1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
В поисках гробницы императора Ауицотля, продолжение
Ритуальные депозиты
В 2007 г. археологи удалили четыре фрагмента монолита Тлальтекутли и смогли начать раскопки помещения с ритуальным депозитом, которое было обнаружено ранее радаром. Они нашли вход в комнату с низким потолком, которая находилась на глубине 5 м. Проход к ней был заполнен водой, камнями и грязью. Работы заняли шесть месяцев. Они проводились очень медленно и аккуратно во избежание оползней.
Фото 1[i] Комната с приношением № 126. Фото 2[ii]. Каменная ячейка (tezontle), в котором оно находилось
В комнатке под монолитом Тлальтекутли лежало самое большое приношение, найденное до тех пор (приношение № 126). (Место его расположения относительно монолита показано на фото 6.) Леонардо Лопес оценил этот депозит как, «бесспорно, богатейший контекст, когда-либо открывавшийся в истории мексиканской археологии»[iii].
Фото 3. Каменная фигурка Бога огня Шиутекутли (Xiuhtecuhtli – «Властелин Бирюзы»), комки копала и скелет меч-рыбы из приношения № 126[iv]
Приношение № 126 содержало 8500 костей животных, ритуальные ножи, ракушки и кораллы, сосуд с зерном, статуэтку Бога огня – всего 12 992 археологических объекта[v]. Это богатство (фото 1 – 3) находилось в гигантской прямоугольной ячейке из блоков вулканической породы (tezontle). Однако внутри нее остатки кремации не были обнаружены.
Фото 4. Созданное с помощью лазерного сканирования трехмерное изображение плиты с рельефом Тлальтекутли и входа в шахту около ее головы, где было найдено шесть приношений[vi]
Позже ученые исследовали вертикальную шахту или тоннель (колодец), вход в который был расположен у головы Тлальтекутли (фото 4). Шахта представляла собой уникальную архитектурную структуру, состоявшую из 16 четырехугольных блоков андезита весом почти по полтонны каждый.
Фото 5[vii]. «Глотка» Тлальтекутли
Блоки образовали рамку в виде перевернутой ступенчатой пирамиды (фото 5). Она, по-видимому, имитировала ступенчатую глотку Тлальтекутли в ипостаси рептилии, которая, как говорится в кодексах, заглатывает человеческие существа[viii]. В шахте археологи обнаружили шесть приношений. Наиболее впечатляющим оказалось приношение № 125, которое находилось в верхней части шахты.
Фото 6[ix]. Реконструкция шахты с приношениями. Фрагмент инфографического рисунка 2010 г.
Вход в шахту был запечатан пломбой из штукатурки. Удалив ее, археологи нашли 21 ритуальный нож из белого кремня. Текпатли были окрашены в красный цвет и представляли собой, по мнению ученых, зубы и десны чудовищной Тлальтекутли. Продолжив копать вглубь, они обнаружили сверток из листьев агавы, внутри которого находились различные перфораторы из кости ягуара для ритуала кровопускания, а также бруски копала, перья и бусы из нефрита[x], который ацтеки ценили дороже золота.
Фото 7[xi]. Приношение № 125 в каменной ячейке
В нескольких метрах ниже свертка было обнаружено второе приношение. Как и приношение № 126, оно хранилось в каменной ячейке. Ему был присвоен № 125. Приношение состояло из 3800 элементов, распределенных по трем слоям, соответствующим уровням ацтекского космоса (см. фото 9)[xii].
Фото 8. Фрагмент приношения № 125, в которое входили, в частности, 22 предмета из чистого золота, в том числе серьги, носовое кольцо и пектораль в форме диска[xiii]
Первый слой включал в себя скелеты двух царских орлов, символов солнца. Их тела были ориентированы на запад, а значит, орлы смотрели в ту сторону, где заходит солнце. Орлов сопровождали украшения из нефрита, золота и в том числе золотые колокольчики.
Фото 9[xiv]. Пространственная компоновка приношения № 125. Фрагмент инфографического рисунка
Второй слой состоял из тысяч морских и пресноводных организмов – ракообразных, рыб, улиток, ракушек, морских ежей, кораллов и морских тараканов. Согласно мировоззрению ацтеков, этот набор символизировал первый уровень Подземного мира.
В третьем и последнем слое, на дне каменной ячейки, лежал скелет молодой волчицы или собаки. Собака в представлениях народов Месоамерики служит проводником для души покойного в ее опасном путешествии по Подземному миру. Следовательно, третий слой депозита символизировал более глубокий уровень Миктлана.
Фото 10. Символ высокого социального ранга в костюме знати – золотые колокольчики из приношения № 125[xv]
На собаке был пояс из ракушек, ожерелье из нефритовых бусин и бирюзовые орехеры. Ее задние лапы украшали браслеты с золотыми колокольчиками.
В приношение жрецы положили 27 одетых ритуальных ножей[xvi]. 19 из них окружали собаку, а 8 – орлов и соответственно представляли Подземный и Небесный миры.
Фото 11. Текпатль, представляющий Кецалькоатля, вставленный в основание из копала. Реконструкция выполнена Анной Мирамонтес (Ana Miramontes) и Эрикой Роблес (Erika Robles)[xvii]
Ритуальные ножи, которые находились рядом с орлами, символизируют звездных воинов. Они были обеспечены основаниями из копала в виде усеченной пирамиды, которые позволяли им удерживаться в вертикальном положении, как будто они стояли. С помощью аппликации им сделали глаза и зубы. В дополнении ко всему воинов снабдили миниатюрным оружием, изготовленным из дерева, кремня и раковин.
Фото 12[xviii]. Кецалькоатль в ипостаси Бога ветра Эекатля. Лист 61r, фрагмент. Кодекс Мальябекки (Codex Magliabechiano). Идентификационный № Magl. XIII. 3. Тип документа: манускрипт. Время создания: XVI в. Факсимильное издание, предпринятое Жозефом-Флоримоном герцогом де Луба (Joseph Florimond, duc de Loubat, 1837 – 1921) в 1904 г. в Париже. Место хранения оригинала: Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия. Фото 13. Текпатль, представляющий Кецалькоатля[xix]
Ножи, которые символизируют персонажей Подземного мира, не имеют лица, возможно, потому, что умершие изображаются с закрытыми глазами. Кроме того, их основания из копала бесформенны или отсутствуют вовсе.
Фото 14. Течалотль (Techálotl – «Большая белка»), держащий в правой руке сонахеру, украшенную белой и красной бумагой. Лист 64r. Кодекс Мальябекки. Фото 15. Скипетр из обсидиана (или сонахера), золотые колокольчики и коричневая тыква, наполненная веществом, похожим на табак, окружают текпатль, представляющий бога Течалотля[xx] на уровне, символизирующем Подземный мир
Несмотря на различия, ножи Подземного и Небесных миров обнаруживают много общих черт. Судя по костюмам и атрибутам, большинство из них олицетворяет богов – Кецалькоатля (одного из главных богов Месоамерики), Шочипилли (Бога музыки и танца) и Течалотля (Бога праздников, связанного с Шочипилли, а также одного из богов пульке). Другие ножи представляют жрецов и воинов.
Последнее, шестое приношение, обнаруженное археологами в вертикальной шахте, оказалось на 7 м ниже уровня улицы и содержало керамический кувшин с 310 бусинами, орехерами и фигурками из зеленого камня[xxi].
Несмотря на то, что шахта хранила погребальные приношения, соответствующие статусу монарха, ни в одной из ячеек не были обнаружены сосуды с пеплом. Но ученые не сдались. На протяжении многих лет они продолжали находить и исследовать один за другим ритуальные депозиты. К 2015 г. было открыто 47 депозитов, в которых в общей сложности содержалось более 60 000 объектов. Вместе с 12 депозитами, раскопанными ранее, общее количество депозитов, обнаруженных на небольшом (всего 445 м2) участке Майорасго-де-Нава-Чавес, к 2017 г. достигло 59[xxii].
[i] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas // National Geographic. 28 de octubre de 2010 (http://www.nationalgeographic.com.es/historia/grandes-reportajes/tras-rastro-los-ultimos-emperadores-aztecas_3358/16).
[ii] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas.
[iii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades (http://www.mesoweb.com/about/articles/PTM_1991-2017.pdf).
[iv] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas.
[v] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades.
[vi] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas.
[vii] https://www.researchgate.net/figure/Monumental-stone-frame-in-the-shape-of-an-inverted-stepped-pyramid-It-symbolized-the_fig1_285625061
[viii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades.
[ix] https://www.indiansworld.org/sites/default/files/field/photo/infographic_tlaltecuhtli_stone_1600.jpg
[x] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades.
[xi] Aguirre A. y Chávez X. Los cuchillos personificadores de la ofrenda 125 del recinto sagrado de Tenochtitlan (http://www.mexicolore.co.uk/aztecs/artefacts/los-cuchillos-personificadores).
[xii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades.
[xiii] http://www.nationalgeographic.com.es/historia/actualidad/lobo-sacrificado-hace-500-anos-por-los-aztecas-adornado-con-piezas-oro-purisimo_11720/4
[xiv] http://c8.alamy.com/comp/CY1AA7/objects-aztecs-buried-to-worship-goddess-tlaltecuhtli-CY1AA7.jpg
[xv] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas.
[xvi] Рассказ об одетых ножах основан на статье: Aguirre A. y Chávez X. Los cuchillos personificadores de la ofrenda 125 del recinto sagrado de Tenochtitlan (http://www.mexicolore.co.uk/aztecs/artefacts/los-cuchillos-personificadores).
[xvii] Aguirre A. y Chávez X. Opus cit.
[xix] Aguirre A. y Chávez X. Opus cit.
[xx] Tras el rastro de los últimos emperadores.
[xxi] Tras el rastro de los últimos emperadores aztecas.
[xxii] López Luján L. El Proyecto Templo Mayor (1991 – 2017): recuento de cinco lustros de actividades.