КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков
1.2.10. Ритуалы кровопускания, продолжение
1.2.10.2.2. Свидетельства камнерезных изображений
У майя, по некоторым данным, существовал ритуал самоотсечения головы как наивысшая форма жертвы богам. Но он не был воспринят ацтеками. Жертва крови вместе с жизнью в бою и на жертвенном камне в случае правителей, видимо, не рассматривалась. Поэтому самой большой личной жертвой богам у императоров, вероятно, считалось кровопускание. Соответственно на произведениях камнерезного искусства эпохи ацтеков изображались императоры и боги, совершающие этот ритуал. Такие артефакты создавались, в частности, для увековечивания важных событий в жизни империи и ее правителей и были раскопаны в церемониальном центре Теночтитлана.
Фото 1[1]. Памятная доска в честь обновления Великого Храма Теночтитлана в 1487 г. Размеры: 620×920×395 см. Материал: диорит. Дата создания: 1487 г. Место находки: Мехико, исторический центр[2]. Музей Великого храма, Мехико, Мексика
В качестве примера можно привести памятную доску в честь обновления Великого храма Теночтитлана в 1487 г. (фото 1), которая была вмурована в его стену. Вверху показаны император Тисок (слева), который начал обновление, и император Ауицотль (справа), который его закончил. Они совершают ритуал кровопускания, прокалывая уши перед цакатапайолли. Внизу вырезано изображение даты обновления – 8 Тростник (1487).
Фото 2[3]. Теокалли (храм) священной войны, или трон Монтесумы II. Размеры: высота 123 см, ширина 92 см, глубина 100 см. Материал и техника: известняк, резьба. Дата создания: 1507 г. Место находки: исторический центр Мехико. Национальный музей антропологии, Мехико
На важнейшем памятнике эпохи Монтесумы II – Теокалли священной войны (фото 2) император изображен вместе с Богом войны и Солнца Уицилопочтли. Они стоят перед символическим изображением Солнца с вырезанной в центре датой 4 Движение, означающей эпоху в которой жили ацтеки – Пятое Солнце. Уицилопочтли и император поют песню священной войны и держат в руках атрибуты ритуала кровопускания – сумку с копалом и украшенный перьями перфоратор.
Фото 3[4]. Копия композиции, помещенной на крыше теокалли, которая изображает цакатапайолли и дату 2 Дом (1325) – год основания Теночтитлана. Национальный музей антропологии
Над Уицилопочтли и Монтесумой II (на верхней горизонтальной поверхности теокалли) находится изображение цакатапайолли с годом основания ацтекской столицы – Теночтитлана (фото 3). Послание композиции теокалли очевидно: Уицилопочтли и равный ему по статусу Монтесума, ведя священную войну и жертвуя своей собственной кровью, поддерживают Пятое Солнце на небосводе и не дают ему упасть на землю, дабы не наступил конец света. (Подробнее см.: «Храм священной войны».)
Фото 4[5]. Скульптура ягуара с куаушикалли в зоне спины. Размеры: 10,50×9,35×22,70 м. Материал: андезит. Время создания: около 1500 г. Обнаружена в 1985 г. вместе со скульптурой орла–куаушикалли под внутренним двором дома маркиза дель Апартадо на углу улиц Аргентины и Донселес в зоне храмового комплекса Теночтитлана (исторический центр Мехико). Под домом находится Храм богини Сиуакоатль. Музей Великого храма[6]
На дне огромной куаушикалли в виде фигуры ягуара (фото 4 – 6), найденной рядом с Храмом богини Сиуакоатль, изображены Тескатлипока и Уицилопочтли, также поющие песню священной войны. Они совершают ритуал кровопускания, прокалывая уши заостренной костью. Боковые стенки чаши украшены орнаментом из ленточных узоров. Узор верхнего ряда скомпонован из орлиных перьев. Нижний ряд состоит из волнистых линий (вода) и кружков (драгоценности) и представляет собой идеограмму чальчиуатль («драгоценной воды») – крови.
Фото 5[7]. Куаушикалли, вырезанная на спине ягуара. Фото 6[8]. Прорисовка композиции на дне куаушикалли
Символ жертвоприношения крови – цакатапайолли нередко помещался на дне куаушикалли (фото 7 и 8).
Фото 7 и 8. Куаушикалли. Размеры: 407×183 см. Материал: андезит. Время создания: 1325 – 1521 гг. Объект был изготовлен в Куитлауаке (Cuitláhuac), сегодня Тлауак (Tlahuac), важном озерном городе, даннике мешиков, расположенном на юго-востоке от Теночтитлана. Национальный музей антропологии[9]
[2] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/lápida-conmemorativa-del-templo-mayor/BwEmPKIPrth6eQ
[6] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/ocelotl-cuauhxicalli/xwHohDx2Aqy6VQ; http://www.templomayor.inah.gob.mx/
[8] Иванов Д.В. Иконография Тескатлипоки (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/ikonografijateskatlipoki.shtml).