1.2.4.2. Свидетельства «рисунков лет» Кодекса Теллериано-Ременсис, окончание

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков
, продолжение

Цар­ство­ва­ние Мон­те­сумы II (1502 – 1520), окон­ча­ние

image001

image007Фото 12[1]. 1507 г.: «…В Уиша­чте­пеке в храме празд­ник Нового огня. Затме­ние Солнца. В Теку­те­пеке зем­ле­тря­се­ние. Затме­ние Солнца. В реке Тосак пото­нули воины, 2000». 1508 г.: «…В под­чи­нен­ном селе­нии умер пра­ви­тель Тесо­со­мок». 1509 г.: «…Война в Соль­те­пеке. Сия­ние в ноч­ном небе, назы­ва­е­мое мешпа­нистли». «В этом году вос­стало селе­ние Сосола [Çoçola], кото­рое нахо­дится в шести лигах от Оашаки, про­тив меши­ков, кото­рые опра­ви­лись про­тив него и не оста­вили живой души, как гово­рят ста­рики, кото­рые там нахо­ди­лись». Лист 42r, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис

В месяце Пан­ке­ца­листли 2-го года Трост­ника (декабрь 1507 г.) состо­ялся празд­ник Свя­зы­ва­ния годов (фото 12). Поскольку этот празд­ник дол­жен был отме­чаться после ряда голод­ных лет и открыть новую эру, а также был очень суще­ствен­ным эле­мен­том реформ, импе­ра­тор сле­дил за тем, чтобы он полу­чился осо­бенно гран­ди­оз­ным. Ночью был зажжен Новый огонь.

На сле­ду­ю­щий день в Вели­ком храме Тено­чтит­лана, на пира­миде Уици­ло­по­чтли, начи­на­ется жерт­во­при­но­ше­ние несколь­ких тысяч плен­ных, захва­чен­ных в оахак­ских сра­же­ниях. Мон­те­сума и тла­то­ани Тес­коко Неса­у­аль­пилли лично при­но­сят в жертву по два­дцать плен­ных. «Насту­пил месяц Пан­ке­ца­листли, – сооб­щает Мишель Гро­лиш, – а вме­сте с ним – годов­щина рож­де­ния Уици­ло­по­чтли и победы на Коате­пеке. Кроме того, это 2-й год Трост­ника, год рож­де­ния и смерти бога. Обре­чен­ные, кото­рые гусь­ком взби­ра­ются на пира­миду, пред­став­ляют его братьев-врагов, четы­ре­ста уиц­науа. У них выры­вают сердце и отсе­кают голову. Потом их тела сбра­сы­ва­ются с пира­миды на боль­шой круг­лый камень, где жертвы раз­ре­за­ются на части и уно­сятся род­ствен­ни­ками тех, кто их захва­тил в плен»[2]. (Подроб­нее о собы­тии читайте в мате­ри­але «Празд­ник Нового Огня».)

image027Фото 13. Тек­патль с рез­ной руко­я­тью. Мате­ри­алы: кре­мень, дерево. Куль­тура: ацтек­ская. Время созда­ния и место про­ис­хож­де­ния: около 1520 – 1521 гг., Мехико. Conaculta-INAH / Centro de exposiciones Arte canal[3]

Как уже отме­ча­лось, 1505 – 1507 гг. были годами вели­кого голода в Мек­си­кан­ской долине, вызван­ного неуро­жаем. Силь­ная засуха и неуро­жай повто­ри­лись и в 1513 г. Бед­ствия отри­ца­тельно ска­за­лись на заво­е­ва­тель­ной актив­но­сти Трой­ствен­ного союза и при­вели к воз­об­нов­ле­нию цве­точ­ных войн с городами-государствами долины Пуэблы. В ходе этих войн Мон­те­сума не только полу­чал плен­ных для жерт­во­при­но­ше­ний, но и решал поли­ти­че­ские про­блемы, как внеш­ние, так и внут­рен­ние. (Подроб­нее см.: «Цве­точ­ные войны».)

Поль­зу­ясь тем, что Тено­чтит­лан пере­жи­вал труд­ные вре­мена, свя­зан­ные с голо­дом, миш­тек­ские города Йану­ит­лан и Сосо­лан (быв­шие, веро­ятно, неза­ви­си­мыми) при под­держке Тото­те­пека, попы­та­лись поста­вить пре­дел про­дви­же­нию ацте­ков на юг. Они убили ацтек­ских куп­цов, чем фак­ти­че­ски объ­явили войну Тено­чтит­лану. В 1506 г. туда была направ­лена армия Трой­ствен­ного союза, кото­рая захва­тила Йану­ит­лан и раз­ру­шила его до осно­ва­ния, не пожа­лев даже дере­вьев. Затем ацтеки под­сту­пили к Сосо­лану, однако обна­ру­жили город пустым. Его жители, боясь, что их постиг­нет судьба сосе­дей, скры­лись в горах. Найти их ацте­кам не уда­лось. В Тено­чтит­лане на цере­мо­нии жерт­во­при­но­ше­ния взя­тых в плен вои­нов Йану­ит­лана при­сут­ство­вали в каче­стве гостей и пред­ста­ви­тели «вра­гов дома» (горо­дов Тлаш­калы, Уэшот­цинко и Чолулы)[4].

В 1510 г., по сло­вам Мишеля Гро­лиша, «войны стали вдруг зату­хать, как если бы союз­ники решили сде­лать пере­дышку». «Авто­ри­тет импе­рии начал падать, – отме­чает он. – Маги из Куэт­лак­стлана (в насто­я­щее время – Котак­стла, к юго-западу от Вера­круса), наблю­дая из своей тем­ной дыры, кото­рая слу­жила им обсер­ва­то­рией, заме­тили пере­дви­гав­шихся вер­хом на лоша­дях свет­ло­ко­жих боро­да­тых людей, за кото­рыми сле­до­вали мешики с бага­жом этих боро­да­чей. Они истол­ко­вали виде­ние как зна­ме­ние конца импе­рии и при­несли в жертву восемь сбор­щи­ков нало­гов. Мон­те­сума не про­ре­а­ги­ро­вал на это, и его пас­сив­ность поз­во­лила начаться мяте­жам. Это явное пре­уве­ли­че­ние, поскольку в момент при­бы­тия испан­цев авто­ри­тет Мешико в Куэт­лак­стлане оста­вался неоспо­ри­мым»[5].

Тем не мене в 1511 г. Мон­те­суме при­шлось навер­стать в боль­ших похо­дах то, что было упу­щено ранее.

image029Фото 14[6]. 1510 г.: Затме­ние солнца. 1511 г.: Плен­ники из Тлач­ки­уа­уко. Под­чи­не­ние селе­ния Икпа­те­пек, кото­рое нахо­ди­лось на непри­ступ­ной скале. Поэтому мешики «взо­бра­лись в него по лест­ни­цам». В этом году были боль­шие сне­го­пады и три­жды затряс­лась земля. 1512 г.: Плен­ники из Ночистлана. Под­чи­не­ние селе­ний Кими­чин­те­пек и Нопала, кото­рые нахо­дятся в обла­сти Тото­те­пек. «В этом году им пока­за­лось, что зады­ми­лись камни, настолько, что дым дости­гал небес»[7]. Лист 42v, фрагмент

В 1511 г. был пред­при­нят оче­ред­ной поход в Оахаку. На этот раз его объ­ек­том стал город Тла­ши­ако (Тлач­ки­уа­уко). Он рас­по­ла­гался среди гор верх­ней Миш­теки и был поко­рен в свое время Мон­те­су­мой I Стар­шим. Эти собы­тия отра­жены на упо­мя­ну­том ранее един­ствен­ном листе анна­лов Кодекса Теллериано-Ременсис, отме­чен­ном знач­ками «плен­ный враг» в период прав­ле­ния Мон­те­сумы II (фото 14). С 1511 г. здесь свя­зан зна­чок, нари­со­ван­ный над пло­щад­кой для игры в мяч (тла­чтли), кото­рую поли­вает дождь, что тол­ку­ется в ком­мен­та­риях как плен­ники из Тлач­ки­уа­уко («Игра в мяч+дождь»).

Воины Тла­ши­ако пере­хва­ты­вают кара­ван с данью горо­дов Коит­ла­у­аки и Оахаки на какой-то веду­щей к Тено­чтит­лану дороге, кото­рая про­хо­дит в 60 км от их города. Мон­те­сума про­во­дит сове­ща­ния с союз­ни­ками и назна­чает моби­ли­за­цию. Вой­скам при­ка­зано в слу­чае сопро­тив­ле­ния про­тив­ника убить поло­вину насе­ле­ния про­вин­ции, а дру­гую – взять в плен. В слу­чае сдачи без сопро­тив­ле­ния – взять только несколько чело­век для при­не­се­ния в жертву Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли (Шипе-Тотеку).

Во время штурма города одна группа вои­нов устрем­ля­ется к храму, дру­гая – ко дворцу, не встре­чая никого сопро­тив­ле­ния на своем пути. Храм и дво­рец пре­да­ются огню, город раз­граб­лен и несколько чело­век убиты.

«Вскоре при­хо­дят пар­ла­мен­теры миш­те­ков с прось­бой к импе­ра­тору о мило­сер­дии, – пишет Мишель Гро­лиш. – Оса­жда­ю­щие, кото­рые не поте­ряли ни одного чело­века, тре­буют сна­чала воз­ме­ще­ния пере­хва­чен­ного добра. Затем при­ни­ма­ется реше­ние о раз­ме­рах дани и о харак­тере при­ну­ди­тель­ных работ. Побеж­ден­ные обя­зу­ются снаб­жать пита­нием про­хо­дя­щие мимо их города вой­ска и регу­лярно постав­лять союз­ни­кам изде­лия их ремес­лен­ного труда: раз­ного рода круг­лые щиты и мечи с обси­ди­а­но­выми лез­ви­ями. Они должны будут, кроме того, брать на постой кон­во­и­ров оахак­ской и теуан­те­пек­ской дани. Кроме всего про­чего, к ним назна­чают сбор­щи­ков нало­гов и мешик­ского губернатора.

image031Фото 15. Щит из перьев. Диа­метр: 24 см. Время созда­ния: XVI в. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико. Сни­мок из книги: El Arte Plumaria en México, Fomento Cultural Banamex, 1993[8]

В обрат­ный путь союз­ники отправ­ля­ются с боль­шим чис­лом плен­ни­ков и вели­ко­леп­ной добычей.

За три­ум­фом в Мешико после­до­вали при­го­тов­ле­ния к празд­нику Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Воины-храбрецы гото­ви­лись к бою с «гла­ди­а­то­рами», дру­гие участ­ники репе­ти­ро­вали роли, кото­рые им пред­сто­яло сыг­рать в риту­аль­ных дей­ствиях. Когда насту­пил день празд­ника, тысяча миш­те­ков была каз­нена в при­сут­ствии тра­ди­ци­он­ных вра­гов. Затем те сол­даты, кото­рые при­вели плен­ных, полу­чили от импе­ра­тора, в зави­си­мо­сти от сво­его ранга, богато выши­тые накидки, дра­го­цен­но­сти, перья и ору­жие. Мон­те­сума про­из­вел в сеньоры несколько чело­век»[9].

Несколько иначе выгля­дят факты, при­во­ди­мые Хуа­ном де Торкве­ма­дой (Juan de Torquemada, 1562 – 1624) – фран­цис­кан­ским мона­хом, кото­рый был мис­си­о­не­ром в испан­ской коло­ни­аль­ной Мек­сике и счи­тался веду­щим фран­цис­кан­ским лето­пис­цем сво­его поко­ле­ния. В своем труде «Индей­ская монар­хия» («Monarquía indiana»), опуб­ли­ко­ван­ном в Испа­нии в 1615 г., он пишет, что «захва­чен­ные в про­цессе этой кам­па­нии плен­ные в коли­че­стве 12210 чело­век были каз­нены на откры­тии храма Тла­ма­цин­татль и новой пло­щадки под гро­мад­ный при­ем­ник сер­дец и крови»[9]. По мне­нию М. Гро­лиша, «ука­за­ние на столь боль­шое число при­не­сен­ных в жертву может быть про­сто про­яв­ле­нием хвастовства».

1511 г. на листе 42v анна­лов Кодекса Теллериано-Ременсис свя­зан также с рисун­ком, рас­ска­зы­ва­ю­щем о войне в Икпа­те­пеке, кото­рый нахо­дился рядом с гра­ни­цами города-государства Тоте­те­пек. 1512 г. свя­зан с фигу­рой плен­ного врага, сто­я­щего на горе с изоб­ра­же­нием как­туса опун­ции (нопала). Согласно тол­ко­ва­нию сцены, в этом году были при­ве­дены плен­ники из Ночистлана. Кроме того, мешики под­чи­нили селе­ния Кими­чин­те­пек и Нопал, кото­рые нахо­дятся в обла­сти Тототепек.

По дан­ным Мишеля Гро­лиша, в 1511 г. Мон­те­сума и его союз­ники пред­при­няли кара­тель­ный поход про­тив отка­зав­шихся пла­тить дань городов-государств Нопал­лана и Икпа­те­пека, рас­по­ло­жен­ных в южной части Оахаки. Оба города были успешно усми­рены. Вскоре состо­я­лось воз­вра­ще­ние в сто­лицу – с бога­той добы­чей и при­мерно с 5100 плен­ными из Нопал­лана и 3860 плен­ными из Икпа­те­пека. Воз­можно, во время этого похода союз­ники под­чи­нили себе также и дру­гие цен­тры – такие, как Кви­ми­чин­те­пек и Ицквик­со­чи­те­пек, откуда они при­вели 400 плен­ных[10]. (Подроб­нее об этой экс­пе­ди­ции читайте в мате­ри­але «Цве­точ­ные войны».)

В том же 1511 г. потре­бо­ва­лось напра­вить еще одну кара­тель­ную экс­пе­ди­цию в Гер­реро на выручку гар­ни­зону Тла­ко­те­пека, кото­рому угро­жали вос­став­шие йопи. В резуль­тате было взято в плен 200 человек.

«О побе­дах в после­ду­ю­щие годы, – пишет Мишель Гро­лиш, – име­ются лишь раз­роз­нен­ные све­де­ния. Посто­ян­ная цель союз­ни­ков – Оахака. В 1513 году они одер­жи­вают победу над Ало­те­пе­ком – неболь­шим горо­дом, рас­по­ло­жен­ным, воз­можно, к западу от Теуан­тепка, рядом с Эка­те­пе­ком и Тла­ко­лу­лой, либо, что более веро­ятно, к северо-востоку от Кецаль­те­пека. Они одер­жи­вают также не полу­чив­шую даль­ней­шего раз­ви­тия победу над неза­ви­си­мым коро­лев­ством Тото­те­пек, рас­по­ло­жен­ным на побе­ре­жье Южных морей. В том же 1513 году они совер­шили рейд в Кеца­ла­нап, в резуль­тате кото­рого захва­тили якобы 1332 плен­ных. В наше время под таким назва­нием суще­ствует один город в штате Вера­крус, на берегу озера Кате­мако, и несколько горо­дов в Оахаке, но в доку­менте, повест­ву­ю­щем о собы­тии, он отно­сится к стране уастеков.

В сле­ду­ю­щем году (1514) занят Чиуа­по­уа­лоян (также в Оахаке), а жители Куэц­ко­манк­стла­у­а­кана пыта­ются спа­стись бег­ством и пыта­ются закре­питься в Кецаль­те­пеке. Этот город сда­ется в свою оче­редь, так же как и Ицт­лакт­ла­ло­кан. В этом походе отли­чился Куа­у­те­мок, хотя сам поход из-за бли­зо­сти места дей­ствия может сме­ши­ваться с тем, в резуль­тате кото­рого был поко­рен Алотепек.

В 1515 году раз­ру­шен рас­по­ло­жен­ный к северу от Тото­те­пека город Чен­цон­те­пек (Санта-Крус Чен­цон­те­пек), и захва­чен Тео­ку­а­утли (возле Нопал­лана?) вме­сте со ста­туей его бога-покровителя Шипе-Тотека. В сле­ду­ю­щем году состо­я­лись послед­ние упо­мя­ну­тые в источ­ни­ках победы – над горо­дами Ксал­ти­ан­квиско (Санта-Мария Хал­ти­ан­гис, на севере Оахаки) и Митла…»[11].

image033Фото 16. Встреча Кор­теса и Мон­те­сумы. Кар­тина мас­лом неиз­вест­ного худож­ника вто­рой поло­вины XVII в. Кол­лек­ция Джея И. Кислака (Jay I. Kislak). Биб­лио­тека Кон­гресса США[12]

Послед­ний раз зна­чок «плен­ный враг», озна­ча­ю­щий круп­ное жерт­во­при­но­ше­ние воен­но­плен­ных, появ­ля­ется в анна­лах Кодекса Теллериано-Ременсис на листе 43v, на кото­ром запи­саны собы­тия роко­вых для ацтек­ской циви­ли­за­ции 1519 и 1520 гг. (Соот­вет­ству­ю­щий лист в Кодексе Теллериано-Ременсис утра­чен и взят из дуб­ли­ру­ю­щего его отча­сти Кодекса Риоса – фото 17.)

image035Фото 17[13]. «В год 1 Трост­ник (1519 г.) враги. Встре­тил испан­цев Моте­ку­сома в день 1 Эекатль. Война с Кака­ма­ци­ном. Испанцы рас­по­ло­жи­лись во дворце в Тено­чтит­лане». «В год 2 Кре­мень (1520 г.) бед­ствия. Изби­е­ние индей­цев испан­цами в глав­ном храме Тено­чтит­лана. Плен­ники из Уаш­те­пека. Пра­ви­тель Куит­ла­уак». Лист 89r, фраг­мент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­мер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: ита­льян­ский. Время и место изго­тов­ле­ния: 1570 – 1571 гг., Ита­лия. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Среди сцен, отно­ся­щихся к 1519 г., – изоб­ра­же­ние испанца с мечом и кре­стом на белом коне, кото­рый нари­со­ван как лама. Напро­тив испанца пока­зан индеец, про­тя­ги­ва­ю­щий ему дра­го­цен­ное оже­ре­лье. «В год 1 Трост­ник (1519 г.) враги, – гово­рится в ком­мен­та­рии. – Встре­тил испан­цев Моте­ку­сома в день 1 Эекатль. Война с Кака­ма­ци­ном. Испанцы рас­по­ло­жи­лись во дворце в Тено­чтит­лане». Рядом с гли­фом 1520 г. изоб­ра­жена пира­мида Вели­кого храма Тено­чтит­лана, со сту­пе­ней кото­рой ска­ты­ва­ются тела уби­тых жре­цов. У под­но­жья пира­миды нари­со­ван испа­нец с мечом и уби­тый им при­хо­жа­нин. Эта идео­грамма рас­ска­зы­вает об изби­е­нии ацте­ков, при­шед­ших в хра­мо­вый ком­плекс Тено­чтит­лана на празд­ник Пан­ке­ца­листли. Кон­ки­ста­до­рами руко­во­дил Педро де Аль­ва­радо. Зна­чок «плен­ный враг» изоб­ра­жен над гли­фом города Уаш­те­пека, из чего ком­мен­та­тор кодекса делает вывод, что плен­ники захва­чены в этом месте. Когда, кем и при каких обсто­я­тель­ствах были захва­чены и при­не­сены в жертву плен­ники из Уаш­те­пека, и сколько их было, неиз­вестно. Ниже нари­со­ван зна­чок «пра­ви­тель на троне». Имя пра­ви­теля, согласно ком­мен­та­рию, – Куитлауак.

Куит­ла­уак (Cuitláhuac, 1476 – 1520) был воз­ве­ден на трон еще до убий­ства Мон­те­сумы, кото­рое про­изо­шло между 7 и 10 июля 1520 г. Он был млад­шим бра­том импе­ра­тора и вме­сте с ним содер­жался у испан­цев в залож­ни­ках. После того как Педро де Аль­ва­радо учи­нил резню в хра­мо­вом ком­плексе Тено­чтит­лана, в городе нача­лось вос­ста­ние. Мон­те­сума пред­ло­жил Кор­тесу осво­бо­дить брата, чтобы можно было начать пере­го­воры с пред­во­ди­те­лями сопро­тив­ле­ния. Это и было сде­лано. Однако Куит­ла­уак был избран уэй-тла­то­ани и воз­гла­вил вос­ста­ние меши­ков. Оно при­вело к бег­ству Кор­теса из Тено­чтит­лана в ночь с 10 на 11 июля 1520 г., кото­рая полу­чила назва­ние «Ночи печали». По сло­вам Фран­сиско Лопеса де Гомары, «Кор­тес поте­рял тогда дру­зей, богат­ство и власть, а вме­сте с поте­рей сто­лицы и все коро­лев­ство [меши­ков]»[14]. Вот, как об этом повест­вует Мишель Гролиш:

«После смерти импе­ра­тора сра­же­ния при­об­рели необы­чай­ную жесто­кость. Испанцы делали еже­днев­ные вылазки с целью овла­де­ния мостами, кото­рые могли обес­пе­чить им выход из города. Все попытки ока­зы­ва­лись напрас­ными. Нако­нец, когда почти все люди были ранены и из трех дамб, соеди­няв­ших ост­ров с твер­дой зем­лей, две были раз­ру­шены, Кор­тес решил бежать ночью по тла­ко­пан­ской дамбе.

Отход совер­шался в пол­ном мол­ча­нии. Погода спо­соб­ство­вала пред­при­я­тию: шел про­лив­ной дождь и буше­вал силь­ный ветер. Испанцы уво­дили с собой детей Мон­те­сумы и уно­сили почти все рек­ви­зи­ро­ван­ное к тому вре­мени золото. Какама и дру­гие име­ни­тые залож­ники были лик­ви­ди­ро­ваны. Вна­чале все про­ис­хо­дило так, как если бы ацтеки ни о чем не подо­зре­вали. Но затем, когда аван­гард вой­ска Кор­теса мог счи­тать себя избе­жав­шим опас­но­сти, а послед­ние его отряды выхо­дили из дворца Ашай­я­катля, испанцы под­верг­лись напа­де­нию. Воины воз­ни­кали повсюду: они бро­сали камни и дро­тики, нано­сили удары копьем и пали­цей с обси­ди­а­но­выми вкла­ды­шами (maquahuitl), сбра­сы­вали пере­гру­жен­ных награб­лен­ным доб­ром при­шель­цев в каналы. Они были на кры­шах, в лод­ках, на дамбе; сра­жа­ясь без устали, они рас­се­кали бре­ду­щую на ощупь и лишен­ную воз­мож­но­сти манев­ри­ро­вать колонну, брали плен­ных и сразу уво­дили в храм Уици­ло­по­чтли для при­не­се­ния в жертву. Бег­лецы должны были при­хо­дить в ужас от стука боль­ших воен­ных бара­ба­нов и от душе­раз­ди­ра­ю­щих кри­ков своих това­ри­щей по ору­жию, кото­рых можно было заме­тить в зареве жаро­вен на вер­шине пирамиды.

Потери при­шель­цев были огромны: более шести­сот испан­цев и две тысячи тлаш­каль­те­ков рас­про­ща­лись с жиз­нью; артил­ле­рия, почти все золото и все осталь­ное было поте­ряно; все остав­ши­еся в живых были ранены. Однако Куит­ла­у­аку не уда­лось поме­шать выходу Кор­теса из города. С того самого момента начи­на­ются его неудачи»[15].

К 30 июня 1520 г. Мек­си­кан­ская долина была осво­бож­дена от испан­цев. Больше ничего Куит­ла­уак совер­шить не успел: через 80 дней после избра­ния он умер от оспы, заве­зен­ной в Мек­сику испанцами.

image037Фото 16. Взя­тие Кор­те­сом Мешико-Теночтитлана. Кар­тина мас­лом неиз­вест­ного худож­ника вто­рой поло­вины XVII в. Кол­лек­ция Джея И. Кислака. Биб­лио­тека Кон­гресса США[16]

После смерти Куит­ла­у­ака власть пере­хо­дит к Куа­у­те­моку (Cuāuhtémōc – «Нис­хо­дя­щий Орел», 1495/1502 – 1525), кото­рого из-за его юного воз­раста назы­вали Куа­у­те­мок­ци­ном. Ему не уда­ется сдер­жать натиск испан­цев. При под­держке индей­ских союз­ни­ков они под­чи­няют себе всю Мек­си­кан­скую долину. Согласно пись­мен­ным сви­де­тель­ствам Бер­наля Диаса де Касти­льо и Эрнана Кор­теса, 23 авгу­ста 1521 г. кон­ки­ста­доры захва­ты­вают Тено­чтит­лан. Этому пред­ше­ство­вала осада города, кото­рая нача­лась 23 мая 1521 г. К 9 июня Тено­чтит­лан был пол­но­стью окру­жен[17]. Город бло­ки­ро­ван, бри­ган­тины удер­жи­вают на рас­сто­я­нии лодки, а сле­до­ва­тельно, и про­ви­ант. Захват­чики взби­ра­ются на дамбы, ата­куют бар­ри­кады и раз­ру­шают их одну за дру­гой. Ночью оса­жда­ю­щие отхо­дят назад. Утром все повторяется.

Кро­во­про­лит­ные бои про­дол­жа­ются более трех меся­цев. Раз­биты идолы Вели­кого храма Тено­чтит­лана и сожжены их свя­ти­лища. Однако жители города – муж­чины и жен­щины, взяв­шие в руки ору­жие, – про­дол­жают яростно сопро­тив­ляться. Меши­кам уда­ется во время одного из штур­мов города устро­ить ловушку кон­ки­ста­до­рам, «отло­вить живьем» и уне­сти на своих спи­нах 66 плен­ных, кото­рых они при­но­сят в жертву в глав­ном храме Тла­те­лолько. (Подроб­нее см.: 1.2.8.2. Жерт­во­при­но­ше­ние испан­цев и их союз­ни­ков в глав­ном храме Тла­те­лолько после пора­же­ния у «Моста бед­ствия».)

Убиты десятки испан­цев и тысячи индей­цев. Исто­ща­ются запасы про­до­воль­ствия у оса­жден­ных. Вскоре они вынуж­дены питаться тра­вой и кор­нями. Однако они отвер­гают любые мир­ные предложения.

Но в конце кон­цов силы вра­гов стали пре­об­ла­да­ю­щими, город был раз­ру­шен и зава­лен горами раз­ла­га­ю­щихся тру­пов, а импе­ра­тор Куа­у­те­мок был пле­нен. Бер­нар­дино де Саа­гун во «Все­об­щей исто­рии Новой Испа­нии» утвер­ждает, что «знат­ней­шие мешики», среди кото­рых был сам импе­ра­тор и его сиуа­ко­атль Тла­ко­цин, сами при­няли реше­ние сдаться и отпра­вили Куа­у­те­мока на лодке к Кор­тесу. «И когда поса­дили Куа­у­те­мок­цина в лодку, – пишет Саа­гун, – весь народ запла­кал. Люди гово­рили: «Вот отправ­ля­ется самый юный вла­сте­лин, Куа­у­те­мок­цин, отправ­ля­ется сда­ваться испан­цам! Отправ­ля­ется сда­ваться «богам»! <…> Потом вновь нача­лось побо­ище, и было много уби­тых. А после насту­пило время исхода: война была про­иг­рана. Посреди шума и кри­ков слы­ша­лось: «Хва­тит, пора ухо­дить! Пошли!» Услы­шав это, народ при­шел в дви­же­ние: все люди ухо­дили, одни по воде, а дру­гие по боль­шой дороге. И там еще мно­гие были убиты испан­цами, раз­гне­ван­ными на то, что неко­то­рые мешки все еще не рас­ста­лись со сво­ими мака­нами [(тасапа – дере­вян­ная палица с тол­стым и круг­лым кон­цом)] и щитами»[18].

image039Фото 17. Пле­не­ние Куа­у­те­мока. Кар­тина мас­лом неиз­вест­ного худож­ника вто­рой поло­вины XVII в. Раз­меры: 120×200 см. Кол­лек­ция Джея И. Кислака. Биб­лио­тека Кон­гресса США[19]

Вот, что сооб­щает об этих собы­тиях сам Эрнан Кор­тес в тре­тьем письме-реляции (от 15 мая 1522 г.) импе­ра­тору Свя­щен­ной рим­ской импе­рии Карлу V:

«Когда мы собра­лись все вме­сте и бри­ган­тины встали наго­тове позади домов на сваях, где нахо­ди­лись враги, я при­ка­зал, чтобы после услов­ного выстрела арке­бузы наши вошли в ту неболь­шую часть, кото­рая еще не заво­е­вана, и сбро­сили вра­гов в воду, где их уже под­жи­дали бри­ган­тины; и нака­зал я им, чтобы они искали Куа­у­те­мок­цина и поста­ра­лись бы захва­тить его живым, ибо тогда бы война закон­чи­лась. А я перед боем под­нялся на плос­кую крышу… те [мешики], кто согла­сился, выхо­дили больше пяти часов, а город был напол­нен мерт­ве­цами и воды [озера] также – одни [уто­нули], пыта­ясь спа­стись вплавь, дру­гие уто­нули в этом боль­шом озере с лод­ками, горестно было смот­реть на это и невоз­можно вооб­ра­зить их стра­да­ния; бес­ко­неч­ные вере­ницы муж­чин, жен­щин и детей направ­ля­лись к нам. И стре­мясь поско­рее выйти из опас­ного места, они тол­ка­лись, падали в воду и тонули посреди мно­же­ства мерт­вых; были у них умер­шие и из-за соле­ной воды, кото­рую они пили, из-за голода и ужас­ного смрада – там умерли больше 50 000 душ. Тела умер­ших они, не желая, чтобы мы про­знали про их нужду, не бро­сали в воду, где на них могли бы наткнуться бри­ган­тины, и не выно­сили за пре­делы сво­его стана, чтобы мы в городе не уви­дели их; и таким обра­зом на тех ули­цах, где они нахо­ди­лись, мы нашли горы из мерт­ве­цов, и не воз­можно было поста­вить ногу, чтобы не насту­пить на мерт­веца; а так как люди из города выхо­дили к нам, я забла­го­вре­менно на всех ули­цах раз­ме­стил испан­цев, чтобы поме­шать нашим дру­зьям уби­вать этих несчаст­ных, кото­рых было не счесть. А также ска­зал я всем вое­на­чаль­ни­кам наших дру­зей, чтобы они ни под каким видом не поз­во­ляли своим уби­вать тех [меши­ков]. кото­рые выхо­дят; но это не смогло поме­шать, так как их было столь много, что в этот день они убили и при­несли в жертву больше 15 000 душ…»[20].

image057Таким обра­зом, согласно анна­лам Кодекса Теллериано-Ременсис, пер­вое жерт­во­при­но­ше­ние воен­но­плен­ных, сохра­нив­ше­еся в исто­ри­че­ской памяти ацте­ков бла­го­даря своим мас­шта­бам, про­изо­шло в 1406 г. Тогда могло быть умерщ­влено 8000 плен­ни­ков. В это время Тено­чтит­лан еще нахо­дился под вла­стью Аска­по­цалько, кото­рым пра­вил Тесо­со­мок, умер­ший по раз­ным дан­ным в 1424 или 1426 г. На похо­ро­нах царя «при­несли в жертву рабов, выры­вая у них сердца и бро­сая в огонь» костра, в кото­ром горело его тело. (Подроб­нее см.: 1.2.7. Погре­бе­ние пра­ви­те­лей и знати.) Коли­че­ство рабов неиз­вестно, но тот факт, что «их тела похо­ро­нили в боль­шой могиле»[21], гово­рит о том, что оно было зна­чи­тель­ным. Из пере­чис­лен­ных фак­тов сле­дует, что прак­тика чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний была обыч­ной для тепа­не­ков и, ско­рее всего, в дан­ную исто­ри­че­скую эпоху именно они, а не ацтеки, были зачи­на­те­лями про­ве­де­ния столь мас­штаб­ных жерт­во­при­но­ше­ний воен­но­плен­ных и рабов.

В Кодексе Теллериано-Ременсис далеко не все­гда ука­зы­ва­ется число взя­тых в плен и при­не­сен­ных в жертву людей. Эти дан­ные поз­во­ляют вос­пол­нить све­де­ния из пост­кон­кист­ских хро­ник. Сле­дует учесть, что в источ­ни­ках ино­гда при­во­дится только общее коли­че­ство плен­ных, кото­рые не все­гда при­но­си­лись в жертву в пол­ном составе. Часть из них оста­ва­лась в живых и полу­чала ста­тус рабов. Их исполь­зо­вали на тяже­лых рабо­тах, напри­мер, в сель­ском хозяй­стве, стро­и­тель­стве, а также как домаш­нюю при­слугу. Рабов тоже при­но­сили в жертву. С этой целью их поку­пали жрецы хра­мов для обще­ствен­ных празд­нич­ных цере­мо­ний, состо­я­тель­ные люди – для част­ных риту­а­лов. Рабы для жерт­во­при­но­ше­ний счи­та­лись бога­тым подар­ком. Сво­бод­ный чело­век в край­ней нужде мог про­дать себя для жерт­во­при­но­ше­ния в храме, чтобы обес­пе­чить на какое-то время про­пи­та­ние уми­ра­ю­щей от голода семье.

Посто­ян­ными мно­го­чис­лен­ные жерт­во­при­но­ше­ния у ацте­ков стали в период прав­ле­ния Ауиц­отля, длив­ше­гося с 1486 по 1502 г. Этому спо­соб­ство­вали интен­сив­ные воен­ные дей­ствия Трой­ствен­ного союза под руко­вод­ством Ауиц­отля, кото­рые при­вели к зна­чи­тель­ному при­ра­ще­нию земель Ацтек­ской импе­рии и поз­во­лили захва­ты­вать боль­шое коли­че­ство плен­ных. Каж­дый год, отно­ся­щийся к пери­оду прав­ле­ния Ауиц­отля (за одним исклю­че­нием), на листах анна­лов Кодекса Теллериано-Ременсис сопро­вож­да­ется знач­ком «плен­ный враг». Он сви­де­тель­ствует о том, что в озна­чен­ные годы регу­лярно про­во­ди­лись запом­нив­ши­еся своим раз­ма­хом жерт­во­при­но­ше­ния военнопленных.

Впро­чем, чис­лен­ность плен­ни­ков, при­не­сен­ных в жертву на цар­ских цере­мо­ниях, в про­ме­шик­ских источ­ни­ках обычно пре­уве­ли­чи­ва­лась. Это дела­лось для того, чтобы под­черк­нуть силу и воен­ную мощь импе­рии, напу­гать врага и пре­ду­пре­дить попытки мятежа, заста­вить регу­лярно выпла­чи­вать дань, а также скло­нить пра­ви­те­лей еще не заво­е­ван­ных земель к доб­ро­воль­ному вхож­де­нию в Ацтек­скую импе­рию на поло­же­нии данников.

Придя к вла­сти, послед­ний доис­пан­ский импе­ра­тор Мон­те­сума II про­дол­жал вести воен­ные дей­ствия и рас­ши­рять импе­рию, хотя и не столь интен­сивно, как его пред­ше­ствен­ник Ауиц­отль, в силу раз­ных при­чин, кото­рые носили как объ­ек­тив­ный, так и субъ­ек­тив­ный харак­тер. Тем не менее, в период его прав­ле­ния жерт­во­при­но­ше­ния плен­ных оста­ются регу­ляр­ными. Назван­ные в источ­ни­ках цифры, соот­вет­ству­ю­щие коли­че­ству плен­ных, при­ве­ден­ных в Тено­чтит­лан из раз­ных похо­дов и при­не­сен­ных в жертву в прав­ле­ние Мон­те­сумы II, нельзя назвать неболь­шими по нашим мер­кам. Их чис­лен­ность состав­ляет обычно не менее тысячи чело­век. Однако по своим мас­шта­бам жерт­во­при­но­ше­ния плен­ных при Мон­те­суме II не могут срав­ниться с жерт­во­при­но­ше­ни­ями при Ауиц­отле. Лишь два акта жерт­во­при­но­ше­ния отме­чены в Кодексе Теллериано-Ременсис знач­ком «плен­ный враг», кото­рый озна­чает, что жерт­во­при­но­ше­ния были гран­ди­оз­ными и сопо­ста­ви­мыми по числу умерщ­влен­ных плен­ных с жерт­во­при­но­ше­ни­ями в цар­ство­ва­ние Ауиц­отля. Они отно­сятся к 1511 и 1512 гг. По всей веро­ят­но­сти, такая мера была вынуж­ден­ной. В период вели­кого голода 1505 – 1507 гг. и неко­то­рое время спу­стя заво­е­ва­тель­ная актив­ность Трой­ствен­ного союза была при­оста­нов­лена. В резуль­тате авто­ри­тет импе­рии стал падать, что при­вело к несколь­ким мяте­жам на поко­рен­ных зем­лях. Для укреп­ле­ния авто­ри­тета импе­рии и пона­до­би­лась демон­стра­ция ее воен­ной мощи. Были пред­при­няты кара­тель­ные походы с захва­том огром­ного числа плен­ных. (Не стоит забы­вать, что захват мно­же­ства плен­ных даже без взя­тия города про­тив­ника у ацте­ков счи­тался побе­дой.) В честь их успеш­ного завер­ше­ния были устро­ены тор­же­ства с мно­го­ты­сяч­ными жерт­во­при­но­ше­ни­ями плен­ных, пока­зав­шими силу империи.

Известно, что ино­гда не всех плен­ных, захва­чен­ных в походе, при­но­сили в жертву по воз­вра­ще­нии в сто­лицу. Часть из них могли остав­лять про запас для того, чтобы нако­пить больше людей для особо зна­чи­мых цере­мо­ний, кото­рые про­во­ди­лись позже.

В жертву ацтеки при­но­сили не только вои­нов, но также жен­щин и детей, захва­чен­ных в ходе воен­ных опе­ра­ций. По новым дан­ным, их головы тоже исполь­зо­вали для соору­же­ния башни из чере­пов Вели­кого цом­пантли пери­ода прав­ле­ния Ауицотля.

В анна­лах Кодекса Теллериано-Ременсис далеко не все­гда ука­зы­ва­ется, по какому поводу совер­ша­лись жерт­во­при­но­ше­ния, отме­чен­ные знач­ком «плен­ный враг». Дума­ется, боль­шая часть таких актов, осо­бенно в период цар­ство­ва­ния Ауиц­отля, про­хо­дила на празд­ни­ках в честь воен­ных три­ум­фов ацтек­ских пра­ви­те­лей. При этом жерт­во­при­но­ше­ния были посвя­щены Богу войны и Солнца Уици­ло­по­чтли. Дан­ный вывод вполне согла­су­ется с воен­ной док­три­ной ацте­ков, про­воз­гла­сив­ших себя избран­ни­ками Уици­ло­по­чтли, кото­рые посред­ством войны и жерт­во­при­но­ше­ний должны кор­мить кро­вью Солнце и Землю и тем самым под­дер­жи­вать суще­ство­ва­ние мира. Кроме того, жерт­во­при­но­ше­ния воен­но­плен­ных сопро­вож­дали кален­дар­ные празд­ники и тор­же­ства по слу­чаю ина­у­гу­ра­ции импе­ра­то­ров, откры­тия нового храма, обнов­ле­ния храма и др. Между тем, на цере­мо­ниях погре­бе­ния и поми­но­ве­ния импе­ра­то­ров, кото­рые в эпоху вели­чия циви­ли­за­ции ацте­ков сопро­вож­да­лись мно­го­чис­лен­ными чело­ве­че­скими жерт­во­при­но­ше­ни­ями, воен­но­плен­ные не исполь­зо­ва­лись. В жертву при­но­сили в основ­ном рабов, а также слуг.

 

image013image015image017

 



[2] Гро­лиш М. Мон­те­сума / Пере­вод с фран­цуз­ского Н.М. Куки­ева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-43.php; https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-44.php).

[4] Баг­лай В.Е. Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй (Доко­ло­ни­аль­ный период) / Под ред. В.Б. Мень­ши­кова. М.: Восточ­ная лите­ра­тура, 1998 (https://www.indiansworld.org/motekusoma-ii-mladshiy-posledniy-doispanskiy-tlatoani.html#.WjYXzHmYN1D).

[7] Исто­ри­че­ские анналы // Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талаха. Київ: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

[13] https://digi.vatlib.it/view/MSS_Vat.lat.3738/0181

[14] Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Прав­ди­вая исто­рия заво­е­ва­ния Новой Испа­нии / Пере­вод Д.Н. Его­рова и А.Р. Заха­рьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).

[16] http://www.loc.gov/exhibits/kislak/kislak-exhibit.html#obj23

[17] Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext7.htm).

[18] Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext7.htm).

[19] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_capture_of_the_Mexican_Emperor_Cuauhtemoc.jpg

[20] Ком­мен­та­рии // Бер­наль Диас де Касти­льо. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext7.htm).

[21] Фер­нандо де Альва Ишт­лиль­шо­читль. Ска­за­ние о Неса­у­аль­кой­толе // Ска­за­ния о Солн­цах. Мифы и исто­ри­че­ские легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куп­ри­енко, В.Н. Талах. Киев: Изда­тель Куп­ри­енко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>