Исторический костюм Андского мира
Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, продолжение
Горизонтальный станок на колышках
Горизонтальный станок состоит из двух параллельных жердей с натянутыми на них нитями основы. Жерди скреплены с четырьмя колышками, воткнутыми в землю. Фактически это – поясной станок без пояса, зафиксированный горизонтально. Считается, что он позволяет изготавливать ткани более тонкие, плотные и большего размера[1].
Современные перуанские ткачихи горизонтальный станок на четырех колышка используют очень редко. Я нашла всего один снимок (фото 1) станка, похожего на тот, что изображен на рисунке из Регионального музея Ики. По некоторым сведениям, такой станок используется в боливийских и аргентинских пунах (высокогорных степях) – рисунок[2] справа.
Фото 1[3]. Ткачиха из общины Ракчи
Если уж перуанские ткачихи и закрепляют станок на четырех колышках, то ставят его под углом (фото 2).
Фото 2. Ребертина, живущая в общине Амару (дистрикт Писак, департамент Куско), ткет у себя в доме (2007)[4]
Но чаще всего они крепят к колышкам только верхнюю часть станка. Нижняя часть станка по-прежнему имеет лямку, которая одевается на талию ткачихи (фото 3).
Фото 3. Ткачиха общины Амару (Amaru) позирует для туристов (2010)[5]
Вертикальный станок также состоит из двух параллельных жердей с нитями основы, т.е. поясного станка без пояса, который зафиксирован вертикально в П-образной деревянной конструкции. Она строится из двух врытых в землю стволов с развилками веток на конце, на которых лежит перекладина. К ней и подвешена одна из жердей станка. Вторая – привязана к нижней части каждого ствола. Считается, что вертикальный станок был более удобным для изготовления предметов одежды большой ширины, таких как унку культур Уари или инков, так как делал возможным участие нескольких ткачей в изготовлении одной вещи[6].
Фото 4[7]. Вертикальный станок инкской колониальной культуры на рисунке Гуамана Помы де Айалы
Как выглядел знаменитый вертикальный станок инков, неизвестно. Некоторое представление о нем, как и о станке на талии, можно составить по рисунку Помы де Айалы (фото 4). На рисунке мы видим сценку, показывающую принудительный труд местной женщины (мужчины?) в колониальный период. Вряд ли роскошные ткани, которые предназначались для Инти и Сапы Инки, изготавливались на станке такой грубой работы. Ведь если даже веретена, с помощью которых пряли хлопок и шерсть для одежд властителей, были богато украшены, то и составляющие станка также должны были бы по логике вещей быть, по крайней мере, тщательно отшлифованы, как у станка культуры Чиму (см. фото 7 – 9, с. vi). Я думаю, это касается всех типов станков. А на реконструкционных рисунках они имеют вид станков для домашнего ткачества.
Фото 5[8] и 6[9]. Ткацкий станок мапуче
Перуанские ткачи вертикальный станок не используют. Они работают в основном на поясном станке. В Боливии народы Jalq’a и Тарапаки применяют рамочный станок, который имеет больше сходство со станком народа мапуче (Чили и Аргентина), показанном на фото 5 и 6. Он чаще всего опирается на стену и находится под углом к ткачихе.
Фото 7. Ткачихи народа Jalq’a демонстрирует работу на станке в Музее индейского искусства фонда «Антропологи Южных Анд», Сукре, Боливия (2011)[10]
Как видно на фото 7, на боливийском станке могут работать одновременно два человека. На взгляд непрофессионала разница между станками заключается в том, что боливийский станок сделан из круглых жердей с зарубками для фиксирования ремизных палок, а станок мапуче имеет раму из досок с просверленными отверстиями. Кроме того, у станка мапуче есть две складные опоры, которые позволяют ставить станок вертикально (фото 6).
[1] Tejidos con dos Elementos (http://www.precolombino.cl/recursos-educativos/tecnologias-precolombinas/textiles/#/tejidos-con-dos-elementos/).
[6] Tejidos con dos Elementos (http://www.precolombino.cl/recursos-educativos/tecnologias-precolombinas/textiles/#/tejidos-con-dos-elementos/).