Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН
КАРАЛЬ
1. Цивилизация Караль–Супе
Фото 1[1]. Гуанка (Huanca) – стоячий монолит и Пирамида Гуанки (верхний сектор Караля). Фото 2. Пирамида галереи (верхний сектор)[2]
Культура Караль (Caral), Караль–Супе (Caral–Supe), или Норте-Чико (Norte Chico) относится к тому же периоду, что и Уака Приета (3000 – 1800 гг. до н.э.). Она включает в себя 18 городских поселений, одно из которых – старейший в Америке Священный город Караль. Под этим названием в 2009 г. он был объявлен ЮНЕСКО памятником мирового наследия. «План города и некоторые из его компонентов, в том числе пирамидальные структуры и резиденция элиты, – говорится на сайте ЮНЕСКО, – предоставляют наглядные свидетельства церемониальных функций, указывающие на мощную религиозную идеологию»[3]. Другими словами, Караль – это, прежде всего, церемониальный центр.
Фото 3. Карта археологической зоны Караля. Музей общины Вегета (Vegueta)[4]
Город занимает 62 га. Он расположен в пустынном районе к северу от Лимы, между долиной реки Супе и побережьем страны (Северо-центральное побережье, провинция Лимы).
Культура Караль–Супе интенсивно изучается в последние годы.
Масштабные археологические раскопки в Карале начались в 1996 г. под руководством перуанского археолога Рут Шайди Солис (Ruth Shady Solís) – на фото[5] слева. Она и поныне руководит ими, возглавляя Специальный археологический проект Караль–Супе.
По словам Рут Шайди, Караль–Супе – это цивилизация с большими познаниями в науке и технологиях. Она развивала астрономию, прогнозирование погоды и изменений климата. Одним из главных ее достижений стала разработка сейсмостойких строительных технологий. Они удивляют и привлекают внимание современных специалистов, изучающих применение методов, которые использовались каралинцами. Благодаря им здания Караля сохранились до наших дней, несмотря на то, что они находятся в так называемом Огненном кольце Тихого океана, в области, где регистрируются почти 85 % от сейсмической активности в мире. В Карале существуют 32 пирамиды разных размеров, которые, по мнению экспертов, могут выдержать землетрясение до 7,5 балла[6].
В Карале не было ни металлургии, ни керамического производства. В то же время Рут Шайди отмечает большие достижения каралинцев в сельском хозяйстве и, в частности, в выведении различных сортов хлопка, разнообразие цветов которого делает его уникальным в мире. В Карале также использовалась кукуруза, которая появилась в последнем периоде существования культуры. Кукуруза не была одним из основных продуктов питания, а скорее применялась для церемониальных целей. Установлено, что главным в производстве продуктов питания было культивирование корнеплодов, таких, как картофель, которого было выведено более 4000 сортов[7].
Фото 4. Каралинское и инкское кипу[8]
В 2005 г. в запечатанной комнате одной из пирамид археологи обнаружили самый ранний из известных пример кипу (khipu), состоящего из 12 хлопковых веревок (фото 4). Эта находка позволила придти к заключению, что именно каралинцы изобрели кипу, систему письма, которая поддерживалась и до эпохи инков и включала в себя очень специфичную кодификацию посредством шнуров и узлов одного или нескольких цветов[9].
Рут Шайди утверждает, что языком Караля был кечуанский, который сохранился и был широко распространен за более чем 4000 лет до империи инков[10].
Фото 5[11]. План Караля с реконструкцией важнейших зданий
Рут Шайди считает, что Караль был очень упорядоченным поселением, спланированным централизованно, с общественными пирамидальными зданиями. Здесь существовало регулирование социальных проявлений, и многие каралинцы посвящали себя развитию науки и технологии, чтобы улучшить жизнь людей[12].
Высокому уровню цивилизации соответствовало гармоничное общество, которое, по мнению Р. Шайди, могло служить примером для ныне живущих. «В Карале существовало теократическое государство, но организация гражданского общества развивалась параллельно, и у государства не было гегемонии над обществом, а имелась координация с гражданскими властями»[13], – поясняет она. Общины формировали свои собственные гражданские власти, а государство несло ответственность за решение таких проблем, как управление водными ресурсами или торговля. По словам ученого, в Карале общество «не было направлено на индивидуализм или завоевания». «Мы не нашли оружия и свидетельств ориентации на войну, и именно поэтому металлургия здесь не была развита, как в Старом Свете», – говорит Рут Шайди[14].
По ее утверждению, «Караль был цивилизацией, которая влияла на культурные процессы Андского мира, и есть культурные элементы, которые были сохранены на протяжении тысячелетий»[15].
Цивилизация Караля просуществовала более тысячи лет. Считается, что причиной ее конца стало изменение климата. 130 лет нехватки воды наряду с землетрясениями и наличием песка в возделываемых полях вызвали социальный кризис, который столкнул население с политико-религиозными лидерами[16]. В другом варианте гипотезы изменение климата привело к опустению общин и миграции людей в другие регионы[17].
Фото 6[18] и 7[19]. Большая (Главная) пирамида и ее компьютерная реконструкция
К сожалению, изучение культуры Караль–Супе во многом затрудняет почти полное отсутствие артефактов, относящихся к сфере изобразительного искусства. Кроме того, в самом священном городе не найдено кладбищ. В других поселениях долины захоронений обнаружено крайне мало. А ведь похоронное приданое часто дает львиную долю сведений о культуре. Главное материальное свидетельство Караля – это его грандиозная архитектура.
Фото 8[20] и 9[21]. Пирамида амфитеатра (нижний сектор Караля) и ее компьютерная реконструкция
По мнению Рут Шайди, «пирамидальные конструкции Караля, аналогичные месоамериканским, реализовывали политические, социальные, религиозные и астрономические цели в отличие от египетских, которые были построены в тот же период как мавзолеи для правителей»[22].
Террасы пирамид Караля были сложены из камня, скрепленного глиной, покрыты штукатуркой из глины и покрашены в белый, светло-желтый, желто-охристый, красный и черный цвета, которые соответствуют периодами строительства города[23]. Судя по архитектурным остаткам, техника богов во плоти в строительстве пирамид Караля не участвовала.
Фото 10[24]. Круглая утопленная площадь Пирамиды амфитеатра. Фото 11[25]. Алтарь священного огня, входящий в комплекс Пирамиды амфитеатра
Среди артефактов, характеризующих культуру Караля–Супе, можно выделить множество маленьких фигурок людей из необожженной глины, большое количество хорошо сохранившихся музыкальных инструментов, остатки текстиля. Эти и другие находки, а также наглядный материал (плакаты, инсталляции с объемными фигурам людей в полный рост), созданный учеными для знакомства с культурой, которой перуанцы по праву гордятся, составляют нечто вроде передвижной выставки, которая путешествует по стране. Обычно, по словам издания «La Republica», на выставке «представлены археологические коллекции и ряд музейно-графических ресурсов, которые позволяют быстро визуализировать культурное наследие цивилизации Караля, старейшей в Америке»[26]. То есть выставка сочетает просветительские и пропагандистские цели.
В своих интервью Рут Шайди называет Караль «культурой-матерью» (cultura madre) андских цивилизаций, отбирая таким образом эту роль у чавинской культуры, которая имеет боле поздние временные рамки, по сегодняшним оценкам специалистов. Однако то, что для «визуализации культурного наследия цивилизации Караля» перуанские ученые прибегли к изготовлению и использованию наглядных материалов, говорит о том, насколько оно беднее, нежели у культуры Чавина. К тому же перуанские ученые, видимо, не приняли во внимание исследования последних лет культуры Майо–Чинчипе–Мараньон, которая существовала на территории Эквадора с 5500 по 3435 г. до н.э., т.е. была старше культуры Караля. Она дала достаточные археологические свидетельства того, что уже в то время андская религия и ее культ с его внешними проявлениями были уже сформированы и распространялись на большую территорию, охватывающую не только высокую и низкую Амазонию, но и Андский, и, возможно, Месоамериканский миры, что позволяет говорить о существовании общей для них протоцивилизации. А именно наследником данной протоцивилизации и является чавинская культура (подробнее см.: «Корни Чавина»). Кроме того, артефакты, найденные в Уаке Приете, которая относится к тому же историческому периоду, что и Караль, несомненно, причисляют ее к этой же культурной традиции. Судя по стилю архитектурной застройки, которая включает в себя пирамиды месоамериканского образца, а также имеет общие черты с архитектурным стилем чавинской культуры, Караль–Супе тоже следует причислить к ответвлениям древа данной протоцивилизации. В пользу этого говорят и два образца каралинской иконографии, которыми мы располагаем, – фигуры обезьяны и птицы с телом змеи (черепахи), длинным хвостом и человеческой рукой, вырезанные на флейтах. Они обладают сходством с образами Паракаса (обезьяна) и Уаки Приеты (птица).
[3] Sacred City of Caral-Supe (http://whc.unesco.org/en/list/1269).
[6] Caral, en el Perú prehispánico, dejó al mundo legado de una sociedad armónica // Agencia EFE. Sábado, 06÷10÷12 (http://noticias.lainformacion.com/arte-cultura-y-espectaculos/arqueologia/caral-en-el-peru-prehispanico-dejo-al-mundo-legado-de-una-sociedad-armonica_QazxI9zNJ4LkArnwUGPwf2/).
[7] Caral, en el Perú prehispánico…
[9]http://www.southernperspectives.net/tag/textiles; Caral, en el Perú prehispánico…
[10] Caral, en el Perú prehispánico…
[12] Caral, en el Perú prehispánico…
[13] Caral, en el Perú prehispánico…
[14] Caral, en el Perú prehispánico…
[15] Caral, en el Perú prehispánico…
[16] Bernaola D. Caral tenía construcciones antisísmicas y genética agraria hace 5.000 años // Agencia EFE. Domingo, 30÷10÷11 (http://noticias.lainformacion.com/arte-cultura-y-espectaculos/arqueologia/caral-tenia-construcciones-antisismicas-y-genetica-agraria-hace-5–000-anos_POgUIPTEmnLbAK5IehwmG1/).
[17] Caral, en el Perú prehispánico…
[22] Caral, en el Perú prehispánico…
[23] Obra Urbana: La Cidad Sagrada de Caral (http://www.caralperu.gob.pe/caralperu/civilizacion/civilizacionobraurbana_componentes.html).
[26] Exposición sobre la ciudad de Caral en centro cultural de U. de San Marcos. La Republica. Martes, 15 de mayo de 2012 (http://www.larepublica.pe/14–05-2012/exposicion-sobre-la-ciudad-de-caral-en-centro-cultural-de-u-de-san-marcos).
.