Работа ткача в деталях
Фото 1[i]. Непряденая шерсть викуньи, состриженная с разных частей ее тела
Каждое пончо или накидка является уникальным изделием. Начинается работа над ним с подбора шерсти по цвету. Ведь, как я уже говорила, шубка викуньи окрашена в два основных цвета – коричневый и белый и имеет множество оттенков. А у ткачей красить шерсть викуньи не стало принято еще с колониальных времен.
Именно в результате испанского завоевания и появился тот набор изделий из шерсти викуньи с их дизайном, который в практически неизменном виде дошел до наших дней. Инкская империя пала, а с ней ушли в прошлое роскошные царские одежды из шерсти викуньи и запреты под страхом смерти носить их тем, у кого в жилах не течет инкская кровь. У испанцев, которые сами стали носить пончо, пончо из шерсти викуньи считалось особенно престижным и модным. Поэтому ткачи старались показать, что вырабатываемая ими одежда сделана из шерсти викуньи, цвет которой легко узнаваем, и не красили ее.
Современным ткачам тоже выгодно подчеркнуть то, что их вещи, сотканы из шерсти викуньи. Ведь ее слава спустя столетия не померкла и изделия из ее шерсти стоят очень дорого.
Для большой вещи, такой, как пончо или манта, из имеющегося запаса ткачу нужно подобрать значительный объем шерсти и продумать, как ее цвета и оттенки расположить в изделии.
Фото 2[ii]. Кора коричного дерева. Фото 3. Светлое пончо с широкими полосами в технике деграде от коричневого к бежевому. Длина 2 м, ширина 1,3 м. Вес 320 г. Выполнено ткачами Белена[iii]
Трудно описать словами цвет шерсти викуньи. Он такой разный: то в нем есть оттенки порошка какао, то желудя. В Перу и Аргентине для определения цвета шерсти викуньи в изделии из нее используется слово «marrón», которое с испанского переводится как «коричневый». У меня этот цвет ассоциируется с шоколадом. Однако слово «коричневый» является производным от слова «коричный», что буквально означает «цвéта коры коричного дерева». А эта кора (фото 2) так же, как и шерсть викуньи, имеет много оттенков в зависимости от сорта, места произрастания, освещения, настроек фотоаппарата и пр. Поэтому, я думаю, слово «коричневый», с учетом данных оговорок, для перевода вполне подойдет. В описаниях изделий из шерсти викуньи присутствует также термин «бежевый», т.е. светло-коричневый цвет с оттенком желтого, который также есть среди цветов шерсти викуньи.
Фото 4[iv]. Южная разновидность викуньи
Для катамаркенских изделий коричневая шерсть берется со спины животного, а белые полосы ткутся из шерсти, состриженной с груди, живота и ног[v]. У южной разновидности викуньи (фото 4), которая живет как раз в Аргентине, на шубке гораздо больше шерсти белого цвета, нежели у северной разновидности. Поэтому беленские пончо и накидки часто такие светлые.
Фото 5[vi]. Мастер-класс прядения шерсти викуньи на Встрече ткачей Америк в Центре традиционного текстиля Куско в 2012 г. Фото 6[vii]. Вышитая накидка и пончо из шерсти викуньи беленских мастеров, представленные на этой конференции, а между ними – веретено (с небольшим количеством готовой нитки), с помощью которого прядется шерсть викуньи
Затем шерсть прядут. Это также занимает много времени, потому что нитки требуются очень тонкие. Тонкость ниток и их характерный легкий блеск можно оценить по фото 7.
Фото 7. Часть ниток, спряденных для однотонного пончо[viii]
Кроме того, прясть шерсть викуньи трудно, потому что шерстинки этого верблюдового очень короткие по сравнению с шерстинками других животных (см. таблицу[ix]).
Тонина и длина шерсти различных животных
Теперь можно приступать к тканью.
Фото 8. Поясной станок, на котором ткач из аргентинской провинции Сальта изготавливает пончо (2010)[x]
С шерстью ламы и овцы аргентинские ткачи, как и ткачи Перу и Боливии, работают на традиционных андских станках. Они не имеют жесткой рамы и состоят из двух жердей, на которые навиваются нити (подробнее см.: «Станки и их аксессуары»). Для работы с шерстью викуньи ткачи Белена используют более продвинутый станок, который называется испанским, или креольским. Он появился в Андах вместе с испанцами (во второй половине XVI в.) и с тех пор не претерпел изменений. Его также можно считать древним, но все же не таким древним, как поясной станок, который появился вместе с рождением ткачества, т.е. задолго до нашей эры, и с тех пор не изменился. Испанский станок имеет педали, с помощью которых ткач управляет ремизками, и позволяет изготавливать ткани большей ширины и длины, чем традиционный станок.
Фото 9[xi] и 10[xii]. Ткачихи Катамарки работают на испанском станке
Лишь немногие ткачи имеют возможность работать на станке, изготовленном профессиональным столяром из струганного и шлифованного дерева (фото 9). В большинстве случаев ткачи вынуждены довольствоваться станком, который они смастерили своими руками из жердей (фото 10), и, кстати сказать, весьма грубо сделанными веретенами. Но посмотрите, какую ровную и тонкую нить они получают с их помощью (фото 11).
Фото 11. Веретена и шерсть викуньи разных оттенков как непряденая, так и пряденая[xiii]
Ткачи Белена работают на дому. К изготовлению тканей часто бывают подключены все члены семьи. Дети обучаются древнему ремеслу, наблюдая, как работают взрослые, и помогая им. Так – на практике – ткаческие навыки передаются из поколения в поколение.
Продукция ассоциации «Родина пончо»
Фото 1. Стенд Ассоциации прядильщиков и ткачей из шерсти викуньи Белена на 43-й Выставке-ярмарке традиционных аргентинских ремесел (2013)[xiv]
В 2004 г. мастера Белена объединились в Ассоциацию прядильщиков и ткачей из шерсти викуньи «Родина пончо»[xv]. Продукция этой ассоциации представлена на нескольких сайтах и сопровождается фотографиями, что позволяет нам ее оценить. Стоимость изделий, к сожалению, не указана.
Фото 2. Вышитое покрывало (cubrecama) из шерсти викуньи[xvi]
По размерам с мантой, о которой речь шла на предыдущей странице (см. фото 13 и 14), сравнимо покрывало, показанное на фото 2. Как и манта, оно украшено старинными узорами колониальных времен, вышитыми шерстью викуньи. По этому покрывалу можно проследить один из приемов комбинирования оттенков шерсти викуньи в изделии. Нитки различных оттенков ткачи расположили тонкими продольными полосками симметрично относительно средней линии покрывала, образовав темную зону по центру и светлые по краям. На темной зоне ткачи использовали эффект деградé – плавного перехода от темных оттенков к светлым. Внутри светлой зоны чуть более темные полоски сделаны очень тонкими и распределены равномерно по белому фону. В результате яркость белого цвета смягчается и он приобретает легкий тон какао. Благодаря этому темная и светлые зоны меньше контрастируют друг с другом и их сочетание получается более изысканным.
Фото 3[xvii]. Чалина с эффектом деграде от темного коричневого цвета к очень светлому
Способом деграде сочетаются цвета и на еще одном виде накидок, выпускаемых беленскими ткачами, которые меньше манты и по размеру сравнимы с палантином. Такая накидка называется чалиной (chalina) – фото 3.
Фото 4[xviii]. Пончо с эффектом деграде от темного коричневого цвета к очень светлому
Способ сочетания различных цветов и оттенков шерсти викуньи путем применения деграде сейчас является одним из любимых у беленских ткачей, хотя такая работа действительно требует большого внимания и терпения. Деграде используется и при изготовлении пончо (фото 4 и 5).
Фото 5. Очень тонкое пончо с эффектом деграде от бежевого цвета к белому. Длина 2 м, ширина 1,4 м. Вес 400 г[xix]
На фото 6 показано монохромное коричневое пончо, цвет которого при ближайшем рассмотрении оказывается неоднородным и составленным из полосок. Полоски почти не различаются оттенками, но все равно ткач расположил их в строгой симметрии относительно средней вертикальной линии пончо.
Фото 6[xx]. Коричневое пончо
Таким же способом скомбинированы оттенки пончо более светлого коричневого цвета, которое заснято на фото 7.
Фото 7. Коричневое пончо из очень тонких ниток. Длина 2 м, ширина 1,4 м[xxi]
В то же время цветовое решение пончо, продемонстрированного на фото 8, является гораздо более традиционным. Оно выполнено без применения деграде и имеет однотонный общий фон коричневого цвета, по которому в середине и по краям проходят контрастные ему белые полосы.
Фото 8. Коричневое пончо с белыми полосами по бокам и в центре. Длина 2 м, ширина 1,4 м. Вес 500 г[xxii]
К тому же на сайте блога «CasaImanol» среди предметов, выполненных в технике деграде, есть достаточного много вещей довольно однородного коричневого цвета, который при ближайшем рассмотрении содержит в себе несколько оттенков. Взять хотя бы чалину, показанную на фото 9. Светло-коричневая ткань манты, заснятая на фото 13 и 14 (см. предыдущую страницу) также содержит в себе нитки едва различающихся, но все же различающихся оттенков.
Фото 9. Чалина коричневого цвета (2013)[xxiii]
Это заставляет предположить, что техники тканья из тонких ниток все же позволяют переплетать пряжу близких оттенков так, чтобы на некотором отдалении цвет полученной ткани казался достаточно однородным. Поэтому, как мне кажется, применение способа деграде – это не столько техническая необходимость, сколько демонстрация ткаческого искусства мастера, дань моде и проявление стремления угодить богатым иностранным покупателям.
← →
[iii] Artesanías de Vicuña, 2011 (http://www.artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).
[v] El poncho (http://www.tadarargentina.com.ar/tipos_ponchos.htm).
[vi] Waddington L. Are you going to weave today? (https://backstrapweaving.wordpress.com/2012/10/17/backstrap-weaving-encuentro-de-tejedores-de-las-americas-part-two-the-cloth-and-the-looms/).
[vii] Waddington L. Opus cit.
[ix] Vicuña (Vicugna vicugna). Comunidades, Historia y Manejo (http://www.peruecologico.com.pe/fau_vicuna_2.htm).
[xi] http://noticias.terra.com/mundo/renuncia-y-sucesor-de-benedicto-xvi/,ff4d3fe11e38d310VgnVCM4000009bcceb0aRCRD.html
[xiii] http://1.bp.blogspot.com/_ibvLqA5zp1c/TGre_cS7biI/AAAAAAAAAU4/_Wlf2PSHEzQ/s1600/2010–07-20_18-49-53_799.jpg
[xvi] Artesanias de vicuña, 2011 (http://www.artesaniasdevicuña.com.ar/index.html).
[xix] Artesanías de Vicuña, 2011 (http://www.artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).
[xxi] Artesanías de Vicuña, 2011 (http://www.artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).
[xxii] Artesanías de Vicuña, 2011 (http://www.artesaniasdevicuña.com.ar/galeria.html).