Горизонтальный станок на колышках

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

 http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, про­дол­же­ние

image001Гори­зон­таль­ный ста­нок на колышках

Гори­зон­таль­ный ста­нок состоит из двух парал­лель­ных жер­дей с натя­ну­тыми на них нитями основы. Жерди скреп­лены с четырьмя колыш­ками, воткну­тыми в землю. Фак­ти­че­ски это – пояс­ной ста­нок без пояса, зафик­си­ро­ван­ный гори­зон­тально. Счи­та­ется, что он поз­во­ляет изго­тав­ли­вать ткани более тон­кие, плот­ные и боль­шего раз­мера[1].

Совре­мен­ные перу­ан­ские тка­чихи гори­зон­таль­ный ста­нок нimage003а четы­рех колышка исполь­зуют очень редко. Я нашла всего один сни­мок (фото 1) станка, похо­жего на тот, что изоб­ра­жен на рисунке из Реги­о­наль­ного музея Ики. По неко­то­рым све­де­ниям, такой ста­нок исполь­зу­ется в боли­вий­ских и арген­тин­ских пунах (высо­ко­гор­ных сте­пях) – рису­нок[2] справа.

image005Фото 1[3]. Тка­чиха из общины Ракчи

Если уж перу­ан­ские тка­чихи и закреп­ляют ста­нок на четы­рех колыш­ках, то ста­вят его под углом (фото 2).

image007Фото 2. Ребер­тина, живу­щая в общине Амару (дис­трикт Писак, депар­та­мент Куско), ткет у себя в доме (2007)[4]

Но чаще всего они кре­пят к колыш­кам только верх­нюю часть станка. Ниж­няя часть станка по-прежнему имеет лямку, кото­рая оде­ва­ется на талию тка­чихи (фото 3).

image009Фото 3. Тка­чиха общины Амару (Amaru) пози­рует для тури­стов (2010)[5]

 

image011Вер­ти­каль­ный станок

Вер­ти­каль­ный ста­нок также состоит из двух парал­лель­ных жер­дей с нитями основы, т.е. пояс­ного станка без пояса, кото­рый зафик­си­ро­ван вер­ти­кально в П-образной дере­вян­ной кон­струк­ции. Она стро­ится из двух вры­тых в землю ство­лов с раз­вил­ками веток на конце, на кото­рых лежит пере­кла­дина. К ней и под­ве­шена одна из жер­дей станка. Вто­рая – при­вя­зана к ниж­ней части каж­дого ствола. Счи­та­ется, что вер­ти­каль­ный ста­нок был более удоб­ным для изго­тов­ле­ния пред­ме­тов одежды боль­шой ширины, таких как унку куль­тур Уари или инков, так как делал воз­мож­ным уча­стие несколь­ких тка­чей в изго­тов­ле­нии одной вещи[6].

image013Фото 4[7]. Вер­ти­каль­ный ста­нок инк­ской коло­ни­аль­ной куль­туры на рисунке Гуа­мана Помы де Айалы

Как выгля­дел зна­ме­ни­тый вер­ти­каль­ный ста­нок инков, неиз­вестно. Неко­то­рое пред­став­ле­ние о нем, как и о станке на талии, можно соста­вить по рисунку Помы де Айалы (фото 4). На рисунке мы видим сценку, пока­зы­ва­ю­щую при­ну­ди­тель­ный труд мест­ной жен­щины (муж­чины?) в коло­ни­аль­ный период. Вряд ли рос­кош­ные ткани, кото­рые пред­на­зна­ча­лись для Инти и Сапы Инки, изго­тав­ли­ва­лись на станке такой гру­бой работы. Ведь если даже вере­тена, с помо­щью кото­рых пряли хло­пок и шерсть для одежд вла­сти­те­лей, были богато укра­шены, то и состав­ля­ю­щие станка также должны были бы по логике вещей быть, по край­ней мере, тща­тельно отшли­фо­ваны, как у станка куль­туры Чиму (см. фото 7 – 9, с. vi). Я думаю, это каса­ется всех типов стан­ков. А на рекон­струк­ци­он­ных рисун­ках они имеют вид стан­ков для домаш­него ткачества.

 image015                        image017Фото 5[8] и 6[9]. Ткац­кий ста­нок мапуче

Перу­ан­ские ткачи вер­ти­каль­ный ста­нок не исполь­зуют. Они рабо­тают в основ­ном на пояс­ном станке. В Боли­вии народы Jalq’a и Тара­паки при­ме­няют рамоч­ный ста­нок, кото­рый имеет больше сход­ство со стан­ком народа мапуче (Чили и Арген­тина), пока­зан­ном на фото 5 и 6. Он чаще всего опи­ра­ется на стену и нахо­дится под углом к ткачихе.

image019Фото 7. Тка­чихи народа Jalq’a демон­стри­рует работу на станке в Музее индей­ского искус­ства фонда «Антро­по­логи Южных Анд», Сукре, Боли­вия (2011)[10]

Как видно на фото 7, на боли­вий­ском станке могут рабо­тать одно­вре­менно два чело­века. На взгляд непро­фес­си­о­нала раз­ница между стан­ками заклю­ча­ется в том, что боли­вий­ский ста­нок сде­лан из круг­лых жер­дей с заруб­ками для фик­си­ро­ва­ния ремиз­ных палок, а ста­нок мапуче имеет раму из досок с про­свер­лен­ными отвер­сти­ями. Кроме того, у станка мапуче есть две склад­ные опоры, кото­рые поз­во­ляют ста­вить ста­нок вер­ти­кально (фото 6).

 

 | i | ii | iii | iv | v | vi |vii |viii | 3 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>