1.2.10.2. Практика проведения ритуала, существовавшая у правящей элиты

 КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков

1.2.10. Риту­алы кро­во­пус­ка­ния, про­дол­же­ние

image0011.2.10.2. Прак­тика про­ве­де­ния риту­ала,
суще­ство­вав­шая у пра­вя­щей элиты
1.2.10.2.1.
Жерт­во­при­но­ше­ние крови на при­мере Мон­те­сумы II

Полу­чить наи­бо­лее пол­ное пред­став­ле­ние о ритуале кро­во­пус­ка­ния, харак­тер­ном для конца ацтек­ской циви­ли­за­ции, поз­во­ляют сооб­ще­ния пост­кон­кист­ских кодек­сов о Мон­те­суме II. Он был послед­ним доис­пан­ском импе­ра­то­ром. Поэтому память о нем еще была свежа у индей­ских инфор­ман­тов испан­ских мона­хов. Кодексы довольно подробно опи­сы­вают риту­алы, кото­рые про­во­ди­лись в связи с тем или иным собы­тием в жизни импе­рии и, в част­но­сти, совер­ша­лись самим Мон­те­су­мой. Сле­дует отме­тить, что он при­шел к вла­сти, уже будучи жре­цом культа Уици­ло­по­чтли, т.е. жре­цом самого высо­кого ранга, и поэтому хорошо знал идео­ло­гию и про­то­колы основ­ных цере­мо­ний. Сооб­ще­ния кодек­сов собрал и осно­вал на них свою книгу «Мон­те­сума»[1] бель­гий­ский исто­рик Мишель Гро­лиш. Вот, что он пишет о том, как покло­нялся богам импе­ра­тор и какие риту­алы он совершал:

«Импе­ра­тор посвя­щал зна­чи­тель­ную часть сво­его вре­мени богам. Его можно было уви­деть ран­ним утром, обра­ща­ю­щего свою молитву к Солнцу; нет сомне­ния, однако, что вста­вал он еще ночью для совер­ше­ния пока­я­ния. Ино­гда, напри­мер, во время войны, его посты и само­ис­тя­за­ния ста­но­ви­лись более про­дол­жи­тель­ными. Перед тем как при­нять реше­ние о начале войны, он долго сове­то­вался с боже­ствами об ее исходе. Чтобы задоб­рить богов и полу­чить от них бла­го­при­ят­ный совет, он при­но­сил жертвы и умерщ­влял свою плоть. Когда армии нахо­ди­лись в походе – а это слу­ча­лось довольно часто, – род­ные вои­нов огра­ни­чи­ва­лись лишь одной тра­пе­зой в день – в пол­день; кроме того, они не рас­че­сы­вали свои волосы и не мыли лицо. Импе­ра­тор давал при­мер своим под­дан­ным в суро­вом воз­дер­жа­нии и запре­щал пение, танцы и иные раз­вле­че­ния, если только это не было вре­ме­нем рели­ги­оз­ных празд­ни­ков. Он шел в храм, чтобы пред­ло­жить богам раз­ные дары, при­не­сти в жертву обез­глав­лен­ных пере­пе­лок и молиться сидя, под­жав ноги, или стоя, со скре­щен­ными на груди или воз­ве­ден­ными к небу руками. Ста­рые жрецы ели опре­де­лен­ного вида грибы и пили спе­ци­ально при­го­тов­лен­ные напитки, чтобы в состо­я­нии гал­лю­ци­на­ции пред­ска­зать буду­щее. Если они мол­чали, оши­ба­лись или их про­гноз ока­зы­вался пес­си­ми­стич­ным, то их каз­нили. По воз­вра­ще­нии армий импе­ра­тор брал под свою опеку ране­ных и увеч­ных. Если Мон­те­сума отправ­лялся в храм, то при при­бли­же­нии к свя­щен­ной ограде он зара­нее выхо­дил из палан­кина и про­де­лы­вал оста­ток пути пеш­ком и без пыш­ной свиты, чтобы под­черк­нуть свое более низ­кое но отно­ше­нию к богам положение».

Жерт­во­при­но­ше­ние крови богам пра­ви­тель совер­шал перед каж­дым обра­ще­нием к ним. И, конечно, без этого риту­ала не обхо­ди­лись такие важ­ней­шие пуб­лич­ные цере­мо­нии госу­дар­ствен­ного мас­штаба, как коронация.

По сло­вам Мишеля Гро­лиша, в начале исто­рии Мешико обряды коро­на­ции избран­ного на трон пра­ви­теля были довольно простыми:

«Кан­ди­дат устра­и­вался на троне, пред­став­ляв­шем собой боль­шое пле­те­ное кресло с высо­кой спин­кой, покры­тое доро­гими зве­ри­ными шку­рами. Его увен­чи­вали бирю­зо­вой диа­де­мой, имев­шей спе­реди тре­уголь­ную пла­стину, отли­чи­тель­ный знак (xiuhuitzolli) сеньора (tekuhtli – главы рода или бла­го­род­ного дома), и при­сту­пали к боже­ствен­ному миро­по­ма­за­нию. Его тело пол­но­стью окра­ши­ва­лось в чер­ный цвет крас­кой, кото­рая должна была сде­лать его неуто­ми­мым и неустра­ши­мым. Жрецы гото­вили эту слож­ную краску на основе пепла от пау­ков, скор­пи­о­нов, соро­ко­но­жек, гек­ко­нов, гадюк и т.д., сме­шан­ного с таба­ком, раз­мо­ло­тыми скор­пи­о­нами, пау­ками, ядо­ви­тыми гусе­ни­цами и семе­нами вызы­ва­ю­щих гал­лю­ци­на­ции рас­те­ний. В пра­вую руку ему вкла­ды­вали дере­вян­ный меч с обси­ди­а­но­выми лез­ви­ями, в левую – круг­лый щит, затем его обла­чали в одежды боже­ства, кото­рое он желал пред­став­лять на этом свете. Такой вид короля явно ука­зы­вал на его готов­ность уме­реть, защи­щая город.

По мере раз­рас­та­ния импе­рии, цере­мо­нии ста­но­ви­лись все более слож­ными и впечатляющими».

Мишель Гро­лиш при­во­дит наи­бо­лее пол­ную и довольно про­стран­ную вер­сию обряда коро­на­ции Мон­те­сумы II, содер­жа­щу­юся в Хро­нике X. В ее крат­ком изло­же­нии я подробно оста­нов­люсь только на момен­тах, свя­зан­ных с риту­аль­ной сто­ро­ной события.

«Как только импе­ра­тор утвер­жден, он скры­ва­ется от глаз люд­ских. Видя, что все выска­за­лись в его пользу, он уда­ля­ется в свя­ти­лище орла рядом с глав­ной пира­ми­дой Мешико, где он имеет обык­но­ве­ние молиться и совер­шать пока­я­ние», – начи­нает свой рас­сказ М. Гро­лиш, имея в виду Дом орлов, о кото­ром речь пой­дет позже. – Тем вре­ме­нем в изби­ра­тель­ном зале зажи­гают очаг и рас­кла­ды­вают вокруг него коро­лев­ские одежды и знаки отли­чия, кадиль­ницу с фимиа­мом, кости ягу­ара, орла и пумы, а также тык­вен­ный сосуд с табаком».

image001Фото 1[2]. Заост­рен­ные кости для кро­во­пус­ка­ний. Музей Вели­кого храма, Мехико, Мексика

Когда избран­ный пра­ви­тель вхо­дит в зал, все низко кла­ня­ются, и он отве­чает тем же. Его уса­жи­вают в кресло рядом с жаров­ней, и его дядя, сиуа­ко­атль Тлиль­по­топ­кви, берет слово. Затем короли Тес­коко и Тла­ко­пана берут Мон­те­суму под руки и уса­жи­вают на «трон орла» или «трон ягу­ара». Они остри­гают ему волосы так, как при­ли­че­ствует королю. Спе­ци­ально отто­чен­ной костью ягу­ара короли про­ты­кают Мон­те­суме носо­вой хрящ и про­де­вают ему в нос тру­бочку из неф­рита и золота, в уши встав­ляют оре­херы, а в ниж­нюю губу – лабре.

image001Фото 2[3]. Коро­на­ция Мон­те­сумы II. Лист 152r, фраг­мент. Исто­рия Индий Новой Испа­нии (Кодекс Дюрана). Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Диего Дюран (Diego Durán, 1537 – 1587). Дата: 1579 г. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Испа­нии, Мадрид

«Затем те же короли, – про­дол­жает М. Гро­лиш, – наде­вают на Мон­те­суму укра­шен­ный дра­го­цен­ными кам­нями сет­ча­тый плащ, набед­рен­ную повязку, рас­ши­тые золо­том голу­бые сан­да­лии и кла­дут ему на спину один из атри­бу­тов жре­че­ского зва­ния – тык­вен­ный сосуд с таба­ком. Этот сосуд, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий стой­кость, рас­смат­ри­ва­ется как сама плоть богини Змеи, Сиуа­ко­атль. Носить эту богиню земли и очага на спине, зна­чит, в каком-то смысле носить свою соб­ствен­ную обо­жеств­лен­ную энер­гию. Нако­нец, ему наде­вают на голову диа­дему xiuhuitzolli из неф­рита и золота и вру­чают щит и меч (или дро­тики), явля­ю­щи­еся сим­во­лом судеб­ной вла­сти. Затем его оку­ри­вают фимиа­мом и при­вет­ствуют как государя».

image005 image007Фото 3 и 4. Лабре пра­ви­теля или вель­можи в виде змея с подвиж­ным выдви­га­ю­щимся язы­ком. Воз­можно, изоб­ра­жает огнен­ного змея Шиуко­атля (Xiuhcoatl) – ани­ми­ро­ван­ное ору­жие Бога Солнца Уици­ло­по­чтли. Инвен­тар­ный №: 2016.64. Раз­меры: 6,67×4,45×6,67 см. Вес: 51,35 г.  Мате­риал: золото. Гео­гра­фия: Мек­сика, Месо­аме­рика. Куль­тура: ацтек­ская. Дата: XIVXVI вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[4]

Далее насту­пает оче­редь цере­мо­нии бла­го­да­ре­ния богов с жерт­во­при­но­ше­нием крови и пере­пе­лок, кото­рую про­во­дит сам Мон­те­сума теперь уже в ранге Уэй-тла­то­ани.

image005Фото 5[5]. Ритуал кро­во­пус­ка­ния, совер­ша­е­мый знат­ным меши­ком. О его высо­ком соци­аль­ном ста­тусе сви­де­тель­ствует укра­ше­ние для волос, назы­ва­е­мое кеца­ль­лаль­пи­лон (quetzallalpilon), в состав кото­рого вхо­дят длин­ные хво­сто­вые перья кецаля. Мешик пус­кает кровь из уха, исполь­зуя укра­шен­ный перьями пер­фо­ра­тор из заост­рен­ной кости. В пра­вой руке он дер­жит сумку с копа­лом. Лист 21r, фраг­мент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Mexicain 385. Тип объ­екта: ману­скрипт. Объем: 50 листов. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­меры листа: 21×30 см. Время и место созда­ния: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, Париж

«Мон­те­сума встает, хва­тает кадиль­ницу, сып­лет туда фимиам и начи­нает кадить перед всеми богами, и в осо­бен­но­сти – перед богом огня. Затем он про­ты­кает себе уши костью ягу­ара, голени – костью пумы, и край бедра – костью орла. Кровь посте­пенно сли­ва­ется в очаг, куда так же посте­пенно бро­сают пред­ва­ри­тельно обез­глав­лен­ных пере­пе­лок. Затем ново­из­бран­ный король снова садится в кресло. Сеньоры при­под­ни­мают этот трон, берут на плечи и несут таким обра­зом Мон­те­суму на вер­шину глав­ной пира­миды. Там он повто­ряет обряды пока­я­ния и жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рым он пре­да­вался недавно – сна­чала перед Уици­ло­по­чтли, а затем перед «чашей орла».

image007Фото 6. Рекон­струк­ци­он­ный макет цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана, состав­лен­ный с уче­том архео­ло­ги­че­ских откры­тий, сде­лан­ных к началу 2018 г. Рису­нок архео­лога Рауля Бар­реры (Raúl Barrera) и архи­тек­тора Луиса Росси (Luis Rosey), Наци­о­наль­ный инсти­тут антро­по­ло­гии и исто­рии[6]. 1 – Вели­кий храм со свя­ти­ли­щами Тла­лока (1a) и Уици­ло­по­чтли (1b); 2 – Дом орлов; 3 – Храм орлов; 4 – Храм богини Сиуа­ко­атль; 5 – Вели­кое куа­у­ши­калько; 6 – Вели­кое цом­пантли; 7 – Храм Тона­тиу; 8 – Храм Шипе-Тотека (Храм Йопико) 9 – ста­дион для игры в мяч; 10 – Храм Кецалькоатля-Эекатля

Именно на этот очень функ­ци­о­наль­ный и в выс­шей сте­пени сим­во­ли­че­ский памят­ник воз­ло­жен­ной на ацте­ков кос­ми­че­ской мис­сии про­ли­вает Мон­те­сума свою кровь и кровь боль­шого числа пере­пе­лок в дар Солнцу и Земле. Затем он кадит лада­ном во все сто­роны света и при­но­сит в жертву пере­пе­лок, сна­чала в свя­ти­лище богини Сиуа­ко­атль, а затем в храме Йопико, воз­двиг­ну­том в честь Шипе-Тотека, бога с содран­ной кожей.

image001Фото 7[7]. Пер­вые записки (Primeros memoriales). Тип объ­екта: ману­скрипт. Автор: Бер­нар­дино де Саа­гун. Время созда­ния: 1558 – 1561 гг. Коро­лев­ская биб­лио­тека Мад­рида. Лист 269. План цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана: 1) глав­ная пира­мида со свя­ти­ли­щами Тла­лока и Уици­ло­по­чтли; 2) цом­пантли; 3) пло­щадка для игры в мяч; 4) воз­вы­ше­ние для гла­ди­а­тор­ских боев и жерт­во­при­но­ше­ний с фигу­рой Шипе-Тотека; 5) Храм Шипе-Тотека (Храм Йопико); 6) зме­и­ная стена; 7) жилища жрецов

Все­лен­ная полу­чает, таким обра­зом, то, что ей поло­жено. Прежде всего, анти­поды солнце и земля или свет и мрак, с одной сто­роны – под видом диска и тел­лу­ри­че­ского чудо­вища (на куа­у­ши­калли), с дру­гой – под видом Уици­ло­по­чтли и Чиху­а­ко­атль (Сиуакоатль).

image011Фото 8[8]. Куа­у­ши­калли в форме орла. Время созда­ния: около 1500 г. Обна­ру­жена в 1985 г. вме­сте с куа­у­ши­калли в форме ягу­ара под внут­рен­ним дво­ром дома мар­киза дель Апар­тадо на углу улиц Арген­тины и Дон­се­лес в зоне хра­мо­вого ком­плекса Тено­чтит­лана (исто­ри­че­ский центр Мехико). Под домом нахо­дится Храм богини Сиуа­ко­атль. Музей Вели­кого храма[9]

Если верить повест­во­ва­нию Хро­ники X, Мон­те­сума отправ­ля­ется затем в свой дво­рец, чтобы выслу­шать там речи коро­лей импе­рии и при­нять их поздрав­ле­ния. Здесь отсут­ствует упо­ми­на­ние о пери­оде поста, кото­рый обычно сле­дует за важ­ными цере­мо­ни­ями, однако есть сви­де­тель­ства в дру­гих текстах, где опи­сы­ва­ется инве­сти­тура tecuhtli или интро­ни­за­ция короля. После совер­ше­ния обря­дов он про­во­дит время в храмах.

Импе­ра­тор уда­ля­ется в «дом санов­ни­ков» (tlacatecco). Оде­тый в корот­кую тунику без рука­вов (xicolli), со своей табач­ной кале­басой на спине и с меш­ком фимиама в руках, закрыв лицо укра­шен­ным костями пока­ян­ным пла­щом, он пре­бы­вает там четыре дня в обще­стве чле­нов совета четы­рех, про­шед­ших избра­ние одно­вре­менно с ним. Все это время он сидит и раз­мыш­ляет о своей задаче. В пол­день и в пол­ночь он под­ни­ма­ется на вер­шину пира­миды, чтобы там воз­жечь фимиам; в пол­ночь он также при­но­сит в жертву свою кровь и совер­шает риту­аль­ное омо­ве­ние. Ему подают лишь очень про­стую пост­ную пищу с водой. По про­ше­ствии четы­рех дней он при­ни­мает очи­сти­тель­ную купель. Обла­чен­ный снова в коро­лев­скую одежду, он, пре­ис­пол­нен­ный созна­ния серьез­но­сти момента, отправ­ля­ется, сопро­вож­да­е­мый всеми важ­ными осо­бами, на глав­ную пло­щадь – тан­це­вать. К вечеру он уда­ля­ется в свой дво­рец, где устра­и­вает прием для коро­лей, санов­ни­ков, началь­ни­ков квар­та­лов и дру­гих зна­чи­тель­ных лиц».

На при­еме к Мон­те­суме с речами обра­ща­ются короли и гранды импе­рии, а также жрецы и тор­говцы высо­кого ранга, кото­рые при­шли, чтобы выра­зить ему свои поже­ла­ния. Все эти раз­но­об­раз­ные настав­ле­ния хорошо пока­зы­вают, в чем состоит задача импе­ра­тора в этом мире, где «он солнце в небе и факел на земле». Они гово­рят о его роль как пра­ви­теля импе­рии, кото­рую он обя­зан рас­ши­рять, а также о его «кос­ми­че­ском долге в деле под­дер­жа­ния порядка во вселенной»:

«Король дол­жен в оди­на­ко­вой мере при­смат­ри­вать за небе­сами, за цен­тром земли (где нахо­дятся три очаж­ных камня – сердце вся­кого жилища, а в этом слу­чае – домом, кото­рым явля­ется покры­тая небес­ным сво­дом земля) и за девя­тью отде­лами под­зем­ного цар­ства – где он сам может ока­заться. Поря­док дол­жен царить как в про­стран­стве, так и во вре­мени: надо, чтобы утрен­нее све­тило будило день. Под­чи­ня­ясь ука­зан­ному порядку идей, Мон­те­сума будет под­дер­жи­вать окру­жа­ю­щую при­роду: горы, рав­нины, моря, потоки, и в осо­бен­но­сти такие места, как пещеры, источ­ники, скалы и дере­вья, где так часто обна­ру­жи­ва­ется свя­тое. Ведь это он «застав­ляет солнце – пере­дви­гаться по небу, тучи – про­ли­ваться дождем, потоки воды – устрем­ляться в раз­ные сто­роны, землю – про­из­во­дить все­воз­мож­ные плоды». Ибо Тлаль­те­отль про­из­во­дит эти плоды лишь в том слу­чае, если ее регу­лярно оро­шают кро­вью и под­карм­ли­вают телами жертв. Ведя войну для под­дер­жа­ния хода миро­вого меха­низма, Мон­те­сума рас­ши­ряет импе­рию, уве­ли­чи­вая одно­вре­менно славу города. А также и славу бога-покровителя города, Уици­ло­по­чтли, кото­рого король пред­став­ляет на этом свете и с кото­рым мешики свя­заны осо­бым договором».

Выслу­шав речи с настав­ле­ни­ями и поже­ла­ни­ями, Мон­те­сума «сми­ренно гово­рит о своей малой при­год­но­сти и при­зы­вает богов быть мило­сти­выми к нему». Затем, побла­го­да­рив всех при­сут­ству­ю­щих, импе­ра­тор уда­ля­ется в свои покои. «На этом пер­вая фаза коро­на­ции завер­шена, – пишет Мишель Гро­лиш. – Теперь ему нужно лишь пред­при­нять войну, кото­рая пока­жет его спо­соб­ность руко­во­дить вой­ском и его лич­ную храб­рость и одно­вре­менно уста­но­вит мир в про­вин­циях и пока­жет со всей оче­вид­но­стью, что у Мешико есть новый импе­ра­тор. Нако­нец, эта война должна поста­вить ново­из­бран­ному доста­точ­ное коли­че­ство плен­ных для жерт­во­при­но­ше­ния в честь его инаугурации».

image015Фото 9. Мон­те­сума II Млад­ший. Худож­ник Анто­нио Род­ри­гес. Мате­ри­алы: холст, масло. Время созда­ния: 1680 – 1697 гг.[10]

Поход нового импе­ра­тора на вос­став­ший город Атлиско и его вто­рая ина­у­гу­ра­ция подробно опи­сы­ва­ются в мате­ри­але «Жерт­во­при­но­ше­ние плен­ных на коро­на­ции Мон­те­сумы II», осно­ван­ном на книге М. Гро­лиша. Он сооб­щает, что пома­за­ние и вен­ча­ние на власть импе­ра­тора про­ис­хо­дят на чет­вер­тый день тор­жеств, начав­шихся после воз­вра­ще­ния войск из побе­до­нос­ного похода. Поскольку цере­мо­ния пер­вой и вто­рой коро­на­ции схожи, М. Гро­лиш опи­сы­вает ее коротко, оче­видно, про­пус­кая ритуал кро­во­пус­ка­ния: «На вер­шине пира­миды Уици­ло­по­чтли нати­рают чер­ной мазью тело нового импе­ра­тора, потом окроп­ляют его в четыре при­ема свя­щен­ной водой с помо­щью кро­пила, изго­тов­лен­ного из веток кедра и вербы, а затем тор­же­ственно обла­чают его в коро­лев­ские одежды, вру­чают коро­лев­ские инсиг­нии (знаки выс­шей вла­сти) и наде­вают на голову коро­лев­скую диа­дему. Мон­те­сума обе­щает покро­ви­тель­ство­вать куль­то­вым риту­а­лам, сто­ять на сто­роне богов и зако­нов города, под­дер­жи­вать войны и защи­щать инте­ресы обще­ства – если пона­до­бится, то и ценой своей жизни».

И только вслед за этим про­ис­хо­дит жерт­вен­ная казнь несколь­ких тысяч чело­век, взя­тых в плен во время послед­ней интро­ни­за­ци­он­ной войны, к кото­рым добав­ля­ются воины, захва­чен­ные в преды­ду­щих похо­дах и содер­жав­ши­еся в резерве на слу­чай такого боль­шого торжества.

Таким обра­зом, исто­рия Мон­те­сумы II пока­зы­вает, что жерт­во­при­но­ше­ние крови было свя­щен­ной обя­зан­но­стью монарха. Он совер­шал его перед каж­дым обра­ще­нием к богам как во время при­ват­ных моле­ний, так и в ходе пуб­лич­ных цере­мо­ний. В каче­стве пер­фо­ра­то­ров пра­ви­тель исполь­зо­вал заост­рен­ные кости куль­то­вых живот­ных. Как сви­де­тель­ствует мини­а­тюра из Кодекса Теллериано-Ременсис (см. фото 3), они могли быть укра­шены дра­го­цен­ными перьями. По сло­вам Диего Дюрана, эти инстру­менты исполь­зо­ва­лись только один раз, а потом выбра­сы­ва­лись. Счи­та­лось, что ритуал кро­во­пус­ка­ния пра­ви­тели и знать обя­заны были совер­шать как при жизни, так и после смерти. Пра­ви­тель брал с собой в Микт­лан не только рос­кош­ную еду, лич­ные вещи и дра­го­цен­но­сти, слуг, рабов, кар­ли­ков и урод­цев, чтобы вести там жизнь, сооб­раз­ную ста­тусу монарха. Тла­то­ани брал с собой также жреца и пер­фо­ра­торы для кро­во­пус­ка­ния, чтобы про­дол­жать покло­няться богам. (Подроб­нее см.: 1.2.7. Погре­бе­ние пра­ви­те­лей и знати.)

image013image015image017

 



[1] Книга цити­ру­ется по изда­нию: Гро­лиш М. Мон­те­сума / Пере­вод с фран­цуз­ского Н.М. Куки­ева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=20; https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=21; https://www.litmir.me/br/?b=204619&p=22).

[5] http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8458267s/f67.item.r=Codex%20Telleriano-Remensis

[6] Reconstruyen en 3D estructuras del Recinto Sagrado de Tenochtitlan // Boletín № 60. 25 de Febrero de 2018 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/es/boletines/6955-reconstruyen-en-3d-estructuras-del-recinto-sagrado-de-tenochtitlan).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>