Вторая редакция (апрель – июль 2017 г.)
Содержание:
Стражники
Защитник спины
Чальчальча
.….1. Простые чальчальчи
.….….1.1. Широкие чальчальчи
.….….1.2. Узкие чальчальча
.….2. Украшенные чальчальчи
.….….2.1. Чальчальчи из мавзолея Уаки Рахады
.….….2.2. Чальчальчи из Музея Ларко
.….3. Символика и происхождение чальчальчи
Ритуальная дубинка
.….Ритуальные бои и жертвоприношения Моче
.….Дубинка и ее символика на расписных и скульптурных сосудах
.….Археологические дубинки из гробниц Уаки Рахады
.….Церемониальные дубинки Властительницы Као
.….Ракета, пропеллер и/или гребной винт?
Иконография культуры Моче, которая существовала на Северном побережье Перу в период между 1 и 800 гг. н.э., включает в себя множество изображений, посвященных военной тематике. Их несут на себе скульптурные и расписные сосуды с горлышком в виде стремени (сосуды стремя-горлышко). Все они были найдены в погребениях и являются предметами культа. Поэтому на сюжетных росписях в стиле тонкой линии в основном представлены сцены не реальных, а ритуальных сражений. Они являются отражением боев, которые проводились для того, чтобы определить, кто из участников будет принесен в жертву, и занимали большое место в церемониальной практике Моче.
Скульптурная бутыль, изображающая воина-дозорного. Размеры: 17,0×12,3×19,0 см. Материал: керамика. Культура: Моче. Период: Ранний промежуточный (300 г. до н.э. – 500 г. н.э.). Художественный музей Лимы, Перу[i]
Жрецы, руководившие художниками, выбирали персонажами керамических скульптур и живописных сюжетов, как правило, знатных воинов в богатых церемониальных одеждах. А образ простого солдата почти не нашел своего отражения в искусстве Моче. Один из редких примеров изображения рядового воина представлен скульптурной бутылью из Художественного музея Лимы (на фото). Воин-дозорный показан практически голым. У него отсутствуют столь характерные для Моче лицевые и головные украшения. Все его оружие составляет маленький круглый щит, украшенный коричневым крестом на белом фоне (или наоборот), а одежду – белый платок (тюрбан) на его искусственно деформированной голове и короткий белый фалдельин с узором из коричневых прямоугольников. Тело, лицо, руки и ноги воина, очевидно, покрывает коричневая краска. Минимум одежды позволяет ему свободно двигаться и вполне соответствует климату тропической пустыни Северного побережья Перу. При этом бело-коричневая гамма его одежды и кожи, видимо, выбрана не случайно и позволяет оставаться незаметным в той местности, где он ведет дозор.
.
СТРАЖНИКИ
Фото 1. Скульптурный сосуд стремя-горлышко, представляющий коленопреклоненного воина. Музейный № Am,P.1. Размеры: высота 22,5 см, ширина 13,6 см, глубина 13,2 см. Материалы: керамика, пигменты. Культура/период: Моче. Дата: 100 – 700 гг. н.э. Британский музей[ii]
Наиболее реалистично костюм знатного воина и его вооружение переданы скульптурными керамическими сосудами, которые изображают коленопреклоненного стража. В погребальное приданое персоны зависимости от ее социального положения могло входить от одного до нескольких десятков подобных воинов. Поэтому они достаточно широко представлены в музеях мира.
Многие из скульптур имеют не только историческую, но и большую художественную ценность. В полной мере такими качествами обладает экземпляр, хранящийся в Британском музее (фото 1, 2). В виртуальном каталоге он сопровожден следующим комментарием куратора:
Фото 2. Вид воина со спины, показывающий чальчальчу в форме птичьего хвоста
«Война, воины и пленные являются повторяющейся темой в искусстве Моче и свидетельствуют о яростном соперничестве между долинами за ценные орошаемые земли. Воины были инструментом обороны, господства и контроля – идентичность сообщества и выживание зависели от хорошо оснащенного и соответствующим образом подготовленного кадрового состава элитных бойцов. Эта фигура с его бдительным взглядом и яростным выражением лица олицетворяет все эти качества и относится к четко определенной категории сосудов, которые выпускались серийно с незначительными вариациями. На воина надеты белая рубашка без рукавов, украшенная темно-красным закручивающимся узором, который также украшает его конусообразный шлем, и короткая набедренной повязка с темно-красными кружками, украшенный пояс и наручные браслеты.
Он припал на одно колено с круглым щитом на одной руке и держит в правой руке дубинку с тяжелой каменной головой, готовый к бою или служить дворцовым караульным, охраняющим входы или лестницы.
Раскопки в Дос-Кабесас дали скелеты так называемых «богатырей Моче». Износ костей и суставов этих людей согласуется с тем, который бывает у коленопреклоненных воинов, которые подолгу на протяжении многих лет поддерживали эту специфическую позу. Свидетельства других скелетов говорят о травмах, полученных от ударов дубинками во время активной военной службы. Судя по всему, сами сосуды служили символическими охранниками гробниц, поскольку в захоронениях высокого статуса они были погребены в большом количестве»[iii].
Фото 3 и 3а[iv]. Сосуд стремя-горлышко, изображающий коленопреклоненного воина. Инвентарный № 61.1.9. Размеры: 18,4×11,4 см. Материал: красная глина. Культура: Моче. Дата: 400 г. до н.э. – 550 г. н.э. Музей де Янга, Сан-Франциско, США[v]
Второй коленопреклоненный воин Моче (фото 3 и 3а) хранится в Музее де Янга. Его рубашка декорирована таким же спиралевидным узором, как у первого. Но она почти закрыта пекторалью в полоску, которые повторены на шлеме, украшенном также узором из волн. Щит этого воина сделан в форме квадрата, а голова дубинки имеет более плоскую форму. Воин носит круглые орехеры, которые являются знаком его высокого социального статуса. Как и все скульптурные персонажи Моче, он изображен босым.
Голова воина непропорционально большая, а черты его лица имеют портретные особенности – тонкий перекошенный рот и ритуальное шрамирование в области носогубных складок, что создает образ старого служаки.
Первый и второй воины одеты богато, но без излишеств, которые могли бы помешать им выполнять свои обязанности. В первую очередь это касается их головного убора. Он представляет собой простой шлем, изготовленный, скорее всего, из растительных волокон на тканой основе. Шлем надевался на платок, прячущий длинные волосы и иногда закрывающий уши и орехеры. Между тем, в сценах ритуальных сражений, показанных на росписях сосудов, воины носят очень громоздкие и сложные головные уборы, в которые входят украшения из перьев, фигуры птиц и животных, большие пластины, часто имеющие форму туми. На том основании, что коленопреклоненные воины изображают стражей, можно предположить, что и оружие у них боевое, а не церемониальное. Возможное исключение составляет чальчальча, которая у первого воина выполнена в форме птичьего хвоста.
Третья скульптура, хранящаяся в Музее Ларко, хотя и сделана в стиле коленопреклоненного воина, представляет не стража, а, скорее, высокопоставленное лицо или даже правителя.
Фото 4[vi]. Скульптурный сосуд стремя-горлышко, представляющий коленопреклоненного воина. Код каталогизации: ML001573. Размеры: 24,6×13,6×16,7 см. Вес: 794 г. Основной материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко, Лима, Перу[vii]
О высоком статусе персонажа свидетельствуют целых три пластины в форме туми, украшающие его шлем, а также туника, закрывающая колени. Кроме того, дубинка имеет размеры, которые заметно больше, нежели у первых двух воинов. Наверное, здесь она выступает как символ власти. Щит же, напротив, крошечный в сравнении с боевыми щитами. В отличие от других, сосуд имеет монохромную окраску, которая имитирует цвет золота, усиливая символическую составляющую персонажа и превращая его в воина света. Ведь золото в Андском мире символически связано с солнцем и миром вверху (миром богов и землей предков).
Лицо персонажа сделано с большим мастерством и, несомненно, передает черты реального человека благородного происхождения. Взгляд его больших глаз полон грусти и обращен на потусторонний, а не на реальный мир. Голова склонена набок, что усиливает впечатление отрешенности. Вероятно, она вызвана состоянием измененного сознания персонажа, поскольку на его левой щеке угадывается бугорок от маскахо – комка листьев коки. Такой бугорок было принято изображать на щеке жреца. Если еще учесть, что персонаж одет в длинную тунику, которую обычно носили жрецы, то можно предположить, что скульптура изображает человека, который одновременно является и правителем, и воином, и жрецом.
Четвертый воин, скульптура которого хранится в Кливлендском музее искусств (фото 5), похоже, представляет самого Аяпаэка, поскольку носит на спине часть его снаряжения.
Фото 5. Сосуд в форме воина. Размеры: 21,6×11,3×14,9 см. Материал: керамика. Стиль: Моче. Период: 50 – 200 гг. н.э. Кливлендский музей искусств, США[viii]
[i] http://www.archi.pe/public/index.php/foto/index/9610
[ii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=442511001&objectId=480501&partId=1
[iii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=442511001&objectId=480501&partId=1