Врата Солнца, продолжение
Рис. 1[1]
Фриз Врат Солнца четко делится по горизонтали на две части: верхняя часть – Бог Врат и его крылатые спутники, нижняя часть – меандровидный орнамент с солнцами.
Верхняя часть фриза
Композиция верхней части фриза имеет отчетливое деление по вертикали. Она распадается на центральную часть – изображение Бога Врат и две боковые части – изображение крылатых спутников.
1. Бог Врат
Рис. 2[2]
Верховное божество стоит на возвышении, которое, на мой взгляд, представляет собой усеченную ступенчатую пирамиду, окруженную рвом. Внутри пирамиды изображено сооружение с существом в его середине, которое мне не известно. Может быть, это рыба?
От прямоугольного центра внутреннего сооружения в боковых и нижнем направлениях отходят шесть голов хищных птиц на длинных шеях, – возможно, кондоров без гребешка (самок кондора?), ястребов или соколов. Скорее соколов или ястребов, поскольку изображения женских божеств для культуры Тиауанако не характерны. Однако сокол и ястреб в испанском языке часто обозначаются одним словом «halcón». Поэтому я буду называть этих птиц соколами. Кондор и сокол в андской религии считаются священными птицами, которые в системе ее символов являются связниками с верхним миром (ханан пача), где находятся царство богов, а также земля предков.
В верхнем направлении от прямоугольного центра исходят четыре головы пум, которые в андской религии относятся к кай паче – миру сейчас.
Если птицы безжизненно лежат на земле и символизируют смерть, то пумы яростно хотят вырваться наружу и символизируют рождение. Шеи у птиц неестественно изогнуты и, похоже, изображают трубы водоводов, как и шеи пум.
По всей вероятности, символика пирамиды Врат Солнца соответствует символике Акапаны, а композиция внутри пирамиды, как раз представляет то, что мы сейчас называем «дренажной системой» Акапаны.
Что за существо помещено слева и справа от пирамиды на фризе, очень хотелось бы узнать. Ведь им заканчивается самая большая «труба» пирамиды, причем находящаяся снаружи. Я назвала данную фигуру существом не случайно. На первый взгляд она похожа на цветок. Но по логике вещей цветы здесь неуместны.
Я повернула рисунок на 90о и увидела голову в слезоточивой маске и короне. Корона состоит из неопознанного мной символа («колбы» – см. далее), а также отходящих от него влево и вправо двух кружочков-планет на изогнутых ножках. Голова принадлежит пуме. У нее такие же ушки, нос и рот, как и у всех других пум на фризе. Но хотя у изображения атрибуты пумы, все же хочется сказать, что это голова человека. Наверное, так оно и есть. Вспомните о человеке-пуме – Чачапуме, скульптура которого стояла у подножия парадной лестницы на Акапану. В результате подтверждается мое предположение о том, что на фризе изображена Акапана.
Таким образом, внутренняя часть пирамиды представляет собой изображение мира внутри земли, который является домом для смерти – тел умерших – и зарождающейся жизни – зародышей жизни. Снаружи пирамиды располагаются две головы царственных пум. Как я уже говорила, они символизируют кай пачу – здешний мир, или мир сейчас (мир людей, растений, животных, а также богов и духов). Над миром внутри земли и здешним миром, или священной горой возвышается в образе Бога Врат верхний мир, где обитают главные боги.
Рис. 3[3]
Для того чтобы легче прочесть символы плохо сохранившегося изображения головного убора Бога Врат, я сравнила его с очень похожим изображением на золотом изделии (рис. 3), принадлежащем, вероятнее всего, культуре Тиауанако–Уари. Скалящиеся пумы на конце лучей, исходящих из скругленных углов прямоугольника обвязки шлема, здесь весьма узнаваемы. Рядом с правым ухом божества находится голова сокола, а рядом с левым – голова верблюдового, по крайней мере, очень похоже. Остальные навершия лучей не ассоциируются ни с одним из известных мне наземных существ.
В центре верхней линии лучей надо лбом божества расположена фигура, напоминающая трезубец или морской полип. Ей придается, похоже, большое значение в андской религиозной символике. На многих артефактах она помещается в центр венца (короны) или сама является венцом на мелких изображениях. В данном случае фигура имеет вид круглодонной колбы с тремя параллельными горловинами, заткнутыми пробками-солнышками. «Колба» размещена на подставке из рапорта меандра. Здесь «колба» прозрачна и она наполнена жидкостью. Ну, конечно, может быть, это игра света и воображения. У Бога Врат «колба» представлена в виде пумы с венцом из трех лучей, которые в свою очередь также символизируют «колбу».
Лучи с навершиями из двух концентрических окружностей, которые я вслед за А. Познански назвала планетами, на золотой миниатюре (рис. 3) выглядят как что-то металлическое. В объемном варианте эти кружочки совсем не кажутся символами комет и планет. Луч-ножка у них не прямая, как шеи у пум, а изогнутая, но не слишком плавно, а скорее под углом, как шеи-трубы соколов в пирамиде. Впрочем, на венце божества со змеями (рис. 4) лучи с кругами на конце очень похожи на солнышки. Жаль, что остальные навершия не сохранились.
Рис. 4[4]
Я думаю, в тех элементах, которые не удается идентифицировать, а это не удается именно потому, что они уникальны, и содержатся главные ключи к пониманию послания Врат Солнца. Но, увы, эти ключи мне не дались. Вернее дались, но не для всех дверей.
Теперь о меандре[5], который присутствует на рельефе Бога Врат и двух золотых миниатюрах (рис. 3 и 4). У меня этот геометрический орнамент, который, несмотря на большое разнообразие вариантов, всегда имеет вид линии, ломанной под прямым углом, связывается, прежде всего, с Древней Грецией. У древних греков он ассоциировался с реально существующей необыкновенно извилистой рекой Меандр (ныне Большой Мендерес, Турция) в Малой Азии (Эфес). Ее имя греки и дали орнаменту. Меандр в Древней Греции использовался широко. Поэтому-то многие думают, что это исключительно греческий орнамент. На самом деле он был известен со времен неолита и являлся распространенным типом геометрического орнамента. Его часто изображали этруски, римляне, византийцы, индийцы.
В меандровой ленте орнамента люди видели глубокий символический смысл. Для них она отражала течение человеческой жизни. В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.
Сами ли индейцы изобрели меандр или он пришел к ним из Старого Света вместе с хитонами и фибулами, мы никогда не узнаем. Но индейцы, как и греки, придавали меандру символический смысл. Ведь, как известно, в изображении богов не может быть ничего случайного. На рельефе Бога Врат меандр образует кольцо вокруг его лица, таким образом усиливая символику вечности, поскольку кольцо также является символом вечности.
Я бы сказала, что вся центральная композиция верхней части фриза врат представляет собой космос андской религии. Здесь пирамида – это изображение мира внутри земли и здешнего мира, а Бог Врат – верхнего мира. В то же время Бог Врат и сам являет собой отражение сферы из трех миров в космическом пространстве: 1) головы, прикрепленные к поясу (духи умерших) – царство мертвых, 2) пумы на поясе – царство живых, 3) грудь божества с кружочками планет под подбородком, таинственный символ на центрально грудной пластине (скорее всего что-то техногенное) и также неизвестные символы на пластинах слева и справа, которые сверху заканчиваются головами соколов и ими как стрелками указывают на верховное божество, – царство богов. Голова Бога Врат изображает верховное божество, которое господствует над всеми тремя мирами-царствами и являет собой бога-солнце – источник жизни на земле и в небе.
Для непосвященных в тонкости андского космовидения жителей и гостей Тиауанако Бог Врат – бог солнце-человек – творец и господин всего сущего. В его власти находятся жизнь, смерть и рождение людей и животных, Земли и других небесных тел, а также богов.
2. Крылатые спутники
Лица крылатых спутников Бога Врат (рис. 5) также закрыты плачущими масками: одни – человеческими, а другие – птичьими. Поэтому последние и кажутся нам кондорами. Хотя у «кондоров» ноги птичьи. Значит это – человекокондоры.
Рис. 5[6]
И снова в каждой короне крылатых гениев мы видим изображение колбы с тремя параллельными горловинами (или морского полипа?). Сейчас это хочется назвать морской царевной. А рапорт меандра, на котором установлена «колба» на рис. 3, теперь находится на туловище спутников в человеческих масках и похож на нагрудный знак. У людей-кондоров «нагрудным знаком» служит символ сооружения внутри пирамиды, повторяющийся на центральной пластине и «подтяжках» доспеха Бога Врат.
Через одежду и тела спутников «просвечивают» кости скелета. Это впечатление усиливается, когда смотришь на голову человекокондора, где особенно четко виден курносый человеческий череп. Кондоры, как я уже говорила, символизируют царство мертвых, означают вестников, посланников – связников с миром наверху, где есть и земля богов, и земля предков. И действительно, вся символика крылатых гениев относится к царству смерти: хищные птицы, рыбы, ракушки. Если у многих символов андской религии может быть двоякое толкование, то ракушки всегда означают царство смерти. Впрочем, у существ в человеческих масках (нижний ряд на рис. 5) есть одно изображение пумы. Ее голова с длинной шеей прикрывает затылок.
Рис. 6[7]
Если композиция центральной части фриза представляет собой изображение всех трех миров андской религии с верховным богом над ними, то боковые части фриза с крылатыми спутники не что иное, как изображение царства смерти. И сам Бог Врат, хотя его голова-солнце возвышается над всеми фигурами, входит в композицию с крылатыми спутниками как ее центральная часть. Грозный Бог Врат крепко сжимает свое страшное оружие-жезлы с головами хищных птиц – символами смерти – на концах и как будто потрясает ими, призывая к себе крылатых спутников. И они спешат на его зов в своем стремительном беге.
Нижняя часть фриза
Рис. 7[8]
Нижняя часть фриза представляет собой меандровидный орнамент из усеченных ступенчатых пирамид с включенными в них изображениями солнца (рис. 7). Если принять, что пирамида означает мир внутри земли, который в андской религии является хранилищем тел умерших и зародышей, а хищные птицы, входящие в орнамент, символизируют царство мертвых, то получается, что меандровидный орнамент символизирует декабрьское солнцестояние, когда солнце вступает в царство мертвых и открывает им дорогу в царство живых. Об этом говорит и место орнамента: он является землей – основанием, низом для всей композиции фриза.
Однако композиция нижней части фриза завязана на меандре, который символизирует вечность через постоянное обновление, и солнце находится то внутри пирамиды, то снаружи (внутри перевернутой пирамиды). Это может означать бесконечную смену декабрьского солнцестояния июньским. В таком случае можно было бы трактовать всею композицию фриза действительно как каменный календарь, предназначенный, прежде всего, для определения двух солнцестояний. Но, как я уже говорила, все объекты Тиауанако как церемониального комплекса – это культовые объекты. Их культовое значение превалирует над астрономическим и астрологическим. Поэтому священные врата не могут быть просто календарем. Врата – это вход в храм, сиречь вход в определенную часть общей религиозной концепции. Другими словами, храм всегда посвящен кому-то или чему-то. И врата тем более.
Врата декабрьского солнца
Резюмируя, можно сказать следующее. Солнце, по андской религии, не может умереть. Поэтому на нижней части фриза и показано его постоянное возрождение. Однако солнце изображено в окружении хищных птиц – символов царства мертвых. И вся эта композиция размещена внизу космограммы – в царстве мертвых, которое есть и на Земле и в небе – в космосе. Следовательно, здесь солнце находится в земле мертвых и означает декабрьское солнцестояние. Только так можно объяснить положение солнца – главного божества – в нижней части всего фриза. Исходя из того, что и верхняя часть фриза пронизана символикой смерти, можно заключить, что Врата Солнца являлись входом в храм поминовения усопших. Точнее будет назвать его храмом почитания предков. Андцы верили в бессмертие души и воскресение тела, которое возвращало их сущности в телесной оболочке в мир сейчас. Но а пока духи предков находились в царстве мертвых, они могли возвращаться в мир сейчас только в определенное время – в декабрьское солнцестояние, во время которого живые общались со своими предками, оказывали им почести и просили совета и помощи. Это событие отмечалось как большой праздник. У инков он назывался Капак-Райми.
Но даже то, что, по моим предположениям, Врата Солнца вели в храм поминовения усопших, не объясняет слезы на лице грозного бога. Вряд ли на поминках в Андах плакали. Но, тем не менее, мне удалось найти золотую маску – почти полную копию головы Бога Врат (рис. 8). Если учесть, что, скорее всего, Врата Солнца были покрыты золотыми листами и инкрустированы бирюзой, то голова Бога Врат выглядела именно так.
Рис. 8[9]. Золотая маска, Тиауанако
Сохранились и другие золотые предметы с изображениями плачущей маски (рис. 9 – 12), которые относят к культуре Тиауанако.
Рис. 9[10]. Подвесной диск (disc pendant). Рис. 10[11]. Головное украшение
Рис. 11[12]. Маска. Рис. 12[13]. Головное украшение
На рис. 13 и 14 представлены золотые маски культуры Наски. На навершиях их лучей – один и тот же персонаж, но какой, я не знаю. На маске справа (размеры 18,4×21,8 см, Кливлендский музей искусств) также изображены слезы, но уже в виде спиралей. Ее плачущее лицо имеет бороду и густые брови.
О том, что на самом деле изображено на Вратах Солнца, читайте в исследовании «Послание Врат Солнца».
[2] http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000132/pic/000155.jpg
[5] http://slovari.yandex.ru/меандр/БСЭ/Меандр (геометрич. орнамент)/; http://ru.wikipedia.org/wiki/Меандр_(орнамент)
[6] Торп Н., Джеймс П. Тайны древних цивилизаций (http://bookz.ru/authors/nik-torp/taini-dr_430/page-14-taini-dr_430.html).