Защитник спины

image001ЗАЩИТНИК СПИНЫ

 image001 image003Фото 1 и 2. Сосуд в форме воина. Вид спе­реди и сбоку. Раз­меры: 21,6×11,3×14,9 см. Мате­риал: кера­мика. Стиль: Моче. Период: 50 – 200 гг. Клив­ленд­ский музей искусств, США[i]

Воин-стражник из Клив­ленд­ского музея искусств (фото 1 – 3) носит круг­лый шлем с навер­шием в форме двух лест­ниц и туми. Цве­том его лицо раз­де­лено на две части – тем­ную и свет­лую. Такая рас­краска свя­зы­вает воина как с миром внизу (миром смерти), так и с миром вверху (миром богов и зем­лей предков).

image005Фото 3. Сосуд в форме воина. Вид сзади

Грудь и спина воина защи­щены двумя пла­сти­нами. Их скуль­птор пере­дал осо­бенно детально. Он даже изоб­ра­зил кро­шеч­ные дырочки на метал­ли­че­ских пря­мо­уголь­ни­ках, с помо­щью кото­рых те кре­пи­лись к основе. Кроме того, скуль­птор пока­зал завязки, бла­го­даря кото­рым защит­ное при­спо­соб­ле­ние дер­жится на теле воина.

К спин­ной пла­стине при­креп­лена рас­пла­стан­ная шкура коша­чьего (ягу­ара или пумы) с весьма реа­ли­стично выпол­нен­ными голо­вой и лапами. Впро­чем, лапы, если при­гля­деться, имеют форму чело­ве­че­ских рук с длин­ными ког­тями. А зна­чит, воин на спине носит шкуру не про­сто ягу­ара, а ягура-дракона. Сле­до­ва­тельно, ста­тус воина очень высок.

image027Фото 4. Цере­мо­ни­аль­ное оде­я­ние. Мате­ри­алы: золото, медь, хло­пок, рако­вины, перо и смола. Куль­тура: Моче. Дата: 200 – 850 гг. Обна­ру­жено в Уаке Луны, депар­та­мент Ла-Либертад, Перу. Архео­ло­ги­че­ский про­ект «Уаки Солнца и Луны»[ii]. Музей уак Моче, про­вин­ция Тру­хи­льо, регион Ла-Либертад

Подоб­ный защит­ник спины был най­ден коман­дой перу­ан­ских архео­ло­гов из Уни­вер­си­тета Тру­хи­льо под руко­вод­ством Сантьяго Уседы (Santiago Uceda) в погре­баль­ном хра­ни­лище (боль­шом сун­дуке из трост­ника) в Плат­форме I Уаки Луны[iii]. Уче­ными он оце­ни­ва­ется как эле­мент цере­мо­ни­аль­ного оде­я­ния (фото 4). По дан­ным Сантьяго Уседы, объ­ем­ное изоб­ра­же­ние коша­чьего (feline effigy) носили и пред­ста­ви­тели элиты, и воины. Как в мире сей­час, так и на земле пред­ков, оно могло слу­жить зна­ком высо­кого соци­аль­ного поло­же­ния инди­вида и его роли и функ­ции в обще­стве, а для воина – зна­ком отли­чия, сви­де­тель­ство­вав­шим о его побе­дах в риту­аль­ных боях[iv].

image009Фото 5[v]. Круп­ный план головы пумы (ягуара)

Пред­мет цере­мо­ни­аль­ного оде­я­ния из Уаки Луны сде­лан на основе хлоп­ко­вой ткани, к кото­рой при­креп­лены перья, пря­мо­уголь­ные пла­стинки и круг­лые под­вески из меди и золота, а также объ­ем­ная голова зверя, изго­тов­лен­ная с исполь­зо­ва­нием меди, золота, рако­вин и полу­дра­го­цен­ных кам­ней. Круг­лые под­вески и перья сооб­щают о том, что это – шкура лета­ю­щего дракона-пумы/ягуара. Пла­стины на лапах дра­кона по форме соот­вет­ствуют круп­ной чешуе на брюхе ана­конды (водя­ного удава). Это сви­де­тель­ствует о том, что он может суще­ство­вать и пере­дви­гаться в вод­ной среде. Плос­кая форма дра­кона гово­рит о том, что он явля­ется вопло­ще­нием лета­ю­щей и/или пла­ва­ю­щей плат­формы богов во плоти.

Схо­жий защит­ник спины, судя по ста­тье инфор­ма­ци­он­ного агент­ства «Andina», вхо­дил в фардо Моло­дого нобля. Его захо­ро­не­ние (гроб­ница № 15) было открыто в 2009 г. на самом ниж­нем уровне Уаки Рахады и отно­сится к I или II в. н.э. Рас­копки гроб­ницы про­во­ди­лись под руко­вод­ством перу­ан­ского архео­лога, дирек­тора Музея архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана Луиса Черо Суриты (Luis Chero Zurita). В 2011 г. он сооб­щил агент­ству «Andina», что важ­ными эле­мен­тами фардо Моло­дого нобля «явля­ются голова и лапы коша­чьего или соба­чьего, кото­рые, веро­ятно, были при­креп­лены к чему-то вроде накидки, обра­зу­ю­щей защиту спины»[vi].

Из этого сооб­ще­ния мы можем сде­лать сле­ду­ю­щий вывод. Гроб­ница Моло­дого нобля дати­ру­ется I или II в. н.э. А зна­чит, защит­ник спины, как и риту­аль­ная дубинка, был частью сна­ря­же­ния знат­ного воина уже на ран­нем этапе раз­ви­тия куль­туры Моче.

image011Фото 6[vii]. Рекон­струк­ция образа Жреца-воина. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана, район Санья, про­вин­ция Чиклайо, депар­та­мент Лам­бай­еке, Перу. Сни­мок 2013 г.

Ана­ло­гич­ные сви­де­тель­ства были обна­ру­жены в погре­баль­ном фардо Жреца-воина. Его захо­ро­не­ние (гроб­ница № 14) было открыто Луи­сом Черо Сури­той в 2007 г. на уровне-3 Уаки Рахады и отно­сится к более позд­нему пери­оду. Жрец-воин был обря­жен в одежду из метал­ли­че­ских пла­шек, снаб­жен­ную подо­бием пти­чьего хво­ста, также покры­того метал­ли­че­скими плаш­ками. Его голов­ной убор имел полу­лун­ную форму с V-образными высту­пами сверху. В число инсиг­ний Жреца-воина вхо­дили чаша и огром­ная дубинка. Это гово­рит о том, что он был отправ­лен в путе­ше­ствие на землю пред­ков в образе боже­ства, кото­рое име­нуют Человеком-совой, Совой-воином, Сови­ным богом и Аяпа­эком. Поскольку имя, харак­те­ри­стики и ста­тус боже­ства оста­ются до конца неопре­де­лен­ными, его часто назы­вают «пер­со­наж D». Име­ется в виду бук­вен­ное обо­зна­че­ние пер­со­нажа на обще­при­знан­ной про­ри­совке извест­ной рос­писи бутыли, кото­рая посвя­щена цере­мо­нии жерт­во­при­но­ше­ния и вру­че­ния керо с кро­вью побеж­ден­ных вои­нов глав­ным богам Моче (фото 7).

image013Фото 7[viii]. Фраг­мент про­ри­совки раз­вертки рос­писи бутыли из Музея этно­ло­гии, Мюн­хен, Гер­ма­ния. Опуб­ли­ко­вана в кн.: Donnan C. Moche Art of Peru / University of California, Museum of Culture History. Los Angeles, 1978

Фардо Жреца-воина содер­жало мед­ные голову и перед­нюю лапу изоб­ра­же­ния коша­чьего. Оно, по мне­нию Валь­тера Альвы и Луиса Черо, «вхо­дило в состав риту­аль­ного укра­ше­ния, исполь­зу­е­мого на спине в иску­пи­тель­ных цере­мо­ниях (ceremonias propiciatorias), пред­став­лен­ных в кера­ми­че­ском искус­стве, – еще одно сви­де­тель­ство, кото­рое, под­твер­ждает связь между погре­бен­ным чело­ве­ком и пер­со­на­жем «D» ико­но­гра­фии Моче»[ix] (см. далее «Защит­ник спины и моле­ния Аяпа­эка»).

image015 image017Фото 8 и 9[x]. Скульп­тура Человека-совы. Высота: 12 см. Мате­ри­алы и тех­ники: медь, бирюза; метод поте­рян­ного воска, инкру­ста­ция. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады–Сипана

Рядом с голо­вой Жреца-воина нахо­ди­лась мед­ная скульп­тура Человека-совы (фото 8 и 9), у кото­рого на спине можно видеть фигуру совы с рас­кры­тыми кры­льями. Дума­ется, она пред­став­ляет собой ани­ми­ро­ван­ное изоб­ра­же­ние защит­ника спины. Ниже хво­ста совы пока­зан еще один эле­мент костюма пер­со­нажа. Это пти­чий хвост из метал­ли­че­ских пластин.

image011Фото 10[xi]. Защит­ник спины спут­ника Вла­сти­тель­ницы Као до реставрации

Защит­ник спины был обна­ру­жен также в гроб­нице, где был похо­ро­нен один из трех спутников-мужчин Вла­сти­тель­ницы Као. Гроб­ница этой жрицы-правительницы, дати­ру­е­мая при­бли­зи­тельно 400 г. н.э., была открыта в 2006 г. в про­ме­жу­точ­ной плат­форме пира­миды Уаки Као-Вьехо. Она рас­по­ла­га­ется в Долине Чикамы и вхо­дит в архео­ло­ги­че­ский ком­плекс Эль-Брухо куль­туры Моче.

image013Фото 11[xii]. Круп­ный план отре­ста­ври­ро­ван­ного защит­ника спины. Музей Као, район Магдалена-де-Као, про­вин­ция Аскопе, депар­та­мент Ла-Либертад

Защит­ник спины спут­ника вла­сти­тель­ницы (фото 10 и 11) сде­лан из кожи и тек­стиля и укра­шен перьями и круг­лыми под­вес­ками из позо­ло­чен­ной меди[xiii]. Однако вме­сто головы и лап зверя к нему при­креп­лены объ­ем­ные части чело­ве­че­ской фигуры, кото­рые также изго­тов­лены из позо­ло­чен­ной меди. Это: укра­шен­ная круг­лыми под­вес­ками голова с выта­ра­щен­ными гла­зами и оска­лен­ными зубами, сде­лан­ными из пер­ла­мутра; вывер­ну­тые наружу стопы и кисти рук в харак­тер­ном хвате. По всей веро­ят­но­сти, защит­ник спины несет на себе образ Боже­ства уллючо в полете, схо­жий с тем, что изоб­ра­жен на пекторали/фронтальном укра­ше­нии головы моло­дого пра­ви­теля Сипана.

image062               image064


[iii] Bourget S. and Jones K.L. Introduction // The Art and Archaeology in the Moche: An Ancient Andean Society of the Peruvian North Coast / Edited by Steve Bourget and Kimberly L. Jones. University of Texas Press, Austin, 2008 (https://books.google.ru/books).

[iv] Uceda S. The Priests of the Bicephalus Arc: Tombs and Effigies Found in Huaca de la Luna and Their Relation to Moche Rituals // The Art and Archaeology in the Moche: An Ancient Andean Society of the Peruvian North Coast / Edited by Steve Bourget and Kimberly L. Jones. University of Texas Press, Austin, 2008 (https://books.google.ru/books).

[vi] Exhiben en museo lambayecano ornamentos hallados en tumba de noble guerrero // Andina. Publicado: 1.29.2011 (http://www.andina.com.pe/ingles/noticia-exhiben-museo-lambayecano-ornamentos-hallados-tumba-noble-guerrero-340482.aspx).

[ix] Alva W., Chero L. La Tumba del Sacerdote Guerrero // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 – 137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato, Italia, 2008. (http://www.academia.edu/8549431/La_Tumba_del_Sacerdote_Guerrero_de_Sipán).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>