Караль

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

 image001Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН

КАРАЛЬ

1. Циви­ли­за­ция Караль–Супе

 image003 image005Фото 1[1]. Гуанка (Huanca) – сто­я­чий моно­лит и Пира­мида Гуанки (верх­ний сек­тор Караля). Фото 2. Пира­мида гале­реи (верх­ний сек­тор)[2]

Куль­тура Караль (Caral), Караль–Супе (CaralSupe), или Норте-Чико (Norte Chico) отно­сится к тому же пери­оду, что и Уака При­ета (3000 – 1800 гг. до н.э.). Она вклю­чает в себя 18 город­ских посе­ле­ний, одно из кото­рых – ста­рей­ший в Аме­рике Свя­щен­ный город Караль. Под этим назва­нием в 2009 г. он был объ­яв­лен ЮНЕСКО памят­ни­ком миро­вого насле­дия. «План города и неко­то­рые из его ком­по­нен­тов, в том числе пира­ми­даль­ные струк­туры и рези­ден­ция элиты, – гово­рится на сайте ЮНЕСКО, – предо­став­ляют нагляд­ные сви­де­тель­ства цере­мо­ни­аль­ных функ­ций, ука­зы­ва­ю­щие на мощ­ную рели­ги­оз­ную идео­ло­гию»[3]. Дру­гими сло­вами, Караль – это, прежде всего, цере­мо­ни­аль­ный центр.

image007Фото 3. Карта архео­ло­ги­че­ской зоны Караля. Музей общины Вегета (Vegueta)[4]

Город зани­мает 62 га. Он рас­по­ло­жен в пустын­ном рай­оне к северу от Лимы, между доли­ной реки Супе и побе­ре­жьем страны (Северо-центральное побе­ре­жье, про­вин­ция Лимы).

Куль­тура Караль–Супе интен­сивно изу­ча­ется в послед­ние годы.

image009Мас­штаб­ные архео­ло­ги­че­ские рас­копки в Карале нача­лись в 1996 г. под руко­вод­ством перу­ан­ского архео­лога Рут Шайди Солис (Ruth Shady Solís) – на фото[5] слева. Она и поныне руко­во­дит ими, воз­глав­ляя Спе­ци­аль­ный архео­ло­ги­че­ский про­ект Караль–Супе.

По сло­вам Рут Шайди, Караль–Супе – это циви­ли­за­ция с боль­шими позна­ни­ями в науке и тех­но­ло­гиях. Она раз­ви­вала аст­ро­но­мию, про­гно­зи­ро­ва­ние погоды и изме­не­ний кли­мата. Одним из глав­ных ее дости­же­ний стала раз­ра­ботка сей­смо­стой­ких стро­и­тель­ных тех­но­ло­гий. Они удив­ляют и при­вле­кают вни­ма­ние совре­мен­ных спе­ци­а­ли­стов, изу­ча­ю­щих при­ме­не­ние мето­дов, кото­рые исполь­зо­ва­лись кара­лин­цами. Бла­го­даря им зда­ния Караля сохра­ни­лись до наших дней, несмотря на то, что они нахо­дятся в так назы­ва­е­мом Огнен­ном кольце Тихого оке­ана, в обла­сти, где реги­стри­ру­ются почти 85 % от сей­сми­че­ской актив­но­сти в мире. В Карале суще­ствуют 32 пира­миды раз­ных раз­ме­ров, кото­рые, по мне­нию экс­пер­тов, могут выдер­жать зем­ле­тря­се­ние до 7,5 балла[6].

В Карале не было ни метал­лур­гии, ни кера­ми­че­ского про­из­вод­ства. В то же время Рут Шайди отме­чает боль­шие дости­же­ния кара­лин­цев в сель­ском хозяй­стве и, в част­но­сти, в выве­де­нии раз­лич­ных сор­тов хлопка, раз­но­об­ра­зие цве­тов кото­рого делает его уни­каль­ным в мире. В Карале также исполь­зо­ва­лась куку­руза, кото­рая появи­лась в послед­нем пери­оде суще­ство­ва­ния куль­туры. Куку­руза не была одним из основ­ных про­дук­тов пита­ния, а ско­рее при­ме­ня­лась для цере­мо­ни­аль­ных целей. Уста­нов­лено, что глав­ным в про­из­вод­стве про­дук­тов пита­ния было куль­ти­ви­ро­ва­ние кор­не­пло­дов, таких, как кар­то­фель, кото­рого было выве­дено более 4000 сор­тов[7].

image011Фото 4. Кара­лин­ское и инк­ское кипу[8]

В 2005 г. в запе­ча­тан­ной ком­нате одной из пира­мид архео­логи обна­ру­жили самый ран­ний из извест­ных при­мер кипу (khipu), состо­я­щего из 12 хлоп­ко­вых вере­вок (фото 4). Эта находка поз­во­лила придти к заклю­че­нию, что именно кара­линцы изоб­рели кипу, систему письма, кото­рая под­дер­жи­ва­лась и до эпохи инков и вклю­чала в себя очень спе­ци­фич­ную коди­фи­ка­цию посред­ством шну­ров и узлов одного или несколь­ких цве­тов[9].

Рут Шайди утвер­ждает, что язы­ком Караля был кечу­ан­ский, кото­рый сохра­нился и был широко рас­про­стра­нен за более чем 4000 лет до импе­рии инков[10].

image013Фото 5[11]. План Караля с рекон­струк­цией важ­ней­ших зданий

Рут Шайди счи­тает, что Караль был очень упо­ря­до­чен­ным посе­ле­нием, спла­ни­ро­ван­ным цен­тра­ли­зо­ванно, с обще­ствен­ными пира­ми­даль­ными зда­ни­ями. Здесь суще­ство­вало регу­ли­ро­ва­ние соци­аль­ных про­яв­ле­ний, и мно­гие кара­линцы посвя­щали себя раз­ви­тию науки и тех­но­ло­гии, чтобы улуч­шить жизнь людей[12].

Высо­кому уровню циви­ли­за­ции соот­вет­ство­вало гар­мо­нич­ное обще­ство, кото­рое, по мне­нию Р. Шайди, могло слу­жить при­ме­ром для ныне живу­щих. «В Карале суще­ство­вало тео­кра­ти­че­ское госу­дар­ство, но орга­ни­за­ция граж­дан­ского обще­ства раз­ви­ва­лась парал­лельно, и у госу­дар­ства не было геге­мо­нии над обще­ством, а име­лась коор­ди­на­ция с граж­дан­скими вла­стями»[13], – пояс­няет она. Общины фор­ми­ро­вали свои соб­ствен­ные граж­дан­ские вла­сти, а госу­дар­ство несло ответ­ствен­ность за реше­ние таких про­блем, как управ­ле­ние вод­ными ресур­сами или тор­говля. По сло­вам уче­ного, в Карале обще­ство «не было направ­лено на инди­ви­ду­а­лизм или заво­е­ва­ния». «Мы не нашли ору­жия и сви­де­тельств ори­ен­та­ции на войну, и именно поэтому метал­лур­гия здесь не была раз­вита, как в Ста­ром Свете», – гово­рит Рут Шайди[14].

По ее утвер­жде­нию, «Караль был циви­ли­за­цией, кото­рая вли­яла на куль­тур­ные про­цессы Анд­ского мира, и есть куль­тур­ные эле­менты, кото­рые были сохра­нены на про­тя­же­нии тыся­че­ле­тий»[15].

Циви­ли­за­ция Караля про­су­ще­ство­вала более тысячи лет. Счи­та­ется, что при­чи­ной ее конца стало изме­не­ние кли­мата. 130 лет нехватки воды наряду с зем­ле­тря­се­ни­ями и нали­чием песка в воз­де­лы­ва­е­мых полях вызвали соци­аль­ный кри­зис, кото­рый столк­нул насе­ле­ние с политико-религиозными лиде­рами[16]. В дру­гом вари­анте гипо­тезы изме­не­ние кли­мата при­вело к опу­сте­нию общин и мигра­ции людей в дру­гие реги­оны[17].

image0152. Архи­тек­тура

image017 image019Фото 6[18] и 7[19]. Боль­шая (Глав­ная) пира­мида и ее ком­пью­тер­ная реконструкция

К сожа­ле­нию, изу­че­ние куль­туры Караль–Супе во мно­гом затруд­няет почти пол­ное отсут­ствие арте­фак­тов, отно­ся­щихся к сфере изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства. Кроме того, в самом свя­щен­ном городе не най­дено клад­бищ. В дру­гих посе­ле­ниях долины захо­ро­не­ний обна­ру­жено крайне мало. А ведь похо­рон­ное при­да­ное часто дает льви­ную долю све­де­ний о куль­туре. Глав­ное мате­ри­аль­ное сви­де­тель­ство Караля – это его гран­ди­оз­ная архитектура.

image021 image023Фото 8[20] и 9[21]. Пира­мида амфи­те­атра (ниж­ний сек­тор Караля) и ее ком­пью­тер­ная реконструкция

image025По мне­нию Рут Шайди, «пира­ми­даль­ные кон­струк­ции Караля, ана­ло­гич­ные месо­аме­ри­кан­ским, реа­ли­зо­вы­вали поли­ти­че­ские, соци­аль­ные, рели­ги­оз­ные и аст­ро­но­ми­че­ские цели в отли­чие от еги­пет­ских, кото­рые были постро­ены в тот же период как мав­зо­леи для пра­ви­те­лей»[22].

Тер­расы пира­мид Караля были сло­жены из камня, скреп­лен­ного гли­ной, покрыты шту­ка­тур­кой из глины и покра­шены в белый, светло-желтый, желто-охристый, крас­ный и чер­ный цвета, кото­рые соот­вет­ствуют пери­о­дами стро­и­тель­ства города[23]. Судя по архи­тек­тур­ным остат­кам, тех­ника богов во плоти в стро­и­тель­стве пира­мид Караля не участвовала.

image027 image029Фото 10[24]. Круг­лая утоп­лен­ная пло­щадь Пира­миды амфи­те­атра. Фото 11[25]. Алтарь свя­щен­ного огня, вхо­дя­щий в ком­плекс Пира­миды амфитеатра

Среди арте­фак­тов, харак­те­ри­зу­ю­щих куль­туру Караля–Супе, можно выде­лить мно­же­ство малень­ких фигу­рок людей из необо­жжен­ной глины, боль­шое коли­че­ство хорошо сохра­нив­шихся музы­каль­ных инстру­мен­тов, остатки тек­стиля. Эти и дру­гие находки, а также нагляд­ный мате­риал (пла­каты, инстал­ля­ции с объ­ем­ными фигу­рам людей в пол­ный рост), создан­ный уче­ными для зна­ком­ства с куль­ту­рой, кото­рой перу­анцы по праву гор­дятся, состав­ляют нечто вроде пере­движ­ной выставки, кото­рая путе­ше­ствует по стране. Обычно, по сло­вам изда­ния «La Republica», на выставке «пред­став­лены архео­ло­ги­че­ские кол­лек­ции и ряд музейно-графических ресур­сов, кото­рые поз­во­ляют быстро визу­а­ли­зи­ро­вать куль­тур­ное насле­дие циви­ли­за­ции Караля, ста­рей­шей в Аме­рике»[26]. То есть выставка соче­тает про­све­ти­тель­ские и про­па­ган­дист­ские цели.

image031В своих интер­вью Рут Шайди назы­вает Караль «культурой-матерью» (cultura madre) анд­ских циви­ли­за­ций, отби­рая таким обра­зом эту роль у чавин­ской куль­туры, кото­рая имеет боле позд­ние вре­мен­ные рамки, по сего­дняш­ним оцен­кам спе­ци­а­ли­стов. Однако то, что для «визу­а­ли­за­ции куль­тур­ного насле­дия циви­ли­за­ции Караля» перу­ан­ские уче­ные при­бегли к изго­тов­ле­нию и исполь­зо­ва­нию нагляд­ных мате­ри­а­лов, гово­рит о том, насколько оно бед­нее, нежели у куль­туры Чавина. К тому же перу­ан­ские уче­ные, видимо, не при­няли во вни­ма­ние иссле­до­ва­ния послед­них лет куль­туры Майо–Чинчипе–Мараньон, кото­рая суще­ство­вала на тер­ри­то­рии Эква­дора с 5500 по 3435 г. до н.э., т.е. была старше куль­туры Караля. Она дала доста­точ­ные архео­ло­ги­че­ские сви­де­тель­ства того, что уже в то время анд­ская рели­гия и ее культ с его внеш­ними про­яв­ле­ни­ями были уже сфор­ми­ро­ваны и рас­про­стра­ня­лись на боль­шую тер­ри­то­рию, охва­ты­ва­ю­щую не только высо­кую и низ­кую Ама­зо­нию, но и Анд­ский, и, воз­можно, Месо­аме­ри­кан­ский миры, что поз­во­ляет гово­рить о суще­ство­ва­нии общей для них про­то­ци­ви­ли­за­ции. А именно наслед­ни­ком дан­ной про­то­ци­ви­ли­за­ции и явля­ется чавин­ская куль­тура (подроб­нее см.: «Корни Чавина»). Кроме того, арте­факты, най­ден­ные в Уаке При­ете, кото­рая отно­сится к тому же исто­ри­че­скому пери­оду, что и Караль, несо­мненно, при­чис­ляют ее к этой же куль­тур­ной тра­ди­ции. Судя по стилю архи­тек­тур­ной застройки, кото­рая вклю­чает в себя пира­миды месо­аме­ри­кан­ского образца, а также имеет общие черты с архи­тек­тур­ным сти­лем чавин­ской куль­туры, Караль–Супе тоже сле­дует при­чис­лить к ответвлimage004ениям древа дан­ной про­тоциimage006вили­за­ции. В пользу этого гово­рят и два образца кара­лин­ской ико­но­гра­фии, кото­рыми мы рас­по­ла­гаем, – фигуры обе­зьяны и птицы с телом змеи (чере­пахи), длин­ным хво­стом и чело­ве­че­ской рукой, выре­зан­ные на флей­тах. Они обла­дают сход­ством с обра­зами Пара­каса (обе­зьяна) и Уаки При­еты (птица).

| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii |xiii | 3 |

[3] Sacred City of Caral-Supe (http://whc.unesco.org/en/list/1269).

[6] Caral, en el Perú prehispánico, dejó al mundo legado de una sociedad armónica // Agencia EFE. Sábado, 06÷10÷12 (http://noticias.lainformacion.com/arte-cultura-y-espectaculos/arqueologia/caral-en-el-peru-prehispanico-dejo-al-mundo-legado-de-una-sociedad-armonica_QazxI9zNJ4LkArnwUGPwf2/).

[7] Caral, en el Perú prehispánico…

[9]http://www.southernperspectives.net/tag/textiles; Caral, en el Perú prehispánico…

[10] Caral, en el Perú prehispánico…

[12] Caral, en el Perú prehispánico…

[13] Caral, en el Perú prehispánico…

[14] Caral, en el Perú prehispánico…

[15] Caral, en el Perú prehispánico…

[16] Bernaola D. Caral tenía construcciones antisísmicas y genética agraria hace 5.000 años // Agencia EFE. Domingo, 30÷10÷11 (http://noticias.lainformacion.com/arte-cultura-y-espectaculos/arqueologia/caral-tenia-construcciones-antisismicas-y-genetica-agraria-hace-5–000-anos_POgUIPTEmnLbAK5IehwmG1/).

[17] Caral, en el Perú prehispánico…

[22] Caral, en el Perú prehispánico…

[26] Exposición sobre la ciudad de Caral en centro cultural de U. de San Marcos. La Republica. Martes, 15 de mayo de 2012 (http://www.larepublica.pe/14–05-2012/exposicion-sobre-la-ciudad-de-caral-en-centro-cultural-de-u-de-san-marcos).

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>