цами куль­туры Чан­кай. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[10]

Спе­ци­а­ли­сты по архео­ло­ги­че­скому тек­стилю никак не раз­ли­чают вере­тена и не кон­кре­ти­зи­руют их функ­ции. Мне же кажется, что вере­тена с круг­лыми пряс­ли­цами исполь­зо­ва­лись как чел­ноки. На каж­дое из них нама­ты­ва­лись нитки опре­де­лен­ного цвета из числа при­сут­ству­ю­щих в узоре. Не зря же их так много в ткац­ких кор­зи­нах Чан­кая. Для пря­де­ния хва­тило бы гораздо мень­шего количества.

image020Фото 10. Фраг­мент рос­писи сосуда куль­туры Моче[11]

На эту мысль меня навела рос­пись блюда куль­туры Моче с тка­чи­хами, о кото­рой речь шла в мате­ри­але о пояс­ном станке. Из всех инстру­мен­тов у них – только тон­кие палочки с намо­тан­ными на них нит­ками. Они во мно­же­стве лежат рядом и очень похожи на веретена.

В насто­я­щее время кечу­анки пря­дут при помощи дере­вян­ных вере­тен с дере­вян­ным пряс­ли­цем в виде тарелки, укреп­лен­ным ближе к концу вере­тена (фото 11).

image022Фото 11. Дере­вян­ное вере­тено (кеч. pushka) с частично спря­ден­ной шер­стью. Раз­меры: 30×6 см. Культура/народ: кечу­аны. Дата созда­ния: около 1940 г. Место: Южное наго­рье Перу. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, США[12]

По логике вещей тон­кие и длин­ные вере­тена должны исполь­зо­ваться для полу­че­ния тон­кой нитки, а тол­стые – для более тол­стой. Однако на фото 12 мы видим на плохо отшли­фо­ван­ном тол­стом вере­тене очень тон­кую и ров­ную пряжу, ничуть не менее каче­ственно спря­ден­ную, чем та, кото­рой выши­ва­лись шедевры Пара­каса (см.: «Мумия Музея Аме­рики»).

image024Фото 12. Вере­тено с шер­стью аль­паки (2009)[13]

Но не стоит забы­вать о каче­стве сырья, кото­рое было и есть у анд­цев. Анд­ский хло­пок отли­чался необык­но­вен­ной мяг­ко­стью и длин­ной воло­кон. А вер­блю­до­вые – аль­пака и вику­нья дают луч­шую для тек­стиля шерсть в мире. Осо­бенно ценится шерсть вику­ньи, кото­рая очень тонка и мягка (подроб­нее см.: «Шерсть вику­ньи»). Ту нитку, кото­рую с древ­них вре­мен полу­чали андцы из шер­сти вику­ньи и аль­паки, по каче­ству можно срав­нить только с нит­кой из пуха ангор­ского кро­лика или шер­сти мери­но­со­вой овцы соот­вет­ственно. Дру­гими сло­вами, высо­чай­шее каче­ство шер­сти, видимо, поз­во­ляет доби­ваться в работе с ней пре­крас­ных резуль­та­тов, имея только про­стей­шие и плохо обра­бо­тан­ные инстру­менты и при­спо­соб­ле­ния, такие, как дере­вян­ные вере­тена, и сам пояс­ной станок.

 

3.2.3. Прялки

image026Фото 13. Само­прялка. XIX век[14]

Если про­дол­жить срав­не­ние анд­ских и сла­вян­ских инстру­мен­тов для пря­де­ния, то здесь мы тоже уви­дим неко­то­рую раз­ницу. У анд­ских масте­риц нико­гда не было и нет сей­час само­прялки (фото 13), кото­рая в руч­ном вари­анте исполь­зо­ва­лась древними рим­ля­нами, вошла в оби­ход на Западе около 1480 г., а на Руси появи­лась не позд­нее XVII в.[15]. Ведь в доко­лум­бо­вых Андах вообще не знали колеса.

image027 image029Фото 14. Прялка. Рус­ский музей, Санкт-Петербург[16]. Фото 15. Н.П. Алдо­шин (род. 1931) «Пряха». Лако­вая мини­а­тюра. Коро­бочка. Федо­с­кино[17]

Не было в Андах и ста­ци­о­нар­ной прялки. Рез­ная и рас­пис­ная (фото 14 и 16), такая прялка явля­лась гор­до­стью сла­вян­ской девушки и важ­ной частью ее при­да­ного. Сла­вян­ские прялки часто дела­лись разъ­ем­ными, поскольку и на Руси, как и в Андах, жен­щины нередко пряли вне дома.

image031Фото 16. В.А. Тро­пи­нин «Пряха», холст, масло, 1820-е гг. Таган­рог­ский худо­же­ствен­ный музей[18]

«И в Древ­ней Руси, и в Скан­ди­на­вии вре­мён викин­гов, – пишет Мария Семе­нова, – быто­вали пере­нос­ные прялки: кудель при­вя­зы­вали или при­ка­лы­вали к одному её концу (если он был плос­ким, лопа­точ­кой), либо наса­жи­вали на него (если он был ост­рым), либо укреп­ляли как-то ещё (напри­мер, в рогульке). Дру­гой конец встав­ляли за пояс – и жен­щина, при­дер­жи­вая пряс­лице лок­тем, рабо­тала стоя или даже на ходу, когда шла в поле, гнала корову, при­гля­ды­вала за гусями… Дома, вынув из-за пояса, ниж­ний конец прялки вты­кали в отвер­стие лавки или спе­ци­аль­ной доски – «донца»[19].

image033image035Фото 17. 1. Прялка и лопа­сти (навер­шия) пря­лок. XIXV века. 2. Донце прялки. 3. Север­но­рус­ская неразъ­ем­ная прялка, изго­тов­лен­ная из ниж­ней части ствола с кор­нем (копань). XIX век. 4. Навер­шие пря­лок, в кото­рых исполь­зо­вана язы­че­ская сим­во­лика – «гро­мо­вый знак», изоб­ра­же­ние «белого света», головы коней. XIX век[20]. Фото 18. Жен­щина за прял­кой. Кар­го­поль­ский край. Конец XIX века[21]

На сиде­нье прялки – донце, уста­нов­лен­ное на лавке, сади­лась пряха и левой рукой осто­рожно вытя­ги­вала из кудели нить, скру­чи­вая ее пра­вой рукой при помощи вере­тена (фото 18).

«У всех сла­вян­ских и финно-угорских наро­дов Восточ­ной Европы пря­ду­щие тянут нить из кудели левой рукой, а пра­вой вра­щают вере­тено, – отме­чает Мария Семе­нова. – На Кав­казе и в Сред­ней Азии посту­пают наобо­рот. А вот айсоры (потомки древ­них асси­рий­цев) и тянут, и вер­тят одной пра­вой рукой: вере­тено у них сучит и мотает одно­вре­менно»[22].

image036 image038Фото 19. Тка­чихи общины Чупани (Chupani) (2011)[23]. Фото 20. «Семи­нар» по пра­виль­ному пита­нию, кото­рый про­во­дят волон­теры в общине Чупани (2010)[24]

Кечу­анки, как и сла­вянки, тянут нить левой рукой, а скру­чи­вают пра­вой. Они часто пря­дут стоя и на ходу (фото 19). Руки тка­чих, если не заняты чем-то дру­гим, заняты пря­де­нием (фото 20).

 image040 image042Фото 21[25] и 22[26]. Жен­щины общины Чупани (2008 и 2011)

Но пря­лок андки не исполь­зуют. Они зажи­мают кудель под­мыш­кой, вытя­ги­вают из нее ленту шер­сти неболь­шой длины и накру­чи­вают на руку, и уже с руки тянут, а затем пря­дут нить (фото 21). Если жен­щина пря­дет «на поси­дел­ках», она часто кла­дет кудель рядом с собой (фото 22).

image044Фото 23

Фото 23 – един­ствен­ное из виден­ных мной, где жен­щина дер­жит в руках прялку. По всей види­мо­сти, сей­час они вышли из упо­треб­ле­ния, хотя, воз­можно, в начале ХХ в. их еще исполь­зо­вали. Об этом гово­рит очень тща­тельно отшли­фо­ван­ная и укра­шен­ная резь­бой прялка, хра­ня­ща­яся в Наци­о­наль­ном музее аме­ри­кан­ских индей­цев (фото 24), кото­рая сде­лана в 20-е гг. ХХ в.

image046Фото 24. Руч­ная дере­вян­ная прялка – кальяпа (кечуан. kallapa) с некру­че­ной шер­стью. Раз­меры: 24×10×4 см. Культура/народ: кечу­аны. Дата созда­ния: около 1920 г. Место: про­вин­ция Уан­кайо (Huancayo), регион Хунин (Junín), и регион Аякучо. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, США[27]

По-кечуански прялка назы­ва­ется кальяпа (kallapa) или калья­палька (callapallca). На нее нама­ты­ва­ется длин­ная лента, зара­нее вытя­ну­тая из кудели.

image048Фото 25[28]. Гор­бу­нья, пря­ду­щая на ходу. Рису­нок из руко­писи Гуа­мана Помы де Айалы

На рисун­ках из руко­писи Фелипе Гуа­мана Помы де Айалы «Пер­вая новая хро­ника и доб­рое прав­ле­ние» (1615)» жен­щины пря­дут пра­вой рукой, в левой дер­жат кальяпу (фото 25). Они делают это сидя, стоя, на ходу – про­сто шествуя по делам или пася лам. Кальяпа у Гуа­мана Помы больше похожа на обыч­ную рогульку, вне зави­си­мо­сти от того, кто ее дер­жит, – бед­ная девочка – пас­тушка лам или дама в наряде койи. Тем не менее, на мой взгляд, кальяпа могла исполь­зо­ваться только, что назы­ва­ется, для «выхода в свет», а для насто­я­щего пря­де­ния (в боль­ших объ­е­мах) она не при­ме­ня­лась, потому что на ней поме­ща­ется очень мало волокна.

По сви­де­тель­ству испан­ского исто­рика и нату­ра­ли­ста Бер­набе Кобо (Bernabé Cobo, 1580 – 1657), инк­ские пряхи могли обхо­диться и без кальяпы, поме­щая ленту некру­че­ного волокна на запястье. Ино­гда вме­сто кальяпы бра­лась обыч­ная палка.

 

3.2.4. Про­цесс прядения

image050Фото 26. Масте­рица пока­зы­вает жен­щи­нам общины Чупани, как прясть тон­кие нити (2010)[29]

Как же про­ис­хо­дит про­цесс пря­де­ния? Его тон­ко­сти на фото 26 моло­дым тка­чи­хам общины Чупани объ­яс­няет масте­рица в этом деле сеньора Агу­стина. Нам же помо­жет понять, как рабо­тают пряхи, наи­луч­шее, по моему мне­нию, опи­са­ние пря­де­ния, кото­рое содер­жится в Энцик­ло­пе­ди­че­ском сло­варе Брок­гауза и Ефрона:

«При­ми­тив­ный спо­соб пря­де­ния отли­ча­ется своей про­сто­той: мате­риал, слегка под­го­тов­лен­ный, т.е. выби­тый, раз­рых­лен­ный, очи­щен­ный, про­че­сан­ный руч­ными спо­со­бами, поме­ща­ется в виде боль­шого пучка на под­держке (лопате, гребне, пряс­лице), к кото­рой при­вя­зы­ва­ется шнур­ком. Начи­ная пря­де­ние, работ­ник вытя­ги­вает из этого пучка несколько воло­кон, ссу­чи­вает их паль­цами и при­креп­ляет полу­чен­ную корот­кую нить к верх­нему концу вере­тена. Послед­нее пред­став­ляет собой круг­лую, боль­шей частью дере­вян­ную палочку со слегка заост­ря­ю­щи­мися кон­цами и с утол­ще­нием в ниж­ней ее части (фиг. 1 дает поня­тие о спо­собе пря­де­ния руч­ным веретеном).

image052

Затем левой рукой пря­диль­щик начи­нает посте­пенно и, по воз­мож­но­сти, рав­но­мерно вытя­ги­вать волокна из пучка, а пра­вой, пове­сив вере­тено на обра­зо­вав­шемся конце нити, при­во­дит его в быст­рое вра­ща­тель­ное дви­же­ние, скру­чи­вая тем обра­зу­ю­щу­юся пряжу, при­чем, по мере уве­ли­че­ния ее длины, вере­тено опус­ка­ется все ниже и ниже, пока рука не пере­ста­нет до него доста­вать. Тогда, оста­но­вив пря­де­ние, он нама­ты­вает на вере­тено полу­чен­ную длину нити и конец ее захле­сты­вает пет­лей на верх­ний конец вере­тена или закла­ды­вает в осо­бую засечку, на нем сде­лан­ную. Затем про­цесс пря­де­ния повто­ря­ется сыз­нова»[30].

Как пря­дут кечу­анки сидя, можно посмот­реть на видео (фото 27).

image054Фото 27. Видео­за­пись «Жен­щины Чупани пря­дут шерсть» (2008): http://www.flickr.com/photos/30493638@N03/3782509236/in/set-72157621800108093/

 

 | i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | 3 |


[6] http://artmuseum.princeton.edu/collections/objects/2832

[6а] Семе­нова М.В. Мы – сла­вяне. Попу­ляр­ная энцик­ло­пе­дия. СПб, 2009 (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).

[7] Семе­нова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).

[10] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).

[14] Семе­нова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).

[15] Семе­нова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=56).

[19] Семе­нова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).

[20] Семе­нова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).

[21] Семе­нова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=53).

[22] Семе­нова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>