Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас. I.2.3.3.2. Божества со звериными чертами, продолжение
I.2.3.3.2.2. Вертикальная композиция, окончание
Божество – воздушный шар
Фото 20[i]. Покров. Размер: 277×146 см. Простая ткань, вышивка шерстью верблюдовых. Стиль цветовых блоков. Культура Некрополя Паракаса (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Некрополь Вари-Кайана, полуостров Паракас, Перу. Мумия № 382, объект № 2. Национальный институт культуры. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[ii]. Фото 21[iii]. Участок покрова крупным планом
Покров из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 20 – 22) прекрасно сохранился и вышит хорошо продуманным и соответственно детализированным мотивом, который показывает еще одно летательное средство богов во плоти.
Фото 22[iv]. Мотив основного поля покрова в двух ракурсах
Мотив включает в себя большие и маленькие символы кошачьих в качестве узоров на кайме туники, а также самостоятельных фигурок, которые входят в композицию убранства головы персонажа. Изображений птиц на мотиве нет. Силуэт птицы создает большая черная туника с широкими рукавами, не надетыми на руки персонажа. Туника вписана в почти полный круг и, если смотреть на мотив в положении персонажа вверх головой, напоминает пузырь или, скорее, воздушный шар. Воспринимать пузырь как воздушный шар помогает кайма подола туники, на которой сверху изображены короткие желтые линии, передающие стропы.
Фото 22а[iva]. Скульптурный сосуд. Размеры: высота 39,9 см, длина 16,7 см, ширина 16,5 см. Вес: 787 г. Материал и техника: дерево, инкрустация перламутром; тыква, пирогравюра. Культура/стиль: Чиму. Хронология по Рафаэлю Ларко Хойлю: Имперский период (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джону Роу: Поздний горизонт (1476 – 1532 гг. н.э.). Регион: Северное побережье Перу. Место создания: Трухильо, Ла-Либертад. Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[ivb]
Кстати, один из воздушных шаров богов во плоти запечатлен мастером культуры Чиму в деревянной скульптуре (фото 22а), где корзина воздушного шара представлена в виде ягуара, инкрустированного перламутром и бисером из лазурита. Его когти являются натуральными. Сам шар, сделанный из тыквы, покрыт в технике пирогравюры узорами, которые изображают божеств царства Чиму.
Божества-чудовища
Следующая группа мотивов, хотя и выстроена в соответствии с каноном летающего водолаза, к полету и погружению под воду имеет весьма отдаленное отношение. При их создании, видимо, преследовались другие цели. А в итоге мы видим хитроумное воплощение божества в чудовище.
Фото 23. Вышитые фрагменты покрова. Размер: приблизительно 7,92×10,16 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. Дата: III – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[v]
Кажется, что персонаж мотива, показанного на фото 23 – 28, ухватился руками за невидимую перекладину, проходящую по линии усов ротовой маски (налобника в другом ракурсе), как за «велосипедный руль», за который держится летящая обезьяна мотива с фото 9. Дань ли это канону или персонаж действительно мыслился летящим, неизвестно. Бόльшая часть символики мотива сосредоточена в области его головы и, в особенности, головного убора, к которому он воздел руки.
Фото 24 и 25. Вариант мотива в двух ракурсах
Черты лиц персонажей и мелкие детали-знаки изображений на вариантах мотива чуть-чуть да различаются. В результате на мотиве с фото 24 мы видим персонаж с длинной драконьей мордой, красными ноздрями и характерными выростами на подбородке. А на другом варианте мотива в том же ракурсе (фото 26 и 27) у персонажа сходства с драконом меньше. Тем не менее, очевидно, что перед нами – изображение дракона-человека, выполненное под влиянием чавинской традиции. И лишнее подтверждение тому – форма стопы персонажа с поджатым драконьим пальцем в виде запятой (см. фото 27), а не обезьянья лапка с отставленным и часто прямым пятым пальцем.
Фото 26, 27 и 28. Три различных варианта мотива
Если перевернуть мотив вниз головой персонажа (фото 25 и 28), вначале кажется, что видишь человека. А если охватить взглядом не только его глаза, но и большую ротовую маску, то понимаешь, что это – еще и чудовище с огромной пастью, изрыгающее змееподобных сущностей. То есть в таком ракурсе персонаж становится человеком-драконом в ипостаси неведомого нам чудовища, возможно, морского. Смущает, правда, лопатообразный предмет с левого бока персонажа, который воспринимается как часть его одежды, потому что окрашен в те же цвета, что и пончо, и у него даже есть такой же кант. Что это? Неужели тканый хвост персонажа?
Фигуры, входящие в состав головного убора (если смотреть на персонаж, когда его голова находится сверху), тоже имеют очень сложную компоновку. В этом положении у них явно головы кошачьих. В то же время кошачьи содержат в себе еще какие-то существа, похоже, разные на разных мотивах. К сожалению, идентифицировать их, как и многое другое, не представляется возможным, потому что все мотивы, а их осталось не менее пяти, как это можно видеть на фото 23, очень плохо сохранились.
Фото 29. Вышитый фрагмент покрова (в двух ракурсах). Размеры: 13×18,73 см. Материалы: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. Дата: III – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[vi]
Пальму первенства в создании многоплановых и многозначных голов чудовищ я бы отдала художнику мотива, показанного на фото 29 и 30. Здесь лицо персонажа с огромными глазами составлено из двух изогнувшихся человеческих фигур в позе свободного падения (подробнее см.: «Люди под водой»). А на шапке расположен узор, который напоминает глаза с длинными ресницами. Вполне может статься, что у персонажа две головы. При этом голова/лицо, составленное из людей, выходит из пасти второй головы.
Фото 30. Мотив в горизонтальном положении
Канон мотива предполагает, что обе руки персонажа должны быть расположены по обе стороны его головы. А здесь мы видим только левую руку. Участок с правой рукой мог и не сохраниться. Но если она все же была, чья рука изображена под аркой, состоящей из белой и синей полос и вышитой на боку персонажа? Арка соединена с короткой змееподобной сущностью. Рядом с ней находится хвост. Принадлежит ли он персонажу или как-то связан с аркой?
Фото 31. Фрагмент коричневого покрова (в двух ракурсах). Размеры: 25×14 см. Материалы и техники: вышивка стебельчатым швом шерстяной пряжей 16 различных цветов по хлопковой ткани полотняного переплетения. Датировка и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период 1B-2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг[vii]
Мотив, который возвращает нас в некоторой мере к теме полета с «велосипедным рулем» и продолжает тему второй ипостаси божества в виде головы чудовища, хранится в Музее мировой культуры Гетеборга (фото 31 и 32). Персонаж держит нечто, похожее на руль, впереди себя на вытянутых руках, а огромное лицо монстра появляется из-под туники персонажа, если повернуть его вверх головой. Изо рта чудовища выходят сущности, в форме которых обычно изображается налобник. Рядом с ними находятся обезьяньи ноги персонажа, которые одновременно являются руками монстра.
Фото 32. Голова персонажа мотива крупным планом
Любопытно, что на лицо персонажа надета маска, которая кажется рыжей бородой с усами, а на глаза – очки, похожие на очки для чтения. Его рот широко открыт, и видно, что в нем осталось лишь несколько передних зубов. Не удивительно, что персонаж воспринимается как беззубый бородатый старик в очках, кричащий от ужаса.
Фото 33. Фрагменты покрова из Метрополитен-музея искусств
Мотив с бородатым стариком повторен на покрове, несколько фрагментов которого находится в Метрополитен-музее искусств (фото 33 и 34). Правда, старик здесь выглядит не перепуганным, а веселым, и огромное лицо чудовища под его туникой почти не читается.
Фото 34. Вышитый фрагмент покрова (в двух ракурсах). Размер: 12,7×12,7 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. Дата: III – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[viii]
Мотив, вышитый на том, что было когда-то, скорее всего, покровом, остатки которого ныне хранятся в Британском музее (фото 35 – 37), объясняет, какого монстра изображают мотивы с божествами-чудовищами. Им является божество-корабль.
Фото 35. Текстильный фрагмент. Размеры: длина 55 см (+3,5 см бахрома), ширина 79 см. Материал и техника: ткань полотняного переплетения сливового цвета; вышивка стебельчатым швом и швом скрещенной вязальной петлей нитками сливового, голубого, зеленого, светло– и темно-коричневого, кремового/белого, желтого, красного и розового цветов. Культура/период: Паракас. Даты: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Перу (побережье). Британский музей[ix].
Данный мотив объединил в себе канон Божества Паракаса с летящей обезьяной и варианты этого канона, где из пасти чудовища вырываются змееподобные сущности. Здесь из-под нижней губы монстра выходят две длинные сущности в форме велосипедного руля, которого он касается пальцами. А четыре сущности покороче на самом «руле» как бы тянут персонаж вперед (фото 36). Две маленькие обезьянки теперь находятся у его ног. Они держат лапками нечто вроде разомкнутой по середине рамы, на которой стоит персонаж.
Фото 36[x]. Голова чудовища
Обезьянки соединены с конструкцией из двух труб на спине персонажа. Трубы выполнены в виде змееподобных сущностей, изогнутых под прямыми углами, которые не характерны для живых существ. Как можно видеть на фото 37, передняя часть обезьянки находится как бы в отдельном отсеке, поскольку это пространство ограниченно с двух сторон кривыми линиями. На данном варианте мотива у обезьянки красные глаза и красная шапочка, а на других вариантах – у обезьянок также есть что-то красное, например, маска. Возможно, ими показан огонь, вырывающийся из сопел. В целом же обезьянки имеют признаки божественности в виде головного убора, серег и ротовой маски и, несомненно, являются божествами-помощниками. Думается, они символизируют движущую силу.
Фото 37[xi]. Одна из обезьянок
Более всего поражает изображение шестеренок в прозрачном трубопроводе на спине персонажа. Их хорошо видно на фото 37. На змееподобных сущностях, выходящих изо рта персонажа, вышиты половинки шестеренок. Теперь становится понятен смысл похожих символов, которые в большом количестве изображены на мотивах с бородатым стариком (см. фото 32 и 34) и характеризуются в музейных каталогах как цветы.
Продолжение: с. 27
[iv] http://asiahistoria.blogspot.ru/2010/02/manto-con-figura-mitica-zoomorfa-con.html
[ivb] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=18673; http://www.google.com/culturalinstitute/asset-viewer/wood-and-gourd-ceremonial-goblet-with-a-fire-engraved-mythological-scene-ml400029/aQGwPZfJJSf3Ww?hl=es&projectId=art-project
[v] http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/50000669?rpp=20&pg=5&ft=paracas+cavernas&img=1
[vi] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50000637?rpp=20&pg=4&ft=paracas+cavernas&pos=77
[viii] http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/50000246?img=8
[ix] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=298235&objectid=653335
[x] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=298244&objectid=653335
[xi] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=298240&objectid=653335