ЛЕГЕНДА О НАЙЛАМПЕ,
приложение
Образ Йампайека в иконографии Моче
2.3. Декапитадор в иконографии Чавина
Церемониальный комплекс Чавин-де-Уантара
Фото 1[1]. Крупный план фигуры Декапитадора на сонахере молодого правителя. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
Если обратиться к иконографии Чавин-де-Уантара, то станет очевидным, что образ Декапитадора имеет к ней непосредственное отношение (исключая туми и отсеченную голову). Так, например, голова Декапитадора скопирована с головы Улыбающегося бога Чавина в его воплощении на монолите Лансон (фото 2 и 3). Особенно похожи «прическа» и рот.
Фото 2[2]. Монолит Лансон. Фрагмент. Вид с левой стороны. Чавин-де-Уантар. Эпоха Старого храма (1200 – 500 гг. до н.э.). Фото 3[3]. Фрагмент абриса-развертки стелы (по Ричарду Л. Бургеру, 2008). Национальный музей Чавина
Косой крест на спине персонажа появляется на золотых предметах культуры Чавина. Но наиболее отчетливое его изображение несут каменные стелы, которыми была облицована Круглая площадь (эпоха Старого храма, 1200 – 500 гг. до н.э.) церемониального комплекса Чавин-де-Уантара и, в частности, стела с изображением божества с кактусом Сан-Педро (фото 4).
Фото 4. Каменная стела, изображающая божество с жезлом в виде кактуса Сан-Педро[4]
Обе колонны Портала соколиных Нового храма (500 – 200 гг. до н.э.) украшены резьбой, представляющей божество человека-дракона-птицу, у которого изображена только нижняя часть креста, а верхняя часть превращена в крылья.
Фото 5[5]. Южная колонна Портала соколиных. Фото 6[6]. Северная колонна
Некоторые ученые считают божество южной колонны, сделанной из белого камня, женским, а божество северной колонны, выполненной из черного камня, – мужским. При этом они ссылаются на якобы половые признаки, которые имеются у персонажей колонн (на фото 7 показаны под каждой фигурой).
Фото 7[7]. Абрисы персонажей южной (слева) и северной (справа) колонн Портала соколиных Нового храма Чавин-де-Уантара
Церемониальный центр Пакопампы
Каменную стелу со схожим изображением женского божества южной колонны Портала соколиных в 1939 г. обнаружил Рафаэль Ларко Хойль в Пакопампе (район Керокото, провинция Чота, департамент Кахамарка). Теперь она хранится в Музее Ларко (фото 1).
Фото 1. Стела, изображающая антропоморфное женское божество с чертами кошачьего, птицы и змеи. Код каталогизации № ML300025. Размеры: 127×25×42 см. Вес: 277 кг. Материал: камень. Культура/стиль: Пакопампа (Pacopampa). Хронология по Рафаэлю Ларко: Формативный период (1250 г. до н.э. – 1 г. н.э.), по Джону Роу: Ранний горизонт (800 – 200 гг. до н.э.). Регион: Северная сьерра. Место происхождения: Пакопампа, Кахамарка, Перу. Музей Ларко, Лима, Перу[8]
Стела представляет собой типичный образец искусства Чавина. Считается, что она изображает женское антропоморфное божество с чертами кошачьего, птицы и змеи. Из ее оскаленного рта выходят потоки, как будто она ткет ткань, как паук. В центре тела расположен спиралевидный элемент, похожий на раковину стромбуса. В области живота изображено второе лицо с кошачьими чертами. Оно составлено из двух зеркально отраженных профилей. Их рты образуют зубастую вагину, которая является в древних религиях мира общей чертой некоторых богинь и имеет отношение к великой и ужасной матери-творцу[9].
Фото 2[10] и 3[11]. Рисунки развертки стелы
Богиня стоит в позе божества с жезлами. Но ее согнутые в локтях руки не разведены в стороны, а прижаты к корпусу. При этом художник изобразил пальцы сжатыми, показывая, что богиня за что-то держится. От туловища богини идут вниз два удлиненных элемента, которые оцениваются как перья или крылья.
Фото 4[12]. Стела из Пакопампы
Обращает на себя внимание огромный оскаленный рот богини, который не может принадлежать живому существу, поскольку он имеет форму вытянутого прямоугольника. Одинаковые квадратные зубы, выстроенные двумя тесными рядами, также не соответствуют зубам созданий природы.
Госпожа из Пакопампы
Стела с изображением богини происходит из храма церемониального центра Пакопампы – современника Чавин-де-Уантара. Его остатки находятся на территории археологического комплекса, расположенного на самой высокой террасе горы Сан-Педро (2410 м над уровнем моря) в 1 км от населенного пункта Пакопампы в северной сьерре Перу.
Здесь в 2009 г. команда Археологического проекта «Пакопампа», возглавляемого Юдзи Секи (Yuji Seki, Музей этнологии Осаки, Япония), открыла гробницу женщины высокого социального статуса, которая получила условное имя Госпожи из Пакопампы (Dama de Pacopampa).
Церемониальный центр Пакопампы, как и Чавин-де-Уантар, относится к Формативному периоду (1250 г. до н.э. – 1 г. н.э.). Гробница была найдена под одним из храмов (800 – 500 гг. до н.э.). Но она была сооружена до его возведения и датируется приблизительно 900 г. до н.э.[13].
Фото 1[14]. Художественная реконструкция Госпожи из Пакопампы в момент погребения
Госпожа из Пакопампы предположительно была жрицей. Она, по всей вероятности, считалась земным воплощением великой и ужасной матери, вырезанной на стеле, поскольку была погребена с золотыми крыльями, схожим по очертаниям с крыльями богини.
Фото 2. Предметы из погребального приданого Госпожи из Пакопампы. Украшения из золота: 1) круглые орехеры, диаметр 6 см, вес 17 г.; 2) пендиенте, длина 26 см, ширина вверху 11 см, внизу 3,5 см, толщина 2 – 3 мм, вес 50 г. Зеленый камень, обнаруженный во рту госпожи. Национальный институт культуры, отделение в Кахамарке, Перу[15]
Погребальное приданое жрицы среди прочих вещей содержало круглые орехеры и две трапециевидные пластины из золота длиной 26 см, покрытые рельефным орнаментом, который имитирует оперение птицы (фото 2). У кромки, соответствующей основанию трапеции, на каждой пластине имеется небольшое отверстие. Поэтому ученые предположили, что пластины представляют собой пендиенте. Однако, судя по положению их относительно тела в гробнице (фото 3), они, скорее всего, крепились на поясе и в такой позиции полностью соответствовали крыльям женского божества стелы.
Фото 3. Реконструкционный рисунок погребальной камеры Госпожи из Пакопампы[16]
[1] http://viajes.efetur.com/noticia/el-museo-peruano-tumbas-reales-de-sipan-alcanza-los-2-millones-de-visitantes/
[11] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/stone-stelae-that-represents-a-goddess-ml300025-supplemental/0AE3MNa-YyYz1A?hl=es
[13] Diana Alemán Paredes, Yuji Seki. La Dama de Pacopampa. El agosto 17, 2011 (http://www.pacopampa.com/2011/08/la-dama-de-pacopampa/).