КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков, продолжение
1.2.4.2. Свидетельства «рисунков лет» Кодекса Теллериано-Ременсис
Одним из манускриптов, который содержит сведения о жертвоприношениях ацтеков, является Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis), составленный между 1549 и 1555 гг. (первая редакция) в Теночтитлане или Тлателолько. Его латинизированное название происходит от имени Шарля-Мориса Летелье (Charles-Maurice Le Tellier), реймского епископа, владевшего рукописью в конце XVII в. Кодекс представляет собой прокомментированные испанскими авторами индейские рисунки, восходящие, по крайней мере частично, к доиспанским пиктографическим текстам, и включает в себя ценные сведения по истории, политике, религии и этнографии ацтеков накануне испанского завоевания. Комментарии к кодексу принадлежат перу нескольких авторов, одним из которых был доминиканский монах Педро де лос Риос, который считается также составителем документа. К Кодексу Теллериано-Ременсис тесно примыкает Кодекс Риоса. Его авторство также приписывается Педро де лос Риосу, который задумал, взяв за основу Кодекс Теллериано-Ременсис, создать более обширный труд. Он, в частности, дополнил его разделом об обычаях ацтеков и, возможно, намеревался написать раздел о сотворении мира и эпохах, предшествующих Пятому Солнцу. Оригинальный текст кодекса был утрачен. До нас дошла лишь его незаконченная копия, где текст комментариев переведен с испанского на итальянский язык[i]. Она была изготовлена в Италии в 1570 – 1571 гг. после смерти Педро де лос Риоса.
В книге «Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос)», вышедшей в свет в 2013 г. в переводе и под редакцией украинских ученых С.А. Куприенко и В.Н. Талаха, кодекс сопровождается русским переводом комментариев к нему, сделанных испанскими монахами, а также расшифровки идеограмм, транскрипций и толкований, содержавшихся в изданиях кодекса на английском и французском язых, предпринятых в разные годы XIX и XX вв. Однако, кому из издателей кодекса они принадлежат, С.А. Куприенко и В.Н. Талах не сообщают. Потому будем называть их транскрипцией и толкованиями издателя.
Помимо 18-месячного праздничного календаря и тоналаматля, Кодекс Теллериано-Ременсис включает в себя летопись, охватывающую период с 1197 по 1562 г., которая позволяет проследить динамику человеческих жертвоприношений в историческом контексте. Летопись представляет собой пиктографические анналы, которые называются xiuhtlacuitolli – «рисунками лет» или xiuhtlapohualamatl – «книгами счета лет»[ii]. Автором большинства рисунков кодекса предположительно был талантливый индейский художник, обученный искусству составления кодексов до конкисты.
«Книга счета лет» Кодекса Теллериано-Ременсис сообщает о каждом из годов очень кратко. Для понимания книги и составления более полной картины событий потребовалось привлечь другие исторические источники и работы современных ученых. Среди них: «Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй» (1998) отечественного специалиста по истории ацтеков Валентины Ефимовны Баглай, а также «Монтесума» (1994) бельгийского месоамериканиста Мишеля Гролиша (Michel Graulich, 1944 – 2015).
Первые упоминания о человеческих жертвоприношениях
Фото 1[iii]. Человек пускающий кровь из языка, прокалывая его дротиком. Лист 9r, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Идентификационный №: Mexicain 385. Тип объекта: манускрипт. Объем: 50 листов. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 21×30 см. Время и место создания: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Национальная библиотека Франции, Париж
Первое упоминание о человеческих жертвоприношениях и кровопусканиях содержится в испанских комментариях к тоналаматлю. Здесь на листе 9r рядом с таблицей знаков дней изображен человек с пучком дротиков в руке, который совершает ритуал кровопускания, прокалывая свой язык одним из этих дротиков (фото 1). Рисунок сопровождается следующим текстом: «После потопа долгое время приносились жертвы этим способом и не убивали людей»[iv]. Очевидно, что речь здесь идет о потопе, в результате которого погибло Четвертое Солнце – эпоха, предшествовавшая той, в которой жили ацтеки – Пятому Солнцу, а под людьми нужно понимать не самих ацтеков, а все человечество.
Конкретную дату начала человеческих жертвоприношений указывают испанские авторы в комментариях к пиктограммам летописи. При этом один из авторов называет 1465 г., а второй – 1484 г. Однако эта информация не может соответствовать действительности хотя бы уже потому, что ацтеки унаследовали религию ольмеков, майя и тольтеков, которая была неразрывно связана с кровопусканиями и человеческими жертвоприношениями. Себя они позиционировали преемниками тольтеков, широко практиковавших человеческие жертвоприношения, в основе которых, возможно, также лежала идеология священной войны. А значит, людей ацтеки приносили в жертву всегда, но в период странствий это, видимо, делалось редко, только по особо значимым случаям, и число этих жертв было невелико. Напомню, что в 1323 г. ацтеки принесли в жертву Уицилопочтли принцессу Колуа, дочь правитель Колуакана, который за военные успехи отдал ее в жены ацтекскому вождю. А постоянные человеческие жертвоприношения были установлены уже в правление Ицкоатля, который царствовал с 1427 по 1440 г.
Проследить по годам жертвоприношения военнопленных в летописи Кодекса Теллериано-Ременсис позволяет идеограмма, переведенная в комментариях издателя как «пленный враг». Судя по внешнему виду нарисованного на ней воина и контексту, в котором она появляется, эта идеограмма соответствует понятию «пленный враг, принесенный в жертву».
«Пленный враг» изображается в виде контурной, бесцветной фигуры воина, у которой отдельные детали раскрашены только красной краской (за исключением щита и его украшений у некоторых фигур). Видимо, отсутствие цвета у тела человека, означает то, что он лишен крови, а значит, принесен в жертву. Существование символики такого рода подтверждается доиспанской пиктографической рукописью, именуемой Кодексом Борджиа. Здесь тело обнаженного человека, схваченного одним из божеств Миктлана, имеет красный цвет (фото 2), т.е. оно полно крови. А у человека, принесенного в жертву путем вырывания сердца, тело бесцветное, белое, т.е. оно лишено крови (фото 3).
Фото 2[v] и 3[vi]. Живой пленник, пойманный темани, и мертвый пленник, принесенный в жертву. Страницы 5 и 6, фрагменты. Кодекс Борджиа (Codex Borgia). Тип объекта: пиктографическая рукопись. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см. Материал: полоса из кожи оленя. Длина полосы 11 м. Язык: науатль. Время создания: неизвестно, предположительно до конкисты. Место создания: штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
На листе 32v (см. фото 5) рядом с фигурой бескровного пленника, связанной с событиями 1455 г., нарисована идеограмма «праздник». Она также является знаком месяца Тлакашипеуалицтли, в течение которого с 16 марта по 5 апреля, согласно Кодексу Риоса, проходил одноименный праздник. Его главным событием были так называемые гладиаторские бои. В ходе них предназначенные для жертвоприношения «важные пленники» – вражеские офицеры – сражались потешным оружием с захватившими их воинами ацтеков. Знак месяца Тлакашипеуалицтли весьма напоминает изображение темалакатля, к которому перед гладиаторским боем привязывали пленника. Между знаком месяца (праздника) и фигурой пленного воина на пиктограмме проведена тонкая линия, которая в анналах Кодекса Теллериано-Ременсис указывает на связь между идеограммами. Это может говорить о том, что в 1455 г. массовые жертвоприношения пленных были совершены после гладиаторских боев на празднике Тлакашипеуалицтли. В этом контексте становится понятно, что голова не только этого, но и других бесцветных воинов на страницах анналов кодекса покрыта перьями, которые с помощью сока каучукового дерева налепляли на волосы участников гладиаторских боев. При этом мелкие крапинки на их коже могут означать птичий пух. В руке пленные воины держат белый флажок жертвоприношения и круглый щит (часто светло-коричневого цвета) с пятью полусферами, которые являются отличительным знаком щита Уицилопочтли. Они олицетворяют представление ацтеков о том, что у мира плоская поверхность, которая поделена на пять направлений (север, юг, запад, восток и центр, где находится их столица)[vii]. Украшения щита сделаны разноцветными только на фигуре листа 32v. На большинстве рисунков они также воспринимаются как белые перья. «Воины, отобранные для такой смерти, – пишет Жак Сустель о пленных – участников гладиаторских боев, – носили особые украшения и одежды и белые перья на голове, как символ первого света зари, того неопределенного часа, когда душа ожившего воина улетает в серую дымку навстречу нашему отцу Солнцу»[viii].
Атрибутика изображений пленного воина, на мой взгляд, говорит о том, что он приносился в жертву в образе воина-орла, которым становился после смерти, попадая в Восточный рай, где вместе с другими воинами, погибшими в бою или на жертвенном камне, четыре года служил Восходящему Солнцу. А щит с пятью сферами указывает на то, что принесенный в жертву воин превращался в бога, равного самому Уицилопочтли, который в ипостаси орла олицетворял Восходящее Солнце. В Кодексе Борджиа, который был создан в одном из городов долины Пуэблы, не признававших власти мешиков и их богов, образ персонажа идеограммы пленного воина приносимого в жертву (на фото справа), соответствует образу их верховного бога Мишкоатля, который, как и Уицилопочтли был Богом войны, но он служил не Солнцу, а Венере как Утренней звезде и являлся ее олицетворением. (Подробнее см.: «Воин утренней звезды».)
Идеограммой «пленный враг» на «рисунках лет» Кодекса Теллериано-Ременсис ацтекские авторы, по моему мнению, отмечали только особенно многочисленные жертвоприношения военнопленных, которые запомнились и остались в истории благодаря своим большим масштабам.
Период закрепления в Мексиканской долине (1325 – 1440)
Фото 4[ix]. Сообщение о смерти Акамапичитли в 1406 г. и избрании владыкой Вичиливитли (Уицилиуитля). Лист 29v, фрагмент
Впервые идеограмма «пленный враг» встречается в записи о смерти первого монарха Теночтитлана – Акамапичитли и избрании правителем Уицилиуитля (лист 29v, фото 4). Произошло это в 1406 г. Тогда Теночтитлан еще оставался под властью тепанеков, чей город-государство Аскапоцалько был самым могущественным в Мексиканской долине. Будучи вассалами тепанеков, мешики-ацтеки вынуждены были участвовать в войнах, которые те вели. Согласно толкованию изображенной на этом листе сцены, в указанном году было «захвачено восемь тысяч пленников». Правда, о том, были ли они принесены в жертву, в толковании не говорится. Но исходя из связи идеограммы «пленный враг» с жертвоприношениями, отмеченными в испанских текстах на последующих листах, можно с уверенностью предположить, что многочисленное жертвоприношение пленных имело место уже в 1406 г. Однако вопрос о том, было ли оно проведено Теночтитланом или Аскапоцалько, остается открытым.
.
Правление Монтесумы I (1440 – 1469)
Фото 5[x]. 1455 г. Праздник Нового огня. Лист 32v, фрагмент
Во второй раз идеограмма «пленный враг» появляется на пиктограмме, посвященной событиям 1455 г. (лист 32v, фото 5), когда у власти находился Монтесума I (правил с 1440 по 1469 г.), сменивший умершего в 1440 г. императора Ицкоатля. В этот год закончился старый век (52-летний цикл) и начался новый. Поэтому по традиции была совершена церемония Связывания годов, и был устроен праздник Нового огня. Эти мероприятия, как правило, сопровождались жертвоприношениями с вырыванием сердца. «В год 2 Тростник (1455 1462) праздник нового огня, – говорится в толковании пиктограммы. – Этим изображением они дают знать о связывании лет по пятьдесят два. Пленники приведены на праздник для жертвоприношения. Плодородный год».
Фото 6[xi]. 1458 г.: «из Шиукоака принесена дань». 1460 г.: землетрясение. Лист 33r, фрагмент
В анналах Кодекса Теллериано-Ременсис не был зафиксирован успешный поход Монтесумы I на уастеков, народа относящегося к языковой группе майя, центром которых являлся город Шиукоак. Поэтому дата этого похода осталась неизвестна. Однако можно предположить, что он состоялась между 1455 и 1458 гг. Ибо первая половина правления Монтесумы I была отмечена стихийными бедствиями и великим голодом, который поразил Мексиканскую долину в 1450 г. Он продолжался до 1455 г. – года, завершавшего очередное 52-летие. Тогда пошли обильные дожди, благодаря которым был собран хороший урожай, что отмечено на листе 32v (см. фото 5). Голод и стихийные бедствия на время приостановили завоевательную активность Монтесумы I[xii]. Поэтому маловероятно, что поход был предпринят до 1455 г. В то же время 1458 г. в анналах Кодекса Теллериано-Ременсис сопровождается изображением «человека, несущего зеленые перья, ожерелье и щит» (фото 6). А в основном тексте, написанном под этой сценой, говорится: «Год Пять Кроликов и 1458 по-нашему; после того, как мешики уже были владыками этой земли, они подчинили для службы себе область Чикоаке [Chicoaque]. Эта область находится к северу от Мешико возле Пануко. Это первая область, которую они подчинили».
Описание похода и двадцатидневного жертвоприношения пленных уастеков дает испанский историк монах-доминиканец Диего Дюран в своей книге «История Индий Новой Испании» (1579).
Для нападения на уастеков Теночтитлана стал повод, который мешиками использовался довольно часто. Им послужило убийство ацтекских купцов, которые пришли торговать к уастекам. Это было нарушением общепризнанных норм, обязывавших не причинять вреда торговцам. Для похода на уастеков Монтесума и его сиуакоатль Тлакаелель собрали войско, в которое вошли также воины союзных земель и городов-данников. Впервые ацтеки воевали за пределами Мексиканской долины с народом, не родственным им, отличающимся обычаями, религией, системой ведения военных действий и т.п. Одна из первых битв состоялась при городе Туллансинго. В ней противники продемонстрировали свои военные приемы. Так, уастеки пытались устрашить врага, устроив невообразимый шум с помощью специальных трещоток, которые были прикреплены у них на спине. Ацтеки же прибегли к древней военной хитрости – засаде. Спрятавшись в чаще, они неожиданно возникли перед противником, сумели завладеть инициативой, что и обеспечило им победу. Ацтеки сначала хотели стереть уастеков с лица земли, но затем смилостивились, так как последние согласились выплачивать дань. В действительности Теночтитлану так и не удалось окончательно покорить уастеков. Тем не менее, его воины в тот раз дошли до Аулисапана (современная Орисаба) и до берегов Мексиканского залива[xiii].
Ацтекское войско возвратилось в Теночтитлан с толпой уастекских пленников, которые, по сообщениям Диего Дюрана, плакали, потому что знали, что их принесут в жертву ацтекским богам. По приказу Тлакаелеля пленников разделили между общинами четырех кварталов Теночтитлана. В обязанность общин вменялось содержать и охранять уастеков, пока до них не дойдет очередь. Ибо жертвоприношения и разнообразные ритуалы продолжались 20 дней[xiv].
Полагая, что столь кровавым жертвоприношением они «напугали весь мир», мешики отправили послов в тотонакский район Куэтлаштлу (современная Коташтла в штате Веракрус), центром которого был город Семпоала. Передав подарки от Монтесумы I, послы сообщили о его пожелании: Куэтлаштла должна поставить в Теночтитлан морские раковины, панцири черепах и другие дары моря. В то время в Семпоале проходил праздник, на котором в качестве гостей присутствовали представители Тлашкалы. Возмущенные требованиями Теночтитлана, они посоветовали тотонакам не только отказать мешикам, но и убить их послов, что и было сделано. Лишь два человека избежали гибели и сообщили обо всем Монтесуме. Тот приказал выступить в поход на Куэтлаштлу. Когда там узнали о приближении мешиков, то попросили обещанной им помощи у тлашкальтеков. Однако они не сдержали обещание. Последовала жестокая битва, в которой мешики победили, взяв в плен много воинов, которые потом были использованы для жертвоприношений, а на Куэтлаштлу была наложена тяжелая дань[xv].
Фото 7[xvi]. 1463 – 1466 гг. Лист 34r
Согласно испанским комментариям к анналам Кодекса Теллериано-Ременсис, последующие жертвоприношения имели место в 1465 и 1484 гг. (листы 34r и 38v). Как уже говорилось, жертвоприношения этих лет описываются как первые в истории страны мешиков. Такое утверждение, относящееся сразу к двум разным годам, является ошибкой комментаторов, тем более что о жертвоприношениях пленных воинов уже сообщалось индейским автором в пиктографических записях, касающихся 1405 и 1455 гг. А жертвоприношения 1455 г. отмечены и испанскими комментаторами. К тому же пиктограмма листа 34r (фото 7) не содержит значка «пленный враг». Комментарий к ней написан каллиграфическим почерком. В нем сообщается о подчинении мешиками области Чалько в 1465 г. В то же время текст о жертвоприношениях приписан другой рукой и весьма небрежно. В нем сказано: «Говорят все старики, что с этого 1465 года, когда была эта война между мешиками и чальками, стали приносить в жертву людей, захваченных на войне, потому что до того жертвовали только животных, а люди извлекали кровь из своих тел».
.
Правление Тисока (1481 – 1486)
Фото 8[xvii]. Записи о событиях 1483 и 1484 гг. Лист 38v, фрагмент
Лист 38v (фото 8) рассказывает о событиях 1483 и 1484 гг. В 1483 г. (левая половина листа) умер Ашайака, и правителем был избран Тисок, или, Тисосик, или Тисокакатцин («Нога, окропленная кровью»). С идеограммами этих событий тонкой линией связаны идеограммы «пленный враг» и «каменный алтарь». В толковании сцены сообщается, что были «приведены пленники для жертвоприношения на освящение каменного алтаря». Здесь речь идет о начале обновления Великого храма Мешико-Теночтитлана, предпринятого по приказу императора Тисока.
На правой половине листа 38v изображена дата, соответствующая 1484 г., а также «пирамида без храма» со значком Теночтитлана на вершине (камнем – тетлем, из которого растет опунция – ночтли), «пленный враг» и то, как «воин в синем доспехе с булавой, щитом и знаменем с плюмажем за спиной убивает женщину в луже крови». Эту сцену сопровождает следующий комментарий:
«Год Пять Ножей и 1484 по-нашему; восстало селение Синантепек, которое было подчиненным мешикам, каковые выступили против них и причинили такой ущерб, что почти не осталось людей, потому что всех их увели в святилище Мешико, чтобы принести в жертву на большой пирамиде, которая еще не была завершена. Говорят все старики, что это было первое жертвоприношение людей, которое было в этой стране, потому что до того жертвовали только животных и птиц.
Совершили это наказание и бойню для того, чтобы их боялись, с тем, чтобы, когда они шли покорять землю, остальные их от этого боялись бы».
[i] Талах В.Н. Кодекс Теллериано-Ременсис. Предисловие к переводу // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[ii] Исторические анналы // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос).
[iv] Кодекс Теллериано-Ременсис и Кодекс Риоса цитируется по кн.: Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос).
[viii] Сустель Ж. Ацтеки: воинственные подданные Монтесумы. Пер. с англ. Л.А. Карпова. М.: Центрполиграф, 2003 (https://books.google.ru/).
[xii] Исторические анналы // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис»; Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/motekusoma-i-starshiy-zavoevatel-i-reformator.html#.WiDvx3lx11A).
[xiii] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/motekusoma-i-starshiy-zavoevatel-i-reformator.html#.WjUR13mYN1B).
[xiv] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/motekusoma-i-starshiy-zavoevatel-i-reformator.html#.WjUR13mYN1B).
[xv] Баглай В.Е. Указ. соч. (https://www.indiansworld.org/motekusoma-i-starshiy-zavoevatel-i-reformator.html#.WjUR13mYN1B).