Тиауанако и Чавин

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть II. Одежда доинк­ских времен 

 

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

Тиа­у­а­нако и Чавин

image003Фото 1[1]. Моно­лит Понсе. Тиа­у­а­нако, Боливия

Пер­вой одеж­дой чело­века в Андах, как и во мно­гих дру­гих реги­о­нах мира, надо пола­гать, была набед­рен­ная повязка. Позд­нее к ней при­со­еди­ни­лась и юбка. Именно в юбке изоб­ра­жены гигант­ские моно­литы Тиа­у­а­нако (фото 1). Дру­гие скульп­туры, такие, как, напри­мер, сидя­щие ста­туи Храма камен­ных голов, имеют лишь набед­рен­ную повязку.

Было ли тка­че­ство в Тиа­у­а­нако? Ответ на этот вопрос может быть только поло­жи­тель­ным. У столь высо­ко­раз­ви­той циви­ли­за­ции тка­че­ства не могло не быть. Но об этом ремесле куль­туры Тиа­у­а­нако мне ничего неиз­вестно. Были ли ткани про­стыми, только чтобы при­крыть тело, или же они были деко­ри­ро­ваны пре­крас­ными узо­рами? Как оде­ва­лись тиа­у­а­накцы в период рас­цвета этой куль­туры? Ника­ких тка­ных арте­фак­тов не сохра­ни­лось. Пред­став­ле­ние об одежде тиа­у­а­нак­цев можно было бы соста­вить на осно­ва­нии изоб­ра­же­ний людей, сде­лан­ных в камне (скульп­туры, фриз Врат Солнца). По вер­сии А. Познан­ски, воз­раст Тиа­у­а­нако – более 10 тыс. лет (воз­раст вто­рого и тре­тьего пери­о­дов)[2]. Во вто­ром пери­оде была постро­ена Кала­са­сайя, а Врата Солнца – в тре­тьем. Однако я все более убеж­да­юсь в том, что наи­бо­лее зна­чи­мый из дошед­ших до нас арте­фак­тов – Врата Солнца, оли­це­тво­ре­ние Тиа­у­а­нако, на самом деле были воз­ве­дены уже после Рож­де­ства Хри­стова, при­над­ле­жат к неоча­вин­ской куль­туре и явля­ются вопло­ще­нием окку­па­ции Тиа­у­а­нако ее пред­ста­ви­те­лями в период Импе­рии Уари (600 – 850 гг. н.э.). Что каса­ется гигант­ских ста­туй, кото­рые также могли бы быть источ­ни­ками для изу­че­ния костюма куль­туры Тиа­у­а­нако, то моно­лит Бен­нетта, по мне­нию А. Познан­ски, в тре­тьем пери­оде под­вергся пере­делке и был покрыт новой резь­бой. Я думаю, что то же самое про­изо­шло и с моно­ли­том Понсе. А ико­но­гра­фию резьбы обеих ста­туй я счи­таю также неоча­вин­ской. Дру­гими сло­вами, и скульп­тур­ные моно­литы пред­став­ляют собой сви­де­тель­ства иной куль­туры. Исто­рия Тиа­у­а­нако после под­чи­не­ния его Уари нераз­рывно свя­зана с этой импе­рией. И костюм элиты в реги­оне Тиа­у­а­нако был таким же, какой был при­нят у пред­ста­ви­те­лей знати Уари. А ранее, в период рас­цвета Тиа­у­а­нако, Уари вхо­дило в сферу его вли­я­ния. Воз­можно, уже тогда у знати обоих царств воз­никла общ­ность в одежде. Костюму импе­рии Уари посвя­щен мате­риал «Кем были пра­ви­тели Уари?».

Искать изоб­ра­же­ния людей в одежде соб­ственно куль­туры Тиа­у­а­нако можно только в Храме камен­ных голов, кото­рый был построен до Кала­са­сайи и счи­та­ется самым древними и наи­луч­шим обра­зом сохра­нив­шимся. Однако оба храма про­дол­жали исполь­зо­ваться на про­тя­же­нии всей исто­рии циви­ли­за­ции вплоть до их раз­ру­ше­ния и пере­стра­и­ва­лись и укра­ша­лись в соот­вет­ствии с потреб­но­стями вре­мени. Но наи­бо­лее древ­няя скульп­тура Храма камен­ных голов – Боро­да­тый моно­лит не была под­верг­нута пере­делке. Правда, моно­лит сде­лан из пес­ча­ника и поэтому сохра­нился очень плохо.  О том, во что он одет, можно только гадать. А головы храма, понятно, могут дать пред­став­ле­ние и то весьма отда­лен­ное лишь о голов­ных убо­рах. Поэтому вопрос об одежде куль­туры Тиа­у­а­нако оста­ется открытым.

image005Фото 2. Ложка с чело­ве­че­ской фигу­рой, кото­рая исполь­зо­ва­лась во время риту­а­лов для при­ема гал­лю­ци­но­ген­ных веществ. Раз­меры: 2,60×17,60 см. Мате­риал: золото. Перу, Север­ное высо­ко­го­рье, Чавин-де-Уантар(?). Стиль: Чавин (1000 – 200 гг. до н.э.). Дата: при­бли­зи­тельно 500 – 200 гг. до н.э. Клив­ленд­ский музей искусств, США[3]

Пред­ста­ви­тели дру­гой мощ­ной циви­ли­за­ции Анд – чавин­ской, о кото­рой сохра­ни­лось гораздо больше мате­ри­аль­ных сви­де­тельств, ходили в одной набед­рен­ной повязке, что счи­тали не зазор­ным пока­зы­вать на золо­тых изде­лиях (фото 2), резьбе на рако­ви­нах спон­ди­луса и на кера­ми­че­ских скульп­ту­рах куль­то­вого назна­че­ния. Куль­туру Чавина дати­руют пери­о­дом 1200/1500 г. до н.э. – 200 г. н.э., а по неофи­ци­аль­ным дан­ным, ей, как и Тиа­у­а­нако более 10 тыс. лет. О тка­че­стве Чавина известно мало, но все же архео­ло­ги­че­ские дан­ные име­ются. Остатки тка­че­ского про­из­вод­ства и фраг­менты тка­ней были най­дены на побе­ре­жье, в сухом кли­мате кото­рого тек­стиль сохра­ня­ется несрав­ненно лучше, чем в гор­ной мест­но­сти у озера Тити­кака, где рас­по­ла­га­ется Тиа­у­а­нако. На основе этих нахо­док архео­логи при­шли к заклю­че­нию о том, что, исполь­зуя хло­пок и шерсть, ремес­лен­ники Чавина изго­тав­ли­вали ковры и ткани. Они могли быть про­стыми, а также укра­шен­ными вышив­кой и бахро­мой[4].

Вот, что пишет о тка­че­стве Чавина Галина Ершова, стар­ший науч­ный сотруд­ник Инсти­тута архео­ло­гии РАН, дирек­тор Цен­тра мезо­аме­ри­кан­ских иссле­до­ва­ний им. Ю.В. Кно­ро­зова РГГУ:

«Несмотря на вре­мен­ную отда­лен­ность этой куль­туры, в рас­по­ря­же­ние архео­ло­гов попали пред­меты, сви­де­тель­ству­ю­щие и о дости­же­ниях древ­них тка­чей. Конечно, сохра­ни­лось не так много образ­цов цвет­ных тка­ней. Но и этим наход­кам мы обя­заны жар­кому кли­мату пустын­ного побе­ре­жья. Ткани в основ­ном сохра­ни­лись в погре­бе­ниях – это погре­баль­ные покры­вала, кото­рые изго­тов­ля­лись с осо­бой тща­тель­но­стью. Фраг­мен­тов одежды под этими покры­ва­лами пока досто­верно не обна­ру­жено. Воз­можно, что было не при­нято оде­вать мерт­вых в одежду живых, чтобы облег­чить им воз­рож­де­ние. Но не исклю­чено, что основ­ная одежда пред­став­ляла собой про­стей­шие вари­анты исполь­зо­ва­ния пря­мо­уголь­ных поло­тен – напо­до­бие пончо. Даже в изоб­ра­же­ниях на кера­ми­че­ских изде­лиях мы редко видим детали оде­я­ний, за исклю­че­нием голов­ных убо­ров. А отли­чить пончо от погре­баль­ного покры­вала зача­стую прак­ти­че­ски невозможно.

Боль­шин­ство сохра­нив­шихся тка­ней изго­тов­лено из хлопка. Нити ров­ной тол­щины сучи­лись с помо­щью гли­ня­ного вере­тена. В боль­шин­стве слу­чаев пря­мо­уголь­ные полотна тка­лись с помо­щью двух пере­кре­щи­ва­ю­щихся основ и двух утков. Основ­ным фоном были тка­ные полосы или клетка, напо­до­бие шот­ландки, корич­не­вого и белого сыр­цо­вого цве­тов. Для цвет­ных и слож­ных рисун­ков исполь­зо­ва­лись допол­ни­тель­ные тех­ники – выши­ва­ние или даже эле­менты ков­ро­тка­че­ства. Сюжеты цвет­ных рисун­ков на тка­нях, изоб­ра­жа­ю­щие кон­до­ров и коша­чьих, пол­но­стью сов­па­дают с изоб­ра­же­ни­ями на кера­мике, мел­кой пла­стике и рельеф­ных пане­лях. Сохра­ни­лось совсем мало образ­цов изде­лий из очень тон­кой ткани, напо­до­бие марли или газа»[4a].

image021 image007Фото 3 и 3а. Фраг­мент рас­пи­сан­ного тек­стиля. Раз­меры: 62×21 см. Мате­риал: ткань из хлопка, пиг­менты. Куль­тура: Пара­кас. Период: 1000 – 600 гг. до н.э. Место про­ис­хож­де­ния: берег Пара­каса. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[5]

Наи­бо­лее цен­ными наход­ками явля­ются тка­ные арте­факты, обна­ру­жен­ные на Южном побе­ре­жье Перу. Узор­ные ком­по­зи­ции в хорошо узна­ва­е­мом стиле Чавина выпол­нены на тка­нях при помощи рос­писи. Это может сви­де­тель­ство­вать о том, что тка­че­ство и выши­ва­ние в Чавине еще не были доста­точно раз­виты для того, чтобы пере­да­вать сим­во­ли­че­ские узоры боль­шой слож­но­сти на уровне, достой­ном этого царства.

image009Фото 4. Фраг­мент рас­пи­сан­ной ткани. Раз­меры: 50×47 см. Мате­риал: хло­пок, пиг­менты. Куль­тура: Чавин. Период: 900 – 700 гг. до н.э. Веро­ят­ное место находки: Каруа (Carhua), Южное побе­ре­жье Перу. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[6]

Най­ден­ные фраг­менты отно­сят к так назы­ва­е­мому стен­ному тек­стилю, кото­рым покры­вали стены гроб­ницы. Сотканы они из хлопка. Воз­можно, самым древним явля­ется фраг­мент, изоб­ра­жа­ю­щий вер­хов­ное боже­ство Чавина с жез­лами (фото 3). Чуть позд­нее, но в той же сти­ли­стике и на ту же тему, выпол­нены ткани, уце­лев­шие фраг­менты кото­рых пока­заны на фото 4 и 5.

image011Фото 5. Фраг­мент рас­пи­сан­ной ткани. Раз­меры: 27,4×78,5 см. Мате­риал: хло­пок, пиг­менты. Куль­тура: Чавин. Период: Ран­ний гори­зонт, 800 – 700 гг. до н.э. Инсти­тут «Иссле­до­ва­тель­ская биб­лио­тека и кол­лек­ция Думбартон-Оакса», Вашинг­тон, США[7]

Как сви­де­тель­ство, пред­став­ля­ю­щее боль­шую исто­ри­че­скую цен­ность, рас­смат­ри­ва­ется уче­ными стен­ной тек­стиль, засня­тый на фото 6. Он изоб­ра­жает «кален­дар­ную струк­туру, воз­можно, свя­зан­ную с цик­лом звезд, кото­рая отме­чает сезоны и соот­вет­ству­ю­щие им еже­год­ные сель­ско­хо­зяй­ствен­ные цере­мо­нии»[8].

image013Фото 6. Стен­ной тек­стиль. Раз­меры: 116×70 см. Мате­риал: хло­пок, пиг­менты. Куль­тура: Чавин. Период: 900 – 700 гг. до н.э. Веро­ят­ное место находки: Кальандо-Уйухальа (Callando-Huyujalla), долина Ики, Южное побе­ре­жье Перу. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[9]

Видимо, в одном захо­ро­не­нии с тек­стиль­ным кален­да­рем был обна­ру­жен покров (исп. manto, англ. mantle) с бахро­мой (фото 7), также рас­пи­сан­ный в духе Чавина.

image015Фото 7. Рас­пи­сан­ный покров. Раз­меры: 116×70 см. Мате­риал: хло­пок, пиг­менты. Куль­тура: Чавин. Период: 900 – 700 гг. до н.э. Веро­ят­ное место находки: Кальандо-Уйухальа (Callando-Huyujalla), долина Ики, Южное побе­ре­жье Перу. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[10]

Оче­видно, что стен­ной тек­стиль не являлся одеж­дой. О том, что в Чавине тка­ная одежда все же была, сви­де­тель­ствуют две кера­ми­че­ские скульп­туры (фото 8 и 9), кото­рые, как мне кажется, изоб­ра­жают не божеств и не пра­ви­те­лей. Хотя, по логике вещей, тка­ная одежда могла быть доступна лишь элите.

image017Фото 8. Антро­по­морф­ная бутыль стремя-горлышко. Раз­меры: 24×13 см. Мате­риал: кера­мика. Период: 900 – 700 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[11]. Фото 9. Бутыль стремя-горлышко: жен­щина с коша­чьим. Раз­меры: 23,3×13,8 см. Мате­риал: кера­мика. Период: Гори­зонт Чавина. Позд­ний период ста­нов­ле­ния. 900 – 200 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[12]

Что каса­ется костю­мов божеств Чавина, то они изоб­ра­жены в основ­ном в лет­ных ком­би­не­зо­нах (фото 8).

image019Фото 10[13]. Абрис резьбы север­ной колонны Пор­тала соко­ли­ных Нового храма Чавин-де-Уантара

| i | ii | 2 | 3 |


[2] Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).

[4] http://es.wikipedia.org/wiki/Cultura_Chavín

[4a] Ершова Г.Г. Древ­няя Аме­рика: полет во вре­мени и про­стран­стве. М.: Але­тейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/67).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>