1.2.5. Статистика и основной способ жертвоприношений

КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
, продолжение

 image0011.2.5. Ста­ти­стика и основ­ной спо­соб жертвоприношений

image037Фото 1[1]. Свя­ти­лища Тла­лока (слева) и Уици­ло­по­чтли (справа) на вер­шине глав­ной пира­миды цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана и Вели­кое цом­пантли (справа). Лист 232v, фраг­мент. Исто­рия Страны бла­го­ден­ствия Новой Испа­нии и ост­ро­вов мате­рика (Historia de las Indias de Nueva España y Islas de Tierra Firme), или Кодекс Дюрана. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: монах-доминиканец Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587 гг.). Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

«По неко­то­рым дан­ным, еже­годно ацтеки при­но­сили в жертву от 10 до 50 тысяч чело­век, в основ­ном это были воен­но­плен­ные, но среди жертв встре­ча­лись и рабы, и дети, кото­рых поку­пали в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти, – отме­чает Уорвик Брэй. – Каж­дый город или деревня про­во­дили соб­ствен­ные цере­мо­нии. Во время празд­неств в четыр­на­дца­тый месяц года, писал Мото­ли­ниа, «они при­несли в жертву, в зави­си­мо­сти от вели­чины посе­ле­ния, 20, 40 или даже 50 или 60 чело­век. В Мехико было умерщ­влено более 100 чело­век»». Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние имел спо­соб жерт­во­при­но­ше­ния с извле­че­нием сердца у живого чело­века с после­ду­ю­щим отсе­че­нием его головы. Головы жертв наса­жи­ва­лись на раз­ме­щен­ные рядами дере­вян­ные решетки цом­пантли. «Андрес де Тапиа (слу­жив­ший под нача­лом Кор­теса), – пишет У. Брэй, – под­счи­тал коли­че­ство чере­пов на решет­ках, сто­яв­ших рядом с Вели­ким Хра­мом Тено­чтит­лана: «Автор и некий Гон­сало де Умбриа под­счи­тали коли­че­ство чере­пов в ряду и, про­из­ведя неслож­ные под­счеты, обна­ру­жили, что всего там было 136 тысяч голов, не счи­тая тех, что были сло­жены в башни». Башни, кото­рые упо­ми­нает де Тапиа, были соору­жены из чере­пов, скреп­лен­ных извест­ко­вым рас­тво­ром»[2]. (Подроб­нее о цом­пантли и в том числе о Вели­ком цом­пантли хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана, кото­рое опи­сы­вает Андрес де Тапиа, читайте в мате­ри­але «Цом­пантли».)

Жерт­во­при­но­ше­ния с извле­че­нием сердца совер­ша­лись 1) на теч­катле, кото­рый был уста­нов­лен на плос­кой вер­шине пира­миды храма, и 2) на тема­ла­катле, кото­рый раз­ме­щался у под­но­жия пирамиды.

 image0571.2.5.1. Жерт­во­при­но­ше­ния на теч­катле

image003Фото 2. Модель храма с теч­кат­лем перед вхо­дом в свя­ти­лище. Инвен­тар­ный № 1994.35.47. Высота: 11,7 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: ацтек­ская. Дата: XVXVI вв. Гео­гра­фия: Мек­сика, Гер­реро(?), район реки Баль­сас. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[3]

Жерт­во­при­но­ше­ния про­хо­дили в храме (фото 2), кото­рый пред­став­лял собой усе­чен­ную сту­пен­ча­тую пира­миду. На ее плос­кой вер­шине рас­по­ла­га­лось свя­ти­лище – пря­мо­уголь­ное стро­е­ние, к кото­рому вела лест­ница без перил. В нем нахо­ди­лась ста­туя боже­ства. Перед вхо­дом в свя­ти­лище раз­ме­щался камен­ный блок в форме пря­мо­уголь­ной плиты, ино­гда скруг­лен­ной сверху, – жерт­вен­ный камень (теч­катль), кото­рый назы­вают алта­рем. На нем жрец-сакрификатор извле­кал сердце жертвы, вскры­вая тек­пат­лем груд­ную клетку. Затем тело уби­того сбра­сы­вали вниз, к под­но­жию пирамиды.

image003Фото 3. Цере­мо­ни­аль­ное при­но­ше­ние из тек­пат­лей. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мек­сика[4]

На основе своих иссле­до­ва­ний архео­лог и физи­че­ский антро­по­лог Симена Чавес из Наци­о­наль­ного инсти­тута антро­по­ло­гии и исто­рии Мек­сики при­шла к выводу о том, что доступ к сердцу жертвы жрец полу­чал через брюш­ную полость, исполь­зуя неболь­шой обси­ди­а­но­вый нож. (Подроб­нее см.: «Чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния с пози­ции физи­че­ской антро­по­ло­гии: Извле­че­ние сердца».) Однако ее суж­де­ние про­ти­во­ре­чит сви­де­тель­ствам пост­кон­кист­ских доку­мен­тов, на кото­рых осно­ваны работы совре­мен­ных уче­ных. Так, Уорвик Брэй пишет:

«Обычно в жертву при­но­си­лись све­жие сердца и чело­ве­че­ская кровь, кото­рой жрецы окроп­ляли изва­я­ния богов. Пред­на­зна­чен­ного к жертве клали на спину на низ­кий камен­ный блок, и каж­дый из четы­рех жре­цов брал его за ногу или за руку. Пятый жрец дер­жал голову, в то время как шестой с помо­щью крем­не­вого или обси­ди­а­но­вого ножа косым уда­ром вскры­вал груд­ную клетку, при этом над­рез про­хо­дил через ребра и гру­дину. Извле­чен­ное из груди сердце под­ни­ма­лось к Солнцу, затем его клали в дере­вян­ный или камен­ный сосуд, назы­ва­е­мый «орли­ным блюдом».

image005Фото 4. Пять из 31 обси­ди­а­но­вого ножа, кото­рые исполь­зо­ва­лись во время чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний. Воз­раст ножей: около 2000 лет. Обна­ру­жены мек­си­кан­скими уче­ными при рас­коп­ках древ­него города Кан­тона[5] (период рас­цвета 600 – 1000 гг. н.э.), нахо­дя­ще­гося в штате Пуэбла на гра­нице со шта­том Вера­крус в Мек­сике. Куль­тура: Ольмека-Шикаланка

Вся опе­ра­ция зани­мала несколько минут. Ино­гда жертва теряла созна­ние или ее при­хо­ди­лось силой тащить к алтарю, но боль­шин­ство плен­ни­ков шли на смерть доб­ро­вольно, под­дер­жи­ва­е­мые созна­нием того, что они отпра­вятся пря­ми­ком в Рай Солнца»[6]. (Раз­вер­ну­тая вер­сия цере­мо­нии изло­жена в мате­ри­але «Жерт­во­при­но­ше­ние плен­ных на коро­на­ции Мон­те­сумы II».)

image009Фото 5. Куа­у­ши­калли. Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № IV Ca 1. Раз­меры: 14,3×23,8×23,8 см. Вес: 9,1 кг. Мате­риал: ауги­то­вый пор­фир. Куль­тура ацте­ков. Пост­клас­си­че­ский период. Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин, Гер­ма­ния[7]

Оче­видно, что свой рас­сказ о жерт­во­при­но­ше­нии Уорвик Брэй построил на текстах из труда испан­ского исто­рика, фран­цис­кан­ского монаха Бер­нар­дино де Саа­гуна «Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испа­нии». Вот как Саа­гун опи­сы­вает жерт­во­при­но­ше­ние плен­ных вои­нов после гла­ди­а­тор­ских боев на празд­нике пер­вого месяца кален­даря, кото­рый назы­вался Атлькауало:

«…Они отвели их на место жерт­во­при­но­ше­ния, где их бро­сили на спину на камень квад­рат­ной формы высо­той три или четыре пяди (пядь = 21 см – Ф.Ó.) и шири­ной в пол­торы пяди, кото­рый они назвали теч­кат­лем, двое взяли их за ноги и дру­гие двое – за руки, а дру­гой – за голову, а дру­гой с крем­не­вым ножом уда­ром погру­зил его в грудь, и через то отвер­стие он про­су­нул руку и вырвал его сердце, кото­рое затем посвя­тил солнцу и дру­гим богам, ука­зы­вая им на четыре части света; когда это было совер­шено, тело они бро­сили вниз по лест­нице, и оно кати­лось и уда­ря­лось, пока не дости­гало низа…»[8].

В труде Бер­нар­дино де Саа­гуна такое жерт­во­при­но­ше­ние про­ил­лю­стри­ро­вано рисун­ком весьма посред­ствен­ного евро­пей­ского худож­ника (фото 6), кото­рый явно не имел пред­став­ле­ния о том, что он дол­жен нари­со­вать. Ведь чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния по неиз­вест­ным при­чи­нам не нашли сво­его отра­же­ния в искус­стве ацте­ков, а после кон­ки­сты они пре­кра­ти­лись. Худож­ник изоб­ра­зил белых людей, оде­тых в нечто, напо­ми­на­ю­щее про­стыню, кото­рые как бы парят в про­стран­стве вме­сте с лестницей.

image019Фото 6[9]. Чело­ве­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние с извле­че­нием сердца. Лист 120v, фраг­мент. При­ло­же­ние к книге II. Все­об­щая исто­рия вещей Новой Испа­нии (Historia General de las Cosas de Nueva España), или Фло­рен­тий­ский кодекс. Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун (Bernardino de Sahagún, 1499 – 1590). Время созда­ния: 1575 – 1577 гг. Биб­лио­тека Медичи Лау­рен­ци­ана, Фло­рен­ция, Италия

Гораздо более при­бли­жен к исто­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти рису­нок из Кодекса Малья­бекки (фото 7). Эта и дру­гие мини­а­тюры кодекса, явля­ются копи­ями рисун­ков неиз­вест­ного индей­ского автора, кото­рые он создал пред­по­ло­жи­тельно в 1540 г.[10], т.е. спу­стя менее 20 лет после кон­ки­сты. Сле­до­ва­тельно, худож­ник мог застать доис­пан­ские вре­мена и видеть цере­мо­нию сво­ими гла­зами. Соот­вет­ственно он вполне пони­мал ее смысл. Мини­а­тюра пра­вильно пока­зы­вает место дей­ствия и внеш­ний вид его участ­ни­ков. Вме­сте с тем она изоб­ра­жает не кон­крет­ную цере­мо­нию, а обоб­щен­ное пред­став­ле­ние о ней, сво­его рода идео­грамму жертвоприношения.

image009Фото 7[11]. Чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. Лист 70r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип объ­екта: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Фак­си­миль­ное изда­ние Жозефа-Флоримона гер­цога де Луба (Joseph Florimond, duc de Loubat, 1837 – 1921), 1904 г., Париж. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Италия

На мини­а­тюре жерт­во­при­но­ше­ние про­хо­дит в при­сут­ствии муж­чин и жен­щин, кото­рые одеты и при­че­саны в соот­вет­ствии с ацтек­ской тра­ди­цией. Оно совер­ша­ется на теч­катле, кото­рый рас­по­ло­жен на вер­шине пира­миды храма перед «башен­кой» свя­ти­лища боже­ства. К ней при­креп­лено знамя жерт­во­при­но­ше­ния, по всей види­мо­сти, сим­во­ли­зи­ру­ю­щее пер­на­того змея. Группа жерт­во­при­но­си­те­лей, в кото­рую обычно вхо­дило пять или шесть чело­век, на рисунке пред­став­лена двумя стар­шими жре­цами в белых одеж­дах. Тела их, как было заве­дено, покрыты чер­ной крас­кой. У под­но­жия пира­миды лежит чело­век, кото­рый уже был при­не­сен в жертву и сбро­шен вниз.

Для нашего пони­ма­ния осо­бенно важно, что худож­ник на мини­а­тюре выра­зил задачу жерт­во­при­но­ше­ния. Он пока­зал, как вырван­ное сердце, изоб­ра­жен­ное по кано­нам ацтек­ских кодек­сов, летит вме­сте с пото­ками крови к Солнцу, чтобы вос­со­еди­ниться с ним.

image015Фото 7а[12]. Жерт­во­при­но­ше­ние на теч­катле. Лист 238r, фраг­мент. Кодекс Дюрана

Подроб­ное сло­вес­ное опи­са­ние жерт­во­при­но­ше­ния такого типа при­во­дит доми­ни­кан­ский монах Диего Дюран (1538 – 1588). В своем труде «Риту­алы и празд­ники древ­них меши­ков» он рас­ска­зы­вает сле­ду­ю­щее. На вер­шине пира­миды язы­че­ского храма в ожи­да­нии жертв сто­яли 6 жре­цов в длин­ных накид­ках, их лица были выма­заны сажей, а волосы под­вя­заны кожа­ными лен­тами, один из них дер­жал дере­вян­ное ярмо, выре­зан­ное в виде змеи. «Они по оче­реди хва­тали жертвы, один жрец за одну ногу, дру­гой – за дру­гую, еще двое за руки, потом жертву опро­ки­ды­вали спи­ной на жерт­вен­ный камень, где на нее набра­сы­вался пятый и закреп­лял ярмо на шее. Глав­ный жрец раз­ре­зал грудь жертве и с пора­зи­тель­ной про­вор­но­стью выни­мал сердце; теп­лое дымя­ще­еся сердце под­ни­мали к солнцу, и этот пар пред­на­зна­чался ему в дар, затем жрец пово­ра­чи­вался к идолу и при­кла­ды­вал сердце к его лицу [кормя его]. После того, как сердце было вынуто, тело жертвы ски­ды­вали с пира­миды по сту­пе­ням»[13]. Однако при­ве­ден­ная в Кодексе Дюрана иллю­стра­ция (фото 7а), кото­рая была выпол­нена евро­пей­ским худож­ни­ком, не вполне соот­вет­ствует дан­ному тексту.

«Нет ника­ких сомне­ний, – писала извест­ная аме­ри­кан­ская иссле­до­ва­тель­ница, архео­лог и антро­по­лог Зелия Нат­толл (Zelia Nuttall), – что рисунки в руко­писи Малья­бекки сде­ланы мек­си­кан­цем, чью работу харак­те­ри­зуют исклю­чи­тельно ясное испол­не­ние очер­та­ний и дета­лей и без­упреч­ное зна­ние услов­но­стей тузем­ного искус­ства»[14]. С такой оцен­кой нельзя не согла­ситься. Но при этом стоит заме­тить следующее.

При вни­ма­тель­ном изу­че­нии мини­а­тюры, дан­ной на фото 7, ста­но­вится оче­видно, что она была сде­лана спе­ци­ально для ком­мен­ти­ро­ван­ной вер­сии доку­мента с тем, чтобы дать испан­цам пред­став­ле­ние о том, как про­ис­хо­дил акт жерт­во­при­но­ше­ния. Воз­можно, мини­а­тюра явля­ется пло­дом сотруд­ни­че­ства индей­ского мастера и худож­ника евро­пей­ской школы, вли­я­ние кото­рой здесь весьма ощу­тимо. О нем гово­рит, напри­мер, исполь­зо­ва­ние пер­спек­тивы и све­то­те­ней для созда­ния иллю­зии объ­ема у пира­миды, тогда как на индей­ских мини­а­тю­рах объем у пред­ме­тов обычно отсут­ствует. Пира­миды и дру­гие архи­тек­тур­ные объ­екты на них нари­со­ваны исклю­чи­тельно фрон­тально, а люди и живот­ные – в про­филь. В то же время на мини­а­тюре из Кодекса Малья­бекки тела муж­чин, при­не­сен­ных в жертву, пока­заны вполне по-европейски – в сво­бод­ных позах и доста­точно реа­ли­стично. Кроме того, в ком­по­зи­цию мини­а­тюры вве­дены зри­тели, кото­рые не несут ника­кой сим­во­ли­че­ской нагрузки.

image011Фото 8[15]. Стра­ница 42 «Путе­ше­ствие Венеры по под­зем­ному миру. Время неви­ди­мо­сти пла­неты Венера после того, как она была утрен­ней звез­дой 12 дней»[16]. Кодекс Бор­джиа (Codex Borgia). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Мате­риал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см. Длина кодекса: 11 м. Язык: нау­атль. Время созда­ния: неиз­вестно, пред­по­ло­жи­тельно до кон­ки­сты. Место созда­ния: штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Между тем изоб­ра­же­ния в доис­пан­ских кодек­сах, создан­ных жре­цами и пред­на­зна­чен­ных для жре­цов (в свя­щен­ных кален­да­рях и гада­тель­ных кни­гах – тона­ла­мат­лях), не явля­ются сюжет­ными кар­ти­нами в нашем пони­ма­нии. Они пред­став­ляют собой тек­сты, напи­сан­ные рисо­ван­ными сим­во­лами, как эле­мен­тар­ными – словами-понятиями, предложениями-понятиями, так и состав­лен­ными из этих поня­тий абза­цами (слож­ными выска­зы­ва­ни­ями). Поэтому к изоб­ра­же­нию акта чело­ве­че­ского жерт­во­при­но­ше­ния на жерт­вен­ном камне в пик­то­гра­фи­че­ских руко­пи­сях нужно отно­ситься, прежде всего, как к тек­сту. Впро­чем, такие изоб­ра­же­ния прак­ти­че­ски не встре­ча­ются в доис­пан­ских доку­мен­тах, за исклю­че­нием Кодекса Бор­джиа. В нем на стра­нице 42 (фото 8), содер­жа­щей очень про­стран­ный пик­то­гра­фи­че­ский текст мифо­ло­ги­че­ского харак­тера, пока­зано жерт­во­при­но­ше­ние Кецаль­ко­атля на теч­катле, кото­рый уста­нов­лен на невы­со­кой плат­форме с двумя лест­ни­цами, в ее цен­тре – непо­сред­ственно над зна­ком чаль­чи­уитль (дра­го­цен­ность) крас­ного цвет.

image013Фото 9[17]. Стра­ница 42. Фраг­мент «При­не­се­ние в жертву Кецаль­ко­атля цвета кости» (по Э.-Г. Зейлеру)

Белая с крас­ными вкрап­ле­ни­ями рас­краска тела Кецаль­ко­атля гово­рит о том, что в жертву он при­но­сит не только кровь, но и жизнь. (Белый – цвет смер­тель­ного жерт­во­при­но­ше­ния, крас­ный – цвет крови.) Согласно постра­нич­ным ком­мен­та­риям к кодексу немец­кого этно­и­сто­рика и антро­по­лога Эдуарда-Георга Зей­лера (Eduard Georg Seler, 1849 – 1922), жерт­во­при­но­ше­ние совер­шает также Кецаль­ко­атль. Это, видимо, гово­рит о само­по­жерт­во­ва­нии бога. Пре­об­ла­да­ю­щим цве­том вто­рого Кецаль­ко­атля явля­ется чер­ный. Левой рукой с помо­щью тек­патля он вскрыл грудь сво­его двой­ника, а пра­вой – вырвал из нее сердце и теперь дер­жит его на ладони, под­няв вверх. Из раны жертвы исхо­дят три потока крови, кото­рые изоб­ра­жены с помо­щью идео­граммы чаль­чи­уатль («дра­го­цен­ная вода»). Один поток дви­жется вверх вме­сте с вырван­ным серд­цем. Вто­рой поток падает к ногам чер­ного Кецаль­ко­атля. Его струи закан­чи­ва­ются зна­ком цветка шочитль, кото­рый, по всей веро­ят­но­сти, здесь явля­ется сим­во­лом цве­точ­ной (бла­жен­ной) смерти. Тре­тий поток крови льется прямо в рот ухо­дя­щего Чер­ного Тес­кат­ли­поки, кото­рый дер­жит в пра­вой руке щит с дро­ти­ками (сим­вол войны), а в левой – копьеметалку.

image019Фото 10. Этап II стро­и­тель­ства Вели­кого храма Тено­чтит­лана (между 1376 – 1427 гг.): свя­ти­лища Уици­ло­по­чтли (справа) и Тла­лока (слева) с жерт­вен­ными алта­рями в виде теч­катля и фигуры Чак-Мооля перед ними соот­вет­ственно[18]

Боль­шин­ство ацтек­ских хра­мов было раз­ру­шено кон­ки­ста­до­рами. Поэтому их теч­катли, кото­рые имели про­стую форму и не пред­став­ляли инте­реса для соби­ра­те­лей древ­но­стей, до нас не дошли. Вели­кий храм ацтек­ской сто­лицы Тено­чтит­лана также под­вергся раз­ру­ше­нию. Но бла­го­даря тому, что храм несколько раз над­стра­и­вался (обнов­лялся), при­об­ре­тая кон­струк­цию мат­решки, частично сохра­ни­лись его ран­ние вари­анты. Такая прак­тика обнов­ле­ния осно­вы­ва­ется на пред­став­ле­нии о том, что изна­чально Вели­кий храм был построен в месте, где схо­дятся четыре кар­ди­наль­ные точки и три вер­ти­каль­ных уровня кос­моса: небо, поверх­ность земли и под­зем­ный мир. Поэтому его место­по­ло­же­ние нельзя менять и он дол­жен пере­стра­и­ваться все­гда в одном и том же месте. В резуль­тате мы можем видеть, каким был храм на этапе II сво­его стро­и­тель­ства – между 1376 – 1427 гг. (фото 10). Соору­же­ния этого этапа явля­ются самыми древними из тех, кото­рые были рас­ко­паны до насто­я­щего вре­мени[19].

image021
Фото 11[20]. Ста­туя Чак-Мооля перед свя­ти­ли­щем Тлалока

На север­ной сто­роне пира­миды, посвя­щен­ной Тла­локу, уста­нов­лена скульп­тура, кото­рая все еще сохра­няет остатки кра­сок. Она пред­став­ляет собой Чак-Мооля – боже­ствен­ного послан­ника, посред­ника между богами и людьми (фото 11). За ней нахо­дятся стены храма, кото­рые также сохра­няют остатки кра­соч­ного слоя (см. фото 10). На южной сто­роне, посвя­щен­ной Уици­ло­по­чтли, раз­ме­ща­ется теч­катль[21] (фото 12). В отли­чие от теч­кат­лей, пред­став­лен­ных на кера­ми­че­ской модели храма XVXVI вв. (см. фото 2) и на мини­а­тю­рах кодек­сов конца XV – начала XVI в. (см. фото 7, 7а и 9), дан­ный теч­катль имеет не скруг­лен­ный, а пря­мо­уголь­ный верх. Это сви­де­тель­ствует о том, что форма теч­катля со вре­ме­нем поме­ня­лась. Его моди­фи­ка­ция была обу­слов­лена изме­не­нием спо­соба выры­ва­ния сердца. (Подроб­нее см.: «Чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния с пози­ции физи­че­ской антро­по­ло­гии: Извле­че­ние сердца».)

image023Фото 12[22]. Теч­катль перед свя­ти­ли­щем Уици­ло­по­чтли. Высота назем­ной части 40 см[23]

Мек­си­кан­ские уче­ные пред­по­ла­гают, что скульп­тура Чак-Мооля сто­яла перед свя­ти­ли­щем Тла­лока и в период прав­ле­ния послед­него доис­пан­ского импе­ра­тора Мон­те­сумы II. Между тем Бер­нар­дино де Саа­гун, опи­сы­вая ком­плекс соору­же­ний цере­мо­ни­аль­ного цен­тра Тено­чтит­лана вре­мен Мон­те­сумы II, отме­чает, что перед обо­ими свя­ти­ли­щами Вели­кого храма «нахо­дился округ­лый камень, похо­жий на плаху, назы­ва­е­мый теч­кат­лем, где они уби­вали тех, кого жерт­во­вали в честь того бога; и от камня до низу был ручеек крови уби­тых на нем, и так было во всех дру­гих баш­нях (пира­ми­дах хра­мов – Ф.Ó.[24]. Этот пас­саж из труда Саа­гуна также сви­де­тель­ствует о том, что теч­катль эпохи Мон­те­сумы II имел скруг­лен­ный верх.

Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок Вели­кого храма, пред­став­лен­ный на фото 13, пока­зы­вает, как он обнов­лялся и как выгля­дел на послед­нем этапе сво­его суще­ство­ва­ния. Уче­ные уста­но­вили, что храм так же, как дру­гие соору­же­ния цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана и его скульп­тура, был рас­кра­шен яркими красками.

image025Фото 13. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок Вели­кого храма Теночтитлана

Рос­пись реплики моно­лита с изоб­ра­же­нием рас­чле­нен­ной сестры Уици­ло­по­чтли – Кой­оль­ша­уки (Coyolxauhqui – «Та, чьи щеки укра­шены коло­коль­чи­ками»), дан­ная на фото 14, была вос­ста­нов­лена по остат­кам кра­соч­ного слоя, сохра­нив­ше­гося на ори­ги­нале. Моно­лит диа­мет­ром 3,25 м и весом почти 8 т нахо­дился у под­но­жия лест­ницы, веду­щей к свя­ти­лищу Уици­ло­по­чтли[25]. По дан­ным Мишеля Гро­лиша, на него сбра­сы­вали тела людей, у кото­рых выры­вали сердца на вер­шине пира­миды, посвя­щая их Уици­ло­по­чтли – Богу войны и Солнца. На моно­лите Кой­оль­ша­уки людям отсе­кали голову и рас­чле­няли их, посвя­щая этот акт жерт­во­при­но­ше­ния Земле. (Подроб­нее см.: «Жерт­во­при­но­ше­ние плен­ных на коро­на­ции Мон­те­сумы II».)

image027Фото 14[26]. Реплика моно­лита Кой­оль­ша­уки, на кото­рой выпол­нено вос­ста­нов­ле­ние цвета. Музей Вели­кого храма

Моно­лит диа­мет­ром 3,25 м и весом почти 8 т отно­сится к этапу IVb стро­и­тель­ства Вели­кого храма, кото­рый соот­вет­ствует прав­ле­нию импе­ра­тора Ашай­я­катля (1469 – 1481)[27].

image013image015image017



[2] Брэй У. Ацтеки. Быт, рели­гия, куль­тура. М.: Центр­по­ли­граф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).

[3] Брэй У. Указ. соч.

[4] https://www.metmuseum.org/art/collection/search/316872?sortBy=Relevance&ft=Aztec&offset=80&rpp=20&pos=86

[6] Forscher finden Beweise für Menschenopfer // Spiegel-Online, 2012 (http://www.spiegel.de/wissenschaft/mensch/menschenopfer-in-mexiko-forscher-finden-beweise-an-steinmessern-a-831229.html).

[7] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=61869&viewType=detailView

[8] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Libro Segundo, capítulo XX // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/118/mode/2up).

[10] Пре­ди­сло­вие // Кодекс Малья­бекки / Под ред. В.Н. Талаха и С.А. Куп­ри­енко. Пер. с исп. В.Н. Талаха. Киев, 2013 (https://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=8Q0DFMQYchUC#v=onepage&q&f=false).

[13] Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Прав­ди­вая исто­рия заво­е­ва­ния Новой Испа­нии / Пере­вод Д.Н. Его­рова и А.Р. Заха­рьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/primtext1.phtml).

[16] Ком­мен­та­рии к кодексу Бор­джиа Э.-Г. Зей­лера / Пере­вод Д.В. Ива­нова. 2014 (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia6.shtml).

[17] https://digi.vatlib.it/view/MSS_Borg.mess.1/0044

[20] https://www.flickr.com/photos/profzucker/17088801326/in/album-72157650944858128/

[21] Templo Mayor. Etapas constructivas (http://www.templomayor.inah.gob.mx/images/home/tripticos/zona_arqueologica.pdf).

[22] https://www.flickr.com/photos/profzucker/17114761675

[23] Revelan hipótesis de Piedra de Sacrificios // Boletín. 25 de Febrero de 2013 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/3446-revelan-hipotesis-de-piedra-de-sacrificios).

[24] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Apéndice del Segundo Libro // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/218/mode/2up).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>