1.2.10.2.3. Дом орлов

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков

1.2.10. Риту­алы кро­во­пус­ка­ния, про­дол­же­ние

image0011.2.10.2.3. Дом орлов

image001Фото 1[1]. Фраг­мент рекон­струк­ци­он­ного макета цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана, выстав­лен­ного в Наци­о­наль­ном музее антро­по­ло­гии. 1 – Вели­кий храм: 1а – свя­ти­лище Тла­лока, 1b – свя­ти­лище Уици­ло­по­чтли; 2 – Дом орлов; 3 – пред­по­ло­жи­тельно Храм орлов; 4 – Дом ягу­а­ров; 5 – Храм ягу­а­ров или Храм Тес­кат­ли­поки; 6 – Вели­кое цом­пантли; 7 – Храм Кецалькоатля-Эекатля; 8 – ста­дион для игры в мяч

Дом орлов был построен в XV в. и уве­ли­чен в три раза, прежде чем был частично раз­ру­шен в 1521 г. и ока­зался под цер­ко­вью Апо­стола Сантьяго и ули­цей Хусто-Сьерра исто­ри­че­ского цен­тра Мехико. В 1981 г. были рас­ко­паны остатки зда­ния, отно­ся­щи­еся к ран­ним кон­струк­тив­ным эта­пам, кото­рые во время кон­ки­сты нахо­ди­лись под зем­лей. Его наруж­ные стены соот­вет­ствуют этапу III стро­и­тель­ства Вели­кого храма, осу­ществ­ляв­ше­гося в прав­ле­ние Ицко­атля (1427 – 1440), а внут­рен­няя струк­тура соот­вет­ствует этапу II, отно­ся­ще­гося к прав­ле­нию Ака­ма­пи­чтли, Уици­ли­уитля и Чималь­по­поки (1376 – 1427)[2]. Рас­кры­тые архео­ло­гами руины Дома орлов нахо­дятся рядом с Вели­ким хра­мом, напро­тив его север­ного фасада (фото 1, № 2).

image003Фото 2. Вид руин Дома орлов с юго-западной сто­роны[3]

Зда­ние Дома орлов (фото 2) имеет L-образную форму с раз­ме­рами при­бли­зи­тельно 52 м с востока на запад и 32 м с севера на юг. С запад­ной сто­роны у него есть два входа с лест­ни­цами. Одна из них укра­шена орли­ными голо­вами, высе­чен­ными в камне, из-за кото­рых зда­ние полу­чило свое назва­ние. Эта лест­ница ведет в пор­тик с колон­нами, соеди­нен­ный двер­ным про­емом с тремя ком­на­тами[4].

image033Фото 3. Инте­рьер ком­наты с камен­ной ска­мьей. Дом орлов, хра­мо­вый ком­плекс Тено­чтит­лана[5]

В комнате-1 Дома орлов была обна­ру­жена камен­ная ска­мья с поли­хром­ными релье­фами. Она явля­ется почти пол­ной копией ска­мьи, укра­ша­ю­щей дво­рец Кве­мадо в сто­лице толь­те­ков Туле[6]. Ска­мья Дома орлов общей дли­ной около 6 м выстро­ена вдоль стены, раз­де­ля­ю­щей комнату-1 и комнату-3, и раз­ме­щена по обе сто­роны от двер­ного проема.

image007 image011Фото 4[7]. Фраг­мент фриза с про­цес­сией вои­нов. Фото 5[8]. Цен­траль­ная часть фриза с ком­по­зи­цией, изоб­ра­жа­ю­щей цака­та­пай­олли, Тес­кат­ли­поку и одного из импе­ра­то­ров ацтеков

Боко­вые поверх­но­сти ска­мьи сфор­ми­ро­ваны из пря­мо­уголь­ных плит. На них выре­зан фриз, изоб­ра­жа­ю­щий про­цес­сию вои­нов (фото 4), иду­щих с обеих сто­рон к цен­тру ком­по­зи­ции, на кото­рой изоб­ра­жен цака­та­пай­олли (фото 5). Он пред­став­лен в виде Вос­хо­дя­щего Солнца. Справа от цака­та­пай­олли пока­зана фигура пред­по­ло­жи­тельно Тес­кат­ли­поки, а слева – одного из импе­ра­то­ров ацте­ков, воз­можно, Мон­те­сумы I[9].

image067Фото 6[10]. Одна из двух кера­ми­че­ских ста­туй воина-орла (сим­вол Вос­хо­дя­щего Солнца – ипо­стась Уици­ло­по­чтли). Музей Вели­кого храма, Мехико, Мексика

Поверх ска­мьи были раз­ме­щены сто­я­щие кера­ми­че­ские фигуры раз­ме­рами в чело­ве­че­ский рост. Две из них изоб­ра­жают воинов-орлов (фото 6), а одна – Бога мерт­вых Микт­лан­те­кутли (фото 7).

image065Фото 7[11]. Кера­ми­че­ская ста­туя Микт­лан­те­кутли. Время созда­ния: эпоха Мон­те­сумы I (1440 – 1469). Была най­дена в Доме орлов во время пятого этапа архео­ло­ги­че­ского Про­екта Вели­кого храма между 1994 и 1997 гг. Музей Вели­кого храма

При­нято счи­тать, что Дом орлов был чем-то вроде штаб-квартиры элит­ного ордена (брат­ства) воинов-орлов. Однако мек­си­кан­ские уче­ные более осто­рожны в своих суж­де­ниях. Они пред­по­ла­гают, что Дом орлов являлся риту­аль­ные зда­нием. В нем жрецы про­во­дили част­ные рели­ги­оз­ные цере­мо­нии, пред­на­зна­чен­ные для узкого круга лиц, такие, как моле­ние, духов­ное уеди­не­ние, пост и само­по­жерт­во­ва­ние. Кроме того, в нем совер­ша­лись риту­алы, свя­зан­ные с при­хо­дом к вла­сти пра­ви­те­лей меши­ков[12].

image015Фото 8. Покло­не­ние «вла­дыке смерти». Лист 76, фраг­мент. Кодекс Тудела (Códice Tudela). Инвен­тар­ный № 70400. Раз­меры: высота 21 см, ширина 15,5 см. Мате­ри­алы: бумага, нату­раль­ные пиг­менты. Дати­ровка: 1530 – 1554 гг. Место про­ис­хож­де­ния и про­из­вод­ства: Мек­сика. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[13]

Функ­ция Дома орлов была опре­де­лена на основе сви­де­тельств пост­кон­кист­ских кодек­сов, а также хими­че­ского ана­лиза веществ, сохра­нив­шихся в порах пола. Наи­боль­шее их коли­че­ство ока­за­лось сосре­до­то­чено перед глав­ным алта­рем и жаров­нями. Здесь были най­дены следы пепла, полу­чив­ше­гося в резуль­тате горе­ния веществ, кото­рые исполь­зо­ва­лись в риту­а­лах, таких, как сосна–окоте, копал, а также следы живот­ного жира и пульке. Вокруг кера­ми­че­ских скульп­тур были обна­ру­жены остатки про­те­и­нов. По мне­нию уче­ных, они ука­зы­вают на то, что скульп­туры поли­вали кро­вью. Эти дан­ные согла­су­ются с рисун­ками из Кодекса Малья­бекки и Кодекса Тудела, где жрец опро­ки­ды­вает чашу с кро­вью на фигуру Микт­лан­те­кутли[14] (фото 8).

image017Фото 9. Гипо­те­ти­че­ская рекон­струк­ция риту­аль­ных меро­при­я­тий, про­во­ди­мых перед север­ным алта­рем[15]

Науч­ная рекон­струк­ция риту­ала кро­во­пус­ка­ния в Доме орлов пока­зана на фото 9. Ритуал совер­шают два знат­ных мешика, сто­я­щих перед ска­мьей с рас­кра­шен­ными релье­фами и двумя горя­щими жаров­нями. Инстру­менты для кро­во­пус­ка­ния, воткну­тые в шар из травы, поме­щены на под­ставке в цен­тре ска­мьи. Сосуд с пульке нахо­дится у ног меши­ков. Часть его содер­жи­мого про­ли­лась на пол. Мешик, сто­я­щий слева, соби­рает кровь из запя­стья в куа­у­ши­калли. На его плече висит риту­аль­ная сумка с копа­лом. Вто­рой мешик дер­жит в руках куриль­ницу. Как и у пер­вого мешика, кровь течет из его ушей и икр, попа­дая на пол. Однако он истя­зает себя с бόль­шим усер­дием, остав­ляя пер­фо­ра­тор вон­зен­ным в ногу.

image013image015image017



[2] Barba L., Lazos L., Link K.F., Ortiz A., López Luján L. Arqueometría en la Casa de las Águilas // Arqueología mexicana (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM031.pdf).

[3] Barba L., Lazos L., Link K.F., Ortiz A., López Luján L. Opus cit.

[4] Barba L., Lazos L., Link K.F., Ortiz A., López Luján L. Opus cit.

[5] Aguilar-Moreno M. Aztec Art. Part 2 (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Art.pdf).

[8] Aguilar-Moreno M. Aztec Architecture.

[9] Aguilar-Moreno M. Aztec Architecture.

[14] Barba L., Lazos L., Link K.F., Ortiz A., López Luján L. Opus cit.

[15] Barba L., Lazos L., Link K.F., Ortiz A., López Luján L. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>