4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
4.2. Грибы в доиспанских пиктографических кодексах
4.2.2. Миштекская группа
Кодекс Зуш-Наттолл, окончание
На реверсе Кодекса Зуш-Наттолл, который был создан на сто лет раньше аверса, я не обнаружила ни одного изображения грибных жезлов. Напомню, что на реверсе записана жизнь миштекского царя по имени 8 Олень, Коготь Ягуара, который правил Тилантонго и большой частью Миштеки.
Фото 1. Бракосочетание госпожи 3 Кремень (дочери) и господина 12 Ветер, Глаза, Который Дымит. Разворот страниц 20 и 19 аверса
Для пиктографического текста реверса в сравнении с текстом аверса характерен гораздо более простой язык. Его авторы в основном сосредоточились на изложении событий жизни господина 8 Олень, Когтя Ягуара, и, видимо, не сочли нужным обосновывать поступки этого успешного завоевателя и его право на царствование с помощью мифов и их символики. Они используют для каждого эпизода небольшие идеограммы, разделенные между собой вертикальными линиями. В отличие от мастеров, создавших реверс, художники аверса не создают многосложных текстов, как, например, картина бракосочетания госпожи 3 Кремень (дочери) и господина 12 Ветер, Глаза, Который Дымит (фото 1), которая наполнена глубоким символическим смыслом. В руках персонажей реверса, как правило, мы не увидим не только грибных, но и каких-либо других жезлов, только оружие. А чаще всего они изображаются с пустыми руками, которыми жестикулируют или держат скрещенными на груди. Исключение составляют страницы 55 – 57 (у Ф. Андерса – 50 – 52), которые посвящены паломничеству господина 8 Олень, Когтя Ягуара, по священным местам.
Фото 2[1]. Страница 55
На странице 55 (фото 2) изображено начало этого паломничества, когда в год 7 Дом (1097 г.) «господин 8 Олень, Коготь Ягуара, в качестве Огненного Змея и Носителя Раковины [огненного шара и жреца–науаля, как называл его народ] (9), пошел совершать религиозное поклонение с пальмовыми листьями и приношением из бусин нефрита». В Храме Неба (4) на Скале Птицы (5), господин 8 Олень, Коготь Ягуара (6), «посвятил стрелы своих завоеваний богам и пожертвовал оленей». Затем он посетил Гору Царя (7) и Гору Ягуара (8). «Его приняли и принесли ему клятву верности господин Ягуар, Который Пьет Кровь (1), и господин Стрела (2), одетые как жрецы, которые поднесли ему перепелку на розетке и предложили ему огонь с факелом, в день 1 Ящерица, в первый день календаря, перед Храмом Смерти (3), который символизирует юг миштекского региона». Господин 8 Олень (9) и господин Ягуар (1), исполняющий функции жреца, держат пальмовый лист. Он напоминает пальмовый жезл, который присутствует на страницах аверса, а на страницах реверса больше нигде не появляется.
Предмет, который находится в руке у господина 8 Олень, Когтя Ягуара (6), в сцене жертвоприношения оленя, представляет собой не грибной жезл с круглыми шляпками, как может показаться, а пучок стрел. Между тем по контуру священных гор (5, 7, 8) на странице 55, как и на страницах аверса, изображены пары зеркально отраженных завитков, которые ассоциируются с растущими на склонах этих гор грибами.
Фото 3[2]. Страница 56
Страница 56 (фото 3) продолжает рассказ о паломничестве господина 8 Олень, Когтя Ягуара (4). В сопровождении своего старшего брата – господина 12 Движение, Кровавого Ягуара (5), он посетил богиню – госпожу 9 Тростник, Ту у Которой Волосы Сплетены со Змеями, Ту, у Которой Юбка из Кремневых Ножей (1), восседающую на Горе Крови (2). Затем братья отправились к Реке Неглазурованного Горшочка (6), Горе Рыбы (7), Горе Говорящего Дерева (8) и Горе Многоцветного Кольца (9). На следующий день господин 8 Олень, Коготь Ягуара (10), воссел на камне на Темной Скале (11).
На странице 56, как и на предыдущей странице, склоны почти всех священных гор (а Миштека – это горная страна) покрыты золотыми грибами. И только на верхней части Темной Скалы (11) растут грибы белого цвета. Исключение составляет Гора Крови (2), на склонах которой грибы не растут. По ним стекают потоки драгоценной крови. Изучение других страниц аверса показывает, что почти все глифы гор включают в себя двойной зеркально отраженный завиток, который представляется нам священным грибом.
Примечательно, что Говорящее Дерево (8) на странице 56 изображено как древо Тамоанчана – с головой в виде Змея в основании, и на его стволе тоже растут золотые грибы. Однако грибные жезлы с круглыми шляпками в руках господина 8 Олень (4) и его брата (5) здесь, как и на странице 55, оказываются пучками стрел.
Фото 4[3]. Страница 54
Особый интерес представляет гора (6), изображенная на странице 54 (страница 49 – у Ф. Андерса) – фото 4. К сожалению, комментарий к этой странице в книге Ф. Андерса отсутствует. Видимо, так произошло по техническим причинам, поскольку ее прорисовка с номерами изображений дана.
Из общего комментария к страницам 47 – 49 следует, что на них представлены 18 мест, завоеванных господином 8 Олень, Когтем Ягуара (10), в ходе военной кампании. Знаком, показывающим, что то или иное место (город, сеньория) завоевано, служит воткнутая в его изображение стрела. Но глиф под № 6 не содержит знака завоевания, что позволяет отнести его к изображению священного места, рядом с которым находится сеньория, показанная под № 5. Глифы под № 5 – 7 остались белыми, не раскрашенными и, может быть, не случайно. Вероятно, они относятся к местам, которые находятся в Нижнем мире. На склонах Белой горы (назовем ее так) растут грибы-завитки, характерные для гор в целом, а на ее вершине – три гриба другого вида – с овальной шляпкой на сравнительно длинной ножке. По форме они напоминают листья дерева, растущего ниже, почти у основания Белой горы. Однако у листьев кончик заострен. А на что-либо еще то, что растет на вершине горы, не похоже. Следовательно, это – именно грибы. Четыре таких гриба, плавают в священном источнике под № 4. Здесь они, как и сам источник, раскрашены и имеют желтый (золотой) цвет.
Таким образом, из всех рассмотренных месоамериканских пиктографических документов только в Венском кодексе миштеков на страницах 23 и 24 показаны настоящие грибы в своем природном виде. При этом они нарисованы как тонкий продольный срез плодового тела гриба и оставлены не окрашенными. На странице 24 присутствует изображение Богини грибов, которую несет на спине Кецалькоатль. Пиктографический текст страницы, согласно американскому антропологу и археологу Питеру Ферсту (Peter T. Furst), повествует о том, как Кецалькоатль подарил грибы человечеству и установил ритуальное потребление священных грибов. В итоге следует заключить, что в эпоху ацтеков лишь у миштеков существовал действительно развитый культ грибов. Правда, другие книги Миштекской группы, кроме Кодекса Зуш-Наттолл, изображений грибов не содержат. Исключение составляют крайне редко встречающиеся рисунки, которые напоминают грибные ветви (ветви древа Тамоанчана с листьями-грибами), которые находятся в руках персонажей.
Кодекс Зуш-Наттолл, также свидетельствует о существовании у миштеков культа грибов. Грибы в этой книге изображены в основном в составе церемониальных жезлов представителей миштекских династий, истории которых записаны на страницах ее аверса. Они являются символами высокого социального ранга персонажей и их принадлежности к той части жречества, которая служила покровителям миштеков – богам дождя и, в частности, Тлалоку. Рисунки грибов в составе жезлов не столь реалистичны, как в Венском кодексе, и представлены только их шляпками, надетыми на «пальцы» листьев пальмы, из которых сделаны сами жезлы. Однако сравнительный анализ глифов священных растений и деревьев, представленных в кодексе, показывает, что художники на жезлах изобразили именно шляпки грибов, а не схожие по форме листья. В состав грибных жезлов входят обычно конусовидные шляпки. Жезлов с круглыми шляпками заметно меньше.
Грибные жезлы на аверсе Кодекса Зуш-Наттолл выступают также атрибутами профессиональных, черных жрецов, которые, согласно Ф. Андерсу, «совершают самопожертвование, покаяние» в долине Апоалы. Это позволяет предположить, что грибы употреблялись в ходе ритуалов кровопускания. Однако более веские подтверждения подобного использования (или не использования) грибов в кодексе отсутствуют, поскольку он посвящен не жреческим практикам, а истории династий. Вместе с тем листья пальмы, из которых изготавливалась основа грибных жезлов, связывают грибы со священным Древом Апоалы, которое мыслится пальмой, а не с Древом Тамоанчана, как в Кодексе Борджиа и Кодексе Фейервари-Майера.
Фото 5[4]. Страница 21. Факсимиле Венского мексиканского кодекса-1. Музейные № Am2006,Drg.226. Размеры: высота 22,6 см, длина 1316 см. Материал: бумага. Рисунки: Агостино Аглио (Agostino Aglio). Время и место создания оригинала: 1500 г., Мексика. Время и место создания факсимиле: 1825 – 1831 гг., Вена, Австрия, по заказу лорда Кингсборо. Британский музей, Лондон, Англия
На страницах реверса Кодекса Зуш-Наттолл, посвященной жизни царя 8 Олень, грибные жезлы, как и жезлы из растений, не встречаются. Таким образом, можно констатировать, что в городе Тилантонго в XIV в., где и когда была записана история царя 8 Олень, Когтя Ягуара, грибные жезлы у знати были не в ходу. Отсутствуют грибные жезлы и в Венском мексиканском кодексе, который также был, по одной из версий, создан в XIV в. в Тилантонго. Правда, жезл с тремя пальцами листа пальмы, такой же, как на аверсе Кодекса Зуш-Наттолл, на его страницах изредка появляется. Его можно видеть, например, в руках у трех персонажей, показанных идущими в нижнем правом углу страницы 21 (фото 5). А в руке у господина 2 Собака (крайний справа во втором ряду сверху) изображен жезл, состоящий из веток (стеблей) трех разных растений и снабженный белым флажком, возможно, флажком жертвоприношения. На странице 12 такой жезл несет господин 4 Дождь (фото слева). Судя по сумке с копалом и окровавленным ногам, он совершил жертвоприношение крови перед важной религиозной церемонией, на которую он и отправляется. Верхушка центрального элемента этого жезла напоминает коническую шляпку гриба. Однако то, что она находится на красном стволике с колючками, ставит под сомнение ее принадлежность к грибам. С учетом перечисленных фактов можно говорить о том, что, что грибные жезлы у правителей и знати Тилантонго в XIV в. не использовались и вошли в моду у ноблей Теоцакуалько в начале XV в., где и когда был изготовлен аверс Кодекса Зуш-Наттолл.
Между тем на реверсе Кодекса Зуш-Наттолл есть изображение третьего вида грибов в дополнение к изображению грибов с круглой и конической шляпками на страницах аверса. Грибы третьего вида имеют овальную шляпку и относительно длинную ножку. При этом важно, что они показаны не в составе жезла или ветви священного древа, а изображены растущими на Белой горе рядом с древом.
Гипотезу о существовании четвертого вида грибов, представленных как двойные зеркально отраженные завитки, нельзя считать доказанной. Завитки входят в состав глифа горы и изображаются по ее контуру в Кодексе Зуш-Наттолл и в Венском мексиканском кодексе. Кроме того, двойные завитки окаймляют долину Апоалы в Кодексе Зуш-Наттолл. Несмотря на то, что два зеркально отраженных завитка почти никогда не сливаются друг с другом в одно целое, они очень похожи на грибы, растущие на склонах гор и на земле долины Апоалы. Кажется, что грибами покрыт и ствол изображенного на реверсе кодекса Зуш-Наттолл Говорящего Дерева, которое возвышается на вершине одноименной горы. Судя по голове змея в его основании, оно является Древом Тамоанчана, с которым грибы связаны в кодексах Группы Борджиа. Более всего двойные завитки мешает признать грибами их размещение по краю туч, которые окружают небесных полосатых воинов в Кодексе Зуш-Наттолл, а главное – их изображение на коленях, локтях и голове Людей Камня в этом же кодексе.
[1] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=50879001&objectid=662517
[2] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=50880001&objectid=662517