3.2.2. Ткани коричневой гаммы

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Пара­кас, про­дол­же­ние

image0013.2.2. Ткани корич­не­вой гаммы
и изоб­ра­зи­тель­ная кон­цеп­ция сера окулядо

image029[i]

По оцен­кам неко­то­рых спе­ци­а­ли­стов, гео­мет­ри­че­ский стиль тек­стиля Пара­каса воз­ник при­бли­зи­тельно в 300 г. до н.э. и суще­ство­вал более четы­рех сотен лет. Его при­ме­няли и в начале блоч­ного стиля[1]. Однако, судя по дати­ров­кам, кото­рые дают ката­логи музеев, воз­ник­но­ве­ние гео­мет­ри­че­ского стиля сле­дует отне­сти к началу пери­ода Пещер – к 800 – 700 гг. до н.э. Ткани в гео­мет­ри­че­ском стиле были най­дены не только в пеще­рах, но и в некро­поле Паракаса.

Счи­та­ется, что к пери­оду Пещер в основ­ном отно­сятся дву­цвет­ные ткани, орна­менты кото­рых выпол­нены на ткац­ком станке. Эти ткани тогда дела­лись из хлопка. Шерсть и чело­ве­че­ский волос исполь­зо­ва­лись в мень­шей сте­пени. В эпоху Пещер Пара­каса появ­ля­ются и выши­тые ткани, но их узоры обычно рас­по­ло­жены только на кайме, основ­ное поле не имеет укра­ше­ний[2].

image001Фото 1. Маска лож­ной головы погре­баль­ного фардо. Раз­меры: 80×30 см. Мате­ри­алы: ткань из хлопка, пиг­менты. Куль­тура: Пара­кас. Период: 300 – 100 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[3]

Гео­мет­ри­че­ский стиль харак­те­рен не только для тка­ных и выши­тых узо­ров. В этом стиле дела­лись и рос­писи по ткани. Мастера пери­ода Пещер рас­пи­сы­вали настен­ные ткани гроб­ниц, ино­гда очень длин­ные (20 – 30 м)[4], а также полотна для лож­ных голов (фото 1).

image003Фото 2. Фраг­мент покрова. Раз­меры: 53,3×179,1 см. Мате­ри­алы: хло­пок, пиг­мент. Куль­тура: Пара­кас. Дата: VI – V вв. до н.э. Гео­гра­фия: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[5]

image005Фото 3. Круп­ный план моти­вов покрова

Трудно ска­зать, где впер­вые появи­лись изоб­ра­же­ния в гео­мет­ри­че­ском стиле – на рос­пи­сях тка­ней или на тка­ных узо­рах. Но известно, что рас­пи­сан­ные ткани изго­тав­ли­ва­лись неко­то­рое время парал­лельно с тек­сти­лем, на кото­ром узоры были вытканы. До появ­ле­ния куль­туры Пара­каса мастера побе­ре­жья рас­пи­сы­вали стен­ные ткани в стиле Чавина. Они соот­вет­ственно и отне­сены спе­ци­а­ли­стами к чавин­ской куль­туре. В период Пещер настен­ный тек­стиль Пара­каса, видимо, осво­бо­дился от опре­де­ля­ю­щего воз­дей­ствия Чавина. Я знаю лишь одну ткань, где вли­я­ние Чавина ощу­ща­ется – покров из хлопка в крас­ных тонах (фото 2 и 3), най­ден­ный в долине Ики. Он укра­шен изоб­ра­же­нием кота-дракона/динозавра, состав­лен­ного из гео­мет­ри­че­ских фигур. Но подоб­ный образ этого боже­ства не встре­ча­ется на типич­ных для гео­мет­ри­че­ского стиля тканях.

image002 image062Фото 4. Фраг­мент ленты. Раз­меры: 137×14,5 см. Мате­риал: шерсть. Тех­ники: дву­сто­рон­няя ткань; бро­кадо. Куль­тура: Пара­кас. Период: 700 – 300 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[6]

Что каса­ется тка­ных узо­ров в чавино-паракасском стиле, то мне известны лишь два арте­факта. Пер­вый – лента, хра­ня­ща­яся в Чилий­ском музее доко­лум­бо­вого искус­ства (фото 4). На ней в тех­нике бро­кадо чер­ными нит­ками по крас­ному фону выпол­нена птица с голо­вой дракона-кота, харак­тер­ной для кера­мики в чавино-паракасском стиле. Узор из фигур кота с почти такой же голо­вой изоб­ра­жен и на сосуде из тыквы (фото 4а).

image059Фото 4а[6а]. Чаша из тыквы. Тех­ника: пиро­гра­фия. Куль­тура: Пара­кас. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Вто­рой арте­факт нахо­дится в Музее изящ­ных искусств Сан-Франциско (фото 4b). Это фраг­мент каймы, на кото­ром вме­сте с мас­ками сера окулядо выткан дракон-кот, очень похо­жий на птицу-дракона-кота ленты из Чилий­ского музея.

image025

Фото 4b. Фраг­мент каймы. Раз­меры: 43,8×10,2 см. Мате­риал и тех­ника: шерсть вер­блю­до­вых; трой­ная ткань (triplecloth). 700 – 600 гг. до н.э. Перу, Оку­кахе, Чавин. Музей изящ­ных искусств Сан-Франциско (Янг-музей), США[6b]

Таким обра­зом, судя по неболь­шому числу нахо­док, как и в кера­мике, чавин­ская ико­но­гра­фия ока­зы­вала вли­я­ние на изоб­ра­зи­тель­ный ряд ком­по­зи­ций тка­ней. Но его нужно при­знать незна­чи­тель­ным. В отли­чие от кера­мики, тек­стиль Пара­каса эпохи Пещер имел свой, само­сто­я­тель­ный стиль, отли­ча­ю­щийся от стиля Чавина изоб­ра­зи­тель­ным рядом, а также набо­ром пер­со­на­жей. Тек­стиль можно назвать основ­ным носи­те­лем рели­ги­оз­ной идео­ло­гии Пара­каса, кото­рая впо­след­ствии рас­про­стра­ни­лась и на оформ­ле­ние кера­мики, вытес­нив на ней чавин­ские образы. Но если глав­ными пер­со­на­жами кера­мики само­сто­я­тель­ного стиля Пара­каса явля­ются сер и фелино окулядо, то мир божеств на тка­нях более сло­жен, постро­е­ние посла­ния более мно­го­словно, мно­го­значно и мно­го­зна­чи­тельно и его смысл меня­ется в зави­си­мо­сти от изме­не­ний пред­став­ле­ния о божествах.

Наи­бо­лее точны посла­ния самой древ­ней группы тек­стиля пери­ода Пещер – дву­цвет­ных тка­ней в корич­не­вой гамме. Они  выпол­нены из неокра­шен­ных хлоп­ко­вых нитей двух цве­тов – корич­не­вого и жел­то­ва­того, кото­рые явля­ются есте­ствен­ными цве­тами перу­ан­ского хлопка. Таких тка­ней сохра­ни­лось очень мало, но их узоры бес­ценны в плане пони­ма­ния сути изоб­ра­жа­е­мого на тка­нях и кера­мике куль­туры Пара­каса, а сле­до­ва­тельно, и на тка­нях и кера­мике после­ду­ю­щих куль­тур, т.е. для пони­ма­ния рели­ги­оз­ного миро­воз­зре­ния Пара­каса и его пре­ем­ни­ков, а также Анд­ского мира в целом.

На тка­нях корич­не­вой гаммы глав­ным пер­со­на­жем явля­ется сер окулядо. Фелино в каче­стве кота-динозавра изоб­ра­жа­ется только в виде малень­ких гор­ба­тых котов, сопро­вож­да­ю­щих сера окулядо наряду с малень­кими фигу­рами дву­гла­вой птицы и змее­по­доб­ными сущ­но­стями в масках.

image007image009Фото 5. Стен­ной тек­стиль (в двух ракур­сах). Раз­меры: 207×69 см. Дву­сто­рон­няя ткань из хлопка. Куль­тура: Пара­кас. Период: 700 – 300 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[7]

В виде чело­века сер окулядо пред­став­лен лишь на одной ткани (фото 5). Да и то чело­ве­ком его здесь можно назвать лишь условно. Гораздо больше у сера окулядо сход­ства с метал­ли­че­ским антро­по­морф­ным робо­том. Внутри его тела нахо­дятся фигура чело­века и два гор­ба­тых кота. В основ­ном на тка­нях корич­не­вой гаммы сер окулядо изоб­ра­жен как антро­по­зо­оморф­ное боже­ство, т.е. как божество-человек со зве­ри­ными чер­тами. У него две ипо­стаси. В одной из них сер окулядо более чело­век, чем живот­ное. В этой ипо­стаси он изоб­ра­жа­ется фрон­тально. В дру­гой ипо­стаси черт живот­ного у боже­ства гораздо больше. Ей соот­вет­ствует вид тела сбоку, а головы – анфас. Для крат­ко­сти будем назы­вать ипо­стаси сера окулядо чело­ве­че­ской и звериной.

image011Фото 6. Покров мумии № 349. Раз­меры: 150×324 см. Куль­тура: Некро­поль Пара­каса. Место находки: Некро­поль Вари-Кайана. Тех­ника: двой­ная ткань. Мате­риал: шерсть. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу[8]

image066Фото 6a[8a]. Мотив ниж­него ряда, вто­рой слева (отра­жен по вертикали)

 image068 image070Фото 6b[8b] и 6c[8c]. Лице­вая и изна­ноч­ная сто­роны вто­рого справа мотива ниж­него ряда

Сер окулядо в зве­ри­ной ипо­стаси имеет тело с тре­уголь­ным гор­бом и длин­ный змее­вид­ный хвост (фото 6). По его спине и хво­сту про­хо­дит зуб­ча­тый гре­бень. В дан­ной ипо­стаси зве­ри­ная часть сера окулядо более всего напо­ми­нает динозавра.

image013Фото 7[9]. Сдво­ен­ный кера­ми­че­ский сосуд пери­ода Пещер Пара­каса. Реги­о­наль­ный музей Ики

Такое же тело, закан­чи­ва­ю­ще­еся длин­ным хво­стом и име­ю­щее зуб­ча­тые гребни, можно видеть у боже­ства, изоб­ра­жен­ного на одном из кера­ми­че­ских сосу­дов пери­ода Пещер (то, что справа на фото 7). Судя по всему, оно и есть про­то­тип сера окулядо. Оче­видно, что боже­ство – чело­век. Он нахо­дится под водой в защит­ном костюме, а ско­рее – в некоем аппа­рате, кото­рый имеет снизу длин­ный рас­труб, видимо, соеди­нен­ный с систе­мой жиз­не­обес­пе­че­ния. Голова чело­века на вто­ром сосуде защи­щена шле­мом с фона­рем в налоб­ной части. Этот шлем, ско­рее всего, и стал про­то­ти­пом для тюр­бана соот­вет­ству­ю­щего фасона – с узлом спе­реди, в кото­ром хоро­нили знат­ных усоп­ших и в кото­ром можно видеть пер­со­на­жей рос­пи­сей сосу­дов и кера­ми­че­ских скульп­тур. Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что боже­ства изоб­ра­жены в воде, но каких-либо сим­во­лов вод­ной среды автор сосу­дов нам не дает.

Боги во плоти и их сна­ря­же­ние на сдво­ен­ном сосуде пока­заны с реа­ли­стич­но­стью, мак­си­маль­ной для худож­ника, кото­рый был не зна­ком с тех­ни­че­скими устрой­ствами и при­спо­соб­ле­ни­ями и мог пере­дать их только обра­зами, взя­тыми из при­роды. При этом какие-то ору­дия божеств он мог заме­нить пред­ме­тами, кото­рые изго­тав­ли­вал его народ, напри­мер, обси­ди­а­но­выми ножами или вее­рами. Мы вос­при­ни­маем пер­со­на­жей на сосуде как людей в защит­ном сна­ря­же­нии. Но, ско­рее всего, совре­мен­ники видели здесь людей-динозавров или людей-косаток (если пред­по­ло­жить, что дей­ствие про­ис­хо­дит под водой).

image015На узо­рах тка­ней корич­не­вой гаммы изоб­ра­же­ния гораздо более условны. Их цель, ско­рее, не укра­сить ткань, а пере­дать посла­ние. Ком­по­зи­ции можно срав­нить с тек­стом, состо­я­щим из знаков-понятий, кото­рые состав­лены из более или менее слож­ных гео­мет­ри­че­ских фигур и линий. Чтобы текст было воз­можно читать, поня­тие (слово) изоб­ра­жа­лось по одному канону и было узна­ва­емо, как узна­ва­ема, напри­мер, буква алфа­вита при раз­лич­ном напи­са­нии от руки или отоб­ра­же­нии раз­ными шриф­тами. Так, поня­тию «сер окулядо в ипо­стаси дино­завра» соот­вет­ствует сле­ду­ю­щий образ, кото­рый, кстати, очень напо­ми­нает букву «К», часто отра­жен­ную гори­зон­тально. Его гор­ба­тое тело и конеч­но­сти пока­заны сбоку, а голова анфас. Ноги полу­со­гнуты и рас­по­ло­жены под углом к телу, опи­ра­ю­ще­муся на хвост. Эту позу уче­ные назы­вают сидя­щей. Про­тя­ну­тые впе­ред руки нахо­дятся на уровне груди. Они полу­со­гнуты, как пра­вило, в двух-трех местах. Хвост и хре­бет сера окулядо покрыты тре­уголь­ными зубцами.

image017Фото 8. Покров. Музей Хулио Тельо в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Пара­каса[10]

Сер окулядо на тка­нях изоб­ра­жа­ется в той же позе, кото­рая харак­терна для него на рос­пи­сях кера­мики. Но если на рос­пи­сях он нахо­дится в гори­зон­таль­ном поло­же­нии, то на тка­ных узо­рах он постав­лен вертикально.

 image018 image020 Фото 9а и 9b

Как я уже гово­рила, изме­не­ние поло­же­ния фигуры сера окулядо отно­си­тельно смот­ря­щего на нее (фото 9), не при­во­дит к изме­не­нию сущ­но­сти боже­ства, как это нередко бывает с фигу­рами узо­ров Пара­каса. Сер окулядо не пре­вра­ща­ется в зверя, сто­я­щего на четы­рех лапах, или пере­дви­га­ю­ще­гося по дну чело­века, у кото­рого вме­сто рук ноги дино­завра, кото­рыми он и опи­ра­ется о дно, как это харак­терно для рос­пи­сей кера­мики. Кроме того, фигура на мотиве, повер­ну­том на 90о, т.е. в гори­зон­таль­ном поло­же­нии выгля­дит нелепо (фото 9b), что лиш­ний раз гово­рит о том, что худож­ник замыс­лил ее только в поло­же­нии стоя на ногах. Из ска­зан­ного можно сде­лать вывод, что сер окулядо на самых древ­них тка­нях куль­туры Пара­каса трак­ту­ется, прежде всего, как чело­век, а именно: божество-человек в ипо­стаси динозавра.

image022Срав­ним канон изоб­ра­же­ния сера окулядо в ипо­стаси дино­завра с одной из гра­вюр на кам­нях Ики (фото слева). Здесь мы видим, что дино­завр с голо­вой чело­века стоит вер­ти­кально. Но стро­е­ние его зад­них ног не поз­во­ляет их выпря­мить пол­но­стью, как это может сде­лать чело­век. Поэтому дино­завр опи­ра­ется на хвост. Вот откуда такая стран­ная «сидя­щая» поза у сера окулядо на тка­ных узо­рах. Ну, кто теперь ска­жет, что дино­зав­ров гра­веры кам­ней Ики нико­гда не наблюдали?!

image024image026Но из вся­кого пра­вила есть исклю­че­ния. У един­ствен­ной из всех фигур тка­ней корич­не­вой гаммы – у фигуры сера окулядо на покрове с фото 6 (в пра­вом верх­нем углу) конеч­но­сти изоб­ра­жены так, что при пово­роте на 90о по ходу часо­вой стрелки она смот­рится вполне адек­ватно, а сер окулядо пре­вра­ща­ется в дино­завра, сто­я­щего на четы­рех ногах.

image028Фото 10. Покров. Раз­меры: длина 102 см, ширина 74 см. Мате­риал: ткань (шерсть вер­блю­до­вых). Тех­ника: дву­сто­рон­няя ткань. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: долина Ики, Серро-Уле, гаси­енда Оку­кахе. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[11]

Кстати ска­зать, ткани в гео­мет­ри­че­ском стиле Пещер Пара­каса были най­дены не только на самом полу­ост­рове. Боль­шую часть кол­лек­ции Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии состав­ляет тек­стиль из долины Ики, кото­рый был обна­ру­жен на Серро-Уле (Cerro Uhle) в гаси­енде Оку­кахе. Он весь дати­ро­ван 800 – 100 гг. до н.э. и, сле­до­ва­тельно, отне­сен музеем к пери­оду Пещер. Среди экс­по­на­тов – ткани для лож­ных голов мумий, пончо и покровы, фраг­мент одного из кото­рых заснят на фото 10. Изоб­ра­жен­ный на этом покрове сер окулядо в зве­ри­ной ипо­стаси несколько отли­ча­ется от тех, кото­рые вытканы на дру­гих тка­нях. У него, напри­мер, нет горба. Нос очень напо­ми­нает сви­ной пята­чок, но, дума­ется, это – нос лету­чей мыши.

Как пра­вило, внутри тела сера окулядо в ипо­стаси дино­завра нахо­дится либо малень­кий дино­завр в маске, либо птица. Если исхо­дить из того, что сер окулядо – это боже­ство корабль, то дино­завр сим­во­ли­зи­рует сухо­пут­ное сред­ство пере­дви­же­ния, а птица – воз­душ­ное. На боль­шин­стве моти­вов маска/голова боже­ства зве­ри­ной и дру­гих ипо­ста­сей соеди­нена с его телом двумя пря­мыми парал­лель­ными лини­ями, как будто бы она надета на шест или трубку. Так, конечно, шея чело­века выгля­деть не может, только шея робота или часть сты­ко­воч­ного меха­низма, если иметь в виду транс­порт­ное сред­ство, состо­я­щее из двух моду­лей, кото­рое, как мне кажется, пара­кас­ский худож­ник изоб­ра­зил на кера­ми­че­ском сосуде с фото 32 на с. 7. Как ни странно, шея сера окулядо, более всего похо­жего на антро­по­морф­ного робота (фото 10а), соеди­нена с его телом не труб­кой, а корот­кими вер­ти­каль­ными штрихами.

image064Фото 10а[11а]. Мотив стен­ного тек­стиля, пока­зан­ного на фото 5

Сера окулядо в чело­ве­че­ской ипо­стаси на тка­ных узо­рах можно встре­тить гораздо реже, чем в зве­ри­ном вопло­ще­нии. Я нашла всего две ткани с таким узо­ром. Это – настен­ный тек­стиль, пока­зан­ный на фото 5, о кото­ром уже шла речь, и фраг­мент ткани, засня­тый на фото 11, где сер окулядо в чело­ве­че­ской ипо­стаси изоб­ра­жен на трех моти­вах из четырех.

image030Фото 11[12]. Тек­стиль­ный фраг­мент. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Изоб­ра­же­ние сера окулядо на тек­стиль­ном фраг­менте более типично для Пара­каса, нежели на стен­ном тек­стиле. Здесь его фигура имеет более мяг­кие очер­та­ния, в боль­шей мере соот­вет­ству­ю­щие очер­та­ниям живого суще­ства, а не кор­пуса робота. Тем не менее, голова/маска пер­со­нажа мотива соеди­нена с телом шеей-шестом, что под­чер­ки­вает меха­ни­че­скую часть сущ­но­сти боже­ства. Голова, тело руки и ноги сера окулядо пока­заны спе­реди. Он не имеет атри­бу­тов живот­ного – ни хво­ста, ни горба. Разве что его ноги полу­со­гнуты, как у человека-динозавра, в то время как на мотиве с божеством-роботом (фото 5) они выпрям­лены, как и пола­га­ется ногам чело­века. Един­ствен­ная его зве­ри­ная состав­ля­ю­щая – это маска живот­ного. Зубы пока­зы­вают только две маски чело­ве­че­ских фигур. У тре­тьей зубы не видны. Но от этого она не ста­но­вится менее звериной.

От кистей сера окулядо вниз идут мол­ние­по­доб­ные зиг­заги,  покры­тые зуб­чи­ками, с мас­кой на конце. На двух из фрон­таль­ных изоб­ра­же­ний такие же змеи-молнии исхо­дят из головы сера окулядо по две с обеих сто­рон. Мол­нии из кистей рук и из скул бьют в землю, а из вис­ков – рас­хо­дятся в гори­зон­таль­ном направ­ле­нии. (Схо­жие змеи-молнии изоб­ра­жены и на унку с фото 12.)

На тре­тьем мотиве тка­ного фраг­мента с фото 11 (в верх­нем углу справа) змеи в мас­ках рас­по­ло­жены лишь по бокам сера окулядо, и они выпрям­лены – вытя­нуты в пря­мую линию. На кон­чи­ках своих сред­них паль­цев он дер­жит по чело­ве­че­ской фигурке. Чело­ве­че­ская фигура нахо­дится и внутри боже­ства, тогда как внутри двух дру­гих вытканы дву­гла­вые птицы. На этом мотиве, един­ствен­ном из всех, кото­рые я видела, у сера окулядо обо­зна­чен муж­ской дето­род­ный орган. Сим­во­лика узора пред­став­ля­ется мне неод­но­знач­ной. Воз­можно, в его посла­нии речь идет о появ­ле­нии людей на Земле. Малень­ких чело­веч­ков можно трак­то­вать как детей сера окулядо (пра­щу­ров пара­кас­цев) и как млад­ших божеств. На изоб­ра­же­нии бога с двумя жез­лами пери­ода Импе­рии Уари, кото­рое нахо­дится на рос­писи кера­ми­че­ского сосуда из Кон­чо­паты (см.: «Божество-корабль», фото 27 и 28), один из жез­лов также закан­чи­ва­ется чело­веч­ком, кото­рый нари­со­ван в позе бега и вос­при­ни­ма­ется как божество-помощник.

image032Фото 12. Унку(?) пери­ода Пещер, укра­шен­ное сти­ли­зо­ван­ными зооан­тро­по­морф­ными фигу­рами и име­ю­щее тка­ную бахрому с узо­рами. Тех­ника: дву­сто­рон­няя ткань[13]

image034Тре­тья ипо­стась сера окулядо. Как можно видеть на унку с фото 12, суще­ство­вал и тре­тий канон изоб­ра­же­ния сера окулядо. Его фигура и конеч­но­сти пока­заны сбоку, как у зве­ри­ной ипо­стаси. При этом руки в послед­ней трети соот­вет­ствуют ногам дино­завра. Тело имеет горб с зуб­ча­тым греб­нем, но в отли­чие от тела зве­ри­ной ипо­стаси осно­ва­ние горба (живот) не пред­став­ляет собой пря­мую линию, а изги­ба­ется под углом. Хвост отсут­ствует. Голова зани­мает совер­шенно неесте­ствен­ное поло­же­ние: она повер­нута на своей шее-шесте отно­си­тельно тела на 180о.

image036Более есте­ственно фигура смот­рится не в том поло­же­нии, в кото­ром она должна быть, если унку надето на чело­века, т.е. сто­я­щей на ногах с голо­вой вверх под­бо­род­ком, а в отра­жен­ном по вер­ти­кали, т.е. под­бо­род­ком вниз. При этом созда­ется ощу­ще­ние, что фигура летит, вер­нее только ее голова, поскольку поло­же­ние тела и конеч­но­стей не соот­вет­ствует полету. Внутри тела боже­ства нахо­дится дву­гла­вая птица, кото­рая при пово­роте боже­ства вверх ногами зани­мает пра­виль­ное поло­же­ние – голо­вами вверх. Поэтому, вполне веро­ятно, что этим кано­ном пере­да­ется поня­тие «сер окулядо – лета­ю­щий человек-динозавр в фазе полета», т.е. речь идет об инди­ви­ду­аль­ном лета­тель­ном аппа­рате. А сер окулядо в зве­ри­ной ипо­стаси, т.е. с телом дино­завра может соот­вет­ство­вать мно­го­мест­ному транс­порт­ному сред­ству богов, учи­ты­вая раз­меры дино­завра. Хотя более веро­ятно, что мно­го­мест­ному транс­порту соот­вет­ствует изоб­ра­же­ние фелино окулядо с телом, как у вагона бро­не­по­езда, кото­рый появ­ля­ется на крас­ных покро­вах с «прорезями».

Я обра­тила вни­ма­ние на то, что птица внутри двух фигур сера окулядо в ипо­стаси чело­века на тек­стиль­ном фраг­менте (фото 12) тоже выткана голо­вами вниз, а голову/маску обоих божеств вен­чает дру­гая маска, повер­ну­тая вверх под­бо­род­ком. Такая же маска есть и на голове/маске сера окулядо в теле робота. Между ног двух пер­со­на­жей рос­пи­сей тка­ней для лож­ных голов (фото 3 и 5) также нари­со­вана пере­вер­ну­тая птица. Видимо, и пере­вер­ну­тые маски/головы, и пада­ю­щие вниз птицы явля­ются сим­во­лами полета, и изоб­ра­жа­ются они только на моти­вах с сером окулядо в чело­ве­че­ской ипостаси.

image038Фото 13. Чаша. Раз­меры: 7,62×16,51 см. Мате­ри­алы: кера­мика, пиг­мент. Куль­тура: Пара­кас. III в. до н.э. Гео­гра­фия: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[14]

image040Ежели поста­вить фигуру сера окулядо в гори­зон­таль­ное поло­же­ние, то его поза будет соот­вет­ство­вать той, в кото­рой он нари­со­ван на кера­ми­че­ской чаше (фото 13). И если бы не летя­щая голова и не дву­гла­вая птица, вполне можно было ска­зать, что в таком ракурсе сер окулядо пока­зан плы­ву­щим или иду­щим по дну, цеп­ля­ясь за него руками – ногами дино­завра. Кстати, боже­ство на чаше также носит плос­кую маску, устрем­лен­ную под­бо­род­ком впе­ред. Но можно ли при­ме­ни­тельно к тка­ням корич­не­вой гаммы гово­рить о том, что боже­ства пока­заны под водой? Ведь их спут­ни­ками явля­ются дино­завр и птица, а вод­ной сим­во­лики на моти­вах нет, если не счи­тать змее­вид­ные объ­екты с мас­ками на конце. В связи с этим воз­ни­кает вопрос: а все­гда ли они были мор­скими зме­ями в пони­ма­нии худож­ни­ков по тек­стилю того вре­мени? На тка­нях корич­не­вой гаммы они не выгля­дят тако­выми. Они чаще всего изоб­ра­жены в виде зиг­за­гов с чет­кими углами, кото­рых у созда­ний при­роды быть не может, и более всего напо­ми­нают элек­три­че­ские раз­ряды. Я вос­при­ни­маю их как чистую, подоб­ную мол­нии, энер­гию, исхо­дя­щую от боже­ства, а зубцы, кото­рыми покрыт и горб сера окулядо, – как сия­ние этой энергии.

Таким обра­зом, сим­волы воды отсут­ствуют. Дино­зав­ров в раз­лич­ных маска сле­дует вос­при­нять как сим­волы земли, суши, а птицу – сим­вол воз­духа, полета. В резуль­тате, с уче­том боль­шой осве­дом­лен­но­сти авто­ров узо­ров, можно было бы сде­лать сле­ду­ю­щие выводы:
• самые древ­ние тка­ные узоры гео­мет­ри­че­ского стиля пока­зы­вают только назем­ные и воз­душ­ные суда богов во плоти;
• во вре­мена, когда были сде­ланы эти ткани, боги еще не имели под­вод­ной базы, кораб­лей, кото­рые могли бы взле­тать из глу­бин, и сами не пла­вали в водах оке­ана в инди­ви­ду­аль­ных защит­ных средствах.

Ну а что если, как это при­нято в Анд­ском мире, один и тот же сим­вол может иметь несколько зна­че­ний? Тогда змеи-молнии могут быть одно­вре­менно мор­скими зме­ями, а сер окулядо в гори­зон­таль­ном поло­же­нии дей­стви­тельно плыть. Сам же мотив при его вра­ще­нии может пока­зы­вать сера окулядо в трех поло­же­ниях: сто­я­щим, ныря­ю­щим и/или летя­щим, плы­ву­щим. Вполне веро­ятно, что та самая стрелка, отхо­дя­щая от тела пер­со­нажа, кото­рую я и вос­при­ни­мала с самого начала как знак направ­ле­ния дви­же­ния, дей­стви­тельно пока­зы­вает, что фигуру можно и нужно вра­щать. Но как бы там ни было, без­услов­ная мор­ская тема­тика на тка­нях появ­ля­ется уже в эпоху Некрополя.

Маски. Они есть у всех пер­со­на­жей и часто, если не все­гда, заме­няют головы. Поэтом маски могут иметь реша­ю­щее зна­че­ние в опре­де­ле­нии сущ­но­сти боже­ства – как самого сера окулядо, так и его спут­ни­ков. Маски могут поме­щаться внутрь боже­ства и над его соб­ствен­ной головой/маской.

Сер окулядо на всех ком­по­зи­циях изоб­ра­жен в четырех-, пяти– или шести­уголь­ной маске с гла­зами в виде кон­цен­три­че­ских квад­ра­тов или окруж­но­стей, редко тре­уголь­ни­ков, со стрел­кой вме­сто носа или носом, кото­рый похож на кость или рыбу. Маски боже­ства вызы­вают ассо­ци­а­цию с голо­вой робота. Осо­бенно это каса­ется масок на покрове с фото 5. Ино­гда рот маски пред­став­ляет собой пря­мо­уголь­ную щель с зубами, но чаще он рас­тя­нут в улыбке до ушей. На самом деле, как и на обра­зах Улы­ба­ю­ще­гося бога Чавина, таким спо­со­бом худож­ник пере­дает вытя­ну­тую морду зверя анфас. Мас­ками мень­шего раз­мера закан­чи­ва­ются хво­сты дино­зав­ров, а также змеи, кото­рые отхо­дят от головы пер­со­нажа или от его рук.

Ни на одном из изоб­ра­же­ний я не уви­дела самого сера окулядо в маске той кон­фи­гу­ра­ции, кото­рая надета на кота-динозавра (маске с коша­чьими ушками). На неко­то­рых моти­вах (см., напри­мер, фото 12) его маска сверху имеет ряд из трех-четырех кро­шеч­ных масок, похо­жий на зуб­ча­тый венец. Ино­гда зуб­чи­ков всего два, они нахо­дятся ближе к углам маски и напо­ми­нают уши коша­чьего. У самого сера окулядо или вообще нет ушей или они округ­лые и рас­по­ла­га­ются по бокам головы/маски.

У фигур сера окулядо на корич­не­вом покрове (фото 6) вме­сто масок-зубчиков изоб­ра­жена одна маска сред­него раз­мера, кото­рая ближе к маске чело­века. В боль­шин­стве слу­чаев от нее исхо­дят загну­тые на кон­цах лучи. Такие маски как само­сто­я­тель­ный эле­мент вхо­дят в ком­по­зи­ции узо­ров более позд­него тек­стиля гео­мет­ри­че­ского стиля – крас­ных покро­вов с «прорезями».

image042image015Спут­ники сера окулядо. Среди малень­ких фигур, вхо­дя­щих в ком­по­зи­цию мотива, гор­ба­тый кот не самая распро­стра­нен­ная. Исклю­че­ние состав­ляет узор с человеком-роботом, где его окру­жает целый парк таких котов. На дру­гих тка­нях изоб­ра­жена, ско­рее, маленькая фигура сера окулядо в ипо­стаси дино­завра на четы­рех ногах в маске кота. Она, как пра­вило, соеди­нена с кон­чи­ком хвоста-змеи боже­ства (фото справа).

image044

Ни одна из фигур сера окулядо на тка­нях не содер­жит фигуры кота-динозавра внутри себя, кроме фигуры человека-робота. Так, на корич­не­вом покрове с фото 6 у всех дино­зав­ров маски/головы раз­ные. Их форма доста­точно округ­лая, ушей нет. Каких живот­ных они пред­став­ляют, судить я не берусь. Разве что голова край­него справа в верх­нем ряду похожа на голову обе­зьяны (фото справа).

image046Обезьяна-динозавр очень узна­ва­емо изоб­ра­жена на одном из моти­вов покрова с фото 8. Она нахо­дится над бед­ром пра­вой ноги сера окулядо. Малень­кий чело­ве­чек, голова кото­рого соеди­нена со змее­вид­ной лен­той, также очень похож на обезьяну.

Сле­до­ва­тельно, кот-динозавр, кото­рый на тка­нях корич­не­вой гаммы вообще не явля­ется глав­ным пер­со­на­жем ни одного из моти­вов, и среди мел­ких фигур – один из мно­гих. Это гово­рит о том, что фелино окулядо далеко не сразу стал важ­ным божеством.

Един­ствен­ный пер­со­наж, у кото­рого нет маски – это вто­рой неиз­мен­ный спут­ник сера окулядо после дино­завра – птица. На всех тка­нях она изоб­ра­жена по одному и тому же канону: с пря­мо­угольны кор­пу­сом, ногами-соплами чис­лом от двух и более и имеет две головы, смот­ря­щие в про­ти­во­по­лож­ные сто­роны. Хотя кры­лья птицы и рас­прав­лены, она нахо­дится не в гори­зон­таль­ном, а в вер­ти­каль­ном поло­же­нии, как ракета на стар­то­вом столе (фото 14). Ком­по­зи­ция покрова с божеством-роботом (см. фото 5) состав­ляет исклю­че­ние. Здесь у птицы одна голова на длин­ной шее. image048Она дей­стви­тельно летит, так как пока­зана гори­зон­тально, и, конечно, напо­ми­нает самолет .

image010Фото 14[15]. Мотив корич­не­вого покрова с фото 6 (вто­рой справа в ниж­нем ряду)

Птица, видимо, из-за неболь­шого раз­мера не содер­жат внутри себя ника­ких фигур. Исклю­че­ние состав­ляет мотив корич­не­вого покрова с фото 6 (фото 14). На нем внутри птицы нахо­дится фигурка динозавра.

image050Фото 15[16]. Круп­ный план мотива покрова (край­ний слева в верх­нем ряду на фото 6)

«Жезл» сера окулядо. Ком­по­зи­ции пери­ода Пещер пока­зы­вают, что изна­чально, как я все­гда и пред­по­ла­гала, божество-корабль не дер­жало в руках отсе­чен­ную голову чело­века за волосы и туми, кото­рые стали его атри­бу­тами у после­ду­ю­щих куль­тур. Оно вообще ничего не дер­жало. Обра­тимся к покрову, засня­тому на фото 6. На его круп­ном плане (фото 15) мы видим божеств, повер­ну­тых к нам боком с про­тя­ну­тыми впе­ред руками, кото­рые согнуты в трех местах, с четырьмя паль­цами на каж­дой рас­кры­той (не сжа­той) кисти. (Оче­видно, что это – одно­вре­менно и руки чело­века и ноги дино­завра.) Над ука­за­тель­ным паль­цем верх­ней кисти изоб­ра­жена дву­гла­вая птица, а под мизин­цем ниж­ней кисти – нечто, при­бли­жа­ю­ще­еся по форме к шести­уголь­нику или тре­уголь­нику, т.е., ско­рее всего, повер­ну­тая вверх под­бо­род­ком кро­шеч­ная маска. В целом все это выгля­дит как жезл, но тако­вым не явля­ется. На дру­гих вари­ан­тах мотива, круп­ных пла­нов кото­рых мы не имеем, изоб­ра­жены также, веро­ят­нее всего, кро­шеч­ные маски с исхо­дя­щими от них вверх и вниз лини­ями, напо­ми­на­ю­щими волосы. При жела­нии в них легко можно уви­деть отруб­лен­ные головы, кото­рые серы окулядо дер­жат за волосы, а в мас­ках без пото­ков линий – туми.

Извра­ще­нию зна­че­ний сим­во­лов энер­гии божества-корабля впо­след­ствии, конечно, спо­соб­ство­вала, прежде всего, утрата пони­ма­ния изна­чально зало­жен­ного в них смысла. Новое поко­ле­ние жрецов-правителей уви­дело в сим­во­лах энер­гии то, что хотело уви­деть в руках своих богов, чем счи­тало пра­виль­ным их наде­лить: отруб­лен­ные головы, кото­рые боже­ства дер­жат за волосы, и ору­дие жерт­во­при­но­ше­ний – обси­ди­а­но­вый нож или туми. Это, несо­мненно, отоб­ра­жало реаль­ное поло­же­ние дел в Наске, кото­рая стала при­ем­ни­ком куль­туры Пара­каса, а также в Моче, – цар­ствах, где прак­ти­ко­ва­лись чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. В Моче тро­фей­ная голова и туми явля­лись сим­во­лами боже­ствен­ной власти.

image001

Созда­тели узо­ров тка­ней корич­не­вой гаммы смогли пере­дать глав­ный, как мне кажется, смысл посла­ния – меха­ни­че­скую, машин­ную состав­ля­ю­щую сущ­но­сти сера окулядо. Это боже­ство они изоб­ра­жали, вся­че­ски под­чер­ки­вая его не при­род­ное про­ис­хож­де­ние с помо­щью гео­мет­ри­че­ских форм и линий, с помо­щью плос­ких масок с чер­тами робота вме­сто головы. При этом голова/маска соеди­ня­лась с телом шесто­об­раз­ной шеей и могла быть постав­лена в невоз­мож­ное для чело­века поло­же­ние. И, есть веро­ят­ность, что худож­ни­кам даже уда­лось пере­дать внеш­ний вид робота богов во плоти или их самих в защит­ных костю­мах (ска­фанд­рах). Пара­касцы на своих тка­нях ска­зали очень много, но част­но­сти посла­ния с тру­дом под­да­ются рас­шиф­ровке. Про­ис­хо­дит это потому, что система сим­во­лов узо­ров гео­мет­ри­че­ского стиля, а в осо­бен­но­сти узо­ров тек­стиля корич­не­вой гаммы при­суща только Пара­касу. При этом по боль­шей части сим­волы не явля­ются ассо­ци­а­тив­ными, т.е. теми, кото­рые понятны для людей всего мира. Поэтому зна­чи­тель­ная часть инфор­ма­ции оста­ется непрочитанной.

 

Про­дол­же­ние: с. 9

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

[i] Documental Huellas: Ciencia, Arte y Tecnología. Cultura Paracas. Archivo Audiovisual del CONCYTEC.Oficina de Comunicaciones Marzo de 2012 (https://www.youtube.com/watch?v=bLQEv7eMttk).

[1] Bader T. Paracas Textiles (http://web.nmsu.edu/~tbader/portfolio/professional/Paracan%20Textiles.pdf).

[2] Arranz Bocos I. (Universitat Autonoma de Barcelona). Aproximaciόn a la iconografía y simbolismo en los textiles Paracas (http://www.raco.cat/index.php/boletinamericanista/article/viewFile/98963/146876).

[7] http://www.precolombino.cl/coleccion/mural/; Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).

[11] http://anthro.amnh.org/anthropology/databases/common/image_dup.cfm?catno=41.2%2F%206014

[11а] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>