Тиауанако, окончание
Три периода строительства Тиауанако
Как известно, А. Познански выделял три основных периода Тиауанако. К первому – первобытному периоду он относил «как здание исключительно этого периода» Храм каменных голов. Тогда было начато возведение пирамиды Акапана, а также Храма Луны (Пума-Пунку). Строительство Акапаны и Пума-Пунку было продолжено во втором и третьем периодах. Каласасайя была заложена во втором периоде и достраивалась, реконструировалась и ремонтировалась в третьем периоде. Ко второму периоду относится и большое крыльцо Каласасайи. В третьем периоде был сооружен ее внутренний храм – sanctissimum и Врата Солнца.
Из строительных материалов в первом периоде был использован исключительно песчаник, который поступал из горных районов к югу от руин. Для некоторых работ (скульптур голов, установленных в стенах храма) применялся мягкий известковый туф.
Во втором периоде были использованы, хотя и в небольшом масштабе, крайне твердые породы, такие, как андезиты. Кроме того, во втором периоде тиауанаканцы использовали монолиты из песчаника, принадлежавшие храмам предыдущего периода, переделывая их «в соответствии со своим собственным мерилом, со своим новым стилем и символическим декором»[i]. Так же поступали и в третьем периоде. Красноречивым примером, иллюстрирующим улучшение предыдущих работ, является стела Беннетта. Во втором, но более вероятно в третьем периоде из монолита, имевшего простую форму столба, фактически была вырезана новая скульптура.
В третьем периоде все было сделано исключительно из твердой андезитовой лавы, как, например, балконная стена, sanctissimum и реконструкции второго периода. При этом андезитовые блоки добывались в очень отдаленных от церемониального центра районах.
«Солнечная Дверь является самым славным памятником этого периода, – пишет А. Познански. – Была сделана попытка завершить здания первого и второго периодов… в частности, Храм Луны (Пума-Пунку) и Пукару Акапану, но они не были завершены. За исключением храма первого период, абсолютно ничего не закончено в Тиуанаку, даже величайшее произведение этого периода – Солнечная Дверь… Тиуанаку третьего периода – работа людей, страдающих манией величия, как Вавилонская башня, и, если бы она была завершена, это, возможно, превзошло бы все, что человек построил на земле»[ii].
«Рис. 14. Бронзовый болт (зажим) в половинном размере. С помощью этих приспособлений, которые также встречаются больших размеров, они соединяли резные блоки, в поверхности которых ранее были сделаны углубления по форме и размеру болта»[iii]
По данным А. Познански, бронза появляется в третьем периоде. «Наиболее часто отмечается ремонт в стенах предыдущих периодов, во время которого они соединяли блоки с помощью бронзовых болтов (bolts); они использовали их различные формы собственных конструкций, даже в виде кольца (рис. 14)»[iv], – пишет он.
«Рис. 14а. Схематическое изображение нескольких из множества форм болтов, остатки которых были найдены в форме углублений в блоках, скрепленных в древние времена этими зажимами (clamps) и соединениями (couplings), которые были применены между ними»[v]
Существует мнение, что соединительные детали для ремонта блоков, напротив, не изготавливались заранее, а расплавленная бронза заливалась в сделанные углубления и, застывая, скрепляла блоки и принимала очертания выемки. Однако выпуклая форма соединительного элемента на фото внизу заставляет усомниться в этом предположении. Впрочем, могли применяться оба способа, но вряд ли в один и тот же исторический период. (О чудесах строительных технологий тиауанаканцев читайте в статье «Пума-Пунку»).
Экспонат Регионального музея Тиауанако (снимок 2007 г.)[vi]
«Но не только материалом третий период отличается от предыдущего; основное отличие – превосходная работа по камню, вещь непревзойденная в мире до сих пор, – подчеркивает А. Познански. – Это проявляется, кроме того, в символическом стиле гравировок, которые являются чрезвычайно передовыми и, особенно, в астрономической ориентации их конструкций, которая показывает изменение 25’30″ между одним периодом и другим»[vii].
А. Познански оценивает третий период Тиауанако как «период, характеризующийся максимальным прогрессом».
Особо выделяет А. Познански астрономические знания тиауанаканцев. Он пишет:
«В числе наук, которые они знали… они освоили астрономические аспекты меридиана, с помощью которого можно было точно определить «амплитуду» солнца в третьем периоде и с этим, в свою очередь, наклон эклиптики – значение, которое предоставляет нам основу для определения приблизительного возраста Тиуанаку.
С помощью этого знания были установлены равноденствия и солнцестояния, были известны афелий и перигелий, был использован солнечный год, разделенный на двенадцать месяцев. Даже зодиак стал известен… но в форме, до некоторой степени отличающейся от известного образца древних семитских мудрецов Халдеи, чьи знания перешли в астрономию сегодняшнего дня»[viii].
Тиауанако – церемониальный комплекс
почитания звездных предков
Мое исследование Тиауанако еще не закончено. Еще не опубликованы статьи о пирамиде Акапане, Пума-Пунку, монолите Понсе и монолите Монахе и других скульптурах. Нет ответа на многие вопросы. Но на некоторые из них я все же могу попытаться ответить и, в частности, на вопрос, какому культу было посвящено Тиауанако. Почему-то его обходят стороной все из прочитанных мной исследований, исключая, пожалуй, «Хронику Перу» Педро Сьесы де Леона. Обычно эту тему затмевают чудеса и тайны Тиауанако, и никто не задумывается о его назначении.
Когда я только начинала составлять свое представление о Тиауанако, меня очень занимал вопрос о том, почему верховный бог Тиауанако на Вратах Солнца, его спутники и бóльшая часть скульптурных монолитов плачут. Слезный элемент – так принято называть потоки, исходящие из глаз людей и животных на изображениях Тиауанако. Он стал с определенного времени знáком этого церемониального комплекса и государства. И появление его на артефактах других царств означает, что эти царства находятся в сфере влияния Тиауанако.
На основании анализа монолитов Конко-Ванкане – храмового комплекса, родственного Тиауанако, я пришла к заключению о том, что слезный элемент на артефактах является атрибутом мира усопших. Оно подтвердило мое предположение о том, что Врата Солнца вели в храм поминовения усопших, которое я сделала на основе изучения символики их фриза (см. «Символика Врат Солнца»).
В Тиауанако слезный элемент отсутствует у скульптурных изображений, помещенных в Храме каменных голов. Нет его и у скульптурных голов, найденных в святилище (внутреннем храме) Каласасайи, которое, по мнению А. Познански, было построено по образцу Храма каменных голов. Но поскольку отношение храма к этому культу не вызывает сомнений, то можно предположить, что слезный элемент – атрибут более поздних эпох.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что весь церемониальный комплекс посвящен культу поминовения усопших.
Однако пока нет сведений о том, что Тиауанако и, в частности, Акапана, является уакой (гробницей) какого-либо властителя. Исследование тоннеля в холме Акапаны, хотя оно еще не закончено, уже позволяет заключить, что в пирамиде нет погребальной камеры. Поэтому маловероятно, что Тиауанако было задумано по принципу некоторых столиц побережья Анд, которые сочетали в себе функции места погребения властителя высокого ранга, религиозного комплекса и административного центра государства.
Тем не менее, в Тиауанако были места погребения, и самое известное – это Путуни, или Дворец Саркофагов. Вероятно, там хоронили жрецов-властителей. Однако, как мне кажется, не это было основным предназначением Тиауанако.
Тиауанако, как и подобные ему комплексы, не представляло собой кладбище в нашем понимании. А поминовение усопших в Андах – это не поминки покойных в представлении людей Старого света. Поэтому применительно к андской религии следует говорить о культе почитания предков.
С этим культом связано и озеро Титикака. Оно представляет собой вход в «родительское море (или озеро)», которое на земле находится в мире внизу, являющемся отражением мира вверху – земли предков. То есть Титикака – это вход в мир внизу. Во многих деревнях Анд, по сведениям испанских хронистов, была «частичка местной топографии, называемая «Титикакой»», и эта область была связана с культом предка[ix].
Необходимо подчеркнуть, что в случае таких религиозных центров, как Тиауанако и Конко-Ванкане, речь идет о первопердках – т.е. обожествленных пришельцах, которых андцы считали своими пращурами и их образы воплощали в произведениях монументального искусства, в частности, в скульптурных монолитах.
Важно, что современные аймарские первосвященники, как показала история стелы Беннетта, считают монолиты Тиауанако изображениями своих обожествленных предков. Так, когда решался вопрос о том, должен ли монолит Беннетта после реставрации остаться в столице Боливии Ла-Пасе или быть возвращен в Тиауанако, они потребовали вернуть статую в Тиауанако. При этом лидеры аймаров завили, что возвращением монолита, который считается священным предком и символом их индейских корней, правительство даст аймарскому народу компенсацию за многочисленные обиды, нанесенные их расе колониализмом. Общины Ликилики и Хесус-де-Мачака заботятся о руинах храмового комплекса Конко-Ванкане и почитают его, как и имеющиеся в нем монолиты, которым они поклоняются как своим обожествленным предкам.
Предки тиауанаканцев были богами, которые могли летать по воздуху и, когда один из них умирал, его тело в представлении индейцев – летающий скафандр или более крупный летательный аппарат – не было подвержено разложению. Его забирали, или, вернее, он отправлялся на небо, а затем снова возвращался на землю. Вскоре или через много лет, но бог возвращался. (Видимо, так можно объяснить положение андской религии, которое говорит о необходимости сохранять тело умершего, чтобы по возвращении предок мог снова быть в нем в мире сейчас, и обычай мумифицировать тела покойных.)
В какой-то день верховный бог – большой корабль, как тот, который изображает фриз Врат Солнца, не вернулся. Экспедиция, до того времени посещавшая Землю регулярно, завершилась. Боги отправились на землю предков, которая лежала там, далеко – среди звезд. Но люди продолжали им поклоняться и ждать их возвращения, в нашем понимании – воскрешения. И для поклонения звездным богам, и для чтения их воли, и для вычисления даты их нового посещения, людям оставили обсерваторию и научили их астрономии и астрологии. Как видно, возвращались боги на землю обычно в день зимнего солнцестояния, поэтому праздник почитания предков и устраивается в данное время. Наверное, это было связано с их звездными маршрутами.
Почему боги Тиауанако посчитали важным научить андцев астрономии и астрологии? Видимо, они не сомневались, что их волю, судьбы людей, стран, континентов можно прочесть по звездам. То есть боги Тиауанако знали, что все это увязано. Они хорошо были знакомы с небесной механикой. И действительно, есть ощущение, что мы живем в искусственно созданном мире, а наша Солнечная система производит впечатления чего-то механического – музыкальной шкатулки, которая управляется невидимым механизмом, и все в этой шкатулке ему подчинено – и планеты, и Солнце, и люди, и животные. А наша Солнечная шкатулка является частью более крупной шкатулки. Поэтому звезды определяют жизнь людей, и, зная язык звезд, можно понять волю богов. Не зря же в древности многие народы обожествляли звезды. Так было, по данным У. Салливана, и в Андах.
Почему тиауанаканцы стали считать пришельцев своими предками? Возможно, потому, что те действительно ими были. (Об этом я размышляю в материалах о камнях Ики.)
По какой причине космонавтов стали изображать с потоками влаги, исходящими из глаз? Вероятно, это связано с какой-то особенностью их снаряжения, в частности, шлема скафандра – космического или подводного, если учесть, что слезный элемент появился в период правления богов побережья, которые базировались под водой. Но, так или иначе, «слезы» были атрибутом бога. Поэтому те существа, которые имели отношение к богам и тоже были божествами, но более низкого ранга (например, викунья), также изображались со слезным элементом в храмах тиауанакской сферы влияния, которые были посвящены почитанию предков.
Но почему, если слезный элемент – это не слезы, а знак принадлежности к богам, боги вне царства мертвых на монолитах Конко-Ванкане изображаются без него? На данный вопрос у меня нет ответа. Могу только предположить, что это опять же связано с религиозными постулатами побережья, в соответствии с которыми и были выполнены сюжетные композиции на монолитах Конко-Ванкане. А потом, может, слезный элемент – это все же и знак скорби тоже?
Трудно сказать, создавали ли боги вместе с андским человеком животных. Скорее всего. А некоторых из них – наверняка, например, викунью. Не зря же ее называют даром богов. Без викуньи в горах, где трудно добыть или вырастить пропитание, люди не выжили бы. Видимо, поэтому викунья была дана богами в дар людям – их детям, и во времена богов горцы об этом знали, как знали и жители побережья, что кукурузу, огурцы, маниоку и пр. им дали боги, о чем свидетельствуют легенды и мифы и, в частности, мифы о Пачакамаке. Поэтому-то головой викуньи заканчиваются многие из лучей, исходящих от головы Бога с жезлами царства Уари, а на монолите Хинчункале Конко-Ванкане викунья даже предстает в образе плачущего божества верховного ранга (божества-корабля) – с крыльями, головой пумы и жезлом власти.
[i] Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[ii] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[iv] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[v] http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/fig14.htm
[vi] http://turiseclapaz.blogspot.com/2007/06/tiwanaku-museos.html
[vii] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[viii] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[ix] Салливан У. Тайны инков: Мифология, Астрономия и Война со Временем. М.: Вече, 2000 (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).