Панорамный снимок Уаки Чорнанкап и сайта священного трона[i]
1.2. Храм священного трона[ii]
Об открытии Храма священного трона было сообщено в 2010 г. на сайте «National Geographic» в разделе «Новости». В этой публикации, организованной как развернутые подрисуночные подписи под фотографиями, находка была преподнесена как храм династии Найлампа и датирована 1000 г. В ней сообщалось следующее.
«Часть новооткрытого комплекса – храм с троном (показан на дальней стене) – позволяет предположить, что люди, называвшие себя потомками Найлампа, мифического основателя цивилизации Ламбайеке, существовали на самом деле, сообщили археологи в январе 2010 г.
Это потому, что «возведение здания совпадает по времени с появлением легенды», – сказал руководитель археологов Ла-Торре.
Кроме того, в ламбайекенском фольклоре «только в легенде о Найлампе [есть] трон …используемый высокопоставленными персонами, чтобы укрепить власть и авторитет».
Согласно легенде, после того как цивилизация Моче обрушилась на северо-западе Перу, Найламп прибыл по океану с огромным флотом плотов и воинами, чтобы основать новую империю.
Самым важным открытием в тысячелетнем храме Ламбайеке в Перу был трон (на фото), который, как полагают, использовался вероятными потомками Найлампа.
<…>
Археологи и историки объединили свои усилия, чтобы воссоздать сцены, которые, возможно, имели место во время расцвета культуры Ламбайеке, примерно в 1000 г. н.э. На изображении, сгенерированном компьютером, правитель сидит на троне в окружении чиновников.
Древний церемониальный нож, называемый туми (заснят в Национальном археологическом музее Брюнинга), показывает ламбайекенскую фигуру, сидящую на троне, – точно таком же, как трон, недавно обнаруженный в храме Найлампа в Перу, сказали археологи в январе 2010 г.
Эти лунообразные ножи, используемые культурой Ламбайеке, несли на себе подобие божества, называемого Властителем Сикана. Богато одетая фигура, как правило, показана с крылатыми плечами держащей шар, представляющий луну, и нож, который связан с властью и жертвенными ритуалами, говорят археологи.
Присутствие трона, используемого только богом Найлампом, согласно ламбайекенскому фольклору, и другие свидетельства в новооткрытом храме, такие, как соседнее помещение для религиозных церемоний, позволяют предположить, что народ Ламбайеке представлял своих правителей, считавшихся потомками Найлампа, полубожественными фигурами.
На основе данных экспертов Ламбайеке, цифровая иллюстрация вверху, показывает, как потомок Найлампа, возможно, выглядел на троне – окруженный символами обычной и сверхъестественной власти.
Одежда и аксессуары правителя, в том числе «крылья» и нож, ассоциируют его с Властителем Сикана. Шар в руке и белые диски на его троне представляют луну, священную в Сикане.
Его одежда украшена многократными повторениями подобий ромбовидного Андского креста, представляющего созвездие Южного Креста и символизирующего небо, землю и подземный мир.
Как Властитель Сикана на ноже с предыдущей иллюстрации, этот человек тоже изображен со стилизованной аркой океанских волн на его головном уборе.
«Легенда гласит, что эта божественная фигура, Найламп, пришел с моря и основал культуру Ламбайеке», – сказал руководитель археологов Ла-Торре. – «Поэтому море сильно ассоциируется с властью и мощью среди древних ламбайекенцев»[iii].
Спустя 5 лет, в течение которых раскопки археологического комплекса Чорнанкап были продолжены, а их результаты изучены и проанализированы, связь Храма священного трона с династией Найлампа стала не столь очевидна.
В 2016 г. была издана монография Карлоса Вестера «Чорнанкап: Дворец правительницы и жрицы культуры Ламбайеке» («Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture»), в которой изложены результаты исследования археологического комплекса Чорнанкап. Большое место в ней отведено раскопкам в зоне трона и интерпретации их результатов.
1.2.1. Конструктивные этапы зоны Храма священного трона
1.2.1.1. Последний этап
Раскопки были запланирован на небольшом участке размерами 20×20 м к западу от Расписанного ресинто. В итоге они позволил, по словам Карлоса Вестера, «определить и задокументировать зону уникального и исключительного архитектурного и символического свойства, которая имеет необычайную силу повествования, что позволяет понять конструктивный характер, ее функцию и иерархический статус»[iv].
Фото 1. План ресинто трона и Малого храма
Эта зона показывает в центре ресинто с прямоугольным основанием 10 м в длину и 8 м в ширину, расположенное по оси север–юг, с входом через центральный проем шириной 1,20 м в северной стене. Это ресинто мы и будем называть Храмом священного трона.
Фото 2. Храм священного трона
Вход в ресинто открывает доступ через небольшой пандус к низкой платформе с двумя боковыми скамьями, размещенными напротив друг друга. Перед каждой скамьей на уровне пола расположены по 17 маленьких четырехугольных ячеек, оштукатуренных глиной. Карлос Вестер и его коллеги предполагают, что эти ячейки связаны с церемониальным календарем. 17 ячеек на восточной стороне могут указывать дни и/или недели солнечных ритуалов, а 17 ячеек на западной стороне – дни и/или недели лунных ритуалов[v].
У южной стены ресинто располагается часть храма, где находится возвышение со священным престолом (троном). Ее на западный манер Карлос Вестер называет алтарем, вероятно, с учетом того, что властитель, восседавший на троне, считался божеством. Возвышение сделано в форме прямоугольной платформы, вытянутой по оси восток – запад. Трон размещен в ее центре. По краям платформы обнаружены отверстия для колонн, которые поддерживали крышу над этим пространством, как это можно видеть на 3D-воссозданиях. Сам трон (фото 3) представляет собой тонко оштукатуренную глиной «уникальную L-образную структуру», которая состоит из сиденья и спинки, прикрепленной к стене ресинто. Спереди у сидения трона есть ячейка, схожая с теми, которыми снабжены боковые скамьи.
Фото 4 и 5. Восточный и западный жертвенники, находящиеся у главного входа в храм
С каждой стороны (восток и запад) от основного входа в ресинто храма есть два небольших жертвенника (фото 4 и 5). Они состоят из двух наложенных друг на друга платформ с маленьким боковым пандусом. Жертвенники, на мой взгляд, очень похожи на усеченные ступенчатые пирамиды в миниатюре. Они снабжены своего рода спинкой с нишей в форме половины чаканы. В центре верхней платформы каждого жертвенника расположено круглое углубление. По мнению Карлоса Вестера, восточный жертвенник представляет солнечный элемент, землю и мужественность, а западный – лунный элемент, воду и женственность в соответствии «с идеологической концепций Андской Америки, которую мы называем двойственностью и взаимодополняемостью». (Замечу, что К. Вестер ошибся: земля связана с женским началом, а с мужским началом связано небо.)
Фото 6. Ресинто Малого храма (слева от трона)
Рядом с Храмом священного трона небольшой участок занимает ресинто Малого храма (фото 6). Оно состоит из двух помещений, соединенных проходом.
Фото 7. Вид на вход в Малый храм и жертвенник. Фото 8. Жертвенник. Фото 9. Остатки рельефа жертвенника крупным планом. Фото 10. 3D-реконструкция жертвенника
Вход в ресинто Малого храма с трехступенчатой лестницей расположен в его северной стене (фото 7). Слева от входа, у восточной стены, стоит небольшой жертвенник, который выполнен в форме вертикальной прямоугольной конструкции (фото 8). В ее внутренней части представлены фрагменты рельефа, изображавшего вертикально расположенное (головой вниз) Лунное кошачье божество. В настоящее время от него осталась только часть закрученного по спирали хвоста и нижних конечностей (фото 9).
Во втором помещении Малого храма у южной стены находятся остатки шести колонн из рожкового дерева. Оштукатуренные и покрытые красной краской, они поддерживали крышу над небольшой прямоугольной платформой, которая могла служить скамьей для двух человек.
Фото 11. 3D-воссоздание Храма священного трона последнего конструктивного этапа
Приведенное описание зоны Храма священного трона соответствует ее последней (финальной) конструктивной версии (фото 11). Археологические исследования показали, что комплекс храма пережил несколько этапов, на каждом из которых в его планировку и декор вносились изменения. Всего было выявлено три конструктивных этапа: 1) последний, 2) промежуточный и 3) ранний.
1.2.1.2. Промежуточный этап
Фото 12. 3D-воссоздание Храма священного трона промежуточного конструктивного этапа
На промежуточном этапе конфигурация ресинто трона в целом соответствует финальной фазе. Но боковые скамьи с небольшими ячейками исчезают. Остается только одна ячейка, расположенная в передней части трона. Отсутствуют также жертвенники, размещенные у главного входа, а перед возвышением с троном появляется небольшой пандус.
На промежуточном конструктивном этапе Малый храм с ресинто трона связан узким проходом с трехступенчатой лестницей. Через него можно было попасть прямо в алтарную часть. На финальном этапе проход будет закрыт. Как на последнем, так и на промежуточном этапах связь Храма священного трона с Расписанным ресинто сохраняется.
1.2.1.3. Ранний этап
Фото 13. 3D-воссоздание алтарного пространства Храма священного трона раннего конструктивного этапа
При углублении раскопа на западной стороне ниже промежуточного этапа, археологи выявили архитектуру раннего этапа ресинто трона. Его стены имели ярко-желтый цвет. По верхнему краю они были украшены живописным фризом, состоящим из повторяющейся на белом фоне геометрической фигуры, которую Карлос Вестер называет ступенчатым треугольником, а Артур Познански называл лестничным узором. Фрагмент фриза был обнаружен на участке стены, показанном на фото 14.
Фото 14. Фрагмент стены раннего конструктивного этапа ресинто трона
Малый храм на ранней стадии, по мнению археологов, еще не существовал. А вплотную к ресинто трона находилось сооружение, которое предшествовало Расписанному ресинто (фото 15). Вместо росписей его стены были украшены рельефным фризом из больших кругов в нишах, или рамах, как в Храме антропоморфной волны пятой ремоделяции первого конструктивного этапа (см. фото 7).
Фото 15. 3D-воссоздание раннего конструктивного этапа комплекса Храма священного трона
Такой вывод Карлос Вестер сделал на основе данных археологических исследований, проведенных Кристофером Доннаном в Расписанном ресинто. В его южном конце раскопки показали свидетельства существования конструктивной фазы, предшествующей этапу полихромной стенописи (фото 16). Речь идет о стене, ориентированной с востока на запад. Ее длина равна 4,90 м, а ширина 0,45 м. По верхнему краю стены расположен рельефный орнамент с большими кругами, заключенными в четырехугольную раму, которая измеряется 70 см в ширину и 78 см в высоту. Перед ней находится стена с остатками живописного фриза.
Фото 16. Фрагмент южной стены Расписанного ресинто, показывающий декор сразу двух его конструктивных этапов: участок стены с живописным фризом на переднем плане, а за ним – более ранний рельефный фриз из кругов
На мой взгляд, скульптурные сосуды Моче с изображением правителей на троне говорят о том, что алтарная часть ресинто трона раннего этапа была построена в форме ступенчатой пирамиды и имела схожую символику. В этом меня окончательно убедила композиция бутыли стремя-горлышко, данная на фото 17. Она показывает жреца-правителя высокого ранга, сидящего на ступенчатом сооружении с центральным пандусом, которое является копией Уаки Чорнанкап (см. фото 3) и соответствует конструкции алтаря раннего этапа, 3D-воссоздание которого представлено на фото 13.
Фото 17. Скульптурный сосуд стремя-горлышко, представляющий жреца-правителя, сидящего на ступенчатой пирамиде с пандусом. Код каталогизации: ML010855. Размеры: 22,2×20,5×12,2 см. Вес: 832 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Долина: Санта (Santa). Место: Тамбо-Реаль (Tambo Real). Музей Ларко, Лима, Перу[vi]
[ii] Основано на тексте и фотографиях монографии: Wester С. Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture. Resultados de investigaciones en Complejo Arqueológico Chornancap. 2016 (http://www.academia.edu/30948108/LIBRO_CHORNANCAP.pdf).
[iii] Pictures: «Mythical» Temple Found in Peru (http://news.nationalgeographic.com/news/2010/01/photogalleries/100129-peru-temple-mythical-naylamp-pictures/).
[iv] Wester С. Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture…
[v] Wester C. Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque. 2010 (http://www.academia.edu/29886677/Chotuna_-_Chornancap_Templos_rituales_y_ancestros_Lambayeque).
[vi] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=11941; http://ricardosiman.com/_museo-larco