1. Гробницы Паракаса, окончание

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

Часть II. ОДЕЖДА ДОИНКСКИХ ВРЕМЕН. Пара­кас.
Гроб­ницы Пара­каса, окон­ча­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

В реги­оне Пара­каса суще­ство­вали только клад­бища. Из каких мест при­но­сили сюда усоп­ших, до сих пор неиз­вестно. Я думаю, что, ско­рее всего, на полу­ост­рове и окру­жав­ших его зем­лях селиться было запре­щено, поскольку они были свя­щен­ными. Пара­кас, по мне­нию неко­то­рых авто­ров, мог озна­чать для людей то, что высо­кие пики Анд для инков: место покло­не­ния и жерт­во­при­но­ше­ния[1].

К куль­туре Пара­каса пери­ода Пещер уче­ные отно­сят два хра­мо­вых ком­плекса, кото­рые нахо­дятся в Каль­анго (Callango) в ниж­ней части долины Ики и носят назва­ния Анимас-Альтас (Ánimas Altas) и Анимас-Бахас (Ánimas Bajas).

image058Фото 24[2]. Архео­ло­ги­че­ские цен­тры куль­туры Пара­каса пери­ода Некрополя

Пара­кас пери­ода Некро­поля построил свою циви­ли­за­цию в сосед­них при­бреж­ных доли­нах совре­мен­ной тер­ри­то­рии южного Перу – Писко (Pisco), Чинча (Chincha), Ика (Ica), Пальпа (Palpa) и Наска (Nazca). В долине Чинчи Пара­кас воз­вел серию пира­мид. При­ме­ром тому могут слу­жить архео­ло­ги­че­ские ком­плексы Сото (Soto) и Сан-Пабло (San Pablo). Неко­то­рые пира­миды очень боль­шие. Так, пира­мида, кото­рая нахо­дится в архео­ло­ги­че­ском ком­плексе Санта-Роса (Santa Rosa), имеет длину 430 м, ширину 170 м и высоту 25 м. Также в долине Чинчи были постро­ены круп­ные посе­ле­ния, к при­меру, Пампа-дель-Гентиль (Pampa del Gentil)[3].

image060Фото 25[4]. Гео­глиф «Кан­де­лябр» полу­ост­рова Паракас

Гигант­ские рисунки суще­ствуют не только в долине Наски. На полу­ост­рове Пара­кас есть гео­глиф, кото­рый назы­вают «Кан­де­лябр» (фото 25). Высота его цен­траль­ной части около 200 м. Он сде­лан на песке, но, меня­ясь, нико­гда не сти­ра­ется[5]. Галина Ершова счи­тает, что он появился раньше гео­гли­фов Наски. Она назы­вает его «миро­вым дре­вом, вопло­ща­ю­щим пле­мен­ную струк­туру древ­него народа»[6].

Судя по изоб­ра­зи­тель­ным сви­де­тель­ствам, остав­лен­ным на кера­мике и тка­нях, циви­ли­за­ция Пара­каса имела в своей основе зна­ния и тех­но­ло­гии богов во плоти. Она рас­по­ла­гала аппа­ра­тами, поз­во­ляв­шими пере­ме­щаться как по воз­духу, так и в воде, а также воз­душ­ными шарами или, ско­рее даже, дири­жаб­лями. Как пока­зы­вает изу­че­ние мифов Уаро­чири, боги оби­тали на под­вод­ной базе в оке­ане неда­леко от бере­гов Паракаса.

image062Фото 26[7]. Дефор­ми­ро­ван­ные черепа пара­кас­цев и рекон­стру­и­ро­ван­ные по ним скульп­тур­ные головы. Музей Хулио Тельо в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Паракаса

image095Вполне веро­ятно, что в гроб­ни­цах Пара­каса хоро­нили детищ богов во плоти, кото­рые жили в глу­би­нах оке­ана, и их пре­ем­ни­ков. У мно­гих усоп­ших были искус­ственно дефор­ми­ро­ваны головы, кото­рые имели следы при­жиз­нен­ной тре­па­на­ции черепа. А, как известно, обы­чай дефор­ми­ро­вать головы свя­зан с тем, что люди счи­тали необ­хо­ди­мым похо­дить на своих богов и иметь такую же форму черепа, как у них. (Один из самых рас­про­стра­нен­ных спо­со­бов дефор­ма­ции пока­зан на рисунке[7a] слева.) Нет сомне­ний и в том, что про­из­во­дить опе­ра­ции на голов­ном мозге людей научили боги. Кстати, по еще одной вер­сии слово «Пара­кас» озна­чает «люди с боль­шим лбом»[8].

Г. Ершова пишет:

«И при жизни, и после смерти объ­ек­том посто­ян­ных забот оби­та­те­лей древ­него Пара­каса явля­лась голова. Черепа у покой­ни­ков, как пра­вило, закреп­ля­лись с помо­щью спе­ци­аль­ных при­спо­соб­ле­ний. Иначе при высы­ха­нии шей­ных позвон­ков голова могла отва­литься. Но самое инте­рес­ное, что все черепа – муж­ские и жен­ские – были дефор­ми­ро­ваны. Это, есте­ственно, про­де­лы­ва­лось еще при жизни.

У созда­те­лей куль­туры Пара­кас было стран­ное при­стра­стие к экс­пе­ри­мен­там со сво­ими чере­пами. Мла­денцы пого­ловно под­вер­га­лись мучи­тель­ной опе­ра­ции по дефор­ми­ро­ва­нию черепа, в резуль­тате чего голова пара­касца при­об­ре­тала кли­но­вид­ную форму. <…>

IMG_6928 image066Фото 27. Тре­па­ни­ро­ван­ные черепа из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу[9]. Фото 28[10]. Муж­ской тре­па­ни­ро­ван­ный череп с отвер­стием, закры­тым пла­сти­ной из золота. Новый Зал Пара­каса, Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (2013)

Но еще более стран­ным выгля­дит мас­со­вое тре­па­ни­ро­ва­ние чере­пов. Такие черепа встре­ча­ются почти в поло­вине слу­чаев – от 40 % до 60 %. Как водится, ино­гда тре­па­на­ции осу­ществ­ля­лись по несколько раз на одну голову. Судя по сле­дам зарас­та­ния отвер­стий (реге­не­ра­ции кости), люди, пере­нес­шие эту неор­ди­нар­ную опе­ра­цию, как пра­вило, выжи­вали. И речь идет не только о баналь­ных малень­ких отвер­стиях в заты­лоч­ной части для пони­же­ния внут­ри­че­реп­ного дав­ле­ния – этим зани­ма­лись очень мно­гие народы. В Пара­касе широко и с раз­ма­хом исполь­зо­ва­лись раз­ные тех­ники: выпи­ли­ва­лись квад­рат­ные или пря­мо­уголь­ные пла­стинки, кото­рые затем выни­ма­лись; высвер­ли­ва­лись дырочки по обри­со­ван­ному кругу или же сре­за­лась кость. Ино­гда отвер­стия закры­ва­лись тон­кой золо­той пластиной.

image068Фото 29[11]. Дефор­ми­ро­ван­ные черепа со сле­дами тре­па­на­ции и инстру­менты, при­ме­няв­ши­еся при этой опе­ра­ции. Музей Хулио Тельо в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Паракаса

Вме­сте с тем, убе­ди­тель­ных объ­яс­не­ний этого стран­ного фено­мена – прак­тики мас­со­вой тре­па­на­ции – нет. Счи­тать, что так лечи­лись болезни мозга, было бы кра­сиво, но сомни­тельно. Даже при совре­мен­ном уровне раз­ви­тия зна­ний о мозге и ней­ро­хи­рур­гии вряд ли най­дется такое коли­че­ство людей (пусть даже 40 %), пере­нес­ших опе­ра­ции, сопря­жен­ные с вскры­тием черепа. Одно из пред­по­ло­же­ний состоит в том, что тре­па­на­ции дела­лись вслед­ствие нане­се­ния ране­ний дубин­ками с камен­ным набал­даш­ни­ком, кото­рые также часто встре­ча­ются в погре­бе­ниях. Хотя оче­видно, что подоб­ные дубинки исполь­зо­ва­лись по всему доста­точно обшир­ному реги­ону и в раз­ные пери­оды, но тре­па­на­ции при этом у дру­гих наро­дов не про­во­ди­лись. Кроме того, в подоб­ных слу­чаях на черепе помимо отвер­стий должны были бы при­сут­ство­вать и тре­щины. Да и жен­щины доста­точно редко участ­вуют в воен­ных дей­ствиях и, как пра­вило, не дохо­дят до руко­паш­ной, чтобы так вот зале­чи­вать раны на голове. Более убе­ди­тель­ной кажется риту­аль­ная вер­сия. Однако сложно пред­по­ло­жить, в чем состо­яла цель подоб­ных хирур­ги­че­ских вме­ша­тельств, если не согла­ситься с гипо­те­зой о попыт­ках дости­же­ния изме­нен­ного состо­я­ния созна­ния. Ана­ло­гич­ную кар­тину мы наблю­даем и в Мезо­аме­рике, где при сход­ном образе жизни раз­ных наро­дов тре­па­на­ци­ями увле­ка­лись прежде всего сапо­теки в Оахаке, при­чем при­мерно в то же самое время, что и жители Пара­каса, – но, правда, все же без такого раз­маха. Кстати, в одном из пара­кас­ских погре­бе­ний был даже най­ден набор хирур­ги­че­ских инстру­мен­тов той дале­кой эпохи. Это были обси­ди­а­но­вые ору­дия раз­лич­ных раз­ме­ров, на кото­рых сохра­ни­лись следы крови. Среди них были малень­кие колю­щие ору­дия, неболь­шие лан­цеты и круп­ные ножи. Кроме того, там же ока­за­лась ложка из зуба каша­лота, обер­ну­тая хлоп­ко­выми нитями, кусок ткани, бинты и нитки»[12].

image070 image072Фото 30. Череп из гроб­ницы № 60. Дефор­ма­ция по типу Некро­поля Пара­каса. Реги­о­наль­ный музей Ики[13]. Фото 31. Череп из погре­бе­ния в Кабеса-Ларга, дефор­ма­ция по типу Некро­поля Пара­каса. Реги­о­наль­ный музей Ики[14]

Черепа, най­ден­ные в захо­ро­не­ниях пери­ода Некро­поля Пара­каса, выгля­дят по-другому. «Прин­ци­пи­аль­ным раз­ли­чием, – отме­чает Г. Ершова, – пожа­луй, стал иной тип череп­ной дефор­ма­ции: на этом этапе куль­туры Пара­кас голова уже не была кли­но­вид­ной – она, ско­рее, выгля­дит длин­ной и вытя­ну­той, кону­со­об­раз­ной. Одно­вре­менно прак­ти­че­ски сошла на нет прак­тика череп­ных тре­па­на­ций»[15].

Такие пере­мены, по мне­нию Г. Ершо­вой, сви­де­тель­ствуют «о серьез­ных изме­не­ниях в соци­аль­ном устрой­стве обще­ства, про­изо­шед­ших в Пара­касе, или же о появ­ле­нии каких-то новых групп насе­ле­ния, посте­пенно вытес­нив­ших «пещер­ни­ков»[16].

image074Фото 32[17]. Живо­пис­ные изоб­ра­же­ния фардо Пара­каса перу­ан­ского худож­ника Педро Рохаса Понсе (Pedro Rojas Ponce, 1913 – 2008 гг.). Музей архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Наци­о­наль­ного уни­вер­си­тета Сан-Маркоса

Во время архео­ло­ги­че­ских работ 1927 – 1928 гг. экс­пе­ди­цией Х. Тельо в зоне Серро-Колорадо было най­дено 429 мумий[18] в тюках (fardos), кото­рые Тельо назвал «fardos funerarios» – погре­баль­ные фардо. Каж­дое фардо имело кони­че­скую форму и состо­яло из боль­шого коли­че­ства слоев ткани. Неко­то­рые из них были вышиты пре­вос­ход­ными узо­рами. А дру­гие слои и, в част­но­сти верх­ний, защит­ный слой, были про­стыми, глад­кими полот­ни­щами из хлопка, кото­рый имеет при­род­ный корич­не­вый цвет. Фардо дости­гали 1,5 м как в диа­метре осно­ва­ния, так и в высоту. Раз­меры коле­ба­лись и в мень­шую, и в боль­шую сто­роны, что опре­де­ля­лось иму­ще­ствен­ным и соци­аль­ным поло­же­нием покой­ного[19].

image076Фото 33[20]. Погре­баль­ное фардо пери­ода Некро­поля в раз­резе: 1, 3, 5 – про­стые полот­нища из хлопка; 2, 4, 6 – изыс­кан­ные ткани; 7 – мумия; 8 – корзина

Чем знат­нее был усоп­ший, тем больше слоев ткани ему пола­га­лось и тем изыс­кан­нее они были. На одной из мумий было обна­ру­жено 60 поло­тен. При этом самая слож­ная по испол­не­нию ткань нахо­ди­лась ближе всего к телу. Коли­че­ство слоев и слож­ность отдель­ных тка­ней гово­рили о финан­со­вом поло­же­нии и социально-политической вла­сти семьи покой­ного. Чем больше таких тка­ней, при­над­ле­жало ему при жизни, тем больше их было поме­щено в могилу после смерти. Неко­то­рые из тка­ней, кото­рые не были погре­бены с мерт­выми, сжи­га­лись в каче­стве жерт­во­при­но­ше­ния[21].

В целом погре­баль­ное фардо дела­лось в соот­вет­ствии с уста­нов­ле­ни­ями культа пред­ков Пара­каса. Фардо пери­ода Некро­поля имело кони­че­скую форму и поме­ща­лось в широ­кую кор­зину из трост­ника. Однако при общей схеме суще­ство­вали вари­анты его фор­ми­ро­ва­ния. Один из них пока­зан на фото 34 – 37[22], где засняты рисунки, изоб­ра­жа­ю­щие фардо № 378 из Некрополя.

image078Фото 34. Пози­ция мумии в погре­баль­ной кор­зине: 1 – свя­зан­ное верев­ками тело, 2 – чаша из тыквы (пер­во­на­чально была поме­щена рядом с гру­дью мумии), 3 – глад­кая хлоп­ко­вая ткань. Фото 35. Сфор­ми­ро­ван­ная основ­ная часть фардо: 1 – заши­тая верх­няя обо­лочка из ткани (саван), 2 – веревка, 3 – непря­де­ная шерсть верблюдового

image080Фото 36. Пол­но­стью закон­чен­ная основ­ная часть фардо и запол­не­ние кор­зины: 1 – верх­няя обо­лочка из ткани, сло­жен­ная несколько раз на вер­шине фардо, 2 – трост­ник, 3 – непря­де­ная шерсть вер­блю­до­вого. Фото 37. Внеш­няя (амор­ти­за­ци­он­ная) часть фардо: 1 – трост­ник, раз­ме­щен­ный поверх всего тела, 2 – кор­зина из трост­ника, уста­нов­лен­ная на вер­шине, 3 – ткани, обер­ну­тые вокруг фардо

image082Фото 38[23]. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок одного из фардо Некро­поля в разрезе

На фото 38 пока­зан еще один вари­ант фардо Некро­поля Пара­каса. На его макушке фор­ми­ро­ва­лось то, что при­нято назы­вать лож­ной голо­вой. На узел ткани наде­ва­лось подо­бие волос из ниток и тюр­бан (фото 39), а сверху нередко водру­жа­лась шкурка лисы.

image084Фото 39[24]. Верх­няя часть лож­ной головы фардо Некро­поля

«Между сло­ями тка­ней и внутри кор­зины поме­ща­лись все те вещи, кото­рые, по пред­став­ле­ниям сопле­мен­ни­ков, были необ­хо­димы умер­шему в загроб­ной жизни, – пишет Г. Ершова. – Это могли быть золо­тые укра­ше­ния для носа, лба или ушей или дру­гие пред­меты. Рядом с покой­ни­ком ста­ви­лась гли­ня­ная посуда – двой­ные сосуды, а также чаши и горшки раз­ных форм, но более про­стые, нежели сосуды из «пещер­ных» погре­бе­ний. Сосуды ино­гда поме­ща­лись перед мумией, и в них остав­ля­лась пища. Встре­ча­ются и сосуды из тыквы»[25]. Кроме того, в погре­баль­ное при­да­ное усоп­ших были вклю­чены ору­жие, ракушки, перья, еда (куку­руза, ара­хис, юкка) и др.

image086Фото 40[26]. Фардо мумии важ­ного лица и его погре­баль­ное при­да­ное, обна­ру­жен­ные в Некро­поле. Музей Хулио Тельо в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Паракаса

В фардо вхо­дили не только полот­нища, кото­рые слу­жили покро­вом, но и накидки, ман­тии, а также дру­гая одежда – рубашки, пончо, тапар­рабо, тюр­баны, пояса. Одно фардо могло вклю­чать в себя до 20 пред­ме­тов одежды. Но они не наде­ва­лись на усоп­шего, а обо­ра­чи­ва­лись вокруг него сло­ями[27]. Тела были обна­жен­ными, изредка на них наде­вали укра­ше­ния[28].

Боль­шин­ство вещей, состав­ляв­ших погре­баль­ное при­да­ное, в том числе и ткани, изго­тав­ли­ва­лись спе­ци­ально для цере­мо­нии похо­рон. Дру­гими сло­вами, одежды были не ноше­ными. Этот факт и то, что они нахо­ди­лись в сухом кли­мате при­бреж­ных пустынь, поз­во­лило им сохра­ниться наи­луч­шим обра­зом. Отсут­ствие дождей также спо­соб­ство­вало тому, что не только ткани, но и сами мумии были най­дены в пре­вос­ход­ном состоянии.

image088Фото 41[29]. Схе­ма­ти­че­ское пред­став­ле­ние рас­кры­того фардо с мумией из Некро­поля. Музей Хулио Тельо в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Паракаса

В Музее Хулио Тельо, кото­рый нахо­дится в Наци­о­наль­ном запо­вед­нике Пара­каса, пред­став­лены две инстал­ля­ции, даю­щие пред­став­ле­ние о погре­баль­ном фардо Некро­поля сна­ружи (фото 40) и внутри (фото 41). В каж­дом из них обна­жен­ная мумия нахо­дится в сидя­чем поло­же­нии с руками и ногами, под­тя­ну­тыми к под­бо­родку. Неко­то­рые авторы назы­вают это поло­же­ние мумии позой эмбри­она. Однако в позе эмбри­она голова лбом каса­ется колен.

image090Боль­шой инте­рес в плане иссле­до­ва­ния погре­баль­ной тра­ди­ции Некро­поля Пара­каса и ее сим­во­лики, а также костюма и тка­че­ства Анд­ского мира пред­став­ляет изу­че­ние фардо мумии Музея Аме­рики Мад­рида, Испания.

 

| i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | xii | xiii | xiv | xv | xvi | xvii | 3 | 4 | 4a | 5 |


[1] Arranz Bocos I. (Universitat Autonoma de Barcelona). Aproximaciόn a la iconografía y simbolismo en los textiles Paracas (http://www.raco.cat/index.php/boletinamericanista/article/viewFile/98963/146876).

[2] Lizardo Tavera. Paracas: Cerro Colorado y Wari Kayan (http://www.arqueologiadelperu.com.ar/paracas.htm).

[3] Lizardo Tavera. Opus cit.

[6] Ершова Г.Г. Древ­няя Аме­рика: полет во вре­мени и про­стран­стве. М.: Але­тейя, 2006 (http://historylib.org/historybooks/Galina-Gavrilovna-Ershova_Drevnyaya-Amerika-polet-vo-vremeni-i-prostranstve–Severnaya-Amerika–YUzhnaya-Amerika/75).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>