КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков
1.2.10. Ритуалы кровопускания, продолжение
Фото 1[1]. Фрагмент реконструкционного макета церемониального комплекса Теночтитлана, выставленного в Национальном музее антропологии. 1 – Великий храм: 1а – святилище Тлалока, 1b – святилище Уицилопочтли; 2 – Дом орлов; 3 – предположительно Храм орлов; 4 – Дом ягуаров; 5 – Храм ягуаров или Храм Тескатлипоки; 6 – Великое цомпантли; 7 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 8 – стадион для игры в мяч
Дом орлов был построен в XV в. и увеличен в три раза, прежде чем был частично разрушен в 1521 г. и оказался под церковью Апостола Сантьяго и улицей Хусто-Сьерра исторического центра Мехико. В 1981 г. были раскопаны остатки здания, относящиеся к ранним конструктивным этапам, которые во время конкисты находились под землей. Его наружные стены соответствуют этапу III строительства Великого храма, осуществлявшегося в правление Ицкоатля (1427 – 1440), а внутренняя структура соответствует этапу II, относящегося к правлению Акамапичтли, Уицилиуитля и Чимальпопоки (1376 – 1427)[2]. Раскрытые археологами руины Дома орлов находятся рядом с Великим храмом, напротив его северного фасада (фото 1, № 2).
Фото 2. Вид руин Дома орлов с юго-западной стороны[3]
Здание Дома орлов (фото 2) имеет L-образную форму с размерами приблизительно 52 м с востока на запад и 32 м с севера на юг. С западной стороны у него есть два входа с лестницами. Одна из них украшена орлиными головами, высеченными в камне, из-за которых здание получило свое название. Эта лестница ведет в портик с колоннами, соединенный дверным проемом с тремя комнатами[4].
Фото 3. Интерьер комнаты с каменной скамьей. Дом орлов, храмовый комплекс Теночтитлана[5]
В комнате-1 Дома орлов была обнаружена каменная скамья с полихромными рельефами. Она является почти полной копией скамьи, украшающей дворец Квемадо в столице тольтеков Туле[6]. Скамья Дома орлов общей длиной около 6 м выстроена вдоль стены, разделяющей комнату-1 и комнату-3, и размещена по обе стороны от дверного проема.
Фото 4[7]. Фрагмент фриза с процессией воинов. Фото 5[8]. Центральная часть фриза с композицией, изображающей цакатапайолли, Тескатлипоку и одного из императоров ацтеков
Боковые поверхности скамьи сформированы из прямоугольных плит. На них вырезан фриз, изображающий процессию воинов (фото 4), идущих с обеих сторон к центру композиции, на которой изображен цакатапайолли (фото 5). Он представлен в виде Восходящего Солнца. Справа от цакатапайолли показана фигура предположительно Тескатлипоки, а слева – одного из императоров ацтеков, возможно, Монтесумы I[9].
Фото 6[10]. Одна из двух керамических статуй воина-орла (символ Восходящего Солнца – ипостась Уицилопочтли). Музей Великого храма, Мехико, Мексика
Поверх скамьи были размещены стоящие керамические фигуры размерами в человеческий рост. Две из них изображают воинов-орлов (фото 6), а одна – Бога мертвых Миктлантекутли (фото 7).
Фото 7[11]. Керамическая статуя Миктлантекутли. Время создания: эпоха Монтесумы I (1440 – 1469). Была найдена в Доме орлов во время пятого этапа археологического Проекта Великого храма между 1994 и 1997 гг. Музей Великого храма
Принято считать, что Дом орлов был чем-то вроде штаб-квартиры элитного ордена (братства) воинов-орлов. Однако мексиканские ученые более осторожны в своих суждениях. Они предполагают, что Дом орлов являлся ритуальные зданием. В нем жрецы проводили частные религиозные церемонии, предназначенные для узкого круга лиц, такие, как моление, духовное уединение, пост и самопожертвование. Кроме того, в нем совершались ритуалы, связанные с приходом к власти правителей мешиков[12].
Фото 8. Поклонение «владыке смерти». Лист 76, фрагмент. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Инвентарный № 70400. Размеры: высота 21 см, ширина 15,5 см. Материалы: бумага, натуральные пигменты. Датировка: 1530 – 1554 гг. Место происхождения и производства: Мексика. Музей Америки, Мадрид, Испания[13]
Функция Дома орлов была определена на основе свидетельств постконкистских кодексов, а также химического анализа веществ, сохранившихся в порах пола. Наибольшее их количество оказалось сосредоточено перед главным алтарем и жаровнями. Здесь были найдены следы пепла, получившегося в результате горения веществ, которые использовались в ритуалах, таких, как сосна–окоте, копал, а также следы животного жира и пульке. Вокруг керамических скульптур были обнаружены остатки протеинов. По мнению ученых, они указывают на то, что скульптуры поливали кровью. Эти данные согласуются с рисунками из Кодекса Мальябекки и Кодекса Тудела, где жрец опрокидывает чашу с кровью на фигуру Миктлантекутли[14] (фото 8).
Фото 9. Гипотетическая реконструкция ритуальных мероприятий, проводимых перед северным алтарем[15]
Научная реконструкция ритуала кровопускания в Доме орлов показана на фото 9. Ритуал совершают два знатных мешика, стоящих перед скамьей с раскрашенными рельефами и двумя горящими жаровнями. Инструменты для кровопускания, воткнутые в шар из травы, помещены на подставке в центре скамьи. Сосуд с пульке находится у ног мешиков. Часть его содержимого пролилась на пол. Мешик, стоящий слева, собирает кровь из запястья в куаушикалли. На его плече висит ритуальная сумка с копалом. Второй мешик держит в руках курильницу. Как и у первого мешика, кровь течет из его ушей и икр, попадая на пол. Однако он истязает себя с бόльшим усердием, оставляя перфоратор вонзенным в ногу.
[2] Barba L., Lazos L., Link K.F., Ortiz A., López Luján L. Arqueometría en la Casa de las Águilas // Arqueología mexicana (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM031.pdf).
[3] Barba L., Lazos L., Link K.F., Ortiz A., López Luján L. Opus cit.
[4] Barba L., Lazos L., Link K.F., Ortiz A., López Luján L. Opus cit.
[5] Aguilar-Moreno M. Aztec Art. Part 2 (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Art.pdf).
[7] Aguilar-Moreno M. Aztec Architecture (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Architecture_Part1.pdf).
[8] Aguilar-Moreno M. Aztec Architecture.
[9] Aguilar-Moreno M. Aztec Architecture.
[12] Templo Mayor. Etapas constructivas (http://www.templomayor.inah.gob.mx/images/home/tripticos/zona_arqueologica.pdf); Recinto Ceremonial. Templo Mayor (http://www.templomayor.inah.gob.mx/images/home/tripticos/recinto_ceremonial.pdf).
[14] Barba L., Lazos L., Link K.F., Ortiz A., López Luján L. Opus cit.
[15] Barba L., Lazos L., Link K.F., Ortiz A., López Luján L. Opus cit.