ВОИН МОЧЕ
Ритуальная дубинка
Археологические дубинки из гробниц Уаки Рахады, продолжение
Гробница Жреца-воина[i]
На уровне-3 мавзолея Уаки Рахады Луис Черо Сурита в 2007 г. открыл третье по богатству погребального инвентаря захоронение, которому был присвоен № 14 (Т14). Оно принадлежало представителю элиты Моче ростом около 165 см, похороненному в возрасте 30 – 40 лет, который получил условное имя Жреца-воина. Он был погребен в изысканном деревянном гробу с медными скрепами, который полагался только персонам высшего ранга, таким, как Властитель Сипана и его жрец. Остальных представителей династии хоронили в тростниковых гробах. При этом погребальное фардо Жреца-воина имело целых 12 слоев. Правда, найденные в нем металлические артефакты были сделаны не из золота и серебра, как многие предметы из фардо старого и молодого правителей Сипана, а из меди. В некоторых случаях она была позолочена или посеребрена. И только серповидная наригера, которую Жрец-воин сжимал в правой руке, была сделана из золота, а та, что он сжимал в левой руке, была изготовлена из серебра. Как и Старого властителя Сипана, Жреца-воина сопровождали молодая женщина и лама.
Фото 1[ii]. Реконструкция образа Жреца-воина. Музей археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана, район Санья, провинция Чиклайо, департамент Ламбайеке, Перу
Жрец-воин был погребен в образе одного из главных божеств пантеона Моче, которое ученые именуют Человеком-совой, Совиным богом, Совой-воином и Аяпаэком. Поскольку имя, характеристики и статус божества остаются до конца неопределенными, его часто называют персонажем «D». Имеется в виду буквенное обозначение персонажа на общепризнанной прорисовке известной росписи бутыли, которая посвящена церемонии жертвоприношения и вручения керо с кровью побежденных воинов главным богам Моче. В сцене вручения (фото 2) персонаж «D» изображен вместе с Лучистым богом (исп. Dios Radiante). Это условное имя ему было дано благодаря лучам в виде длинных элементов треугольной формы, которые подобно сиянию окружают его фигуру. На прорисовке персонаж обозначен буквой «А» и ассоциируется с молодым правителем Сипана. Лучистый бог одет как знатный воин Моче. Он носит тунику, покрытую полностью или частично металлическими плашками, конический шлем с назатыльником и навершием в виде туми и чальчальчу.
Фото 2[iii]. Церемония вручения керо с кровью. Фрагмент прорисовки развертки росписи бутыли из Музея этнологии, Мюнхен, Германия. Опубликована в кн.: Donnan C. Moche Art of Peru / University of California, Museum of Culture History. Los Angeles, 1978
Персонаж «D» одет в рубашку из металлических пластин с зубчатой каймой, к которой прикреплено подобие птичьего хвоста, также покрытое металлическими пластинами. На голове он носит фронтальную пластину полулунной формы с расходящимися прямоугольными (V-образными) выступами сверху. Этот головной убор является наиболее типичным для персонажа «D».
Фото 3[iv]. Расписная бутыль стремя-горлышко с изображением ритуала приношений и чачандо. Фрагмент. Код каталогизации: ML004112. Размеры: 27,0×15,2×15,4 см. Вес: 717 г. Основной материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко, Лима, Перу[v]
На живописных и скульптурных изображениях серии моления Аяпаэка персонаж «D» снабжен защитником спины (фото 3).
Фото 4. Сосуд с изображением стоящей антропозооморфной фигуры (совы) с дубинкой, щитом и раковиной на спине. Идентификационный № V A 18093. Размеры: 24,8×14,5×16,9 см. Материал: керамика. Культура: Моче. Дата: 0 – 600 гг. Этнологический музей, Берлин, Германия[vi]
Показанный как Сова-воин (фото 4), персонаж «D» носит круглый шлем, увенчанный пластинами в форме туми и лестниц, круглые орехеры, а также пендиенте в виде головы дракона (атрибут Аяпаэка) и пектораль–оплечье. В руках он держит дубинку и щит, а на спине несет морскую раковину, которая подчеркивает его связь с миром внизу. У Совы-воина руки – человека, а ноги – зверя.
Фото 5[vii]. Прорисовка росписи сосуда с изображением Совиного бога
Персонаж «D», представленный в виде верховного бога получеловека – полуптицы, который завис в полете над вершиной ступенчатой пирамиды (фото 5), снабжен в качестве символа власти огромной дубинкой. Остатки именно такой дубинки были обнаружены в погребальном фардо Жреца-воина.
Фото 6[viii]. Скульптура Человека-совы. Высота: 12 см. Материалы и техники: медь, бирюза; метод потерянного воска, инкрустация. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана
В непосредственной близости от головы Жреца-воина была найдена маленькая скульптура персонажа «D», также показывающая его в виде верховного бога, стоящего на пирамиде или троне (фото 6). Она превосходна в изобразительном плане и выполнена на высоком техническом уровне способом, который не использовался мастерами Сипана. По данным перуанских ученых, идол Совиного бога изготовлен из меди методом потерянного воска и «представляет собой необычный образец для металлургии Моче из-за того, что он выполнен как твердая скульптура (escultura sólida)». Ювелиры Моче того времени в основном делали предметы из листов меди, вырезая из них нужные фигуры, рельефная форма которым придавалась методом репуссе. Детали соединялись с помощью скрепок. Существует лишь несколько примеров использования металлического припоя. Рисунок наносился способом гравировки.
Скульптура изображает сову с большими глазами, инкрустированными бирюзой, характерными клювом, крыльями, лапами, хвостом. При этом у нее тело, руки и ноги человека. Божество носит фронтальную головную пластину в виде совы с тремя парами распростертых крыльев. На его шею надеты два ожерелья. Одно составлено из семи совиных голов с крошечными глазами, инкрустированными бирюзой, а второе собрано из десяти голов кошачьих. Ниже ожерелий находятся когти совы, держащие мелких грызунов.
Человек-сова вооружен классическим оружием воинов Моче. В правой руке он несет дубинку с конической головой, а в левой – круглый щит и копьеметалку. Ручка копьеметалки представляет собой голову птицы с глазами, инкрустированными бирюзой.
Фото 7 и 8[ix]. Скульптура Человека-совы. Вид спереди и сзади
Не менее интересна задняя сторона скульптуры (фото 8). Здесь изображена сова с раскрытыми крыльями. Она держится лапами за длинные отростки, идущие вниз от некоего дискообразного объекта, который перуанские ученые характеризуют как «дополнительный головной убор» Человека-совы «в форме головы гриба». Думается, сова представляет собой анимированное изображение защитника спины. Ниже хвоста птицы показан еще один элемент костюма Человека-совы. Это – птичий хвост из металлических пластин.
Фото 9[x]. Антропоморфная голова совы в форме небольшой маски с головным убором в виде пеначо. Размеры головы: 12,6×15,6 см. Материалы: медь, раковины. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана. Снимок 2009 г.
Погребальное фардо Жреца-воина также включало в себя небольшую голову Человека-совы, выполненную в форме маски (фото 9). Она отлита из «твердой меди» и инкрустирована кусочками раковин. Глаза персонажа сделаны из раковин белого и фиолетового цветов, а зубы – из раковин оранжевого цвета. Его головной убор изготовлен из листовой меди в форме трех зеркально отраженных пеначо с маленькой головой совы в центре и, видимо, представляет сову с тремя парами раскрытых крыльев.
Облачение и инсигнии Жреца-воина соответствуют тем, которыми обладает Человек-сова на медной фигуре идола, и представляют его как наместника этого божества в мире сейчас. До 2007 г., до момента открытия гробницы, такой костюм и подобающие ему атрибуты можно было видеть только на скульптурных и живописных изображениях керамики, показывающих персонаж «D» и представителей знати Моче. Открытие перуанских археологов позволяет узнать, как церемониальное облачение жреца-правителя и воина, ассоциировавшего себя с Совиным богом, выглядело в реальности. Результаты исследования его захоронения Луис Черо вместе с Вальтером Альвой подробно излагает в работе «Гробница Жреца-воина» (Walter Alva, Luís Chero «La Tumba del Sacerdote Guerrero»), опубликованной в 2008 г. Эта работа и послужила основой для данного материала.
Фото 10[xi]. Вальтер Альва изучает предметы из погребального приданого Жреца-воина. Снимок опубликован 21 сентября 2016 г.
.
Одежда
В погребальное фардо Жреца-воина входили два предмета одежды (две рубашки) из маленьких квадратных пластинок, изготовленных из позолоченной меди. По низу они были украшены каймой из длинных треугольных пластин.
Фото 1[xii]. Остатки металлических пластин первой рубашки. Музей археологического комплекса Уаки Рахады – Сипана
Квадратики первой рубашки размером 2,5×2,5 см занимали на груди персоны площадь со стороной 50 см и не имели отверстий (фото 1). По мнению В. Альвы и Л. Черо, они «должны были быть приварены (debieron estar cocidas) к текстилю, образовывавшему переднюю и заднюю часть рубашки», который истлел с течением времени. Ниже располагались треугольные листы длиной 25 см с перфорацией. Они составляли часть каймы этой металлической одежды.
В ногах Жреца-воина было обнаружено в общей сложности 26 маленьких скульптурных человеческих голов из меди высотой 2 см (на фото слева[xiii]). Они, вероятно, были «приварены» к нижнему краю одежды на манер колокольчиков.
Фото 2. Реконструкционный рисунок одевания персонажа во вторую рубашку. Музей археологического комплекса Уаки Рахады–Сипана[xiv]
Вторая металлическая рубашка имела приблизительно те же размеры, что и первая. Ее ширина составляла 40 или 50 см. Рубашка спереди и сзади была покрыта еще более мелкими квадратиками (1×1 см). В них имеется по два отверстия для крепления к текстильной основе. Металлические треугольники каймы снабжены на концах дисками.
Фото 3 и 4. Прорисовки росписей сосудов с изображением Совиного бога
В ногах Жреца-воина были найдены круглые подвески с перфорацией. Это указывает на то, что они изначально были присоединены к текстильной подложке, которая формировала нечто вроде хвоста или подола, который В. Альва и Л. Черо характеризуют как важную часть ритуального костюма элиты. Такой удлиненный сзади подол показан у рубашки Совиного бога, который изображен с настоящими крыльями и хвостом птицы (фото 3). Между тем Аяпаэк, молящийся в образе Совиного бога на церемонии вручения, носит металлический хвост отдельно от рубашки (фото 4).
Фото 5 и 6. Бутыль стремя-горлышко. Каталожный № 23/4865. Размеры: 15,2×31,8 см. Материалы: глина, краска. Дата создания: 100 – 600 гг. Место: Северное побережье Перу. Национальный музей американских индейцев, Нью-Йорк, США[xv]
В фардо Жреца-воина были обнаружены остатки защитника спины – медные голова и передняя лапа изображения кошачьего. Возможно, он выглядел так, как на скульптурном изображении Аяпаэка (фото 5 и 6).
.
Оружие
Как уже было отмечено, в гробнице Жреца-воина были найдены остатки дубинки, ламинированной медью, которая поражает своими размерами и в особенности величиной головы, украшенной большими круглыми подвесками (фото 1).
Фото 1[xvi]. Реконструкция образа Жреца-воина. Снимок 2013 г.
Высота дубинки превышает 2 м. Диаметр ее головы составляет 40 см, что выходит за пределы обычных размеров дубинок, обнаруженных в Сипане. Таким образом, археологами была впервые задокументирована символическая дубинка сверхбольших размеров, которая появляется в иконографии Моче на изображениях Совиного бога и церемониальных шествий (фото 2).
Фото 2. Процессия Моче. Прорисовка развертки росписи сосуда. Автор: Д. Мак-Клелланд. Архив Моче К.Б. Доннана и Д. Мак-Клелланд[xvii]
Очевидно, что эта дубинка была церемониальной и исполняла роль жезла – атрибута власти, а также характеризовала погребенную персону как воина. В гробнице содержались также остатки пяти типичных ритуальных дубинок из дерева и их медных оболочек. Диаметр головы этих дубинок равняется 20 см, т.е. он в два раза меньше диаметра головы церемониальной дубинки. Кроме того, в фардо был найден небольшой кусочек листа меди, представляющий силуэт дубинки в миниатюре.
Помимо дубинок в снаряжение Жреца-воина входили два круглых щита из листовой меди. Однако среди его оружия не было копьеметалки, которую держит медный идол Человека-совы. Отсутствовали и копья. Между тем и копьеметалки, и копья содержались фардо Старого властителя Сипана (гробница № 3, уровень-6) и Воина с путуто (гробница № 16, уровень-4). Большая связка копий лежала даже в саркофаге молодого правителя Сипана, который был похоронен без оружия.
[i] Alva W., Chero L. La Tumba del Sacerdote Guerrero // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 – 137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato, Italia, 2008. (http://www.academia.edu/8549431/La_Tumba_del_Sacerdote_Guerrero_de_Sipán).
[vi] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=15780&viewType=detailView
[viii] http://www.andina.com.pe/agencia/noticia-lambayeque-conozca-invalorable-legado-arqueologico-los-mochica-640890.aspx
[x] https://www.flickr.com/photos/nilscat/16499382431/
[xi] http://www.andina.com.pe/Agencia/noticia-presentaran-lima-rostro-reconstruido-3d-del-senor-sipan-631913.aspx
[xv] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=250187&catids=2&areaid=27®id=90&culid=2635&src=1–1&page=3
[xvii] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963–2011, PH.PC.001_092-MUN-Cat 92-IV, Image Collections and Fieldwork Archives, Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, Washington, D.C. (http://staging.doaks.org/library-archives/library/library-img/standing-on-ceremony).