Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН, Караль, продолжение
3. Ткачество
Фото 1[1]. Волокна цветного хлопка, найденные при раскопках Мирайи
Выращивание хлопка (Gossypium barbadense) являлось одной из основ экономики Караля. Его волокно высоко ценилось, и поэтому он был важным продуктом для товарного обмена. Караль производил и накапливал хлопок в больших масштабах. Об этом свидетельствуют находки множества его семян и комков волокна в различных населенных пунктах. Большие компактные пучки хлопка различных цветов (бурого, коричневого, бежевого и кремового) были обнаружены повсюду – от поселения Мирайи (Miraya) и до Священного города Караля[2]. В результате селекции ученым Караля удалось увеличить длину волокон хлопка и добиться большего разнообразия его цветов, а также более высокой продуктивности[3].
Фото 2. Кипу Караля. Фото 3[4]. Чуспа из хлопка
Из хлопка в Карале делали рыболовные сети. Его широко применяли в строительстве. Из хлопка плели сетки для камней, которые использовались при возведении зданий для придания им сейсмостойкости. С помощью хлопкового текстиля прикрепляли слои краски к штукатурке. Из хлопковых веревок изготавливали кипу (фото 2). Из хлопка делали головные уборы, сумки для галлюциногенных снадобий (чуспы) – фото 3, ткани для одежды (фото 4), сандалии (фото 5).
Фото 4 и 5. Текстильные находки Караля[5]
Ткани уже в то время были объектом культа. Их приносили в жертву богам, сжигая во время ритуалов. Из хлопковой пряжи изготавливали некий ритуальный объект, который получил название «глаз бога»[6]. Он представляет собой крест (прямой или косой) из палочек, оплетенный нитями разных цветов (фото 6). «Глаза бога» были найдены в качестве приношений в наполнителях, использованных для перестройки зданий в жилом комплексе нижнего сектора города (Шайди, 2004)[7].
Фото 6. «Глаза бога», найденные при раскопках Караля[8]
Мне пока неясна символика этого ритуального предмета. Но его значение, похоже, было велико, поскольку он помещен в качестве навершия на посох, который держит фигура жреца-властителя, экспонирующаяся на выставках (фото 7).
Фото 7[8а]. Фигура жреца-властителя
Подобные объекты, но не столь древние, как каралинские, были найдены в заливе Паракаса в захоронениях Докерамического периода, в Уаке Сан-Маркос, пирамиде культуры Лимы и в гробницах долины Чанкай. Следует отметить, что традиция «глаз бога» не теряется и до сих пор сохраняется в некоторых амазонских племенах, таких, как Сипибо (Shipibos), которые также делают их и для продажи туристам (Шайди, 2004)[9].
Фото 8. Ткацкая корзина культуры Чанкай(?). Размеры: 33,02×15,24×10,16 см. Период: 1200 – 1450 гг. н.э. Частная коллекция[10]
«Глаза бога» часто содержатся в ткацких корзинах культуры Чанкай. Исходя из этого, можно предположить, что этот объект связан с ткачеством и, конкретно, с прядением, поскольку нити, образующие его ромб или прямоугольник, уложены по спирали. Спираль также изображена на текстиле из ткацкой корзины, показанной на фото 8. Именно так крутятся веретено и нитка при прядении, которое во многих культурах мира считается ритуальным действием.
Фото 8а. Церемониальный крест, миниатюра из хлопка. Размеры: 10×9,6×0,6 см. Вес: 3 г. Основной материал: текстиль. Тип материала: хлопковые волокна. Культура/стиль: Чанкай. Хронология по Рафаэлю Ларко Хойлю: Имперская эпоха (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джон Роу: Поздний промежуточный период (1000 – 1476 гг. н.э.). Регион: Центральное побережье. Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[10а]
Хлопок каралинцы стали использовать уже на начальном этапе формирования цивилизации. Развитие текстильного ремесла с его введением получило мощный импульс. Оно добавило новые возможности и варианты в процесс изготовления ткани. Благодаря послушности хлопка мастера стали прясть более тонкие нити, прочность которых возрастала в соответствии со степенью кручения, а также благодаря повторному кручению[11].
Фото 9[12]. Ткацкая мастерская. Инсталляция на выставке, посвященной культуре Караль–Супе (2013)
Археологические данные свидетельствуют об использовании станков, деревянных и костяных игл, прялок из различных материалов, костяных шил и ткацких мечей[13]. На фото 9 можно видеть инсталляцию, которая показывает ткацкую мастерскую, где работают женщины. Две из них формируют из волокон непрерывную ленту, вторая – прядет из такой ленты нить, а третья – ткет. Руководит работой старшая из женщин общины – мастер тканья, представленная в виде объемной фигуры в полный рост. Ее статус подчеркнут сложной прической и ожерельем из раковин. В руках мастерица держит корзину с волокнами цветного хлопка. Художник изобразил на заднике инсталляции горизонтальный ткацкий станок на четырех колышках. Однако маловероятно, что тип станка удалось установить, поскольку археологические остатки станка (фото 4) едва ли это позволяют.
Фото 10 и 11. Техника простого обвивания и обвивания чередующимися парами, использованная в тканях Караля[14]
В то же время фрагменты текстиля, хотя и немногочисленные, и плохо сохранившиеся, свидетельствуют, что наиболее употребительной техникой его изготовления в Карале было обвивание (исп. torzal, англ. twining)[15]. Она использует нити пары утков, которые переплетаются вокруг нитей основы при каждой прокидке. Фрагменты ткани этой культуры засняты на фото 12 и 4.
Фото 12. Ткань, найденная при раскопках Караля[16]
Современные ткачи выполнили одежду и головные уборы фигур, которые представляют общество Караля на выставках, именно в технике обвивания, что хорошо видно на фото 7 и 13.
Фото 13[17]. Фигура жреца-властителя (2012)
Изготавливался также текстиль из одной системы нитей утка, который не требовал использования станка. Для его изготовления применялись техники простого пересекающегося обвивания и узловязания[18] (подробнее об этих техниках см.: «Текстиль из одной системы нитей утка»).
Фото 14. Сикра[19]. Фото 15. Сикра с волокнами кактуса, найденная в Мирайе[20]
После введения хлопка каралинцы, тем не менее, продолжали применять волокна и других растений (тростника, камыша, агавы, лиан и т.д.), которые предшествовали хлопку в текстильной продукции[21]. Из них главным образом плели корзины, веревки, циновки[22]. Из волокон тростника делали особые сумки, которые называются «сикры». В них, в частности, клали волокно кактуса Espostoa melanostele, который растет в высокогорной пуне и используется для поддержания огня. Кактус каралинцы получали в результате обмена с жителями гор[23]. Плетение в Карале было одним из основных ремесел.
| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | 3 |
[2] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles. Sitio Web del Unidad Ejecutora 003/Zona Arqueológica Caral/Ministerio de Cultura del Perú. 2007 (http://www.caralperu.gob.pe/caralperu/civilizacion/civilizaciontextiles.html).
[3] La Ciencia y su Aplicaciones. La Tecnologías Agrícolas, Producción y Manejo Genético del Algodón. Sitio Web del Unidad Ejecutora 003/Zona Arqueológica Caral/Ministerio de Cultura del Perú. 2007 (http://www.caralperu.gob.pe/caralperu/civilizacion/civilizaciongenetica.html).
[6] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.
[7] Lizardo Tavera. El Ojo de Dios (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/caral_g.htm).
[8] http://www.caralperu.gob.pe/caralperu/civilizacion/civilizaciontextiles.html
[8а] http://banco-preguntas.blogspot.ru/2013/02/preguntas-de-caral.html
[9] Lizardo Tavera. Opus cit.
[10] http://www.worthpoint.com/worthopedia/big-pre-columbian-chancay-weaver-s-basket-very#.UYFYFLWG3To
[11] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.
[12] http://www.huaralenlinea.com/2013/02/01/alcalde-provincial-de-huaral-participo-en-apertura-de-exposicion-museografica-sobre-caral/
[13] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.
[14] Shady Solís R. Sociedad de Caral – Supe durante el Arcaico Tardío. Boletín 3 – Museo de Arqueología y Antropología: 2000 (http://sisbib.unmsm.edu.pe/bibvirtual/publicaciones/antropologia/2000_n03/mortuoria_figs6.htm).
[15] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.
[18] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.
[21] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.
[22] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.
[23] La Ciencia y su Aplicaciόn. Tecnologías Agrícolas, Produccíon y Manejo Genético del Algodόn.