Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Паракас, продолжение
3.2.2. Ткани коричневой гаммы
и изобразительная концепция сера окулядо
По оценкам некоторых специалистов, геометрический стиль текстиля Паракаса возник приблизительно в 300 г. до н.э. и существовал более четырех сотен лет. Его применяли и в начале блочного стиля[1]. Однако, судя по датировкам, которые дают каталоги музеев, возникновение геометрического стиля следует отнести к началу периода Пещер – к 800 – 700 гг. до н.э. Ткани в геометрическом стиле были найдены не только в пещерах, но и в некрополе Паракаса.
Считается, что к периоду Пещер в основном относятся двуцветные ткани, орнаменты которых выполнены на ткацком станке. Эти ткани тогда делались из хлопка. Шерсть и человеческий волос использовались в меньшей степени. В эпоху Пещер Паракаса появляются и вышитые ткани, но их узоры обычно расположены только на кайме, основное поле не имеет украшений[2].
Фото 1. Маска ложной головы погребального фардо. Размеры: 80×30 см. Материалы: ткань из хлопка, пигменты. Культура: Паракас. Период: 300 – 100 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[3]
Геометрический стиль характерен не только для тканых и вышитых узоров. В этом стиле делались и росписи по ткани. Мастера периода Пещер расписывали настенные ткани гробниц, иногда очень длинные (20 – 30 м)[4], а также полотна для ложных голов (фото 1).
Фото 2. Фрагмент покрова. Размеры: 53,3×179,1 см. Материалы: хлопок, пигмент. Культура: Паракас. Дата: VI – V вв. до н.э. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[5]
Фото 3. Крупный план мотивов покрова
Трудно сказать, где впервые появились изображения в геометрическом стиле – на росписях тканей или на тканых узорах. Но известно, что расписанные ткани изготавливались некоторое время параллельно с текстилем, на котором узоры были вытканы. До появления культуры Паракаса мастера побережья расписывали стенные ткани в стиле Чавина. Они соответственно и отнесены специалистами к чавинской культуре. В период Пещер настенный текстиль Паракаса, видимо, освободился от определяющего воздействия Чавина. Я знаю лишь одну ткань, где влияние Чавина ощущается – покров из хлопка в красных тонах (фото 2 и 3), найденный в долине Ики. Он украшен изображением кота-дракона/динозавра, составленного из геометрических фигур. Но подобный образ этого божества не встречается на типичных для геометрического стиля тканях.
Фото 4. Фрагмент ленты. Размеры: 137×14,5 см. Материал: шерсть. Техники: двусторонняя ткань; брокадо. Культура: Паракас. Период: 700 – 300 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[6]
Что касается тканых узоров в чавино-паракасском стиле, то мне известны лишь два артефакта. Первый – лента, хранящаяся в Чилийском музее доколумбового искусства (фото 4). На ней в технике брокадо черными нитками по красному фону выполнена птица с головой дракона-кота, характерной для керамики в чавино-паракасском стиле. Узор из фигур кота с почти такой же головой изображен и на сосуде из тыквы (фото 4а).
Фото 4а[6а]. Чаша из тыквы. Техника: пирография. Культура: Паракас. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу
Второй артефакт находится в Музее изящных искусств Сан-Франциско (фото 4b). Это фрагмент каймы, на котором вместе с масками сера окулядо выткан дракон-кот, очень похожий на птицу-дракона-кота ленты из Чилийского музея.
Фото 4b. Фрагмент каймы. Размеры: 43,8×10,2 см. Материал и техника: шерсть верблюдовых; тройная ткань (triplecloth). 700 – 600 гг. до н.э. Перу, Окукахе, Чавин. Музей изящных искусств Сан-Франциско (Янг-музей), США[6b]
Таким образом, судя по небольшому числу находок, как и в керамике, чавинская иконография оказывала влияние на изобразительный ряд композиций тканей. Но его нужно признать незначительным. В отличие от керамики, текстиль Паракаса эпохи Пещер имел свой, самостоятельный стиль, отличающийся от стиля Чавина изобразительным рядом, а также набором персонажей. Текстиль можно назвать основным носителем религиозной идеологии Паракаса, которая впоследствии распространилась и на оформление керамики, вытеснив на ней чавинские образы. Но если главными персонажами керамики самостоятельного стиля Паракаса являются сер и фелино окулядо, то мир божеств на тканях более сложен, построение послания более многословно, многозначно и многозначительно и его смысл меняется в зависимости от изменений представления о божествах.
Наиболее точны послания самой древней группы текстиля периода Пещер – двуцветных тканей в коричневой гамме. Они выполнены из неокрашенных хлопковых нитей двух цветов – коричневого и желтоватого, которые являются естественными цветами перуанского хлопка. Таких тканей сохранилось очень мало, но их узоры бесценны в плане понимания сути изображаемого на тканях и керамике культуры Паракаса, а следовательно, и на тканях и керамике последующих культур, т.е. для понимания религиозного мировоззрения Паракаса и его преемников, а также Андского мира в целом.
На тканях коричневой гаммы главным персонажем является сер окулядо. Фелино в качестве кота-динозавра изображается только в виде маленьких горбатых котов, сопровождающих сера окулядо наряду с маленькими фигурами двуглавой птицы и змееподобными сущностями в масках.
Фото 5. Стенной текстиль (в двух ракурсах). Размеры: 207×69 см. Двусторонняя ткань из хлопка. Культура: Паракас. Период: 700 – 300 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[7]
В виде человека сер окулядо представлен лишь на одной ткани (фото 5). Да и то человеком его здесь можно назвать лишь условно. Гораздо больше у сера окулядо сходства с металлическим антропоморфным роботом. Внутри его тела находятся фигура человека и два горбатых кота. В основном на тканях коричневой гаммы сер окулядо изображен как антропозооморфное божество, т.е. как божество-человек со звериными чертами. У него две ипостаси. В одной из них сер окулядо более человек, чем животное. В этой ипостаси он изображается фронтально. В другой ипостаси черт животного у божества гораздо больше. Ей соответствует вид тела сбоку, а головы – анфас. Для краткости будем называть ипостаси сера окулядо человеческой и звериной.
Фото 6. Покров мумии № 349. Размеры: 150×324 см. Культура: Некрополь Паракаса. Место находки: Некрополь Вари-Кайана. Техника: двойная ткань. Материал: шерсть. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[8]
Фото 6a[8a]. Мотив нижнего ряда, второй слева (отражен по вертикали)
Фото 6b[8b] и 6c[8c]. Лицевая и изнаночная стороны второго справа мотива нижнего ряда
Сер окулядо в звериной ипостаси имеет тело с треугольным горбом и длинный змеевидный хвост (фото 6). По его спине и хвосту проходит зубчатый гребень. В данной ипостаси звериная часть сера окулядо более всего напоминает динозавра.
Фото 7[9]. Сдвоенный керамический сосуд периода Пещер Паракаса. Региональный музей Ики
Такое же тело, заканчивающееся длинным хвостом и имеющее зубчатые гребни, можно видеть у божества, изображенного на одном из керамических сосудов периода Пещер (то, что справа на фото 7). Судя по всему, оно и есть прототип сера окулядо. Очевидно, что божество – человек. Он находится под водой в защитном костюме, а скорее – в некоем аппарате, который имеет снизу длинный раструб, видимо, соединенный с системой жизнеобеспечения. Голова человека на втором сосуде защищена шлемом с фонарем в налобной части. Этот шлем, скорее всего, и стал прототипом для тюрбана соответствующего фасона – с узлом спереди, в котором хоронили знатных усопших и в котором можно видеть персонажей росписей сосудов и керамических скульптур. Складывается впечатление, что божества изображены в воде, но каких-либо символов водной среды автор сосудов нам не дает.
Боги во плоти и их снаряжение на сдвоенном сосуде показаны с реалистичностью, максимальной для художника, который был не знаком с техническими устройствами и приспособлениями и мог передать их только образами, взятыми из природы. При этом какие-то орудия божеств он мог заменить предметами, которые изготавливал его народ, например, обсидиановыми ножами или веерами. Мы воспринимаем персонажей на сосуде как людей в защитном снаряжении. Но, скорее всего, современники видели здесь людей-динозавров или людей-косаток (если предположить, что действие происходит под водой).
На узорах тканей коричневой гаммы изображения гораздо более условны. Их цель, скорее, не украсить ткань, а передать послание. Композиции можно сравнить с текстом, состоящим из знаков-понятий, которые составлены из более или менее сложных геометрических фигур и линий. Чтобы текст было возможно читать, понятие (слово) изображалось по одному канону и было узнаваемо, как узнаваема, например, буква алфавита при различном написании от руки или отображении разными шрифтами. Так, понятию «сер окулядо в ипостаси динозавра» соответствует следующий образ, который, кстати, очень напоминает букву «К», часто отраженную горизонтально. Его горбатое тело и конечности показаны сбоку, а голова анфас. Ноги полусогнуты и расположены под углом к телу, опирающемуся на хвост. Эту позу ученые называют сидящей. Протянутые вперед руки находятся на уровне груди. Они полусогнуты, как правило, в двух-трех местах. Хвост и хребет сера окулядо покрыты треугольными зубцами.
Фото 8. Покров. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса[10]
Сер окулядо на тканях изображается в той же позе, которая характерна для него на росписях керамики. Но если на росписях он находится в горизонтальном положении, то на тканых узорах он поставлен вертикально.
Как я уже говорила, изменение положения фигуры сера окулядо относительно смотрящего на нее (фото 9), не приводит к изменению сущности божества, как это нередко бывает с фигурами узоров Паракаса. Сер окулядо не превращается в зверя, стоящего на четырех лапах, или передвигающегося по дну человека, у которого вместо рук ноги динозавра, которыми он и опирается о дно, как это характерно для росписей керамики. Кроме того, фигура на мотиве, повернутом на 90о, т.е. в горизонтальном положении выглядит нелепо (фото 9b), что лишний раз говорит о том, что художник замыслил ее только в положении стоя на ногах. Из сказанного можно сделать вывод, что сер окулядо на самых древних тканях культуры Паракаса трактуется, прежде всего, как человек, а именно: божество-человек в ипостаси динозавра.
Сравним канон изображения сера окулядо в ипостаси динозавра с одной из гравюр на камнях Ики (фото слева). Здесь мы видим, что динозавр с головой человека стоит вертикально. Но строение его задних ног не позволяет их выпрямить полностью, как это может сделать человек. Поэтому динозавр опирается на хвост. Вот откуда такая странная «сидящая» поза у сера окулядо на тканых узорах. Ну, кто теперь скажет, что динозавров граверы камней Ики никогда не наблюдали?!
Но из всякого правила есть исключения. У единственной из всех фигур тканей коричневой гаммы – у фигуры сера окулядо на покрове с фото 6 (в правом верхнем углу) конечности изображены так, что при повороте на 90о по ходу часовой стрелки она смотрится вполне адекватно, а сер окулядо превращается в динозавра, стоящего на четырех ногах.
Фото 10. Покров. Размеры: длина 102 см, ширина 74 см. Материал: ткань (шерсть верблюдовых). Техника: двусторонняя ткань. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: долина Ики, Серро-Уле, гасиенда Окукахе. Американский музей естественной истории[11]
Кстати сказать, ткани в геометрическом стиле Пещер Паракаса были найдены не только на самом полуострове. Большую часть коллекции Американского музея естественной истории составляет текстиль из долины Ики, который был обнаружен на Серро-Уле (Cerro Uhle) в гасиенде Окукахе. Он весь датирован 800 – 100 гг. до н.э. и, следовательно, отнесен музеем к периоду Пещер. Среди экспонатов – ткани для ложных голов мумий, пончо и покровы, фрагмент одного из которых заснят на фото 10. Изображенный на этом покрове сер окулядо в звериной ипостаси несколько отличается от тех, которые вытканы на других тканях. У него, например, нет горба. Нос очень напоминает свиной пятачок, но, думается, это – нос летучей мыши.
Как правило, внутри тела сера окулядо в ипостаси динозавра находится либо маленький динозавр в маске, либо птица. Если исходить из того, что сер окулядо – это божество корабль, то динозавр символизирует сухопутное средство передвижения, а птица – воздушное. На большинстве мотивов маска/голова божества звериной и других ипостасей соединена с его телом двумя прямыми параллельными линиями, как будто бы она надета на шест или трубку. Так, конечно, шея человека выглядеть не может, только шея робота или часть стыковочного механизма, если иметь в виду транспортное средство, состоящее из двух модулей, которое, как мне кажется, паракасский художник изобразил на керамическом сосуде с фото 32 на с. 7. Как ни странно, шея сера окулядо, более всего похожего на антропоморфного робота (фото 10а), соединена с его телом не трубкой, а короткими вертикальными штрихами.
Фото 10а[11а]. Мотив стенного текстиля, показанного на фото 5
Сера окулядо в человеческой ипостаси на тканых узорах можно встретить гораздо реже, чем в зверином воплощении. Я нашла всего две ткани с таким узором. Это – настенный текстиль, показанный на фото 5, о котором уже шла речь, и фрагмент ткани, заснятый на фото 11, где сер окулядо в человеческой ипостаси изображен на трех мотивах из четырех.
Фото 11[12]. Текстильный фрагмент. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу
Изображение сера окулядо на текстильном фрагменте более типично для Паракаса, нежели на стенном текстиле. Здесь его фигура имеет более мягкие очертания, в большей мере соответствующие очертаниям живого существа, а не корпуса робота. Тем не менее, голова/маска персонажа мотива соединена с телом шеей-шестом, что подчеркивает механическую часть сущности божества. Голова, тело руки и ноги сера окулядо показаны спереди. Он не имеет атрибутов животного – ни хвоста, ни горба. Разве что его ноги полусогнуты, как у человека-динозавра, в то время как на мотиве с божеством-роботом (фото 5) они выпрямлены, как и полагается ногам человека. Единственная его звериная составляющая – это маска животного. Зубы показывают только две маски человеческих фигур. У третьей зубы не видны. Но от этого она не становится менее звериной.
От кистей сера окулядо вниз идут молниеподобные зигзаги, покрытые зубчиками, с маской на конце. На двух из фронтальных изображений такие же змеи-молнии исходят из головы сера окулядо по две с обеих сторон. Молнии из кистей рук и из скул бьют в землю, а из висков – расходятся в горизонтальном направлении. (Схожие змеи-молнии изображены и на унку с фото 12.)
На третьем мотиве тканого фрагмента с фото 11 (в верхнем углу справа) змеи в масках расположены лишь по бокам сера окулядо, и они выпрямлены – вытянуты в прямую линию. На кончиках своих средних пальцев он держит по человеческой фигурке. Человеческая фигура находится и внутри божества, тогда как внутри двух других вытканы двуглавые птицы. На этом мотиве, единственном из всех, которые я видела, у сера окулядо обозначен мужской детородный орган. Символика узора представляется мне неоднозначной. Возможно, в его послании речь идет о появлении людей на Земле. Маленьких человечков можно трактовать как детей сера окулядо (пращуров паракасцев) и как младших божеств. На изображении бога с двумя жезлами периода Империи Уари, которое находится на росписи керамического сосуда из Кончопаты (см.: «Божество-корабль», фото 27 и 28), один из жезлов также заканчивается человечком, который нарисован в позе бега и воспринимается как божество-помощник.
Фото 12. Унку(?) периода Пещер, украшенное стилизованными зооантропоморфными фигурами и имеющее тканую бахрому с узорами. Техника: двусторонняя ткань[13]
Третья ипостась сера окулядо. Как можно видеть на унку с фото 12, существовал и третий канон изображения сера окулядо. Его фигура и конечности показаны сбоку, как у звериной ипостаси. При этом руки в последней трети соответствуют ногам динозавра. Тело имеет горб с зубчатым гребнем, но в отличие от тела звериной ипостаси основание горба (живот) не представляет собой прямую линию, а изгибается под углом. Хвост отсутствует. Голова занимает совершенно неестественное положение: она повернута на своей шее-шесте относительно тела на 180о.
Более естественно фигура смотрится не в том положении, в котором она должна быть, если унку надето на человека, т.е. стоящей на ногах с головой вверх подбородком, а в отраженном по вертикали, т.е. подбородком вниз. При этом создается ощущение, что фигура летит, вернее только ее голова, поскольку положение тела и конечностей не соответствует полету. Внутри тела божества находится двуглавая птица, которая при повороте божества вверх ногами занимает правильное положение – головами вверх. Поэтому, вполне вероятно, что этим каноном передается понятие «сер окулядо – летающий человек-динозавр в фазе полета», т.е. речь идет об индивидуальном летательном аппарате. А сер окулядо в звериной ипостаси, т.е. с телом динозавра может соответствовать многоместному транспортному средству богов, учитывая размеры динозавра. Хотя более вероятно, что многоместному транспорту соответствует изображение фелино окулядо с телом, как у вагона бронепоезда, который появляется на красных покровах с «прорезями».
Я обратила внимание на то, что птица внутри двух фигур сера окулядо в ипостаси человека на текстильном фрагменте (фото 12) тоже выткана головами вниз, а голову/маску обоих божеств венчает другая маска, повернутая вверх подбородком. Такая же маска есть и на голове/маске сера окулядо в теле робота. Между ног двух персонажей росписей тканей для ложных голов (фото 3 и 5) также нарисована перевернутая птица. Видимо, и перевернутые маски/головы, и падающие вниз птицы являются символами полета, и изображаются они только на мотивах с сером окулядо в человеческой ипостаси.
Фото 13. Чаша. Размеры: 7,62×16,51 см. Материалы: керамика, пигмент. Культура: Паракас. III в. до н.э. География: Перу, долина Ики. Метрополитен-музей искусств[14]
Ежели поставить фигуру сера окулядо в горизонтальное положение, то его поза будет соответствовать той, в которой он нарисован на керамической чаше (фото 13). И если бы не летящая голова и не двуглавая птица, вполне можно было сказать, что в таком ракурсе сер окулядо показан плывущим или идущим по дну, цепляясь за него руками – ногами динозавра. Кстати, божество на чаше также носит плоскую маску, устремленную подбородком вперед. Но можно ли применительно к тканям коричневой гаммы говорить о том, что божества показаны под водой? Ведь их спутниками являются динозавр и птица, а водной символики на мотивах нет, если не считать змеевидные объекты с масками на конце. В связи с этим возникает вопрос: а всегда ли они были морскими змеями в понимании художников по текстилю того времени? На тканях коричневой гаммы они не выглядят таковыми. Они чаще всего изображены в виде зигзагов с четкими углами, которых у созданий природы быть не может, и более всего напоминают электрические разряды. Я воспринимаю их как чистую, подобную молнии, энергию, исходящую от божества, а зубцы, которыми покрыт и горб сера окулядо, – как сияние этой энергии.
Таким образом, символы воды отсутствуют. Динозавров в различных маска следует воспринять как символы земли, суши, а птицу – символ воздуха, полета. В результате, с учетом большой осведомленности авторов узоров, можно было бы сделать следующие выводы:
• самые древние тканые узоры геометрического стиля показывают только наземные и воздушные суда богов во плоти;
• во времена, когда были сделаны эти ткани, боги еще не имели подводной базы, кораблей, которые могли бы взлетать из глубин, и сами не плавали в водах океана в индивидуальных защитных средствах.
Ну а что если, как это принято в Андском мире, один и тот же символ может иметь несколько значений? Тогда змеи-молнии могут быть одновременно морскими змеями, а сер окулядо в горизонтальном положении действительно плыть. Сам же мотив при его вращении может показывать сера окулядо в трех положениях: стоящим, ныряющим и/или летящим, плывущим. Вполне вероятно, что та самая стрелка, отходящая от тела персонажа, которую я и воспринимала с самого начала как знак направления движения, действительно показывает, что фигуру можно и нужно вращать. Но как бы там ни было, безусловная морская тематика на тканях появляется уже в эпоху Некрополя.
Маски. Они есть у всех персонажей и часто, если не всегда, заменяют головы. Поэтом маски могут иметь решающее значение в определении сущности божества – как самого сера окулядо, так и его спутников. Маски могут помещаться внутрь божества и над его собственной головой/маской.
Сер окулядо на всех композициях изображен в четырех-, пяти– или шестиугольной маске с глазами в виде концентрических квадратов или окружностей, редко треугольников, со стрелкой вместо носа или носом, который похож на кость или рыбу. Маски божества вызывают ассоциацию с головой робота. Особенно это касается масок на покрове с фото 5. Иногда рот маски представляет собой прямоугольную щель с зубами, но чаще он растянут в улыбке до ушей. На самом деле, как и на образах Улыбающегося бога Чавина, таким способом художник передает вытянутую морду зверя анфас. Масками меньшего размера заканчиваются хвосты динозавров, а также змеи, которые отходят от головы персонажа или от его рук.
Ни на одном из изображений я не увидела самого сера окулядо в маске той конфигурации, которая надета на кота-динозавра (маске с кошачьими ушками). На некоторых мотивах (см., например, фото 12) его маска сверху имеет ряд из трех-четырех крошечных масок, похожий на зубчатый венец. Иногда зубчиков всего два, они находятся ближе к углам маски и напоминают уши кошачьего. У самого сера окулядо или вообще нет ушей или они округлые и располагаются по бокам головы/маски.
У фигур сера окулядо на коричневом покрове (фото 6) вместо масок-зубчиков изображена одна маска среднего размера, которая ближе к маске человека. В большинстве случаев от нее исходят загнутые на концах лучи. Такие маски как самостоятельный элемент входят в композиции узоров более позднего текстиля геометрического стиля – красных покровов с «прорезями».
Спутники сера окулядо. Среди маленьких фигур, входящих в композицию мотива, горбатый кот не самая распространенная. Исключение составляет узор с человеком-роботом, где его окружает целый парк таких котов. На других тканях изображена, скорее, маленькая фигура сера окулядо в ипостаси динозавра на четырех ногах в маске кота. Она, как правило, соединена с кончиком хвоста-змеи божества (фото справа).
Ни одна из фигур сера окулядо на тканях не содержит фигуры кота-динозавра внутри себя, кроме фигуры человека-робота. Так, на коричневом покрове с фото 6 у всех динозавров маски/головы разные. Их форма достаточно округлая, ушей нет. Каких животных они представляют, судить я не берусь. Разве что голова крайнего справа в верхнем ряду похожа на голову обезьяны (фото справа).
Обезьяна-динозавр очень узнаваемо изображена на одном из мотивов покрова с фото 8. Она находится над бедром правой ноги сера окулядо. Маленький человечек, голова которого соединена со змеевидной лентой, также очень похож на обезьяну.
Следовательно, кот-динозавр, который на тканях коричневой гаммы вообще не является главным персонажем ни одного из мотивов, и среди мелких фигур – один из многих. Это говорит о том, что фелино окулядо далеко не сразу стал важным божеством.
Единственный персонаж, у которого нет маски – это второй неизменный спутник сера окулядо после динозавра – птица. На всех тканях она изображена по одному и тому же канону: с прямоугольны корпусом, ногами-соплами числом от двух и более и имеет две головы, смотрящие в противоположные стороны. Хотя крылья птицы и расправлены, она находится не в горизонтальном, а в вертикальном положении, как ракета на стартовом столе (фото 14). Композиция покрова с божеством-роботом (см. фото 5) составляет исключение. Здесь у птицы одна голова на длинной шее. Она действительно летит, так как показана горизонтально, и, конечно, напоминает самолет .
Фото 14[15]. Мотив коричневого покрова с фото 6 (второй справа в нижнем ряду)
Птица, видимо, из-за небольшого размера не содержат внутри себя никаких фигур. Исключение составляет мотив коричневого покрова с фото 6 (фото 14). На нем внутри птицы находится фигурка динозавра.
Фото 15[16]. Крупный план мотива покрова (крайний слева в верхнем ряду на фото 6)
«Жезл» сера окулядо. Композиции периода Пещер показывают, что изначально, как я всегда и предполагала, божество-корабль не держало в руках отсеченную голову человека за волосы и туми, которые стали его атрибутами у последующих культур. Оно вообще ничего не держало. Обратимся к покрову, заснятому на фото 6. На его крупном плане (фото 15) мы видим божеств, повернутых к нам боком с протянутыми вперед руками, которые согнуты в трех местах, с четырьмя пальцами на каждой раскрытой (не сжатой) кисти. (Очевидно, что это – одновременно и руки человека и ноги динозавра.) Над указательным пальцем верхней кисти изображена двуглавая птица, а под мизинцем нижней кисти – нечто, приближающееся по форме к шестиугольнику или треугольнику, т.е., скорее всего, повернутая вверх подбородком крошечная маска. В целом все это выглядит как жезл, но таковым не является. На других вариантах мотива, крупных планов которых мы не имеем, изображены также, вероятнее всего, крошечные маски с исходящими от них вверх и вниз линиями, напоминающими волосы. При желании в них легко можно увидеть отрубленные головы, которые серы окулядо держат за волосы, а в масках без потоков линий – туми.
Извращению значений символов энергии божества-корабля впоследствии, конечно, способствовала, прежде всего, утрата понимания изначально заложенного в них смысла. Новое поколение жрецов-правителей увидело в символах энергии то, что хотело увидеть в руках своих богов, чем считало правильным их наделить: отрубленные головы, которые божества держат за волосы, и орудие жертвоприношений – обсидиановый нож или туми. Это, несомненно, отображало реальное положение дел в Наске, которая стала приемником культуры Паракаса, а также в Моче, – царствах, где практиковались человеческие жертвоприношения. В Моче трофейная голова и туми являлись символами божественной власти.
Создатели узоров тканей коричневой гаммы смогли передать главный, как мне кажется, смысл послания – механическую, машинную составляющую сущности сера окулядо. Это божество они изображали, всячески подчеркивая его не природное происхождение с помощью геометрических форм и линий, с помощью плоских масок с чертами робота вместо головы. При этом голова/маска соединялась с телом шестообразной шеей и могла быть поставлена в невозможное для человека положение. И, есть вероятность, что художникам даже удалось передать внешний вид робота богов во плоти или их самих в защитных костюмах (скафандрах). Паракасцы на своих тканях сказали очень много, но частности послания с трудом поддаются расшифровке. Происходит это потому, что система символов узоров геометрического стиля, а в особенности узоров текстиля коричневой гаммы присуща только Паракасу. При этом по большей части символы не являются ассоциативными, т.е. теми, которые понятны для людей всего мира. Поэтому значительная часть информации остается непрочитанной.
Продолжение: с. 9
[i] Documental Huellas: Ciencia, Arte y Tecnología. Cultura Paracas. Archivo Audiovisual del CONCYTEC.Oficina de Comunicaciones Marzo de 2012 (https://www.youtube.com/watch?v=bLQEv7eMttk).
[1] Bader T. Paracas Textiles (http://web.nmsu.edu/~tbader/portfolio/professional/Paracan%20Textiles.pdf).
[2] Arranz Bocos I. (Universitat Autonoma de Barcelona). Aproximaciόn a la iconografía y simbolismo en los textiles Paracas (http://www.raco.cat/index.php/boletinamericanista/article/viewFile/98963/146876).
[5] http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/50003091?rpp=20&pg=20&ft=paracas+cavernas&img=1
[6] http://www.precolombino.cl/coleccion/fragmento-de-banda-en-doble-tela/; Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).
[6a] http://peru.com/estilo-de-vida/cultura/museo-nacional-arqueologia-publica-catalogo-renovada-sala-paracas-noticia-226498
[7] http://www.precolombino.cl/coleccion/mural/; Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).
[11] http://anthro.amnh.org/anthropology/databases/common/image_dup.cfm?catno=41.2%2F%206014
[11а] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).
[13] http://www.monografias.com/trabajos-pdf4/textiles-andinos-prehispanicos/textiles-andinos-prehispanicos.pdf
[14] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50001069?rpp=20&pg=13&ft=paracas+cavernas&pos=245
[15] http://lostonsite.com/2010/02/12/cuando-se-viste-la-eternidad/