Исторический костюм Андского мира
Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Паракас.
Гробницы Паракаса, окончание
В регионе Паракаса существовали только кладбища. Из каких мест приносили сюда усопших, до сих пор неизвестно. Я думаю, что, скорее всего, на полуострове и окружавших его землях селиться было запрещено, поскольку они были священными. Паракас, по мнению некоторых авторов, мог означать для людей то, что высокие пики Анд для инков: место поклонения и жертвоприношения[1].
К культуре Паракаса периода Пещер ученые относят два храмовых комплекса, которые находятся в Кальанго (Callango) в нижней части долины Ики и носят названия Анимас-Альтас (Ánimas Altas) и Анимас-Бахас (Ánimas Bajas).
Фото 24[2]. Археологические центры культуры Паракаса периода Некрополя
Паракас периода Некрополя построил свою цивилизацию в соседних прибрежных долинах современной территории южного Перу – Писко (Pisco), Чинча (Chincha), Ика (Ica), Пальпа (Palpa) и Наска (Nazca). В долине Чинчи Паракас возвел серию пирамид. Примером тому могут служить археологические комплексы Сото (Soto) и Сан-Пабло (San Pablo). Некоторые пирамиды очень большие. Так, пирамида, которая находится в археологическом комплексе Санта-Роса (Santa Rosa), имеет длину 430 м, ширину 170 м и высоту 25 м. Также в долине Чинчи были построены крупные поселения, к примеру, Пампа-дель-Гентиль (Pampa del Gentil)[3].
Фото 25[4]. Геоглиф «Канделябр» полуострова Паракас
Гигантские рисунки существуют не только в долине Наски. На полуострове Паракас есть геоглиф, который называют «Канделябр» (фото 25). Высота его центральной части около 200 м. Он сделан на песке, но, меняясь, никогда не стирается[5]. Галина Ершова считает, что он появился раньше геоглифов Наски. Она называет его «мировым древом, воплощающим племенную структуру древнего народа»[6].
Судя по изобразительным свидетельствам, оставленным на керамике и тканях, цивилизация Паракаса имела в своей основе знания и технологии богов во плоти. Она располагала аппаратами, позволявшими перемещаться как по воздуху, так и в воде, а также воздушными шарами или, скорее даже, дирижаблями. Как показывает изучение мифов Уарочири, боги обитали на подводной базе в океане недалеко от берегов Паракаса.
Фото 26[7]. Деформированные черепа паракасцев и реконструированные по ним скульптурные головы. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса
Вполне вероятно, что в гробницах Паракаса хоронили детищ богов во плоти, которые жили в глубинах океана, и их преемников. У многих усопших были искусственно деформированы головы, которые имели следы прижизненной трепанации черепа. А, как известно, обычай деформировать головы связан с тем, что люди считали необходимым походить на своих богов и иметь такую же форму черепа, как у них. (Один из самых распространенных способов деформации показан на рисунке[7a] слева.) Нет сомнений и в том, что производить операции на головном мозге людей научили боги. Кстати, по еще одной версии слово «Паракас» означает «люди с большим лбом»[8].
Г. Ершова пишет:
«И при жизни, и после смерти объектом постоянных забот обитателей древнего Паракаса являлась голова. Черепа у покойников, как правило, закреплялись с помощью специальных приспособлений. Иначе при высыхании шейных позвонков голова могла отвалиться. Но самое интересное, что все черепа – мужские и женские – были деформированы. Это, естественно, проделывалось еще при жизни.
У создателей культуры Паракас было странное пристрастие к экспериментам со своими черепами. Младенцы поголовно подвергались мучительной операции по деформированию черепа, в результате чего голова паракасца приобретала клиновидную форму. <…>
Фото 27. Трепанированные черепа из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу[9]. Фото 28[10]. Мужской трепанированный череп с отверстием, закрытым пластиной из золота. Новый Зал Паракаса, Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу (2013)
Но еще более странным выглядит массовое трепанирование черепов. Такие черепа встречаются почти в половине случаев – от 40 % до 60 %. Как водится, иногда трепанации осуществлялись по несколько раз на одну голову. Судя по следам зарастания отверстий (регенерации кости), люди, перенесшие эту неординарную операцию, как правило, выживали. И речь идет не только о банальных маленьких отверстиях в затылочной части для понижения внутричерепного давления – этим занимались очень многие народы. В Паракасе широко и с размахом использовались разные техники: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались; высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластиной.
Фото 29[11]. Деформированные черепа со следами трепанации и инструменты, применявшиеся при этой операции. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса
Вместе с тем, убедительных объяснений этого странного феномена – практики массовой трепанации – нет. Считать, что так лечились болезни мозга, было бы красиво, но сомнительно. Даже при современном уровне развития знаний о мозге и нейрохирургии вряд ли найдется такое количество людей (пусть даже 40 %), перенесших операции, сопряженные с вскрытием черепа. Одно из предположений состоит в том, что трепанации делались вследствие нанесения ранений дубинками с каменным набалдашником, которые также часто встречаются в погребениях. Хотя очевидно, что подобные дубинки использовались по всему достаточно обширному региону и в разные периоды, но трепанации при этом у других народов не проводились. Кроме того, в подобных случаях на черепе помимо отверстий должны были бы присутствовать и трещины. Да и женщины достаточно редко участвуют в военных действиях и, как правило, не доходят до рукопашной, чтобы так вот залечивать раны на голове. Более убедительной кажется ритуальная версия. Однако сложно предположить, в чем состояла цель подобных хирургических вмешательств, если не согласиться с гипотезой о попытках достижения измененного состояния сознания. Аналогичную картину мы наблюдаем и в Мезоамерике, где при сходном образе жизни разных народов трепанациями увлекались прежде всего сапотеки в Оахаке, причем примерно в то же самое время, что и жители Паракаса, – но, правда, все же без такого размаха. Кстати, в одном из паракасских погребений был даже найден набор хирургических инструментов той далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия различных размеров, на которых сохранились следы крови. Среди них были маленькие колющие орудия, небольшие ланцеты и крупные ножи. Кроме того, там же оказалась ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки»[12].
Фото 30. Череп из гробницы № 60. Деформация по типу Некрополя Паракаса. Региональный музей Ики[13]. Фото 31. Череп из погребения в Кабеса-Ларга, деформация по типу Некрополя Паракаса. Региональный музей Ики[14]
Черепа, найденные в захоронениях периода Некрополя Паракаса, выглядят по-другому. «Принципиальным различием, – отмечает Г. Ершова, – пожалуй, стал иной тип черепной деформации: на этом этапе культуры Паракас голова уже не была клиновидной – она, скорее, выглядит длинной и вытянутой, конусообразной. Одновременно практически сошла на нет практика черепных трепанаций»[15].
Такие перемены, по мнению Г. Ершовой, свидетельствуют «о серьезных изменениях в социальном устройстве общества, произошедших в Паракасе, или же о появлении каких-то новых групп населения, постепенно вытеснивших «пещерников»[16].
Фото 32[17]. Живописные изображения фардо Паракаса перуанского художника Педро Рохаса Понсе (Pedro Rojas Ponce, 1913 – 2008 гг.). Музей археологии и антропологии Национального университета Сан-Маркоса
Во время археологических работ 1927 – 1928 гг. экспедицией Х. Тельо в зоне Серро-Колорадо было найдено 429 мумий[18] в тюках (fardos), которые Тельо назвал «fardos funerarios» – погребальные фардо. Каждое фардо имело коническую форму и состояло из большого количества слоев ткани. Некоторые из них были вышиты превосходными узорами. А другие слои и, в частности верхний, защитный слой, были простыми, гладкими полотнищами из хлопка, который имеет природный коричневый цвет. Фардо достигали 1,5 м как в диаметре основания, так и в высоту. Размеры колебались и в меньшую, и в большую стороны, что определялось имущественным и социальным положением покойного[19].
Фото 33[20]. Погребальное фардо периода Некрополя в разрезе: 1, 3, 5 – простые полотнища из хлопка; 2, 4, 6 – изысканные ткани; 7 – мумия; 8 – корзина
Чем знатнее был усопший, тем больше слоев ткани ему полагалось и тем изысканнее они были. На одной из мумий было обнаружено 60 полотен. При этом самая сложная по исполнению ткань находилась ближе всего к телу. Количество слоев и сложность отдельных тканей говорили о финансовом положении и социально-политической власти семьи покойного. Чем больше таких тканей, принадлежало ему при жизни, тем больше их было помещено в могилу после смерти. Некоторые из тканей, которые не были погребены с мертвыми, сжигались в качестве жертвоприношения[21].
В целом погребальное фардо делалось в соответствии с установлениями культа предков Паракаса. Фардо периода Некрополя имело коническую форму и помещалось в широкую корзину из тростника. Однако при общей схеме существовали варианты его формирования. Один из них показан на фото 34 – 37[22], где засняты рисунки, изображающие фардо № 378 из Некрополя.
Фото 34. Позиция мумии в погребальной корзине: 1 – связанное веревками тело, 2 – чаша из тыквы (первоначально была помещена рядом с грудью мумии), 3 – гладкая хлопковая ткань. Фото 35. Сформированная основная часть фардо: 1 – зашитая верхняя оболочка из ткани (саван), 2 – веревка, 3 – непряденая шерсть верблюдового
Фото 36. Полностью законченная основная часть фардо и заполнение корзины: 1 – верхняя оболочка из ткани, сложенная несколько раз на вершине фардо, 2 – тростник, 3 – непряденая шерсть верблюдового. Фото 37. Внешняя (амортизационная) часть фардо: 1 – тростник, размещенный поверх всего тела, 2 – корзина из тростника, установленная на вершине, 3 – ткани, обернутые вокруг фардо
Фото 38[23]. Реконструкционный рисунок одного из фардо Некрополя в разрезе
На фото 38 показан еще один вариант фардо Некрополя Паракаса. На его макушке формировалось то, что принято называть ложной головой. На узел ткани надевалось подобие волос из ниток и тюрбан (фото 39), а сверху нередко водружалась шкурка лисы.
Фото 39[24]. Верхняя часть ложной головы фардо Некрополя
«Между слоями тканей и внутри корзины помещались все те вещи, которые, по представлениям соплеменников, были необходимы умершему в загробной жизни, – пишет Г. Ершова. – Это могли быть золотые украшения для носа, лба или ушей или другие предметы. Рядом с покойником ставилась глиняная посуда – двойные сосуды, а также чаши и горшки разных форм, но более простые, нежели сосуды из «пещерных» погребений. Сосуды иногда помещались перед мумией, и в них оставлялась пища. Встречаются и сосуды из тыквы»[25]. Кроме того, в погребальное приданое усопших были включены оружие, ракушки, перья, еда (кукуруза, арахис, юкка) и др.
Фото 40[26]. Фардо мумии важного лица и его погребальное приданое, обнаруженные в Некрополе. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса
В фардо входили не только полотнища, которые служили покровом, но и накидки, мантии, а также другая одежда – рубашки, пончо, тапаррабо, тюрбаны, пояса. Одно фардо могло включать в себя до 20 предметов одежды. Но они не надевались на усопшего, а оборачивались вокруг него слоями[27]. Тела были обнаженными, изредка на них надевали украшения[28].
Большинство вещей, составлявших погребальное приданое, в том числе и ткани, изготавливались специально для церемонии похорон. Другими словами, одежды были не ношеными. Этот факт и то, что они находились в сухом климате прибрежных пустынь, позволило им сохраниться наилучшим образом. Отсутствие дождей также способствовало тому, что не только ткани, но и сами мумии были найдены в превосходном состоянии.
Фото 41[29]. Схематическое представление раскрытого фардо с мумией из Некрополя. Музей Хулио Тельо в Национальном заповеднике Паракаса
В Музее Хулио Тельо, который находится в Национальном заповеднике Паракаса, представлены две инсталляции, дающие представление о погребальном фардо Некрополя снаружи (фото 40) и внутри (фото 41). В каждом из них обнаженная мумия находится в сидячем положении с руками и ногами, подтянутыми к подбородку. Некоторые авторы называют это положение мумии позой эмбриона. Однако в позе эмбриона голова лбом касается колен.
Большой интерес в плане исследования погребальной традиции Некрополя Паракаса и ее символики, а также костюма и ткачества Андского мира представляет изучение фардо мумии Музея Америки Мадрида, Испания.
| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | xv | xvi | xvii | 3 | 4 | 4a | 5 |
[1] Arranz Bocos I. (Universitat Autonoma de Barcelona). Aproximaciόn a la iconografía y simbolismo en los textiles Paracas (http://www.raco.cat/index.php/boletinamericanista/article/viewFile/98963/146876).
[2] Lizardo Tavera. Paracas: Cerro Colorado y Wari Kayan (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/paracas.htm).
[3] Lizardo Tavera. Opus cit.
[6] Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М.: Алетейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/75).
[7] http://www.flickr.com/photos/12635338@N04/2215327202/in/photostream/
[7a] http://www.universidadsise.edu.pe/webantigua/biblioteca/data_biblioteca/pre-sise/culturas-prehispanicas.pdf
[8] Jacinto P. Cultura Chavín y Paracas (http://www.csi-csif.es/andalucia/modules/mod_ense/revista/pdf/Numero_28/PEDRO_JACINTO_JAEN_GONZALEZ_02.pdf).
[10] http://peru.com/estilo-de-vida/cultura/presentaran-piezas-cultura-paracas-nunca-antes-exhibidas-fotos-noticia-198440–633185?foto=1
[12] Ершова Г.Г. Указ. соч. (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/72).
[13] http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/ESP/03–02-cultura-Paracas-craneos-deformados-operaciones.html
[14] http://www.am-sur.com/am-sur/peru/Ica/museo-regional-de-Ica/ESP/03–02-cultura-Paracas-craneos-deformados-operaciones.html
[15] Ершова Г.Г. Указ. соч. (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/73).
[16] Ершова Г.Г. Указ. соч. (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/73).
[19] Ершова Г.Г. Указ. соч. (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/73).
[21] Bader T. Paracas Textiles (http://web.nmsu.edu/~tbader/portfolio/professional/Paracan%20Textiles.pdf).
[25] Ершова Г.Г. Указ. соч. (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/73).