§ 5. Драконы Чавин-де-Уантара

Посла­ние Врат Солнца, про­дол­же­ние

Содер­жа­ние § 5. Дра­коны Чавин-де-Уантара

/

image001«Матерь циви­ли­за­ций Анд»

image064Фото 1[1]. Долина Чавина в окру­же­нии гор

Чавин­ская куль­тура дати­ру­ется 1200(1500) – 200 гг. до н.э. Памят­ники, отно­ся­щи­еся к этой куль­туре, раз­бро­саны вдоль Тихо­оке­ан­ского побе­ре­жья по полосе при­мерно в 800 км дли­ной и 150 – 200 км шири­ной. Ее ядро нахо­ди­лось в Север­ной сьерре на тер­ри­то­рии совре­мен­ной перу­ан­ской про­вин­ции Уари (регион Анкаш), рас­по­ло­жен­ной на высоте более 3 км над уров­нем моря[2].

Фото 2[3]. Хра­мо­вый ком­плекс Чавин-де-Уантара (2010)

Глав­ный центр чавин­ской циви­ли­за­ции – Чавин-де-Уантар (Chavín de Huántar) – рас­по­ло­жен в горах при­мерно посе­ре­дине этой полосы в 100 км от побе­ре­жья. Он раз­ме­щен в труд­но­до­ступ­ном месте на высоте 3,2 км – в узкой долине на восточ­ной сто­роне хребта Кор­ди­льера Бланка, в месте сли­я­ния рек Мосна (Mosna) и Уачекса (Huachecsa), или Вачекса – при­то­ков реки Мара­ньон (Marañon), у входа в тро­пи­че­ские леса Ама­зонки. Его назы­вают горо­дом (боль­шим посе­ле­нием), но чаще цере­мо­ни­аль­ным цен­тром. По све­де­ниям А. Элфорда, в период рас­цвета Чавин-де-Уантар зани­мал пло­щадь около 40 га, а насе­ле­ние его состав­ляло при­мерно 3000 чело­век[4].

image007Фото 3. Вид на Чавин-де-Уантар с высоты пти­чьего полета[5]. Перейдя по ссылке http://i88.photobucket.com/albums/k180/cbrescia/articulos/photograph-of-chavin-de-huantar-taken-from-the-southeast.jpg , можно уви­деть этот сни­мок в боль­шом раз­ре­ше­нии и рас­смот­реть ком­плекс подробно

При­нято счи­тать, что Чавин-де-Уантар начали стро­ить в 850 г. до н.э., а в 200 г. до н.э. он был поки­нут.  Это был самый рас­цвет чавин­ской куль­туры. А поскольку воз­раст пер­вых посе­ле­ний на тер­ри­то­рии ком­плекса дати­ру­ется 1500 г. до н.э., то дол­гое время он рас­смат­ри­вался как самый древ­ний город Перу. Но Чавин-де-Уантар утра­тил это зва­ние, когда в конце про­шлого века в резуль­тате радио­угле­род­ных иссле­до­ва­ний был уста­нов­лен воз­раст при­бреж­ного города Караль (Caral) – 5000 лет[6]. Однако неофи­ци­аль­ная наука опре­де­ляет воз­раст Чавин-де-Уантара в 10 000 лет.

image069Фото 3а[6а]. Вид на Чавин с северо-восточных холмов

Сего­дня зона Чавин-де-Уантара объ­яв­лена архео­ло­ги­че­ским запо­вед­ни­ком, памят­ники кото­рого в 1985 г. были вклю­чены в спи­сок Все­мир­ного насле­дия ЮНЕСКО.

«Пер­вые упо­ми­на­ния об этом архео­ло­ги­че­ском месте мы обна­ру­жи­ваем уже в 1550 году в хро­нике испанца Педро Сьесы де Леона, – пишет Галина Ершова. – Посе­тив­шие чуть позже эти места Тори­био де Могро­вехо и Анто­нио Вас­кес де Эспи­носа с вос­хи­ще­нием опи­сы­вают древ­нюю уаку – свя­ти­лище перу­ан­ских индей­цев. Однако начало иссле­до­ва­ний Чавина можно отне­сти лишь к 1874 году, когда Эрнст Мид­ден­дорф про­вел обсле­до­ва­ние памят­ника и опи­сал его архи­тек­тур­ные и сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти. Пер­вые архео­ло­ги­че­ские работы были про­ве­дены в начале XX века осно­во­по­лож­ни­ком перу­ан­ской архео­ло­гии Хулио Тельо»[7].

Работа архео­ло­гов ослож­ня­ется тем, что после того, как цере­мо­ни­аль­ный центр пре­кра­тил свое суще­ство­ва­ние и был остав­лен, на его раз­ва­ли­нах посе­ли­лись народы куль­туры Уарас (Huaraz). Они исполь­зо­вали камни хра­мов для стро­и­тель­ства своих посе­ле­ний на при­ле­га­ю­щих зем­лях. Несколько веков спу­стя эта зона была окку­пи­ро­вана наро­дами куль­туры Калье­хон (Callejón), близ­кой куль­туре Рекуай[8].

image002Фото 4. Работы по расчистке фаса­дов Нового храма, 1940 г.[9]

image009Хулио-Сесар Тельо Рохас (Julio César Tello Rojas, 1880 – 1947) впер­вые побы­вал в Чавине в 1919 г. С этого момента нача­лась его неустан­ная работа по изу­че­нию этой циви­ли­за­ции и куль­туры. Работа Х. Тельо и его команды поз­во­лила открыть фасады глав­ного зда­ния Чавина – Нового храма и их камен­ные головы. Кроме того, были подробно опи­саны внут­рен­ние гале­реи храма, и в част­но­сти, гале­рея Лан­сона. Х. Тельо также обна­ру­жил десятки стел и моно­ли­тов (в том числе тот, кото­рый носит его имя) и осно­вал пер­вый музей в деревне Чавина в 1940 г. Но его наи­бо­лее важ­ным дости­же­нием была раз­ра­ботка все­объ­ем­лю­щей тео­рии о про­цессе воз­ник­но­ве­ния циви­ли­за­ции в Андах, в кото­ром Чавин сыг­рал клю­че­вую роль в каче­стве «куль­тур­ной мат­рицы»[10].

image067

Ныне рас­копки ведутся в рам­ках Про­екта по архео­ло­ги­че­ским иссле­до­ва­ниям и сохра­не­нию Чавин-де-Уантара, воз­глав­ля­е­мого с 1995 г. аме­ри­кан­ским архео­ло­гом Джо­ном Риком (John Rick, родилimage006ся в 1950 г., на фото слева), Стэн­форд­ский уни­вер­си­тет, а также ста­рей­шим перу­ан­ским спе­ци­а­ли­стом Луисом-Гильермо Лум­бре­ра­сом (Luis Guillermo Lumbreras, родился в 1936 г., на фото справа), кото­рый руко­во­дил груп­пой архео­ло­гов из Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Маркоса, рабо­тав­шей в Чавин-де-Уантаре с 1966 по 1973 г.

Команда Д. Рика состоит из архео­ло­гов – спе­ци­а­ли­стов и сту­ден­тов из Стэн­форд­ского уни­вер­си­тета, Уни­вер­си­тета Южной Дакоты, Уни­вер­си­тета Сан-Маркоса, Пап­ского като­ли­че­ский уни­вер­си­тета Перу и Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сантьяго-Антунес-де-Майоло наряду с пред­ста­ви­те­лями дру­гих наци­о­наль­ных и меж­ду­на­род­ными науч­ных учре­жде­ний. Под­дер­жи­вают и финан­си­руют про­ект Все­мир­ный фонд «Насле­дие», гор­но­до­бы­ва­ю­щая ком­па­ния «Анта­мина», Стэн­форд­ский уни­вер­си­тет, Исто­ри­че­ское обще­ство и др. Он также имеет под­держку жите­лей дис­трикта Чавина, кото­рые ока­зы­вают помощь в архео­ло­ги­че­ских рас­коп­ках[10a].

В тече­ние трех лет (1995, 1996 и 1998 гг.) Джон Рик и его сотруд­ники мето­дично изме­ряли  чавин­ский ком­плекс. В итоге была постро­ена ком­пью­тер­ная модель, на кото­рую нане­сены коор­ди­наты каж­дой стены, гале­реи и тун­неля сайта. Архео­логи полу­чили в свое рас­по­ря­же­ние 3D-карту Чавина, кото­рая дает доста­точно пол­ное пред­став­ле­ние о его пла­ни­ровке. Сей­час все теку­щие работы по про­екту неиз­менно сопро­вож­да­ются доку­мен­ти­ро­ва­нием фото­грам­мет­ри­че­скими мето­дами. Это спо­соб эффек­тив­ного полу­че­ния 3D-моделей объ­ек­тов, мест­но­сти или даже основ­ных сег­мен­тов сайта.

В 2005 г. было сооб­щено о важ­ных резуль­та­тах про­екта. Пресса писала: «Ранее архео­логи при­вя­зы­вали воз­ник­но­ве­ние Чавина к пери­оду между 800 и 200 гг. до н.э. Бла­го­даря радио­угле­род­ному дати­ро­ва­нию, про­ве­ден­ному в Чавине, команда Рика уста­но­вила, что стро­и­тель­ство на сайте фак­ти­че­ски закон­чи­лось вскоре после 800 г. до н.э. Они теперь счи­тают, он стро­ился в тече­ние несколь­ких сотен лет в 15 эта­пов начи­ная с 1200 г. до н.э. или ранее»[10b].

Работа про­екта в 2011 г. пока­зала, что Чавин-де-Уантар еще древ­нее. Во время архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний соору­же­ния С (Север­ной пира­миды Ста­рого храма) были най­дены сви­де­тель­ства «ста­рей­шей окку­па­ции и исполь­зо­ва­ния сайта, кото­рые дати­ру­ются при­мерно 1800 – 1200 гг. до н.э., что ото­дви­гает воз­раст цере­мо­ни­аль­ного цен­тра еще на 600 лет»[10c]. В целом про­дол­жи­тель­ность чавин­ского пери­ода на сайте, по мне­нию уче­ных, состав­ляет более 1000 лет[10d]. А в сен­тябре 2013 г. Джон Рик сооб­щил о наход­ках, кото­рые поз­во­ляют гово­рить о еще более древ­ней окку­па­ции сайта.

«Инте­ресно, что при рас­коп­ках Чавина даже нашли следы Камен­ного пери­ода, что дает непре­рыв­ность около пяти тысяч лет исто­рии через раз­лич­ные чело­ве­че­ские группы, кото­рые сели­лись в этом рай­оне, – отме­чает Д. Рик. – Это было под­твер­ждено обсле­до­ва­нием дру­гого берега реки Мосны, сек­тора под назва­нием La Banda, и рас­коп­ками под глав­ной пло­ща­дью совре­мен­ной деревни Чавина, где есть сви­де­тель­ства, ука­зы­ва­ю­щие на засе­ле­ния той эпохи»[10e].

На тер­ри­то­рии, где неко­гда гос­под­ство­вала чавин­ская циви­ли­за­ция, есть и дру­гие архео­ло­ги­че­ские ком­плексы. Неко­то­рые из них даже старше Чавин-де-Уантара. В число наи­бо­лее важ­ных цере­мо­ни­аль­ных цен­тров чавин­ской куль­туры вхо­дят Кунтур-Васи (Каха­марка), Пако­пампа (Каха­марка), Чон­го­япе (Лам­бай­еке), Кабальо-Муэрто (Ла-Либертад), Гара­гай (Лима)[11].

Фото 5. Область рас­про­стра­не­ния (крас­ный цвет) и вли­я­ния (розо­вый цвет) чавин­ской куль­туры[12]

Чавин рас­про­стра­нял свое вли­я­ние на боль­шую часть побе­ре­жья и высо­ко­го­рий перу­ан­ских Анд и, воз­можно, на тер­ри­то­рию совре­мен­ных Эква­дора и Боли­вии. Уро­вень циви­ли­за­ции Чавина был так высок, а ее вли­я­ние было столь велико, что «отец перу­ан­ской архео­ло­гии» Хулио Тельо назы­вал Чавин «куль­тур­ной мат­ри­цей» или «мате­рью циви­ли­за­ций Анд»[13].

Но счи­тать Чавин импе­рией в совре­мен­ном пони­ма­нии этого слова нельзя. Галина Ершова  пишет по этому поводу:

«Однако было бы ошиб­кой пред­став­лять себе куль­туру Чавин как некое госу­дар­ство со сто­ли­цей и под­чи­нен­ными зем­лями. Ско­рее, это было некое пред­го­су­дар­ствен­ное обра­зо­ва­ние, когда на обшир­ной тер­ри­то­рии про­жи­вало доста­точно боль­шое коли­че­ство одно­род­ных в этни­че­ском и куль­тур­ном плане общин. Их раз­ви­тие посте­пенно при­во­дило к выде­ле­нию уже не про­сто свя­ти­лищ, но ритуально-административных цен­тров, и неко­то­рые из них посте­пенно наби­рали силу. Поэтому дол­гое время отдель­ные цен­тры чавин­ской тер­ри­то­рии рас­смат­ри­ва­лись иссле­до­ва­те­лями в каче­стве само­сто­я­тель­ных куль­тур»[14].

Пра­вили в Чавине жрецы, кото­рые обла­дали обшир­ными позна­ни­ями в обла­сти аст­ро­но­мии, погоды и кли­мата, сель­ского хозяй­ства, искус­ства и др.[15].

Соору­же­ния Чавин-де-Уантара ока­за­лись сей­смо­устой­чи­выми и то, что они не были раз­ру­шены, по сло­вам Г. Ершо­вой, поз­во­ляет «судить об уровне инже­нер­ной мысли и стро­и­тель­ной тех­ники древ­них перуанцев».

«Неве­ро­ятно, – пишет она, –  но даже место для воз­ве­де­ния глав­ного цере­мо­ни­аль­ного цен­тра было выбрано с уче­том сей­смич­но­сти реги­она. Чавин, воз­ве­ден­ный на линии Тихо­оке­ан­ского огнен­ного кольца, про­стоял уже почти три тысячи лет. Срав­ни­тельно недавно, в 1970 году, про­изо­шло еще одно мощ­ней­шее зем­ле­тря­се­ние. Оно спро­во­ци­ро­вало сход гор­ных лавин, уни­что­жив­ших больше поло­вины цен­тров более позд­них архео­ло­ги­че­ских куль­тур, таких, как Рекуай и Уарас. Но Чавин-де-Уантар, нахо­див­шийся в самом эпи­цен­тре, даже не постра­дал! В те дни одна из перу­ан­ских газет писала: «Зна­ме­ни­тая камен­ная кре­пость Чавин-де-Уантар в депар­та­менте Анкаш не полу­чила сколько-нибудь серьез­ных повре­жде­ний от зем­ле­тря­се­ния 31 мая сего года, как сооб­щают уче­ные, послан­ные в район исто­ри­че­ских руин. В отли­чие от близ­ле­жа­щих обла­стей, где раз­ру­ше­ния носили поис­тине ката­стро­фи­че­ский харак­тер, незна­чи­тель­ные повре­жде­ния древ­ней цита­дели лиш­ний раз сви­де­тель­ствуют о том, каких боль­ших успе­хов достигла циви­ли­за­ция Чавина… Неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты, нахо­див­ши­еся в рай­оне зем­ле­тря­се­ния, счи­тают, что место, где рас­по­ло­жена кре­пость, обла­дает свой­ствами, защи­ща­ю­щими от этого сти­хий­ного бед­ствия. Они при­пи­сы­вают это сей­сми­че­ским осо­бен­но­стям мест­но­сти, поскольку зем­ле­тря­се­ние, раз­ру­шив­шее город Уарас (рас­по­ло­жен прак­ти­че­ски рядом с Чавин-де-Уантар), почти не нанесло ущерба построй­кам Чавина. Поэтому, – под­чер­ки­вает один архео­лог, – сле­до­вало бы заду­маться над тем, как древ­ние созда­тели вели­кого храма в Чавине смогли опре­де­лить это спе­ци­фи­че­ское свой­ство мест­но­сти, чтобы воз­двиг­нуть на ней памят­ник сво­его физи­че­ского, куль­тур­ного и исто­ри­че­ского бес­смер­тия, кото­рый до сих пор изум­ляет мир»[16].

Чавин-де-Уантар дошел до нас в довольно пла­чев­ном состо­я­нии. Он под­вергся раз­ру­ше­ниям в резуль­тате зем­ле­тря­се­ний 500 г. до н.э. и 200 г. н.э. Уже в наше время, 17 января 1945 г. раз­ли­лось озеро Рурек (Rúrec). Оно зато­пило архео­ло­ги­че­ский ком­плекс и нанесло ущерб струк­ту­рам свя­тыни. Кроме того, камни струк­тур Чавин-де-Уантара исполь­зо­ва­лись для стро­и­тель­ства теми наро­дами, кото­рые сели­лись на его земле в пост­ча­вин­ские вре­мена. Тем не менее, на тер­ри­то­рии архео­ло­ги­че­ского ком­плекса можно видеть зда­ния, зна­чи­тель­ная часть кото­рых сохра­ни­лась. И хотя, по све­де­ниям Эриха фон Дэни­кена, боль­шое число арте­фак­тов было рас­про­дано в музеи[17], в Чавине име­ется довольно вну­ши­тель­ная кол­лек­ция изде­лий ремес­лен­ни­ков –  гон­ча­ров, рез­чи­ков по камню, юве­ли­ров и пр. Эти пред­меты дошли до нас бла­го­даря тому, что они были скрыты жре­цами в под­зем­ных гале­реях, кото­рые были рас­ко­паны в про­шлом веке, к сча­стью, не уакеро, а археологами.

 

Связь с Месоамерикой

Мно­гие иссле­до­ва­тели усмат­ри­вают связь чавин­ской куль­туры с циви­ли­за­ци­ями Месо­аме­рики. Неко­то­рые из них, кон­кре­ти­зи­руя связь с Месо­аме­ри­кой, гово­рят о том, что искус­ство эпохи Чавина схоже с искус­ством оль­ме­ков. Оль­меки жили на тро­пи­че­ских низ­мен­но­стях юго-центральной части Мек­сики, на тер­ри­то­рии совре­мен­ных шта­тов Вера­крус и Табаско. Эта пер­вая круп­ная циви­ли­за­ция в Мек­сике про­цве­тала при­мерно с 1500 до 400 г. до н.э., т.е. она была ровес­ни­цей Чавин­ского царства.

О сход­стве двух куль­тур писал Заха­рия Сит­чин:

«Совер­шен­ная резьба по камню по сво­ему стилю уди­ви­тель­ным обра­зом напо­ми­нает искус­ство оль­ме­ков Мек­сики. Среди пора­зи­тель­ных по кра­соте пред­ме­тов мы нахо­дим фигурки ягу­ара, кошки-быка, орла-кондора, миску из пан­циря чере­пахи, а также боль­шое коли­че­ство ваз и дру­гих пред­ме­тов, укра­шен­ных знач­ком из скре­щен­ных ког­тей – этот узор встре­ча­ется и на стен­ных пане­лях, и на арте­фак­тах (рис. 97а)»[18].

Кроме того, З. Сит­чин гово­рил о камен­ных бло­ках «с еги­пет­скими моти­вами – зме­ями, пира­ми­дами, Свя­щен­ным Гла­зом Ра (рис. 97b)» и «с месо­по­там­скими моти­вами – богами с кры­ла­тыми дис­ками (рис. 97с)», а также «выгра­ви­ро­ван­ных на кости фигу­рах с кони­че­скими при­чес­ками, кото­рые явля­лись отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью богов Меж­ду­ре­чья (рис. 97d)»[19].

Рис. 97[20]

При вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии рис. 97 ничего подоб­ного обна­ру­жить мне не уда­лось, а фигурка «бога Меж­ду­ре­чья» ока­за­лась вари­ан­том человека-птицы в духе Моче. На голове у него не кони­че­ская при­ческа, а шлем с гигант­ским туми.

Связь с куль­ту­рой оль­ме­ков видит и Г. Ершова. Вот, что она отме­чает, рас­ска­зы­вая об изоб­ра­же­ниях коша­чьих на чавин­ской керамике:

«Очень часто сосуд выпол­нялся в виде головы коша­чьего – ягу­ара или пумы (это доста­точно дели­кат­ный вопрос, поскольку явный ягуар появ­ля­ется в чавин­ской куль­туре лишь на неко­то­рое время, а затем как бы вытес­ня­ется пумой или дру­гими коша­чьими). Древ­ние мастера с осо­бым чув­ством выпол­няли круг­лые ушки, глаза, пасть с тор­ча­щими клы­ками и даже «пла­ме­не­ю­щие» брови – так же, как это при­мерно в то же время делали дале­кие мек­си­кан­ские ольмеки.

Эти стран­ные сов­па­де­ния про­дол­жают оста­ваться загад­кой для архео­ло­гов. Еще более стран­ным кажется появ­ле­ние на чавин­ских сосу­дах сти­ли­зо­ван­ного изоб­ра­же­ния «лест­ницы», завит­ков улитки и горы с пеще­рой. Эти рисунки в Мезо­аме­рике слу­жили сим­во­лом древ­ней пра­ро­дины. Почему эти важ­ные сим­волы появ­ля­ются за тысячи кило­мет­ров от Мек­сики, когда нет почти ника­ких дру­гих сви­де­тельств воз­мож­ных кон­так­тов и куль­тур­ного обмена? На этот вопрос отве­тить пока невоз­можно, как и в целом на вопрос о про­ис­хож­де­нии куль­туры Чавина. Пара­док­сально, но если в начале XX века суще­ство­вали раз­ные гипо­тезы на этот счет, то совре­мен­ные уче­ные счи­тают про­блему воз­ник­но­ве­ния самой ран­ней анд­ской циви­ли­за­ции «тупи­ком без выхода»[21].

image010 image012Фото 6. Сосуд горлышко-стремя с ягу­а­ром и как­ту­сом. Высота 29,85 см, ширина 17,15 см. Куль­тура: Чавин. Стиль: Тембла­дера. 900 – 200 гг. до н.э. Худо­же­ствен­ный музей Уол­терса (Walters Art Museum), Бал­ти­мор, США[22]

Видимо, кера­ми­че­ские сосуды, подоб­ные тем, что пока­заны на фото 6 и 7, имеет в виду Галина Ершова, когда гово­рит о рисун­ках, кото­рые слу­жили в Месо­аме­рике сим­во­лами древ­ней пра­ро­дины – сти­ли­зо­ван­ных изоб­ра­же­ниях «лест­ницы», завит­ков улитки и горы с пещерой.

image016 image018Фото 7. Сосуд горлышко-стремя с коша­чьим. Раз­меры: высота 28,6 см, ширина 19,1 см. Мате­риал: кера­мика, пиг­менты. Куль­тура: Чавин, Купис­нике. 1000 – 600 гг. до н.э. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Гари Хен­дер­шотта (Gary Hendershott)[23]

Галина Ершова отме­чает также, что «глав­ным отли­чием архи­тек­тур­ных цен­тров куль­туры Чавин явля­ется пла­ни­ровка построек в форме полу­овала, пере­вер­ну­той под­ковы или буквы U». «Этот факт, как и изоб­ра­же­ние «пла­ме­не­ю­щих» бро­вей ягу­ара и лестниц-улиток, – пишет она, – опять наво­дит на стран­ные раз­мыш­ле­ния о какой-то таин­ствен­ной связи с Мезо­аме­ри­кой, где этот знак был важ­ным сим­во­лом пещеры-прародины. Ино­гда он вопло­щал лодку, на кото­рой умер­шие плыли по реке, веду­щей в страну пред­ков. И этой мисти­че­ской рекой, воз­можно, был Млеч­ный Путь. Но тогда Чавин-де-Уантар пред­стает перед нами огром­ным кораб­лем, зате­ряв­шимся в космо-географическом про­стран­стве и запе­чат­лев­шим некие давно утра­чен­ные зна­ния о еди­ном про­стран­стве Все­лен­ной и бес­ко­неч­но­сти чело­ве­че­ской жизни»[24].

Эле­менты куль­туры оль­ме­ков Г. Ершова нашла и в резьбе на моно­лите Лан­сон. Связь с Месо­аме­ри­кой она видит также в прак­тике дефор­ма­ции чере­пов, кото­рая была у чавинцев.

.

 

 

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 78 | 910 | 11 | 12 | 12а | 13 |14 |1516 | 16a | 17 | 17a | 18 |


[4] Элфорд А. Боги нового тыся­че­ле­тия (http://lib.rus.ec/b/131465/read).

[5] http://peregrinadanza.wordpress.com/tag/chavin-de-huantar/

[6] Lizardo Tavera. Chavín de Huántar (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/chavin2.htm); http://es.wikipedia.org/wiki/Caral

[6а] https://ccrma.stanford.edu/groups/chavin/press.html

[10] http://museoarqueologiasanmarcos.blogspot.ru/p/exposiciones.html

[10a] Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/); http://culturaancash.blogspot.ru/2013/08/presentacion-de-nuevos-hallazgos-en-el.html.

[10b Bridges T. What Lies Beneath. January 2005. GHF in the News – 2005 News Archives (http://globalheritagefund.org/in_the_news/2005_news_archives/what_lies_beneath).

[10c] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report. Global Heritage Fund (http://ghn.globalheritagefund.com/uploads/documents/document_2053.pdf).

[10d] Chavín de Huántar, Peru – 2011 Progress Report

[10e] Цит. по: Córdova Salinas N. Chavín en su laberinto. 12 de septiembre de 2013 (http://rimactampu.blogspot.ru/).

[14] Ершова Г.Г. Указ. соч.

[15] http://es.wikipedia.org/wiki/Cultura_Chavín

[16] Ершова Г.Г. Указ. соч.

[17] Дэни­кен Э. Небес­ные учи­теля. Кос­ми­че­ский код древ­но­сти (http://lib.rus.ec/b/172804/read#t9).

[18] Сит­чин З. Поте­рян­ные цар­ства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva2.htm).

[19] Сит­чин З. Указ. соч.

[20] Сит­чин З. Указ. соч.

[21] Ершова Г.Г. Указ. соч.

[23] http://fineart.ha.com/c/item.zx?saleNo=643&lotNo=47145

[24] Ершова Г.Г. Указ. соч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>