Исторический костюм Андского мира
Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, продолжение
.
В Андах использовались и используются три типа станков: поясной, горизонтальный и вертикальный. При раскопках были найдены только поясные станки. Как выглядели два других станка, мы можем судить по реконструкционным рисункам[1], которые висят в Региональном музее Ики, – в зале, где находится экспозиция, посвященная ткачеству Паракаса. (Они помещены мной в начале рассказа о каждом из станков слева от текста.) Думается, эти реконструкции основываются в большой мере на рисунках Фелипе Гуамана Помы де Айалы (Felipe Guamán Poma de Ayala, 1536? – 1616?) из его рукописи «Первая новая хроника и доброе правление» (1615). Индейский историк запечатлел на них станки инкской колониальной культуры. Кроме того, реконструкции, несомненно, учитывают нынешние станки коренных народов, которые остались практически неизменными.
Поясной станок
Станок с поясом или кушаком – поясной станок (telar de cintura) считается самым простым. Он не имеет жесткой рамы и состоит из двух параллельных жердей, на которые навиваются нити основы. Одна жердь крепится к шесту или дереву, а вторая с помощью пояса – к талии ткача или ткачихи. Ткач создает требуемое натяжение нитей основы с помощью своего тела.
«Простейшее устройство такого типа, – пишет историк ткачества В.В. Неелов, – состоит из двух перекладин, между которыми натянута основа, двух зевообразовательных планок и ремня. Между двумя частями основы вкладывается плоская зевообразовательная планка, при установке которой на ребро получается зев. Для образования контрзева поднимают вторую зевообразовательную планку (полуремизку) с набранными на нее петлями, каждая из которых охватывает одну основную нить из нижней половины первого зева»[2].
Фото 1. Схема поясного станка. Музей «Эрнст Миддендорф» в Парке легенд Лимы[3]. Фото 2. Поясной станок. Фрагмент картины Йоси Токуды (Yoshi Tokuda). Музей Пуручуко (Puruchuco), Лима [4]
По мнению В.В. Неелова, последовательность работы на станке была следующей: «После получения половины ткани устройство переворачивали и начинали ткать с другой стороны. По мере уменьшения просвета деревянные зевообразовательные планки снимали. Последнюю уточину прокладывали с помощью иглы»[5].
Фото 3[6] и 4[7]. Поясной станок инкского колониального периода. Рисунки Фелипе Гуамана Помы де Айалы
Поясной станок не изменился за всю многовековую историю своего существования. Практически одну и ту же его конструкцию можно видеть и на рисунках Фелипе Гуамана Помы де Айалы (фото 3 и 4), который изобразил инкский станок, и на фотографии работы современной перуанской ткачихи (фото 5).
Фото 5[8]. Поясной станок общины Чинчеро (2013). Фото 6. Схема современного кечуанского поясного станка[9]
Считается, что поясной станок – самый древний из трех типов станков и именно на нем изготавливались самые первые ткани – ткани Уаки Приеты и Караля. Понятно, что в основе этого умозаключения лежит элементарная логика: поясной станок – самый простой, следовательно, он должен быть самым древним. А о том, что станок все же тогда применялся, говорят находки ткацких инструментов, которые выполнены из более стойких к воздействию времени материалов, нежели дерево станка, – таких, как кость (ткацкие мечи), а также техники переплетения текстиля.
Фото 7 – 9. Станок с частично сотканным полотном. Размеры станка: длина 40,5 см, ширина 33 см. Материалы: дерево, хлопок. Культура/период: Чиму. Период: 900 – 1430 гг. н.э. Найдено/приобретено: Перу(?). Британский музей[10]
Найденные в захоронениях станки в основном относятся к поздним культурам – Чиму (900 – 1470 гг. н.э.) – фото 7 – 9 – и Чанкай (1100 – 1470 гг. н.э.). Скорее всего, они тоже были поясными. Среди них большую часть составляют совсем маленькие станки (фото 10), которые, видимо, входили в погребальное приданое как символ большого станка и соответственно принадлежности усопшей персоны к ткачам. На таких станках вырабатывали узкие полоски тканей – ленты различного назначения.
Фото 10. Поясной станок культуры Чанкай. Чилийский музей доколумбового искусства[11]. Фото 11. Поясной станок с частично сотканной тканью. Размеры: длина 147 см, ширина 30 см. Материалы: дерево, хлопок. Дата: 1990-е гг. Сделано в: Уанкайо (Huancayo), Перу, департамент Хунин. Британский музей[12]. Фото 12. Узор ленты крупным планом[13]
Маленькие станочки (фото 11) и сейчас используются для изготовления лент. Их крепят с одного конца к колышку (фото 13) или к ноге (фото 14), а с другого – к поясу.
Фото 13. На Ткаческой конференции в общине Чауайтире (Chahuaytire), дистрикт Писак, департамент Куско (2011)[14]. Фото 14[15]. Ткачиха Чинчеро (2011).
Что касается древних изображений станков, то мне известен лишь один артефакт, где они есть. Это керамический сосуд культуры Моче (1 – 600/800 гг. н.э.) – фото 15 – 17.
Фото 15. Сосуд. Материал: керамика. Раскопан/найден: Трухильо (Trujillo), захоронение. Южная Америка, Перу, Ла-Либертад. Период/культура: Моче. Британский музей[16]. Фото 16. Калька росписи сосуда[17]
Композиции, составляющие орнамент сосуда, однотипны и состоят в основном из фигур ткачих, работающих на поясном станке. Рядом с каждой находится эскиз вещи, которую она ткет, и керамические сосуды, узоры росписи которых являются для нее образцами. Похоже, что на сосуде изображена ткацкая мастерская, которая, судя по слезному элементу ткачих, находится в мире предков. Мастерской руководят божества. Они показаны на двух сценках, которые расположены на диаметрально противоположных сторонах росписи.
Фото 17. Фрагмент росписи сосуда культуры Моче[18]
Автор росписи, видимо, достаточно хорошо был осведомлен о работе ткацкой мастерской. Об этом говорит то, что он нарисовал не целое унку, а только его половину. Наверное, в таком виде и выдавалась «выкройка» унку с разметкой узора. Ведь рисовать вторую половину нет нужды, поскольку она представляет собой зеркальное отражение первой. Художник в деталях изобразил станок: то, как он привязан к столбу, где находится пояс на теле ткачихи, какой узор она ткет, но показал всего один ткацкий инструмент – это палочка с намотанными на ней нитками (веретено?), которая служит челноком. Рядом с каждой ткачихой находится множество таких бобин-челноков, видимо, по числу цветов. Вряд ли остальные инструменты вызвали затруднения у художника. Нарисовать их проще простого, проведя две параллельные линии. Неужели ни ремизок, ни даже ткацких мечей, которые были обнаружены в Уаке Приете, у ткачей Моче не было?
Фото 18[19]. Поясной станок на рисунке из Кодекса Мендосы (Codex Mendoza), или Ацтекского кодекса. 1540-е гг. Фото 19. Поясной станок на рисунке из Флорентийского кодекса (Códice Florentino). XVI в.[20]
Поясной станок использовался не только в Андском мире, на нем ткали и в Месоамерике. Он запечатлен на рисунках из книги «Общая история о делах Новой Испании» (Флорентийский кодекс), а также из Кодекса Мендосы, которые посвящены ацтекам (фото 18 и 19).
Современный мексиканский поясной станок (фото 20 и 21) схож по конструкции с перуанским. Но он имеет большее количество аксессуаров и на взгляд непрофессионала кажется более продвинутым. Кроме того, его отличает широкая лямка, сплетенная из растительных волокон, которая удерживается на ягодицах. В то же время у перуанского станка пояс чаще всего тканый и размещается обычно на талии.
Фото 20. Поясной станок с частично сотканным текстилем. Размеры: высота 342 см, ширина 75,5 см, толщина 2,5 см. Материал: дерево. Дата: 1980-е гг. Сделано в: Атле (Atla) (Северная Америка, Мексика, шт. Пуэбла). Британский музей[21]. Фото 21. Поясной станок с частично сотканным текстилем. Размеры: длина 194 см, ширина 70 см. Материал: дерево. Дата: 1980-е гг. Сделано в: Куечалане (Cuetzalan) (Северная Америка, Мексика, шт. Пуэбла). Британский музей[22]
Эрик Броуди в своей «Книге станков» (Eric Brody «Book of looms», 1979) пишет, что поясной станок использовался не только в Южной и Центральной Америке, но и в Китае, Корее, Тибете, Бирме, Индии, Малайзии, Индонезии и на севере Японии[23].
Два других типа станка – горизонтальны и вертикальный, как мне кажется, по сути представляют собой поясной станок, зафиксированный в горизонтальном или вертикальном положении. Однако между ними есть существенное различие. На поясном станке натяжение нитей основы зависит от положения тела ткача, тогда как жерди на двух других станка зафиксированы, а следовательно, натяжение нитей, созданное при навивке, остается неизменным.
| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | 3 |
[1] http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/03-Paracas01-general-d/088-telar-movil-de-cintura.jpg; http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/03-Paracas01-general-d/084-telar-fijo-horizontal.jpg; http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/03-Paracas01-general-d/086-telar-fijo-vertical.jpg
[2] Неелов В.В. Ткачество: от плетельных рам до многозвенных машин. М.: Легкопромбытиздат, 1986 (http://www.booksite.ru/fulltext/nee/lov/tka/che/stvo/).
[5] Неелов В.В. Указ. соч.
[10] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=636056&partId=1&matcult=8090&page=5
[11] http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/vitrinas/tecnologia-textil/#!grupo_21859/0/2
[12] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=308317&objectId=3047846&partId=1
[13] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=308322&objectid=3047846
[15] http://munyivaresponsibletravel.wordpress.com/2011/12/03/rural-tourism-in-peru-visiting-the-indigenous-towns-of-pisac-and-chinchero/
[16] http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search_object_details.aspx?objectid=479874&partid=1&searchText=Moche&numpages=10&orig=%2fresearch%2fsearch_the_collection_database.aspx¤tPage=27
[17] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).
[18] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=379947&objectid=479874
[21] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=643034&partId=1&object=21734&page=3