Три «души» ацтека

 1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

image001Три «души» ацтека

image009Фото 1[1]. Цере­мо­ния чело­ве­че­ского жерт­во­при­но­ше­ния в храме. Лист 70r, фраг­мент. Кодекс Малья­бекки (Codex Magliabechiano). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Magl. XIII. 3. Тип объ­екта: ману­скрипт. Время созда­ния: XVI в. Наци­о­наль­ная цен­траль­ная биб­лио­тека, Фло­рен­ция, Италия

Ацтеки питали богов неба и земли и выпла­чи­вали им свой свя­щен­ный долг в основ­ном кро­вью, кото­рую они жерт­во­вали в ходе риту­а­лов кро­во­пус­ка­ния, а также на войне и на жерт­вен­ном камне во время цере­мо­ний в храме.

image003Фото 2[2]. Скульп­тура ягу­ара с куа­у­ши­калли в зоне спины. Раз­меры: 93,5×105 см. Мате­риал: анде­зит. Время созда­ния: около 1500 г. Обна­ру­жена в 1985 г. вме­сте со скульп­ту­рой орла–куа­у­ши­калли под внут­рен­ним дво­ром дома мар­киза дель Апар­тадо на углу улиц Арген­тины и Дон­се­лес в зоне хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана (исто­ри­че­ский центр Мехико). Под домом нахо­дится Храм богини Сиуа­ко­атль. Музей Вели­кого храма, Мехико, Мек­сика[3]

Помимо крови, богам посвя­ща­лись сердца и головы при­не­сен­ных в жертву людей (по боль­шей части воен­но­плен­ных). Сердца вме­сте с кро­вью попа­дали в куа­у­ши­калли, а головы отправ­ля­лись на цом­пантли. Людям же доста­ва­лись конеч­но­сти жертв. При­го­тов­лен­ные в соот­вет­ствии со стро­гой про­це­ду­рой, они поеда­лись на риту­аль­ном пиру.

image005image007Фото 3[4]. Куа­у­ши­калли, выре­зан­ная на спине ягу­ара (фото 2). На дне изоб­ра­жены Тес­кат­ли­пока и Уици­ло­по­чтли, пою­щие песню войны. Они совер­шают ритуал кро­во­пус­ка­ния, про­ка­лы­вая уши заост­рен­ной костью. Боко­вые стенки чаши укра­шены лен­точ­ными узо­рами, вклю­ча­ю­щими в себя узор из орли­ных перьев (верх­ний ряд). Ниж­ний ряд, состо­я­щий из вол­ни­стых линий (вода) и круж­ков (дра­го­цен­но­сти), пред­став­ляет собой идео­грамму чаль­чи­уатль («дра­го­цен­ной воды») – крови. Фото 4[5]. Про­ри­совка ком­по­зи­ции на дне куа­у­ши­калли

Что же содер­жа­лось в пред­ла­га­е­мой богам пище такого, что обес­пе­чи­вало их суще­ство­ва­ние, а вме­сте с ним – незыб­ле­мость миро­зда­ния и про­дол­же­ние жизни людей на земле? Согласно пред­став­ле­ниям ацте­ков, боги пита­лись энер­ге­ти­че­скими суб­стан­ци­ями, заклю­чен­ными в физи­че­ском теле чело­века[6]. Оно счи­та­лось сосу­дом, удер­жи­ва­ю­щим в себе небес­ные силы богов, кото­рые создали людей и пра­вят ими.

image009Фото 5[7]. Раз­лич­ные души поки­дают тело умер­шего чело­века. Лист 44, фраг­мент. Кодекс Лауда (Codex Laud). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Ката­лож­ный № MS. Laud Misc. 678. Объем: 24 листа (48 стра­ниц). Фор­мат: 165×155 мм. Общая длина: около 4 м. Время изго­тов­ле­ния: XVI в. (до кон­ки­сты). Бод­ле­ан­ская биб­лио­тека Окс­форд­ского уни­вер­си­тета, Великобритания

Вслед за испан­скими мона­хами энер­ге­ти­че­ские суб­стан­ции стали назы­ваться душами. Всего их насчи­ты­ва­ется три. Это: тоналли (tonalli), тей­о­лия (teyolia) и иий­отль (ihiyotl). Основ­ное вме­сти­лище тоналли – голова, тей­о­лии – сердце, иий­отли – печень или желу­док. Все три души важны для чело­века и должны суще­ство­вать в гар­мо­нии между собой. После смерти они поки­дают тело. Души чело­века, при­не­сен­ного в жертву, при­ни­ма­ются богами как приношение.

image057Тоналли

Оста­но­вимся подроб­нее на тоналли, поскольку уче­ние о ней поз­во­ляет понять мно­гие спе­ци­фи­че­ские дей­ствия, совер­ша­е­мые участ­ни­ками риту­а­лов, свя­зан­ных с чело­ве­че­скими жертвоприношениями.

Слово «тоналли» (tonalli) с нау­атля пере­во­дится[8] как «день, судьба» и отра­жает пред­став­ле­ние о том, что от тоналли зави­сит судьба чело­века, кото­рая опре­де­ля­ется жре­цами по дню его рож­де­ния. Тоналли пере­во­дится также как «тепло солнца» и озна­чает сол­неч­ный свет дня, жиз­нен­ную энер­гию, кото­рую, согласно одной из трак­то­вок, даро­вали чело­веку пер­вые боги Оме­те­кутли и Оме­си­уатль. Они вдох­нули тоналли в ребенка и зажгли огонь в его груди.

Тоналли нахо­дится в род­нич­ко­вой зоне черепа и в воло­сах, рас­ту­щих на этой зоне. Кроме того, она при­сут­ствует в крови, кото­рая, дви­га­ясь по всему телу чело­века, содер­жит в себе также души сердца и печени. Поэтому малую жертву энер­ге­ти­че­ских суб­стан­ций богам чело­век может при­не­сти, совер­шая ритуал кро­во­пус­ка­ния. Боль­шая жертва посту­пает богам, когда кровь жерт­ву­ется вме­сте с жиз­нью чело­века, умерщ­вля­е­мого жре­цом на жерт­вен­ном камне.

Душа сердца и душа печени поки­дают чело­века только после его смерти. Тоналли же может выхо­дить на время из чело­ве­че­ского тела, напри­мер, во время ноч­ного сна или во время чиха­ния, зева­ния, испуга. Волосы, рас­ту­щие на голове в зоне род­ничка, не поз­во­ляют ей поки­нуть тело навсе­гда. Вме­сте с тем они явля­ются одним из вме­сти­лищ тоналли.

image001Фото 6. Неса­у­аль­пилли (Nezahualpilli – «Постя­щийся Принц», 1463 – 1515 гг.) – тла­то­ани Тес­коко в 1472 – 1515 гг. Сын тла­то­ани Неса­у­аль­кой­отля. Лист 108r, фраг­мент. Кодекс Ишт­лиль­шо­читля (Codex Ixtlilxochitl). Тип объ­екта: ману­скрипт. Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный № Mexicain 65–71. Раз­меры листа: 21×31 см. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Объем: 122 листа. Язык: испан­ский. Дата созда­ния: 1550 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж[9]

О том, какое зна­че­ние ацтеки при­да­вали воло­сам на род­нич­ко­вой зоне, сви­де­тель­ствует «порт­рет» Неса­у­аль­пилли – пра­ви­теля Тес­коко в 1472 – 1515 гг. (фото 6). Он носит корот­кую стрижку, модель кото­рой соот­вет­ствует рангу тла­то­ани. При этом прядь волос, рас­ту­щих на род­ничке, имеет бόль­шую длину, нежели все осталь­ные. Она пере­вита крас­ным шну­ром, к кон­цам кото­рого при­вя­заны укра­ше­ния из дра­го­цен­ных перьев кецаля и дру­гих птиц. Этот декор для волос назы­ва­ется кеца­ль­лаль­пи­лон (quetzallalpilon) и счи­та­ется зна­ком самого высо­кого ста­туса персоны.

Пред­став­ле­ние о том, что волосы на род­нич­ко­вой зоне явля­ются вме­сти­ли­щем тоналли, лежало в основе риту­аль­ных дей­ствий вои­нов при пле­не­нии врага на поле боя и затем перед жерт­во­при­но­ше­нием плен­ника в храме.

image011Фото 7[10]. Тема­ла­катль импе­ра­тора Тисока. Раз­меры: диа­метр 2,65 м, высота 93 см. Вес: 9500 кг. Мате­риал и тех­ника: базальт, резьба. Куль­тура ацте­ков. Время и место созда­ния: 1485 г., город Тено­чтит­лан, сто­лица Ацтек­ской импе­рии. Най­ден во время экс­пе­ди­ции Музея Пибоди в марте 1879 г. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико

Ритуал пле­не­ния врага в ико­но­гра­фии ацте­ков имеет свой изоб­ра­зи­тель­ный канон, кото­рый одно­вре­менно явля­ется идео­грам­мой этого собы­тия. Ком­по­зи­ция обычно вклю­чает в себя пару вои­нов – побе­ди­теля и побеж­ден­ного. При этом побе­ди­тель дер­жит за волосы сво­его плен­ника, заби­рая у него тоналли.

image011Фото 8[11]. Тема­ла­катль импе­ра­тора Мон­те­сумы I с изоб­ра­же­нием побед над вой­сками 11 земель. Раз­меры: высота 7,1 м, диа­метр 22,5 м. Мате­риал и тех­ника: моно­лит из базальта, резьба. Дата созда­ния: 1440/1481 г. Обна­ру­жен в 1988 г. в исто­ри­че­ском цен­тре Мехико под Двор­цом архи­епи­скопа, постро­ен­ным над руи­нами доис­пан­ского храма в южной части цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана, кото­рый был посвя­щен Тес­кат­ли­поке. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико

На тема­ла­кат­лях импе­ра­то­ров Тисока (фото 7) и Мон­те­сумы I (фото 8 и 9), где изоб­ра­жены правители-воины в обра­зах богов, плен­ник почти равен по ста­тусу воину, захва­тив­шему его. Поэтому он про­дол­жает сто­ять перед побе­ди­те­лем, лишь слегка накло­нив голову.

image017Фото 9[12]. Фраг­мент тема­ла­катля импе­ра­тора Мон­те­сумы I

На мини­а­тю­рах, пока­зы­ва­ю­щих ритуал пле­не­ния в Кодексе Мен­досы, изоб­ра­жены не боги, а люди. Поэтому плен­ник пока­зан на них в позе покор­но­сти. Напри­мер, побеж­ден­ный враг из города-государства Уэшот­цинко в долине Пуэблы, нари­со­ван при­се­да­ю­щим перед доб­лест­ным меши­ком, схва­тив­шим его за волосы (фото 10). Мешик на дан­ной мини­а­тюре пред­став­лен как элит­ный воин-жрец в доспехе гор­ного льва (пумы), с рос­кош­ным щитом, ста­тус­ным укра­ше­нием для волос – кеца­ль­лаль­пи­ло­ном и с сан­да­ли­ями на ногах. Фигура плен­ника имеет мень­шие раз­меры, нежели фигура побе­ди­теля. Это, несо­мненно, должно было при­ни­жать его в гла­зах чело­века, читав­шего кодекс, как и босые ноги пер­со­нажа, неукра­шен­ный щит и про­стой матер­ча­тый доспех-рубашка из сте­га­ного хлопка. Они выдают в нем сол­дата низ­шего уровня, каким только и может быть пре­зрен­ный житель городов-государств долины Пуэблы, с кото­рыми Трой­ствен­ный союз вел цве­точ­ные войны.

image015Фото 10[13]. Воин-жрец высо­кого ранга в доспехе гор­ного льва, кото­рый даро­вался за то, что воин захва­тил в бою шесть плен­ни­ков. Лист 65r, фраг­мент. Кодекс Мен­досы (Códice Mendocino). Тип объ­екта: ману­скрипт. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Язык: нау­атль, испан­ский. Время созда­ния: 1547 г. Бод­ле­ан­ская биб­лио­тека Окс­форд­ского уни­вер­си­тета, Великобритания

В ходе риту­ала пле­не­ния побе­ди­тель, схва­тив побеж­ден­ного за волосы, видимо, не только заби­рал у него часть тоналли, но и обо­зна­чал свои дей­ствия перед цере­мо­нией в храме. Перед жерт­во­при­но­ше­нием он отре­зал у сво­его плен­ника те волосы на макушке, кото­рые в момент пле­не­ния дер­жал рукой. Таким обра­зом воин осво­бож­дал тоналли, поз­во­ляя ей поки­нуть тело чело­века до его смерти, и заби­рал еще одну ее часть себе, а вме­сте с ней жиз­нен­ную силу и отвагу врага.

«Нако­нец про­ис­хо­дит жерт­вен­ная казнь несколь­ких тысяч чело­век, взя­тых в плен во время послед­ней интро­ни­за­ци­он­ной войны или содер­жав­шихся в резерве с более дав­них вре­мен, – пишет Мишель Гро­лиш, рас­ска­зы­вая о коро­на­ции Мон­те­сумы II. – В пред­ше­ству­ю­щую ночь они, как и пола­га­лось, бодр­ство­вали, каж­дый – в обще­стве того, кто взял его в плен. В пол­ночь их «хозяин» обре­зал им волосы на вер­хушке головы, при­об­ре­тая тем самым их славу и поз­во­ляя их душам поки­нуть тело»[14].

Между тем Бер­нар­дино де Саа­гун дает несколько иную инфор­ма­цию, кото­рая содер­жится в его «Все­об­щей исто­рии вещей Новой Испа­нии» в главе, посвя­щен­ной Тла­ка­ши­пе­уа­лицтли. Основ­ные цере­мо­нии этого празд­ника про­хо­дили в послед­ние два дня месяца с тем же назва­нием. Нака­нуне каж­дого из них совер­ша­лось молит­вен­ное бде­ние, кото­рое про­дол­жа­лось почти всю ночь. «…И бодр­ство­вали почти всю ночь те, кто дол­жен был уме­реть, в доме, кото­рый они назы­вали каль­пулько. Здесь им вырвали волосы из сере­дины макушки головы; они совер­шали эту цере­мо­нию у огня, – сооб­щает Саа­гун. – Это дела­лось в пол­ночь, когда они имели обык­но­ве­ние извле­кать кровь из ушей, чтобы пожерт­во­вать богам, что они все­гда делали в пол­ночь»[15]. Волосы с макушки головы они хра­нили как релик­вии. То есть, согласно Саа­гуну, волосы не отстри­гали, а выры­вали (arrancaban). Но кто их выры­вал и хра­нил как релик­вии – хозя­ева плен­ни­ков или жрецы, – он не уточняет.

image019 image021Фото 11[16]. Гос­по­дин 8 Олень берет в плен гос­по­дина 4 Ветер. Стра­ница 89, фраг­мент (копия). Кодекс Зуш–Натолл (Codex Zouche-Nuttall). Музей­ный № Am1902,0308.1. Тип доку­мента: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Мате­ри­алы: оле­нья кожа, краска. Раз­меры стра­ницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 113,5 см. Культура/период: миш­тек­ская. Дата: 1200 – 1521 гг. Бри­тан­ский музей. Фото 12[17]. Гос­по­дин 10 Дождь совер­шает ритуал обез­глав­ли­ва­ния. Стра­ница 22, фраг­мент. Кодекс Зуш–Натолл

Кодекс Зуш–Натолл (1200 – 1521) ука­зы­вает на то, что миш­теки раз­де­ляли пред­став­ле­ния ацте­ков о тоналли. На фраг­менте стра­ницы 89 кодекса нари­со­ван гос­по­дин 8 Олень, кото­рый пле­няет гос­по­дина 4 Ветер, схва­тив его за волосы (фото 11). Фраг­мент стра­ницы 22 пока­зы­вает гос­по­дина 10 Дождь, совер­ша­ю­щего ритуал обез­глав­ли­ва­ния (фото 12). Оче­видно, что он дер­жит длин­ную прядь волос отсе­чен­ной головы не одной рукой, как это часто изоб­ра­жа­ется, а обе­ими руками, чтобы полу­чить больше тоналли.

image017Фото 13[18]. Стела № 15, изоб­ра­жа­ю­щая сцену взя­тия в плен. Мате­риал: камень. Куль­тура майя, Клас­си­че­ский период, 600 – 800 гг. Место находки: город Йаш­чи­лан, штат Чья­пас, Мек­сика. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико

Сцену риту­аль­ного пле­не­ния врага можно видеть также на стеле № 15 (фото 13), обна­ру­жен­ной при рас­коп­ках города Йаш­чи­лана. Он нахо­дится в штате Чья­пас, Мек­сика, и отно­сится к куль­туре майя клас­си­че­ского пери­ода (600 – 800). Стела сви­де­тель­ствует о том, что дан­ный обы­чай суще­ство­вал в Месо­аме­рике задолго до появ­ле­ния ацте­ков на исто­ри­че­ской арене и был уна­сле­до­ван ими от более древ­них куль­тур так же, как идео­ло­гия и прак­тика чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний и кро­во­пус­ка­ния. Согласно пред­став­ле­ниям майя, кровь была мощ­ным источ­ни­ком свя­щен­ных суб­стан­ций (k’uh), кото­рые были необ­хо­димы, чтобы питать и под­дер­жи­вать богов. «Вели­чай­шим источ­ни­ком k’uh для майя – писал аме­ри­кан­ский архео­лог и май­я­нист Роберт Шерер (1940 – 2012), – была сама жизнь, и, как след­ствие, жерт­вой самого доро­гого было при­не­се­ние жизни чело­ве­че­ского суще­ства богам. Таким обра­зом, наи­бо­лее зна­чи­тель­ные и важ­ные риту­алы были освя­щены чело­ве­че­скими жерт­вами»[19].

image019Фото 14. Фраг­менты цом­пантли, най­ден­ные при рас­коп­ках Вели­кого цом­пантли на тер­ри­то­рии цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана. Музей Вели­кого храма Тено­чтит­лана, Мехико[20]

У ацте­ков головы при­не­сен­ных в жертву доб­лест­ных вои­нов – вра­же­ских офи­це­ров – поме­ща­лись в цере­мо­ни­аль­ном ком­плексе на цом­пантли, веро­ятно, в каче­стве сосу­дов, еще хра­ня­щих тоналли. Об этот гово­рит тот факт, что головы плен­ных вои­нов были выс­шей награ­дой для города, кото­рый исполь­зо­вал их в цере­мо­ни­аль­ных целях.

При­ме­ча­тельно, что слово «tzompantli» про­ис­хо­дит от двух слов: «tzontli» – «волосы, шеве­люра (волосы на голове)» и «pantli» – «флаг, ряды»[21]. То есть дословно «цом­пантли» пере­во­дится как «ряды/флаги из шеве­люр». А зна­чит, чем больше голов (фла­гов, зна­ков жерт­во­при­но­ше­ний) было накоп­лено на цом­пантли, тем мно­го­чис­лен­ней, весо­мей были жерт­во­при­но­ше­ния богам в дан­ном храме, с одной сто­роны, и тем больше в этом храме было сосре­до­то­чено боже­ствен­ной энер­гии – с другой.

image057Тей­о­лия

Тей­о­лия пре­бы­вает в сердце и неот­де­лима от живого тела. Она также явля­ется боже­ствен­ным огнем, кото­рый ожив­ляет людей, под­дер­жи­вает и при­дает энер­гию и форму их чув­ствам и мыс­лям. Чело­век мог уве­ли­чить коли­че­ство этой энер­гии, совер­шая подвиги на войне, доби­ва­ясь боль­ших успе­хов в сфере искус­ства или управ­ле­ния. Жрецы, худож­ники, а также муж­чины и жен­щины, кото­рые оли­це­тво­ряли божеств во время фести­ва­лей, счи­та­лись живыми пере­дат­чи­ками тей­о­лии, даром богу от города.

image021Фото 15. Куа­у­ши­калли в форме сосуда для пульке. На гор­лышке выре­заны ряды сти­ли­зо­ван­ных изоб­ра­же­ний 1) сер­дец, 2) перьев, 3) рако­вин, 4) неф­рита. На тулове поме­щен сол­неч­ный диск. В его цен­тре нахо­дится знак Науи Оллин (Четыре Дви­же­ние) – сим­вол Пятого Солнца – эпохи, в кото­рой жили ацтеки. Музей­ный № Am,+.6185. Раз­меры: высота 56,4 см, диа­метр 35,9 см. Мате­риал: базальт. Культура/период: ацтек­ский. Дата: около 1500 г. Раскопки/Место находки: Пуэбла (Север­ная и Южная Аме­рика, Мек­сика, штат Пуэбла). Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия[22]

После смерти тей­о­лия, как и тоналли, оста­ется рядом с телом четыре дня. Затем тей­о­лия чело­века, умер­шего своей смер­тью, начи­нает путе­ше­ствие в Микт­лан. Тей­о­лия чело­века, умер­шего на войне или на жерт­вен­ном камне, отправ­ля­ется на «небо Солнца» (nepantla tonatiuh), где она пре­вра­ща­ется в птиц. Это соот­вет­ство­вало вере ацте­ков в то, что, пред­ла­гая чело­ве­че­ские сердца посред­ством жерт­во­при­но­ше­ний, они уве­ли­чи­вают запас энер­гии, достав­ля­е­мой богам Солнца.

image057Иий­отль

Иий­отль пред­став­ляет собой неви­ди­мую энер­гию, кото­рая зани­мает область печени или желудка и содер­жит страсть и агрес­сию. Она нахо­дится в телес­ном воз­духе, кото­рый чело­век вдох­нул или выдох­нул, и исполь­зу­ется для закли­на­ний. При этом иий­отль поз­во­ляет жрецу поло­жи­тельно или отри­ца­тельно вли­ять на здо­ро­вье и жизнь чело­века, живот­ных и рас­те­ний, а также на ход событий.

 



[5] Ива­нов Д.В. Ико­но­гра­фия Тес­кат­ли­поки (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/ikonografijateskatlipoki.shtml).

[6] Источ­ники: Aguilar-Moreno M. Handbook to Life in the Aztec World. New York: Oxford University Press, 2006 (https://books.google.ru/); Tonalli (https://en.wikipedia.org/wiki/Tonalli); Teyolía (https://en.wikipedia.org/wiki/Teyolía).

[14] Гро­лиш М. Мон­те­сума / Пере­вод с фран­цуз­ского Н.М. Куки­ева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=22).

[15] Sahagún, Bernardino de. Historia general de las cosas de Nueva España. Segundo Libro, capitulo XXI // Internet Archive, n 79122689 (https://archive.org/stream/b29827620_0001#page/122/mode/2up).

[16] Pohl J. Mesoamerica. Ancient Books: Mixtec Group Codices (http://www.famsi.org/research/pohl/jpcodices/pohlmixtec4.html).

[17] http://www.famsi.org/research/graz/zouche_nuttall/img_page22.html

[19] Sharer R.J., Traxler L.P. The Ancient Maya. 6th ed. Stanford: Stanford University Press, 2006 (https://books.google.ru/).

[20] https://phillipward.blog/category/travel/#jp-carousel-1579

[21] Gran Diccionario Náhuatl [en línea]. Universidad Nacional Autónoma de México (http://www.gdn.unam.mx).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>