Уака Приета

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

  http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН

Уака Приета

image001Фото 1. Уака При­ета (2007)[1]

Уака При­ета (Huaca Prieta) рас­по­ло­жена на Север­ном побе­ре­жье Перу – в 5 км к северу от устья реки Чикамы (Chicama) в про­вин­ции Аскопе (Ascope), депар­та­мент Ла-Либертад (La Libertad). Время суще­ство­ва­ния уаки (свя­щен­ного места, храма) хро­но­ло­ги­че­ски соот­вет­ствует двум завер­ша­ю­щим фазам Доке­ра­ми­че­ского пери­ода – 4000 – 1500 гг. до н.э. Счи­та­ется, что сайт был окку­пи­ро­ван при­бли­зи­тельно с 3100 по 1800 г. до н.э.[2].

Уака При­ета старше Чавин-де-Уантара и Пара­каса. Об этом сайте подроб­нее читайте в мате­ри­але «Корни Чавина. Уака При­ета», где пока­зано, что он явля­ется одним из эта­пов раз­ви­тия уже сфор­ми­ро­вав­шихся к тому вре­мени идео­ло­гии и культа пан­аме­ри­кан­ской рели­гии. Она заро­ди­лась в еще более глу­бо­кой древ­но­сти под эги­дой про­то­ци­ви­ли­за­ции, кото­рая рас­про­стра­нила свое вли­я­ние на тер­ри­то­рии, выхо­дя­щие за гра­ницы Анд­ского мира. Арте­факты, най­ден­ные при рас­коп­ках уаки, гово­рят о том, что столь мало похо­жие образы Чавина и Пара­каса сосед­ство­вали на ее орнаментах.

image003Фото 2. Аме­ри­кан­ский архео­лог Джу­ниус Бёрд – один из про­то­ти­пов Инди­аны Джонса

Уака При­ета явля­ется одним из самых важ­ных сай­тов с точки зре­ния изу­че­ния исто­рии перу­ан­ского тек­стиля. Есть все осно­ва­ния пола­гать, что этот храм был одним из тех мест, где заро­ди­лось тка­че­ство, т.е. появился пер­вый ткац­кий ста­нок. Счи­та­ется, что именно здесь Джу­ни­у­сом Бёр­дом были най­дены пер­вые ткац­кие орнаменты.

image005Всего Д. Бёрд рас­ко­пал более 3000 фраг­мен­тов тек­стиля, выпол­нен­ных в основ­ном из хлопка, кото­рый здесь же и выра­щи­вался. Они пред­став­ляли собой груду ста­рых тря­пок и не вызы­вали энту­зи­азма у уче­ных и кол­лек­ци­о­не­ров. Вот, что пишет об этом Линн А. Майш (Lynn A. Meisch), про­фес­сор антро­по­ло­гии Кол­ле­джа Свя­той Марии в Мораге, Кали­фор­ния: «Джу­ниус Бёрд …был одним из тех, кто пер­вым при­знал, что даже выцвет­шие, загряз­нен­ные фраг­менты ткани могут мно­гое ска­зать. Он повлиял на несколько поко­ле­ний архео­ло­гов, антро­по­ло­гов, искус­ство­ве­дов и музей­ных кура­то­ров… Бёрд при­знал важ­ность сохра­не­ния и экс­по­ни­ро­ва­ния архео­ло­ги­че­ского тек­стиля и его зна­че­ние в доку­мен­ти­ро­ва­нии жизни и куль­туры людей, кото­рые его сде­лали»[3].

image006Фото 3[4]. Боль­шой фраг­мент тек­стиля с рекон­струк­ци­он­ным рисун­ком его орна­мен­таль­ной ком­по­зи­ции. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной истории

Теперь тек­стиль Уаки При­еты хра­нится в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в Нью-Йорке. И каж­дый зна­чи­мый фраг­мент тек­стиля сопро­вож­да­ется рекон­струк­ци­он­ным рисун­ком его узора.

Тек­стиль­ные орна­менты состоят из изоб­ра­же­ний, кото­рые исполь­зо­ва­лись позд­нее в чавин­ской куль­туре, а что еще более уди­ви­тельно, стали осно­вой для кано­нов Паракаса.

image007Фото 4. Мотив со зме­ями и кра­бами тек­стиля, най­ден­ного в Уаке При­ете (слева), и мотив с дву­гла­вой змеей, обна­ру­жен­ный в Асии (Asia) – к югу от Лимы[5]

Орна­менты уаки выпол­нены в стиле, кото­рый, как и стиль Пещер Пара­каса, сле­дует назвать гео­мет­ри­че­ским. Но их визу­аль­ный ряд во мно­гом отли­ча­ется от пара­кас­ского. Однако антро­по­морф­ные изоб­ра­же­ния, кото­рые сде­ланы на тек­стиле, засня­том на фото 3, более похожи на робо­тов, чем на людей, как и на тка­нях корич­не­вой гаммы Пара­каса. В то же время среди моти­вов уаки мы видим очень близ­кие к пара­кас­скому дизайну S–образ­ные фигуры, закан­чи­ва­ю­щи­еся голо­вой, похо­жей на зме­и­ную (фото 3 посе­ре­дине), мотивы со змее­по­доб­ной сущ­но­стью в маске (фото 4 слева) – важ­ней­ший образ Пара­каса, кото­рый, как мне каза­лось, харак­те­рен только для этой куль­туры. На фото 4 справа пока­зана рекон­струк­ция мотива из S–образ­ной фигуры, пред­став­ля­ю­щей дву­гла­вую змее­по­доб­ную сущ­ность в маске с V–образ­ным выре­зом. (Загадку такой маски я тщетно пыта­лась раз­га­дать, иссле­дуя ткани и кера­мику Пара­каса.) Тек­стиль с этим моти­вом был най­ден в Асии, к югу от Лимы и, к сожа­ле­нию, нет воз­мож­но­сти узнать, был ли он сде­лан на месте находки или при­ве­зен туда из Уаки Приеты.

image008Фото 5[6]. Рекон­струк­ци­он­ная копия тек­стиля с четы­рех­кры­лым и дву­хво­стым кон­до­ром и змее­по­доб­ной сущ­но­стью в маске. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной истории

image009Одна из змее­по­доб­ных сущ­но­стей в маске изоб­ра­жена на мотиве самого извест­ного тек­стиля уаки, кото­рый пред­став­ляет кон­дора с рас­про­стер­тыми кры­льями. Сущ­ность в виде спи­рали поме­щена в самом цен­тре кон­дора, что назы­ва­ется, в его сердце. Кон­дор имеет четыре крыла и, по всей види­мо­сти, два хво­ста, т.е. явля­ется сдво­ен­ной пти­цей – одним из глав­ных божеств Пара­каса на тка­нях гео­мет­ри­че­ского стиля. В свое время была сде­лана рекон­струк­ци­он­ная копия этого тек­стиля из совре­мен­ных ниток. Она заснята на фото 4. Про­ри­совка мотива пока­зана на фото слева[7]. Этапы работы над копией тек­стиля про­де­мон­стри­ро­ваны на фото 6.

image010Фото 6[8]. Этапы рекон­струк­ции тек­стиля  с кон­до­ром (сверху вниз): ори­ги­нал тек­стиля; патрон орна­мента, выпол­нен­ный на бумаге; совре­мен­ная копия текстиля

Суще­ство­вал еще один вари­ант ком­по­новки змее­по­доб­ной сущ­но­сти с кон­до­ром. Он пред­став­лял собой сдво­ен­ную птицу со зме­и­ным телом, но у нее было две головы (фото 7 и 8).

 image011 image013Фото 7[9] и 8[10]. Рекон­струк­ци­он­ные рисунки моти­вов с кон­до­рами. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной истории

Такой вари­ант сдво­ен­ной птицы на тек­стиле Уаки При­еты встре­ча­ется чаще. Похо­жий мотив (фото 8а) укра­шал также сумки из хлопка, най­ден­ные архео­ло­гами в Уаке Гал­гады (совре­мен­ный регион Анкаш), кото­рая дати­ру­ется 2400 – 2000 гг. до н.э. То есть на опре­де­лен­ном отрезке исто­рии эта уака суще­ство­вала в одно время с Уакой При­е­той и Каралем.

image028Фото 8а. Фигуры сдво­ен­ных птиц: 1 – Уака При­ета, 2 и 3 – Гал­гада (Galgada)[10а]

Что же каса­ется Чавина, то в его изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве мы не встре­тим сдво­ен­ной птицы и змее­по­доб­ной сущ­но­сти в маске. Чави­ном были взяты дру­гие образы. При этом каноны Уаки При­еты, хотя и оста­лись визу­ально очень похо­жими, полу­чили допол­ни­тель­ное напол­не­ние и им было при­дано новое звучание.

Так, образ змеи-кондора был допол­нен обра­зом змеи-сокола, змеи-ягуара/пумы и змеи-дракона-ягуара/пумы. При этом все пере­чис­лен­ные образы в чавин­ской куль­туре часто объ­еди­ня­лись в один образ боже­ства с пре­об­ла­да­нием черт чело­века. Эти образы отра­жены на тка­нях, кото­рые отно­сятся к чавин­ской куль­туре, однако все они выпол­нены с помо­щью рос­писи на про­стых, глад­ких тка­нях, кото­рые не могли слу­жить одеж­дой, а исполь­зо­ва­лись для укра­ше­ния стен гробниц.

image015Фото 9[11]. Фраг­менты ткани и рекон­струк­ци­он­ный рису­нок ее мотива, изоб­ра­жа­ю­щего змею-кондора. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной истории

Джу­ниус Бёрд счи­тал, что в Уаке При­ете ткали на пояс­ном станке. Сами станки не были най­дены при рас­коп­ках. Архео­логи обна­ру­жили только костя­ные ткац­кие инстру­менты (фото 10), кото­рые сви­де­тель­ствуют о том, что станки суще­ство­вали. Этот факт под­твер­ждают и най­ден­ные ткани. Их струк­тура постро­ена с исполь­зо­ва­нием двух систем нитей (основы и утка), что воз­можно сде­лать только на станке (подроб­нее см.: «Тех­ники постро­е­ния струк­туры тек­стиля»).

image017Фото 10[12]. Справа: костя­ные ткац­кие инстру­менты и игла из рыбьей косточки. Слева вверху: кера­ми­че­ский штамп с фигу­рой птицы, воз­можно, исполь­зо­вав­шийся для нане­се­ния рисунка на кожу или ткань

Тех­нику тка­ней Уаки При­еты Дуччо Бона­вия (Duccio Bonavia, 1935 – 2012), перу­ан­ский архео­лог ита­льян­ского про­ис­хож­де­ния, опре­де­лил как «слож­ную тех­нику пере­пле­те­ния основ (una compleja técnica de entrelazado de urdimbres)»[13]. Оте­че­ствен­ный исто­рик тка­че­ства В.В. Нее­лов назы­вает ее «тех­ни­кой пере­вивки, непо­сред­ственно раз­вив­шейся из пле­те­ния»[14]. Такой древ­ний тек­стиль ткач изго­тав­ли­вал путем мани­пу­ли­ро­ва­ния осно­вами (вер­ти­каль­ными нитями), раз­де­ляя их с помо­щью паль­цев или инстру­мента, чтобы пере­пле­сти с утками (гори­зон­таль­ными нитями).

image019Фото 11[15]. Остатки ткани из Уаки Приеты

Нора Род­жерс, член Группы изу­че­ния пле­те­ния Гиль­дии масте­ров руч­ного тка­че­ства Санта-Круза, иссле­до­вала раз­лич­ные вари­анты тех­ники, при­ме­няв­ши­еся при созда­нии тек­стиля, най­ден­ного в Уаке При­ете и дру­гих местах: в Перу – в Эль-Параисо (El Paraiso), в Колум­бии, а также в рай­оне Вели­ких озер, где индейцы еще в начале XX в. исполь­зо­вали ее для изго­тов­ле­ния боль­ших сумок[16].

 image021 image023Фото 12 и 13. Струк­тур­ные схемы патро­нов в два цвета: слева – Вели­ких озер, справа – Уаки При­еты[17]

Она само­сто­я­тельно разо­бра­лась в древ­не­пе­ру­ан­ской тех­нике и смогла, по ее сло­вам, сде­лать довольно боль­шой фраг­мент, исполь­зуя пояс­ной ста­нок, будучи осве­дом­лена о пред­по­ло­же­нии Д. Бёрда. Нора Род­жерс осво­ила также схо­жий с перу­ан­ским патрон тех­ники севе­ро­аме­ри­кан­ских индей­цев Вели­ких озер (фото 14).

image025Фото 14. Образцы, выпол­нен­ные Норой Род­жерс по патрону индей­цев Вели­ких озер (2007)[18]

В древ­нем Перу Доке­ра­ми­че­ского пери­ода тех­ника Уаки При­еты была довольно рас­про­стра­нен­ной. В ней был выпол­нен тек­стиль, обна­ру­жен­ный в раз­лич­ных доке­ра­ми­че­ских ком­плек­сах побе­ре­жья от долины Чикамы на севере до Отумы (Otuma) на юге Паракаса.

Таким обра­зом, именно в Уаке При­ете появи­лись пер­вые ткани и, что осо­бенно важно, укра­шен­ные тка­ными свя­щен­ными изоб­ра­же­ни­ями. Ком­плекс тех­ник, кото­рый сей­час назы­ва­ется тка­че­ством, сфор­ми­ро­вался позд­нее, веро­ятно, во вре­мена чавин­ской куль­туры и достиг своих высот в эпоху Пара­каса и Наски. Пара­кас, воз­можно, был пря­мым при­ем­ни­ком Уаки При­еты. Глав­ным под­твер­жде­нием этого слу­жит то, что для пере­дачи посла­ний в мир обо­жеств­лен­ных пред­ков Пара­кас также избрал тек­стиль и те изоб­ра­зи­тель­ные каноны, кото­рые суще­ство­вали в уаке. Демон­стри­руя пре­ем­ствен­ность культу, суще­ство­вав­шему в Уаке При­ете, и его изоб­ра­зи­тель­ным кано­нам, Пара­кас транс­фор­ми­ро­вал их в соот­вет­ствии с веле­ни­ями вре­мени и своих вла­сти­те­лей, изоб­ре­тая новые образцы, но все­гда впи­сы­вая их в рамки тра­ди­ции. Он отра­зил свое пони­ма­ние Анд­ского мира и его про­ис­хож­де­ния и довел искус­ство изоб­ра­же­ния посла­ний в форме кар­тин на ткани до совершенства.

image027Фото 15[19]. «Рез­ная лопа­точка из кости с чело­ве­че­ской фигу­рой, нося­щей голов­ной убор, ворот­ник и пояс» (текст сопро­во­ди­тель­ной эти­кетки на музей­ном столе)

Чем были в свое время ткани из Уаки При­еты, их пла­чев­ное состо­я­ние опре­де­лить не поз­во­ляет. Исполь­зо­ва­лись ли они как одежда жрецов-властителей и какова она была, мы нико­гда не узнаем. Един­ствен­ное изоб­ра­же­ние чело­века, выре­зан­ное на костя­ной лопа­точке (фото 15), пока­зы­вает нам боже­ство, оде­тое только в голов­ной убор (по-видимому, из перьев), пек­то­раль и пояс (воз­можно, фал­де­льин).

Между тем, уче­ные, иссле­ду­ю­щие куль­туру Караль – ровес­ницу Уаки При­еты, риск­нули рекон­стру­и­ро­вать не только облик древ­них жите­лей Караля, но также их при­чески и одежду.

| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | 3 |


[3] Meisch L.A. The Murúa Code // Natural History Magazine (http://www.naturalhistorymag.com/features/112333/the-mur-a-code).

[4] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).

[5] Reproducido por Edward Moseley, The Maritime foundations of Andean Civilization, California, Benjamin Cumming Publishing Company, 1975, p. 71 y 74 (http://sugieroleer.blogspot.ru/2010/08/6-la-iconografia.html).

[6] Stone-Miller R. Art of the Andes. Second edition. New York: Thames and Hudson, 2002. (http://theslideprojector.com/art9/art9lecturepresentations/art9lecture12.html).

[8] Meisch L.A. Opus cit.

[9] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).

[10] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).

[10а] Jorge E.T. Silva Sifuentes. Origen de las Civilizaciones Andinas  (http://www.universidadsise.edu.pe/webantigua/biblioteca/data_biblioteca/pre-sise/culturas-prehispanicas.pdf).

[11] La Libertad Huaca Prieta Chicama New York Peru (http://www.youtube.com/watch?v=brYFo8Ox2dI).

[12] La Libertad Huaca Prieta Chicama Peru. Museo de Historia Natural Nueva York (http://www.youtube.com/watch?v=BHUJtOgl9eg).

[13] Jiménez Díaz M.H. Tejidos y mundo textil en los Andes Centrales y Centro-Sur a través de la colección del Museo América de Madrid: periodos prehispánico y colonial. Madrid: Universidad Complutense de Madrid, 2004 (http://www.ucm.es/BUCM/tesis/ghi/ucm-t27827.pdf).

[14] Нее­лов В.В. Тка­че­ство: от пле­тель­ных рам до мно­го­звен­ных машин. М.: Лег­ко­пром­бы­т­из­дат, 1986 (http://www.booksite.ru/fulltext/nee/lov/tka/che/stvo/).

[15] Rogers N. A Very Ancient Technique: Warp-Patterned, Spaced-Weft Twining (http://www.santacruzhandweavers.org/twining/demo2007/index.shtml).

[16] Rogers N.Opus cit.

[17] Rogers N.Opus cit.

[18] Rogers N.Opus cit.

[19] La Libertad Huaca Prieta Chicama Peru. Museo de Historia Natural Nueva York (http://www.youtube.com/watch?v=BHUJtOgl9eg).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>