1.2.4.2. Свидетельства «рисунков лет» Кодекса Теллериано-Ременсис

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
, продолжение

image0011.2.4.2. Сви­де­тель­ства «рисун­ков лет» Кодекса Теллериано-Ременсис

image057О кодексе

Одним из ману­скрип­тов, кото­рый содер­жит све­де­ния о жерт­во­при­но­ше­ниях ацте­ков, явля­ется Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis), состав­лен­ный между 1549 и 1555 гг. (пер­вая редак­ция) в Тено­чтит­лане или Тла­те­лолько. Его лати­ни­зи­ро­ван­ное назва­ние про­ис­хо­дит от имени Шарля-Мориса Лете­лье (Charles-Maurice Le Tellier), рейм­ского епи­скопа, вла­дев­шего руко­пи­сью в конце XVII в. Кодекс пред­став­ляет собой про­ком­мен­ти­ро­ван­ные испан­скими авто­рами индей­ские рисунки, вос­хо­дя­щие, по край­ней мере частично, к доис­пан­ским пик­то­гра­фи­че­ским тек­стам, и вклю­чает в себя цен­ные све­де­ния по исто­рии, поли­тике, рели­гии и этно­гра­фии ацте­ков нака­нуне испан­ского заво­е­ва­ния. Ком­мен­та­рии к кодексу при­над­ле­жат перу несколь­ких авто­ров, одним из кото­рых был доми­ни­кан­ский монах Педро де лос Риос, кото­рый счи­та­ется также соста­ви­те­лем доку­мента. К Кодексу Теллериано-Ременсис тесно при­мы­кает Кодекс Риоса. Его автор­ство также при­пи­сы­ва­ется Педро де лос Риосу, кото­рый заду­мал, взяв за основу Кодекс Теллериано-Ременсис, создать более обшир­ный труд. Он, в част­но­сти, допол­нил его раз­де­лом об обы­чаях ацте­ков и, воз­можно, наме­ре­вался напи­сать раз­дел о сотво­ре­нии мира и эпо­хах, пред­ше­ству­ю­щих Пятому Солнцу. Ори­ги­наль­ный текст кодекса был утра­чен. До нас дошла лишь его неза­кон­чен­ная копия, где текст ком­мен­та­риев пере­ве­ден с испан­ского на ита­льян­ский язык[i]. Она была изго­тов­лена в Ита­лии в 1570 – 1571 гг. после смерти Педро де лос Риоса.

В книге «Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос)», вышед­шей в свет в 2013 г. в пере­воде и под редак­цией укра­ин­ских уче­ных С.А. Куп­ри­енко и В.Н. Талаха, кодекс сопро­вож­да­ется рус­ским пере­во­дом ком­мен­та­риев к нему, сде­лан­ных испан­скими мона­хами, а также рас­шиф­ровки идео­грамм, тран­скрип­ций и тол­ко­ва­ний, содер­жав­шихся в изда­ниях кодекса на англий­ском и фран­цуз­ском язых, пред­при­ня­тых в раз­ные годы XIX и XX вв. Однако, кому из изда­те­лей кодекса они при­над­ле­жат, С.А. Куп­ри­енко и В.Н. Талах не сооб­щают. Потому будем назы­вать их тран­скрип­цией и тол­ко­ва­ни­ями издателя.

Помимо 18-месячного празд­нич­ного кален­даря и тона­ла­матля, Кодекс Теллериано-Ременсис вклю­чает в себя лето­пись, охва­ты­ва­ю­щую период с 1197 по 1562 г., кото­рая поз­во­ляет про­сле­дить дина­мику чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний в исто­ри­че­ском кон­тек­сте. Лето­пись пред­став­ляет собой пик­то­гра­фи­че­ские анналы, кото­рые назы­ва­ются xiuhtlacuitolli – «рисун­ками лет» или xiuhtlapohualamatl – «кни­гами счета лет»[ii]. Авто­ром боль­шин­ства рисун­ков кодекса пред­по­ло­жи­тельно был талант­ли­вый индей­ский худож­ник, обу­чен­ный искус­ству состав­ле­ния кодек­сов до конкисты.

«Книга счета лет» Кодекса Теллериано-Ременсис сооб­щает о каж­дом из годов очень кратко. Для пони­ма­ния книги и состав­ле­ния более пол­ной кар­тины собы­тий потре­бо­ва­лось при­влечь дру­гие исто­ри­че­ские источ­ники и работы совре­мен­ных уче­ных. Среди них: «Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй» (1998) оте­че­ствен­ного спе­ци­а­ли­ста по исто­рии ацте­ков Вален­тины Ефи­мовны Баг­лай, а также «Мон­те­сума» (1994) бель­гий­ского месо­аме­ри­ка­ни­ста Мишеля Гро­лиша (Michel Graulich, 1944 – 2015).

 image057Пер­вые упо­ми­на­ния о чело­ве­че­ских жертвоприношениях

image001Фото 1[iii]. Чело­век пус­ка­ю­щий кровь из языка, про­ка­лы­вая его дро­ти­ком. Лист 9r, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Mexicain 385. Тип объ­екта: ману­скрипт. Объем: 50 листов. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­меры листа: 21×30 см. Время и место созда­ния: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж

Пер­вое упо­ми­на­ние о чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ниях и кро­во­пус­ка­ниях содер­жится в испан­ских ком­мен­та­риях к тона­ла­матлю. Здесь на листе 9r рядом с таб­ли­цей зна­ков дней изоб­ра­жен чело­век с пуч­ком дро­ти­ков в руке, кото­рый совер­шает ритуал кро­во­пус­ка­ния, про­ка­лы­вая свой язык одним из этих дро­ти­ков (фото 1). Рису­нок сопро­вож­да­ется сле­ду­ю­щим тек­стом: «После потопа дол­гое время при­но­си­лись жертвы этим спо­со­бом и не уби­вали людей»[iv]. Оче­видно, что речь здесь идет о потопе, в резуль­тате кото­рого погибло Чет­вер­тое Солнце – эпоха, пред­ше­ство­вав­шая той, в кото­рой жили ацтеки – Пятому Солнцу, а под людьми нужно пони­мать не самих ацте­ков, а все человечество.

Кон­крет­ную дату начала чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний ука­зы­вают испан­ские авторы в ком­мен­та­риях к пик­то­грам­мам лето­писи. При этом один из авто­ров назы­вает 1465 г., а вто­рой – 1484 г. Однако эта инфор­ма­ция не может соот­вет­ство­вать дей­стви­тель­но­сти хотя бы уже потому, что ацтеки уна­сле­до­вали рели­гию оль­ме­ков, майя и толь­те­ков, кото­рая была нераз­рывно свя­зана с кро­во­пус­ка­ни­ями и чело­ве­че­скими жерт­во­при­но­ше­ни­ями. Себя они пози­ци­о­ни­ро­вали пре­ем­ни­ками толь­те­ков, широко прак­ти­ко­вав­ших чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния, в основе кото­рых, воз­можно, также лежала идео­ло­гия свя­щен­ной войны. А зна­чит, людей ацтеки при­но­сили в жертву все­гда, но в период стран­ствий это, видимо, дела­лось редко, только по особо зна­чи­мым слу­чаям, и число этих жертв было неве­лико. Напомню, что в 1323 г. ацтеки при­несли в жертву Уици­ло­по­чтли прин­цессу Колуа, дочь пра­ви­тель Колу­а­кана, кото­рый за воен­ные успехи отдал ее в жены ацтек­скому вождю. А посто­ян­ные чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния были уста­нов­лены уже в прав­ле­ние Ицко­атля, кото­рый цар­ство­вал с 1427 по 1440 г.

 image057Идео­грамма «плен­ный враг»

image003Про­сле­дить по годам жерт­во­при­но­ше­ния воен­но­плен­ных в лето­писи Кодекса Теллериано-Ременсис поз­во­ляет идео­грамма, пере­ве­ден­ная в ком­мен­та­риях изда­теля как «плен­ный враг». Судя по внеш­нему виду нари­со­ван­ного на ней воина и кон­тек­сту, в кото­ром она появ­ля­ется, эта идео­грамма соот­вет­ствует поня­тию «плен­ный враг, при­не­сен­ный в жертву».

«Плен­ный враг» изоб­ра­жа­ется в виде кон­тур­ной, бес­цвет­ной фигуры воина, у кото­рой отдель­ные детали рас­кра­шены только крас­ной крас­кой (за исклю­че­нием щита и его укра­ше­ний у неко­то­рых фигур). Видимо, отсут­ствие цвета у тела чело­века, озна­чает то, что он лишен крови, а зна­чит, при­не­сен в жертву. Суще­ство­ва­ние сим­во­лики такого рода под­твер­жда­ется доис­пан­ской пик­то­гра­фи­че­ской руко­пи­сью, име­ну­е­мой Кодек­сом Бор­джиа. Здесь тело обна­жен­ного чело­века, схва­чен­ного одним из божеств Микт­лана, имеет крас­ный цвет (фото 2), т.е. оно полно крови. А у чело­века, при­не­сен­ного в жертву путем выры­ва­ния сердца, тело бес­цвет­ное, белое, т.е. оно лишено крови (фото 3).

image005 image007
Фото 2[v] и 3[vi]. Живой плен­ник, пой­ман­ный темани, и мерт­вый плен­ник, при­не­сен­ный в жертву. Стра­ницы 5 и 6, фраг­менты. Кодекс Бор­джиа (Codex Borgia). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см. Мате­риал: полоса из кожи оленя. Длина полосы 11 м. Язык: нау­атль. Время созда­ния: неиз­вестно, пред­по­ло­жи­тельно до кон­ки­сты. Место созда­ния: штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

image009На листе 32v (см. фото 5) рядом с фигу­рой бес­кров­ного плен­ника, свя­зан­ной с собы­ти­ями 1455 г., нари­со­вана идео­грамма «празд­ник». Она также явля­ется зна­ком месяца Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли, в тече­ние кото­рого с 16 марта по 5 апреля, согласно Кодексу Риоса, про­хо­дил одно­имен­ный празд­ник. Его глав­ным собы­тием были так назы­ва­е­мые гла­ди­а­тор­ские бои. В ходе них пред­на­зна­чен­ные для жерт­во­при­но­ше­ния «важ­ные плен­ники» – вра­же­ские офи­церы – сра­жа­лись потеш­ным ору­жием с захва­тив­шими их вои­нами ацте­ков. Знак месяца Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли весьма напо­ми­нает изоб­ра­же­ние тема­ла­катля, к кото­рому перед гла­ди­а­тор­ским боем при­вя­зы­вали плен­ника. Между зна­ком месяца (празд­ника) и фигу­рой плен­ного воина на пик­то­грамме про­ве­дена тон­кая линия, кото­рая в анна­лах Кодекса Теллериано-Ременсис ука­зы­вает на связь между идео­грам­мами. Это может гово­рить о том, что в 1455 г. мас­со­вые жерт­во­при­но­ше­ния плен­ных были совер­шены после гла­ди­а­тор­ских боев на празд­нике Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. В этом кон­тек­сте ста­но­вится понятно, что голова не только этого, но и дру­гих бес­цвет­ных вои­нов на стра­ни­цах анна­лов кодекса покрыта перьями, кото­рые с помо­щью сока кау­чу­ко­вого дерева налеп­ляли на волосы участ­ни­ков гла­ди­а­тор­ских боев. При этом мел­кие кра­пинки на их коже могут озна­чать пти­чий пух. В руке плен­ные воины дер­жат белый фла­жок жерт­во­при­но­ше­ния и круг­лый щит (часто светло-коричневого цвета) с пятью полу­сфе­рами, кото­рые явля­ются отли­чи­тель­ным зна­ком щита Уици­ло­по­чтли. Они оли­це­тво­ряют пред­став­ле­ние ацте­ков о том, что у мира плос­кая поверх­ность, кото­рая поде­лена на пять направ­ле­ний (север, юг, запад, восток и центр, где нахо­дится их сто­лица)[vii]. Укра­ше­ния щита сде­ланы раз­но­цвет­ными только на фигуре листа 32v. На боль­шин­стве рисун­ков они также вос­при­ни­ма­ются как белые перья. «Воины, ото­бран­ные для такой смерти, – пишет Жак Сустель о плен­ных – участ­ни­ков гла­ди­а­тор­ских боев, – носили осо­бые укра­ше­ния и одежды и белые перья на голове, как сим­вол пер­вого света зари, того неопре­де­лен­ного часа, когда душа ожив­шего воина уле­тает в серую дымку навстречу нашему отцу Солнцу»[viii].

image011Атри­бу­тика изоб­ра­же­ний плен­ного воина, на мой взгляд, гово­рит о том, что он при­но­сился в жертву в образе воина-орла, кото­рым ста­но­вился после смерти, попа­дая в Восточ­ный рай, где вме­сте с дру­гими вои­нами, погиб­шими в бою или на жерт­вен­ном камне, четыре года слу­жил Вос­хо­дя­щему Солнцу. А щит с пятью сфе­рами ука­зы­вает на то, что при­не­сен­ный в жертву воин пре­вра­щался в бога, рав­ного самому Уици­ло­по­чтли, кото­рый в ипо­стаси орла оли­це­тво­рял Вос­хо­дя­щее Солнце. В Кодексе Бор­джиа, кото­рый был создан в одном из горо­дов долины Пуэблы, не при­зна­вав­ших вла­сти меши­ков и их богов, образ пер­со­нажа идео­граммы плен­ного воина при­но­си­мого в жертву (на фото справа), соот­вет­ствует образу их вер­хов­ного бога Миш­ко­атля, кото­рый, как и Уици­ло­по­чтли был Богом войны, но он слу­жил не Солнцу, а Венере как Утрен­ней звезде и являлся ее оли­це­тво­ре­нием. (Подроб­нее см.: «Воин утрен­ней звезды».)

Идео­грам­мой «плен­ный враг» на «рисун­ках лет» Кодекса Теллериано-Ременсис ацтек­ские авторы, по моему мне­нию, отме­чали только осо­бенно мно­го­чис­лен­ные жерт­во­при­но­ше­ния воен­но­плен­ных, кото­рые запом­ни­лись и оста­лись в исто­рии бла­го­даря своим боль­шим масштабам.

image057Период закреп­ле­ния в Мек­си­кан­ской долине (1325 – 1440)

image013Фото 4[ix]. Сооб­ще­ние о смерти Ака­ма­пи­читли в 1406 г. и избра­нии вла­ды­кой Вичи­ли­витли (Уици­ли­уитля). Лист 29v, фрагмент

Впер­вые идео­грамма «плен­ный враг» встре­ча­ется в записи о смерти пер­вого монарха Тено­чтит­лана – Ака­ма­пи­читли и избра­нии пра­ви­те­лем Уици­ли­уитля (лист 29v, фото 4). Про­изо­шло это в 1406 г. Тогда Тено­чтит­лан еще оста­вался под вла­стью тепа­не­ков, чей город-государство Аска­по­цалько был самым могу­ще­ствен­ным в Мек­си­кан­ской долине. Будучи вас­са­лами тепа­не­ков, мешики-ацтеки вынуж­дены были участ­во­вать в вой­нах, кото­рые те вели. Согласно тол­ко­ва­нию изоб­ра­жен­ной на этом листе сцены, в ука­зан­ном году было «захва­чено восемь тысяч плен­ни­ков». Правда, о том, были ли они при­не­сены в жертву, в тол­ко­ва­нии не гово­рится. Но исходя из связи идео­граммы «плен­ный враг» с жерт­во­при­но­ше­ни­ями, отме­чен­ными в испан­ских текстах на после­ду­ю­щих листах, можно с уве­рен­но­стью пред­по­ло­жить, что мно­го­чис­лен­ное жерт­во­при­но­ше­ние плен­ных имело место уже в 1406 г. Однако вопрос о том, было ли оно про­ве­дено Тено­чтит­ла­ном или Аска­по­цалько, оста­ется открытым.

.

 image057Прав­ле­ние Мон­те­сумы I (1440 – 1469)

image015Фото 5[x]. 1455 г. Празд­ник Нового огня. Лист 32v, фрагмент

Во вто­рой раз идео­грамма «плен­ный враг» появ­ля­ется на пик­то­грамме, посвя­щен­ной собы­тиям 1455 г. (лист 32v, фото 5), когда у вла­сти нахо­дился Мон­те­сума I (пра­вил с 1440 по 1469 г.), сме­нив­ший умер­шего в 1440 г. импе­ра­тора Ицко­атля. В этот год закон­чился ста­рый век (52-летний цикл) и начался новый. Поэтому по тра­ди­ции была совер­шена цере­мо­ния Свя­зы­ва­ния годов, и был устроен празд­ник Нового огня. Эти меро­при­я­тия, как пра­вило, сопро­вож­да­лись жерт­во­при­но­ше­ни­ями с выры­ва­нием сердца. «В год 2 Трост­ник (1455 1462) празд­ник нового огня, – гово­рится в тол­ко­ва­нии пик­то­граммы. – Этим изоб­ра­же­нием они дают знать о свя­зы­ва­нии лет по пять­де­сят два. Плен­ники при­ве­дены на празд­ник для жерт­во­при­но­ше­ния. Пло­до­род­ный год».

image017Фото 6[xi]. 1458 г.: «из Шиуко­ака при­не­сена дань». 1460 г.: зем­ле­тря­се­ние. Лист 33r, фрагмент

В анна­лах Кодекса Теллериано-Ременсис не был зафик­си­ро­ван успеш­ный поход Мон­те­сумы I на уасте­ков, народа отно­ся­ще­гося к язы­ко­вой группе майя, цен­тром кото­рых являлся город Шиукоак. Поэтому дата этого похода оста­лась неиз­вестна. Однако можно пред­по­ло­жить, что он состо­я­лась между 1455 и 1458 гг. Ибо пер­вая поло­вина прав­ле­ния Мон­те­сумы I была отме­чена сти­хий­ными бед­стви­ями и вели­ким голо­дом, кото­рый пора­зил Мек­си­кан­скую долину в 1450 г. Он про­дол­жался до 1455 г. – года, завер­шав­шего оче­ред­ное 52-летие. Тогда пошли обиль­ные дожди, бла­го­даря кото­рым был собран хоро­ший уро­жай, что отме­чено на листе 32v (см. фото 5). Голод и сти­хий­ные бед­ствия на время при­оста­но­вили заво­е­ва­тель­ную актив­ность Мон­те­сумы I[xii]. Поэтому мало­ве­ро­ятно, что поход был пред­при­нят до 1455 г. В то же время 1458 г. в анна­лах Кодекса Теллериано-Ременсис сопро­вож­да­ется изоб­ра­же­нием «чело­века, несу­щего зеле­ные перья, оже­ре­лье и щит» (фото 6). А в основ­ном тек­сте, напи­сан­ном под этой сце­ной, гово­рится: «Год Пять Кро­ли­ков и 1458 по-нашему; после того, как мешики уже были вла­ды­ками этой земли, они под­чи­нили для службы себе область Чико­аке [Chicoaque]. Эта область нахо­дится к северу от Мешико возле Пануко. Это пер­вая область, кото­рую они под­чи­нили».

Опи­са­ние похода и два­дца­ти­днев­ного жерт­во­при­но­ше­ния плен­ных уасте­ков дает испан­ский исто­рик монах-доминиканец Диего Дюран в своей книге «Исто­рия Индий Новой Испа­нии» (1579).

Для напа­де­ния на уасте­ков Тено­чтит­лана стал повод, кото­рый меши­ками исполь­зо­вался довольно часто. Им послу­жило убий­ство ацтек­ских куп­цов, кото­рые при­шли тор­го­вать к уас­те­кам. Это было нару­ше­нием обще­при­знан­ных норм, обя­зы­вав­ших не при­чи­нять вреда тор­гов­цам. Для похода на уасте­ков Мон­те­сума и его сиуа­ко­атль Тла­ка­елель собрали вой­ско, в кото­рое вошли также воины союз­ных земель и городов-данников. Впер­вые ацтеки вое­вали за пре­де­лами Мек­си­кан­ской долины с наро­дом, не род­ствен­ным им, отли­ча­ю­щимся обы­ча­ями, рели­гией, систе­мой веде­ния воен­ных дей­ствий и т.п. Одна из пер­вых битв состо­я­лась при городе Тул­лан­синго. В ней про­тив­ники про­де­мон­стри­ро­вали свои воен­ные при­емы. Так, уастеки пыта­лись устра­шить врага, устроив нево­об­ра­зи­мый шум с помо­щью спе­ци­аль­ных тре­що­ток, кото­рые были при­креп­лены у них на спине. Ацтеки же при­бегли к древ­ней воен­ной хит­ро­сти – засаде. Спря­тав­шись в чаще, они неожи­данно воз­никли перед про­тив­ни­ком, сумели завла­деть ини­ци­а­ти­вой, что и обес­пе­чило им победу. Ацтеки сна­чала хотели сте­реть уасте­ков с лица земли, но затем сми­ло­сти­ви­лись, так как послед­ние согла­си­лись выпла­чи­вать дань. В дей­стви­тель­но­сти Тено­чтит­лану так и не уда­лось окон­ча­тельно поко­рить уасте­ков. Тем не менее, его воины в тот раз дошли до Аули­са­пана (совре­мен­ная Ори­саба) и до бере­гов Мек­си­кан­ского залива[xiii].

Ацтек­ское вой­ско воз­вра­ти­лось в Тено­чтит­лан с тол­пой уастек­ских плен­ни­ков, кото­рые, по сооб­ще­ниям Диего Дюрана, пла­кали, потому что знали, что их при­не­сут в жертву ацтек­ским богам. По при­казу Тла­ка­елеля плен­ни­ков раз­де­лили между общи­нами четы­рех квар­та­лов Тено­чтит­лана. В обя­зан­ность общин вме­ня­лось содер­жать и охра­нять уасте­ков, пока до них не дой­дет оче­редь. Ибо жерт­во­при­но­ше­ния и раз­но­об­раз­ные риту­алы про­дол­жа­лись 20 дней[xiv].

Пола­гая, что столь кро­ва­вым жерт­во­при­но­ше­нием они «напу­гали весь мир», мешики отпра­вили послов в тото­нак­ский район Куэт­ла­штлу (совре­мен­ная Кота­штла в штате Вера­крус), цен­тром кото­рого был город Сем­по­ала. Пере­дав подарки от Мон­те­сумы I, послы сооб­щили о его поже­ла­нии: Куэт­ла­штла должна поста­вить в Тено­чтит­лан мор­ские рако­вины, пан­цири чере­пах и дру­гие дары моря. В то время в Сем­по­але про­хо­дил празд­ник, на кото­ром в каче­стве гостей при­сут­ство­вали пред­ста­ви­тели Тлаш­калы. Воз­му­щен­ные тре­бо­ва­ни­ями Тено­чтит­лана, они посо­ве­то­вали тото­на­кам не только отка­зать меши­кам, но и убить их послов, что и было сде­лано. Лишь два чело­века избе­жали гибели и сооб­щили обо всем Мон­те­суме. Тот при­ка­зал высту­пить в поход на Куэт­ла­штлу. Когда там узнали о при­бли­же­нии меши­ков, то попро­сили обе­щан­ной им помощи у тлаш­каль­те­ков. Однако они не сдер­жали обе­ща­ние. После­до­вала жесто­кая битва, в кото­рой мешики побе­дили, взяв в плен много вои­нов, кото­рые потом были исполь­зо­ваны для жерт­во­при­но­ше­ний, а на Куэт­ла­штлу была нало­жена тяже­лая дань[xv].

image019Фото 7[xvi]. 1463 – 1466 гг. Лист 34r

Согласно испан­ским ком­мен­та­риям к анна­лам Кодекса Теллериано-Ременсис, после­ду­ю­щие жерт­во­при­но­ше­ния имели место в 1465 и 1484 гг. (листы 34r и 38v). Как уже гово­ри­лось, жерт­во­при­но­ше­ния этих лет опи­сы­ва­ются как пер­вые в исто­рии страны меши­ков. Такое утвер­жде­ние, отно­ся­ще­еся сразу к двум раз­ным годам, явля­ется ошиб­кой ком­мен­та­то­ров, тем более что о жерт­во­при­но­ше­ниях плен­ных вои­нов уже сооб­ща­лось индей­ским авто­ром в пик­то­гра­фи­че­ских запи­сях, каса­ю­щихся 1405 и 1455 гг. А жерт­во­при­но­ше­ния 1455 г. отме­чены и испан­скими ком­мен­та­то­рами. К тому же пик­то­грамма листа 34r (фото 7) не содер­жит значка «плен­ный враг». Ком­мен­та­рий к ней напи­сан кал­ли­гра­фи­че­ским почер­ком. В нем сооб­ща­ется о под­чи­не­нии меши­ками обла­сти Чалько в 1465 г. В то же время текст о жерт­во­при­но­ше­ниях при­пи­сан дру­гой рукой и весьма небрежно. В нем ска­зано: «Гово­рят все ста­рики, что с этого 1465 года, когда была эта война между меши­ками и чаль­ками, стали при­но­сить в жертву людей, захва­чен­ных на войне, потому что до того жерт­во­вали только живот­ных, а люди извле­кали кровь из своих тел».

.

 image057Прав­ле­ние Тисока (1481 – 1486)

image021Фото 8[xvii]. Записи о собы­тиях 1483 и 1484 гг. Лист 38v, фрагмент

Лист 38v (фото 8) рас­ска­зы­вает о собы­тиях 1483 и 1484 гг. В 1483 г. (левая поло­вина листа) умер Ашай­ака, и пра­ви­те­лем был избран Тисок, или, Тисо­сик, или Тисо­ка­кат­цин («Нога, окроп­лен­ная кро­вью»). С идео­грам­мами этих собы­тий тон­кой линией свя­заны идео­граммы «плен­ный враг» и «камен­ный алтарь». В тол­ко­ва­нии сцены сооб­ща­ется, что были «при­ве­дены плен­ники для жерт­во­при­но­ше­ния на освя­ще­ние камен­ного алтаря». Здесь речь идет о начале обнов­ле­ния Вели­кого храма Мешико-Теночтитлана, пред­при­ня­того по при­казу импе­ра­тора Тисока.

На пра­вой поло­вине листа 38v изоб­ра­жена дата, соот­вет­ству­ю­щая 1484 г., а также «пира­мида без храма» со знач­ком Тено­чтит­лана на вер­шине (кам­нем – тет­лем, из кото­рого рас­тет опун­ция – ночтли), «плен­ный враг» и то, как «воин в синем доспехе с була­вой, щитом и зна­ме­нем с плю­ма­жем за спи­ной уби­вает жен­щину в луже крови». Эту сцену сопро­вож­дает сле­ду­ю­щий комментарий:

«Год Пять Ножей и 1484 по-нашему; вос­стало селе­ние Синан­те­пек, кото­рое было под­чи­нен­ным меши­кам, како­вые высту­пили про­тив них и при­чи­нили такой ущерб, что почти не оста­лось людей, потому что всех их увели в свя­ти­лище Мешико, чтобы при­не­сти в жертву на боль­шой пира­миде, кото­рая еще не была завер­шена. Гово­рят все ста­рики, что это было пер­вое жерт­во­при­но­ше­ние людей, кото­рое было в этой стране, потому что до того жерт­во­вали только живот­ных и птиц.
Совер­шили это нака­за­ние и бойню для того, чтобы их боя­лись, с тем, чтобы, когда они шли поко­рять землю, осталь­ные их от этого боя­лись бы».

image013image015image017



[i] Талах В.Н. Кодекс Теллериано-Ременсис. Пре­ди­сло­вие к пере­воду // Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[ii] Исто­ри­че­ские анналы // Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос).

[iv] Кодекс Теллериано-Ременсис и Кодекс Риоса цити­ру­ется по кн.: Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос).

[viii] Сустель Ж. Ацтеки: воин­ствен­ные под­дан­ные Мон­те­сумы. Пер. с англ. Л.А. Кар­пова. М.: Центр­по­ли­граф, 2003 (https://books.google.ru/).

[xii] Исто­ри­че­ские анналы // Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис»; Баг­лай В.Е. Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй (Доко­ло­ни­аль­ный период) / Под ред. В.Б. Мень­ши­кова. М.: Восточ­ная лите­ра­тура, 1998 (https://www.indiansworld.org/motekusoma-i-starshiy-zavoevatel-i-reformator.html#.WiDvx3lx11A).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>