Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.2.3. Расписанные маски ложных голов фардо
Расписанные полотна (маски) для ложных голов кажутся очень невзрачными по сравнению с роскошными тканями Некрополя Паракаса. Роспись на них сделана коричневой и красной красками по грубому полотну желтоватого оттенка. Видимо, этим и объясняется отсутствие внимания к ним со стороны уакеро, коллекционеров, ученых и интернет-сообщества. Однако при столь малом количестве тканых артефактов, которые относятся к периоду Пещер, тканые маски, на мой взгляд, представляют большой интерес и могут пролить свет на многие тайны Андского мира. Правда, тексты их послания иногда трудно прочесть. Взять хотя бы роспись маски, заснятой на фото 1. На поверхности лежит рассказ о принесении в жертву двух людей. На росписи показаны их стоящие вертикально тела, а над ними – отсеченные головы. Тема жертвоприношения подчеркнута красным цветом линий, коротких штрихов и точек (капель крови). Но при внимательном рассмотрении отрубленные головы вовсе таковыми не являются. То, что казалось отрубленными шеями принесенных в жертву, – это придатки голов некоей двуглавой сущности. Второй такой придаток нарисован у каждой головы с другого бока. Придатки похожи на медицинские трубки. Сюжет вызывает ассоциации не с жертвоприношениями, а с медицинскими экспериментами. Лица голов имеют такие же черты, что и маски сера окулядо. Сверху от них отходят характерные для этого божества змеевидные потоки.
Фото 1. Расписанная маска погребального фардо. Размеры: 17,2×45,2 см. Материалы: ткань из хлопка, пигменты. Культура: Паракас. Период: 300 – 100 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[1]
Сюжет росписи маски выходит за рамки типичных. Что он означает? Кем был человек, которого в мире предков должна была представлять маска с такой росписью? На эти вопросы пока нет ответов. Кроме того, и о самих масках Паракаса известно немного.
Расписанные маски в англоязычной литературе часто называют масками мумий (mummy mask), что мне кажется некорректным, поскольку они не закрывали лицо самой мумии, а из них делали ложные головы фардо, которые представляли собой мешок, набитый ватой (фото 1). Ткань имела с одной из сторон длинную бахрому, которая, видимо, символизировала волосы.
Думается, ложные головы были частью фардо периода Пещер, о котором сведений у меня также практически нет. Ведь, по сути, все имеющиеся описания и реконструкционные рисунки относятся к фардо периода Некрополя, которые не содержали ложных голов в привычном понимании. Периодом Пещер датируют ткани для ложных голов и музейные каталоги. Чилийский музей доколумбового искусства и Фонд Пьера и Тана Матисс относят их к позднейшему его этапу – 300 – 100 гг. до н.э. Американский музей естественной истории маски, как и всю паракасскую коллекцию, относит к 800 – 100 гг. до н.э., т.е. указывает только на их принадлежность к периоду Пещер.
Вот, как описывает фардо периода Пещер Галина Ершова: «Каждая мумия сидела, подогнув колени к груди, закутанная в несколько слоев одежд из цветных тканей. На мумиях были раскрашенные маски (фальшивые головы) из хлопковой ткани. Каждый покойник был прикрыт китовыми костями или циновками»[1a].
Фото 9[1b]. Рисунок пещеры в разрезе
Всего мне известно семь масок, четырьмя из которых владеет Американский музей естественной истории. Три из них происходят из Серро-Уле, а место находки четвертой не указано, но, скорее всего, она также происходит из долины Ики, поскольку почти вся паракасская коллекция музея состоит из артефактов, найденных там. Другими словами, более половины масок – четыре из семи были обнаружены в долине Ики. Данные о том, где были найдены три другие маски, отсутствуют.
О наличии масок в захоронениях на самом полуострове Паракас сведениями я не располагаю. Поэтому не могу сказать, были ли ложные головы характерны для всей погребальной культуры Паракаса периода Пещер или только для долины Ики.
Если на текстиле с ткаными узорами преобладают фигуры серо окулядо в зверином воплощении, то на расписанных масках фардо можно увидеть сера окулядо, показанного только в человеческой ипостаси.
В целом изображения на тканях для ложных голов выполнены по тому же канону, что и на тканых узорах. Художники используют геометрические формы и линии, и даже шея божества также имеет вид трубки или шеста. Правда, проведенные от руки, а не вытканные на станке, обводы фигур выглядят более скругленными. Но есть, конечно, и более существенные различия. В основном они касаются атрибутов и спутников сера окулядо, а, если перефразировать известное выражение, спутники и атрибуты делают божество.
Фото 2. Маска ложной головы погребального фардо. Размеры: 80×30 см. Материалы: ткань из хлопка, пигменты. Культура: Паракас. Период: 300 – 100 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[2]
Изобразительный ряд росписей масок имеет некоторое сходство с иконографией росписей керамики периода Пещер. И это не удивительно, поскольку большинство масок и сосудов принадлежит к субкультуре долины Ики. Например, сходство можно найти в фасоне маски сера окулядо – важной составляющей его образа. Она такая же, как на сосудах, – с треугольным вырезом, пусть и не всегда отчетливым, который переходит в характерный нос божества либо в виде ромба, либо в виде той же маски с треугольным вырезом. Как и на керамике, такими же масками заканчиваются и змеи-молнии, которые на некоторых композициях более похожи на змееподобные сущности, поскольку они изгибаются более плавно, что также характерно для росписи гончарных изделий. Сходство с росписями керамики особенно заметно на маске с фото 2.
Фото 3. Паракасская расписанная маска мумии (mummy mask). 300 – 100 гг. до н.э. Собственность Фонда Пьера и Тана Матисс (Pierre and Tana Matisse Foundation)[3]
Изображение сера окулядо без явных звериных признаков есть только на двух тканях (фото 2 и 3). Здесь у него выпрямленные (человеческие) ноги, а на ткани с фото 3 – даже с объемными коленками, как у божества-робота на стенном текстиле с фото 5, с. 8. Фигуры других росписей обладают в основном звериными конечностями и носят маски либо обезьяны, либо кота.
Фото 4. Маска тюка мумии (mumienbündelmaske). Материалы: хлопок, пигмент. Стиль: Паракас. Место находки: долина Ики, Серро-Уле. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[4]
Художники на тканых масках подавали сера окулядо как божество-человека, наделяя его чертами (свойствами, силами) священных животных – обезьяны и кота/динозавра. Рядом с основной фигурой божества мы видим на некоторых росписях маленькие фигурки птицы и горбатого кота, т.е. символы, которые передавали знания о том, что божество умеет летать и обладает характеристиками динозавра. Но эти способности сера окулядо ушли на второй план. На первый план выступил сер окулядо – предок, прародитель.
Мастера, создававшие росписи для масок, следовали образцам для тканых узоров, видимо, уже не зная, что они изображают божество-корабль, т.е. божество с двумя сущностями – человека и машины. И поэтому они передали то понимание образа божества, которое сложилось в их среде, а, может быть, и в обществе долины Ики в целом, если считать, что все маски происходят из этой провинции Паракаса. Впрочем, тенденция представлять сера окулядо как божество-предка с чертами обезьяны и кота/динозавра имела развитие на тканях блочного стиля периода Некрополя. Поэтому вполне возможно, что дело не в различиях между религиозными представлениями провинциальной Ики и ядра Паракаса. Скорее, между коричневым текстилем с ткаными узорами и расписанными масками лежит большой промежуток времени тем более, что маски с установленной датой изготовления относятся к концу эпохи Пещер. Соответственно маски отражают те изменения в религиозных представлениях, которые уже наметились в период их создания во всем Паракасе.
Фото 5. Расписанная тканая маска мумии (mummy mask). Размеры: длина 64,5 см, ширина 26 см. Материалы: хлопок, пигменты. Техники: полотняное переплетение, нетканые и неразрезанные нити основы, роспись. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: долина Ики, Серро-Уле (Cerro Uhle), гасиенда Окукахе (Ocucaje). Американский музей естественной истории[5]
Очевидно, что маска ложной головы фардо, по логике вещей, – важнейшая часть погребального приданого мумии, которое в целом является характеристикой усопшего, его образом, посланием для мира предков. Ложные головы фардо культуры Уари имели деревянную маску человека. Реже маска также делалась тканой, но на ней было изображено только лицо. При этом лица как деревянных, так и тканых масок были весьма условны, примитивны и не содержали каких-либо символов. А на масках Паракаса мы видим целую картину с определенным сюжетом. Его героями выступают обожествленные предки, которыми паракасцы считали богов во плоти (с одной стороны) и земных животных – динозавров и обезьян (с другой). На двух полотнах сер окулядо сам показан в образе кота (фото 4) и обезьяны (фото 5), т.е. у него звериные конечности и маски/головы с чертами этих животных. При этом серу окулядо в образе обезьяны соответствуют маски обезьян на змееподобных сущностях, а серу окулядо в образе кота – маски и фигуры кота-динозавра. На двух других тканях (фото 3 и 6) сера окулядо окружают изображения обоих животных.
Фото 6. Расписанная тканая маска мумии (mummy mask). Размеры: длина 104 см, ширина 38 см. Материалы: хлопок, пигменты. Техники: полотняное переплетение, нетканые и неразрезанные нити основы, роспись. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: долина Ики, Серро-Уле (Cerro Uhle), гасиенда Окукахе (Ocucaje). Американский музей естественной истории[6]
Следовательно, паракасцы знали, что их создали боги из динозавров и обезьян, используя, говоря современным языком, свои гены.
О том, что динозавр – это один из предков людей, говорят камни Ики. Об этом свидетельствуют не только камни из серии о сотворении человека из земноводных, но и камень, на котором выгравировано появление на свет с помощью кесарева сечения двух младенцев – человека и человека-динозавра (фото 7).
Фото 7[7]. Экспонат Музея камней Ики
О том, что обезьяна также являлась объектом генетических манипуляций богов во плоти, гравюры на камнях Ики не сообщают. Однако доктор Х. Кабрера твердо уверен в том, что пришельцы создали человека из древних приматов. В своей книге «Послание гравированных камней Ики» («The message of the engraved stones of Ica») он пишет:
«…Глиптолитический мир был создан человеком из космоса. С помощью трансплантации когнитивных кодов высокоинтеллектуальных приматов человек из космического пространства создал нового человека на земле. На основании информации, содержащейся в глиптолитах о такого рода трансплантации, и также на основе современных экспериментов на животных, я делаю вывод о том, что когнитивные коды были молекулярными соединениями нуклеиновых кислот и белков, которые сформировали физическую основу для познания… Если судить по фигуре примата, которая повторяется на многих глиптолитах, я думаю, что приматом, которому познавательные способности были пересажены, был нотарктус, который, согласно данным палеонтологов, вымер примерно 50 миллионов лет назад…
Миллионы лет назад нотарктус охотился в лесах в поисках насекомых и фруктов. Его имя означает «ложный медведь», потому что когда окаменелости нотарктуса были впервые обнаружены, подумали, что это небольшой медведь. Этот примат имел длинный хвост, который, вероятно, мог быть обернут вокруг ветки, как у обезьяны. У него были тонкое лисье лицо, длинный хвост и цепкие пальцы на всех четырех ногах. Он был похож на аналог лемура, маленького, живущего на деревьях примата. Нотарктус является древнейшим из известных предков семьи обезьян и лемуров. По сравнению с другими современными ему доисторическими животными, вполне вероятно, что нотарктус был очень умен, так как размер его мозга по отношению к его телу был весьма значителен. Палеонтологи говорят нам, что его длина составляла около одного метра, половина из которого приходилась на его хвост, но мне кажется логичным, что нотарктус, из которого человек из космоса создал другого человека, должен быть, намного больше и более высоко развитым с точки зрения размера мозга»[8].
Фото 8[9]. Скелет нотарктуса. Фото 9[10]. Реконструкционное изображение нотарктуса
Описывая мотивы, которые появляются на тканях Паракаса, Исабель Аранс Бокос (Isabel Arranz Bocos), Автономный университет Барселоны, отмечает:
«Обезьяна является загадочной фигурой. Ее изображения присутствуют на побережье с докерамического периода и до недавнего времени. То же самое происходит и с кошачьим. Эта тема очень любима паракасцами, а также всей андской доколумбовой культурой. Можно предположить, что паракасцы, как и многие другие древние народы, испытывали к обезьянам чувство родства»[11].
*
Фото 10. Маска мумии. Размеры: 67,95×12,25 см. Материал: хлопок. Паракас, Ранний горизонт. 100 г. до н.э. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса», Вашингтон, США[12]
Со временем мне удалось найти еще три маски. В коллекции Думбартон-Оакса находятся две маски, по технике письма и использованным материалам очень близкие тем семи маскам, о которых шла речь. Они отнесены к Раннему горизонту. Следовательно, есть все основания полагать, что маски также происходят из долины Ики и сделаны в то же время. При этом маска, показанная на фото 10, является неточной копией маски, заснятой на фото 6, что говорит о том, что и для росписей масок могли применяться каноны.
Фото 11. Маска мумии. Размеры: 48×21,8 см. Материал: хлопок. Паракас, Ранний горизонт. 100 г. до н.э. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса»[13]
Вторая маска из коллекции Думбартон-Оакса (фото 11) – единственная из всех известных мне масок Ики, на которой изображено лицо божества, а не его фигура целиком в составе сюжетной композиции. Тем не менее, сюжетная композиция присутствует и на этой маске. Правда, она не посвящена теме происхождения паракасцев, как остальная часть масок. На маске изображен сер окулядо с глазами, состоящими из трех прямоугольников, окруженных очками из змееподобных сущностей. Змееподобные сущности также формируют своего рода головной убор персонажа. В его центре находится фигура божества с двумя жезлами, обладающего огромной квадратной головой, от которой исходит сияние, а также квадратным телом меньшего размера. По краям головного убора расположены фигурки красных птиц. На щеках помещены две фигуры сера окулядо в «позе пловца».
Фото 12. Расписанная маска мумии. Общие размеры: 47×35 см. Материал и техника: квадратное полотнище с бахромой – хлопковая ткань полотняного переплетения; роспись красно-оранжевым и серым пигментами квадрата 19×19 см. Культура/Период: Паракас, Ранний промежуточный период. География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики, провинция Писко, Писко. Географическое местоположение: Перу, Южное побережье, долина Писко. Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[14]
Композиции всех масок выполнены с помощью довольно примитивного рисунка, где изображены только контуры фигур. Маска из Музея Пибоди расписана в более продвинутой технике как в плане композиции, так и в плане использования живописных средств. Кроме того, она была найдена в долине Писко и датируется более поздним периодом. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что маска принадлежит к эпохе Некрополя.
На маске также изображено человеческое лицо. Оно составлено из отдельных элементов, каждый из которых является символом. Конечно, не все их возможно прочесть. Идентификации поддаются змееподобные сущности, которые образуют квадратный контур лица, и две фигуры котов, расположенные на щеках. Коты в свою очередь также состоят из отдельных элементов.
Продолжение: с. 10
[1] http://www.precolombino.cl/coleccion/mascara-pintada-de-fardo-funerarios/
[1a] Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М.: Алетейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/73).
[1b] Ершова Г.Г. Указ. соч.
[3] http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2011/african-oceanic-and-precolumbian-art-n08749/lot.103.lotnum.html
[4] http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mummy_bundle_mask,_painted_plain_weave_cotton,_Paracas_style,_Cerror_Uhle,_Ica_Valley,_Peru_-_Peruvian_fabric_in_the_American_Museum_of_Natural_History_-_DSC06144.JPG
[8] Cabrera J. The message of the engraved stones of Ica. Ica, 2000 (http://openlibrary.org/books/OL16716029M/The_message_of_the_engraved_stones_of_Ica).
[11] Arranz Bocos I. (Universitat Autonoma de Barcelona). Aproximaciόn a la iconografía y simbolismo en los textiles Paracas (http://www.raco.cat/index.php/boletinamericanista/article/viewFile/98963/146876).
[14] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/view/objects/asitem/search$0040/267/title-desc?t:state:flow=f7c6aa86-2c33-40ba-81f3-64e2f7676fad