3. Подготовительные работы

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

 http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, про­дол­же­ние

3. Под­го­то­ви­тель­ные работы

3.1. Сырье

 image001 image003Фото 1. Вику­ньи[1] Фото 2. Гуа­нако[2]

На заре анд­ского тек­стиль­ного дела исполь­зо­ва­лись волокна диких рас­те­ний, таких, как камыш, трост­ник, агава, а также шерсть диких вер­блю­до­вых – вику­ньи и гуа­нако (фото 1 и 2). Эти волокна про­дол­жали при­ме­няться и в даль­ней­шем. Осно­во­по­ла­га­ю­щее зна­че­ние для раз­ви­тия тек­стиля в Андах имело одо­маш­ни­ва­ние хлопка на побе­ре­жье шесть тысяч лет назад и выве­де­ние ламы и аль­паки (фото 3 и 4) в про­цессе одо­маш­ни­ва­ния гуа­нако и вику­ньи пять тысяч лет назад[3]. Лен в доко­лум­бо­вых Андах не рос.

image005 image007Фото 3. Лама[4]. Фото 4. Аль­паки[5]

Вер­блю­до­вые и цвет­ной хло­пок, кото­рый сей­час при­нято назы­вать перу­ан­ским, счи­та­ются даром богов. Боги пода­рили их только анд­цам и более никому.

image009Фото 5. «Дикий цвет­ной хло­пок»[6]

Перу­ан­ские уче­ные счи­тают, что хло­пок про­шел «через про­цесс гене­ти­че­ского улуч­ше­ния для полу­че­ния волокна боль­шей длины, раз­но­об­ра­зия цве­тов и более высо­кой про­дук­тив­но­сти» в период куль­туры Караля (3000 – 1800 гг. до н.э.), и «это засви­де­тель­ство­вано архео­ло­ги­че­скими дан­ными Караля»[7]. В насто­я­щее время цвет­ной хло­пок не выра­щи­вают. Мно­гие, в том числе и спе­ци­а­лист по тра­ди­ци­он­ным костю­мам анд­цев Артуро Химе­нес Борха, назы­вают его диким.

image011Фото 6. Южная вис­кача – гры­зун из семей­ства шин­шил­ло­вых[8]

В ред­ких слу­чаях для изго­тов­ле­ния цере­мо­ни­аль­ных одежд древ­ние андцы брали чело­ве­че­ские волосы, шерсть вис­качи (фото 6) и лету­чей мыши. Для укра­ше­ния тка­ней и голов­ных убо­ров исполь­зо­ва­лись перья тро­пи­че­ских птиц (фото 7 – 8).

image013 image015Фото 7. Туника, укра­шен­ная по низу перьями сине-желтого ары и метал­ли­че­скими бляш­ками, круп­ный план. Стиль: Чиму. Время изго­тов­ле­ния: 1350 – 1450 гг. н.э. Тек­стиль­ный музей, Вашинг­тон, США[9]. Фото 8. Сине-желтый ара[10]

Сей­час тек­стиль андцы выра­ба­ты­вают в основ­ном из шер­сти аль­паки и овцы, кото­рая была заве­зена испан­цами. Шерсть вику­ньи и гуа­нако также исполь­зу­ется, но очень редко. Эти живот­ные нахо­дятся под охра­ной госу­дар­ства и меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций, и для работы с их шер­стью тре­бу­ется спе­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние. Его трудно полу­чить общи­нам и част­ным лицам.

Собран­ный хло­пок очи­щают от мусора и семян. Из шер­сти также уда­ляют сор. Кроме того, из шер­сти гуа­нако и вику­ньи выби­рают гру­бый осте­вой волос. Затем сырье сти­рают и рас­че­сы­вают – чешут, если исполь­зо­вать спе­ци­аль­ную тер­ми­но­ло­гию. Чеса­ние необ­хо­димо, чтобы выров­нять пряди в одном направ­ле­нии. Сле­ду­ю­щим шагом явля­ется прядение.

 | i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | 3 |



[6] Jiménez Borja A. Vestidos populares peruanos // Lima: EDUBANCO, Fundación del Banco Continental para el fomento de la Educación y la Cultura, 1998 (http://www.biblioteca.fundacionbbva.pe/libros/libro_000047.pdf).

[7] La Ciencia y su Aplicaciones. La Tecnologías Agrícolas, Producción y Manejo Genético del Algodón. Sitio Web del Unidad Ejecutora 003/Zona Arqueológica Caral/Ministerio de Cultura del Perú. 2007 (http://www.caralperu.gob.pe/caralperu/civilizacion/civilizaciongenetica.html).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>