I.2.3.3.3.2.4. Белый покров Паракаса

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

I.2.3.3.3.2. Люди на суше, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

image042 Белый покров Пара­каса на посвя­щен­ной ему выставке в Музее архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Маркоса[i]

I.2.3.3.3.2.4. Белый покров Паракаса

image001Фото 1[1]. Белый покров Пара­каса (Manto Blanco Paracas). Раз­меры: длина 2,75 м, ширина 1,40 м. Ткань из хлопка полот­ня­ного пере­пле­те­ния, вышивка шер­стя­ными нит­ками. Музей архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Маркоса, Лима, Перу[2]

Белый покров Пара­каса попал к Хулио Тельо во время одной из его экс­пе­ди­ций в Писко между 1913 и 1919 гг.[3]. Теперь он хра­нится в Музее архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Маркоса Лимы как бес­цен­ная релик­вия за бро­ни­ро­ван­ными две­рями в поме­ще­нии, где авто­ма­ти­че­ски под­дер­жи­ва­ются опре­де­лен­ные зна­че­ния тем­пе­ра­туры и влаж­но­сти воздуха.

image003 image005Фото 2 и 3. Участки основ­ного поля

Уни­каль­ность покрова состоит в том, что его основ­ное поле соткано из неокра­шен­ного белого хлопка. Между тем при­род­ная цве­то­вая гамма перу­ан­ского хлопка корич­не­вая. Хотя у него и суще­ствуют оттенки, близ­кие к цвету яич­ной скор­лупы, но в тка­нях Пара­каса обычно исполь­зу­ются волокна именно корич­не­вых оттен­ков. Дру­гих белых покро­вов най­дено не было. Кроме того, на покрове вышиты целых восемь раз­ных моти­вов, тогда как обычно покровы укра­ша­лись вари­ан­тами одного мотива[4]. К тому же работу его худож­ни­ков и выши­валь­щи­ков отли­чает высо­чай­ший уро­вень мастер­ства, что осо­бенно заметно про­яв­ля­ется в про­ра­ботке дета­лей. Напри­мер, голов­ные уборы и жезлы вышиты так мастер­ски, что их изоб­ра­же­ния кажутся сде­лан­ными с натуры. Это поз­во­ляет лучше понять, что же пока­зано на схо­жих моти­вах дру­гих тка­ней с подоб­ными мотивами.

image007Фото 4. Уча­сток покрова с каймой

При­ве­ден­ные здесь снимки фраг­мен­тов покрова явля­ются стоп-кадрами фильма об этом арте­факте (http://www.youtube.com/watch?v=Cn4vhFYXocw), сде­лан­ного куль­тур­ным цен­тром Сан-Маркоса по слу­чаю его выставки, при­уро­чен­ной к 457-летию Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Маркоса. Поэтому про­пор­ции фигур немного иска­жены, а каче­ство изоб­ра­же­ний остав­ляет желать лучшего.

image009Фото 5. Пер­со­нажи на основ­ном поле

Мне уда­лось найти все восемь моти­вов. Пять из них повто­ря­ются на тек­стиле, о кото­ром гово­ри­лось в начале темы «Люди на суше» (с. 29). Были ли на покрове собраны наи­бо­лее типич­ные и зна­чи­мые мотивы того вре­мени или же, наобо­рот, мотивы покрова послу­жили осно­вой для масте­ров, созда­вав­ших эти ткани, мне неиз­вестно. Впро­чем, одно не исклю­чает другого.

image011 image013 image015Фото 6 и 7. Мотив на кайме и на основ­ном поле Белого покрова. Фото 8. Мотив основ­ного поля покрова из Музея миро­вой куль­туры Гетеборга

На покрове вышит пер­со­наж с таин­ствен­ным круг­лым пред­ме­том в обла­сти уха (фото 6 и 7), кото­рый укра­шает чер­ный покров Музея миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 8). На Белом покрове пред­мет имеет вид кон­цен­три­че­ских окруж­но­стей из золо­той про­во­локи. Но, несмотря на реа­ли­стич­ность изоб­ра­же­ния, зна­че­ние пред­мета оста­ется загад­кой. Обра­щает на себя вни­ма­ние и налоб­ник пер­со­нажа. На нем вме­сто при­выч­ной маски в цен­тре поме­шен золо­той диск с круг­лым отвер­стием посередине.

 image017 image019 image021Фото 9 и 10. «Охот­ник за голо­вами» на кайме Белого покрова и на его основ­ном поле. Фото 11. Мотив покрова из Музея искус­ства Лимы

Среди пер­со­на­жей Белого покрова легко найти «охот­ника за голо­вами» (фото 9 и 10) с покрова Музея искус­ства Лимы (фото 11), потому что они весьма схожи по рисунку и цве­то­вой гамме.

image023 image025Фото 12. Пер­со­наж с «вет­кой» на кайме Белого покрова. Фото 13. Ана­ло­гич­ный пер­со­наж на покрове из Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной истории

Есть на Белом покрове и пер­со­наж, дер­жа­щий на плече «ветку с пло­дами» (фото 12), кото­рый укра­шает покров из Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии (фото 13).

image027 image029 image031Фото 14 и 15. Человек-птица на кайме и основ­ном поле Белого покрова. Фото 16. Этот же пер­со­наж на покрове Музея миро­вой куль­туры Гетеборга

Весьма узна­ваем на Белом покрове человек-птица (фото 14 и 15) с покро­вов Музея миро­вой куль­туры Гете­борга (фото 16) и Музея золота Лимы.

image033 image035 image037Фото 17. Пер­со­наж с четырьмя жез­лами на основ­ном поле Белого покрова. Фото 18 и 19. Он же на кайме

На покрове вышит также пер­со­наж с четырьмя жез­лами в груди (фото 17 – 19). Инте­ресно, что все пер­со­нажи Белого покрова одеты оди­на­ково и очень про­сто: в глад­кие, без укра­ше­ний, пончо и тапар­рабо с бахро­мой. А пер­со­наж с четырьмя жез­лами состав­ляет исклю­че­ние. Он неиз­менно одет в бога­тую тунику, укра­шен­ную двумя узор­ными полосами.

image039 image041Фото 20. Пер­со­наж Белого покрова. Фото 21. Пер­со­наж каймы из Бри­тан­ского музея

Копии пер­со­нажа Белого покрова, пока­зан­ного на фото 20, на дру­гих тка­нях я не нашла. Но у него есть боль­шое сход­ство с пер­со­на­жем мотива, выши­того на кайме из Бри­тан­ского музея (фото 21) и Метрополитен-музея искусств.

image043Фото 22. Пер­со­наж с бес­те­лес­ной сущ­но­стью и двумя голо­вами (слева)

Повто­ре­ний пер­со­нажа, кото­рого можно видеть на фото 22 слева, мне пока обна­ру­жить не уда­лось. В ком­по­зи­ции этого мотива объ­еди­нены атри­буты пер­со­на­жей, по край­ней мере, двух дру­гих моти­вов. Среди них: бес­те­лес­ная сущ­ность, кото­рую пер­со­наж дер­жит обе­ими руками, и голов­ной убор, правда, без длин­ной накидки, – как у пер­со­нажа с четырьмя жез­лами; две бес­те­лес­ные головы и усы на лице, – как у «охот­ника за голо­вами». Но головы на мотиве Белого покрова имеют рас­пу­щен­ные волосы, повер­нуты под­бо­род­ками вверх и поме­щены с обеих сто­рон фигуры под обрез пончо. То есть пер­со­наж их не дер­жит. Они как бы висят в воз­духе, каса­ясь низа пончо под­бо­род­ками. Неужели и их кто-то может назвать тро­фей­ными головами?

image045Фото 23. Пер­со­наж с анта­рой на основ­ном поле Белого покрова

Голова пер­со­нажа, засня­того на фото 23, имеет тот же набор укра­ше­ний, что и у пер­со­нажа с четырьмя жез­лами, вклю­чая длин­ную накидку, а также стрелку, кото­рая есть у персонажа-птицы. В пра­вой руке он дер­жит веер с ножом/стрелкой, а в левой – антару (antara). Изоб­ра­же­ния людей с анта­рой и сам­по­ньей на кера­мике –  не ред­кость. Но на тка­нях Пара­каса ана­ло­гич­ных моти­вов мне видеть не приходилось.

image047Фото 24[5]. Совре­мен­ные сампо­ньи из двух рядов тру­бок, назы­ва­е­мые сику (siku)

Известно, что музыка имела боль­шое зна­че­ние в жизни Анд­ского мира и широко исполь­зо­ва­лась во время рели­ги­оз­ных цере­мо­ний. В куль­ту­рах Пара­каса и Наски были созданы кро­шеч­ные двой­ные ока­рины, кото­рые изда­вали прон­зи­тель­ный свист высо­кой интен­сив­но­сти, необ­хо­ди­мый для дости­же­ния состо­я­ния транса[6]. Важ­ней­шим риту­аль­ным музы­каль­ным инстру­мен­том для Пара­каса и Наски была антара – раз­но­вид­ность сам­по­ньи (zampoña) (фото 24) – анд­ского духо­вого инстру­мента, кото­рый отно­сят к флей­там Пана.

image050Фото 25. Антара. Мате­риал: трост­ник. Куль­тура: Наска. Дата или период: 200 г. до н.э. – 550 г. н.э. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу[7]

Антара дела­лась из тру­бок раз­лич­ной длины, скреп­лен­ных вме­сте хлоп­ко­выми нитями. Для ее изго­тов­ле­ния исполь­зо­ва­лись стебли трост­ника (фото 25) или полые кости птиц, напри­мер, пели­ка­нов. А для Наски была харак­терна антара из обо­жжен­ной глины (фото 26). Ско­рее всего, на выши­том мотиве изоб­ра­жена как раз кера­ми­че­ская антара.

image056               image058Фото 26. Антара (в двух ракур­сах). Раз­меры: 20,6×8,3×1,3 см. Мате­риал: кера­мика, пиг­мент. Куль­тура: Наска. Бруклин­ский музей, США[8]

«Сотни антар, подоб­ные этой, – гово­рится в ката­логе Бруклин­ского музея, – были най­дены в захо­ро­не­ниях Наски вдоль путей палом­ни­ков. Это наво­дит на мысль, что инстру­менты имели важ­ную цере­мо­ни­аль­ную функ­цию в древ­ние вре­мена. Уче­ные пола­гают, что антары зву­чали во время шествия палом­ни­ков к гигант­ским гео­гли­фам (рисун­кам, начер­чен­ным на земле) в пустыне Наски и на риту­аль­ных празд­ни­ках, кото­рые про­хо­дили в сосед­нем месте Кау­ачи (Cahuachi). Такие цере­мо­нии про­во­ди­лись для обес­пе­че­ния водой сель­ско­хо­зяй­ствен­ного сезона»[9].

Пара самых извест­ных кера­ми­че­ских антар куль­туры Наски хра­нится в Музее золота Перу Лимы. Вес­ной 2013 г. они в рам­ках выставки «Тысяча лет золота инков» демон­стри­ро­ва­лись в Госу­дар­ствен­ном музее изоб­ра­зи­тель­ных искусств им. А.С. Пуш­кина в Москве. Антары так же, как и на фото 27, были выстав­лены в одной вит­рине с зага­доч­ным сосу­дом весьма необыч­ной и слож­ной формы. Сами инстру­менты покрыты рос­пи­сью с нигде более не встре­ча­ю­щимся сюже­том, смысл кото­рого постичь мне никак не уда­ется. Видимо, он как-то свя­зан со «сце­на­рием» цере­мо­нии, в кото­рой исполь­зо­ва­лись эти антары.

image048Фото 27. Антары куль­туры Наски. Музей золота Перу, Лима[10]

Про­дол­же­ние: с. 33

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 24 | 25 | 26 | 2728 | 29303132 | 33 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>