Послание Врат Солнца, продолжение
Содержание § 5. Драконы Чавин-де-Уантара
/
Фото 1[1]. Долина Чавина в окружении гор
Чавинская культура датируется 1200(1500) – 200 гг. до н.э. Памятники, относящиеся к этой культуре, разбросаны вдоль Тихоокеанского побережья по полосе примерно в 800 км длиной и 150 – 200 км шириной. Ее ядро находилось в Северной сьерре на территории современной перуанской провинции Уари (регион Анкаш), расположенной на высоте более 3 км над уровнем моря[2].
Фото 2[3]. Храмовый комплекс Чавин-де-Уантара (2010)
Главный центр чавинской цивилизации – Чавин-де-Уантар (Chavín de Huántar) – расположен в горах примерно посередине этой полосы в 100 км от побережья. Он размещен в труднодоступном месте на высоте 3,2 км – в узкой долине на восточной стороне хребта Кордильера Бланка, в месте слияния рек Мосна (Mosna) и Уачекса (Huachecsa), или Вачекса – притоков реки Мараньон (Marañon), у входа в тропические леса Амазонки. Его называют городом (большим поселением), но чаще церемониальным центром. По сведениям А. Элфорда, в период расцвета Чавин-де-Уантар занимал площадь около 40 га, а население его составляло примерно 3000 человек[4].
Фото 3. Вид на Чавин-де-Уантар с высоты птичьего полета[5]. Перейдя по ссылке http://i88.photobucket.com/albums/k180/cbrescia/articulos/photograph-of-chavin-de-huantar-taken-from-the-southeast.jpg , можно увидеть этот снимок в большом разрешении и рассмотреть комплекс подробно
Принято считать, что Чавин-де-Уантар начали строить в 850 г. до н.э., а в 200 г. до н.э. он был покинут. Это был самый расцвет чавинской культуры. А поскольку возраст первых поселений на территории комплекса датируется 1500 г. до н.э., то долгое время он рассматривался как самый древний город Перу. Но Чавин-де-Уантар утратил это звание, когда в конце прошлого века в результате радиоуглеродных исследований был установлен возраст прибрежного города Караль (Caral) – 5000 лет[6]. Однако неофициальная наука определяет возраст Чавин-де-Уантара в 10 000 лет.
Фото 3а[6а]. Вид на Чавин с северо-восточных холмов
Сегодня зона Чавин-де-Уантара объявлена археологическим заповедником, памятники которого в 1985 г. были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Первые упоминания об этом археологическом месте мы обнаруживаем уже в 1550 году в хронике испанца Педро Сьесы де Леона, – пишет Галина Ершова. – Посетившие чуть позже эти места Торибио де Могровехо и Антонио Васкес де Эспиноса с восхищением описывают древнюю уаку – святилище перуанских индейцев. Однако начало исследований Чавина можно отнести лишь к 1874 году, когда Эрнст Миддендорф провел обследование памятника и описал его архитектурные и стилистические особенности. Первые археологические работы были проведены в начале XX века основоположником перуанской археологии Хулио Тельо»[7].
Работа археологов осложняется тем, что после того, как церемониальный центр прекратил свое существование и был оставлен, на его развалинах поселились народы культуры Уарас (Huaraz). Они использовали камни храмов для строительства своих поселений на прилегающих землях. Несколько веков спустя эта зона была оккупирована народами культуры Кальехон (Callejón), близкой культуре Рекуай[8].
Фото 4. Работы по расчистке фасадов Нового храма, 1940 г.[9]
Хулио-Сесар Тельо Рохас (Julio César Tello Rojas, 1880 – 1947) впервые побывал в Чавине в 1919 г. С этого момента началась его неустанная работа по изучению этой цивилизации и культуры. Работа Х. Тельо и его команды позволила открыть фасады главного здания Чавина – Нового храма и их каменные головы. Кроме того, были подробно описаны внутренние галереи храма, и в частности, галерея Лансона. Х. Тельо также обнаружил десятки стел и монолитов (в том числе тот, который носит его имя) и основал первый музей в деревне Чавина в 1940 г. Но его наиболее важным достижением была разработка всеобъемлющей теории о процессе возникновения цивилизации в Андах, в котором Чавин сыграл ключевую роль в качестве «культурной матрицы»[10].
Ныне раскопки ведутся в рамках Проекта по археологическим исследованиям и сохранению Чавин-де-Уантара, возглавляемого с 1995 г. американским археологом Джоном Риком (John Rick, родился в 1950 г., на фото слева), Стэнфордский университет, а также старейшим перуанским специалистом Луисом-Гильермо Лумбрерасом (Luis Guillermo Lumbreras, родился в 1936 г., на фото справа), который руководил группой археологов из Национального университета Сан-Маркоса, работавшей в Чавин-де-Уантаре с 1966 по 1973 г.
Команда Д. Рика состоит из археологов – специалистов и студентов из Стэнфордского университета, Университета Южной Дакоты, Университета Сан-Маркоса, Папского католический университета Перу и Национального университета Сантьяго-Антунес-де-Майоло наряду с представителями других национальных и международными научных учреждений. Поддерживают и финансируют проект Всемирный фонд «Наследие», горнодобывающая компания «Антамина», Стэнфордский университет, Историческое общество и др. Он также имеет поддержку жителей дистрикта Чавина, которые оказывают помощь в археологических раскопках[10a].
В течение трех лет (1995, 1996 и 1998 гг.) Джон Рик и его сотрудники методично измеряли чавинский комплекс. В итоге была построена компьютерная модель, на которую нанесены координаты каждой стены, галереи и туннеля сайта. Археологи получили в свое распоряжение 3D-карту Чавина, которая дает достаточно полное представление о его планировке. Сейчас все текущие работы по проекту неизменно сопровождаются документированием фотограмметрическими методами. Это способ эффективного получения 3D-моделей объектов, местности или даже основных сегментов сайта.
В 2005 г. было сообщено о важных результатах проекта. Пресса писала: «Ранее археологи привязывали возникновение Чавина к периоду между 800 и 200 гг. до н.э. Благодаря радиоуглеродному датированию, проведенному в Чавине, команда Рика установила, что строительство на сайте фактически закончилось вскоре после 800 г. до н.э. Они теперь считают, он строился в течение нескольких сотен лет в 15 этапов начиная с 1200 г. до н.э. или ранее»[10b].
Работа проекта в 2011 г. показала, что Чавин-де-Уантар еще древнее. Во время археологических исследований сооружения С (Северной пирамиды Старого храма) были найдены свидетельства «старейшей оккупации и использования сайта, которые датируются примерно 1800 – 1200 гг. до н.э., что отодвигает возраст церемониального центра еще на 600 лет»[10c]. В целом продолжительность чавинского периода на сайте, по мнению ученых, составляет более 1000 лет[10d]. А в сентябре 2013 г. Джон Рик сообщил о находках, которые позволяют говорить о еще более древней оккупации сайта.
«Интересно, что при раскопках Чавина даже нашли следы Каменного периода, что дает непрерывность около пяти тысяч лет истории через различные человеческие группы, которые селились в этом районе, – отмечает Д. Рик. – Это было подтверждено обследованием другого берега реки Мосны, сектора под названием La Banda, и раскопками под главной площадью современной деревни Чавина, где есть свидетельства, указывающие на заселения той эпохи»[10e].
На территории, где некогда господствовала чавинская цивилизация, есть и другие археологические комплексы. Некоторые из них даже старше Чавин-де-Уантара. В число наиболее важных церемониальных центров чавинской культуры входят Кунтур-Васи (Кахамарка), Пакопампа (Кахамарка), Чонгояпе (Ламбайеке), Кабальо-Муэрто (Ла-Либертад), Гарагай (Лима)[11].
Фото 5. Область распространения (красный цвет) и влияния (розовый цвет) чавинской культуры[12]
Чавин распространял свое влияние на большую часть побережья и высокогорий перуанских Анд и, возможно, на территорию современных Эквадора и Боливии. Уровень цивилизации Чавина был так высок, а ее влияние было столь велико, что «отец перуанской археологии» Хулио Тельо называл Чавин «культурной матрицей» или «матерью цивилизаций Анд»[13].
Но считать Чавин империей в современном понимании этого слова нельзя. Галина Ершова пишет по этому поводу:
«Однако было бы ошибкой представлять себе культуру Чавин как некое государство со столицей и подчиненными землями. Скорее, это было некое предгосударственное образование, когда на обширной территории проживало достаточно большое количество однородных в этническом и культурном плане общин. Их развитие постепенно приводило к выделению уже не просто святилищ, но ритуально-административных центров, и некоторые из них постепенно набирали силу. Поэтому долгое время отдельные центры чавинской территории рассматривались исследователями в качестве самостоятельных культур»[14].
Правили в Чавине жрецы, которые обладали обширными познаниями в области астрономии, погоды и климата, сельского хозяйства, искусства и др.[15].
Сооружения Чавин-де-Уантара оказались сейсмоустойчивыми и то, что они не были разрушены, по словам Г. Ершовой, позволяет «судить об уровне инженерной мысли и строительной техники древних перуанцев».
«Невероятно, – пишет она, – но даже место для возведения главного церемониального центра было выбрано с учетом сейсмичности региона. Чавин, возведенный на линии Тихоокеанского огненного кольца, простоял уже почти три тысячи лет. Сравнительно недавно, в 1970 году, произошло еще одно мощнейшее землетрясение. Оно спровоцировало сход горных лавин, уничтоживших больше половины центров более поздних археологических культур, таких, как Рекуай и Уарас. Но Чавин-де-Уантар, находившийся в самом эпицентре, даже не пострадал! В те дни одна из перуанских газет писала: «Знаменитая каменная крепость Чавин-де-Уантар в департаменте Анкаш не получила сколько-нибудь серьезных повреждений от землетрясения 31 мая сего года, как сообщают ученые, посланные в район исторических руин. В отличие от близлежащих областей, где разрушения носили поистине катастрофический характер, незначительные повреждения древней цитадели лишний раз свидетельствуют о том, каких больших успехов достигла цивилизация Чавина… Некоторые специалисты, находившиеся в районе землетрясения, считают, что место, где расположена крепость, обладает свойствами, защищающими от этого стихийного бедствия. Они приписывают это сейсмическим особенностям местности, поскольку землетрясение, разрушившее город Уарас (расположен практически рядом с Чавин-де-Уантар), почти не нанесло ущерба постройкам Чавина. Поэтому, – подчеркивает один археолог, – следовало бы задуматься над тем, как древние создатели великого храма в Чавине смогли определить это специфическое свойство местности, чтобы воздвигнуть на ней памятник своего физического, культурного и исторического бессмертия, который до сих пор изумляет мир»[16].
Чавин-де-Уантар дошел до нас в довольно плачевном состоянии. Он подвергся разрушениям в результате землетрясений 500 г. до н.э. и 200 г. н.э. Уже в наше время, 17 января 1945 г. разлилось озеро Рурек (Rúrec). Оно затопило археологический комплекс и нанесло ущерб структурам святыни. Кроме того, камни структур Чавин-де-Уантара использовались для строительства теми народами, которые селились на его земле в постчавинские времена. Тем не менее, на территории археологического комплекса можно видеть здания, значительная часть которых сохранилась. И хотя, по сведениям Эриха фон Дэникена, большое число артефактов было распродано в музеи[17], в Чавине имеется довольно внушительная коллекция изделий ремесленников – гончаров, резчиков по камню, ювелиров и пр. Эти предметы дошли до нас благодаря тому, что они были скрыты жрецами в подземных галереях, которые были раскопаны в прошлом веке, к счастью, не уакеро, а археологами.
Связь с Месоамерикой
Многие исследователи усматривают связь чавинской культуры с цивилизациями Месоамерики. Некоторые из них, конкретизируя связь с Месоамерикой, говорят о том, что искусство эпохи Чавина схоже с искусством ольмеков. Ольмеки жили на тропических низменностях юго-центральной части Мексики, на территории современных штатов Веракрус и Табаско. Эта первая крупная цивилизация в Мексике процветала примерно с 1500 до 400 г. до н.э., т.е. она была ровесницей Чавинского царства.
О сходстве двух культур писал Захария Ситчин:
«Совершенная резьба по камню по своему стилю удивительным образом напоминает искусство ольмеков Мексики. Среди поразительных по красоте предметов мы находим фигурки ягуара, кошки-быка, орла-кондора, миску из панциря черепахи, а также большое количество ваз и других предметов, украшенных значком из скрещенных когтей – этот узор встречается и на стенных панелях, и на артефактах (рис. 97а)»[18].
Кроме того, З. Ситчин говорил о каменных блоках «с египетскими мотивами – змеями, пирамидами, Священным Глазом Ра (рис. 97b)» и «с месопотамскими мотивами – богами с крылатыми дисками (рис. 97с)», а также «выгравированных на кости фигурах с коническими прическами, которые являлись отличительной особенностью богов Междуречья (рис. 97d)»[19].
Рис. 97[20]
При внимательном рассмотрении рис. 97 ничего подобного обнаружить мне не удалось, а фигурка «бога Междуречья» оказалась вариантом человека-птицы в духе Моче. На голове у него не коническая прическа, а шлем с гигантским туми.
Связь с культурой ольмеков видит и Г. Ершова. Вот, что она отмечает, рассказывая об изображениях кошачьих на чавинской керамике:
«Очень часто сосуд выполнялся в виде головы кошачьего – ягуара или пумы (это достаточно деликатный вопрос, поскольку явный ягуар появляется в чавинской культуре лишь на некоторое время, а затем как бы вытесняется пумой или другими кошачьими). Древние мастера с особым чувством выполняли круглые ушки, глаза, пасть с торчащими клыками и даже «пламенеющие» брови – так же, как это примерно в то же время делали далекие мексиканские ольмеки.
Эти странные совпадения продолжают оставаться загадкой для археологов. Еще более странным кажется появление на чавинских сосудах стилизованного изображения «лестницы», завитков улитки и горы с пещерой. Эти рисунки в Мезоамерике служили символом древней прародины. Почему эти важные символы появляются за тысячи километров от Мексики, когда нет почти никаких других свидетельств возможных контактов и культурного обмена? На этот вопрос ответить пока невозможно, как и в целом на вопрос о происхождении культуры Чавина. Парадоксально, но если в начале XX века существовали разные гипотезы на этот счет, то современные ученые считают проблему возникновения самой ранней андской цивилизации «тупиком без выхода»[21].
Фото 6. Сосуд горлышко-стремя с ягуаром и кактусом. Высота 29,85 см, ширина 17,15 см. Культура: Чавин. Стиль: Тембладера. 900 – 200 гг. до н.э. Художественный музей Уолтерса (Walters Art Museum), Балтимор, США[22]
Видимо, керамические сосуды, подобные тем, что показаны на фото 6 и 7, имеет в виду Галина Ершова, когда говорит о рисунках, которые служили в Месоамерике символами древней прародины – стилизованных изображениях «лестницы», завитков улитки и горы с пещерой.
Фото 7. Сосуд горлышко-стремя с кошачьим. Размеры: высота 28,6 см, ширина 19,1 см. Материал: керамика, пигменты. Культура: Чавин, Куписнике. 1000 – 600 гг. до н.э. Коллекция доколумбового искусства Гари Хендершотта (Gary Hendershott)[23]
Галина Ершова отмечает также, что «главным отличием архитектурных центров культуры Чавин является планировка построек в форме полуовала, перевернутой подковы или буквы U». «Этот факт, как и изображение «пламенеющих» бровей ягуара и лестниц-улиток, – пишет она, – опять наводит на странные размышления о какой-то таинственной связи с Мезоамерикой, где этот знак был важным символом пещеры-прародины. Иногда он воплощал лодку, на которой умершие плыли по реке, ведущей в страну предков. И этой мистической рекой, возможно, был Млечный Путь. Но тогда Чавин-де-Уантар предстает перед нами огромным кораблем, затерявшимся в космо-географическом пространстве и запечатлевшим некие давно утраченные знания о едином пространстве Вселенной и бесконечности человеческой жизни»[24].
Элементы культуры ольмеков Г. Ершова нашла и в резьбе на монолите Лансон. Связь с Месоамерикой она видит также в практике деформации черепов, которая была у чавинцев.
.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |15 | 16 | 16a | 17 | 17a | 18 |
[1] http://cinabrio.over-blog.es/article-laberintos-subterraneos-salen-a-la-luz-en-chavin-peru-116611315.html
[2]Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М.: Алетейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/67); http://es.wikipedia.org/wiki/Cultura_Chavín
[3] http://www.flickr.com/photos/boringlovechild/4444546906/
[4] Элфорд А. Боги нового тысячелетия (http://lib.rus.ec/b/131465/read).
[5] http://peregrinadanza.wordpress.com/tag/chavin-de-huantar/
[6] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm); http://es.wikipedia.org/wiki/Caral
[6а] https://ccrma.stanford.edu/groups/chavin/press.html
[7] Ершова Г.Г. Указ. соч.
[8] http://museoarqueologiasanmarcos.blogspot.ru/p/exposiciones.html
[10] http://museoarqueologiasanmarcos.blogspot.ru/p/exposiciones.html
[10a] Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/); http://culturaancash.blogspot.ru/2013/08/presentacion-de-nuevos-hallazgos-en-el.html.
[10b Bridges T. What Lies Beneath. January 2005. GHF in the News – 2005 News Archives (http://globalheritagefund.org/in_the_news/2005_news_archives/what_lies_beneath).
[10c] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report. Global Heritage Fund (http://ghn.globalheritagefund.com/uploads/documents/document_2053.pdf).
[10d] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report
[10e] Цит. по: Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/).
[14] Ершова Г.Г. Указ. соч.
[15] http://es.wikipedia.org/wiki/Cultura_Chavín
[16] Ершова Г.Г. Указ. соч.
[17] Дэникен Э. Небесные учителя. Космический код древности (http://lib.rus.ec/b/172804/read#t9).
[18] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).
[19] Ситчин З. Указ. соч.
[20] Ситчин З. Указ. соч.
[21] Ершова Г.Г. Указ. соч.
[23] http://fineart.ha.com/c/item.zx?saleNo=643&lotNo=47145
[24] Ершова Г.Г. Указ. соч.