Воин Моче

image001ВОИН МОЧЕ

Вто­рая редак­ция (апрель – июль 2017 г.)

Содер­жа­ние:
Страж­ники
Защит­ник спины
Чаль­чальча
.….1. Про­стые чаль­чальчи
.….….1.1. Широ­кие чаль­чальчи
.….….
1.2. Узкие чаль­чальча
.….
2. Укра­шен­ные чаль­чальчи
.….….
2.1. Чаль­чальчи из мав­зо­лея Уаки Рахады
.….….2.2. Чаль­чальчи из Музея Ларко
.….3. Сим­во­лика и про­ис­хож­де­ние чаль­чальчи
Риту­аль­ная дубинка
.….Риту­аль­ные бои и жерт­во­при­но­ше­ния Моче
.….Дубинка и ее сим­во­лика на рас­пис­ных и скульп­тур­ных сосу­дах
.….Архео­ло­ги­че­ские дубинки из гроб­ниц Уаки Рахады
.….Цере­мо­ни­аль­ные дубинки Вла­сти­тель­ницы Као
.….Ракета, про­пел­лер и/или греб­ной винт?

image003Ико­но­гра­фия куль­туры Моче, кото­рая суще­ство­вала на Север­ном побе­ре­жье Перу в период между 1 и 800 гг. н.э., вклю­чает в себя мно­же­ство изоб­ра­же­ний, посвя­щен­ных воен­ной тема­тике. Их несут на себе скульп­тур­ные и рас­пис­ные сосуды с гор­лыш­ком в виде стре­мени (сосуды стремя-горлышко). Все они были най­дены в погре­бе­ниях и явля­ются пред­ме­тами культа. Поэтому на сюжет­ных рос­пи­сях в стиле тон­кой линии в основ­ном пред­став­лены сцены не реаль­ных, а риту­аль­ных сра­же­ний. Они явля­ются отра­же­нием боев, кото­рые про­во­ди­лись для того, чтобы опре­де­лить, кто из участ­ни­ков будет при­не­сен в жертву, и зани­мали боль­шое место в цере­мо­ни­аль­ной прак­тике Моче.

image005Скульп­тур­ная бутыль, изоб­ра­жа­ю­щая воина-дозорного. Раз­меры: 17,0×12,3×19,0 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Моче. Период: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный (300 г. до н.э. – 500 г. н.э.). Худо­же­ствен­ный музей Лимы, Перу[i]

Жрецы, руко­во­див­шие худож­ни­ками, выби­рали пер­со­на­жами кера­ми­че­ских скульп­тур и живо­пис­ных сюже­тов, как пра­вило, знат­ных вои­нов в бога­тых цере­мо­ни­аль­ных одеж­дах. А образ про­стого сол­дата почти не нашел сво­его отра­же­ния в искус­стве Моче. Один из ред­ких при­ме­ров изоб­ра­же­ния рядо­вого воина пред­став­лен скульп­тур­ной буты­лью из Худо­же­ствен­ного музея Лимы (на фото). Воин-дозорный пока­зан прак­ти­че­ски голым. У него отсут­ствуют столь харак­тер­ные для Моче лице­вые и голов­ные укра­ше­ния. Все его ору­жие состав­ляет малень­кий круг­лый щит, укра­шен­ный корич­не­вым кре­стом на белом фоне (или наобо­рот), а одежду – белый пла­ток (тюр­бан) на его искус­ственно дефор­ми­ро­ван­ной голове и корот­кий белый фал­де­льин с узо­ром из корич­не­вых пря­мо­уголь­ни­ков. Тело, лицо, руки и ноги воина, оче­видно, покры­вает корич­не­вая краска. Мини­мум одежды поз­во­ляет ему сво­бодно дви­гаться и вполне соот­вет­ствует кли­мату тро­пи­че­ской пустыни Север­ного побе­ре­жья Перу. При этом бело-коричневая гамма его одежды и кожи, видимо, выбрана не слу­чайно и поз­во­ляет оста­ваться неза­мет­ным в той мест­но­сти, где он ведет дозор.

.

СТРАЖНИКИ

image001Фото 1. Скульп­тур­ный сосуд стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щий коле­но­пре­кло­нен­ного воина. Музей­ный № Am,P.1. Раз­меры: высота 22,5 см, ширина 13,6 см, глу­бина 13,2 см. Мате­ри­алы: кера­мика, пиг­менты. Культура/период: Моче. Дата: 100 – 700 гг. н.э. Бри­тан­ский музей[ii]

Наи­бо­лее реа­ли­стично костюм знат­ного воина и его воору­же­ние пере­даны скульп­тур­ными кера­ми­че­скими сосу­дами, кото­рые изоб­ра­жают коле­но­пре­кло­нен­ного стража. В погре­баль­ное при­да­ное пер­соны зави­си­мо­сти от ее соци­аль­ного поло­же­ния могло вхо­дить от одного до несколь­ких десят­ков подоб­ных вои­нов. Поэтому они доста­точно широко пред­став­лены в музеях мира.

image015Мно­гие из скульп­тур имеют не только исто­ри­че­скую, но и боль­шую худо­же­ствен­ную цен­ность. В пол­ной мере такими каче­ствами обла­дает экзем­пляр, хра­ня­щийся в Бри­тан­ском музее (фото 1, 2). В вир­ту­аль­ном ката­логе он сопро­вож­ден сле­ду­ю­щим ком­мен­та­рием куратора:

image017Фото 2. Вид воина со спины, пока­зы­ва­ю­щий чаль­чальчу в форме пти­чьего хвоста

«Война, воины и плен­ные явля­ются повто­ря­ю­щейся темой в искус­стве Моче и сви­де­тель­ствуют о ярост­ном сопер­ни­че­стве между доли­нами за цен­ные оро­ша­е­мые земли. Воины были инстру­мен­том обо­роны, гос­под­ства и кон­троля – иден­тич­ность сооб­ще­ства и выжи­ва­ние зави­сели от хорошо осна­щен­ного и соот­вет­ству­ю­щим обра­зом под­го­тов­лен­ного кад­ро­вого состава элит­ных бой­цов. Эта фигура с его бди­тель­ным взгля­дом и ярост­ным выра­же­нием лица оли­це­тво­ряет все эти каче­ства и отно­сится к четко опре­де­лен­ной кате­го­рии сосу­дов, кото­рые выпус­ка­лись серийно с незна­чи­тель­ными вари­а­ци­ями. На воина надеты белая рубашка без рука­вов, укра­шен­ная темно-красным закру­чи­ва­ю­щимся узо­ром, кото­рый также укра­шает его кону­со­об­раз­ный шлем, и корот­кая набед­рен­ной повязка с темно-красными круж­ками, укра­шен­ный пояс и наруч­ные браслеты.

image005Он при­пал на одно колено с круг­лым щитом на одной руке и дер­жит в пра­вой руке дубинку с тяже­лой камен­ной голо­вой, гото­вый к бою или слу­жить двор­цо­вым кара­уль­ным, охра­ня­ю­щим входы или лестницы.

image007Рас­копки в Дос-Кабесас дали ске­леты так назы­ва­е­мых «бога­ты­рей Моче». Износ костей и суста­вов этих людей согла­су­ется с тем, кото­рый бывает у коле­но­пре­кло­нен­ных вои­нов, кото­рые подолгу на про­тя­же­нии мно­гих лет под­дер­жи­вали эту спе­ци­фи­че­скую позу. Сви­де­тель­ства дру­гих ске­ле­тов гово­рят о трав­мах, полу­чен­ных от уда­ров дубин­ками во время актив­ной воен­ной службы. Судя по всему, сами сосуды слу­жили сим­во­ли­че­скими охран­ни­ками гроб­ниц, поскольку в захо­ро­не­ниях высо­кого ста­туса они были погре­бены в боль­шом коли­че­стве»[iii].

image017 image019Фото 3 и 3а[iv]. Сосуд стремя-горлышко, изоб­ра­жа­ю­щий коле­но­пре­кло­нен­ного воина. Инвен­тар­ный № 61.1.9. Раз­меры: 18,4×11,4 см. Мате­риал: крас­ная глина. Куль­тура: Моче. Дата: 400 г. до н.э. – 550 г. н.э. Музей де Янга, Сан-Франциско, США[v]

Вто­рой коле­но­пре­кло­нен­ный воин Моче (фото 3 и 3а) хра­нится в Музее де Янга. Его рубашка деко­ри­ро­вана таким же спи­ра­ле­вид­ным узо­ром, как у пер­вого. Но она почти закрыта пек­то­ра­лью в полоску, кото­рые повто­рены на шлеме, укра­шен­ном также узо­ром из волн. Щит этого воина сде­лан в форме квад­рата, а голова дубинки имеет более плос­кую форму. Воин носит круг­лые оре­херы, кото­рые явля­ются зна­ком его высо­кого соци­аль­ного ста­туса. Как и все скульп­тур­ные пер­со­нажи Моче, он изоб­ра­жен босым.

Голова воина непро­пор­ци­о­нально боль­шая, а черты его лица имеют порт­рет­ные осо­бен­но­сти – тон­кий пере­ко­шен­ный рот и риту­аль­ное шра­ми­ро­ва­ние в обла­сти носо­губ­ных скла­док, что создает образ ста­рого служаки.

Пер­вый и вто­рой воины одеты богато, но без изли­шеств, кото­рые могли бы поме­шать им выпол­нять свои обя­зан­но­сти. В первую оче­редь это каса­ется их голов­ного убора. Он пред­став­ляет собой про­стой шлем, изго­тов­лен­ный, ско­рее всего, из рас­ти­тель­ных воло­кон на тка­ной основе. Шлем наде­вался на пла­ток, пря­чу­щий длин­ные волосы и ино­гда закры­ва­ю­щий уши и оре­херы. Между тем, в сце­нах риту­аль­ных сра­же­ний, пока­зан­ных на рос­пи­сях сосу­дов, воины носят очень гро­мозд­кие и слож­ные голов­ные уборы, в кото­рые вхо­дят укра­ше­ния из перьев, фигуры птиц и живот­ных, боль­шие пла­стины, часто име­ю­щие форму туми. На том осно­ва­нии, что коле­но­пре­кло­нен­ные воины изоб­ра­жают стра­жей, можно пред­по­ло­жить, что и ору­жие у них бое­вое, а не цере­мо­ни­аль­ное. Воз­мож­ное исклю­че­ние состав­ляет чаль­чальча, кото­рая у пер­вого воина выпол­нена в форме пти­чьего хвоста.

Тре­тья скульп­тура, хра­ня­ща­яся в Музее Ларко, хотя и сде­лана в стиле коле­но­пре­кло­нен­ного воина, пред­став­ляет не стража, а, ско­рее, высо­ко­по­став­лен­ное лицо или даже правителя.

image013Фото 4[vi]. Скульп­тур­ный сосуд стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щий коле­но­пре­кло­нен­ного воина. Код ката­ло­ги­за­ции: ML001573. Раз­меры: 24,6×13,6×16,7 см. Вес: 794 г. Основ­ной мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Музей Ларко, Лима, Перу[vii]

О высо­ком ста­тусе пер­со­нажа сви­де­тель­ствуют целых три пла­стины в форме туми, укра­ша­ю­щие его шлем, а также туника, закры­ва­ю­щая колени. Кроме того, дубинка имеет раз­меры, кото­рые заметно больше, нежели у пер­вых двух вои­нов. Навер­ное, здесь она высту­пает как сим­вол вла­сти. Щит же, напро­тив, кро­шеч­ный в срав­не­нии с бое­выми щитами. В отли­чие от дру­гих, сосуд имеет моно­хром­ную окраску, кото­рая ими­ти­рует цвет золота, уси­ли­вая сим­во­ли­че­скую состав­ля­ю­щую пер­со­нажа и пре­вра­щая его в воина света. Ведь золото в Анд­ском мире сим­во­ли­че­ски свя­зано с солн­цем и миром вверху (миром богов и зем­лей предков).

image015Лицо пер­со­нажа сде­лано с боль­шим мастер­ством и, несо­мненно, пере­дает черты реаль­ного чело­века бла­го­род­ного про­ис­хож­де­ния. Взгляд его боль­ших глаз полон гру­сти и обра­щен на поту­сто­рон­ний, а не на реаль­ный мир. Голова скло­нена набок, что уси­ли­вает впе­чат­ле­ние отре­шен­но­сти. Веро­ятно, она вызвана состо­я­нием изме­нен­ного созна­ния пер­со­нажа, поскольку на его левой щеке уга­ды­ва­ется буго­рок от мас­кахо – комка листьев коки. Такой буго­рок было при­нято изоб­ра­жать на щеке жреца. Если еще учесть, что пер­со­наж одет в длин­ную тунику, кото­рую обычно носили жрецы, то можно пред­по­ло­жить, что скульп­тура изоб­ра­жает чело­века, кото­рый одно­вре­менно явля­ется и пра­ви­те­лем, и вои­ном, и жрецом.

Чет­вер­тый воин, скульп­тура кото­рого хра­нится в Клив­ленд­ском музее искусств (фото 5), похоже, пред­став­ляет самого Аяпа­эка, поскольку носит на спине часть его снаряжения.

image023Фото 5. Сосуд в форме воина. Раз­меры: 21,6×11,3×14,9 см. Мате­риал: кера­мика. Стиль: Моче. Период: 50 – 200 гг. н.э. Клив­ленд­ский музей искусств, США[viii]

 

image064


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>