Поясной станок

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

 http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, про­дол­же­ние

.

В Андах исполь­зо­ва­лись и исполь­зу­ются три типа стан­ков: пояс­ной, гори­зон­таль­ный и вер­ти­каль­ный. При рас­коп­ках были най­дены только пояс­ные станки. Как выгля­дели два дру­гих станка, мы можем судить по рекон­струк­ци­он­ным рисун­кам[1], кото­рые висят в Реги­о­наль­ном музее Ики, – в зале, где нахо­дится экс­по­зи­ция, посвя­щен­ная тка­че­ству Пара­каса. (Они поме­щены мной в начале рас­сказа о каж­дом из стан­ков слева от тек­ста.) Дума­ется, эти рекон­струк­ции осно­вы­ва­ются в боль­шой мере на рисун­ках  Фелипе Гуа­мана Помы де Айалы (Felipe Guamán Poma de Ayala, 1536? – 1616?) из его руко­писи «Пер­вая новая хро­ника и доб­рое прав­ле­ние» (1615). Индей­ский исто­рик запе­чат­лел на них станки инк­ской коло­ни­аль­ной куль­туры. Кроме того, рекон­струк­ции, несо­мненно, учи­ты­вают нынеш­ние станки корен­ных наро­дов, кото­рые оста­лись прак­ти­че­ски неизменными.

 

image001

Пояс­ной станок

Ста­нок с поя­сом или куша­ком – пояс­ной ста­нок (telar de cintura) счи­та­ется самым про­стым. Он не имеет жест­кой рамы и состоит из двух парал­лель­ных жер­дей, на кото­рые нави­ва­ются нити основы. Одна жердь кре­пится к шесту или дереву, а вто­рая с помо­щью пояса – к талии ткача или тка­чихи. Ткач создает тре­бу­е­мое натя­же­ние нитей основы с помо­щью сво­его тела.

«Про­стей­шее устрой­ство такого типа, – пишет исто­рик тка­че­ства В.В. Нее­лов, – состоит из двух пере­кла­дин, между кото­рыми натя­нута основа, двух зево­об­ра­зо­ва­тель­ных пла­нок и ремня. Между двумя частями основы вкла­ды­ва­ется плос­кая зево­об­ра­зо­ва­тель­ная планка, при уста­новке кото­рой на ребро полу­ча­ется зев. Для обра­зо­ва­ния кон­тр­зева под­ни­мают вто­рую зево­об­ра­зо­ва­тель­ную планку (полу­ре­мизку) с набран­ными на нее пет­лями, каж­дая из кото­рых охва­ты­вает одну основ­ную нить из ниж­ней поло­вины пер­вого зева»[2].

image003 image005Фото 1. Схема пояс­ного станка. Музей «Эрнст Мид­ден­дорф» в Парке легенд Лимы[3]. Фото 2. Пояс­ной ста­нок. Фраг­мент кар­тины Йоси Токуды (Yoshi Tokuda). Музей Пуру­чуко (Puruchuco), Лима [4]

 По мне­нию В.В. Нее­лова, после­до­ва­тель­ность работы на станке была сле­ду­ю­щей: «После полу­че­ния поло­вины ткани устрой­ство пере­во­ра­чи­вали и начи­нали ткать с дру­гой сто­роны. По мере умень­ше­ния про­света дере­вян­ные зево­об­ра­зо­ва­тель­ные планки сни­мали. Послед­нюю уто­чину про­кла­ды­вали с помо­щью иглы»[5].

image007 image009Фото 3[6] и 4[7]. Пояс­ной ста­нок инк­ского коло­ни­аль­ного пери­ода. Рисунки Фелипе Гуа­мана Помы де Айалы

Пояс­ной ста­нок не изме­нился за всю мно­го­ве­ко­вую исто­рию сво­его суще­ство­ва­ния. Прак­ти­че­ски одну и ту же его кон­струк­цию можно видеть и на рисун­ках Фелипе Гуа­мана Помы де Айалы (фото 3 и 4), кото­рый изоб­ра­зил инк­ский ста­нок, и на фото­гра­фии работы совре­мен­ной перу­ан­ской тка­чихи (фото 5).

image011 Untitled-1Фото 5[8]. Пояс­ной ста­нок общины Чин­черо (2013). Фото 6. Схема совре­мен­ного кечу­ан­ского пояс­ного станка[9]

Счи­та­ется, что пояс­ной ста­нок – самый древ­ний из трех типов стан­ков и именно на нем изго­тав­ли­ва­лись самые пер­вые ткани – ткани Уаки При­еты и Караля. Понятно, что в основе этого умо­за­клю­че­ния лежит эле­мен­тар­ная логика: пояс­ной ста­нок – самый про­стой, сле­до­ва­тельно, он дол­жен быть самым древним. А о том, что ста­нок все же тогда при­ме­нялся, гово­рят находки ткац­ких инстру­мен­тов, кото­рые выпол­нены из более стой­ких к воз­дей­ствию вре­мени мате­ри­а­лов, нежели дерево станка, – таких, как кость (ткац­кие мечи), а также тех­ники пере­пле­те­ния текстиля.

image015 image017 image019Фото 7 – 9. Ста­нок с частично соткан­ным полот­ном. Раз­меры станка: длина 40,5 см, ширина 33 см. Мате­ри­алы: дерево, хло­пок. Культура/период: Чиму. Период: 900 – 1430 гг. н.э. Найдено/приобретено: Перу(?). Бри­тан­ский музей[10]

Най­ден­ные в захо­ро­не­ниях станки в основ­ном отно­сятся к позд­ним куль­ту­рам – Чиму (900 – 1470 гг. н.э.) – фото 7 – 9 – и Чан­кай (1100 – 1470 гг. н.э.). Ско­рее всего, они тоже были пояс­ными. Среди них боль­шую часть состав­ляют совсем малень­кие станки (фото 10), кото­рые, видимо, вхо­дили в погре­баль­ное при­да­ное как сим­вол боль­шого станка и соот­вет­ственно при­над­леж­но­сти усоп­шей пер­соны к тка­чам. На таких стан­ках выра­ба­ты­вали узкие полоски тка­ней – ленты раз­лич­ного назначения.

image021 image023 image025Фото 10. Пояс­ной ста­нок куль­туры Чан­кай. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[11]. Фото 11. Пояс­ной ста­нок с частично соткан­ной тка­нью. Раз­меры: длина 147 см, ширина 30 см. Мате­ри­алы: дерево, хло­пок. Дата: 1990-е гг. Сде­лано в: Уан­кайо (Huancayo), Перу, депар­та­мент Хунин. Бри­тан­ский музей[12]. Фото 12. Узор ленты круп­ным пла­ном[13]

Малень­кие ста­ночки (фото 11) и сей­час исполь­зу­ются для изго­тов­ле­ния лент. Их кре­пят с одного конца к колышку (фото 13) или к ноге (фото 14), а с дру­гого – к поясу.

 image027 OLYMPUS DIGITAL CAMERAФото 13. На Тка­че­ской кон­фе­рен­ции в общине Чау­ай­тире (Chahuaytire), дис­трикт Писак, депар­та­мент Куско (2011)[14]. Фото 14[15]. Тка­чиха Чин­черо (2011).

 Что каса­ется древ­них изоб­ра­же­ний стан­ков, то мне изве­стен лишь один арте­факт, где они есть. Это кера­ми­че­ский сосуд куль­туры Моче (1 – 600/800 гг. н.э.) – фото 15 – 17.

image031 image033Фото 15. Сосуд. Мате­риал: кера­мика. Раскопан/найден: Тру­хи­льо (Trujillo), захо­ро­не­ние. Южная Аме­рика, Перу, Ла-Либертад. Период/культура: Моче. Бри­тан­ский музей[16]. Фото 16. Калька рос­писи сосуда[17]

Ком­по­зи­ции, состав­ля­ю­щие орна­мент сосуда, одно­типны и состоят в основ­ном из фигур тка­чих, рабо­та­ю­щих на пояс­ном станке. Рядом с каж­дой нахо­дится эскиз вещи, кото­рую она ткет, и кера­ми­че­ские сосуды, узоры рос­писи кото­рых явля­ются для нее образ­цами. Похоже, что на сосуде изоб­ра­жена ткац­кая мастер­ская, кото­рая, судя по слез­ному эле­менту тка­чих, нахо­дится в мире пред­ков. Мастер­ской руко­во­дят боже­ства. Они пока­заны на двух сцен­ках, кото­рые рас­по­ло­жены на диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах росписи.

image035Фото 17. Фраг­мент рос­писи сосуда куль­туры Моче[18]

Автор рос­писи, видимо, доста­точно хорошо был осве­дом­лен о работе ткац­кой мастер­ской. Об этом гово­рит то, что он нари­со­вал не целое унку, а только его поло­вину. Навер­ное, в таком виде и выда­ва­лась «выкройка» унку с раз­мет­кой узора. Ведь рисо­вать вто­рую поло­вину нет нужды, поскольку она пред­став­ляет собой зер­каль­ное отра­же­ние пер­вой. Худож­ник в дета­лях изоб­ра­зил ста­нок: то, как он при­вя­зан к столбу, где нахо­дится пояс на теле тка­чихи, какой узор она ткет, но пока­зал всего один ткац­кий инстру­мент – это палочка с намо­тан­ными на ней нит­ками (вере­тено?), кото­рая слу­жит чел­но­ком. Рядом с каж­дой тка­чи­хой нахо­дится мно­же­ство таких бобин-челноков, видимо, по числу цве­тов. Вряд ли осталь­ные инстру­менты вызвали затруд­не­ния у худож­ника. Нари­со­вать их проще про­стого, про­ведя две парал­лель­ные линии. Неужели ни реми­зок, ни даже ткац­ких мечей, кото­рые были обна­ру­жены в Уаке При­ете, у тка­чей Моче не было?

image037 image039Фото 18[19]. Пояс­ной ста­нок на рисунке из Кодекса Мен­досы (Codex Mendoza), или Ацтек­ского кодекса. 1540-е гг. Фото 19. Пояс­ной ста­нок на рисунке из Фло­рен­тий­ского кодекса (Códice Florentino). XVI в.[20]

Пояс­ной ста­нок исполь­зо­вался не только в Анд­ском мире, на нем ткали и в Месо­аме­рике. Он запе­чат­лен на рисун­ках из книги «Общая исто­рия о делах Новой Испа­нии» (Фло­рен­тий­ский кодекс), а также из Кодекса Мен­досы, кото­рые посвя­щены ацте­кам (фото 18 и 19).

Совре­мен­ный мек­си­кан­ский пояс­ной ста­нок (фото 20 и 21) схож по кон­струк­ции с перу­ан­ским. Но он имеет боль­шее коли­че­ство аксес­су­а­ров и на взгляд непро­фес­си­о­нала кажется более про­дви­ну­тым. Кроме того, его отли­чает широ­кая лямка, спле­тен­ная из рас­ти­тель­ных воло­кон, кото­рая удер­жи­ва­ется на яго­ди­цах. В то же время у перу­ан­ского станка пояс чаще всего тка­ный и раз­ме­ща­ется обычно на талии.

image041 image043Фото 20. Пояс­ной ста­нок с частично соткан­ным тек­сти­лем. Раз­меры: высота 342 см, ширина 75,5 см, тол­щина 2,5 см. Мате­риал: дерево. Дата: 1980-е гг. Сде­лано в: Атле (Atla) (Север­ная Аме­рика, Мек­сика, шт. Пуэбла). Бри­тан­ский музей[21]. Фото 21. Пояс­ной ста­нок с частично соткан­ным тек­сти­лем. Раз­меры: длина 194 см, ширина 70 см. Мате­риал: дерево. Дата: 1980-е гг. Сде­лано в: Куе­ча­лане (Cuetzalan) (Север­ная Аме­рика, Мек­сика, шт. Пуэбла). Бри­тан­ский музей[22]

Эрик Бро­уди в своей «Книге стан­ков» (Eric Brody «Book of looms», 1979) пишет, что пояс­ной ста­нок исполь­зо­вался не только в Южной и Цен­траль­ной Аме­рике, но и в Китае, Корее, Тибете, Бирме, Индии, Малай­зии, Индо­не­зии и на севере Япо­нии[23].

Два дру­гих типа станка – гори­зон­тальны и вер­ти­каль­ный, как мне кажется, по сути пред­став­ляют собой пояс­ной ста­нок, зафик­си­ро­ван­ный в гори­зон­таль­ном или вер­ти­каль­ном поло­же­нии. Однако между ними есть суще­ствен­ное раз­ли­чие. На пояс­ном станке натя­же­ние нитей основы зави­сит от поло­же­ния тела ткача, тогда как жерди на двух дру­гих станка зафик­си­ро­ваны, а сле­до­ва­тельно, натя­же­ние нитей, создан­ное при навивке, оста­ется неизменным.

 | i | ii | iii | iv | v | vi |vii | 3 |



[5] Нее­лов В.В. Указ. соч.

[17] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>