4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
4.3. Грибы на камнерезных изображениях ацтеков: Статуя Шочипилли,
окончание
Фото 1. Грибные цветы на предплечье и колене статуи
Все грибные орнаменты, расположенные как на теле статуи, так и на ее постаменте, в тексте комментария Музея Гетти названы грибными цветами (Mushroom Flowers). Как можно видеть на фото 1, где показаны грибные цветы на колене и предплечье Шочипилли, они действительно скомпонованы как цветок, верхние лепестки которого лежат поверх нижних. В комментарии говорится следующее: «Эти мотивы, похожие на цветы, могут представлять группу галлюциногенных грибов, или «плоть богов» (teonanacatl). Они использовались элитными членами общества в ритуалах гадания и религиозного общения».
Между тем существует миниатюра, которая заставляет сомневаться в том, что композиции на статуе Шочипилли показывают именно грибы. Она размещена в нижней части иллюстрации к тексту на листе 250r (на фото слева[1]) из книги Бернардино де Саагуна «Первые записки» (Primeros memoriales), созданной им в 1558 – 1561 гг.
Иллюстрация состоит из трех частей и посвящена трем следующим друг за другом календарным праздникам ацтеков[2]. Рассказы о них записаны согласно ацтекскому принципу чтения и письма. Поэтом их нужно читать снизу вверх и справа налево. В верхней части нарисован праздник Атлькауало («Прекращение вод») в честь богов дождя (тлалоков). Здесь мы видим шествие, возглавляемое тремя жрецами в голубых плащах. За ними идут представители знати в белых плащах с бумажными флагами и сонахами в руках. Процессия следует к храму на вершине горы. Там ребенок, которого несет на спине один из жрецов, будет принесен в жертву.
В средней части изображен праздник Тлакашипеуалицтли («Свежевание людей»). Он предусматривал жертвоприношение пленных воинов, которые вначале должны были участвовать в так называемых гладиаторских боях, будучи привязанными к темалакатлю (сцена в правом верхнем углу). После жертвоприношения с пленника снимали кожу (сцена в левом верхнем углу). Все эти ритуальные действия предположительно сопровождались приемом специальных препаратов. Они должны были воодушевлять воинов в бою и делать их смерть на жертвенном камне цветочной, т.е. блаженной, усиливая чувство того, что они жертвуют жизнь богам и сами станут богами в момент смерти. Это предположение, казалось, подтверждается рисунком растений в нижней части иллюстрации, где, на мой взгляд, записан состав такого снадобья.
Слева от растений в перечеркнутом прямоугольнике художник изобразил четыре свернувшиеся клубком змеи, а рядом с ними – одну ползущую гремучую змею. Так он, видимо, дает нам понять, что все они ядовитые. Этот рисунок со змеями, думается, служит предупреждением о том, что снадобье, состав которого записан рядом, при несоблюдении пропорций и неправильном употреблении так же ядовито, как яд четырех гремучих змей. Можно сделать и другой вывод: данное снадобье предназначалось только для жертв. Среди растений, представленных на рисунке, мне знаком лишь цветок Инки (первый справа в нижнем ряду). Грибов между них нет. Следовательно, можно было бы заключить, что они не употреблялись в центре империи в ходе ритуалов, связанных с человеческими жертвоприношениями. Однако, как оказалось, рассматриваемая третья часть миниатюры из «Первых записок» относится к празднику Тоцоцонтли («Малое бдение»), и на ней изображено приношение цветов и жареных змей[2a].
Рисунок, который заставляет сомневаться в том, что композиции на статуе Шочипилли показывают именно грибы, помещен справа в верхнем ряду. Это – изображение цветка или напоминающей цветок семенной коробочки вьюнка с лепестками своей раскрывшейся оболочки. Цветок (коробочка) является копией грибного цветка статуи Шочипилли (на фото справа). То, как рисунок цветка раскрашен на миниатюре, никак не позволяет назвать его композицией из грибов.
Однако следует признать, что резчик на статуе Шочипилли придал лепесткам форму именно гриба, очертив ножку и нижнюю часть шляпки. То есть и в данном случае, вероятно, нужно говорить о двойной символике фигур, которая свойственна композиции каменной головы Майяуэль. Только там гриб скрывается под видом листа, а здесь – лепестка. Возможно, резчик желал в тайне отдать должное священному грибу, которому он поклонялся, изобразив его на скульптуре Бога цветов. Другими словами, он хотел приравнять культ грибов к культу цветов и сделать Шочипилли не только принцем цветов, но и принцем грибов.
Фото 2[3]. Архитектурный элемент. Каталожный № 11.0−08923. Высота: 38,90 см. Вес: 19,00 г. Культура: Чалько. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика. Фото 3[4]. Архитектурный элемент. Каталожный № 11.0−04713. Высота: 29,60 см. Толщина: 5,20 см. Вес: 7,00 г. Культура: Чалько. Национальный музей антропологии
Более открыто изобразить грибы на статуе Шочипилли, скорее всего, было невозможно, поскольку статуя должна была стать идолом этого бога в одном из храмов провинции Чалько, которая была завоевана ацтеками еще в правление Ицкоатля (1427 – 1440). А в столице Ацтекской империи, расположенной в Мексиканской долине, было принято поклоняться не грибам, а священным цветам. Прием скрытого изображения гриба, видимо, был применен скульпторами, работавшими в провинции Чалько, только на цветах статуи Шочипилли. На двух других дошедших до нас каменных цветах из Чалько (фото 2 и 3) изображены почти такие же фигуры с двумя зеркально отраженными завитками. Но очевидного сходства с грибами у них нет.
Фото 4. Статуя Шочипилли, заснятая в профиль
На постаменте статуи (фото 4) вырезаны самые крупные грибные композиции, которые, несомненно, имеют сходство с грибными цветами на теле Шочипилли. Однако их грибы различаются по форме шляпок. В «цветах» на постаменте шляпка колоколообразная, а в «цветах» на теле – более плоская. Таким образом, если считать лепесток вьюнка на левом боку Шочипилли грибом с остроконечной шляпкой (на фото слева), всего на статуе представлены стилизованные изображения трех видов грибов. Очевидно, что художник на них показал продольный срез плодового тела гриба (как в Венском мексиканском кодексе – на фото справа). Иначе завитки шляпок были бы не видны. Поэтому можно предположить, что в рецепте речь идет о сушеных грибах.
Какие именно грибы показаны на статуе Шочипилли, остается только гадать, поскольку на изображениях они сильно стилизованы. Поэтому привязать их к какому-либо виду известных на сегодняшний день опьяняющих грибов, например Psilocybe Aztecorum Heim, с уверенностью нельзя. Так, даже «дети вод», которых Р. Хейм зарисовал растущими в траве на вулкане Попокатепетле (фото 5), мало похожи на грибы статуи Шочипилли. Исключение составляет молоденький гриб, нарисованный вторым слева. К тому же, на статуе вырезано три вида грибов. Правильнее всего было бы именовать их просто священными грибами – теонанакатлями.
Фото 5. Грибы, названные ацтеками «детьми вод», Psilocybe Aztecorum Heim. Растут в траве на вулкане Попокатепетле. Акварель миколога Р. Хейма с комментариями Р.-Г. Вассона из его статьи «В поисках священного гриба»[5]
В нижней части грибной цветок постамента содержит изображение существа, которое, судя по крыльям и характерному тельцу, является бабочкой. Напомню, что, по мнению британских ученых, в качестве компаньонов Шочикецаль (богини красоты, цветов, любви, искусств, сестры Шочипилли, одной из жен Тлалока) и самого Шочипилли бабочки представляют темы удовольствия и изобилия на предметах искусства ацтеков. И действительно композиция с бабочкой, несущей на своих крыльях «грибной цветок», весьма напоминает рог изобилия. Кроме того, она является символом смерти и возрождения.
Фото 6. Задняя сторона постамента
Примечательно, что бабочки на постаменте снабжены атрибутами Тлалока. Это – нечто вроде закрученных вниз усов и длинные змеиные зубы. «Усы» Тлалока на миниатюрах кодексов часто напоминают хобот (фото 7). На некоторых скульптурных изображениях они представлены как наригера. Существует мнение, что «усы» Тлалока являются его верхней губой – символом входа в пещеру, которая сообщается с Подземным миром[6].
Фото 7[7]. Лист 44r, фрагмент. Кодекс Мальябекки (Codex Magliabechiano). Идентификационный № Magl. XIII. 3. Тип документа: манускрипт. Время создания: XVI в. Факсимильное издание Жозефа-Флоримона герцога де Луба, 1904 г., Париж. Место хранения оригинала: Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия
На задней грани постамента (со стороны спины Шочипилли) бабочки вырезаны слева и справа от грибного венка (фото 6). На трех других гранях постамента бабочки заменены двумя группами из четырех кружков (см. фото 4), которые в сумме составляют число 8. Умножаем его на 3 – число поверхностей и получаем то же число 24, которое записано не менее трех раз на головной накидке Шочипилли (см. далее).
Из кружков также составлен бордюр, который пущен по верхнему краю постамента. При этом на разных гранях количество кружков разное. Примечательно, что кружок с точкой посередине является также знаком драгоценности. Под бордюром из кружков вырезана волнообразная линия, которая в древних культурах обычно обозначает текущую воду (реку, ручей), а также волны моря. Таким образом, композицию верхней части пьедестала можно трактовать как текст, говорящий о драгоценном напитке блаженства. На фото 6 хорошо видно, что в верхней части пьедестала сделано прямоугольное углубление, в котором сидит Шочипилли. Возможно, оно было заполнено жидкостью, скажем водой, или драгоценными камнями цвета воды, например нефритом. Это предавало пьедесталу вид сосуда, наполненного священным напитком, а также символизировало воды, в которые погружается закатное солнце (Шочипилли).
Что обозначает меандровый узор, вырезанный на нижней части пьедестала, мне неизвестно. Однако его четкие прямые лини и углы говорят о том, что с его помощью изображено не создание природы, а нечто рукотворное, например, архитектурное сооружение, скорее всего храм. Если осмысливать композицию граней пьедестала в целом, то можно предположить еще одну ее трактовку. Композиция символизирует солнце на закате (грибной венок), уходящее под воду, в Подземный мир, и снова возвращающееся на небо на крыльях бабочки.
Пиктографический текст головной накидки
Что касается рецепта, то основной его текст, как мне представляется, записан на головной накидке Шочипилли (фото 8). Тексту рецепта соответствует грань постамента, где показана композиция, включающая в себя двух бабочек. Очевидно, что их следует читать как части одного текста, одной страницы, которая вместе с другими составляет послание скульптуры Шочипилли. То, что страница с рецептом помещена на задней стороне статуи, видимо, нельзя назвать случайностью. В святилище ее могли видеть только жрецы храма. Следовательно, текст этой страницы держался в тайне.
Фото 8. Головная накидка Шочипилли с рецептами снадобий
Рецепт записан с помощью системы счисления, которая произошла от той, что применяли майя и унаследовали миштеки. Они использовали всего лишь три символа: точку (кружок), обозначающую единицу, горизонтальную черту, обозначающую цифру 5, и стилизованное изображение раковины, обозначающее ноль[8]. Однако на статуе Шочипилли вместо горизонтальных вырезаны вертикальные линии. Такие же вертикальные линии наряду с горизонтальными можно видеть на страницах Кодекса Фейервари-Майера, который относится к книгам, созданным в стиле Миштека-Пуэбла, и входит в Группу Борджиа. Выдающийся немецкий этноисторик и антрополог Эдуард-Георг Зейлер (Eduard Georg Seler, 1849 – 1922) в постраничных комментариях к Кодексу Фейервари-Майера[9] определил вертикальную черту как символ числа 5. Ацтеки в своей системе счисления черту не использовали.
Судя по тому, что совокупность глифов чисел, вырезанных в верхней части головной накидки, отделена пустым пространством от той, что вырезана на ее нижней части, на накидке записаны, по крайней мере, два рецепта. В верхней части изображено головное украшение Шочипилли, через которое пропущены три ленты (пряди волос?), заканчивающиеся стилизованными перьями. Насколько можно понять по фотографии, на украшении показан один гриб, а справа от него вырезан один кружок – число 1. Ниже три раза (в трех рядах) повторено число 24 – четыре кружка и четыре палочки (1×4)+(5×4) = 24. Возможно, эти числа относятся к количеству грибов. Поскольку художник показал продольный срез плодового тела гриба, можно предположить, что в рецепте имеются в виду сушеные грибы. На нижней части накидки, которая закрывает спину, записано число 28 (или 24 и 4).
Грибы на статуе выполнены с использованием стиля завитков. Соответственно в изобразительном плане они более всего похожи на те, которые покрывают склоны миштекских гор на миниатюрах страниц Кодекса Зуш-Наттолл и Венского мексиканского кодекса. И, кстати, грибные цветы на статуе расположены практически на тех же местах, что и двойной завиток (предполагаемый гриб) на фигурах Людей Камня (голова, колени, руки) в Кодексе Зуш-Наттолл.
Таким образом, двойной завиток в изображении гриба связывает резьбу статуи Шочипилли с миштеками, в кодексах которых обнаруживаются наиболее четко выраженные свидетельства развитого культа грибов. А тот факт, что глифы чисел, помещенные на накидке Шочипилли, соответствуют системе счисления, схожей с той, что использовали майя и миштеки, позволяет с некоторой долей вероятности отнести статую к стилю Миштека-Пуэбла.
На пиктограммах кодексов этого стиля присутствие грибов также завуалировано. Они показаны как листья священного древа Тамоанчана. Между тем пиктограммы статуи Шочипилли выявляют еще бόльшие уступки религиозной идеологии центра Ацтекской империи – Мешико-Теночтитлана. Согласно представлениям ацтеков-мешиков, на древе Тамоанчана росли не листья, а цветы. С ними мастер, работавший в Тлальманалько, и связал грибы, изобразив их в качестве лепестков.
С учетом великолепной техники скульптора статуи Шочипилли и высокого художественного уровня его произведения можно предположить, что он, скорее всего, происходил из Миштеки, которая славилась своей роскошной керамикой, скульптурой, мозаичными изделиями и др. Оттуда он и был доставлен в центр империи в счет уплаты дани с завоеванных территорий этого царства. Своих мастеров такого класса у Теночтитлана и его союзников не было. Всю мощь созданной ими цивилизации мешики направили на ведение священной войны. Поэтому они не имели ни возможности, ни желания развивать отечественные художественные ремесла. Тем более что предметы искусства или мастеров, которые эти предметы изготавливали, всегда можно было взять у покоренных народов в качестве военных трофеев или дани.
[2] Primeros Memoriales by Bernardino de Sahagún. Paleography of Nahuatl text and English transcription by Thelma D. Sullivan. University of Oklahoma Press, 1997 (https://books.google.ru/books?id=nH_P1Gn1twwC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false).
[2a] Primeros Memoriales by Bernardino de Sahagún.
[5] Wasson R.G. Seeking the magic mushroom // Life. 13 May 1957 (https://books.google.ru/books?id=Jj8EAAAAMBAJ&pg=PA101&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false).
[7] http://www.famsi.org/research/loubat/Magliabecchiano/page_44r.jpg
[8] Ко М. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. М.: Центрполиграф, 2007 (http://historylib.org/historybooks/Maykl-Ko_Mayya–Ischeznuvshaya-tsivilizatsiya-legendy-i-fakty-/13).
[9] Codex Fejérváry-Mayer. Page by Page Commentary by Dr. Eduard Seler in German (PDF) (http://www.famsi.org/spanish/research/loubat/Booklets/Seler_Fejervary_Plates.pdf).