4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
4.2. Грибы в доиспанских пиктографических кодексах
4.2.2. Миштекская группа
Кодекс Зуш-Наттолл, продолжение
Фото 12[i]. Рождение в Апоале династии Места Белой и Черной Ленты. Страница 37
Страницы 36 – 41 Кодекса Зуш-Наттолл повествуют о династии Места Белой и Черной Ленты. Ее история начинается с рассказа о возникновении династии, который изложен на странице 37 (фото 12). Фердинанд Андерс пишет:
«Возникновение произошло в Апоале (1): в каменистой долине, которая является воплощением Пернатого Змея. Там, в хвосте, в задней части долины (2), росло Древо Рождения (3), где большой водопад (4) падает в пропасть с нефритовым языком (a), драгоценным голосом. Ниже, за занавесом воды, находится квадрат из нефрита (b), красивое пространство. Две реки (5, 6) впадают в долину. В голове долины находится пещера, посвященная Огненному Змею (7). В городе правили господин 5 Ветер, Дождь (8), и его супруга госпожа 9 Ящерица (9), дочь старейшин – господина 1 Цветок (10) и госпожи 13 Цветок (11).
В пещере четыре жреца совершили свои жертвоприношения: господин 7 Змея (12) и господин 4 Змея (13), господин 1 Дождь, С Черным Лицом (14), и господин 7 Дождь, Дождь (15), с перфораторами из кости и магея для самопожертвования, покаяния, с сумками с копалом, с листьями пальмы и других растений. Была положена розетка из листьев окота (16)».
Фото 13[ii]. Апоала на карте Миштеки
Апоала считается одним из мест, где родились первопредки миштеков, а также их правители. Теперь это имя входит в название города и муниципалитета Сантьяго-Апоала в штате Оахака. В переводе с миштекского слово «Apoala» означает «Там, где распределяется вода», что соответствует обилию воды на этой территории[iii].
Согласно миштекскому мифу, записанному монахом Франсиско де Бургоа (1674), первые люди родились из Древа Апоалы. Оно росло в месте под названием Кахуакандевуи (Cahuacandehvui – «Скала, где лежит небо»), которое находится недалеко от Сантьяго-Апоала[iv]. Существует также миф, рассказывающий о том, что от большего древа в Апоале родились цари миштеков. В одном из вариантов этого мифа, изложенном доминиканским монахом Антонио де лос Рейесом (1593), викарием Тепосколулы, такие деревья находились в реке Апоалы[v]. Данный вариант соответствует тексту страницы 37, повествующей о возникновении в Апоале династии Места Белой и Черной Ленты. Здесь Древо Апоалы растет из падающего в долину потока драгоценной воды, в котором рядом с корнями древа рождается человек (на фото слева). При этом художник на миниатюре изобразил древо как пальму.
В некоторых случаях на страницах аверса жезл с тремя грибами нарисован как ветвь дерева (на фото слева). Он имеет стволик, из которого растут листья-грибы, размещенные под углом к стволику. Но чаще у жезла «ножки» грибов идут почти параллельно друг другу. При этом в обоих случаях нижний конец жезла всегда имеет плоскую форму и окрашен в желтый и/или красный цвета. Между тем на странице 30 у господина 9 Ветер, Огненного Змея, Орла (на фото справа) жезл изготовлен в форме веера из листа пальмы, который вставлен в нечто, похожее на портбукет (фр. porte bouquet – держатель букета).
На страницах аверса можно найти и другие жезлы, сделанные на основе портбукета. Такой жезл из цветов, например, держит в руке господин 2 Ветер, Скелет Ягуара (на фото слева), нарисованный на одной странице с господином 9 Ветер, Огненным Змеем, Орлом. Изготовленный из плотной бумаги или драгоценных металлов и пр., портбукет, в частности, использовался дамами Старого Света для того, чтобы составленную флористом композицию было удобно держать в руке во время балов и приемов.
Судя по изображению трех ноблей Тескоко в Кодексе Иштлильшочитля и в том числе правителя Тескоко Несауальпилли (фото 14), подобным портбукетом пользовались и в Новом Свете. У мешиков, тескоканцев, тлашкальтеков букеты были атрибутом церемониальных костюмов и символом знатности, принадлежности к благородным домам, чем-то наподобие цветочного жезла. Польский специалист Юстина Олько (Университет Варшавы) в своей книге «Инсигнии ранга в мире науа: с пятнадцатого по семнадцатый век»[vi] отмечает, что члены ацтекской элиты носили их с собой на многочисленных мероприятиях, включая приветствия, банкеты, придворные церемонии, танцы или военные триумфы. Известно также, что нобли, вступали в цветочные сражения, имея при себе цветы, благодаря чему, возможно, такие войны и получили название цветочных. (Подробнее см.: 1.2.9. Цветочные войны.) «Эта особая роль ароматных цветов, – пишет Ю. Олько, – была усилена их эзотерическим смыслом в мире науа, где они были отождествлены с «судьбами» Тамоанчана, цветущего места космического дерева, и с небесной сферой, откуда была отправлена человеческим существам духовная составляющая тоналли». Исходя из этого, Ю. Олько предполагает, что в представлениях ацтеков цветы заключали в себе «тоналли правителей», что, на мой взгляд, во многом объясняет их церемониальное использование. Вполне вероятно, что у миштеков существовала такая же традиция. Только помимо цветочного, у них в ходу был грибной жезл, который являлся атрибутом правителей и вельмож, когда они хотели подчеркнуть свою принадлежность к жречеству, и в частности, к жрецам богов дождя.
Фото 14. Несауальпилли (Nezahualpilli – «Постящийся Принц», 1463 – 1515 гг.) – тлатоани Тескоко в 1472 – 1515 гг. Лист 108r, фрагмент. Кодекс Иштлильшочитля (Codex Ixtlilxochitl). Тип объекта: манускрипт. Идентификационный № Mexicain 65–71. Размеры листа: 21×31 см. Материал: европейская бумага. Объем: 122 листа. Язык: испанский. Дата создания: 1550 г. Национальная библиотека Франции, Париж[vii]
Изображение пятиконечного грибного жезла господина 9 Ветер, Огненного Змея, Орла (на фото слева), наводит на мысль о том, что оно отражает реальный предмет, которым нобли пользовались во время церемоний. Очевидно, что на торжестве светского или религиозного характера, которое длилось не один час, они держали в руке не лесные грибы за их ножки, а произведение флориста. Он мог грибной жезл сделать из пальмового листа, надев на его «пальцы» шляпки настоящих грибов. Таким же образом, из части пальмового листа, по всей вероятности, изготавливались и жезлы из трех грибов (без портбукета), которые гораздо чаще появляются на страницах кодекса. Ведь их нижний конец, обернутый, возможно, в цветную бумагу (желтую и/или красную), имеет плоскую форму, тогда как у ветки дерева он должен быть цилиндрическим. На «пальцы» пальмового листа накалывали и круглые шляпки. В качестве примера можно привести жезл персонажа в костюме Тлалока (на фото справа). Этот жезл в начале изучения кодекса показался мне очень странным при том, что Ф. Андерс определил его как лист пальмы. На нижнем конце жезла художник нарисовал знак драгоценности, который свидетельствует о ритуальном значении этого атрибута.
Фото 15. Жрецы, совершающие жертвоприношение в пещере долины Апоалы. Страница 37, фрагмент
Таким образом, Кодекс Зуш-Наттолл дает нам уникальные свидетельства того, что у миштекской знати в ходу были грибные жезлы, сделанные из листьев пальмы и шляпок грибов. Они использовали их как символы ранга, держа в руках, наряду с другими атрибутами, во время процессий поклонения правителю, свадебных шествий, на церемонии бракосочетания. Чаще всего в другой руке персонажи держат сумку с копалом, которая является атрибутом жреца в кодексах, как ацтекских, так и миштекских. Реже грибной жезл имеют при себе персонажи, которые выступают как носители калебасы с табаком – еще одного атрибута жреца. Третий символ жреца – это перфораторы для кровопускания. Перфоратор из кости также составляет пару грибному жезлу, правда, в руках всего одного персонажа. Кроме того, почти у всех перечисленных обладателей грибного жезла кожа окрашена в серый или черный цвета, которые также идентифицируют персонажи изображений как жрецов. При этом черный цвет, скорее всего, служит на миниатюрах аверса индикатором профессиональных жрецов. Так, трое черных и один красный жрец показаны совершающими «самопожертвование, покаяние» в пещере на странице 37 (фото 8). Двое из них вместе с сумкой с копалом несут грибные жезлы со шляпками круглой и вытянутой остроконечной формы. Исходя из контекста той или иной сцены, можно предположить, что жрецы с грибными жезлами относятся к культу Тлалока, Бога дождя, воды и плодородия, покровителя миштеков. Не стоит забывать также, что миштеки называли себя «людьми дождя», что тоже связывает их с Тлалоком.
Утверждению о связи грибного жезла исключительно со жрецами противоречат образы господина 10 Собака, Орла (5), держащего грибной жезл во время бракосочетания (см. фото 2 на предыдущей странице), а также господина 2 Вода, Огненного Змея, Ноги с Огнем, который «ходит на войну» (см. фото 11 на предыдущей странице). Изображения этих персонажей – жениха и воина – не содержат жреческой атрибутики.
Очевидно, что символически, а часто и визуально, грибные жезлы в Кодексе Зуш-Наттолл связаны со священным древом, как в Кодексе Борджиа и Кодексе Фейервари-Майера, выполненных в стиле Миштеки-Пуэблы (подробнее см.: 4.2.1. Группа Борджиа). На миниатюрах этих книг на древе растут не цветы, что характерно для ацтекских кодексов, а листья-грибы. Между тем сравнительное исследование Кодекса Зуш-Наттолл и миштекских мифов показало, что в нем говорится не о Древе Тамоанчана, а о Древе Апоалы, Древе Рождения, которое мыслится как пальма. Поэтому символ Древа Рождения – грибные жезлы – имеют в своей основе лист пальмы.
Фото 16. Бракосочетание госпожи 3 Кремень (дочери) и господина 12 Ветер, Глаза, Который Дымит. Разворот страниц 20 и 19
Как и в Венском мексиканском кодексе, в Кодексе Зуш-Наттолл ассоциацию с грибами, которые росли в горах Миштеки, вызывают пары зеркально отраженных завитков. Они входят в состав каймы цвета золота, огибающей Гору Насекомого на страницах, рассказывающих о бракосочетании госпожи 3 Кремень (дочери) и господина 12 Ветер, Глаза, Который Дымит (фото 16). По мнению Фердинанда Андерса, эта гора является «местом, которое играет важную роль в ранней истории миштекских династий». На странице 37, посвященной рождению династии Места Белой и Черной Ленты, такая же кайма, но белого цвета, огибает долину Апоалы (см. фото 12). Долина, вероятно, мыслится как часть Нижнего мира, поскольку располагается очень низко относительно Древа Апоалы, растущего на горе. (Ф. Андерс называет долину пропастью.) Соответственно кайма вокруг нее и грибы на ней здесь имеют белый цвет, как и грибы схожего вида на странице из Венского кодекса (на фото слева).
Двойные завитки в Кодексе Зуш-Наттолл изображены не только в составе каймы, обрамляющей гору и долину. Как и в Венском кодексе, нарисованные по контуру горы, они могут составлять с горой единое целое, имея тот же цвет, например, коричневый или зеленый, т.е. цвет гриба. В результате возникает предположение о том, что в обоих кодексах грибы являются атрибутом глифа горы, а гриб в представлении миштеков неразрывно связан с горой. Однако, как и в Венском кодексе, в Кодексе Зуш-Наттолл двойные завитки на поверхности горы перемежаться с желто-красными шариками, например, на странице 22 (фото 17). На этой же странице двойные завитки проходят по контуру туч. Понятно, что грибы на тучах не растут. Следовательно, гипотезу нужно было бы признать неверной. Но, с другой стороны, известно, что тучи находятся во владении Тлалока, Бога дождя и плодородия, вод Царства мертвых. А грибы относятся именно к миру Тлалока. С этой точки зрения, изображение грибов на тучах, которые сопровождают полосатых воинов, предназначенных для жертвоприношения, представляется вполне уместным.
Фото 17[viii]. Эпизод справа: сражение Полосатых Людей с господином 9 Ветер, Кецалькоатлем, Кремневым Ножом, и его помощниками. Страница 22
Однако более всего разрушает гипотезу о двойном зеркально отраженном завитке как о грибе и атрибуте глифа горы образ Людей Камня, или Каменных Людей, у которых двойной завиток размещен на локтевом и коленном суставах, а также на голове (фото 18).
Фото 18[ix]. Взятие в плен Людей Камня. Страница 3, фрагмент
[i] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=50833001&objectid=662517
[ii] Paxton M., Staines Cicero L. (editors). Constructing Power and Place in Mesoamerica: Pre-Hispanic Paintings from Mesoamerica. University of New Mexico Press, 2017 (https://books.google.ru/).
[v] Paxton M., Staines Cicero L. Opus cit.
[vi] Olko J. Insignia of Rank in the Nahua World: From the Fifteenth to the Seventeenth century. University press of Colorado, 2014 (https://books.google.ru/).