Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.3.2. Люди на суше, продолжение
I.2.3.3.3.2.3. Персонаж с четырьмя жезлами в груди
Фото 1. Персонажа мотива каймы Метрополитен-музея искусств
Четыре жезла в груди – это одна из главных особенностей персонажа мотива, который встречается на нескольких тканых артефактах. Кроме того, его голова покрыта длинной и узкой накидкой. Ее полотнище изображено не свисающим с головы, а как бы отнесенным ветром в сторону. Перед собой обеими руками персонаж держит змееподобную сущность с круглой головой/маской. Такие же сущности вышиты на его тунике. В дополнение к главным у мотива существуют и другие особенности. Поэтому персонаж легко узнаваем.
Фото 2. Фрагмент каймы. Размеры: 17,15×110,49 см. Материал: шерсть верблюдовых, хлопок. Период: I в. до н.э. – II в. н.э. Культура: Паракас. Метрополитен-музей искусств[1]
Фрагмент каймы, на котором вышиты четыре персонажа с жезлами в груди, хранится в Метрополитен-музее искусств (фото 1, 2, 5 – 7). Они своими костюмами вызывают ассоциации с европейским средневековьем, рыцарскими замками и пр. Специалисты привычно называют их воинами.
Фото 3[2]. Правая часть сдвоенного керамического сосуда (сведения отсутствуют)
На лицо персонажа надета маска со знаком пирамиды в области рта. Знак лестницы и близкий ему знак пирамиды – весьма важные символы в андском изобразительном искусстве. Но, по-моему, никто не знает точно, что они означают. Маски с пирамидой сравнительно часто встречаются на мотивах в стиле Некрополя Паракаса. Но уже на сдвоенном сосуде в стиле Пещер можно видеть персонаж с символом пирамиды на лице (фото 3).
Фото 4[3]. Левая часть сосуда
У второго персонажа с более молодым или, возможно, женским лицом (фото 4) знака пирамиды нет. Интересно, что край головного убора старшего персонажа сосуда своим изгибом повторяет линию бровей. Точной такой же волнистой линией заканчивается и маска персонажа с четырьмя жезлами.
Фото 5 – 7. Персонажи каймы Метрополитен-музея искусств
Под обе ключицы персонажа как бы воткнуты по две палки. Две такие же «палки» входят в приданое мумии, выставленной в витрине Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 8 и 9).
Фото 8[4] и 9[5]. Снимки мумии из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу, сделанные в 2004 и 2006 гг. соответственно
Этот предмет принято называть по-английски «staff», а по-испански – «bastón», что переводится как «жезл, посох». В Национальном музее археологии, антропологии и истории Перу есть довольно большая коллекция жезлов из Некрополя Вари-Кайана и группы кладбищ Арены-Бланки. Они имеют различные длину и толщину (фото 10 и 11). Некоторые из них ровные и отшлифованные, а другие более похожи на грубую дубинку. Часть из жезлов с одного конца обмотана сухожилиями (фото 10). На фото 8 видно, что со стороны левой руки у мумии находится более толстый и короткий жезл, обмотанный, похоже, нитками трех цветов.
Фото 10 и 11. В хранилище паракасских жезлов Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (2005)[6]
На мотиве показаны, скорее всего, только верхушки жезлов, а остальная их часть, как и у мумии музея, находится внутри того, что нам представляется роскошной туникой, а на самом деле, наверное, является фардо. Руки у персонажа очень тонкие, иссохшие. Его глаза не круглые, как у большинства персонажей паракасских вышивок, а полузакрытые, что говорит о том, что изображен умерший человек. Возможно, этот мотив относится к тем временам, когда тунику (пончо) уже не вкладывали в фардо, а надевали на него сверху и использовали ложные головы с человеческим лицом. Эту мысль подтверждает и то, что корпус персонажа выглядит как тюк мумии, а подбородок находится ниже уровня плеч.
Фото 12. Текстильный фрагмент. Размеры: длина 22,5 см, ширина 6,4 см. Техника: черная ткань полотняного переплетения, вышивка стебельчатым швом нитками красного (фон), черного, зеленого, желтого, белого и синего цветов. Культура/период: Паракас(?). Британский музей[7]
Фрагмент красной каймы с двумя такими же мотивами находится в коллекции Британского музея (фото 12 – 14).
Фото 13[8] и 14[9]. Персонажи каймы крупным планом
По мнению специалистов музея, оба персонажа «носят туники, украшенные двумя рядами трофейных голов или бобов(?); каждый держит …трофейную голову с длинными волосами, сжимая ее обеими руками». Я же считаю, что в руках у персонажа находится такая же сущность, как у парящего Божества Паракаса, которой передавалась часть дыхательного устройства богов во плоти (см.: фото 1, с. 27). Божество Паракаса держит ее у рта, что говорит о том, что значение данного атрибута еще не было в то время окончательно забыто. Здесь же персонаж держит сущность на уровне пупка. Это свидетельствует о том, что знание о змееподобной сущности утрачено и ее символ используется только как знак родства с божественными первопредками.
Фото 15 и 16. Кайма покрова с пятнадцатью антропоморфными фигурами. Размеры: 280×14 см. Материалы и техника: хлопковая ткань полотняного переплетения; вышивка шерстяными нитками стебельчатым швом. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-1А (100 г. до н.э.– 100 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[10]
Очевидно, что длинная узкая накидка является переосмыслением атрибутов более ранних изображений. Они передавали элементы системы жизнеобеспечения богов во плоти, располагавшиеся в области головы. И если на мотиве с фото 6 и 7 (с. 30) художник показывает их как разноцветный поток, т.е. не заменяет каким-либо из привычных ему объектов, то на мотиве, видимо, того же периода (фото 15 и 16) эта часть снаряжения представлена уже как поток длинных распущенны волос. Он идет от головы вверх, потом, изгибаясь почти под прямым углом, вбок, а затем падает вертикально. Конечно, волосы так вести себя не могут.
Очертания головной накидки персонажа с четырьмя жезлами в груди соответствуют абрису потоков, представленных на мотивах с фото 6 и 7 (с. 30) и с фото 15 и 16. И если считать, что персонаж с четырьмя жезлами изображает мумию в погребальном приданом, то становится яснее символическое значение головных накидок, которые входили в реальные фардо, найденные в захоронениях.
Фото 17[11]. Вышитый покров. Размеры: около 2,5×1,6 м. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[12]
Фрагменты красной каймы, на которых изображены персонажи с четырьмя жезлами, отличает высокий уровень мастерства художников и вышивальщиков. То, как хороши были ткани, частью которых они являлись, легко можно себе представить. Тем более что в Национальном музее археологии, антропологии и истории Перу выставлен достаточно хорошо сохранившийся и не так давно отреставрированный целый покров со схожим мотивом (фото 17 – 24). Он просто поражает своим великолепием.
Фото 18[13]. Покров на музейном столе
Фото 19. Обложка книги Ребеки Карион Кашо «Паракас: культурные элементы», 1949 г.[14]
Живописное изображение фардо с этим покровом кисти Педро Рохаса Понсе украшает обложку книги ученицы Хулио Тельо Ребеки Карион Кашо «Паракас: культурные элементы» (фото 19).
Фото 20[15]. Участок основного поля покрова
Фото 21[16]. Вариант мотива основного поля
Голова персонажа на покрове еще глубже ушла в туловище (фото 21). Поэтому оно еще более стало напоминать фардо.
Фото 22[17]. Участок покрова с каймой
Маска персонажей каймы из Метрополитен-музея искусств и Британского музея была однотонной со знаком пирамиды в области рта. Среди персонажей покрова также встречаются фигуры в такой маске (фото 23). Но бόльшая часть масок расписана иначе. Вариантов масок несколько. В основном все они человеческие, кроме двух. Одна из них (фото 22) изображает вытянутую морду животного (дракона, динозавра, крокодила?). Вторая вызывает в памяти маску робота на тканях коричневой гаммы, потому что она имеет прямоугольную нижнюю челюсть с ртом-щелью (фото 24). Иначе как механической эту челюсть назвать нельзя.
Фото 23[18]и 24[19]. Варианты мотива на кайме
В связи с иконографией персонажей с четырьмя жезлами возникает вопрос: может ли быть, что не только данный персонаж, но и все персонажи темы «Люди на суше» представляют собой изображения мумий в фардо?
[6] http://www.doaks.org/research/pre-columbian/pre-columbian-project-grant-reports-1/doaks-pco-project-grant-report-2005–3
[7] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=291859&objectId=1653552&partId=1
[8] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=291861&objectid=1653552