I.2.3.3.3.2.2. Божество Паракаса на суше

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

I.2.3.3.3.2. Люди на суше, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.3.2.2. Боже­ство Пара­каса на суше

image001Фото 1[1]. Покров (manta) из Некро­поля Пара­каса. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу, Лима

Одним из самых зага­доч­ных изоб­ра­же­ний пер­со­на­жей на суше явля­ется мотив крас­ного покрова из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (фото 1). Покров не так давно был отре­ста­ври­ро­ван и пока­зан широ­кой пуб­лике во всей своей красе (фото 2).

image003Фото 2[2]. Демон­стра­ция покрова после реставрации

Суще­ство, выши­тое на мотиве, пред­стает перед нами в виде сог­бен­ного ста­рика, опи­ра­ю­ще­гося на клюку. Чело­ве­ком его назвать никак нельзя. Судя по обе­зья­ньим сто­пам, это – Боже­ство Паракаса.

image005Фото 3[3]. Уча­сток покрова с каймой

image007Фото 4[4]. Мотив на кайме. Фото 5[5]. Мотив на основ­ном поле покрова

Худож­ник, создав­ший ком­по­зи­цию мотива, соеди­нил в ней эле­менты более ран­них и совре­мен­ных ему кано­нов. Так, поза пер­со­нажа идет от кано­нов, кото­рые изоб­ра­жали плы­ву­щего сера окулядо, что объ­яс­няет, в част­но­сти, поло­же­ние одной из его рук, кото­рая кажется рас­ту­щей из головы. Сог­бен­ная спина пер­со­нажа пере­дает пира­ми­даль­ный горб сера окулядо. Его форма под­чер­ки­ва­ется изги­ба­ю­щейся под углом линией голов­ной накидки персонажа.

image009         image011Фото 6. Пря­мо­уголь­ный фраг­мент ткани. Раз­меры: длина 66,5 см, ширина 15,5 см. Мате­риал и тех­ника: тка­не­вая основа из хлопка, выши­тая сте­бель­ча­тым швом крас­ными, темно-коричневым, жел­тыми и зеле­ным нит­ками из шер­сти вер­блю­до­вых. Культура/период: Пара­кас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Бри­тан­ский музей[6]. Фото 7. Три ниж­них пер­со­нажа круп­ным планом

Сим­во­лика ком­по­зи­ции ста­но­вится более понят­ной бла­го­даря мотиву крас­ной каймы, выпол­нен­ному в стиле, пере­ход­ном от гео­мет­ри­че­ского стиля к стилю Некро­поля (фото 6 и 7). На нем изоб­ра­жен чело­век в ска­фандре, у кото­рого в обла­сти спины име­ется некий отсек, похо­жий на горб. Цвет­ные полосы, напо­ми­на­ю­щие радугу, исхо­дят из одного виска пер­со­нажа двумя корот­кими поло­сами, а  из дру­гого – тремя длин­ными, кото­рые упи­ра­ются в землю. Видимо, они пред­став­ляют собой шланг/шланги системы жиз­не­обес­пе­че­ния. Впо­след­ствии они стали пере­да­ваться в виде длин­ных рас­пу­щен­ных волос или длин­ной и узкой голов­ной накидки. Воз­можно, на мотиве с Боже­ством Пара­каса она одно­вре­менно пока­зы­вает кры­лья, поскольку ноги боже­ства имеют сход­ство не только с обе­зья­ньими, но и с пти­чьими лап­ками, а на его голове изоб­ра­жена стрелка, также явля­ю­ща­яся, как мне кажется, сим­во­лом силы полета. Весьма необычны поло­же­ние и роль веера, кото­рый пер­со­наж как бы дер­жит в руке. Он состав­ляет ниж­нюю часть лица/маски пер­со­нажа. «Ветка с пло­дами» также нахо­дится не на обыч­ном месте (на плече или в вытя­ну­той в сто­рону руке), а поме­щена в ниж­нюю часть ком­по­зи­ции. Одним своим кон­цом она каса­ется земли. Веер, кисть руки и «ветка», «плоды» кото­рой на этом мотиве более похожи на стек­лян­ные шары, видятся здесь еди­ной кон­струк­цией, кото­рая имеет отно­ше­ние к дыха­тель­ной системе.

image013Фото 8[7]. Мотив на основ­ном поле покрова

На мотиве вышиты также малень­кие круг­лые маски, кото­рыми закан­чи­ва­ются ленты на поясе пер­со­нажа. Как маска изоб­ра­жена и его ладонь. Маску/голову боль­шего раз­мера с воло­сами и даже ушами пер­со­наж дер­жит над голо­вой. Есть на мотиве и эле­менты гене­ти­че­ской сим­во­лики, кото­рая при­сут­ствует в виде зуб­ча­тых полос на руках и ногах персонажа.

 

Про­дол­же­ние: с. 31

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 24 | 25 | 26 | 2728 | 2930 | 31 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>