КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.2. Жертвоприношения ацтеков
1.2.6. Религиозные праздники
Тлакашипеуалицтли, продолжение
5. Гипотезы о смысле Тлакашипеуалицтли
5.1. Трактовка смысла и значения праздника на основе текстов Бернардино де Саагуна
В изложении Бернардино де Саагуна Тлакашипеуалицтли был посвящен не только Шипе-Тотеку, но и покровителю мешиков – Богу войны и Солнца Уицилопочтли, чествование которого проходило в первый день праздника. Церемонии первого дня, несомненно, были привнесены в традиционный сценарий праздника Тлакашипеуалицтли самими мешиками. По всей вероятности, это было сделано при последних доиспанских императорах. Шипе-Тотека чествовали во второй и третий день Тлакашипеуалицтли. Ему также были посвящены ритуалы в течение следующего месяца. В основном ритуальные действия этой двадцатидневки были связаны с использованием кожи, снятой с пленников. Их совершали воины, которые становились воплощением Шипе-Тотека, когда ее надевали.
В первый день отмечалось ежедневное появление Солнца на небе. Его праздновали, жертвуя пленников в Храме Уицилопочтли, который олицетворял собой Восходящее Солнце. Именно Уицилопочтли возложил на мешиков священную обязанность кормить Солнце, принося в жертву сердца, кровь и жизни воинов, погибших в бою и на жертвенном камне. Между тем жрец, вырывавший сердце пленника на празднике первого дня, жертвовал его не только Солнцу, но «и другим богам, указывая им [сердцем] на четыре части света». Кроме того, после жертвоприношения с пленников снимали кожу. Согласно Саагуну, их называли xipeme, а по-другому – tototecti: первое означает «освежеванные», второе означает «умершие в честь бога Тотека»». Таким образом сценарий первого дня увязывал Священную войну, Восходящее Солнце и самого Уицилопочтли с другими богами и Шипе-Тотеком.
Фото 1[i]. Воины в костюмах ягуаров и орлов поднимают свои чималли (круглые щиты) к Солнцу, размахивая макуауитлями (дубинками с обсидиановыми лезвиями). Лист 20v, фрагмент. Всеобщая история вещей Новой Испании. Книга II, глава XXI
Если первый день Тлакашипеуалицтли в основном был посвящен Дню, Небу и Уицилопочтли, то его второй день, по логике вещей, должен был быть посвящен Ночи и Земле. Ведь он проходил в Храме Шипе-Тотека – Бога Земли и жертвоприносителя в ипостаси Бога каменного ножа, а основные ритуальные действия совершались на темалакатле, который символизировал Землю. Шипе-Тотека воплощал его главный жрец, носивший на празднике одно из имен этого бога, связывающее его с каменным ножом и Ночью – Йоаллаоа – «Тот, кто пьет ночь». Он выступал в качестве сакрификатора, извлекавшего сердца пленных воинов на темалакатле, который назывался схожим именем – Йоаллоаоан. Однако сердца пленных воинов, добытых в ходе Священной войны, которую символизировали гладиаторские бои, были предназначены не Земле с мольбой о плодородии. Они предназначались Солнцу. Помимо сердца, Солнцу жертвовали кровь из того места в груди пленника, где оно находилось. Этой кровью жрец окрашивал трубочку из полого тростника и предлагал ее Солнцу. Гладиаторский ритуал воины орлы и ягуары также посвящали Солнцу. По словам Саагуна, «прежде чем они начинали сражаться, они поднимали круглый щит и меч к солнцу», что отражено на иллюстрациях его кодекса (фото 1). Перечисленные факты приводят к следующей трактовке смысла гладиаторского жертвоприношения. Оно посвящалось Солнцу, спустившемуся на ночь в Подземный мир, и предназначалось для того, чтобы обеспечить возвращение светила на небо и тем самым поддержать непрерывность его движения. При этом души воинов, отправленные туда путем жертвоприношения, должны были служить Солнцу, чтобы оно могло возродиться утром на небе.
Между тем гладиаторская церемония совершалась в присутствии богов и богинь, которых представляли жрецы, надев на себя соответствующие одежды и инсигнии. Однако какой смысл в это вкладывали идеологи праздника, из рассказа Бернардино де Саагуна уяснить трудно.
Согласно его версии, на празднике второго дня персонификации множества богов, среди которых были воины орлы и ягуары, вначале находились на вершине пирамиды Йопико. Перед гладиаторским жертвоприношением торжественной процессией они спускались вниз и направлялись к темалакатлю. Затем они усаживались вокруг него на троны – икпалли, украшенные перьями птицы кечолли, которые имели розовый цвет. Главный жрец этого праздника, который назвался Йоаллаоа и олицетворял Шипе-Тотека, «сидел на самом почетном месте, потому что на него возлагалось извлечение сердец тех, кто там умирал». Имен других богов, персонификации которых собрались на церемонии, Саагун не упоминает и ничего не говорит об их действиях в ее ходе.
Однако если принять во внимание, что пирамида храма символизировала гору, а ее вершина – верхний мир, то получается, что боги спускались с небес на землю, где стоял темалакатль, чтобы присутствовать на гладиаторском жертвоприношении. Но для чего? Чтобы быть только свидетелями церемонии или принять поклонение мешиков? Об этом Саагун не пишет. Но из его рассказа мы знаем, что кровь, взятая из раны в области сердца жертвы, собиралась в хикару и вручалась воину – хозяину пленника. Ему передавалась также кожа жертвы. Воин надевал ее на себя, становясь подобием Шипе-Тотека, и отправлялся в город, где кормил кровью идолов храмов Теночтитлана. А значит, жертвоприношение крови в ходе гладиаторской церемонии совершалось не только в честь Солнца, но и в честь всех богов, а Шипе-Тотек в лице воина выступал в роли кормильца.
Третий день Тлакашипеуалицтли был отдан ритуальным танцам с песнями (арейто), которые начинались в королевских домах. В них принимали участие представители знати в своих самых богатых нарядах. В руках они держали символы праздника в честь Шипе-Тотека (Красного Тескатлипоки) и кукурузы. Саагун пишет, что танцующие несли «вместо цветов всевозможные тамале и тортильи», а также «красную лебеду, изделия из красных перьев и кукурузных стеблей с их початками». После полудня к знати присоединялись правители городов. Сам Монтесума II становился во главе торжественного арейто, взяв за руки глав двух других членов Тройственного союза – Тескоко и Тлакопана (Тлакубы).
По данным Торибио де Бенавенте (Мотолинии), верховный правитель Теночтитлана вел эти танцы в коже специально отбираемого для него пленника – правителя или принципала, прошедшего через гладиаторское жертвоприношение. Облачение императора вызывало изумление, поскольку в других городах правители и нобли так не одевались. То есть Монтесума II отождествлял себя с Шипе-Тотеком. В итоге можно заключить, что, если во второй день Тлакашипеуалицтли чествовался Шипе-Тотек как бог – жертвоприноситель воинов, то в третий день почести воздавались Монтесуме II как императору – жертвоприносителю воинов, воплощению Шипе-Тотека. Видимо, в правление Монтесумы II, которым завершилась эпоха ацтеков, эта тема была главной на празднике Тлакашипеуалицтли, а темы земли, плодородия и кукурузы, также увязанные с войной и жертвоприношениями, отошли на второй план. Кроме того, возникла тема поклонения всем богам.
Фото 2[ii]. Монтесума II в образе Шипе-Тотека. «В год 9-Дом (1501) на войне умер правитель Толокана. Мотекусома в качестве тлакочкалькатля привел из Шальтепека пленников»[iii]. Лист 83v, фрагмент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Идентификационный №: Vat.lat.3738. Объем: 101 лист. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: итальянский. Время и место изготовления: 1570 – 1571 гг., Италия. Апостолическая библиотека Ватикана
Вспомним также, что Монтесума II предводительствовал своей армией в сражениях в образе не Уицилопочтли, а Шипе-Тотека. В первом бою он довершал этот образ, надев кожу, снятую с первого захваченного в плен вражеского капитана, которого приносили в жертву тут же на поле боя.
Фото 3[iv]. Остатки рельефного изображения Монтесумы II, высеченного в скале на склонах холма Чапультепек, где находилась загородная резиденция императора, которая соединялась с Теночтитланом насыпью и акведуком. Высота: 1,35 м. Место расположения: центр современного Мехико. Фото 4. Гипотетическая реконструкция скульптурного рельефа Монтесумы II с инсигниями Шипе-Тотека[v]
Кроме того, именно в образе Шипе-Тотека Монтесума II приказал скульпторам высечь свой портрет в полный рост на холме Чапультепек, где уже были изображены некоторые из его предшественников. Хотя рельефы императоров на обнажениях андезита, расположенные у подножия холма, были сильно повреждены в XVIII в. по приказу вице-губернатора, осталось достаточно признаков, чтобы идентифицировать наиболее сохранившуюся фигуру (фото 3) как Монтесуму II. В основном глифы, определяющие персонаж рельефа как Монтесуму II, расположены слева от фигуры. Это: диадема xiuhuitzolli, а также календарные даты, которые были связаны специалистами с наиболее важными событиями в жизни императора: 1 Тростник (1467 г., возможный год его рождения), 1 Крокодил (день его коронация) и 2 Тростник обвязанный веревкой (последний праздник Нового огня, отмеченный в 1507 г.). На основе тщательного изучении остатков скульптуры и изображений Шипе-Тотека в кодексах была сделана гипотетическая реконструкция скульптурного рельефа[vi] (фото 4), которая, на мой взгляд, почти полностью совпадает с изображением Шипе-Тотека в Кодексе Мальябекки (фото 5).
Фото 5[vii]. Шипе-Тотек. Лист 90r, фрагмент. Кодекс Мальябекки (Codex Magliabechiano). Идентификационный №: Magl. XIII. 3. Тип объекта: манускрипт. Время создания: XVI в. Факсимильное издание Жозефа-Флоримона герцога де Луба, 1904 г., Париж. Место хранения оригинала: Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия
Кажется странным, что Монтесума II публично связал себя не с покровителем мешиков – Богом войны и Солнца Уицилопочтли, а с Шипе-Тотеком, который, строго говоря, не был воином. Однако мифотворцы Теночтитлана позаботились о том, чтобы связать его с войной. Так, в мифе, изложенном Педро де лос Риосом, мешики сделали Шипе-Тотека родоначальником войны, и приписали ему утверждение о том, что только воины, погибшие в бою, могут попасть на небо.
«И в праздники, устраиваемые этому Тотеку, как увидим дальше, – пишет Риос, – они надевали человеческие кожи убитых на войне, и так танцевали и праздновали его день, потому что от него, сказывают, у них велось происхождение войны, и поэтому они рисуют его с этими отличительными знаками, т.е. с коротким копьем [hasta], знаменем и круглым щитом. Ему они оказывали величайшее почтение, и говорят, что он первым открыл им путь в небеса, потому что у них существовало то заблуждение, наряду с другими |местными народами|, что только те, кто погибал на войне, шли в небеса, как нами уже было сказано»[viii].
Однако если принять во внимание планы последнего доиспанского императора укрепить империю с помощью религиозной реформы, все встает на свои места.
В наследство от предшественников Монтесуме II досталась огромная империя, территория которой оказалась вытянута на юг. Власть ацтеков не везде была одинаково прочной. Так, на самом юге (на современной границе с Гватемалой) были оставлены гарнизоны, роль которых состояла не столько в защите границы, сколько в защите торговцев, приходивших сюда из Мексиканской долины и других более северных районов империи. В целом можно сказать, что власть Тройственного союза ослабевала пропорционально удалению от Теночтитлана. В этих условиях завоевывать новые территории и поддерживать власть в уже покоренных городах исключительно военным путем стало затруднительно. Поэтому Монтесума не стремился к существенному расширению территорию своего слишком разросшегося государства. Для умиротворения восставших городов он использовал карательные военные походы. А для предотвращения восстаний вел с правителями хитрые дипломатические игры в мирное время.
Проблема признания права ацтеков на завоевание новых земель и их верховенства над уже покоренными территориями могла быть решена, если бы их народы приняли культ племенного бога ацтеков Уицилопочтли. Еще при императоре Ицкоатле он был возведен в ранг Бога Солнца, поставлен на один уровень со всеобщими богами Кецалькоатлем, Тлалоком и Тескатлипокой. Одновременно ацтеки-мешики провозгласили себя избранным народом, который от имени Уицилопочтли ведет Священную войну для кормления Солнца и Земли сердцами, кровью и жизнями воинов, погибших на войне и жертвенном камне.
Однако попытка консолидации империи с помощью культа Уицилопочтли не удалась. Он ассоциировался не с Солнцем, которое было высшим божеством у многих царств Старого и Нового Света, и в частности, у Инкской империи, существовавшей в тот же период, что и Ацтекская империя. Уицилопочтли ассоциировался с войной, разрушением храмов и домов, вырубкой плодовых деревьев и уничтожением полей, с убийством односельчан и их жертвоприношениями. То есть он ассоциировался с ацтеками.
Уицилопочтли так и остался племенным богом безродных пришельцев, которые так и не доказали своих прав по рождению на мировое господство, несмотря на их мифотворчество и уничтожение древних книг, которые свидетельствовали о том, что они варвары. Завоеванные ацтеками народы не хотели признавать имперского бога Уицилопочтли и по мере возможности оставались верны своим богам. А власть мешиков в провинциях, особенно отдаленных, была не настолько крепка, чтобы заставить поклоняться Уицилопочтли силой. Да и внутри империи существовали три независимых государства долины Пуэблы, с которыми Теночтитлан постоянно вел цветочные войны. Теночтитлан с трудом добился покорности только двух из них, тогда как Тлашкала осталась независимой и с большим энтузиазмом встала на сторону Эрнана Кортеса, помогая его небольшому отряду уничтожить Монтесуму II и его империю. При этом среди членов Тройственного союза также существовали трения, напряженность, соперничество за власть и стремление сохранить культы своих богов.
И тем не менее Монтесума II не оставлял идею распространить культ Уицилопочтли. Существует гипотеза, что он намеревался утвердить его на всей территории, находившейся под влиянием Теночтитлана, создав государство Семанауак («Вся земля науа»), где он как уэй-тлатоани был бы владыкой и живым богом[ix].
Кроме того, по данным отечественного историка В.Е. Баглай, в Теночтитлане прорабатывалась религиозная реформа, сопоставимая, по ее мнению, с той, что пытался провести в Египте Эхнатон. «Такое предположение, – пишет она, – основывается на появлении в религиозно-мифологической системе и идеологии ацтеков образа так называемого Ипалнемоа, Ипалнемоани (ацт. Ipalnemoa, Ipalnemoani – «Тот, благодаря которому все живет»). В религиозных гимнах ацтеков предиспанского периода он представлен как некая дуальная (мужско-женская) творящая сущность, не ассоциирующаяся с каким-то определенным божеством. Наиболее активно этот образ культивировался при последних тескоканских правителях. Остается только гадать, во что бы все это вылилось, не случись испанского завоевания»[x].
Рассматривалась также идея объединить покоренные города, объединив их богов. Для ее реализации Монтесума II приказал в церемониальном комплексе Теночтитлана построить Храм всех богов – Коатеокалли, который был освящен в 1507 г.
Однако объединить разных богов можно было только, если поставить над ними бога выше их по уровню, т.е. изначального бога, подобного прародителю первых богов, которыми были четыре Тескатлипоки. Он был двуполым божеством, т.е. одновременно являлся и женщиной и мужчиной и носил имя Ометеотль («Два бога»). Правда, в мифах о творении он часто был представлен как супружеская пара. В одном из вариантов мифа супругов звали Ометекутли и Омесиуатль, а в другом – Тонакатеуктли и Тонакасиуатль («Владыка нашего бытия (плоти)» и «Владычица нашей жизни»). Но для того чтобы новый изначальный бог был принят, требовались большая мифотворческая работа и время. Понимая это, Монтесума на переходном этапе, видимо, решил укрепить позиции Уицилопочтли и свои собственные, используя культ Шипе-Тотека, который был одним из всеобщих богов. Он входил в четверку сыновей божественной пары Ометекутли и Омесиуатль или двуполого бога Ометеотля. Соответственно Шипе-Тотек стоял только на один уровень ниже верховного бога. В то же время в паре с богиней Земли Тласольтеотль (Тоси) Шипе-Тотек представлял собой двуполое божество-прародителя и мог рассматриваться и в этом качестве.
Но, очевидно, что поставить Шипе-Тотека выше Уицилопочтли было невозможно. Поэтому Монтесума II связал праздник Тлакашипеуалицтли с Уицилопочтли, добавив к нему, согласно Саагуну, еще один день, в который совершались церемонии в честь Уицилопочтли и Дневного Солнца. Второй день Тлакашипеуалицтли Монтесума II сделал торжеством в честь возрождения Ночного Солнца, а главное – объединения богов под эгидой Шипе-Тотека. Об этом свидетельствуют следующие факты. Подобия богов были собраны вместе на вершине Храма Шипе-Тотека. Спустившись вниз к темалакатлю, они рассаживались в соответствии со своим рангом. При этом подобие Шипе-Тотека – жрец его культа – сидел на самом почетном месте, что делало его главным среди других подобий богов. Он выступал как сакрификатор, который кормит сердцами самых достойных воинов Солнце, а их кровью – всех других богов. То есть, если рассматривать события первого и второго дней праздника как два действа, поставленные в соответствии с единым замыслом одного сценария, то получается, что они представляли Шипе-Тотека в конечном итоге как хранителя Пятого Солнца. Соответственно все полномочия Шипе-Тотека переходили к Монтесуме II в качестве его подобия. Изучение труда Диего Дюрана подтверждает этот вывод.
[iii] Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Под редакцией и в переводе С.А. Куприенко, В. Н. Талаха. Киев: Издатель Куприенко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).
[v] Olivier G. y López Luján L. Las imágenes de Moctezuma II y sus símbolos de poder // Moctezuma II. Tiempo y destino de un gobernante / Instituto Nacional de Antropología e Historia. 2010 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Las-imagenes-de-Moctezuma.pdf).
[vi] Olivier G. y López Luján L. Opus cit.
[viii] «Кодекс Риос». Отрывки // Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куприенко, В.Н. Талах. Киев: Издатель Куприенко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).
[ix] Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/motekusoma-ii-mladshiy-posledniy-doispanskiy-tlatoani.html#.WfQeFnZx11C).
[x] Баглай В.Е. Указ. соч.