Исторический костюм Андского мира. Часть II. Одежда доинкских времен
Тиауанако и Чавин
Фото 1[1]. Монолит Понсе. Тиауанако, Боливия
Первой одеждой человека в Андах, как и во многих других регионах мира, надо полагать, была набедренная повязка. Позднее к ней присоединилась и юбка. Именно в юбке изображены гигантские монолиты Тиауанако (фото 1). Другие скульптуры, такие, как, например, сидящие статуи Храма каменных голов, имеют лишь набедренную повязку.
Было ли ткачество в Тиауанако? Ответ на этот вопрос может быть только положительным. У столь высокоразвитой цивилизации ткачества не могло не быть. Но об этом ремесле культуры Тиауанако мне ничего неизвестно. Были ли ткани простыми, только чтобы прикрыть тело, или же они были декорированы прекрасными узорами? Как одевались тиауанакцы в период расцвета этой культуры? Никаких тканых артефактов не сохранилось. Представление об одежде тиауанакцев можно было бы составить на основании изображений людей, сделанных в камне (скульптуры, фриз Врат Солнца). По версии А. Познански, возраст Тиауанако – более 10 тыс. лет (возраст второго и третьего периодов)[2]. Во втором периоде была построена Каласасайя, а Врата Солнца – в третьем. Однако я все более убеждаюсь в том, что наиболее значимый из дошедших до нас артефактов – Врата Солнца, олицетворение Тиауанако, на самом деле были возведены уже после Рождества Христова, принадлежат к неочавинской культуре и являются воплощением оккупации Тиауанако ее представителями в период Империи Уари (600 – 850 гг. н.э.). Что касается гигантских статуй, которые также могли бы быть источниками для изучения костюма культуры Тиауанако, то монолит Беннетта, по мнению А. Познански, в третьем периоде подвергся переделке и был покрыт новой резьбой. Я думаю, что то же самое произошло и с монолитом Понсе. А иконографию резьбы обеих статуй я считаю также неочавинской. Другими словами, и скульптурные монолиты представляют собой свидетельства иной культуры. История Тиауанако после подчинения его Уари неразрывно связана с этой империей. И костюм элиты в регионе Тиауанако был таким же, какой был принят у представителей знати Уари. А ранее, в период расцвета Тиауанако, Уари входило в сферу его влияния. Возможно, уже тогда у знати обоих царств возникла общность в одежде. Костюму империи Уари посвящен материал «Кем были правители Уари?».
Искать изображения людей в одежде собственно культуры Тиауанако можно только в Храме каменных голов, который был построен до Каласасайи и считается самым древними и наилучшим образом сохранившимся. Однако оба храма продолжали использоваться на протяжении всей истории цивилизации вплоть до их разрушения и перестраивались и украшались в соответствии с потребностями времени. Но наиболее древняя скульптура Храма каменных голов – Бородатый монолит не была подвергнута переделке. Правда, монолит сделан из песчаника и поэтому сохранился очень плохо. О том, во что он одет, можно только гадать. А головы храма, понятно, могут дать представление и то весьма отдаленное лишь о головных уборах. Поэтому вопрос об одежде культуры Тиауанако остается открытым.
Фото 2. Ложка с человеческой фигурой, которая использовалась во время ритуалов для приема галлюциногенных веществ. Размеры: 2,60×17,60 см. Материал: золото. Перу, Северное высокогорье, Чавин-де-Уантар(?). Стиль: Чавин (1000 – 200 гг. до н.э.). Дата: приблизительно 500 – 200 гг. до н.э. Кливлендский музей искусств, США[3]
Представители другой мощной цивилизации Анд – чавинской, о которой сохранилось гораздо больше материальных свидетельств, ходили в одной набедренной повязке, что считали не зазорным показывать на золотых изделиях (фото 2), резьбе на раковинах спондилуса и на керамических скульптурах культового назначения. Культуру Чавина датируют периодом 1200/1500 г. до н.э. – 200 г. н.э., а по неофициальным данным, ей, как и Тиауанако более 10 тыс. лет. О ткачестве Чавина известно мало, но все же археологические данные имеются. Остатки ткаческого производства и фрагменты тканей были найдены на побережье, в сухом климате которого текстиль сохраняется несравненно лучше, чем в горной местности у озера Титикака, где располагается Тиауанако. На основе этих находок археологи пришли к заключению о том, что, используя хлопок и шерсть, ремесленники Чавина изготавливали ковры и ткани. Они могли быть простыми, а также украшенными вышивкой и бахромой[4].
Вот, что пишет о ткачестве Чавина Галина Ершова, старший научный сотрудник Института археологии РАН, директор Центра мезоамериканских исследований им. Ю.В. Кнорозова РГГУ:
«Несмотря на временную отдаленность этой культуры, в распоряжение археологов попали предметы, свидетельствующие и о достижениях древних ткачей. Конечно, сохранилось не так много образцов цветных тканей. Но и этим находкам мы обязаны жаркому климату пустынного побережья. Ткани в основном сохранились в погребениях – это погребальные покрывала, которые изготовлялись с особой тщательностью. Фрагментов одежды под этими покрывалами пока достоверно не обнаружено. Возможно, что было не принято одевать мертвых в одежду живых, чтобы облегчить им возрождение. Но не исключено, что основная одежда представляла собой простейшие варианты использования прямоугольных полотен – наподобие пончо. Даже в изображениях на керамических изделиях мы редко видим детали одеяний, за исключением головных уборов. А отличить пончо от погребального покрывала зачастую практически невозможно.
Большинство сохранившихся тканей изготовлено из хлопка. Нити ровной толщины сучились с помощью глиняного веретена. В большинстве случаев прямоугольные полотна ткались с помощью двух перекрещивающихся основ и двух утков. Основным фоном были тканые полосы или клетка, наподобие шотландки, коричневого и белого сырцового цветов. Для цветных и сложных рисунков использовались дополнительные техники – вышивание или даже элементы ковроткачества. Сюжеты цветных рисунков на тканях, изображающие кондоров и кошачьих, полностью совпадают с изображениями на керамике, мелкой пластике и рельефных панелях. Сохранилось совсем мало образцов изделий из очень тонкой ткани, наподобие марли или газа»[4a].
Фото 3 и 3а. Фрагмент расписанного текстиля. Размеры: 62×21 см. Материал: ткань из хлопка, пигменты. Культура: Паракас. Период: 1000 – 600 гг. до н.э. Место происхождения: берег Паракаса. Чилийский музей доколумбового искусства[5]
Наиболее ценными находками являются тканые артефакты, обнаруженные на Южном побережье Перу. Узорные композиции в хорошо узнаваемом стиле Чавина выполнены на тканях при помощи росписи. Это может свидетельствовать о том, что ткачество и вышивание в Чавине еще не были достаточно развиты для того, чтобы передавать символические узоры большой сложности на уровне, достойном этого царства.
Фото 4. Фрагмент расписанной ткани. Размеры: 50×47 см. Материал: хлопок, пигменты. Культура: Чавин. Период: 900 – 700 гг. до н.э. Вероятное место находки: Каруа (Carhua), Южное побережье Перу. Чилийский музей доколумбового искусства[6]
Найденные фрагменты относят к так называемому стенному текстилю, которым покрывали стены гробницы. Сотканы они из хлопка. Возможно, самым древним является фрагмент, изображающий верховное божество Чавина с жезлами (фото 3). Чуть позднее, но в той же стилистике и на ту же тему, выполнены ткани, уцелевшие фрагменты которых показаны на фото 4 и 5.
Фото 5. Фрагмент расписанной ткани. Размеры: 27,4×78,5 см. Материал: хлопок, пигменты. Культура: Чавин. Период: Ранний горизонт, 800 – 700 гг. до н.э. Институт «Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оакса», Вашингтон, США[7]
Как свидетельство, представляющее большую историческую ценность, рассматривается учеными стенной текстиль, заснятый на фото 6. Он изображает «календарную структуру, возможно, связанную с циклом звезд, которая отмечает сезоны и соответствующие им ежегодные сельскохозяйственные церемонии»[8].
Фото 6. Стенной текстиль. Размеры: 116×70 см. Материал: хлопок, пигменты. Культура: Чавин. Период: 900 – 700 гг. до н.э. Вероятное место находки: Кальандо-Уйухальа (Callando-Huyujalla), долина Ики, Южное побережье Перу. Чилийский музей доколумбового искусства[9]
Видимо, в одном захоронении с текстильным календарем был обнаружен покров (исп. manto, англ. mantle) с бахромой (фото 7), также расписанный в духе Чавина.
Фото 7. Расписанный покров. Размеры: 116×70 см. Материал: хлопок, пигменты. Культура: Чавин. Период: 900 – 700 гг. до н.э. Вероятное место находки: Кальандо-Уйухальа (Callando-Huyujalla), долина Ики, Южное побережье Перу. Чилийский музей доколумбового искусства[10]
Очевидно, что стенной текстиль не являлся одеждой. О том, что в Чавине тканая одежда все же была, свидетельствуют две керамические скульптуры (фото 8 и 9), которые, как мне кажется, изображают не божеств и не правителей. Хотя, по логике вещей, тканая одежда могла быть доступна лишь элите.
Фото 8. Антропоморфная бутыль стремя-горлышко. Размеры: 24×13 см. Материал: керамика. Период: 900 – 700 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[11]. Фото 9. Бутыль стремя-горлышко: женщина с кошачьим. Размеры: 23,3×13,8 см. Материал: керамика. Период: Горизонт Чавина. Поздний период становления. 900 – 200 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[12]
Что касается костюмов божеств Чавина, то они изображены в основном в летных комбинезонах (фото 8).
Фото 10[13]. Абрис резьбы северной колонны Портала соколиных Нового храма Чавин-де-Уантара
[2] Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[3] http://www.clevelandart.org/art/1958.177?collection_search_views_fulltext=&created_date_op=%3D&created_date=&between_start=&between_end=&field_artist=&page=2&f[0]=field_collection%3A827
[4] http://es.wikipedia.org/wiki/Cultura_Chavín
[4a] Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М.: Алетейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/67).