Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН
Уака Приета
Фото 1. Уака Приета (2007)[1]
Уака Приета (Huaca Prieta) расположена на Северном побережье Перу – в 5 км к северу от устья реки Чикамы (Chicama) в провинции Аскопе (Ascope), департамент Ла-Либертад (La Libertad). Время существования уаки (священного места, храма) хронологически соответствует двум завершающим фазам Докерамического периода – 4000 – 1500 гг. до н.э. Считается, что сайт был оккупирован приблизительно с 3100 по 1800 г. до н.э.[2].
Уака Приета старше Чавин-де-Уантара и Паракаса. Об этом сайте подробнее читайте в материале «Корни Чавина. Уака Приета», где показано, что он является одним из этапов развития уже сформировавшихся к тому времени идеологии и культа панамериканской религии. Она зародилась в еще более глубокой древности под эгидой протоцивилизации, которая распространила свое влияние на территории, выходящие за границы Андского мира. Артефакты, найденные при раскопках уаки, говорят о том, что столь мало похожие образы Чавина и Паракаса соседствовали на ее орнаментах.
Фото 2. Американский археолог Джуниус Бёрд – один из прототипов Индианы Джонса
Уака Приета является одним из самых важных сайтов с точки зрения изучения истории перуанского текстиля. Есть все основания полагать, что этот храм был одним из тех мест, где зародилось ткачество, т.е. появился первый ткацкий станок. Считается, что именно здесь Джуниусом Бёрдом были найдены первые ткацкие орнаменты.
Всего Д. Бёрд раскопал более 3000 фрагментов текстиля, выполненных в основном из хлопка, который здесь же и выращивался. Они представляли собой груду старых тряпок и не вызывали энтузиазма у ученых и коллекционеров. Вот, что пишет об этом Линн А. Майш (Lynn A. Meisch), профессор антропологии Колледжа Святой Марии в Мораге, Калифорния: «Джуниус Бёрд …был одним из тех, кто первым признал, что даже выцветшие, загрязненные фрагменты ткани могут многое сказать. Он повлиял на несколько поколений археологов, антропологов, искусствоведов и музейных кураторов… Бёрд признал важность сохранения и экспонирования археологического текстиля и его значение в документировании жизни и культуры людей, которые его сделали»[3].
Фото 3[4]. Большой фрагмент текстиля с реконструкционным рисунком его орнаментальной композиции. Американский музей естественной истории
Теперь текстиль Уаки Приеты хранится в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. И каждый значимый фрагмент текстиля сопровождается реконструкционным рисунком его узора.
Текстильные орнаменты состоят из изображений, которые использовались позднее в чавинской культуре, а что еще более удивительно, стали основой для канонов Паракаса.
Фото 4. Мотив со змеями и крабами текстиля, найденного в Уаке Приете (слева), и мотив с двуглавой змеей, обнаруженный в Асии (Asia) – к югу от Лимы[5]
Орнаменты уаки выполнены в стиле, который, как и стиль Пещер Паракаса, следует назвать геометрическим. Но их визуальный ряд во многом отличается от паракасского. Однако антропоморфные изображения, которые сделаны на текстиле, заснятом на фото 3, более похожи на роботов, чем на людей, как и на тканях коричневой гаммы Паракаса. В то же время среди мотивов уаки мы видим очень близкие к паракасскому дизайну S–образные фигуры, заканчивающиеся головой, похожей на змеиную (фото 3 посередине), мотивы со змееподобной сущностью в маске (фото 4 слева) – важнейший образ Паракаса, который, как мне казалось, характерен только для этой культуры. На фото 4 справа показана реконструкция мотива из S–образной фигуры, представляющей двуглавую змееподобную сущность в маске с V–образным вырезом. (Загадку такой маски я тщетно пыталась разгадать, исследуя ткани и керамику Паракаса.) Текстиль с этим мотивом был найден в Асии, к югу от Лимы и, к сожалению, нет возможности узнать, был ли он сделан на месте находки или привезен туда из Уаки Приеты.
Фото 5[6]. Реконструкционная копия текстиля с четырехкрылым и двухвостым кондором и змееподобной сущностью в маске. Американский музей естественной истории
Одна из змееподобных сущностей в маске изображена на мотиве самого известного текстиля уаки, который представляет кондора с распростертыми крыльями. Сущность в виде спирали помещена в самом центре кондора, что называется, в его сердце. Кондор имеет четыре крыла и, по всей видимости, два хвоста, т.е. является сдвоенной птицей – одним из главных божеств Паракаса на тканях геометрического стиля. В свое время была сделана реконструкционная копия этого текстиля из современных ниток. Она заснята на фото 4. Прорисовка мотива показана на фото слева[7]. Этапы работы над копией текстиля продемонстрированы на фото 6.
Фото 6[8]. Этапы реконструкции текстиля с кондором (сверху вниз): оригинал текстиля; патрон орнамента, выполненный на бумаге; современная копия текстиля
Существовал еще один вариант компоновки змееподобной сущности с кондором. Он представлял собой сдвоенную птицу со змеиным телом, но у нее было две головы (фото 7 и 8).
Фото 7[9] и 8[10]. Реконструкционные рисунки мотивов с кондорами. Американский музей естественной истории
Такой вариант сдвоенной птицы на текстиле Уаки Приеты встречается чаще. Похожий мотив (фото 8а) украшал также сумки из хлопка, найденные археологами в Уаке Галгады (современный регион Анкаш), которая датируется 2400 – 2000 гг. до н.э. То есть на определенном отрезке истории эта уака существовала в одно время с Уакой Приетой и Каралем.
Фото 8а. Фигуры сдвоенных птиц: 1 – Уака Приета, 2 и 3 – Галгада (Galgada)[10а]
Что же касается Чавина, то в его изобразительном искусстве мы не встретим сдвоенной птицы и змееподобной сущности в маске. Чавином были взяты другие образы. При этом каноны Уаки Приеты, хотя и остались визуально очень похожими, получили дополнительное наполнение и им было придано новое звучание.
Так, образ змеи-кондора был дополнен образом змеи-сокола, змеи-ягуара/пумы и змеи-дракона-ягуара/пумы. При этом все перечисленные образы в чавинской культуре часто объединялись в один образ божества с преобладанием черт человека. Эти образы отражены на тканях, которые относятся к чавинской культуре, однако все они выполнены с помощью росписи на простых, гладких тканях, которые не могли служить одеждой, а использовались для украшения стен гробниц.
Фото 9[11]. Фрагменты ткани и реконструкционный рисунок ее мотива, изображающего змею-кондора. Американский музей естественной истории
Джуниус Бёрд считал, что в Уаке Приете ткали на поясном станке. Сами станки не были найдены при раскопках. Археологи обнаружили только костяные ткацкие инструменты (фото 10), которые свидетельствуют о том, что станки существовали. Этот факт подтверждают и найденные ткани. Их структура построена с использованием двух систем нитей (основы и утка), что возможно сделать только на станке (подробнее см.: «Техники построения структуры текстиля»).
Фото 10[12]. Справа: костяные ткацкие инструменты и игла из рыбьей косточки. Слева вверху: керамический штамп с фигурой птицы, возможно, использовавшийся для нанесения рисунка на кожу или ткань
Технику тканей Уаки Приеты Дуччо Бонавия (Duccio Bonavia, 1935 – 2012), перуанский археолог итальянского происхождения, определил как «сложную технику переплетения основ (una compleja técnica de entrelazado de urdimbres)»[13]. Отечественный историк ткачества В.В. Неелов называет ее «техникой перевивки, непосредственно развившейся из плетения»[14]. Такой древний текстиль ткач изготавливал путем манипулирования основами (вертикальными нитями), разделяя их с помощью пальцев или инструмента, чтобы переплести с утками (горизонтальными нитями).
Фото 11[15]. Остатки ткани из Уаки Приеты
Нора Роджерс, член Группы изучения плетения Гильдии мастеров ручного ткачества Санта-Круза, исследовала различные варианты техники, применявшиеся при создании текстиля, найденного в Уаке Приете и других местах: в Перу – в Эль-Параисо (El Paraiso), в Колумбии, а также в районе Великих озер, где индейцы еще в начале XX в. использовали ее для изготовления больших сумок[16].
Фото 12 и 13. Структурные схемы патронов в два цвета: слева – Великих озер, справа – Уаки Приеты[17]
Она самостоятельно разобралась в древнеперуанской технике и смогла, по ее словам, сделать довольно большой фрагмент, используя поясной станок, будучи осведомлена о предположении Д. Бёрда. Нора Роджерс освоила также схожий с перуанским патрон техники североамериканских индейцев Великих озер (фото 14).
Фото 14. Образцы, выполненные Норой Роджерс по патрону индейцев Великих озер (2007)[18]
В древнем Перу Докерамического периода техника Уаки Приеты была довольно распространенной. В ней был выполнен текстиль, обнаруженный в различных докерамических комплексах побережья от долины Чикамы на севере до Отумы (Otuma) на юге Паракаса.
Таким образом, именно в Уаке Приете появились первые ткани и, что особенно важно, украшенные ткаными священными изображениями. Комплекс техник, который сейчас называется ткачеством, сформировался позднее, вероятно, во времена чавинской культуры и достиг своих высот в эпоху Паракаса и Наски. Паракас, возможно, был прямым приемником Уаки Приеты. Главным подтверждением этого служит то, что для передачи посланий в мир обожествленных предков Паракас также избрал текстиль и те изобразительные каноны, которые существовали в уаке. Демонстрируя преемственность культу, существовавшему в Уаке Приете, и его изобразительным канонам, Паракас трансформировал их в соответствии с велениями времени и своих властителей, изобретая новые образцы, но всегда вписывая их в рамки традиции. Он отразил свое понимание Андского мира и его происхождения и довел искусство изображения посланий в форме картин на ткани до совершенства.
Фото 15[19]. «Резная лопаточка из кости с человеческой фигурой, носящей головной убор, воротник и пояс» (текст сопроводительной этикетки на музейном столе)
Чем были в свое время ткани из Уаки Приеты, их плачевное состояние определить не позволяет. Использовались ли они как одежда жрецов-властителей и какова она была, мы никогда не узнаем. Единственное изображение человека, вырезанное на костяной лопаточке (фото 15), показывает нам божество, одетое только в головной убор (по-видимому, из перьев), пектораль и пояс (возможно, фалдельин).
Между тем, ученые, исследующие культуру Караль – ровесницу Уаки Приеты, рискнули реконструировать не только облик древних жителей Караля, но также их прически и одежду.
| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | 3 |
[3] Meisch L.A. The Murúa Code // Natural History Magazine (http://www.naturalhistorymag.com/features/112333/the-mur-a-code).
[4] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).
[5] Reproducido por Edward Moseley, The Maritime foundations of Andean Civilization, California, Benjamin Cumming Publishing Company, 1975, p. 71 y 74 (http://sugieroleer.blogspot.ru/2010/08/6-la-iconografia.html).
[6] Stone-Miller R. Art of the Andes. Second edition. New York: Thames and Hudson, 2002. (http://theslideprojector.com/art9/art9lecturepresentations/art9lecture12.html).
[8] Meisch L.A. Opus cit.
[9] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).
[10] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).
[10а] Jorge E.T. Silva Sifuentes. Origen de las Civilizaciones Andinas (http://www.universidadsise.edu.pe/webantigua/biblioteca/data_biblioteca/pre-sise/culturas-prehispanicas.pdf).
[11] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).
[12] La Libertad Huaca Prieta Chicama Peru. Museo de Historia Natural Nueva York (http://www.youtube.com/watch?v=BHUJtOgl9eg).
[13] Jiménez Díaz M.H. Tejidos y mundo textil en los Andes Centrales y Centro-Sur a través de la colección del Museo América de Madrid: periodos prehispánico y colonial. Madrid: Universidad Complutense de Madrid, 2004 (http://www.ucm.es/BUCM/tesis/ghi/ucm-t27827.pdf).
[14] Неелов В.В. Ткачество: от плетельных рам до многозвенных машин. М.: Легкопромбытиздат, 1986 (http://www.booksite.ru/fulltext/nee/lov/tka/che/stvo/).
[15] Rogers N. A Very Ancient Technique: Warp-Patterned, Spaced-Weft Twining (http://www.santacruzhandweavers.org/twining/demo2007/index.shtml).
[16] Rogers N.Opus cit.
[17] Rogers N.Opus cit.
[18] Rogers N.Opus cit.
[19] La Libertad Huaca Prieta Chicama Peru. Museo de Historia Natural Nueva York (http://www.youtube.com/watch?v=BHUJtOgl9eg).