1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
Воин Утренней звезды, продолжение
Кодекс Борджиа является книгой жрецов для практического ежедневного использования. Он содержит в себе тоналаматль, а также определенный набор мифов. Темы религиозной идеологии и практики сложны и при буквенном написании текстов. А перед жрецами, создававшими Кодекс Борджиа, стояла задача передать их с помощью рисуночного письма. Поэтому они так много внимания уделили проблеме ясности изложения, что невозможно без устойчивых идеограмм с доходчивым изображением того или иного понятия. В результате идеограмма жертвоприношения передает вложенный в нее смысл очень полно, четко и однозначно. Но эта идеограмма, как и в целом слова, предложения, абзацы и тексты кодекса были хорошо понятны только жрецам, правителям и знати Ацтекской империи. Месоамериканисты считают послания Кодекса Борджиа очень трудными для прочтения и даже загадочными.
Тем не менее, разгадывать тайну полосатого человека было очень увлекательно, хотя утверждать, что она открылась мне полностью, я, конечно, не могу. В подобных случаях речь может идти только о гипотезе.
По многим признакам можно сказать, что Кодекс Борджиа был создан в высокоинтеллектуальной среде жрецов-ученых высшего уровня и к работе над ним были привлечены лучшие художники – мастера по составлению кодексов. В их распоряжении оказались тонко выделанная оленья кожа и дорогие краски, которые до сих пор не потеряли своей яркости. В результате на многих листах им удалось создать шедевры миниатюрной живописи. Поэтому Кодекс Борджиа является бесценным кладезем информации по истории древней Мексики и его так приятно изучать. Между тем нельзя сказать, что время и люди полностью пощадили его. Некоторые места кодекса повреждены огнем, а некоторые – истерлись так, что рисунки на них почти исчезли. Однако в целом документ, которому более пятисот лет, дошел до нас в хорошей сохранности. Существенно также, что сайт Апостолической библиотеки Ватикана предоставил нам возможность работать с оцифрованным оригиналом кодекса, выложенным на ее сайте в высоком разрешении. В то же время многие другие скринфолды, такие, например, как Кодекс Зуш-Наттолл, доступны, как правило, только в виде нечетких снимков маленького размера, сделанных с факсимильных изданий начала прошлого века.
В исследовательском плане важно и то, что Кодекс Борджиа был создан до конкисты. А значит, он был изготовлен под руководством жрецов и для жрецов, а не под руководством испанских монахов и для осведомления метрополии о туземных обычаях и нравах. Соответственно кодекс содержит информацию, не искаженную носителями чужой культуры и религии. Главными персонажами кодекса выступают боги. Они принимают человеческие жертвы, и сами жертвуют своей кровью и жизнью. При этом жертвоприношения как основа религии Ацтекской империи является одной из центральных тем книги. Она в полной мере раскрывает философию жертвоприношения, которая с нашей точки зрения представляется парадоксальной, поскольку напрямую связывает войну и жертвоприношение жизни и крови не только со стабильностью вселенной, но и с рождением, возрождением и плодородием в принципе. При этом идеограмма полосатого пленника является своего рода ключом к пониманию этой философии и ее мифологического выражения.
Фото 1[1]. Кецалькоатль на троне и поклоняющийся ему человек с драгоценными дарами. Страница 62 (тоналаматль), фрагмент. Кодекс Борджиа
Для ответа на вопрос, какое послание несет в себе идеограмма жертвоприношения, в первую очередь требуется, понять, кого изображает ее персонаж и что, в частности, означают красно-белые полоски. Сведения о них в литературе отсутствуют. Поэтому для начала резонно было бы обратиться к символике цветов, применяемой художниками в композициях на тему жертвоприношений. Так, живой человек, которому еще не грозит смертельное жертвоприношение, изображается цветным (фото 1). (Судя по идеограмме слева, он пока лишь выколол себе глаз.) Его тело имеет темно-золотистый цвет, а волосы – черный. В случае с пленником (фото 2 и 3) художник использует другие цвета. Пленник, оказавшийся в руках божества Нижнего мира, но еще не принесенный в жертву, полон крови. Поэтому его фигура целиком расписана красной краской (фото 2). Мертвый пленник, т.е. человек, принесенный в жертву и лишенный крови, изображен белым и с черепом скелета (фото 3).
Фото 2[2] и 3[3]. Темани, который поймал пленника и принес его в жертву. Страницы 5 и 6, фрагменты
Таким образом, белый цвет, являющийся основным в образе персонажа рассматриваемой идеограммы, означает смерть. Красный – символизирует кровь. Исходя из этого, можно предположить, что присутствие красных полосок на белом теле персонажа говорит о том, что он находится в пограничном состоянии между жизнью и смертью.
Такое прочтение символики красно-белых полос вполне согласуется с тем, что идеограмма используется в сюжетных композициях кодекса для обозначения самого момента жертвоприношения (см., например, фото 1), т.е. действия, которое происходит здесь и сейчас, с точки зрения грамматики – незаконченного действия. Соответственно персонажа идеограммы нужно называть человеком, не принесенным, а приносимым в жертву.
Следует учитывать и тот факт, что персонаж не лежит на жертвенном камне, а идет. Если какой-либо персонаж в Кодексе Борджиа показан идущим или бегущими, то это говорит о том, что он является активным участником события. А значит, персонаж идеограммы может представлять человека, который добровольно идет на жертву (сам себя предназначил в жертву, жертвует своей кровью и жизнью осознано). Такими людьми в ацтекском обществе были воины, которые после смерти в бою или на жертвенном камне, согласно представлениям ацтеков, превращались в божеств. Изучение Кодекса Борджиа подтвердило это предположение и показало, что идеограмма изображает приносимого в жертву элитного воина, который в момент жертвоприношения становится богом. С другой стороны, сходство персонажа идеограммы с изображением Мишкоатля позволяет оценить фигуру полосатого воина-пленника как образ бога-воина, приносящего себя в жертву. Это согласуется с трактовкой Полосатого Человека в Кодексе Зуш-Наттолл. Результаты исследования Кодекса Борджиа, в котором рассматриваются не только сама идеограмма жертвоприношения, но и образы Ицпапалотль, Ицтли и Мишкоатля, я и предлагаю вниманию читателей.
Фото 1[4]. Идеограмма пленного воина, приносимого в жертву на жертвенном камне. Фрагмент страницы 19. Кодекс Борджиа
Персонаж идеограммы изображен голым. Все его тело, руки, ноги и лицо расчерчены по вертикали тонкими красно-белыми полосками, а на его лице нарисована черная «полумаска». Руки согнуты в локтях, отведены назад и связаны белой веревкой (ацтамекатль) – символом смертельного жертвоприношения крови. (Веревка для нелетального жертвоприношения крови в Кодексе Борджиа сплетена из двух жгутов, один из которых бежевый, а другой белый с красными крапинками.) Над локтями персонажа показан белый бумажный флажок (амапамитль) – символ жертвоприношения жизни. Из разверстой груди персонажа исходит знак чальчиуатль – драгоценной воды, или влаги (струи красного цвета с кружками – символами драгоценности). На фоне чальчиуатль изображен текпатль с нефритовой рукоятью. Кончик ножа окровавлен.
Персонаж носит носовую вставку в виде длинного стержня и прическу, которая характерна для элитных воинов. Его голова гладко выбрита с боков. А по средней линии на ней оставлена полоса коротко-остриженных волос с двумя прядями, торчащими надо лбом. Обычно в Кодексе Борджиа волосы людей окрашены в черный цвет. Но у полосатого пленника они белые, а чуб(?) может быть желтым (фото 1) или черным (фото 2).
Фото 2. Идеограмма, данная на странице 21
На голове персонажа укреплено украшение для волос, которое подобно тому, что называется асташелли (aztaxelli). Оно состоит из двух белых перьев цапли, выходящих из шарика орлиного пуха (фото 1). Перья цапли могут быть дополнены плюмажем из длинных перьев кецаля (кецальмиауайо)[5] и снабжены красной (кровавой) «юбочкой» (фото 2).
Фото 3. Воины-жрецы, пленившие двух, трех и четырех врагов. Лист 64r, фрагмент. Кодекс Мендосы[6]
В Кодексе Риоса говорится, что «украшение для волос было только у владык и выдающихся людей, таким образом они даровали его за великую привилегию людям сильным, убившим некоторое число человек на войне»[7]. Украшение, похожее на асташелли с длинным плюмажем, в Кодексе Мендосы носит воин-жрец, у которого, согласно комментариям, на счету было не менее четырех пленных врагов (крайний справа на фото 3). А значит, полосатый персонаж идеограммы, является воином, но не рядовым солдатом, а командиром, т.е. «храбрецом», по терминологии автора испанского текста Кодекса Мендосы.
Фото 4[8]. Страница 49 «Четыре опоры Неба и четыре столба Земли. 3. Сиуатлампа. Запад». Фрагмент «Тлауицкальпантекутли, Бог планеты Венера» (по Э.-Г. Зейлеру)[9]
Однако в Кодексе Борджиа асташелли носит в основном Тескатлипока (см., например, фото 1 Предисловия). Кроме того, оно украшает голову Мишкоатля в его ипостаси Бога Утренней звезды – Тлауицкальпантекутли и опоры Сиуатлампы – западной части неба (фото 4). Следовательно, это, в первую очередь, – атрибут бога. Поэтому асташелли нельзя назвать исключительно символом воинских побед и знаком отличия. Допустимо предположить, что воин, принявший смерть на войне и от текпатля на жертвенном камне, таким украшением на голове приравнивается к богу и, возможно, к Мишкоатлю – Богу Утренней звезды.
Фото 5[10]. «Бог смерти на войне и смерти от жертвоприношения». Страница 23, фрагмент
На изображении Бога смерти на войне и смерти от жертвоприношения (фото 5), который пронзает себя текпатлем, концы белой жертвенной веревки снабжены асташелли, что заставляет отнести его к символам жертвоприношения.
Фото 6. Потоки драгоценной воды, бьющие из разверстой раны в стволе дерева с головой змея – идеограммы Тамоанчана («Дома нисхождения, Дома рождения, прародины, мифического Запада»). Страница 66, фрагмент
Для дальнейшего чтения отрывков из Кодекса Борджиа следует уточнить, что из раны Бога смерти на войне и смерти от жертвоприношения, как и из раны полосатого персонажа, исходит упрощенный вариант знака чальчиуатль – драгоценной воды (чальчиуитль – драгоценность, атль – вода), который обозначает кровь жертвы – напиток богов. Обычно он изображается как поток воды зеленоватого (цвет воды), а чаще – красного цвета (цвет крови), струи которого заканчиваются кружком – знаком драгоценности. На крупных идеограммах кружки размещаются и на самом потоке (фото 6). Они бывают окрашены в разные цвета, среди которых желтый, видимо, означает золото, а зеленоватый – нефрит или жадеит. В некоторых случаях драгоценная вода исходит из большого и детализированного знака драгоценности, такого, как на фрагменте, данном на фото 7. На фрагменте, показанном на фото 8, они помещены рядом.
Фото 7[11] и 8[12]. Драгоценная вода (чальчиуатль) – жертвенная кровь. Страницы 17 и 10, фрагменты
[5] Иванов Д.В. Иконография Тескатлипоки (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/ikonografijateskatlipoki.shtml).
[6] Кодекс Мендоса / Под редакцией и в переводе В.Н. Талаха, С.А. Куприенко. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (http://kuprienko.info/codice-mendoza/).
[7] Одежда, обряды и одеяния индейцев Мексики (согласно «Кодекса Риос») // Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В.Н. Талаха. Київ: Видавець Купрієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[9] Здесь и далее постраничные комментарии Э.-Г. Зейлера, на которые я опиралась в своей работе над кодексом, цитируются в переводе Д.В. Иванова, 2014 г. (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia2-1.shtml).