2.3.2. Тайна топора и перьев

1.2.5.2. Жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле, при­ло­же­ние

Сим­во­лика тема­ла­катля и жерт­во­при­но­ше­ний на тема­ла­катле
2.3. Образ божества-корабля в скульп­туре, про­дол­же­ние

image001

2.3.2. Тайна топора и перьев

У рисо­ван­ного образа Шипе-Тотека, кото­рый можно видеть на стра­ни­цах ацтек­ских и миш­тек­ских кодек­сов, нет столь оче­вид­ных эле­мен­тов, свя­зан­ных со сна­ря­же­нием богов во плоти и их аппа­ра­тами, как у Тла­лока. Однако они есть у его скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний. В кол­лек­ции Наци­о­наль­ного музея антро­по­ло­гии Мек­сики мне уда­лось обна­ру­жить две гли­ня­ные фигуры Шипе-Тотека, кото­рые сви­де­тель­ствует о кон­так­тах, по край­ней мере визу­аль­ных, древ­них мек­си­кан­цев с пред­ста­ви­те­лями высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций, про­изо­шед­ших в раз­ные эпохи.

image013Фото 1. Фигурка. Инвен­тар­ный № 10–81800. Раз­меры: 14×7,3×6,9 см. Мате­риал и тех­ника: фор­мо­ван­ная глина. Клас­си­че­ский период (200 – 650 гг. н.э.). Место находки: Тео­ти­уа­кан, штат Мехико. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мек­сика[1]

Пер­вая фигура была най­дена в Тео­ти­уа­кане (фото 1) и дати­ро­вана Клас­си­че­ским пери­о­дом (200 – 650 гг. н.э.). Нет сомне­ний в том, что в пер­со­наже этой малень­кой ста­ту­этки ее автор вопло­тил образ пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций в тяже­лом защит­ном сна­ря­же­нии – в кос­ми­че­ском или водо­лаз­ном ска­фандре. На спине пер­со­нажа скуль­птор поме­стил ношу пря­мо­уголь­ных очер­та­ний, кото­рая укреп­лена на его теле с помо­щью двух рем­ней, пере­кре­щи­ва­ю­щихся на груди. Так мастер пере­дал, видимо, систему жиз­не­обес­пе­че­ния, при­чем сов­ме­стив ее с систе­мой пере­дви­же­ния. Об этом гово­рят три малень­ких про­пел­лера, изоб­ра­жен­ные в виде цвет­ков на верх­ней панели ноши. В обла­сти живота пер­со­нажа скуль­птор поме­стил еще один дви­жи­тель боль­шего раз­мера с пря­мыми лопа­стями. Он пока­зан в квад­рат­ной раме как косой крест с круж­ком в центре.

image015Фото 2. Рису­нок гли­ня­ной фигурки, най­ден­ной Э.-Г. Зей­ле­ром в Тео­ти­уа­кане. Кол­лек­ция Э.-Г. Зей­лера[2]

Схо­жая фигурка вхо­дит в кол­лек­цию Э.-Г. Зей­лера. Он нашел ее также в Тео­ти­уа­кане и счи­тал изоб­ра­же­нием све­же­ва­ния, свя­зан­ным с куль­том Шипе-Тотека[3]. Судя по рисунку (фото 2), фигурка сохра­ни­лась не пол­но­стью. В част­но­сти, кон­струк­ция, при­мы­ка­ю­щая к спине пер­со­нажа, а с ней и пря­мо­уголь­ный объ­ект в обла­сти затылка прак­ти­че­ски пол­но­стью утрачены.

image017Фото 3[4]. Богиня куку­рузы Чико­ме­ко­атль (Chicomecóatl). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № IV Ca 46167. Раз­меры: 68×27×14 см. Вес: 42,8 кг. Мате­риал: камень. Мек­сика, Цен­траль­ное наго­рье. Куль­тура ацте­ков. Пост­клас­си­че­ский период (900 – 1521 гг. н.э.). Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин, Гер­ма­ния[5]

В рели­ги­оз­ном искус­стве ацте­ков пря­мо­уголь­ный объ­ект стал частью голов­ного убора Чико­ме­ко­атль – Богини про­до­воль­ствия и в первую оче­редь куку­рузы, жен­ской поло­ви­ной Бога куку­рузы Син­те­отля. В музеях мира можно видеть довольно боль­шое число скульп­тур Чико­ме­ко­атль, канон кото­рых вклю­чает в себя такой голов­ной убор. В руках она обычно дер­жит початки куку­рузы. Однако скульп­тура из Этно­ло­ги­че­ского музея Бер­лина (фото 3) пока­зы­вает богиню с куку­ру­зой в левой руке и гре­мя­щим посо­хом Шипе-Тотека чика­у­ацли в пра­вой. В цен­тре ее голов­ного убора изоб­ра­жено подо­бие шапки йопи­цонтли.

image039image041Фото 4 и 5[6]. Фигура Шипе-Тотека, сидя­щего на ска­мейке, вид спе­реди и сзади

Вто­рая из упо­мя­ну­тых фигур Шипе-Тотека (фото 4, 5 и 8) отно­сится непо­сред­ственно к эпохе ацте­ков (1337 – 1521 гг. н.э.). Речь идет о гли­ня­ной фигуре Шипе-Тотека, най­ден­ной в Тла­те­лолько, кото­рая пока­зы­вает его в образе, дале­ком от рисованного.

image043 image045Фото 6 и 7. Шипе-Тотек. Скульп­тура из камня. Инвен­тар­ный № 1650 PJ-115. Раз­меры: 36×25×28 см. Про­ис­хож­де­ние неиз­вестно. Время созда­ния: Пост­клас­си­че­ский период (900 – 1521 гг. н.э.). Реги­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Вилья­эр­моса, штат Табаско, Мек­сика[7]

В кодек­сах Шипе-Тотек обычно изоб­ра­жа­ется оде­тым с головы до ног в кожу, сня­тую с чело­века, вклю­чая лицо, волосы и кисти рук. Гли­ня­ная фигура из Тла­те­лолько пока­зы­вает его в ком­би­не­зоне с круг­лым выре­зом, тяже­лых сапо­гах и боль­ших пер­чат­ках. Видимо, этот пер­со­наж был иден­ти­фи­ци­ро­ван как Шипе-Тотек только лишь потому, что у его ком­би­не­зона на спине есть про­реха, харак­тер­ная для одежды из чело­ве­че­ской кожи у скульп­тур (фото 6 и 7).

image047Фото 8. Фигура Шипе-Тотека, сидя­щего на ска­мейке. Инвен­тар­ный № 10–333885. Раз­меры: 6,5×14,9×9,8 см. Мате­риал и тех­ника: фор­мо­ван­ная глина. Время и место созда­ния: 1337/1521 гг., Тла­те­лолько. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[8]

Шлем Шипе-Тотека вен­чает боль­шой туми­об­раз­ный эле­мент, кото­рый обычно иден­ти­фи­ци­ру­ется как топор. Он хорошо виден на фото 8. Туми счи­та­ется свя­щен­ным ножом Анд­ского мира. Им сра­жа­ются между собой боги на изоб­ра­же­ниях куль­туры Моче (1 – 800 гг. н.э., Север­ное побе­ре­жье Перу). Но в реаль­ной жизни как ору­жие он не исполь­зо­вался и выпол­нял функ­цию цере­мо­ни­аль­ного пред­мета. Однако боль­шин­ство уче­ных счи­тают туми ножом, кото­рым совер­ша­лись чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. Форму туми имеют и дру­гие свя­щен­ные пред­меты, вхо­див­шие в оде­я­ние пра­ви­те­лей и знати в каче­стве сим­во­лов боже­ствен­но­сти и зна­ков их при­над­леж­но­сти к роду божества-прародителя. Напри­мер, на рос­пи­сях буты­лей куль­туры Моче боги, жрецы-правители и воины носят туми­об­раз­ные инсиг­нии на голове, на поясе, на груди. (Подроб­нее см.: «Воин Моче» ) Они вхо­дят в погре­баль­ное оде­я­ние и погре­баль­ное при­да­ное чле­нов дина­стии Сипана. Сам Вла­сти­тель Сипана, и его вое­на­чаль­ник были похо­ро­нены в голов­ном уборе, укра­шен­ном золо­той фигур­ной пла­сти­ной, кото­рая выгля­дит как огром­ный туми (фото 9).

image049Фото 9[9]. Рекон­струк­ция обра­зов Вла­сти­теля Сипана (в цен­тре) и его вое­на­чаль­ника по их погре­баль­ному при­да­ному. Зал мане­ке­нов. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана, город Лам­бай­еке, Перу

Фигура в форме туми вхо­дит в образ Шипе-Тотека не только на гли­ня­ном идоле из Тла­те­лолько, но и на рисунке из «Пер­вых запи­сок» Бер­нар­дино де Саа­гуна (фото 10). Здесь она пока­зана как под­веска, кото­рая рас­по­ла­га­ется в зоне груди и пупка персонажа.

image033Фото 10. Шипе-Тотек. Лист 269r, фраг­мент. Пер­вые записки (Primeros memoriales). Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун. Время созда­ния: 1558 – 1561 гг. Коро­лев­ская биб­лио­тека Мад­рида, Испа­ния [10]

В Месо­аме­рике туми не были рас­про­стра­нены. Однако в кол­лек­ции Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии есть несколько арте­фак­тов, кото­рые очень похожи на туми (фото 11). В онлай­но­вом ката­логе музея ука­зано только место их про­ис­хож­де­ния – штат Оахака. Дан­ные о вре­мени изго­тов­ле­ния этих пред­ме­тов отсут­ствуют. Каким было их назна­че­ние – риту­аль­ное или ути­ли­тар­ное – не знал, видимо, даже сам Э.-Г. Зей­лер, в кол­лек­цию кото­рого они вхо­дили. Поэтому в ката­логе музея они названы инстру­мен­тами из меди.

image051Фото 11. Мед­ные инстру­менты. Ката­лож­ный №: 30 / 134 Field No: 250. Раз­меры самого боль­шого инстру­мента 13,2×16×5 см, самого малень­кого – 10,4×13,5×4 см. Место изго­тов­ле­ния: Эхутла, Оахака, Мек­сика. Кол­лек­ция Э.-Г. Зей­лера. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[11]

По моим дан­ным, форма туми и туми­об­раз­ных инсиг­ний вос­про­из­во­дит визу­аль­ное впе­чат­ле­ние от вра­ща­ю­щихся лопа­стей дви­жи­теля аппа­ра­тов, кото­рые исполь­зо­ва­лись богами во плоти. Корен­ные жители Аме­рик оце­нили вра­ще­ние лопа­стей как основ­ное про­яв­ле­ние их боже­ствен­ной силы, кото­рая поз­во­ляла летать без кры­льев и дви­гаться по воде без весел и пару­сов. Поэтому пред­мет, кото­рый изоб­ра­жает вра­ща­ю­щи­еся лопа­сти, не мог не стать атри­бу­том божества-корабля и инсиг­нией жреца-правителя. При вра­ще­нии винта неболь­шого раз­мера его лопа­сти по отдель­но­сти не видны, в резуль­тате чего воз­ни­кает иллю­зия мер­ца­ю­щего круга. Подоб­ный круг, а чаще его фраг­мент, обычно поме­ща­ются на голове. У Вла­сти­теля Сипана он вен­чает шлем, а у его вое­на­чаль­ника явля­ется фрон­таль­ной частью голов­ного убора. У фигу­рок Най­лампа (Йам­пай­ека) на туми и каси­ков так назы­ва­е­мая полу­лун­ная пла­стина кре­пится к шлему на затылке. Пря­мые лопа­сти боль­шого винта, такого, как, напри­мер, у вер­то­лета, при вра­ще­нии оста­ются раз­ли­чи­мыми. Поэтому они пере­да­ются на изоб­ра­же­ниях как косой крест, кото­рый раз­ме­ща­ется на спине в обла­сти талии или ближе к затылку. Ино­гда он пред­став­лен только двумя лопа­стями, кото­рые направ­лены вниз и рас­по­ла­га­ются по обе сто­роны от фигуры. (Обос­но­ва­ние дан­ной гипо­тезы читайте в мате­ри­але «2. Дека­пи­та­дор».)

image025Фото 12. Сосуд с изоб­ра­же­нием воина. Вид слева. Инвен­тар­ный № 1979.6. Раз­меры: 26,67×16,51×20,96 см. Мате­риал: глина. Страна: Мек­сика. Кон­ти­нент: Месо­аме­рика. Куль­тура миш­те­ков. Дата: 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. Музей де Янга, Сан-Франциско, Кали­фор­ния, США[12]

Обычно круг (полу­круг) и крест (поло­вина кре­ста) вклю­ча­ются в изоб­ра­же­ние божества-корабля по отдель­но­сти. Одним из исклю­че­ний из этого пра­вила явля­ется образ боже­ства на кера­ми­че­ском сосуде куль­туры миш­те­ков (фото 12 и 14). Он содер­жит оба этих атри­бута. Крас­ный цвет кожи боже­ства, маска на его лице и харак­тер­ная нари­гера поз­во­ляют пред­по­ло­жить, что оно пред­став­ляет Шипе-Тотека. В пользу этого пред­по­ло­же­ния гово­рят и типич­ные для его кожа­ной одежды завязки. Правда, они рас­по­ло­жены не сзади, как обычно, а спе­реди, и сама одежда, напо­ми­на­ю­щая пиджак без рука­вов, имеет чер­ный цвет. Однако сосуд с фигу­рой Шипе-Тотека дати­ру­ется 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. А как пока­зы­вают иссле­до­ва­ния изоб­ра­зи­тель­ных сви­де­тельств, одежда богов во плоти пре­вра­ти­лась в чело­ве­че­скую кожу на изоб­ра­же­ниях Шипе-Тотека зна­чи­тельно позже.

image031Фото 13[13]. Лист 24, фраг­мент. Кодекс Лауда (Codex Laud). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Ката­лож­ный № MS. Laud Misc. 678. Объем: 24 листа (48 стра­ниц). Фор­мат: 165×155 мм. Общая длина: около 4 м. Время изго­тов­ле­ния: XVI в. (до кон­ки­сты). Бод­ле­ан­ская биб­лио­тека Окс­форд­ского уни­вер­си­тета, Великобритания

По мне­нию спе­ци­а­ли­стов Музея де Янга, фигура на сосуде пред­став­ляет воина. Такое заклю­че­ние было сде­лано, видимо, на осно­ва­нии того, что в пра­вой руке пер­со­наж дер­жит нечто, схо­жее с брон­зо­вым топо­ром. Его можно видеть на мини­а­тюре из Кодекса Лауда (фото 13). Однако «топор» в руке пер­со­нажа скульп­туры имеет снизу про­дол­же­ние в форме лопа­сти. Поэтому кажется, что пер­со­наж схва­тил за хвост лета­ю­щий топор, кото­рый здесь очень напо­ми­нает само­лет. Вто­рая рука пер­со­нажа не сохра­ни­лась. Воз­можно, в ней он дер­жал отруб­лен­ную голову. Два пред­мета в форме чаль­чальчи висят у пер­со­нажа на шее. Поэтому их нельзя отне­сти к ору­жию. Сле­до­ва­тельно, они, как и чаль­чальчи, вися­щие на шее божеств Моче, изоб­ра­жают лопа­сти винта. (Подроб­нее см.: «Сим­во­лика и про­ис­хож­де­ние чаль­чальчи» и, в част­но­сти, фото 15 и 16.)

image029Фото 14[14]. Сосуд с изоб­ра­же­нием воина. Вид справа

Сидя­щий пер­со­наж состав­ляет одно целое с широ­ко­гор­лым сосу­дом на нож­ках, кото­рый вопло­щает, видимо, кор­пус корабля и его сопла, а ско­рее – столбы газа, выры­ва­ю­ще­гося из них. Дру­гими сло­вами, ком­по­зи­ция сосуда выра­жает идею божества-корабля. Устрем­лен­ные впе­ред глаза пер­со­нажа, его рас­ки­ну­тые руки и полу­со­гну­тые ноги гово­рят о том, что он летит.

image035Фото 15. Шипе-Тотек. Скульп­тур­ная жаровня. Инвен­тар­ный № 10–220143. Раз­меры: 41,3×44,4 см. Мате­риал и тех­ника: фор­мо­ван­ная глина. Позд­ний пост­клас­си­че­ский период (1250 – 1521 гг. н.э.). Место находки Ацка­по­цалько, Мехико. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[15]

Этот же канон божества-корабля был исполь­зо­ван ацтек­скими скуль­пто­рами для созда­ния образа Шипе-Тотека в ком­по­зи­ции с жаров­ней, кото­рая была най­дена в городе Ацка­по­цалько, став­шем со вре­ме­нем частью Мехико (фото 15). При взгляде на ком­по­зи­цию сбоку, у нас не оста­ется сомне­ний в том, что пер­со­наж явля­ется неотъ­ем­ле­мой частью корабля, изоб­ра­жен­ного в форме жаровни. Осо­бенно эффектно это божество-корабль выгля­дело, навер­ное, когда в жаровне раз­жи­гали огонь. Однако Шипе-Тотек здесь изоб­ра­жен не как полет­чик, а как воин, кото­рый с кри­ком устрем­ля­ется в атаку, что сви­де­тель­ствует о пере­осмыс­ле­нии функ­ций этого бога у ацтеков.

Оче­видно, что образ божества-корабля явля­ется син­те­зом визу­аль­ных впе­чат­ле­ний, полу­чен­ных в резуль­тате наблю­де­ния за богами во плоти, кото­рые могли быть одеты как в ска­фандры кос­мо­нав­тов и водо­ла­зов, так и в гид­ро­ко­стюмы аква­лан­ги­стов и ком­би­не­зоны полет­чи­ков. Создан­ный одна­жды, этот образ пере­да­вался из поко­ле­ния в поко­ле­ние и мог изме­няться до неузна­ва­е­мо­сти на изоб­ра­же­ниях богов и в реаль­ных костю­мах пра­ви­те­лей и знати. Так, эле­менты аппа­ра­тов и эки­пи­ровки богов во плоти жрецы-художники заме­щали изоб­ра­же­ни­ями жез­лов, ком­плек­тов голов­ных и лице­вых укра­ше­ний, повто­ря­ю­щих абрис сна­ря­же­ния, кото­рое защи­щало голову, глаза и поз­во­ляло дышать, напри­мер, в вод­ной среде. В Анд­ском и Про­ме­жу­точ­ном мире фигуры рас­те­ний, живот­ных, птиц и дру­гих созда­ний при­роды они исполь­зо­вали как сим­волы миров Все­лен­ной и соот­вет­ству­ю­щих сил боже­ства. В то же время самые ран­ние образы, мак­си­мально при­бли­жен­ные к тому вре­мени, когда корен­ные жители видели звезд­ных гостей, наи­бо­лее реа­ли­стично изоб­ра­жают их защит­ные костюмы и при­спо­соб­ле­ния и части аппаратов.

image053 image055Фото 16. Скульп­тура. Ката­лож­ный № 30.2/ 9962. Раз­меры: 8,38×15,24 см. Мате­риал: кера­мика. Место: Вера­крус. Страна: Мек­сика. Период: Клас­си­че­ский, около 1 – 900 гг. н.э. Кейс № 27: Вера­крус­ская кера­мика и скульп­тура. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[16]. Фото 17. Шипе-Тотек. Урна из гроб­ницы № 103 в Монте-Альбане, шт. Оахака, Мек­сика. Инвен­тар­ный № 10–3284. Раз­меры: 51,2×44,3×35 см. Мате­риал и тех­ника: фор­мо­ван­ная глина. Куль­тура сапо­те­ков, Клас­си­че­ский период (200 – 500 гг. н.э.). Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[17]

При­ме­ром могут слу­жить две сидя­щие фигуры боже­ства, отно­ся­щи­еся к Клас­си­че­скому пери­оду. Одна из них про­ис­хо­дит из Вера­круса (фото 16), а дру­гая – из города Монте-Альбана – цен­тра Сапо­тек­ской циви­ли­за­ции (фото 17 и 18). Скульп­тура из Вера­круса, веро­ятно, сохра­ни­лась не пол­но­стью, поскольку пред­мет, на кото­ром сидел ее пер­со­наж, отсут­ствует. Тем не менее, оче­видно, что в основе обеих ком­по­зи­ций лежит один изоб­ра­зи­тель­ный канон, кото­рый имел довольно широ­кое рас­про­стра­не­ние у доко­лум­бо­вых куль­тур испа­но­языч­ной Аме­рики. Согласно остову этого канона, боже­ство изоб­ра­жа­ется сидя­щим, подобно пилоту, в кресле (или на дру­гом сиде­нии) с согну­тыми в лок­тях руками. Сиде­ние или сам пер­со­наж при этом сов­ме­ща­ются с сосу­дом, кото­рый по раз­меру равен или пре­вос­хо­дит фигуру пер­со­нажа. Вари­а­ция этого канона исполь­зо­вана при созда­нии сосуда с фигу­рой Шипе-Тотека из Миш­теки (см. фото 13 и 14).

image041Фото 18[18]. Урна из Монте-Альбана, вид сбоку

Име­ю­щие в своей основе один и тот же канон, скульп­туры из Вера­круса и Монте-Альбана раз­ра­бо­таны в прин­ци­пи­ально раз­ной манере. Стиль скульп­туры из Вера­круса можно назвать «фото­гра­фи­че­ским» и ассо­ци­а­тив­ным, а стиль скульп­туры из Монте-Альбана – сим­во­ли­че­ским и заместительным.

В «фото­гра­фи­че­ском» стиле незна­ко­мые пред­меты и объ­екты пока­заны так, как их «сфо­то­гра­фи­ро­вал» глаз худож­ника. И хотя для их изоб­ра­же­ния исполь­зо­ваны похо­жие пред­меты из мира корен­ных жите­лей, детали эки­пи­ровки и части аппа­ра­тов гостей оста­ются узна­ва­е­мыми. Так, несмотря на услов­ность образа пер­со­нажа скульп­туры из Вера­круса (фото 16), оче­видно, что она пока­зы­вает пред­ста­ви­теля высо­ко­раз­ви­той циви­ли­за­ции, кото­рый управ­ляет воз­душ­ным или вод­ным аппа­ра­том, не име­ю­щим кабины. Очки штур­мана, а также его поза, поло­же­ние рук на рыча­гах управ­ле­ния и сами рычаги пере­даны с мак­си­мально воз­мож­ной для индей­ского худож­ника сте­пе­нью реа­ли­стич­но­сти. Скульп­туру из Миш­теки нельзя назвать типич­ной для «фото­гра­фи­че­ского» стиля, поскольку она не копи­рует дви­жи­тели аппа­ра­тов, а пере­дает визу­аль­ные впе­чат­ле­ния от вра­ще­ния их лопа­стей. Однако манера их пере­дачи вполне укла­ды­ва­ется в его рамки, потому что исполь­зует прин­цип ассо­ци­а­ции, а не заме­ще­ния. При этом боль­шой винт с пря­мыми лопа­стями оста­ется весьма узна­ва­е­мым, хотя бы уже потому, что в кон­тек­сте образа боже­ства он не вос­при­ни­ма­ется как какой-то дру­гой объ­ект. Ведь ни на один пред­мет из мира индей­цев он не похож. Кстати, прин­цип чуже­род­но­сти явля­ется одним из глав­ных в иден­ти­фи­ка­ции атри­бу­тов боже­ства как эле­мен­тов защит­ного сна­ря­же­ния и аппа­ра­тов пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых цивилизаций.

Образ Шипе-Тотека у скульп­туры из Монте-Альбана (фото 17 и 18) состав­лен из сим­во­лов, кото­рые ука­зы­вают на его силы как боже­ства и вла­сти­теля. Шлем пере­дан с помо­щью пла­стины, напо­ми­на­ю­щей козы­рек голов­ного убора, а также с помо­щью боль­ших круг­лых оре­хер и пти­чьих перьев, кото­рые в Анд­ском мире сим­во­ли­зи­руют полет. Однако в дан­ном слу­чае из перьев состав­лены мас­сив­ные вее­ро­об­раз­ные кон­струк­ции, кото­рые при­креп­лены к шлему и спине пер­со­нажа. Они заме­щают «фото­гра­фию» вра­ща­ю­щихся лопа­стей и могут сим­во­ли­зи­ро­вать спо­соб­ность Шипе-Тотека дви­гаться как по воз­духу, так и по воде. Рычаги управ­ле­ния в руках пер­со­нажа пре­вра­щены в сим­волы вла­сти – посох и отруб­лен­ную голову.

image037Фото 19[19]. Шипе-Тотек – гос­по­дин 14-й тресены свя­щен­ного кален­даря в одном из своих глав­ных вопло­ще­ний – в образе Крас­ного Тес­кат­ли­поки. Лист 14, фраг­мент. Бур­бон­ский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент на листе амат­ной бумаги дли­ной 14,2 м. Язык: нау­атль и добав­лен­ные позд­нее глоссы на кастиль­ском. Время и место созда­ния: 10 – 20-е гг. XVI в. (неза­долго до или сразу после кон­ки­сты); Мек­сика. Фак­си­миль­ное изда­ние Жозефа-Флоримона гер­цога де Луба, 1899 г. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Биб­лио­тека Наци­о­наль­ного собра­ния, Париж, Франция

image045Инте­ресно срав­нить скульп­туры Шипе-Тотека из Монте-Альбана и Миш­теки с мини­а­тю­рой из Бур­бон­ского кодекса (фото 19), создан­ного неза­долго до или сразу после кон­ки­сты и отно­ся­ще­гося к куль­туре ацте­ков. Мини­а­тюра из Бур­бон­ского кодекса пред­став­ляет Шипе-Тотека с теми же атри­бу­тами дви­же­ния (полета и/или пла­ва­ния), что и скульп­тура из Миш­теки, – полу­кру­гом в обла­сти головы и косым кре­стом в обла­сти тела. Правда, кор­пус корабля (сосуд, урна) нари­со­ван здесь отдельно от фигуры боже­ства, тогда как на неко­то­рых рисун­ках Шипе-Тотека он пре­вра­тился в ношу. При­ме­ром может слу­жить мини­а­тюра из Кодекса Бор­джиа (фото 20), где кор­пус корабля раз­ме­щен у пер­со­нажа спе­реди. Он имеет пря­мо­уголь­ные очер­та­ния и сов­ме­щен с косым кре­стом, обра­зо­ван­ным лен­тами и рукой пер­со­нажа. В Бур­бон­ском кодексе кор­пус корабля изоб­ра­жен в верх­ней части мини­а­тюры и пред­став­лен в виде жаровни, как и на скульп­тур­ной ком­по­зи­ции из Ацка­по­цалько (см. фото 15). В жаровне горит бумаж­ная шапка Шипе-Тотека – йопи­цонтли и его ост­ро­ко­неч­ный посох с сона­хе­рой (на фото слева).

image065Фото 20[20]. Шипе-Тотек в ипо­стаси Ицта­пальто­тека – Бога камен­ного ножа. Стра­ница 61, фраг­мент. Кодекс Бор­джиа (Códice Borgia). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Мате­риал: оле­нья кожа. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Время созда­ния: неиз­вестно, веро­ятно, до кон­ки­сты. Место созда­ния: пред­по­ло­жи­тельно штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Как и скульп­тура из Монте-Альбана, мини­а­тюра Бур­бон­ского кодекса выпол­нена в сим­во­ли­че­ском стиле, с сохра­не­нием тра­ди­ци­он­ных осо­бен­но­стей изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства сапо­те­ков. К при­меру, в ней исполь­зу­ются те же вее­ро­об­раз­ные кон­струк­ции из перьев, кото­рые пере­дают неболь­шие винты дви­жи­те­лей во вращении.

Но при срав­не­нии обра­зов мини­а­тюры и скульп­туры, хорошо видно, что сим­во­ли­че­ский стиль со вре­мен Монте-Альбана пре­тер­пел зна­чи­тель­ные изме­не­ния. Он стал зре­лым, усто­яв­шимся, поскольку за про­шед­шие века была выра­бо­тана слож­ная система сим­во­лов, кото­рые стали исполь­зо­ваться также в пик­то­гра­фи­че­ском письме для созда­ния идео­грамм. Эти сим­волы заме­стили почти все эле­менты защит­ного сна­ря­же­ния и аппа­ра­тов пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций и сде­лали их неузна­ва­е­мыми для нас и понят­ными для чита­те­лей кодек­сов сво­его вре­мени. Однако прин­цип сле­до­ва­ния древним кано­нам при изоб­ра­же­нии того или иного боже­ства, соблю­дав­шийся в доис­пан­ских куль­ту­рах испа­но­языч­ной Аме­рики, не поз­во­лял менять абрис основ­ных атри­бу­тов его боже­ствен­но­сти. В резуль­тате пря­мая лопасть боль­шого винта оста­лась узна­ва­е­мой, поскольку не нашлось такого пред­мета в мире индей­цев, кото­рый мог бы ее заме­стить. Созда­те­лям идео­граммы образа Шипе-Тотека в Бур­бон­ском кодексе потре­бо­ва­лось осо­бенно много слов-глифов для того, чтобы соста­вить харак­те­ри­стику лопа­сти как носи­теля сил и воз­мож­но­стей божества.

Лопасть вхо­дит в состав слож­ной кон­струк­ции, кото­рую Шипе-Тотек носит сзади. В обла­сти затылка к его фигуре при­креп­лен вее­ро­об­раз­ный плю­маж. Он собран из крас­ных перьев кечолли и неф­ри­то­вых перьев кецаля, как и тла­ке­чоль­цонтли (tlauhquecholtzontli) – один из глав­ных голов­ных убо­ров Шипе-Тотека наряду с йопи­цонтли. Именно тла­ке­чоль­цонтли он носит на дан­ной мини­а­тюре. От плю­мажа вниз отхо­дит тра­пе­ци­е­вид­ный эле­мент, кото­рый и заме­щает лопасть. В спин­ную кон­струк­цию также вклю­чены две длин­ные и широ­кие ленты в форме ласточ­ки­ного хво­ста – глифа рас­ще­лины, т.е. пор­тала в поту­сто­рон­ний мир. Они рас­по­ло­жены по бокам пер­со­нажа и также ассо­ци­и­ру­ются с пря­мыми лопа­стями боль­шого винта.

Пик­то­гра­фи­че­ский текст Бур­бон­ского кодекса не так сло­жен для про­чте­ния, как, напри­мер, текст Кодекса Бор­джиа. Поэтому можно попы­таться про­честь, что гово­рится в нем о Шипе-Тотеке, и попро­бо­вать понять, како­выми были его силы и функ­ции с пози­ции жре­цов – созда­те­лей кодекса.

На мини­а­тюре пере­чис­лен­ные атри­буты Шипе-Тотека раз­де­лены на три группы, кото­рые рас­по­ла­га­ются на трех уровнях.

image049Пер­вый уро­вень – это голова боже­ства. На нее надет круг­лый шлем. Он состав­лен из: 1)  налоб­ной повязки крас­ного цвета с малень­ким жел­тым сим­во­лом винта в цен­тре; 2) крас­ного диска с кон­цен­три­че­скими окруж­но­стями, к кото­рому при­креп­лена красно-желтая лента в форме ласточ­ки­ного хво­ста; 3) круг­лых крас­ных оре­хер с красно-белой лен­той в форме ласточ­ки­ного хво­ста; 4) вее­ро­об­раз­ного навер­шия из крас­ных перьев кечолли. Перья кечолли выстро­ены в форме захо­дя­щего солнца, напо­ло­вину погру­зив­ше­гося в воды оке­ана. Их сим­во­ли­зи­рует плю­маж из перьев кецаля неф­ри­то­вого цвета. Сле­до­ва­тельно, пер­вый уро­вень – это уро­вень Закат­ного Солнца.

Вто­рой уро­вень – это заты­лок боже­ства. К нему при­креп­лен плю­маж из тех же перьев кечолли и кецаля. К ним добав­лены белые перья и фла­жок с тек­пат­лем – сим­волы жерт­во­при­но­ше­ния, а также две ленты в форме ласточ­ки­ного хво­ста. Солнце здесь отсут­ствует, а зна­чит, вто­рой уро­вень – это уро­вень суме­реч­ного неба.

Тре­тий уро­вень – это спина и ноги боже­ства. На нем рас­по­ло­жен тра­пе­ци­е­вид­ный эле­мент (лопасть винта), кото­рый окра­шен в крас­ный цвет, покрыт мел­кой чер­ной сет­кой, поверх кото­рой раз­ме­щено пять гли­фов белой рако­вины – сим­вола вод Под­зем­ного мира. Снизу он огра­ни­чен белой жерт­вен­ной верев­кой, к кото­рой при­креп­лены четыре ленты в форме ласточ­ки­ного хво­ста. На тре­тьем уровне нахо­дятся также две самые длин­ные и широ­кие ленты в форме ласточ­ки­ного хво­ста. Но только одна из них состав­ляет ком­по­зи­цию с тра­пе­ци­е­вид­ным эле­мен­том. Если при­ба­вить ее к дру­гим четы­рем лен­там, то полу­чится число пять, рав­ное числу раку­шек. Поэтому можно пред­по­ло­жить, что тре­тий уро­вень идео­граммы пред­став­ляет пять уров­ней Под­зем­ного мира из девяти, в кото­рые дол­жен про­ни­кать Шипе-Тотек.

image051image045О спо­соб­но­сти Шипе-Тотека путе­ше­ство­вать по мирам ацтек­ского кос­моса гово­рит также огром­ная под­веска ана­у­атль, на кото­рой завя­зан крас­ный бант с кон­цами в виде ласточ­ки­ного хво­ста (на фото слева). Она рас­по­ло­жена у Шипе-Тотека в зоне пупка. Напомню, что рядом с его голо­вой поме­щена жаровня-корабль (на фото справа) с шап­кой йопи­цонтли, кото­рая вопло­щает дви­жи­тель аппа­рата богов во плоти. Над ней нари­со­ваны глифы горе­ния. А зна­чит, в жаровне уже раз­ве­ден огонь, йопи­цонтли и посох Шипе-Тотека горят, т.е. корабль уже нахо­дится в пути.

image053Таким обра­зом, опи­сан­ная идео­грамма гово­рит о спо­соб­но­сти и функ­ци­о­наль­ной обя­зан­но­сти Шипе-Тотека пере­ме­щаться по ацтек­скому кос­мосу от уровня Закат­ного Солнца вниз до пятого уровня Под­зем­ного мира. Эта идея вполне согла­су­ется с той, кото­рая выра­жена тема­ла­кат­лем (сим­во­лом Ана­у­атля) как атри­бу­том образа Шипе-Тотека на трех рисун­ках из тру­дов Бер­нар­дино де Саа­гуна. (Подроб­нее см.: «1.3. Тема­ла­катль и веревка как атри­буты образа Шипе-Тотека».) На мини­а­тюре из Бур­бон­ского кодекса тема­ла­катль пред­став­лен как круг­лый щит (на фото справа), что согла­су­ется с при­да­нием Шипе-Тотеку функ­ции бога войны в эпоху ацтеков.

image055image057Фигуру Шипе-Тотека окру­жают сим­волы жерт­во­при­но­ше­ний – пер­на­тый змей, загла­ты­ва­ю­щий чело­века, куа­у­ши­калли с серд­цами и жерт­вен­ной кро­вью (на фото слева), при­не­сен­ные в жертву пере­пелки. Нема­ло­важно, что на этой мини­а­тюре изоб­ра­жен глиф Науи Оллин, или, в пере­воде, 4 Дви­же­ние (на фото справа), кото­рый озна­чает Пятое Солнце – мир (эпоху) в кото­ром жили ацтеки. Он свя­зан тон­кой линией с фигу­рой боже­ства. А зна­чит, Шипе-Тотек высту­пает на дан­ной мини­а­тюре как хра­ни­тель Пятого Солнца. Он помо­гает све­тилу пройти путь от уровня заката до пятого уровня Под­зем­ного мира и обратно. Он сопро­вож­дает его и кор­мит кро­вью и жиз­нью муж­чин. Шипе-Тотек сам при­нес их в жертву на войне и на жерт­вен­ном камне, а теперь выпол­няет свою обя­зан­ность посред­ника между людьми и богами.image059

Един­ствен­ное, что на мини­а­тюре, пред­став­ля­ю­щей Шипе-Тотека, изоб­ра­жено в своем нату­раль­ном виде, – это чело­ве­че­ская кожа, кото­рую он носит. В то же время на скульп­ту­рах из Монте-Альбана и Миш­теки она не пока­зана. Между тем чело­ве­че­ская кожа стала глав­ным опо­зна­ва­тель­ным атри­бу­том Шипе-Тотека в ацтек­скую эпоху. Поэтому вер­немся к ста­туе Шипе-Тотека из Тла­те­лолько, выпол­нен­ной в «фото­гра­фи­че­ском» стиле, чтобы с помо­щью нее узнать тайну вто­рой кожи Шипе-Тотека.

image013image015image017



[1] González González C.J. Xipe Tótec, el portador de la guerra y el maíz // Xipe Tótec y la regeneración de la vida. México, 2016 (https://lugares.inah.gob.mx/images/exposiciones/catalogos/catalogo_1612.pdf).

[2] González González C.J. Opus cit.

[3] González González C.J. Opus cit.

[5] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=107907&viewType=detailView

[6] González González C.J. Opus cit.

[7] González González C.J. Opus cit.

[15] González González C.J. Opus cit.

[17] González González C.J. Opus cit.

[18] González González C.J. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>