Исторический костюм Андского мира
Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, продолжение
3.2. Прядение
3.2.1. Ткацкая корзина
Фото 1. Ткацкая корзина из тростника, обтянутая тканью. Размеры: 20,3×12,8×12,8 см. Культура: Чанкай. Частная коллекция[1]
О технологии андского текстиля нам известно не только благодаря изучению тканей. Дополнительные возможности для исследования материалов, красок и инструментов, использовавшихся в производстве текстиля, дает детальное изучение содержания так называемых ткацких корзин. В основном они относятся к культуре Чанкай (Chancay), существовавшей в период 1000 – 1430/70 гг. н.э. на Центральном побережье нынешнего Перу.
Фото 2. Ткацкие инструменты. Культура: Чанкай. Период: 1000 – 1400 гг. н.э. Ломбардский музей (Lombards Museum)[2]
Корзины были обнаружены в составе погребального приданого. Их сохранилось сравнительно много. Они имеют форму сундучка и сплетены из тростника. Там могут быть инструменты для тканья, маленькие станки и пр. Среди содержимого корзины, заснятой на фото 1, есть небольшой бронзовый туми, которой, видимо, использовался как ножницы. Наиболее полный набор ткацкой корзины показан на стенде Ломбардского музея (фото 2).
Фото 3. Футляр для игл. Культура: Уари. Чилийский музей доколумбового искусства[3]
В ткацкую корзину мог входить и футляр для игл (фото 3).
Фото 4. Ткацкая корзина из тростника с веретенами. Похоронное приданое. Размеры: 7,6×27,3×16,5 см. Культура: Чанкай. Центральное побережье Перу. Период: 1000 – 1476 гг. н.э. Бруклинский музей[4]. Фото 5. Ткацкая корзина. Культура: Чанкай. Британский музей[5]
В большинстве случаев в корзину помещали веретена, хлопковые и шерстяные нитки и непряденые шерсть и волокна хлопка (фото 4 – 6).
3.2.2. Веретена
Фото 6. Ткацкая корзина. Размеры: 9,5×31×16 см. Растительный материал (тростник?). Содержит девять веретен, три клубка пряденой и два пучка непряденой шерсти. Культура: Чанкай, 1200 – 1400 гг. н.э. Музей искусств, Принстонский университет, Принстон, шт. Нью-Джерси, США[6]
Веретено – пучка по-кечуански (puchca, pushka) из ткацкой корзины культуры Чанкай представляет собой длинную тонкую палочку с надетым на нее грузиком. Палочка изготавливалась из дерева или тростника. Оба ее конца были заострены. Грузик по-кечуански называется пирурун (кеч. pirurun). Он изготавливался из керамики, дерева или кости. Судя по коллекции веретен Музея Америки, в паракасский период пользовались точно такими же веретенами (подробнее см.: «Мумия Музея Америки»).
Интересно сравнить андские веретена со славянскими. Начнем с грузика и его названия. У нас пирурун называется пряслицем. Автор исторической энциклопедии «Мы – славяне» Мария Семенова считает, что правильно именовать его «пряслень». «Слово «пряслице», укоренившееся в научной литературе, вообще говоря, неверно, – утверждает она. – «Пряслень» – вот как произносили древние славяне, и в таком виде этот термин всё ещё живёт там, где сохранилось ручное прядение»[6а]. Пряслицем же, со слов М. Семеновой, называли переносную прялку, что подтверждает и текст из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, который я цитирую в конце этой страницы. В то же время сама М. Семенова не идет в разрез с традицией и привычно называет грузик пряслицем. Поступлю так и я.
М. Семенова пишет:
«Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 см. Один или оба конца его заострялись (вспомним наколотый палец Спящей Красавицы); недаром существует характерное слово «веретенообразный» – веретено имеет эту форму и «голое», без намотанной нити. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик. Эта деталь была необыкновенно важна для технологического процесса и вдобавок неплохо сохранилась в земле. Недаром пряслицам посвящены научные статьи и целые книги. Для чего же они нужны?
Корень русского слова «веретено» уходит в глубочайшую индоевропейскую древность, и во всех мало-мальски родственных языках, современных и древних, означает «нечто вращающееся». Действительно, при прядении веретено усердно вращалось, скручивая нить, причём так, что в руках опытной пряхи, по стихам А.С. Пушкина, даже «жужжало». Пряслице же служило маховичком, помогавшим разогнанному веретену кружиться долго и быстро, что было необходимо для сильного и равномерного скручивания пряди волокон, вытянутых из кудели»[7].
Разница между славянскими и андскими веретенами, которые содержатся в ткацкой корзине культуры Чанкай, очевидна. Андские веретена гораздо тоньше и они практически не имеют формы веретена, а более походят на спицы. Пряслице у большинства из них находится не на конце, а почти посередине. К тому же они в своей массе имеют форму бусины, круглой или вытянутой, как на фото 7.
Фото 7. Ткацкие артефакты: клубок ниток, серебряная булавка (длина 13,6 см, диаметр 0,4 см), веретено (длина 23,9 см, диаметр 1,3 см) с пряслицем (длина 2,4 см, диаметр 1,0 см), пряслице, клубок и моток ниток из шерсти или хлопка, текстильная лента и початок кукурузы. Чанкай, XIII в. Музей искусств, Принстонский университет[8]
Блюдцеобразные пряслица, которые надеты на современные веретена кечуанок и на древнее веретено из Чилийского музея доколумбового искусства (фото 8), в ткацких корзинах тоже есть. И такие пряслица как раз чаще всего находятся ближе к краю веретена. Правда, их намного меньше.
Фото 8. Веретено с пряслицем и пряжей. Чилийский музей доколумбового искусства[9]
На этом основании, думается, следует выделить два вида веретен в зависимости от формы и местоположения пряслица: веретена с уплощенным пряслицем на конце (фото 8) и веретена с круглым пряслицем ближе к середине (фото 9).
Фото 9. Веретена с пряслицами культуры Чанкай. Чилийский музей доколумбового искусства[10]
Специалисты по археологическому текстилю никак не различают веретена и не конкретизируют их функции. Мне же кажется, что веретена с круглыми пряслицами использовались как челноки. На каждое из них наматывались нитки определенного цвета из числа присутствующих в узоре. Не зря же их так много в ткацких корзинах Чанкая. Для прядения хватило бы гораздо меньшего количества.
Фото 10. Фрагмент росписи сосуда культуры Моче[11]
На эту мысль меня навела роспись блюда культуры Моче с ткачихами, о которой речь шла в материале о поясном станке. Из всех инструментов у них – только тонкие палочки с намотанными на них нитками. Они во множестве лежат рядом и очень похожи на веретена.
В настоящее время кечуанки прядут при помощи деревянных веретен с деревянным пряслицем в виде тарелки, укрепленным ближе к концу веретена (фото 11).
Фото 11. Деревянное веретено (кеч. pushka) с частично спряденной шерстью. Размеры: 30×6 см. Культура/народ: кечуаны. Дата создания: около 1940 г. Место: Южное нагорье Перу. Национальный музей американских индейцев, США[12]
По логике вещей тонкие и длинные веретена должны использоваться для получения тонкой нитки, а толстые – для более толстой. Однако на фото 12 мы видим на плохо отшлифованном толстом веретене очень тонкую и ровную пряжу, ничуть не менее качественно спряденную, чем та, которой вышивались шедевры Паракаса (см.: «Мумия Музея Америки»).
Фото 12. Веретено с шерстью альпаки (2009)[13]
Но не стоит забывать о качестве сырья, которое было и есть у андцев. Андский хлопок отличался необыкновенной мягкостью и длинной волокон. А верблюдовые – альпака и викунья дают лучшую для текстиля шерсть в мире. Особенно ценится шерсть викуньи, которая очень тонка и мягка (подробнее см.: «Шерсть викуньи»). Ту нитку, которую с древних времен получали андцы из шерсти викуньи и альпаки, по качеству можно сравнить только с ниткой из пуха ангорского кролика или шерсти мериносовой овцы соответственно. Другими словами, высочайшее качество шерсти, видимо, позволяет добиваться в работе с ней прекрасных результатов, имея только простейшие и плохо обработанные инструменты и приспособления, такие, как деревянные веретена, и сам поясной станок.
3.2.3. Прялки
Фото 13. Самопрялка. XIX век[14]
Если продолжить сравнение андских и славянских инструментов для прядения, то здесь мы тоже увидим некоторую разницу. У андских мастериц никогда не было и нет сейчас самопрялки (фото 13), которая в ручном варианте использовалась древними римлянами, вошла в обиход на Западе около 1480 г., а на Руси появилась не позднее XVII в.[15]. Ведь в доколумбовых Андах вообще не знали колеса.
Фото 14. Прялка. Русский музей, Санкт-Петербург[16]. Фото 15. Н.П. Алдошин (род. 1931) «Пряха». Лаковая миниатюра. Коробочка. Федоскино[17]
Не было в Андах и стационарной прялки. Резная и расписная (фото 14 и 16), такая прялка являлась гордостью славянской девушки и важной частью ее приданого. Славянские прялки часто делались разъемными, поскольку и на Руси, как и в Андах, женщины нередко пряли вне дома.
Фото 16. В.А. Тропинин «Пряха», холст, масло, 1820-е гг. Таганрогский художественный музей[18]
«И в Древней Руси, и в Скандинавии времён викингов, – пишет Мария Семенова, – бытовали переносные прялки: кудель привязывали или прикалывали к одному её концу (если он был плоским, лопаточкой), либо насаживали на него (если он был острым), либо укрепляли как-то ещё (например, в рогульке). Другой конец вставляли за пояс – и женщина, придерживая пряслице локтем, работала стоя или даже на ходу, когда шла в поле, гнала корову, приглядывала за гусями… Дома, вынув из-за пояса, нижний конец прялки втыкали в отверстие лавки или специальной доски – «донца»[19].
Фото 17. 1. Прялка и лопасти (навершия) прялок. XI–XV века. 2. Донце прялки. 3. Севернорусская неразъемная прялка, изготовленная из нижней части ствола с корнем (копань). XIX век. 4. Навершие прялок, в которых использована языческая символика – «громовый знак», изображение «белого света», головы коней. XIX век[20]. Фото 18. Женщина за прялкой. Каргопольский край. Конец XIX века[21]
На сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее правой рукой при помощи веретена (фото 18).
«У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой вращают веретено, – отмечает Мария Семенова. – На Кавказе и в Средней Азии поступают наоборот. А вот айсоры (потомки древних ассирийцев) и тянут, и вертят одной правой рукой: веретено у них сучит и мотает одновременно»[22].
Фото 19. Ткачихи общины Чупани (Chupani) (2011)[23]. Фото 20. «Семинар» по правильному питанию, который проводят волонтеры в общине Чупани (2010)[24]
Кечуанки, как и славянки, тянут нить левой рукой, а скручивают правой. Они часто прядут стоя и на ходу (фото 19). Руки ткачих, если не заняты чем-то другим, заняты прядением (фото 20).
Фото 21[25] и 22[26]. Женщины общины Чупани (2008 и 2011)
Но прялок андки не используют. Они зажимают кудель подмышкой, вытягивают из нее ленту шерсти небольшой длины и накручивают на руку, и уже с руки тянут, а затем прядут нить (фото 21). Если женщина прядет «на посиделках», она часто кладет кудель рядом с собой (фото 22).
Фото 23 – единственное из виденных мной, где женщина держит в руках прялку. По всей видимости, сейчас они вышли из употребления, хотя, возможно, в начале ХХ в. их еще использовали. Об этом говорит очень тщательно отшлифованная и украшенная резьбой прялка, хранящаяся в Национальном музее американских индейцев (фото 24), которая сделана в 20-е гг. ХХ в.
Фото 24. Ручная деревянная прялка – кальяпа (кечуан. kallapa) с некрученой шерстью. Размеры: 24×10×4 см. Культура/народ: кечуаны. Дата создания: около 1920 г. Место: провинция Уанкайо (Huancayo), регион Хунин (Junín), и регион Аякучо. Национальный музей американских индейцев, США[27]
По-кечуански прялка называется кальяпа (kallapa) или кальяпалька (callapallca). На нее наматывается длинная лента, заранее вытянутая из кудели.
Фото 25[28]. Горбунья, прядущая на ходу. Рисунок из рукописи Гуамана Помы де Айалы
На рисунках из рукописи Фелипе Гуамана Помы де Айалы «Первая новая хроника и доброе правление» (1615)» женщины прядут правой рукой, в левой держат кальяпу (фото 25). Они делают это сидя, стоя, на ходу – просто шествуя по делам или пася лам. Кальяпа у Гуамана Помы больше похожа на обычную рогульку, вне зависимости от того, кто ее держит, – бедная девочка – пастушка лам или дама в наряде койи. Тем не менее, на мой взгляд, кальяпа могла использоваться только, что называется, для «выхода в свет», а для настоящего прядения (в больших объемах) она не применялась, потому что на ней помещается очень мало волокна.
По свидетельству испанского историка и натуралиста Бернабе Кобо (Bernabé Cobo, 1580 – 1657), инкские пряхи могли обходиться и без кальяпы, помещая ленту некрученого волокна на запястье. Иногда вместо кальяпы бралась обычная палка.
3.2.4. Процесс прядения
Фото 26. Мастерица показывает женщинам общины Чупани, как прясть тонкие нити (2010)[29]
Как же происходит процесс прядения? Его тонкости на фото 26 молодым ткачихам общины Чупани объясняет мастерица в этом деле сеньора Агустина. Нам же поможет понять, как работают пряхи, наилучшее, по моему мнению, описание прядения, которое содержится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
«Примитивный способ прядения отличается своей простотой: материал, слегка подготовленный, т.е. выбитый, разрыхленный, очищенный, прочесанный ручными способами, помещается в виде большого пучка на поддержке (лопате, гребне, пряслице), к которой привязывается шнурком. Начиная прядение, работник вытягивает из этого пучка несколько волокон, ссучивает их пальцами и прикрепляет полученную короткую нить к верхнему концу веретена. Последнее представляет собой круглую, большей частью деревянную палочку со слегка заостряющимися концами и с утолщением в нижней ее части (фиг. 1 дает понятие о способе прядения ручным веретеном).
Затем левой рукой прядильщик начинает постепенно и, по возможности, равномерно вытягивать волокна из пучка, а правой, повесив веретено на образовавшемся конце нити, приводит его в быстрое вращательное движение, скручивая тем образующуюся пряжу, причем, по мере увеличения ее длины, веретено опускается все ниже и ниже, пока рука не перестанет до него доставать. Тогда, остановив прядение, он наматывает на веретено полученную длину нити и конец ее захлестывает петлей на верхний конец веретена или закладывает в особую засечку, на нем сделанную. Затем процесс прядения повторяется сызнова»[30].
Как прядут кечуанки сидя, можно посмотреть на видео (фото 27).
Фото 27. Видеозапись «Женщины Чупани прядут шерсть» (2008): http://www.flickr.com/photos/30493638@N03/3782509236/in/set-72157621800108093/
[3] http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/vitrinas/tecnologia-textil/unidad-1/
[5] http://www.britishmuseum.org/research/research_projects/all_current_projects/andean_textiles/weavers_work_baskets.aspx
[6] http://artmuseum.princeton.edu/collections/objects/2832
[6а] Семенова М.В. Мы – славяне. Популярная энциклопедия. СПб, 2009 (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).
[7] Семенова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).
[9] http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/vitrinas/tecnologia-textil/unidad-1/
[10] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).
[11] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=379947&objectid=479874
[12] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=232169&catids=2,1&areaid=27®id=90&src=1–1&sort=4&page=6
[14] Семенова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).
[15] Семенова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=56).
[17] http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=3842730&tag_name=%F4%E5%E4%EE%F1%EA%E8%ED%EE
[19] Семенова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).
[20] Семенова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).
[21] Семенова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=53).
[22] Семенова М.В. Указ. соч. (http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2883&p=57).
[24] http://threadsofperu.wordpress.com/2010/04/15/bright-eyed-and-bushy-tailed-a-new-volunteer%E2%80%99s-trip-to-the-villages/
[27] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=153411&catids=1&areaid=27&src=1–1&page=3