Кончопата, Керамика Кончопаты, продолжение
1. Воины Уари
До недавнего времени не было никаких свидетельств об организации или типе войска империи Уари. Но находки в Кончопате позволяют сделать некоторые заключения на этот счет. Так, здесь был найдена урна, на которой изображены уарийские воины на плотах (фото 8).
Фото 8[i]. Экспонат Музея Аякучо (2002)
Урна была разбита, и некоторые ее фрагменты утрачены. Однако благодаря рисункам, где роспись реконструирована (фото 9 – 11), можно детально изучить изображения уарийских воинов и их оружие, одежду и амуницию.
Фото[ii] 9 и 10
Воины Уари изображены в коленопреклоненной позе на тростниковых плотах (фото 9 – 11). Волосы воинов черные и длинные. Их ноги босы. Они одеты в длинные рубашки без рукавов – унку, которые почти достигают колен. На голове – убор (шлем) трапециевидной формы. В левой руке одни воины держат лук со стрелами (фото 9 и 10), а другие – топор с двумя лезвиями (фото 11). В правой руке у них – щит в форме вытянутого прямоугольника. Некоторые из щитов орнаментированы головами скалящихся кошачьих, некоторые – кружками.
Фото 11[iii]
Как выглядит плот из тростника и в каком положении на нем находится человек, показано на инсталляции[iv] в Национальном археологическом музее Генриха Брюнинга, который находится в городе Ламбайеке, на северном побережье Перу. |
Лица одних воинов сплошь раскрашены лестничным орнаментом, а на других – только одна узкая и сложная кривая линия, охватывающая глаз. Стиль росписи, геометрическими узорами покрывающей лица и одежду персонажей, очень схож со стилем, представляющим собой одно из направлений росписи типичных для Уари кувшинов лицо-на-горлышке (фото 12). На них также изображены воины.
Фото 12[v]. Сосуды лицо-на-горлышке. Высота 49,5 см. Культура Уари. Период: Средний горизонт. 500 – 1000 гг. Происхождение: возможно, Пачеко (Pacheco), Рио-Гранде-де-Наска (Rio Grande de Nazca). Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу
Я думаю, было бы ошибкой считать, что персонажи росписи урны изображают воинов в боевом облачении и с боевым оружием. Вероятнее всего, это – правители в церемониальной одежде и с церемониальным оружием или воинские божества. Боевое облачение скорее можно видеть на фигурке воина с фото 13, который одет в простеганное толстое унку и тяжелый шлем.
Фото 13[vi]. Фигурка воина. Культура Уари. Национальный университет Сан-Антонио-Абад в Куско
Видимо, фигурка этого воина – одна из тех, которые были найдены в уарийском городе Пикильякте (фото 14).
Фото 14[vii]. Воины Уари. Национальный университет Сан-Антонио-Абад в Куско 40 фигурок, вырезанных из зеленого камня, в различном платье и головных уборах составляют один из двух наборов, найденных в церемониальном тайнике в Пикильякте (Pikillacta). 20 фигурок в каждом наборе идентичны. Ведущий эксперт Анита Кук предположила, что они представляют основателей империи Уари. «Они являются свидетельством уарийского поклонения предкам, – говорит Кук. – Уарийцы считали, что их предки – связующее звено между каждодневной жизнью и сверхъестественным миром»[viii]. |
Фото 15[ix]. Воины Моче и их оружие (по абрисам росписей на сосудах)
Тем более на основании росписи урны с воинами на плотах я бы не стала делать заключение о вооружении и экипировке армии империи Уари всего периода ее существования. На урне изображены только «морские десантники». Тростниковые плоты, которые вряд ли использовались в горах Аякучо, и форма босых ступней и кистей рук в стиле Сикана–Наски персонажей ведут нас к культурам побережья. Но, например, от воинов Моче (фото 15) эти воины, по мнению исследователей[x], отличаются, как и их оружие и экипировка, которые к тому же гораздо проще.
Фото 16[xi]. Воин Наски
Воины Наски (фото 16) также были вооружены и одеты иначе, чем воины Уари.
Фото 17[xii]
Оружие культуры Уари, экспонирующееся в региональном музее Ики, показано на фото 17.
Фото 18[xiii]
Металлические (и каменные?) навершия дубинок, найденные в городе Уари, представлены на фото 18.
Фото 19[xiv]. Реконструкционный рисунок правителя-воина (сведений об оригинале и его местонахождении нет)
Декор и атрибутика персонажа, изображенного в полный рост на еще одном реконструкционном рисунке (фото 19), почти такие же, как у воинов на плотах, но самого плота рисунок не содержит, из чего следует, что мы видим реконструкцию фрагмента росписи другого сосуда. Форма носа персонажа еще более странная, чем у голов на фото 7. На сосудах Уари он обычно прямой и тонкий, а здесь его кончик большой и круглый и не имеет ноздрей. Сразу вспоминаются носовые украшения в виде шарика культуры Ла-Тольита (см. рис. 74 и 90 § 2 «Легенда о Найлампе»). Похоже изображен кончик носа и у фигуры на тулове бутыли из Бруклинского музея (фото 8 статьи «Уарийская керамика»). Лицо персонажа, как и у всех фигур керамики, близкой по стилю с этим сосудом, не закрыто маской. Однако, хотя кисть руки и выполнена по канону Сикана–Наски, ступни ног показаны в профиль, что весьма необычно. В целом изображение не несет на себе ни одного известного мне атрибута божественности, кроме пальцев рук с длинными прямоугольными ногтями. Многое об этом персонаже могли бы рассказать узоры. Но их языка я не знаю. Судя по тому, что персона богато декорирована и держит в руке топор, а в Андах – это символ власти, здесь изображен правитель с высоким статусом. Однако топор он держит в левой руке, как и воины на плотах. Но почему в левой? Нужно сказать, что я уже встречала изображения, где оружие и другие предметы, которые обычно держат в правой руке, персонажи держат в левой. Есть также орнаменты с зеркальными отражениями фигур персонажа. То есть один и тот же персонаж в разных сюжетах на одном артефакте держит одни и те же предметы зеркально. Может быть, когда предметы находятся в левой руке, персонаж пребывает не в здешнем мире?
Фото 20[xv]. Реконструкционный рисунок осколка кувшина, найденного в Кончопате, и вариант реконструкции дубинки
На керамике Кончопаты есть также персонажи в круглых головных уборах (шлемах) и с круглыми щитами, как это показывает реконструкционный рисунок на фото 20. В правой руке персонаж держит дубинку, а его унку украшено геометрическими узорами и трофейной головой с высунутым языком в стиле Моче.
Фото 21[xvi]. Воин с дротиками, ведущий пленного за веревку
В связи с вопросом о влиянии на Уари северного побережья, и в частности, Моче и особенно Сикана, нельзя оставить без внимания роспись на осколке кувшина, найденного в городе Уари на сайте структуры Монкачайок (фото 21). Она меня поразила более всего. Персонаж как будто взят со стены храма Найлампа в Укупе. Я говорю, конечно, о его сходстве не с принцами, одетыми как райские птицы, а лишь со второстепенными фигурами, которые обозначены цифрой «5» (фото 22).
Фото 22[xvii]. Постер, созданный для презентации открытия храма Найлампа (2009)
Редкую возможность увидеть скульптурные изображения персонажей Уари, и в частности, военных персонажей, предоставляет бутыль, показанная на фото 23. Ее форма необычна для культуры Уари. Такие сложные сосуды, украшенные лепными фигурками, характерны для культуры Рекуай. Однако, сюжет композиции и атрибутика ее персонажей позволяют отнести этот сосуд к культуре Уари. На нижнем уровне мы видим воина высокого ранга в маске и полусферическом головном уборе (шлеме). На фронтальной части шлема изображено головное украшение подводных божеств с тканей Паракаса (см. фото 37). Здесь оно похоже на восходящее солнце. Унку воина расписано кружочками в стиле Уари. Ногти пальцев рук и ног – белые в стиле Наски. Левой рукой он держит щит с необычным орнаментом в виде рукописной буквы «Ж», а правой – удерживает за волосы человека (пленного?), который, видимо, предназначен для жертвоприношения. Но топора у воина нет. Над этой группой возвышаются еще две фигуры в пекторалях и сферических шлемах. На первый взгляд они тоже кажутся пленниками, привязанными к столбу. Кроме того, их лица раскрашены так же, как у жертвы. Однако руки персонажей не скованы, а напротив, держат священные предметы – жезлы (почему-то полосатые) и керо. Керо – атрибут жреца. В него может быть собрана жертвенная кровь. Тогда, вероятно, они являются жрецами. А поскольку они одеты как воины и находятся выше, чем воин в маске и его пленник, то это – жрецы-воины, входящие в правящую элиту.
Фото 23[xviii]. Керамическая бутыль. Культура Уари. 550 – 1000 гг. Музей: Коллекция Энрико Поли, Лима, Перу
Круглый церемониальный шлем[xix] эпохи первой андской империи сохранился в Музее золота Перу. Он выполнен из тростника и покрыт золотой фольгой. Шлем относят как к культуре Уари, так и к культуре Наски. Однако на сайте Музея золота Перу он характеризуется как артефакт культуры Сикана (700 – 1100 гг. н.э.), сделанный на северном побережье[xx]. |
[v] http://www.flickr.com/photos/aulasdehistoria/3311519668/in/set-72157614463761510/; http://tocapu.org/objects/object.php?o=48
[vi] http://kennethgarrett.photoshelter.com/gallery-image/Wari-Huari-Tiwanaku-Tiahuanaco/G0000yC.QS3dap6w/I0000WwbP5f7cNFQ/C0000S6meOV9vTSQ
[x] Alvarez Garcia C. Huari: el primer imperio en los Andes (http://www.satrapa1.com/articulos/media/huari/huari-1.htm).