3. Ткачество

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

image001Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН, Караль, про­дол­же­ние

3. Тка­че­ство

image001Фото 1[1]. Волокна цвет­ного хлопка, най­ден­ные при рас­коп­ках Мирайи

Выра­щи­ва­ние хлопка (Gossypium barbadense) явля­лось одной из основ эко­но­мики Караля. Его волокно высоко цени­лось, и поэтому он был важ­ным про­дук­том для товар­ного обмена. Караль про­из­во­дил и накап­ли­вал хло­пок в боль­ших мас­шта­бах. Об этом сви­де­тель­ствуют находки мно­же­ства его семян и ком­ков волокна в раз­лич­ных насе­лен­ных пунк­тах. Боль­шие ком­пакт­ные пучки хлопка раз­лич­ных цве­тов (бурого, корич­не­вого, беже­вого и кре­мо­вого) были обна­ру­жены повсюду – от посе­ле­ния Мирайи (Miraya) и до Свя­щен­ного города Караля[2]. В резуль­тате селек­ции уче­ным Караля уда­лось уве­ли­чить длину воло­кон хлопка и добиться боль­шего раз­но­об­ра­зия его цве­тов, а также более высо­кой про­дук­тив­но­сти[3].

 image002 image004Фото 2. Кипу Караля. Фото 3[4]. Чуспа из хлопка

Из хлопка в Карале делали рыбо­лов­ные сети. Его широко при­ме­няли в стро­и­тель­стве. Из хлопка плели сетки для кам­ней, кото­рые исполь­зо­ва­лись при воз­ве­де­нии зда­ний для при­да­ния им сей­смо­стой­ко­сти. С помо­щью хлоп­ко­вого тек­стиля при­креп­ляли слои краски к шту­ка­турке. Из хлоп­ко­вых вере­вок изго­тав­ли­вали кипу (фото 2). Из хлопка делали голов­ные уборы, сумки для гал­лю­ци­но­ген­ных сна­до­бий (чуспы) – фото 3, ткани для одежды (фото 4), сан­да­лии (фото 5).

image006 image008Фото 4 и 5. Тек­стиль­ные находки Караля[5]

Ткани уже в то время были объ­ек­том культа. Их при­но­сили в жертву богам, сжи­гая во время риту­а­лов. Из хлоп­ко­вой пряжи изго­тав­ли­вали некий риту­аль­ный объ­ект, кото­рый полу­чил назва­ние «глаз бога»[6]. Он пред­став­ляет собой крест (пря­мой или косой) из пало­чек, опле­тен­ный нитями раз­ных цве­тов (фото 6). «Глаза бога» были най­дены в каче­стве при­но­ше­ний в напол­ни­те­лях, исполь­зо­ван­ных для пере­стройки зда­ний в жилом ком­плексе ниж­него сек­тора города (Шайди, 2004)[7].

image009Фото 6. «Глаза бога», най­ден­ные при рас­коп­ках Караля[8]

Мне пока неясна сим­во­лика этого риту­аль­ного пред­мета. Но его зна­че­ние, похоже, было велико, поскольку он поме­щен в каче­стве навер­шия на посох, кото­рый дер­жит фигура жреца-властителя, экс­по­ни­ру­ю­ща­яся на выстав­ках (фото 7).

image011Фото 7[8а]. Фигура жреца-властителя

Подоб­ные объ­екты, но не столь древ­ние, как кара­лин­ские, были най­дены в заливе Пара­каса в захо­ро­не­ниях Доке­ра­ми­че­ского пери­ода, в Уаке Сан-Маркос, пира­миде куль­туры Лимы и в гроб­ни­цах долины Чан­кай. Сле­дует отме­тить, что тра­ди­ция «глаз бога» не теря­ется и до сих пор сохра­ня­ется в неко­то­рых ама­зон­ских пле­ме­нах, таких, как Сипибо (Shipibos), кото­рые также делают их и для про­дажи тури­стам (Шайди, 2004)[9].

image013Фото 8. Ткац­кая кор­зина куль­туры Чан­кай(?). Раз­меры: 33,02×15,24×10,16 см. Период: 1200 – 1450 гг. н.э. Част­ная кол­лек­ция[10]

«Глаза бога» часто содер­жатся в ткац­ких кор­зи­нах куль­туры Чан­кай. Исходя из этого, можно пред­по­ло­жить, что этот объ­ект свя­зан с тка­че­ством и, кон­кретно, с пря­де­нием, поскольку нити, обра­зу­ю­щие его ромб или пря­мо­уголь­ник, уло­жены по спи­рали. Спи­раль также изоб­ра­жена на тек­стиле из ткац­кой кор­зины, пока­зан­ной на фото 8. Именно так кру­тятся вере­тено и нитка при пря­де­нии, кото­рое во мно­гих куль­ту­рах мира счи­та­ется риту­аль­ным действием.

image029Фото 8а. Цере­мо­ни­аль­ный крест, мини­а­тюра из хлопка. Раз­меры: 10×9,6×0,6 см. Вес: 3 г. Основ­ной мате­риал: тек­стиль. Тип мате­ри­ала: хлоп­ко­вые волокна. Культура/стиль: Чан­кай. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко Хойлю: Импер­ская эпоха (1300 – 1532 гг. н.э.), по Джон Роу: Позд­ний про­ме­жу­точ­ный период (1000 – 1476 гг. н.э.). Регион: Цен­траль­ное побе­ре­жье. Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу[10а]

Хло­пок кара­линцы стали исполь­зо­вать уже на началь­ном этапе фор­ми­ро­ва­ния циви­ли­за­ции. Раз­ви­тие тек­стиль­ного ремесла с его вве­де­нием полу­чило мощ­ный импульс. Оно доба­вило новые воз­мож­но­сти и вари­анты в про­цесс изго­тов­ле­ния ткани. Бла­го­даря послуш­но­сти хлопка мастера стали прясть более тон­кие нити, проч­ность кото­рых воз­рас­тала в соот­вет­ствии со сте­пе­нью кру­че­ния, а также бла­го­даря повтор­ному кру­че­нию[11].

image015Фото 9[12]. Ткац­кая мастер­ская. Инстал­ля­ция на выставке, посвя­щен­ной куль­туре Караль–Супе (2013)

Архео­ло­ги­че­ские дан­ные сви­де­тель­ствуют об исполь­зо­ва­нии стан­ков, дере­вян­ных и костя­ных игл, пря­лок из раз­лич­ных мате­ри­а­лов, костя­ных шил и ткац­ких мечей[13]. На фото 9 можно видеть инстал­ля­цию, кото­рая пока­зы­вает ткац­кую мастер­скую, где рабо­тают жен­щины. Две из них фор­ми­руют из воло­кон непре­рыв­ную ленту, вто­рая – пря­дет из такой ленты нить, а тре­тья – ткет. Руко­во­дит рабо­той стар­шая из жен­щин общины – мастер тка­нья, пред­став­лен­ная в виде объ­ем­ной фигуры в пол­ный рост. Ее ста­тус под­черк­нут слож­ной при­чес­кой и оже­ре­льем из рако­вин. В руках масте­рица дер­жит кор­зину с волок­нами цвет­ного хлопка. Худож­ник изоб­ра­зил на зад­нике инстал­ля­ции гори­зон­таль­ный ткац­кий ста­нок на четы­рех колыш­ках. Однако мало­ве­ро­ятно, что тип станка уда­лось уста­но­вить, поскольку архео­ло­ги­че­ские остатки станка (фото 4) едва ли это позволяют.

image017                   image019Фото 10 и 11. Тех­ника про­стого обви­ва­ния и обви­ва­ния чере­ду­ю­щи­мися парами, исполь­зо­ван­ная в тка­нях Караля[14]

В то же время фраг­менты тек­стиля, хотя и немно­го­чис­лен­ные, и плохо сохра­нив­ши­еся, сви­де­тель­ствуют, что наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ной тех­ни­кой его изго­тов­ле­ния в Карале было обви­ва­ние (исп. torzal, англ. twining)[15]. Она исполь­зует нити пары утков, кото­рые пере­пле­та­ются вокруг нитей основы при каж­дой про­кидке. Фраг­менты ткани этой куль­туры засняты на фото 12 и 4.

image021Фото 12. Ткань, най­ден­ная при рас­коп­ках Караля[16]

Совре­мен­ные ткачи выпол­нили одежду и голов­ные уборы фигур, кото­рые пред­став­ляют обще­ство Караля на выстав­ках, именно в тех­нике обви­ва­ния, что хорошо видно на фото 7 и 13.

image023Фото 13[17]. Фигура жреца-властителя (2012)

Изго­тав­ли­вался также тек­стиль из одной системы нитей утка, кото­рый не тре­бо­вал исполь­зо­ва­ния станка. Для его изго­тов­ле­ния при­ме­ня­лись тех­ники про­стого пере­се­ка­ю­ще­гося обви­ва­ния и узло­вя­за­ния[18] (подроб­нее об этих тех­ни­ках см.: «Тек­стиль из одной системы нитей утка»).

image025                              image027Фото 14. Сикра[19]. Фото 15. Сикра с волок­нами как­туса, най­ден­ная в Мирайе[20]

После вве­де­ния хлопка кара­линцы, тем не менее, про­дол­жали при­ме­нять волокна и дру­гих рас­те­ний (трост­ника, камыша, агавы, лиан и т.д.), кото­рые пред­ше­ство­вали хлопку в тек­стиль­ной про­дук­ции[21]. Из них глав­ным обра­зом плели кор­зины, веревки, циновки[22]. Из воло­кон трост­ника делали осо­бые сумки, кото­рые назы­ва­ются «сикры». В них, в част­но­сти, клали волокно как­туса Espostoa melanostele, кото­рый рас­тет в высо­ко­гор­ной пуне и исполь­зу­ется для под­дер­жа­ния огня. Как­тус кара­линцы полу­чали в резуль­тате обмена с жите­лями гор[23]. Пле­те­ние в Карале было одним из основ­ных ремесел.

 | i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | 3 |


[2] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles. Sitio Web del Unidad Ejecutora 003/Zona Arqueológica Caral/Ministerio de Cultura del Perú. 2007 (http://www.caralperu.gob.pe/caralperu/civilizacion/civilizaciontextiles.html).

[3] La Ciencia y su Aplicaciones. La Tecnologías Agrícolas, Producción y Manejo Genético del Algodón. Sitio Web del Unidad Ejecutora 003/Zona Arqueológica Caral/Ministerio de Cultura del Perú. 2007 (http://www.caralperu.gob.pe/caralperu/civilizacion/civilizaciongenetica.html).

[6] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.

[7] Lizardo Tavera. El Ojo de Dios (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/caral_g.htm).

[9] Lizardo Tavera. Opus cit.

[11] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.

[13] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.

[14] Shady Solís R. Sociedad de Caral – Supe durante el Arcaico Tardío. Boletín 3 – Museo de Arqueología y Antropología: 2000 (http://sisbib.unmsm.edu.pe/bibvirtual/publicaciones/antropologia/2000_n03/mortuoria_figs6.htm).

[15] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.

[18] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.

[21] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.

[22] La Ciencia y su Aplicaciones. Producción e Innovación. Tecnológica de Textiles.

[23] La Ciencia y su Aplicaciόn. Tecnologías Agrícolas, Produccíon y Manejo Genético del Algodόn.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>