Фото 1 и 2. Сосуд в форме воина. Вид спереди и сбоку. Размеры: 21,6×11,3×14,9 см. Материал: керамика. Стиль: Моче. Период: 50 – 200 гг. Кливлендский музей искусств, США[i]
Воин-стражник из Кливлендского музея искусств (фото 1 – 3) носит круглый шлем с навершием в форме двух лестниц и туми. Цветом его лицо разделено на две части – темную и светлую. Такая раскраска связывает воина как с миром внизу (миром смерти), так и с миром вверху (миром богов и землей предков).
Фото 3. Сосуд в форме воина. Вид сзади
Грудь и спина воина защищены двумя пластинами. Их скульптор передал особенно детально. Он даже изобразил крошечные дырочки на металлических прямоугольниках, с помощью которых те крепились к основе. Кроме того, скульптор показал завязки, благодаря которым защитное приспособление держится на теле воина.
К спинной пластине прикреплена распластанная шкура кошачьего (ягуара или пумы) с весьма реалистично выполненными головой и лапами. Впрочем, лапы, если приглядеться, имеют форму человеческих рук с длинными когтями. А значит, воин на спине носит шкуру не просто ягуара, а ягура-дракона. Следовательно, статус воина очень высок.
Фото 4. Церемониальное одеяние. Материалы: золото, медь, хлопок, раковины, перо и смола. Культура: Моче. Дата: 200 – 850 гг. Обнаружено в Уаке Луны, департамент Ла-Либертад, Перу. Археологический проект «Уаки Солнца и Луны»[ii]. Музей уак Моче, провинция Трухильо, регион Ла-Либертад
Подобный защитник спины был найден командой перуанских археологов из Университета Трухильо под руководством Сантьяго Уседы (Santiago Uceda) в погребальном хранилище (большом сундуке из тростника) в Платформе I Уаки Луны[iii]. Учеными он оценивается как элемент церемониального одеяния (фото 4). По данным Сантьяго Уседы, объемное изображение кошачьего (feline effigy) носили и представители элиты, и воины. Как в мире сейчас, так и на земле предков, оно могло служить знаком высокого социального положения индивида и его роли и функции в обществе, а для воина – знаком отличия, свидетельствовавшим о его победах в ритуальных боях[iv].
Фото 5[v]. Крупный план головы пумы (ягуара)
Предмет церемониального одеяния из Уаки Луны сделан на основе хлопковой ткани, к которой прикреплены перья, прямоугольные пластинки и круглые подвески из меди и золота, а также объемная голова зверя, изготовленная с использованием меди, золота, раковин и полудрагоценных камней. Круглые подвески и перья сообщают о том, что это – шкура летающего дракона-пумы/ягуара. Пластины на лапах дракона по форме соответствуют крупной чешуе на брюхе анаконды (водяного удава). Это свидетельствует о том, что он может существовать и передвигаться в водной среде. Плоская форма дракона говорит о том, что он является воплощением летающей и/или плавающей платформы богов во плоти.
Схожий защитник спины, судя по статье информационного агентства «Andina», входил в фардо Молодого нобля. Его захоронение (гробница № 15) было открыто в 2009 г. на самом нижнем уровне Уаки Рахады и относится к I или II в. н.э. Раскопки гробницы проводились под руководством перуанского археолога, директора Музея археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана Луиса Черо Суриты (Luis Chero Zurita). В 2011 г. он сообщил агентству «Andina», что важными элементами фардо Молодого нобля «являются голова и лапы кошачьего или собачьего, которые, вероятно, были прикреплены к чему-то вроде накидки, образующей защиту спины»[vi].
Из этого сообщения мы можем сделать следующий вывод. Гробница Молодого нобля датируется I или II в. н.э. А значит, защитник спины, как и ритуальная дубинка, был частью снаряжения знатного воина уже на раннем этапе развития культуры Моче.
Фото 6[vii]. Реконструкция образа Жреца-воина. Музей археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана, район Санья, провинция Чиклайо, департамент Ламбайеке, Перу. Снимок 2013 г.
Аналогичные свидетельства были обнаружены в погребальном фардо Жреца-воина. Его захоронение (гробница № 14) было открыто Луисом Черо Суритой в 2007 г. на уровне-3 Уаки Рахады и относится к более позднему периоду. Жрец-воин был обряжен в одежду из металлических плашек, снабженную подобием птичьего хвоста, также покрытого металлическими плашками. Его головной убор имел полулунную форму с V-образными выступами сверху. В число инсигний Жреца-воина входили чаша и огромная дубинка. Это говорит о том, что он был отправлен в путешествие на землю предков в образе божества, которое именуют Человеком-совой, Совой-воином, Совиным богом и Аяпаэком. Поскольку имя, характеристики и статус божества остаются до конца неопределенными, его часто называют «персонаж D». Имеется в виду буквенное обозначение персонажа на общепризнанной прорисовке известной росписи бутыли, которая посвящена церемонии жертвоприношения и вручения керо с кровью побежденных воинов главным богам Моче (фото 7).
Фото 7[viii]. Фрагмент прорисовки развертки росписи бутыли из Музея этнологии, Мюнхен, Германия. Опубликована в кн.: Donnan C. Moche Art of Peru / University of California, Museum of Culture History. Los Angeles, 1978
Фардо Жреца-воина содержало медные голову и переднюю лапу изображения кошачьего. Оно, по мнению Вальтера Альвы и Луиса Черо, «входило в состав ритуального украшения, используемого на спине в искупительных церемониях (ceremonias propiciatorias), представленных в керамическом искусстве, – еще одно свидетельство, которое, подтверждает связь между погребенным человеком и персонажем «D» иконографии Моче»[ix] (см. далее «Защитник спины и моления Аяпаэка»).
Фото 8 и 9[x]. Скульптура Человека-совы. Высота: 12 см. Материалы и техники: медь, бирюза; метод потерянного воска, инкрустация. Музей археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана
Рядом с головой Жреца-воина находилась медная скульптура Человека-совы (фото 8 и 9), у которого на спине можно видеть фигуру совы с раскрытыми крыльями. Думается, она представляет собой анимированное изображение защитника спины. Ниже хвоста совы показан еще один элемент костюма персонажа. Это птичий хвост из металлических пластин.
Фото 10[xi]. Защитник спины спутника Властительницы Као до реставрации
Защитник спины был обнаружен также в гробнице, где был похоронен один из трех спутников-мужчин Властительницы Као. Гробница этой жрицы-правительницы, датируемая приблизительно 400 г. н.э., была открыта в 2006 г. в промежуточной платформе пирамиды Уаки Као-Вьехо. Она располагается в Долине Чикамы и входит в археологический комплекс Эль-Брухо культуры Моче.
Фото 11[xii]. Крупный план отреставрированного защитника спины. Музей Као, район Магдалена-де-Као, провинция Аскопе, департамент Ла-Либертад
Защитник спины спутника властительницы (фото 10 и 11) сделан из кожи и текстиля и украшен перьями и круглыми подвесками из позолоченной меди[xiii]. Однако вместо головы и лап зверя к нему прикреплены объемные части человеческой фигуры, которые также изготовлены из позолоченной меди. Это: украшенная круглыми подвесками голова с вытаращенными глазами и оскаленными зубами, сделанными из перламутра; вывернутые наружу стопы и кисти рук в характерном хвате. По всей вероятности, защитник спины несет на себе образ Божества уллючо в полете, схожий с тем, что изображен на пекторали/фронтальном украшении головы молодого правителя Сипана.
[i] http://www.clevelandart.org/art/1989.90?collection_search_views_fulltext=&created_date_op=%3D&created_date=&between_start=&between_end=&field_artist=&page=1&f[0]=field_collection%3A827
[ii] http://www.nationalgeographic.com.es/historia/actualidad/el-museo-de-arte-de-lima-exhibe-el-soberbio-arte-mochica_10182/3
[iii] Bourget S. and Jones K.L. Introduction // The Art and Archaeology in the Moche: An Ancient Andean Society of the Peruvian North Coast / Edited by Steve Bourget and Kimberly L. Jones. University of Texas Press, Austin, 2008 (https://books.google.ru/books).
[iv] Uceda S. The Priests of the Bicephalus Arc: Tombs and Effigies Found in Huaca de la Luna and Their Relation to Moche Rituals // The Art and Archaeology in the Moche: An Ancient Andean Society of the Peruvian North Coast / Edited by Steve Bourget and Kimberly L. Jones. University of Texas Press, Austin, 2008 (https://books.google.ru/books).
[vi] Exhiben en museo lambayecano ornamentos hallados en tumba de noble guerrero // Andina. Publicado: 1.29.2011 (http://www.andina.com.pe/ingles/noticia-exhiben-museo-lambayecano-ornamentos-hallados-tumba-noble-guerrero-340482.aspx).
[ix] Alva W., Chero L. La Tumba del Sacerdote Guerrero // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 – 137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato, Italia, 2008. (http://www.academia.edu/8549431/La_Tumba_del_Sacerdote_Guerrero_de_Sipán).
[xii] /9/»>http://www.go2peru.travel/spa/guia_viajes/trujillo/foto_museo_cao.htm#!prettyPhoto[gallery1]
/9/
[xiii] La enigmatica gobernante Mochica… la Dama de Cao (http://aracelirldeloleoalcincel.blogspot.ru/2017/01/la-enigmatica-gobernanta-mochinala-dama.html).