1.1.2.2. Фронталь с Божеством уллючо как исторический источник
Фото 1[i]. Фронталь молодого правителя Сипана. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
Руки Божества уллючо, как и у несущего его монстра, согнуты в локтях и слегка разведены в стороны. Однако его пальцы сложены. При этом большой палец прижат к указательному. То есть показан хват руки. И хотя между сжатыми пальцами ничего не изображено, по аналогии с иконографией Паракаса можно догадаться, что божество держится за скобы индивидуального летательного аппарата. В Паракасе периода Некрополя существовал образ божества-птицы. Один из его канонов представлен мотивом покрова, хранящегося в Музее изящных искусств Бостона. На фото 2 дан вариант мотива, где божество изображено в облике обезьяны.
Фото 2. Фрагмент основного поля покрова. Размеры покрова: 101×244,3 см. Материалы и техники: черная шерстяная ткань полотняного переплетения, вышитая шерстью. Культура: Паракас, Ранний промежуточный период, вероятно, фаза-1В, 50 – 100 гг. н.э. Южное побережье Перу. Музей изящных искусств, Бостон, США[ii]
Крылья персонажа четко делятся на внешнюю часть – «перья» и внутреннюю часть, которая не только отгорожена от «маховых перьев» прямой линией, но и окрашена на вариантах этого мотива в другой, часто контрастный цвет. Контур рук персонажа сверху и снизу повторен широкими линиями, цвет которых отличается от цвета рук. В результате создается впечатление, что руки находятся в углублении, специально для них предназначенном. На представленном варианте мотива особенно отчетливо видно, что персонаж держится за что-то вроде ремешков или петель.
Фото 3[iii]. Вариант мотива основного поля покрова. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима
Еще более очевиден рукотворный, искусственный характер крыльев у божества-птицы в розовой маске, вышитого на покрове из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 3). Ясно читается, что крылья божества представляют собой одну большую черную панель, которая своими обводами имитирует два крыла. При этом рукотворный характер крыльев подчеркнут тем, что их маховые перья изображены в виде змееподобных сущностей. Такие сущности на вышивках тканей и росписях керамических сосудов Паракаса являются атрибутами богов-прародителй, сиречь богов во плоти, в водной среде. Соответственно нам дается понять, что крылья – это творение богов во плоти, которые могут летать по воздуху и плавать под водой. Рисунок данного мотива создает особенно сильное впечатление того, что персонаж держится руками за ремни (скобы) летательного аппарата. Замечу, что паракасские художники всегда поражали меня своей осведомленностью. Не иначе, богов во плоти они могли наблюдать своими глазами близко и в течение долгого времени.
Между тем фронталь с Божеством уллючо является одним из редких, а может быть, даже единственным изображением культуры Моче, где в образе божества достаточно отчетливо читаются облик богов во плоти в защитных костюмах и его связь с летательными и/или плавательными аппаратами. Однако существуют два изображения, которые, казалось бы, не отражают реального облика богов во плоти, но позволяют подтвердить факт их присутствия на побережье древнего Перу. Одно из них принадлежит культуре Моче, а другое – культуре Чиму, но сделано в стиле Моче. Речь идет об орнаменте, вытканном на чуспе, и рельефе, вырезанном на тыльной стороне деревянной рамы зеркала. Оба артефакта хранятся в Метрополитен-музее искусств Нью-Йорка.
Фото 4. Рамка зеркала (тыльная сторон). Инвентарный № 1995.428. Размеры: 26×13,3 см. Материал: дерево. География: Перу. Культура: Уари–Чиму. Дата: IX – XII вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iv]
Композиции рамы зеркала (фото 4) и чуспы (фото 5) изображают одно и то же божество из пантеона Моче, которое на первый взгляд кажется очень странным. Однако если орнаменты рассматривать вместе, опираясь при этом на опыт изучения иконографии Паракаса, то и сюжет композиций, и необычный вид божества становятся вполне объяснимыми.
Фото 5. Тканая сумка-мешочек для листьев коки (чуспа). Инвентарный № 1994.35.88. Размеры: 12,7×15,2 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. География: Перу. Культура: Моче. Дата: V – VII вв. Метрополитен-музей искусств[v]
Ключевым изображением является орнамент, вытканный на чуспе. Он представляет крылатый персонаж в маске с раскрытым длинным клювом, на четвереньках и с различными предметами в руках, который как бы бежит, не касаясь земли. Столь трудная поза персонажа объясняется тем, что он показывает обожествленного предка, который в защитном снаряжении плывет под поверхностью воды, двигаясь с помощью какого-то индивидуального транспортного средства. Спереди части аппарата изображены в виде предметов, которые персонаж держит в руках. Они напоминают ритуальную дубинку воинов Моче с биконической головой и туми или керо на ножке для жертвенной крови. Сзади части аппарата переданы с использованием наверший дубинок биконической формы, которые прикреплены к ногам персонажа. То, что персонаж находится под поверхностью воды, подтверждается узором из волн, который закрывает композицию сверху и снизу.
Фото 6. Фрагмент тыльной стороны рамы зеркала
Резной рельеф рамы зеркала, который изначально, как и вся рама, был покрыт золотой фольгой (фото 6), показывает персонаж в каске (полулунном головном уборе) с пышными пеначо. Он стоит на лодке (плоту), корма и нос которой сделаны в виде головы дракона, и которая, по всей вероятности, символизирует амару. Амару меньшего размера помещены на поясе персонажа, а также отходят от его туловища, головного убора и рукояти туми, который персонаж держит в правой руке. Еще одна амару под неестественным для змеи прямым углом выходит из прямоугольного рта персонажа. Она сопряжена с невероятно длинным носом с огромными ноздрями, который расположен перпендикулярно плоскости лица. Каталог Метрополитен-музея искусств описывает эту «озадачивающую особенность» лица как «длинную L-образную проекцию, исходящую изо рта фигуры ниже гротескно вытянутого носа».
Расшифровка композиции чуспы помогает понять, что «длинная L-образная проекция» является ничем иным как дыхательной трубкой, что в свою очередь объясняет конфигурацию маски с длинным раскрытым клювом у персонажа чуспы. Кроме того, становится очевидно, что нос картошкой, поставленный перпендикулярно лицу у маленьких фигур Йампайека на орнаментах изделий из драгоценных металлов в стиле позднего Ламбайеке, также связан с дыхательным устройством для плавания под поверхностью воды или глубже.
Фото 7[vi]. Ритуальная деревянная дубинка с конической головой и щит военачальника молодого правителя. Справа – их миниатюрные изображения из металла. Музей царских гробниц Сипана
Тканый орнамент чуспы еще раз подтверждает мою гипотезу о том, что многие атрибуты божеств, обладающие священным статусом, отражают вид тех вещей, предметов, которые были у богов во плоти и являлись частями их машин. Так, благодаря орнаменту чуспы можно сделать вывод о том, что биконическая и коническая формы навершия, столь характерные для деревянной дубинки Моче, которая использовалась в ритуальных боях и была священным предметом, происходят от небольшого движителя, похожего на маленький вентилятор. (Подробнее см.: «Воин Моче. Ритуальная дубинка».)
Орнамент чуспы открывает нам также тайну «черных носков с дырками на пальцах», характерных для персонажей на росписях сосудов в стиле тонкой линии. (В действительности «носки» черные только на прорисовках, а на самих росписях, делавшихся красным цветом по сливочному фону, они красные.) Очевидно, что «носки» передают ласты с открытыми пальцами, входившие в подводное снаряжение богов во плоти. Отсюда можно сделать вывод о том, что характерная для андской иконографии трапециевидная форма голых ступней – плоских и расширяющихся в области пальцев, соответствует форме ласт. Кстати, ступни монстра на фронтали Властителя Сипана имеют именно такую форму.
Выводы
Таким образом, Божество уллючо с точки зрения андской религии является божеством-птицей, существующим в воде, в глубинах моря, т.е. в мире внизу. А значит, оно связано со смертью и путешествием из мира внизу в мир вверху и новым рождением через мир внизу. Эта характеристика и схожесть приемов ее визуализации позволяет отождествить Божество уллючо с Йампайеком и касиками.
С точки зрения истории Божество уллючо и его иконография являются изобразительным свидетельством пребывания представителей высокоразвитых цивилизаций на земле Америк и наличия у них аппаратов для полета по воздуху, а также для нахождения и плавания под водой и по воде.
Изучение иконографии Моче показывает, что средства личной защиты, летательные и/или плавательные аппараты богов во плоти практически не нашли в ней своего отражения, а образы божеств построены на основе системы символов, что характерно для заключительного этапа развития иконографии божества-прародителя. Одновременно в иконографии Моче встречается множество изображений обычных людей. Более того, в искусстве этой культуры даже есть реалистическое направление, которое отмечено высокохудожественными скульптурными портретами жрецов, правителей и знати (портретные уако). Тем самым культура Моче разительно отличается от других андских культур, в иконографии которых были только изображения божеств и обожествленных предков в образе божества-прародителя, а в искусстве полностью отсутствовало реалистическое направление.
В то же время у некоторых культур, например, таких, как культура Паракаса, можно проследить весь путь формирования иконографии божеств Андского мира. Так, на ранних этапах художники весьма узнаваемо передают черты виденных ими скафандров и аппаратов богов во плоти и строят на их основе под руководством жрецов изобразительные каноны божества-прародителя. На более поздних этапах, когда с течением времени в памяти народа остаются лишь устные описания богов во плоти и знания об их силах, непонятные элементы в изображении божеств постепенно исчезают или трансформируются в понятные, взятые из мира природы образы. В результате возникает система символов, построенная в основном на использовании изображений животных и растений, которые ассоциируются с теми или иными природными стихиями и с тремя мирами андского мироздания, показывая место божества в этих мирах, его статус, функции и т.д. При следующем контакте с богами во плоти у культур со сложившейся иконографией, как это было, например, в Тайроне в период между 900 и 1600 гг., образы божеств вновь обретают черты реальных богов во плоти из очередной волны. Однако согласно андскому закону преемственности в сфере религии и власти, новые образы довольно быстро начинают соотноситься с характеристиками родового божества и обрастать соответствующей символикой. Так и родился один из образов касика – любопытный гибрид фигуры космонавта/водолаза в защитном костюме с двумя птицами и парой грибов на шлеме и прикрепленной к нему ажурной конструкцией в виде бабочки, которая составлена из завитков, сфер и клешней омаров (они же – головы водоплавающих птиц).
В итоге анализ иконографии Моче приводит к выводу о том, что данная культура развивалась, не имея контакта с богами во плоти. Косвенным свидетельством отсутствия контакта является культивирование массовых человеческих жертвоприношений, в том числе связанных с ритуалами крови. А массовые жертвоприношения, по моим данным, обычно начинают практиковаться в отсутствии связи с богами во плоти и в попытке установить эту связь в крайне неблагоприятных для правителей обстоятельствах. Поэтому уллючо сделалось главным церемониальным растением Моче неслучайно.
В культуре Моче использовались, наверное, все доступные вещества, изменяющие сознание, как растительного, так и животного происхождения, известные на Северном побережье. Однако именно уллючо стало титульным растением для Моче так же, как кактус Сан-Педро для Чавина, цветок Инки для Инкской империи, и т.д. Основной функцией препаратов из подобных растений было установление связи с божеством-первопредком путем перевоплощения в него. Но в религии Моче эта связь осуществлялась не только через трансформацию сознания в результате приема специальных препаратов, но и путем приема внутрь крови, поскольку, видимо, она, по представлениям жрецов, у народа Моче и его божественного первопредка была одинаковой. Одновременно употребление человеческой крови жрецом-властителем было актом самого большого приношения богу (божествам) Моче, которое только может быть, – это пожертвование ему жизней людей. Возможно, церемония приема жрецом-властителем жертвенной крови также означала кормление божества кровью для продления его жизни по аналогии с представлениями Майя. Но, насколько мне известно, майяские жрецы и правители не употребляли кровь внутрь.
Церемонии, ассоциированные с человеческими жертвоприношениями, имевшими своей целью получение крови, были связаны с ритуалами сексуального характера. Подобные ритуалы, по всей вероятности, входили также в церемонии погребения и поминовения, а также в церемонии, связанные с культом плодородия. Поэтому уллючо, которое обладало комплексным воздействием на человека и в том числе повышало его сексуальную активность, а также облегчало получение крови, стало главным церемониальным растением Моче.