4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
Фото 1. Страница 24. Факсимиле Венского мексиканского кодекса-1. Музейные № Am2006,Drg.226. Размеры: высота 22,6 см, длина 1316 см. Материал: бумага. Копирование рисунков: Агостино Аглио (Agostino Aglio). Время и место создания оригинала: 1500 г., Мексика. Время и место создания факсимиле: 1825 – 1831 гг., Вена, Австрия, по заказу лорда Кингсборо. Британский музей, Лондон, Англия[1]
Из всех рассмотренных месоамериканских пиктографических документов только в Венском мексиканском кодексе на страницах 23 и 24 показаны настоящие грибы в своем природном виде. При этом они нарисованы как тонкий продольный срез плодового тела гриба и оставлены не окрашенными, что позволяет характеризовать их как сушеные грибы. Их держат в руках участники двух грибных церемоний. На странице 24 (фото 1) такая церемония проводится в присутствии Кецалькоатля. Пиктографический текст страницы, согласно американскому антропологу и археологу Питеру Ферсту, повествует о том, как Кецалькоатль подарил грибы человечеству и установил ритуальное потребление священных грибов[2].
На странице 24 присутствует изображение Богини грибов, которую несет на спине Кецалькоатль. Судя по тексту страницы, можно предположить, что грибы, персонифицированные богиней, Кецалькоатль получил от человеческого науаля (двойника) царя ньюу – самых древних из миштекских божеств, которые живут в камне, горе, пещере, овраге, реке и пр. На церемонии Кецалькоатль передает грибы историческому лицу – миштекскому правителю, которого зовут 7 Цветок, Крокодил.
На странице 24 также есть изображение грибов в составе ветви (верхушки) Древа Тамоанчана (Тлалокана). Ее как жезл держит в руке господин 7 Ветер, Двуглавый Орел, который стоит на поверхности мира подземных вод. Туда он отправлялся за благословением его богов и в первую очередь Тлалока – Бога воды, дождя и плодородия, покровителя миштеков. Грибная ветвь, видимо, была им получена вместе с благословением.
По итогам исследования Венского мексиканского кодекса следовало бы заключить, что в ацтекскую эпоху только у миштеков существовал культ грибов и он был действительно развитым.
Однако другие книги Миштекской группы не содержат реалистичных изображений грибов. Более того на их страницах практически не встречаются даже изображения, похожие на грибы.
Исключение составляет Кодекс Зуш-Наттолл. В нем мы находим рисунки, которые с разной долей уверенности можно трактовать как грибы или их шляпки. Однако большинство составленных с их помощью идеограмм имеет двойную символику. При этом идеограммы, которые были бы посвящены грибу как божеству и раскрывали бы практики поклонения ему, в документе отсутствуют.
В Кодексе Зуш-Наттолл грибы изображены в основном в составе церемониальных жезлов представителей миштекских династий, истории которых записаны на страницах его аверса. Наряду с цветочными жезлами они являются символами высокого социального ранга персонажей, которые держат их в руках во время различных церемоний, таких, как шествия и свадьбы. Грибные жезлы также говорят о принадлежности знатной персоны к той части жречества, которая служила покровителям миштеков – богам дождя и, в частности, Тлалоку. Рисунки грибов в составе жезлов не столь реалистичны, как в Венском кодексе. Они представлены только их шляпками (круглыми, а чаще всего конусовидными), надетыми на «пальцы» листьев пальмы, из которых сделаны сами жезлы. Судя по тому, что в состав некоторых жезлов входит портбукет, можно предположить, что за основу их изображения были взяты реальные жезлы знати.
Фото 2[3]. Жрецы, совершающие жертвоприношение в пещере долины Апоалы. Страница 37, фрагмент. Кодекс Зуш–Натолл (Codex Zouche-Nuttall). Музейный № Am1902,0308.1. Тип документа: пиктографическая рукопись. Материалы: оленья кожа, краска. Размеры страницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 см. Культура: миштекская. Дата: 1200 – 1521 гг. Факсимильное издание издательского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Место хранения оригинала: Британский музей
Грибные жезлы на аверсе Кодекса Зуш-Наттолл выступают также атрибутами профессиональных, черных жрецов, которые совершают ритуалы покаяния и в том числе кровопускания в священной долине Апоалы (фото 2). Это позволяет предположить, что грибы употреблялись в ходе ритуалов кровопускания. Однако более веские подтверждения подобного использования (или не использования) грибов в кодексе отсутствуют, возможно, потому, что он посвящен не жреческим практикам, а истории династий.
Пальмовые листья, из которых изготавливалась основа грибных жезлов, связывают грибы со священным Древом Апоалы, которое авторами Кодекса Зуш-Наттолл, мыслится как пальма. В то же время в Кодексе Борджиа и Кодексе Фейервари-Майера грибы связаны с Древом Тамоанчана.
На страницах реверса Кодекса Зуш-Наттолл, посвященной жизни царя 8 Олень, Когтя Ягуара, грибные жезлы не встречаются. Из этого следует, что в городе Тилантонго в XIV в., где и когда была записана история царя 8 Олень, Когтя Ягуара, грибные жезлы у знати были не в ходу. Отсутствуют грибные жезлы и в Венском мексиканском кодексе, который также был, по одной из версий, создан в XIV в. в Тилантонго. С учетом перечисленных фактов можно предположить, что грибные жезлы у правителей и знати Тилантонго в XIV в. не использовались и вошли в моду у ноблей Теоцакуалько в начале XV в., где и когда был изготовлен аверс Кодекса Зуш-Наттолл.
Между тем на реверсе Кодекса Зуш-Наттолл есть изображение третьего вида гриба в дополнение к рисункам грибов с круглой и конической шляпками на страницах аверса. Грибы третьего вида имеют овальную шляпку и относительно длинную ножку. При этом важно, что они показаны не в составе жезла или ветви священного древа, а изображены растущими на Белой горе рядом с древом.
Четвертый вид гриба, который присутствует на страницах Венского кодекса и Кодекса Зуш-Наттолл, похож на нашу войлочную свинушку, у которой край шляпки закручивается внутрь, а в ее центре имеется углубление. Он нарисован как пара зеркально отраженных завитков. Такие завитки входят в состав глифа горы и изображаются по ее контуру в обоих кодексах. Кроме того, они окаймляют долину Апоалы в Кодексе Зуш-Наттолл. Несмотря на то, что два зеркально отраженных завитка почти никогда не сливаются друг с другом в одно целое, они очень похожи на грибы, как будто бы растущие на склонах гор и на земле долины Апоалы. Кажется, что грибами покрыт и ствол нарисованного на реверсе кодекса Зуш-Наттолл Говорящего Дерева, которое возвышается на вершине одноименной горы. Судя по голове змея в его основании, оно является Древом Тамоанчана, с которым грибы связаны в кодексах Группы Борджиа. Вместе с тем в Кодексе Зуш-Наттолл и Венском мексиканском кодексе есть примеры использования мотива двойного завитка, которые мешают признать в нем гриб. Среди них два примера, содержащихся в Кодексе Зуш-Наттолл, являются наиболее убедительными. Здесь двойные завитки размещены по краю туч, которые окружают небесных полосатых воинов. Кроме того, они изображены на коленях, локтях и голове Людей Камня.
В Группе Борджиа грибные изображения есть только на страницах трех книг: Кодекса Борджиа, Кодекса Фейервари-Майера и Ватиканского кодекса-В. При этом все они относятся к категории изображений, похожих на грибы. В Кодексе Фейервари-Майера встречается наибольшее количество таких изображений. Все грибные фигуры здесь имеют круглые шляпки и составляют глиф из трех грибов. Он изображается в качестве верхушки Древа Тамоанчана на самом древе, а также отдельно от него – в руках персонажа или рядом с ним как символ покаяния и кровопускания. В свете изучения аверса Кодекса Зуш-Наттолл пучок из трех грибов в руках персонажа воспринимается как грибной жезл. Ватиканский кодекс-В содержит всего одно изображение грибов, которое идентично глифу из трех грибов Кодекса Фейервари-Майера. Глиф используется в составе идеограммы поста, будучи показан в виде верхушки Древа Тамоанчана (грибного жезла) в руках жреца (см. фото 3). В Кодексе Борджиа грибы изображены только как вытянутые остроконечные листья Древа Тамоанчана и его верхушки в руках жреца, совершающего покаяние.
Таким образом, следует констатировать следующее. Изображения, похожие на грибы как с круглой, так и с вытянутой остроконечной шляпкой, в кодексах Группы Борджиа в основном связаны с Древом Тамоанчана. Можно было бы предположить, что художники согласно мифу, который они записывали, должны были представить их как листья священного древа. Соответственно в рисунке они совместили образ гриба и образ листа. И сделали это весьма убедительно. С одной стороны, мы понимаем, что ни грибы, ни листья на дереве так не растут, а с другой – мы не можем трактовать их как что-либо другое, например, как цветы или плоды. Связь грибов с Древом Тамоанчана делает их священными.
Сложную символику имеет и само Древо Тамоанчана – «Дома нисхождения, Дома рождения». Оно одновременно является змеем – вместилищем крови. Змей-древо обычно показан как бы принесенным в жертву – рассеченным полностью или частично с кровью, исходящей из его ран. Это дает основания трактовать древо, растущее в Тамоанчане, как символ жертвоприношения крови, которое человек обязан совершать в ответ на жертвы богов, принесенные ими для того, чтобы оживить Солнце и людей. На страницах Кодекса Фейервари-Майера и Бурбонского кодекса древо изображено с воткнутыми в его сруб уицтли, что напрямую связывает древо с жертвоприношением крови.
Между тем в Кодексе Фейервари-Майера Древо Тамоанчана в изобразительном плане заметно отличается от того, что представлено в Кодексе Борджиа. На одной из станиц оно нарисовано в виде двух переплетающихся тел змея и весьма напоминает мотив из переплетающихся змей, вышитый на дошедших до нас фрагментах тканей Паракаса. Исследование показало, что эти мотивы изображают двойную спираль ДНК и рассказывают о сотворении человека и других существ богами Паракаса. (Подробнее см.: I.2.3.3.1.3. Змееподобные сущности, или цепи ДНК.) Как двойная спираль, священное древо – источник жизни – представлено также на росписях стен Дворца Тепантитлы в Теотиуакане. Оно является центром двух композиций, посвященных Тлалокану (Тамоанчану). (Подробнее см.: 3. Грибы настенных росписей Теотиуакана.) Кроме того, Кодекс Фейервари-Майера содержит изображение Древа Тамоанчана, имеющего черты кактуса.
Ветвь (верхушка) древа Тамоанчана, изображенная рядом с персонажем или в его руках, в кодексах Группы Борджиа является символом покаяния (поста) и жертвоприношения крови, которые тот совершает или намерен совершить. В Кодексе Фейервари-Майера и в Ватиканском кодексе-В она имеет вид грибного жезла, схожего с тем, что показан в Кодексе Зуш-Наттолл в руках представителей миштекских династий. Некоторое сходство с жезлом у верхушки (ветви) Древа Тамоанчан отмечается и в Кодексе Борджиа, в котором особенно четко выражена ее связь с жертвоприношением крови. Из сказанного можно было бы заключить, что грибы употреблялись жрецами и знатью в ходе этих ритуалов. Однако прямых доказательств того, что грибы или препараты из них использовались во время ритуалов кровопускания или жертвоприношения жизни, пиктографические тексты кодексов не содержат. Напротив, в них имеются свидетельства обратного.
Так, изображение гриба, в отличие от изображения цветка, никогда не входит в два самых распространенных глифа жертвоприношения крови, которые представлены 1) парой перфораторов для кровопускания и 2) куаушикалли. В кодексах Группы Борджиа перфораторы для кровопускания чаще всего изображаются без каких-либо дополнений. А если они и дополняются какими-либо знаками (словами), то в первую очередь им оказывается знак цветка, к которому присоединен чаще всего знак драгоценности (кружок). Среди примеров, подтверждающих сказанное, выделяется идеограмма поста в Ватиканском кодексе-В, который был изготовлен предположительно в Чолуле. На ней постящийся жрец, изображенный, заметьте, с грибным жезлом в одной руке, в другой руке держит уицтли, украшенные драгоценным цветком (фото 3).
Фото 3[4]. Богиня огня Чантико – покровительница 18-й тресены тоналаматля. Страница 66. Ватиканский кодекс-В (Codex Vaticanus 3773 B). Идентификационный № Vat.lat.3773. Тип объекта: пиктографическая рукопись. Объем 49 листов. Язык: науатль. Материал: кожа. Место происхождения: регион Чолула, штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
Сочетание знака цветка со знаком драгоценности читается как «драгоценный цветок» и используется в текстах как определение для события, действия или предмета. Особенно отчетливо тема драгоценного цветка прослеживается в Кодексе Борджиа. На его страницах знак драгоценности может быть окрашен в цвета золота и нефрита, которые ассоциируются с Солнцем. В результате цветок становится не только драгоценным, но еще и божественным. Соответственно идеограммы, в которые он включен, дополняются определением «цветочный», т.е. «драгоценный и божественный».
В Кодексе Борджиа знак драгоценного цветка чаще всего присутствует на идеограммах, связанных с темами священной войны, ритуальных сражений, жертвоприношения крови, как смертельного, так и не смертельного. Кроме того, он входит в состав некоторых идеограмм, посвященных пульке (октли), которые были созданы на основе глифа октекоматля (сосуда с пульке). С помощью этих идеограмм в кодексе раскрывается значение пульке как церемониального напитка, употребление которого сопровождает нелетальное жертвоприношение крови и жертвоприношение крови вместе с жизнью, а также самосожжение и священную войну как ритуал. А знаки драгоценного цветка на идеограммах с пульке говорят не только о божественности этого напитка, но и о том, что он мог быть настоян на священных цветах и их семенах.
Таким образом, кодекс Борджиа свидетельствует о том, что поклонение грибам с их использованием в ритуальных практиках жрецами высшего уровня не было характерно для центра империи. Официальной религии было присуще поклонение драгоценным цветам, а также магею (агаве), из которого делался пульке, и самому пульке.
Результаты исследования кодексов Группы Борджиа подтверждают предположение о том, что месоамериканцы в эпоху ацтеков поклонялись священным цветам и использовали их в том или ином качестве в своих церемониях. Особенно выраженным это поклонение было в Мексиканской долине. В ней располагалось ядро ацтекской империи – город Теночтитлан и его союзники – города Тлакопан и Тескоко. В этих городах правители и вельможи окружали свои дворцы садами, где росли душистые цветы. Они использовали букеты как символ знатности и благородства своего рода, держа их в руках во время различных церемоний, и даже имели их при себе, вступая в цветочные сражения.
Поклонение цветам существовало также среди знати городов долины Пуэблы – Тлашкалы, Уэшотцинко и Чолулы. Об этом, в частности, свидетельствует пиктографический документ исторического характера «Полотно из Тлашкалы», нарисованный тлашкальтеками уже после конкисты – в 1560 г. В верхней его части изображены представители благородных родов Тлашкалы. Все они держат в руках цветочные букеты как знак своего высокого ранга. А на одной из миниатюр кодекса в доспех знатного тлашкальтекского воина входит штандарт, который составлен из цветочных мотивов, украшенных перьями. Между тем у ацтеков цветочных штандартов, судя по Кодексу Мендосы, не было. (Подробнее см.: 1.2.9.2. Значение термина «цветочная война».) Использование цветочных жезлов наряду с жезлами грибными отмечается также у представителей миштекских династий в Кодексе Зуш-Наттолл и говорит о том, что миштеки тоже поклонялись цветам.
В то же время присутствие фигур, схожих с грибами, на изображениях древа Тамоанчана и его ветки (верхушки) в руках жрецов не позволяет полностью отрицать того, что поклонение грибам было чуждо составителям Кодексу Борджиа, Кодексу Фейервари-Майера и Ватиканского кодекса-В. Ведь они предположительно происходили из городов-государств (королевств) долины Пуэблы, населенной тольтеками и чичимеками. По данным Джона Пола, они поддерживали свое единство благодаря преданности большому паломническому храму в городе Чолуле. Он был посвящен их богу-покровителю Кецалькоатлю. Между королевствами долины Пуэблы и царствами миштеков существовали торговые и семейные связи. Последние возникали вследствие династических браков[5]. А значит, в долину попадали сами носители культуры миштеков, которые передавали свои традиции потомкам, оказывая еще более выраженное влияние на культуру долины Пуэблы. Соответственно элементы грибного культа, которые мы находим в ее кодексах, также могут быть результатом этого влияния.
Бурбонский кодекс, как мне представлялось, должен был выражать религиозную идеологию Мешико-Теночтитлана. Об этом говорило следующее. Во-первых, кодекс формально не входит в Группу Борджиа. Во-вторых, он содержит характерное для религиозной идеологии Мексиканской долины изображение древа Тамоанчана, на котором растут не листья-грибы, как в кодексах Группы Борджиа, а цветы. В-третьих, в Бурбонском кодексе имеется подробное описание праздника Нового Огня, сделанное в полном соответствии с обычаями его проведения в Теночтитлане.
Однако внимательное изучение документа показало присутствие в нем очевидного влияния миштекских религиозных и изобразительных традиций. Так, например, в Бурбонском кодексе персонаж, совершающий ритуал кровопускания в храме, держит в руке жезл из листа пальмы. Жезлы такой конструкции присутствуют только в Кодексе Зуш-Наттолл, где они являются символом высокого ранга представителей миштекских династий.
А главное – на страницах Бурбонского кодекса встречается довольного много изображений, похожих на грибы. На них грибы представлены двумя или, возможно, даже тремя видами. Для изображения одного из них применяется шаблон двойного зеркально отраженного завитка, используемый в миштекских книгах – Кодексе Зуш-Наттолл и Венском мексиканском кодексе. Применение мотива двойного завитка в некоторых контекстах этих кодексов заставляет сомневаться в том, что он символизирует гриб, но и не дает полной уверенности в обратном. Между тем в Бурбонском кодексе рисунки на основе этого шаблона гораздо больше похожи на грибы с закручивающимся внутрь краем шляпки, нежели в миштекских кодексах. Фигуры в виде таких грибов входят даже в изображение драгоценного цветка, в том числе и тех цветов, которые покрывают Древо Тамоанчана. Подобный прием изображения грибов в составе цветка используется в резных орнаментах статуи Шочипилли из Тлальманалько. Грибы-лепестки на них также выполнены в миштекском стиле – с использованием завитков. Между тем мотив завитка был широко распространен в изобразительном искусстве культур майя и Веракруса, где применялся для создания различных образов символического характера.
Фото 4[6]. Крупный план миниатюры с изображением Шолотля, Бога Закатного Солнца, и Тлальтекутли (Пернатого змея), глотающей Солнце. Лист 16, фрагмент. Бурбонский кодекс (лат. Codex Borbonicus). Манускрипт на листе аматной бумаги длиной 14,2 м. Язык: науатль и добавленные позднее глоссы на кастильском. Автор неизвестен. Культура ацтеков. Время и место создания: 10 – 20-е гг. XVI в. (незадолго до или сразу после конкисты); Мексика. Факсимильное издание Жозефа-Флоримона герцога де Луба. Место хранения оригинала: Библиотека Национального собрания, Париж, Франция
Наибольшую ценность в плане изучения места гриба в религиозных воззрениях месоамериканцев представляет пиктографический текст большой миниатюры листа 16 Бурбонского кодекса (фото 4). Он посвящен Шолотлю как хранителю Закатного Солнца во время его путешествия по Подземному миру. Здесь разрезанный пополам гриб белого цвета нарисован на голове божества, а значит, является его основополагающей характеристикой. Именно такие изобразительные свидетельства были целью моих поисков в исследовании месоамериканского культа грибов, которое я провела для того, чтобы понять символику туми и тумиобразных атрибутов Моче и Сикана. Речь идет о персонаже, который мексиканские ученые Эдуардо Матос Моктесума и Леонардо Лопес Лухан идентифицируют с Богиней Земли Тлальтекутли, поглощающей Закатное Солнце[7]. Однако подробный разбор образа персонажа определяет его, с моей точки зрения, как Пернатого змея и позволяет связать его с Пернатым змеем, изображенным на майянской пальме, у которого на голове также помещен гриб, причем схожего вида (фото 5). (Подробнее см.: 1.3. Жертвоприношения и игра в мяч. 1.3.3.3. Свидетельства камнерезных изображений майя.)
Фото 5. Пальма, изображающая стоящую фигуру в глотке большого змея с образом лестницы как части верхнего нёба змея. Материал: камень. Культура: майя. Изображение № 3006. Доколумбовое портфолио Архива фотографий Джастина Керра (Justin Kerr)[8]
[1] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=560255001&objectId=3179214&partId=1
[2] Borhegyi Carl de. Re-opening Old Roads of Archaeological Inquiry. Mushroom Worship In Mesoamerica. 2016 (http://www.mushroomstone.com/mycolatry101.htm).
[3] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=50833001&objectid=662517
[5] Pohl J. Mesoamerica. Ancient Books: Borgia Group Codices (http://www.famsi.org/research/pohl/jpcodices/pohlborgia1.html).
[6] http://www.famsi.org/research/loubat/Borbonicus/images/Borbonicus_16.jpg
[7] Matos Moctezuma E. y López Luján L. La diosa Tlaltecuhtli de la Casa de las Ajaracas y el rey Ahuítzotl // Arqueología Mexicana. № 83. 2007 (http://www.mesoweb.com/about/articles/AM083.pdf).