Воины Уари

Кон­чо­пата, Кера­мика Кон­чо­паты, про­дол­же­ние

 

1. Воины Уари

До недав­него вре­мени не было ника­ких сви­де­тельств об орга­ни­за­ции или типе вой­ска импе­рии Уари. Но находки в Кон­чо­пате поз­во­ляют сде­лать неко­то­рые заклю­че­ния на этот счет. Так, здесь был най­дена урна, на кото­рой изоб­ра­жены уарий­ские воины на пло­тах (фото 8).

Фото 8[i]. Экс­по­нат Музея Аякучо (2002)

Урна была раз­бита, и неко­то­рые ее фраг­менты утра­чены. Однако бла­го­даря рисун­кам, где рос­пись рекон­стру­и­ро­вана (фото 9 – 11), можно детально изу­чить изоб­ра­же­ния уарий­ских вои­нов и их ору­жие, одежду и амуницию.

Фото[ii] 9 и 10

Воины Уари изоб­ра­жены в коле­но­пре­кло­нен­ной позе на трост­ни­ко­вых пло­тах (фото 9 – 11). Волосы вои­нов чер­ные и длин­ные. Их ноги босы. Они одеты в длин­ные рубашки без рука­вов – унку, кото­рые почти дости­гают колен. На голове – убор (шлем) тра­пе­ци­е­вид­ной формы. В левой руке одни  воины дер­жат лук со стре­лами (фото 9 и 10), а дру­гие – топор с двумя лез­ви­ями (фото 11). В пра­вой руке у них – щит в форме вытя­ну­того пря­мо­уголь­ника. Неко­то­рые из щитов орна­мен­ти­ро­ваны голо­вами ска­ля­щихся коша­чьих, неко­то­рые – кружками.

Фото 11[iii]

 

Как выгля­дит плот из трост­ника и в каком поло­же­нии на нем нахо­дится чело­век, пока­зано на инстал­ля­ции[iv] в Наци­о­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Ген­риха Брю­нинга, кото­рый нахо­дится в городе Лам­бай­еке, на север­ном побе­ре­жье Перу.

Лица одних вои­нов сплошь рас­кра­шены лест­нич­ным орна­мен­том, а на дру­гих – только одна узкая и слож­ная кри­вая линия, охва­ты­ва­ю­щая глаз. Стиль рос­писи, гео­мет­ри­че­скими узо­рами покры­ва­ю­щей лица и одежду пер­со­на­жей, очень схож со сти­лем, пред­став­ля­ю­щим собой одно из направ­ле­ний рос­писи типич­ных для Уари кув­ши­нов лицо-на-горлышке (фото 12). На них также изоб­ра­жены воины.

Фото 12[v]. Сосуды лицо-на-горлышке. Высота 49,5 см. Куль­тура Уари. Период: Сред­ний гори­зонт. 500 – 1000 гг. Про­ис­хож­де­ние: воз­можно, Пачеко (Pacheco), Рио-Гранде-де-Наска (Rio Grande de Nazca). Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Я думаю, было бы ошиб­кой счи­тать, что пер­со­нажи рос­писи урны изоб­ра­жают вои­нов в бое­вом обла­че­нии и с бое­вым ору­жием. Веро­ят­нее всего, это – пра­ви­тели в цере­мо­ни­аль­ной одежде и с цере­мо­ни­аль­ным ору­жием или воин­ские боже­ства. Бое­вое обла­че­ние ско­рее можно видеть на фигурке воина с фото 13, кото­рый одет в про­сте­ган­ное тол­стое унку и тяже­лый шлем.

Фото 13[vi]. Фигурка воина. Куль­тура Уари. Наци­о­наль­ный уни­вер­си­тет Сан-Антонио-Абад в Куско

Видимо, фигурка этого воина – одна из тех, кото­рые были най­дены в уарий­ском городе Пики­льякте (фото 14).

Фото 14[vii]. Воины Уари. Наци­о­наль­ный уни­вер­си­тет Сан-Антонио-Абад в Куско

40 фигу­рок, выре­зан­ных из зеле­ного камня, в раз­лич­ном пла­тье и голов­ных убо­рах состав­ляют один из двух набо­ров, най­ден­ных в цере­мо­ни­аль­ном тай­нике в Пики­льякте (Pikillacta). 20 фигу­рок в каж­дом наборе иден­тичны. Веду­щий экс­перт Анита Кук пред­по­ло­жила, что они пред­став­ляют осно­ва­те­лей импе­рии Уари. «Они явля­ются сви­де­тель­ством уарий­ского покло­не­ния пред­кам, – гово­рит Кук. – Уарийцы счи­тали, что их предки – свя­зу­ю­щее звено между каж­до­днев­ной жиз­нью и сверхъ­есте­ствен­ным миром»[viii].

Фото 15[ix]. Воины Моче и их ору­жие (по абри­сам рос­пи­сей на сосудах)

Тем более на осно­ва­нии рос­писи урны с вои­нами на пло­тах я бы не стала делать заклю­че­ние о воору­же­нии и эки­пи­ровке армии импе­рии Уари всего пери­ода ее суще­ство­ва­ния. На урне изоб­ра­жены только «мор­ские десант­ники». Трост­ни­ко­вые плоты, кото­рые вряд ли исполь­зо­ва­лись в горах Аякучо, и форма босых ступ­ней и кистей рук в стиле Сикана–Наски пер­со­на­жей ведут нас к куль­ту­рам побе­ре­жья. Но, напри­мер, от вои­нов Моче (фото 15) эти воины, по мне­нию иссле­до­ва­те­лей[x], отли­ча­ются, как и их ору­жие и эки­пи­ровка, кото­рые к тому же гораздо проще.

Фото 16[xi]. Воин Наски

Воины Наски (фото 16) также были воору­жены и одеты иначе, чем воины Уари.

Фото 17[xii]

Ору­жие куль­туры Уари, экс­по­ни­ру­ю­ще­еся в реги­о­наль­ном музее Ики, пока­зано на фото 17.

Фото 18[xiii]

Метал­ли­че­ские (и камен­ные?) навер­шия дуби­нок, най­ден­ные в городе Уари, пред­став­лены на фото 18.

Фото 19[xiv]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок правителя-воина (све­де­ний об ори­ги­нале и его место­на­хож­де­нии нет)

Декор и атри­бу­тика пер­со­нажа, изоб­ра­жен­ного в пол­ный рост на еще одном рекон­струк­ци­он­ном рисунке (фото 19), почти такие же, как у вои­нов на пло­тах, но самого плота рису­нок не содер­жит, из чего сле­дует, что мы видим рекон­струк­цию фраг­мента рос­писи дру­гого сосуда. Форма носа пер­со­нажа еще более стран­ная, чем у голов на фото 7. На сосу­дах Уари он обычно пря­мой и тон­кий, а здесь его кон­чик боль­шой и круг­лый и не имеет нозд­рей. Сразу вспо­ми­на­ются носо­вые укра­ше­ния в виде шарика куль­туры Ла-Тольита (см. рис. 74 и 90 § 2 «Легенда о Най­лампе»). Похоже изоб­ра­жен кон­чик носа и у фигуры на тулове бутыли из Бруклин­ского музея (фото 8 ста­тьи «Уарий­ская кера­мика»). Лицо пер­со­нажа, как и у всех фигур кера­мики, близ­кой по стилю с этим сосу­дом, не закрыто мас­кой. Однако, хотя кисть руки и выпол­нена по канону Сикана–Наски, ступни ног пока­заны в про­филь, что весьма необычно. В целом изоб­ра­же­ние не несет на себе ни одного извест­ного мне атри­бута боже­ствен­но­сти, кроме паль­цев рук с длин­ными пря­мо­уголь­ными ног­тями. Мно­гое об этом пер­со­наже могли бы рас­ска­зать узоры. Но их языка я не знаю. Судя по тому, что пер­сона богато деко­ри­ро­вана и дер­жит в руке топор, а в Андах – это сим­вол вла­сти, здесь изоб­ра­жен пра­ви­тель с высо­ким ста­ту­сом. Однако топор он дер­жит в левой руке, как и воины на пло­тах. Но почему в левой? Нужно ска­зать, что я уже встре­чала изоб­ра­же­ния, где ору­жие и дру­гие пред­меты, кото­рые обычно дер­жат в пра­вой руке, пер­со­нажи дер­жат в левой. Есть также орна­менты с зер­каль­ными отра­же­ни­ями фигур пер­со­нажа. То есть один и тот же пер­со­наж в раз­ных сюже­тах на одном арте­факте дер­жит одни и те же пред­меты зер­кально. Может быть, когда пред­меты нахо­дятся в левой руке, пер­со­наж пре­бы­вает не в здеш­нем мире?

Фото 20[xv]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок осколка кув­шина, най­ден­ного в Кон­чо­пате, и вари­ант рекон­струк­ции дубинки

На кера­мике Кон­чо­паты есть также пер­со­нажи в круг­лых голов­ных убо­рах (шле­мах) и с круг­лыми щитами, как это пока­зы­вает рекон­струк­ци­он­ный рису­нок на фото 20. В пра­вой руке пер­со­наж дер­жит дубинку, а его унку укра­шено гео­мет­ри­че­скими узо­рами и тро­фей­ной голо­вой с высу­ну­тым язы­ком в стиле Моче.

Фото 21[xvi]. Воин с дро­ти­ками, веду­щий плен­ного за веревку

В связи с вопро­сом о вли­я­нии на Уари север­ного побе­ре­жья, и в част­но­сти, Моче и осо­бенно Сикана, нельзя оста­вить без вни­ма­ния рос­пись на осколке кув­шина, най­ден­ного в городе Уари на сайте струк­туры Мон­ка­чайок (фото 21). Она меня пора­зила более всего. Пер­со­наж как будто взят со стены храма Най­лампа в Укупе. Я говорю, конечно, о его сход­стве не с прин­цами, оде­тыми как рай­ские птицы, а лишь со вто­ро­сте­пен­ными фигу­рами, кото­рые обо­зна­чены циф­рой «5» (фото 22).

Фото 22[xvii]. Постер, создан­ный для пре­зен­та­ции откры­тия храма Най­лампа (2009)

Ред­кую воз­мож­ность уви­деть скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния пер­со­на­жей Уари, и в част­но­сти, воен­ных пер­со­на­жей, предо­став­ляет бутыль, пока­зан­ная на фото 23. Ее форма необычна для куль­туры Уари. Такие слож­ные сосуды, укра­шен­ные леп­ными фигур­ками, харак­терны для куль­туры Рекуай. Однако, сюжет ком­по­зи­ции и атри­бу­тика ее пер­со­на­жей поз­во­ляют отне­сти этот сосуд к куль­туре Уари. На ниж­нем уровне мы видим воина высо­кого ранга в маске и полу­сфе­ри­че­ском голов­ном уборе (шлеме). На фрон­таль­ной части шлема изоб­ра­жено голов­ное укра­ше­ние под­вод­ных божеств с тка­ней Пара­каса (см. фото 37). Здесь оно похоже на вос­хо­дя­щее солнце. Унку воина рас­пи­сано кру­жоч­ками в стиле Уари. Ногти паль­цев рук и ног – белые в стиле Наски. Левой рукой он дер­жит щит с необыч­ным орна­мен­том в виде руко­пис­ной буквы «Ж», а пра­вой – удер­жи­вает за волосы чело­века (плен­ного?), кото­рый, видимо, пред­на­зна­чен для жерт­во­при­но­ше­ния. Но топора у воина нет. Над этой груп­пой воз­вы­ша­ются еще две фигуры в пек­то­ра­лях и сфе­ри­че­ских шле­мах. На пер­вый взгляд они тоже кажутся плен­ни­ками, при­вя­зан­ными к столбу. Кроме того, их лица рас­кра­шены так же, как у жертвы. Однако руки пер­со­на­жей не ско­ваны, а напро­тив, дер­жат свя­щен­ные пред­меты – жезлы (почему-то поло­са­тые) и керо. Керо – атри­бут жреца. В него может быть собрана жерт­вен­ная кровь. Тогда, веро­ятно, они явля­ются жре­цами. А поскольку они одеты как воины и нахо­дятся выше, чем воин в маске и его плен­ник, то это – жрецы-воины, вхо­дя­щие в пра­вя­щую элиту.

Фото 23[xviii].  Кера­ми­че­ская бутыль. Куль­тура Уари. 550 – 1000 гг. Музей: Кол­лек­ция Энрико Поли, Лима, Перу

Круг­лый цере­мо­ни­аль­ный шлем[xix] эпохи пер­вой анд­ской импе­рии сохра­нился в Музее золота Перу. Он выпол­нен из трост­ника и покрыт золо­той фоль­гой. Шлем отно­сят как к куль­туре Уари, так и к куль­туре Наски. Однако на сайте Музея золота Перу он харак­те­ри­зу­ется как арте­факт куль­туры Сикана (700 – 1100 гг. н.э.), сде­лан­ный на север­ном побе­ре­жье[xx].

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 |

[x] Alvarez Garcia C. Huari: el primer imperio en los Andes (http://www.satrapa1.com/articulos/media/huari/huari-1.htm).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>