1.1.2. Божество уллючо на фронтали молодого правителя

image0011.1.2. Боже­ство уллючо на фрон­тали моло­дого пра­ви­теля
1.1.2.1. Посла­ние фрон­тали с точки зре­ния рели­ги­оз­ной символики

image019Фото 1[i]. Голов­ной убор моло­дого пра­ви­теля. Раз­меры: 65×42 см. Мате­ри­алы: позо­ло­чен­ная медь, бирюза

Голов­ной убор моло­дого пра­ви­теля (фото 1) дает наи­бо­лее пол­ное пред­став­ле­ние о Боже­стве уллючо. Неко­то­рое время он не был иден­ти­фи­ци­ро­ван и назы­вался про­сто укра­ше­нием. Арте­факт мог бы счи­таться пек­то­ра­лью, поскольку был най­ден на груди Вла­сти­теля Сипана (фото 2).

image025Фото 2[ii]. Рекон­струк­ция погре­бе­ния моло­дого пра­ви­теля. Сни­мок 2004 г. Архео­ло­ги­че­ский ком­плекс Уаки Рахады – Сипана, район Санья (Zaña), про­вин­ция Чиклайо (Chiclayo), депар­та­мент Лам­бай­еке (Lambayeque)

Однако Валь­тер Альва оце­ни­вает укра­ше­ние как голов­ной убор. И если в зале с мане­ке­нами Музея цар­ских гроб­ниц Сипана моло­дой пра­ви­тель одет как Лучи­стый бог на рос­пи­сях буты­лей, т.е. носит шлем с туми­об­раз­ным навер­шием, то в доку­мен­таль­ном фильме «Вла­сти­тель Сипана» (2008) перу­ан­ский актер Рей­нальдо Аре­нас, испол­ня­ю­щий роль пра­ви­теля, носит на голове копию именно этой пла­стины с мон­стром (фото 3). Оче­видно, что голов­ной убор, как и весь костюм, был согла­со­ван с Валь­те­ром Аль­вой, кото­рый при­ни­мал уча­стие в созда­нии фильма в каче­стве сце­на­ри­ста. Фильм (на испан­ском языке) в снос­ном каче­стве можно посмот­реть на YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=ihBtWhR_SBY).

image025Фото 3[iii]. Рей­нальдо Аре­нас (Reynaldo Arenas) в роли Вла­сти­теля Сипана. Кадр из фильма «Вла­сти­тель Сипана» испан­ской кино­сту­дии доку­мен­таль­ных филь­мов «Explora Films». Режис­сер Ману­эль Новоа (Manuel Novoa), Испа­ния. Сце­на­ри­сты Ману­эль Новоа, Валь­тер Альва и Фер­нандо Гон­са­лес Ситес (Fernando Gonzlez Sitges). Выпу­щен в 2008 г.

Голов­ной убор пра­ви­теля пред­став­ляет собой пла­стину, выре­зан­ную из листа позо­ло­чен­ной меди, кото­рая кре­пится к короне про­стой цилин­дри­че­ской формы спе­реди. Исполь­зуем для обо­зна­че­ния пла­стины тер­мин «фрон­таль» (исп. frontal), пред­ла­га­е­мый Глос­са­рием Музея Ларко, где он опре­де­ля­ется как «декор, кото­рый обычно укра­шает перед­нюю часть голов­ного убора»[iv].

На фрон­тали боже­ство пока­зано совсем малень­ким на фоне голого мон­стра, вер­нее его огром­ных ног и гигант­ских рук, кото­рые пере­даны очень реа­ли­стично. Осо­бенно реа­ли­стично выпол­нены кисти рук, что в целом совер­шенно несвой­ственно ико­но­гра­фии Анд­ского мира, где руки изоб­ра­жа­ются весьма условно.

Фрон­таль выпол­нена на высо­ком худо­же­ствен­ном уровне с подроб­ной про­ра­бот­кой дета­лей и имеет бога­тый набор сим­во­ли­че­ских эле­мен­тов и орна­мен­тов, созда­ю­щих образ боже­ства на основе хит­ро­ум­ной мно­го­пла­но­вой композиции-перевертыша, харак­тер­ной для Пара­каса и до неко­то­рой сте­пени для Чавин-де-Уантара. Между тем фигуры штан­дар­тов более примитивны.

image023Фото 4. Круп­ный план фигуры Боже­ства уллючо на фронтали

Боже­ство уллючо одето в корот­кую без­ру­кав­ную рубашку, к кото­рой тес­ными рядами при­креп­лены под­вески в форме круга, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие чешую дра­кона. По верх­ней линии пояса боже­ства идет ряд тре­уголь­ных под­ве­сок с круг­лой под­вес­кой на конце, закры­ва­ю­щий зону тапар­рабо.

image001Фото 5. Укра­ше­ние, изоб­ра­жа­ю­щее воина с копье­ме­тал­кой. Инвен­тар­ный № 1987.394.86. Раз­меры: 19,1×16 см. Мате­ри­алы: позо­ло­чен­ная медь, ракушка, бирюза. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[v]

Такой костюм можно видеть на мед­ных фигур­ках вои­нов, обна­ру­жен­ных в Лома-Негре (фото 5). Нашел он свое отра­же­ние и в одежде Жреца-воина и пра­ви­теля, похо­ро­нен­ного в гроб­нице № 14 на уровне-3 Уаки Рахады (фото 6). Правда, круг­лые под­вески на его рубашке заме­нены на пря­мо­уголь­ные пла­стины, как и на тунике моло­дого пра­ви­теля Сипана (фото 7), кото­рый, несо­мненно, тоже одет в стиле Боже­ства уллючо. Но тре­уголь­ные под­вески на его тунике заме­нены под­вес­ками из кону­сов, такими, как те, что при­креп­лены к ниж­ней части рамы пря­мо­уголь­ных штан­дар­тов ста­рого и моло­дого пра­ви­те­лей (фото 8). Кстати, пря­мо­уголь­ники из меди состав­ляют фон для фигуры боже­ства на штан­дарте. Видимо, отсюда они и пере­ко­че­вали на тунику моло­дого правителя.

 image017 image029Фото 6[vi]. Рекон­струк­ция образа Жреца-воина. Музей архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Уаки Рахады – Сипана. Фото 7[vii]. Рекон­струк­ция обра­зов Вла­сти­теля Сипана (в цен­тре), жреца (слева) и вое­на­чаль­ника (справа). Зал с мане­ке­нами. Музей цар­ских гроб­ниц Сипана

Нагруд­ники, рубашки и туники из ткани, на кото­рую нашиты под­вески или пла­стины из меди, стали частью цере­мо­ни­аль­ного костюма знат­ных вои­нов Моче, кото­рый они наде­вали для риту­аль­ных боев. Эта одежда на изоб­ра­же­ниях выгля­дит как доспех. Однако тако­выми свой­ствами она не обла­дала и слу­жила лишь пока­за­те­лем богат­ства, высо­кого соци­аль­ного ста­туса и при­над­леж­но­сти к роду боже­ствен­ного первопредка.

image007Фото 8[viii]. Пер­вый штан­дарт моло­дого правителя

Между тем Боже­ство уллючо не явля­ется вои­ном, хотя бы потому, что у него нет ника­кого ору­жия. Кроме того, элит­ные воины на рос­пи­сях сосу­дов Моче носят кони­че­ские шлемы без полей, тогда как Боже­ство уллючо носит шлем, как у Дон-Кихота, т.е. похо­жий на пере­вер­ну­тый тазик для бри­тья. Такие же «тазики» (круг­лые шлемы с полями) можно видеть и на каси­ках куль­туры Сьерра-Невада-де-Санта-Марты, или Тай­роны пери­ода соб­ственно Тай­роны (900 – 1600 гг.).

image021Фото 9. Круп­ный план фигуры боже­ства на нари­гере ста­рого пра­ви­теля. Высота фигуры: 11,9 см. Мате­ри­алы: золото, серебро, бирюза[ix]

Однако неко­то­рые вопло­ще­ния Боже­ства уллючо снаб­жены харак­тер­ными для вои­нов Моче дубин­кой и щитом. При­ме­ром могут слу­жить фигуры пер­со­на­жей, поме­щен­ных на нари­гере ста­рого пра­ви­теля (фото 9) и на оре­хе­рах моло­дого пра­ви­теля (фото 10).

image023Фото 10. Круп­ный план оре­херы моло­дого пра­ви­теля. Диа­метр: 9,2 см. Мате­ри­алы: золото, полу­дра­го­цен­ные камни на под­ложке из дерева[x]

Рас­смот­рим теперь голову Боже­ства уллючо на фрон­тали, кото­рая, как и голова любого пер­со­нажа, в ико­но­гра­фии Анд­ского мира несет на себе бόль­шую часть инфор­ма­ции. В ниж­ней части купола каски Боже­ства уллючо (фото 11) можно видеть три пря­мо­уголь­ника, кото­рые, по все веро­ят­но­сти, явля­ются местами фик­са­ции утра­чен­ного декора. К ее полям при­креп­лены тра­пе­ци­е­вид­ные под­вески в виде чело­ве­че­ских масок, харак­тер­ных для куль­туры Пара­каса. Снизу голову охва­ты­вает бар­би­кехо.

image025Фото 11. Круп­ный план фигуры Боже­ства уллючо на фрон­тали

Над кас­кой (на плос­кой части фрон­тали) выгра­ви­ро­ван неболь­шой фриз, состо­я­щий из зер­каль­ного отра­же­ния двух изги­ба­ю­щихся дву­гла­вых амару, кото­рые изоб­ра­жают мор­ские волны. Одна из голов амару явля­ется неболь­шой круг­лой мас­кой, а вто­рая – чело­ве­че­ской голо­вой с крюч­ко­ва­тым носом, откры­тым ртом, демон­стри­ру­ю­щим длин­ные зубы, и с выта­ра­щен­ным гла­зом. Такие черты весьма харак­терны для лиц пер­со­на­жей боже­ствен­ного ста­туса на рос­пи­сях буты­лей в стиле тон­кой линии куль­туры Моче. Вен­чает выгра­ви­ро­ван­ную голову убор в виде мор­ских волн, кото­рый соеди­нен с двум круг­лыми оре­хе­рами или пен­ди­енте. В цен­тре ком­по­зи­ции, прямо перед лицами обеих голов, раз­ме­щены две рас­кры­тые кисти, кото­рые под­дер­жи­вают тему рук этой фрон­тали и под­твер­ждают важ­ность дан­ного сим­вола, смысл кото­рого неясен. Судя по тому, что дву­гла­вая амару, раз­де­ля­ю­щая, согласно анд­скому кос­мо­ви­де­нию, миры по гори­зон­тали, сде­лана в виде мор­ской волны и поме­щена над фигу­рой Боже­ства уллючо, это боже­ство нахо­дится под водой, в мире внизу.

Голова Боже­ства уллючо на фрон­тали скрыта кас­кой и под­вес­ками, и ее довольно трудно рас­смот­реть. Однако изоб­ра­же­ния на штан­дар­тах и оре­хе­рах моло­дого пра­ви­теля пока­зы­вают, что лицо боже­ства окру­жено ров­ным золо­тым вали­ком. На оре­хе­рах к валику с внут­рен­ней сто­роны добав­лена тон­кая плос­кая полоса. Нет сомне­ний, что так древ­ний худож­ник пере­дал край окна лице­вой части шлема бога во плоти, кото­рый закры­вал его голову. Замечу, что абрис круг­лого шлема довольно хорошо чита­ется и у неко­то­рых скульп­тур Йам­пай­ека на туми Сикана.

image037Фото 12[xi]. Рас­пис­ная бутыль стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щая пере­возку и вру­че­ние при­но­ше­ний рако­вин стром­буса. Фраг­мент. Код ката­ло­ги­за­ции: ML013653. Раз­меры: 29,0×14,1×15,2 см. Вес: 694 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Долина: Моче. Место: Уака Солнца. Музей Ларко, Лима, Перу[xii]

С обеих сто­рон к валику вокруг лица у фигур на штан­дар­тах при­креп­лены пла­стины, кото­рые, видимо, пере­дают науш­ники шлема. В анд­ской ико­но­гра­фии науш­ники, как пра­вило, пере­да­ются с помо­щью круг­лых оре­хер, как на фигу­рах, пред­став­лен­ных нари­ге­рой ста­рого пра­ви­теля и оре­хе­рами моло­дого (см. фото 9 и 10). У пер­со­на­жей рос­пи­сей сосу­дов и скульп­тур­ных фигур Моче оре­херы обычно пол­но­стью закры­вают (фак­ти­че­ски заме­няют) уши. Но на штан­дар­тах и фрон­тали, похоже, дей­стви­тельно пока­заны отто­пы­рен­ные уши. При­ме­ча­тельно, что у Боже­ства уллючо на фрон­тали они укра­шены пен­ди­енте тра­пе­ци­е­вид­ной формы. Это дает ответ на вопрос, почему у Аяпа­эка, образ кото­рого, несо­мненно, свя­зан с Боже­ством уллючо, часто бывают пока­заны уши, к кото­рым под­ве­шены пен­ди­енте. Они повто­ряют тра­пе­ци­е­вид­ный абрис пен­ди­енте Боже­ства уллючо и нередко несут на себя изоб­ра­же­ние головы дра­кона. При­мер таких пен­ди­енте можно видеть на Аяпа­эке в сцене при­но­ше­ния рако­вин стром­буса в дар вос­се­да­ю­щему на троне боже­ству, уши кото­рого тра­ди­ци­онно закрыты круг­лыми оре­хе­рами (фото 12).

image065Фото 13[xiii]. Круп­ный план головы Боже­ства уллючо на фрон­тали

Сни­мок круп­ного плана, пока­зы­ва­ю­щий голову боже­ства на фрон­тали сбоку и снизу (фото 13), поз­во­ляет уви­деть рез­кую носо­губ­ную складку на его лице, как у Йам­пай­ека, и огром­ный круг­лый глаз из бирюзы, широко откры­тый, без век – как у сера окулядо (ser oculado – гла­за­стое суще­ство) куль­туры Пара­каса. (На снимке он частично закрыт круг­лой подвеской.)

image029Фото 14. Круп­ный план Боже­ства уллючо на пря­мо­уголь­ном штан­дарте ста­рого пра­ви­теля[xiv]

У пер­со­на­жей дру­гих штан­дар­тов высту­па­ю­щие бирю­зо­вые вставки глаз имеют мень­ший раз­мер. А у пер­со­нажа, пока­зан­ного на фото 14, с помо­щью золо­тых накла­док встав­кам при­дана ост­ро­ко­неч­ная форма, кото­рая делает их похо­жими на ору­жей­ные патроны.

Нос Боже­ства уллючо на фрон­тали в целом выпол­нен как чело­ве­че­ский, но его кон­чик сде­лан в форме острого клюва хищ­ной птицы, в кото­ром она дер­жит круг­лую пла­стину с изоб­ра­же­нием чело­ве­че­ского лица в окру­же­нии сфер. (Спе­реди пла­стина вос­при­ни­ма­ется как нари­гера.) Сим­во­лику птицы, а зна­чит полета, под­дер­жи­вает и оже­ре­лье боже­ства, состав­лен­ное из сови­ных голов. Одно­вре­менно сим­вол совы, свя­зан­ной с ночью, снова отно­сит боже­ство к миру внизу.

Пол­но­стью рас­кры­вает сущ­ность Боже­ства уллючо чте­ние его образа сов­местно с обра­зом боже­ства, кото­рое несет его на своей спине и явля­ется осно­вой ком­по­зи­ции в кон­струк­тив­ном и сим­во­ли­че­ском плане. Как и пек­то­рали Тай­роны, кото­рым при­дана форма летя­щей птицы с фигур­ками касиков-пассажиров, фрон­таль Вла­сти­теля Сипана сде­лана плос­кой неслу­чайно, поскольку она также пред­став­ляет собой сред­ство пере­дви­же­ния богов во плоти. Однако оно изоб­ра­жено не в форме птицы, а в виде огром­ного рас­пла­став­ше­гося мон­стра с раз­ве­ден­ными в сто­роны ногами, согну­тыми в коле­нях (поза роже­ницы), и под­ня­тыми вверх гигант­скими руками.

Согну­тые в лок­тях руки мон­стра так сильно отве­дены за спину, что не видно ни спины, ни головы суще­ства, а видна только сред­няя часть полу­лун­ного навер­шия его голов­ного убора, кото­рым и явля­ется фриз с амару над голо­вой фигуры в каске. При этом руки мон­стра намного больше ног, и на них тща­тельно про­ра­бо­таны пальцы. У них пока­заны мор­щинки на суста­вах и ногти, что гово­рит о том, что перед нами – внеш­няя сто­рона кисти. Однако такое впе­чат­ле­ние оста­ется только от левой руки. Пра­вая рука имеет неболь­шой штрих в виде скруг­лен­ной линии на осно­ва­нии кисти под мизин­цем, кото­рая обо­зна­чает поду­шечку ладони, а сле­до­ва­тельно, дает двой­ствен­ное вос­при­я­тие кисти, кото­рая полу­ча­ется види­мой как бы с двух сто­рон. (Этот прием встре­ча­ется в ико­но­гра­фии Чавин-де-Уантара и, в част­но­сти, на моно­лите Лан­сон, дати­ру­е­мом 1200 – 500 гг. до н.э.) А зна­чит, и пред­став­ле­ние самого мон­стра необ­хо­димо вос­при­ни­мать дво­яко, учи­ты­вая, кстати, то, что перед нами – хит­ро­ум­ное изображение-перевертыш в стиле Пара­каса. Сле­до­ва­тельно, голову Боже­ства уллючо можно счи­тать голо­вой несу­щего его мон­стра и вос­при­ни­мать его самого как состав­ную часть мон­стра, как одно целое с монстром.

Монстр пока­зан в позе роже­ницы. (В куль­туре Тай­роны он счи­тался бы изоб­ра­же­нием все­об­щей матери.) Сле­до­ва­тельно, малень­кое, в срав­не­нии с мон­стром, Боже­ство уллючо, можно трак­то­вать как рож­ден­ное мон­стром дитя. Однако судя по поло­же­нию стоп монстра-роженицы, у кото­рых пока­заны ногти на паль­цах, Боже­ство уллючо выхо­дит из его аналь­ного отвер­стия. Но сим­во­лика пра­вой руки застав­ляет вос­при­ни­мать мон­стра как пока­зан­ного не только сзади, но и спе­реди. При этом необ­хо­димо учесть, что абрис внут­рен­ней поверх­но­сти ног Боже­ства уллючо дает изоб­ра­же­ние вагины. А зна­чит, нужно пони­мать, что оно рож­дено из обоих отвер­стий ниж­ней части тела мон­стра. Однако появ­ле­ние на свет Боже­ства уллючо есте­ствен­ным путем заву­а­ли­ро­вано, тогда как на его рож­де­нии неесте­ствен­ным обра­зом сде­лан акцент.

В рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ниях Моче замкну­тый цикл рож­де­ния и смерти чело­века соот­вет­ство­вал его путе­ше­ствию по мирам анд­ского кос­моса. Уме­рев в мире сей­час, он попа­дал в мир смерти – мир внизу, а из него – в мир вверху – мир богов и обо­жеств­лен­ных пред­ков. Затем его путь снова лежал в мир внизу, кото­рый являлся не только миром смерти, но и миром воз­рож­де­ния для жизни в мире сей­час. Этот цикл в рели­гии Моче сим­во­ли­че­ски был свя­зан с раз­ными видами секса в есте­ствен­ных и извра­щен­ных в нашем пони­ма­нии фор­мах. Ико­но­гра­фия кера­ми­че­ских скульп­тур и рос­пи­сей сосу­дов в стиле тон­кой линии пока­зы­вает риту­аль­ные сои­тия божеств; божеств и людей; муж­чины с жен­щи­ной; муж­чины с муж­чи­ной; людей с живот­ными. И, по всей веро­ят­но­сти, фрон­таль с лета­ю­щим монстром-перевертышем и боже­ством в каске, как бы родив­шимся из его аналь­ного отвер­стия, отра­жает эти представления.

В анд­ской сим­во­лике муж­чина оли­це­тво­ряет мир вверху, а жен­щина – мир внизу. Через нее рож­да­ется чело­век для жизни в мире сей­час. Кстати, жен­ское боже­ство, кото­рое во вре­мена прав­ле­ния инков полу­чило имя Пача­мамы, – это богиня земли, ее пло­до­ро­дия и пло­до­ви­то­сти живот­ных. И в насто­я­щее время для корен­ного насе­ле­ния Перу и Боли­вии она явля­ется мате­рью всего живу­щего на земле – рас­те­ний, живот­ных и чело­века. Таким обра­зом, можно пред­по­ло­жить, что появ­ле­ние Боже­ства уллючо из вагины мон­стра свя­зано с его воз­рож­де­нием в мире сей­час, а из аналь­ного отвер­стия – в мире вверху, поскольку аналь­ный секс харак­те­рен для муж­ских пар, а будучи при­ме­нен во время сово­куп­ле­ния между муж­чи­ной и жен­щи­ной не свя­зан с про­дол­же­нием рода.

image060   image062



[ix] http://archi.pe/public/index.php/foto/index/9117; Alva W. La excavación de las Tumbas Reales de Sipán (1987 – 2000) / Museo Tumbas Reales de Sipán // Sipán: El Tesoro de las Tumbas Reales / Antonio Aimi, Walter Alva y Emilia Perassi (eds.). P. 114 – 137 / Fondo Italo Peruano, Giunti Arte Mostre Musei s.r.l. Prato. Italia. 2008 (http://www.academia.edu/8549404/La_excavación_de_las_Tumbas_Reales_de_Sipán_1987_-_2000_1).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>