I.2.3.2.3. Расписанные маски ложных голов фардо

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

image001I.2.3.2.3. Рас­пи­сан­ные маски лож­ных голов фардо

Рас­пи­сан­ные полотна (маски) для лож­ных голов кажутся очень невзрач­ными по срав­не­нию с рос­кош­ными тка­нями Некро­поля Пара­каса. Рос­пись на них сде­лана корич­не­вой и крас­ной крас­ками по гру­бому полотну жел­то­ва­того оттенка. Видимо, этим и объ­яс­ня­ется отсут­ствие вни­ма­ния к ним со сто­роны уакеро, кол­лек­ци­о­не­ров, уче­ных и интернет-сообщества. Однако при столь малом коли­че­стве тка­ных арте­фак­тов, кото­рые отно­сятся к пери­оду Пещер, тка­ные маски, на мой взгляд, пред­став­ляют боль­шой инте­рес и могут про­лить свет на мно­гие тайны Анд­ского мира. Правда, тек­сты их посла­ния ино­гда трудно про­честь. Взять хотя бы рос­пись маски, засня­той на фото 1. На поверх­но­сти лежит рас­сказ о при­не­се­нии в жертву двух людей. На рос­писи пока­заны их сто­я­щие вер­ти­кально тела, а над ними – отсе­чен­ные головы. Тема жерт­во­при­но­ше­ния под­черк­нута крас­ным цве­том линий, корот­ких штри­хов и точек (капель крови). Но при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии отруб­лен­ные головы вовсе тако­выми не явля­ются. То, что каза­лось отруб­лен­ными шеями при­не­сен­ных в жертву, – это при­датки голов некоей дву­гла­вой сущ­но­сти. Вто­рой такой при­да­ток нари­со­ван у каж­дой головы с дру­гого бока. При­датки похожи на меди­цин­ские трубки. Сюжет вызы­вает ассо­ци­а­ции не с жерт­во­при­но­ше­ни­ями, а с меди­цин­скими экс­пе­ри­мен­тами. Лица голов имеют такие же черты, что и маски сера окулядо. Сверху от них отхо­дят харак­тер­ные для этого боже­ства змее­вид­ные потоки.

image001Фото 1. Рас­пи­сан­ная маска погре­баль­ного фардо. Раз­меры: 17,2×45,2 см. Мате­ри­алы: ткань из хлопка, пиг­менты. Куль­тура: Пара­кас. Период: 300 – 100 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[1]

Сюжет рос­писи маски выхо­дит за рамки типич­ных. Что он озна­чает? Кем был чело­век, кото­рого в мире пред­ков должна была пред­став­лять маска с такой рос­пи­сью? На эти вопросы пока нет отве­тов. Кроме того, и о самих мас­ках Пара­каса известно немного.

Рас­пи­сан­ные маски в англо­языч­ной лите­ра­туре часто назы­вают мас­ками мумий (mummy mask), что мне кажется некор­рект­ным, поскольку они не закры­вали лицо самой мумии, а из них делали лож­ные головы фардо, кото­рые пред­став­ляли собой мешок, наби­тый ватой (фото 1). Ткань имела с одной из сто­рон длин­ную бахрому, кото­рая, видимо, сим­во­ли­зи­ро­вала волосы.

Дума­ется, лож­ные головы были частью фардо пери­ода Пещер, о кото­ром све­де­ний у меня также прак­ти­че­ски нет. Ведь, по сути, все име­ю­щи­еся опи­са­ния и рекон­струк­ци­он­ные рисунки отно­сятся к фардо пери­ода Некро­поля, кото­рые не содер­жали лож­ных голов в при­выч­ном пони­ма­нии. Пери­о­дом Пещер дати­руют ткани для лож­ных голов и музей­ные ката­логи. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства и Фонд Пьера и Тана Матисс отно­сят их к позд­ней­шему его этапу – 300 – 100 гг. до н.э. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии маски, как и всю пара­кас­скую кол­лек­цию, отно­сит к 800 – 100 гг. до н.э., т.е. ука­зы­вает только на их при­над­леж­ность к пери­оду Пещер.

Вот, как опи­сы­вает фардо пери­ода Пещер Галина Ершова: «Каж­дая мумия сидела, подо­гнув колени к груди, заку­тан­ная в несколько слоев одежд из цвет­ных тка­ней. На мумиях были рас­кра­шен­ные маски (фаль­ши­вые головы) из хлоп­ко­вой ткани. Каж­дый покой­ник был при­крыт кито­выми костями или цинов­ками»[1a].

image017Фото 9[1b]. Рису­нок пещеры в разрезе

Всего мне известно семь масок, четырьмя из кото­рых вла­деет Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии. Три из них про­ис­хо­дят из Серро-Уле, а место находки чет­вер­той не ука­зано, но, ско­рее всего, она также про­ис­хо­дит из долины Ики, поскольку почти вся пара­кас­ская кол­лек­ция музея состоит из арте­фак­тов, най­ден­ных там. Дру­гими сло­вами, более поло­вины масок – четыре из семи были обна­ру­жены в долине Ики. Дан­ные о том, где были най­дены три дру­гие маски, отсутствуют.

О нали­чии масок в захо­ро­не­ниях на самом полу­ост­рове Пара­кас све­де­ни­ями я не рас­по­ла­гаю. Поэтому не могу ска­зать, были ли лож­ные головы харак­терны для всей погре­баль­ной куль­туры Пара­каса пери­ода Пещер или только для долины Ики.

Если на тек­стиле с тка­ными узо­рами пре­об­ла­дают фигуры серо окулядо в зве­ри­ном вопло­ще­нии, то на рас­пи­сан­ных мас­ках фардо можно уви­деть сера окулядо, пока­зан­ного только в чело­ве­че­ской ипостаси.

В целом изоб­ра­же­ния на тка­нях для лож­ных голов выпол­нены по тому же канону, что и на тка­ных узо­рах. Худож­ники исполь­зуют гео­мет­ри­че­ские формы и линии, и даже шея боже­ства также имеет вид трубки или шеста. Правда, про­ве­ден­ные от руки, а не выткан­ные на станке, обводы фигур выгля­дят более скруг­лен­ными. Но есть, конечно, и более суще­ствен­ные раз­ли­чия. В основ­ном они каса­ются атри­бу­тов и спут­ни­ков сера окулядо, а, если пере­фра­зи­ро­вать извест­ное выра­же­ние, спут­ники и атри­буты делают божество.

image003Фото 2. Маска лож­ной головы погре­баль­ного фардо. Раз­меры: 80×30 см. Мате­ри­алы: ткань из хлопка, пиг­менты. Куль­тура: Пара­кас. Период: 300 – 100 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[2]

Изоб­ра­зи­тель­ный ряд рос­пи­сей масок имеет неко­то­рое сход­ство с ико­но­гра­фией рос­пи­сей кера­мики пери­ода Пещер. И это не уди­ви­тельно, поскольку боль­шин­ство масок и сосу­дов при­над­ле­жит к суб­куль­туре долины Ики. Напри­мер, сход­ство можно найти в фасоне маски сера окулядо – важ­ной состав­ля­ю­щей его образа. Она такая же, как на сосу­дах, – с тре­уголь­ным выре­зом, пусть и не все­гда отчет­ли­вым, кото­рый пере­хо­дит в харак­тер­ный нос боже­ства либо в виде ромба, либо в виде той же маски с тре­уголь­ным выре­зом. Как и на кера­мике, такими же мас­ками закан­чи­ва­ются и змеи-молнии, кото­рые на неко­то­рых ком­по­зи­циях более похожи на змее­по­доб­ные сущ­но­сти, поскольку они изги­ба­ются более плавно, что также харак­терно для рос­писи гон­чар­ных изде­лий. Сход­ство с рос­пи­сями кера­мики осо­бенно заметно на маске с фото 2.

image005Фото 3. Пара­кас­ская рас­пи­сан­ная маска мумии (mummy mask). 300 – 100 гг. до н.э. Соб­ствен­ность Фонда Пьера и Тана Матисс (Pierre and Tana Matisse Foundation)[3]

Изоб­ра­же­ние сера окулядо без явных зве­ри­ных при­зна­ков есть только на двух тка­нях (фото 2 и 3). Здесь у него выпрям­лен­ные (чело­ве­че­ские) ноги, а на ткани с фото 3 – даже с объ­ем­ными колен­ками, как у божества-робота на стен­ном тек­стиле с фото 5, с. 8. Фигуры дру­гих рос­пи­сей обла­дают в основ­ном зве­ри­ными конеч­но­стями и носят маски либо обе­зьяны, либо кота.

image007Фото 4. Маска тюка мумии (mumienbündelmaske). Мате­ри­алы: хло­пок, пиг­мент. Стиль: Пара­кас. Место находки: долина Ики, Серро-Уле. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[4]

Худож­ники на тка­ных мас­ках пода­вали сера окулядо как божество-человека, наде­ляя его чер­тами (свой­ствами, силами) свя­щен­ных живот­ных – обе­зьяны и кота/динозавра. Рядом с основ­ной фигу­рой боже­ства мы видим на неко­то­рых рос­пи­сях малень­кие фигурки птицы и гор­ба­того кота, т.е. сим­волы, кото­рые пере­да­вали зна­ния о том, что боже­ство умеет летать и обла­дает харак­те­ри­сти­ками дино­завра. Но эти спо­соб­но­сти сера окулядо ушли на вто­рой план. На пер­вый план высту­пил сер окулядо – пре­док, прародитель.

Мастера, созда­вав­шие рос­писи для масок, сле­до­вали образ­цам для тка­ных узо­ров, видимо, уже не зная, что они изоб­ра­жают божество-корабль, т.е. боже­ство с двумя сущ­но­стями – чело­века и машины. И поэтому они пере­дали то пони­ма­ние образа боже­ства, кото­рое сло­жи­лось в их среде, а, может быть, и в обще­стве долины Ики в целом, если счи­тать, что все маски про­ис­хо­дят из этой про­вин­ции Пара­каса. Впро­чем, тен­ден­ция пред­став­лять сера окулядо как божество-предка с чер­тами обе­зьяны и кота/динозавра имела раз­ви­тие на тка­нях блоч­ного стиля пери­ода Некро­поля. Поэтому вполне воз­можно, что дело не в раз­ли­чиях между рели­ги­оз­ными пред­став­ле­ни­ями про­вин­ци­аль­ной Ики и ядра Пара­каса. Ско­рее, между корич­не­вым тек­сти­лем с тка­ными узо­рами и рас­пи­сан­ными мас­ками лежит боль­шой про­ме­жу­ток вре­мени тем более, что маски с уста­нов­лен­ной датой изго­тов­ле­ния отно­сятся к концу эпохи Пещер. Соот­вет­ственно маски отра­жают те изме­не­ния в рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ниях, кото­рые уже наме­ти­лись в период их созда­ния во всем Паракасе.

image009Фото 5. Рас­пи­сан­ная тка­ная маска мумии (mummy mask). Раз­меры: длина 64,5 см, ширина 26 см. Мате­ри­алы: хло­пок, пиг­менты. Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние, нетка­ные и нераз­ре­зан­ные нити основы, рос­пись. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: долина Ики, Серро-Уле (Cerro Uhle), гаси­енда Оку­кахе (Ocucaje). Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[5]

Оче­видно, что маска лож­ной головы фардо, по логике вещей, – важ­ней­шая часть погре­баль­ного при­да­ного мумии, кото­рое в целом явля­ется харак­те­ри­сти­кой усоп­шего, его обра­зом, посла­нием для мира пред­ков. Лож­ные головы фардо куль­туры Уари имели дере­вян­ную маску чело­века. Реже маска также дела­лась тка­ной, но на ней было изоб­ра­жено только лицо. При этом лица как дере­вян­ных, так и тка­ных масок были весьма условны, при­ми­тивны и не содер­жали каких-либо сим­во­лов. А на мас­ках Пара­каса мы видим целую кар­тину с опре­де­лен­ным сюже­том. Его геро­ями высту­пают обо­жеств­лен­ные предки, кото­рыми пара­касцы счи­тали богов во плоти (с одной сто­роны) и зем­ных живот­ных – дино­зав­ров и обе­зьян (с дру­гой). На двух полот­нах сер окулядо сам пока­зан в образе кота (фото 4) и обе­зьяны (фото 5), т.е. у него зве­ри­ные конеч­но­сти и маски/головы с чер­тами этих живот­ных. При этом серу окулядо в образе обе­зьяны соот­вет­ствуют маски обе­зьян на змее­по­доб­ных сущ­но­стях, а серу окулядо в образе кота – маски и фигуры кота-динозавра. На двух дру­гих тка­нях (фото 3 и 6) сера окулядо окру­жают изоб­ра­же­ния обоих животных.

image011Фото 6. Рас­пи­сан­ная тка­ная маска мумии (mummy mask). Раз­меры: длина 104 см, ширина 38 см. Мате­ри­алы: хло­пок, пиг­менты. Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние, нетка­ные и нераз­ре­зан­ные нити основы, рос­пись. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: долина Ики, Серро-Уле (Cerro Uhle), гаси­енда Оку­кахе (Ocucaje). Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[6]

Сле­до­ва­тельно, пара­касцы знали, что их создали боги из дино­зав­ров и обе­зьян, исполь­зуя, говоря совре­мен­ным язы­ком, свои гены.

О том, что дино­завр – это один из пред­ков людей, гово­рят камни Ики. Об этом сви­де­тель­ствуют не только камни из серии о сотво­ре­нии чело­века из зем­но­вод­ных, но и камень, на кото­ром выгра­ви­ро­вано появ­ле­ние на свет с помо­щью кеса­рева сече­ния двух мла­ден­цев – чело­века и человека-динозавра (фото 7).

image013Фото 7[7]. Экс­по­нат Музея кам­ней Ики

О том, что обе­зьяна также явля­лась объ­ек­том гене­ти­че­ских мани­пу­ля­ций богов во плоти, гра­вюры на кам­нях Ики не сооб­щают. Однако док­тор Х. Кабрера твердо уве­рен в том, что  при­шельцы создали чело­века из древ­них при­ма­тов. В своей книге «Посла­ние гра­ви­ро­ван­ных кам­ней Ики» («The message of the engraved stones of Ica») он пишет:

«…Глип­то­ли­ти­че­ский мир был создан чело­ве­ком из кос­моса. С помо­щью транс­план­та­ции когни­тив­ных кодов высо­ко­ин­тел­лек­ту­аль­ных при­ма­тов чело­век из кос­ми­че­ского про­стран­ства создал нового чело­века на земле. На осно­ва­нии инфор­ма­ции, содер­жа­щейся в глип­то­ли­тах о такого рода транс­план­та­ции, и также на основе совре­мен­ных экс­пе­ри­мен­тов на живот­ных, я делаю вывод о том, что когни­тив­ные коды были моле­ку­ляр­ными соеди­не­ни­ями нук­ле­и­но­вых кис­лот и бел­ков, кото­рые сфор­ми­ро­вали физи­че­скую основу для позна­ния… Если судить по фигуре при­мата, кото­рая повто­ря­ется на мно­гих глип­то­ли­тах, я думаю, что при­ма­том, кото­рому позна­ва­тель­ные спо­соб­но­сти были пере­са­жены, был нотарк­тус, кото­рый, согласно дан­ным пале­он­то­ло­гов, вымер при­мерно 50 мил­ли­о­нов лет назад…

Мил­ли­оны лет назад нотарк­тус охо­тился в лесах в поис­ках насе­ко­мых и фрук­тов. Его имя озна­чает «лож­ный мед­ведь», потому что когда ока­ме­не­ло­сти нотарк­туса были впер­вые обна­ру­жены, поду­мали, что это неболь­шой мед­ведь. Этот при­мат имел длин­ный хвост, кото­рый, веро­ятно, мог быть обер­нут вокруг ветки, как у обе­зьяны. У него были тон­кое лисье лицо, длин­ный хвост и цеп­кие пальцы на всех четы­рех ногах. Он был похож на ана­лог лемура, малень­кого, живу­щего на дере­вьях при­мата. Нотарк­тус явля­ется древ­ней­шим из извест­ных пред­ков семьи обе­зьян и лему­ров. По срав­не­нию с дру­гими совре­мен­ными ему дои­сто­ри­че­скими живот­ными, вполне веро­ятно, что нотарк­тус был очень умен, так как раз­мер его мозга по отно­ше­нию к его телу был весьма зна­чи­те­лен. Пале­он­то­логи гово­рят нам, что его длина состав­ляла около одного метра, поло­вина из кото­рого при­хо­ди­лась на его хвост, но мне кажется логич­ным, что нотарк­тус, из кото­рого чело­век из кос­моса создал дру­гого чело­века, дол­жен быть, намного больше и более высоко раз­ви­тым с точки зре­ния раз­мера мозга»[8].

image015Фото 8[9]. Ске­лет нотарк­туса. Фото 9[10]. Рекон­струк­ци­он­ное изоб­ра­же­ние нотарктуса

Опи­сы­вая мотивы, кото­рые появ­ля­ются на тка­нях Пара­каса, Иса­бель Аранс Бокос (Isabel Arranz Bocos), Авто­ном­ный уни­вер­си­тет Бар­се­лоны, отмечает:

«Обе­зьяна явля­ется зага­доч­ной фигу­рой. Ее изоб­ра­же­ния при­сут­ствуют на побе­ре­жье с доке­ра­ми­че­ского пери­ода и до недав­него вре­мени. То же самое про­ис­хо­дит и с коша­чьим. Эта тема очень любима пара­кас­цами, а также всей анд­ской доко­лум­бо­вой куль­ту­рой. Можно пред­по­ло­жить, что пара­касцы, как и мно­гие дру­гие древ­ние народы, испы­ты­вали к обе­зья­нам чув­ство род­ства»[11].

*

 image020 image022Фото 10. Маска мумии. Раз­меры: 67,95×12,25 см. Мате­риал:  хло­пок. Пара­кас, Ран­ний гори­зонт. 100 г. до н.э. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса», Вашинг­тон, США[12]

Со вре­ме­нем мне уда­лось найти еще три маски. В кол­лек­ции Думбартон-Оакса нахо­дятся две маски, по тех­нике письма и исполь­зо­ван­ным мате­ри­а­лам очень близ­кие тем семи мас­кам, о кото­рых шла речь. Они отне­сены к Ран­нему гори­зонту. Сле­до­ва­тельно, есть все осно­ва­ния пола­гать, что маски также про­ис­хо­дят из долины Ики и сде­ланы в то же время. При этом маска, пока­зан­ная на фото 10, явля­ется неточ­ной копией маски, засня­той на фото 6, что гово­рит о том, что и для рос­пи­сей масок могли при­ме­няться каноны.

image024 image026Фото 11. Маска мумии. Раз­меры: 48×21,8 см. Мате­риал:  хло­пок. Пара­кас, Ран­ний гори­зонт. 100 г. до н.э. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса»[13]

Вто­рая маска из кол­лек­ции Думбартон-Оакса (фото 11) – един­ствен­ная из всех извест­ных мне масок Ики, на кото­рой изоб­ра­жено лицо боже­ства, а не его фигура цели­ком в составе сюжет­ной ком­по­зи­ции. Тем не менее, сюжет­ная ком­по­зи­ция при­сут­ствует и на этой маске. Правда, она не посвя­щена теме про­ис­хож­де­ния пара­кас­цев, как осталь­ная часть масок. На маске изоб­ра­жен сер окулядо с гла­зами, состо­я­щими из трех пря­мо­уголь­ни­ков, окру­жен­ных очками из змее­по­доб­ных сущ­но­стей. Змее­по­доб­ные сущ­но­сти также фор­ми­руют сво­его рода голов­ной убор пер­со­нажа. В его цен­тре нахо­дится фигура боже­ства с двумя жез­лами, обла­да­ю­щего огром­ной квад­рат­ной голо­вой, от кото­рой исхо­дит сия­ние, а также квад­рат­ным телом мень­шего раз­мера. По краям голов­ного убора рас­по­ло­жены фигурки крас­ных птиц. На щеках поме­щены две фигуры сера окулядо в «позе пловца».

image028Фото 12. Рас­пи­сан­ная маска мумии. Общие раз­меры: 47×35 см. Мате­риал и тех­ника: квад­рат­ное полот­нище с бахро­мой – хлоп­ко­вая ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния; рос­пись красно-оранжевым и серым пиг­мен­тами квад­рата 19×19 см. Культура/Период: Пара­кас, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период. География/происхождение: Южная Аме­рика, Перу, регион Ики, про­вин­ция Писко, Писко. Гео­гра­фи­че­ское место­по­ло­же­ние: Перу, Южное побе­ре­жье, долина Писко. Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Гар­вард­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, США[14]

Ком­по­зи­ции всех масок выпол­нены с помо­щью довольно при­ми­тив­ного рисунка, где изоб­ра­жены только кон­туры фигур. Маска из Музея Пибоди рас­пи­сана в более про­дви­ну­той тех­нике как в плане ком­по­зи­ции, так и в плане исполь­зо­ва­ния живо­пис­ных средств. Кроме того, она была най­дена в долине Писко и дати­ру­ется более позд­ним пери­о­дом. Исходя из этого, можно сде­лать вывод о том, что маска при­над­ле­жит к эпохе Некрополя.

На маске также изоб­ра­жено чело­ве­че­ское лицо. Оно состав­лено из отдель­ных эле­мен­тов, каж­дый из кото­рых явля­ется сим­во­лом. Конечно, не все их воз­можно про­честь. Иден­ти­фи­ка­ции под­да­ются змее­по­доб­ные сущ­но­сти, кото­рые обра­зуют квад­рат­ный кон­тур лица, и две фигуры котов, рас­по­ло­жен­ные на щеках. Коты в свою оче­редь также состоят из отдель­ных элементов.

Про­дол­же­ние: с. 10

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 89 | 10 |

[1] http://www.precolombino.cl/coleccion/mascara-pintada-de-fardo-funerarios/

[1a] Ершова Г.Г. Древ­няя Аме­рика: полет во вре­мени и про­стран­стве. М.: Але­тейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/73).

[1b] Ершова Г.Г. Указ. соч.

[8] Cabrera J. The message of the engraved stones of Ica. Ica, 2000 (http://openlibrary.org/books/OL16716029M/The_message_of_the_engraved_stones_of_Ica).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>