Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.3.2. Люди на суше, продолжение
I.2.3.3.3.2.2. Божество Паракаса на суше
Фото 1[1]. Покров (manta) из Некрополя Паракаса. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима
Одним из самых загадочных изображений персонажей на суше является мотив красного покрова из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 1). Покров не так давно был отреставрирован и показан широкой публике во всей своей красе (фото 2).
Фото 2[2]. Демонстрация покрова после реставрации
Существо, вышитое на мотиве, предстает перед нами в виде согбенного старика, опирающегося на клюку. Человеком его назвать никак нельзя. Судя по обезьяньим стопам, это – Божество Паракаса.
Фото 3[3]. Участок покрова с каймой
Фото 4[4]. Мотив на кайме. Фото 5[5]. Мотив на основном поле покрова
Художник, создавший композицию мотива, соединил в ней элементы более ранних и современных ему канонов. Так, поза персонажа идет от канонов, которые изображали плывущего сера окулядо, что объясняет, в частности, положение одной из его рук, которая кажется растущей из головы. Согбенная спина персонажа передает пирамидальный горб сера окулядо. Его форма подчеркивается изгибающейся под углом линией головной накидки персонажа.
Фото 6. Прямоугольный фрагмент ткани. Размеры: длина 66,5 см, ширина 15,5 см. Материал и техника: тканевая основа из хлопка, вышитая стебельчатым швом красными, темно-коричневым, желтыми и зеленым нитками из шерсти верблюдовых. Культура/период: Паракас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Британский музей[6]. Фото 7. Три нижних персонажа крупным планом
Символика композиции становится более понятной благодаря мотиву красной каймы, выполненному в стиле, переходном от геометрического стиля к стилю Некрополя (фото 6 и 7). На нем изображен человек в скафандре, у которого в области спины имеется некий отсек, похожий на горб. Цветные полосы, напоминающие радугу, исходят из одного виска персонажа двумя короткими полосами, а из другого – тремя длинными, которые упираются в землю. Видимо, они представляют собой шланг/шланги системы жизнеобеспечения. Впоследствии они стали передаваться в виде длинных распущенных волос или длинной и узкой головной накидки. Возможно, на мотиве с Божеством Паракаса она одновременно показывает крылья, поскольку ноги божества имеют сходство не только с обезьяньими, но и с птичьими лапками, а на его голове изображена стрелка, также являющаяся, как мне кажется, символом силы полета. Весьма необычны положение и роль веера, который персонаж как бы держит в руке. Он составляет нижнюю часть лица/маски персонажа. «Ветка с плодами» также находится не на обычном месте (на плече или в вытянутой в сторону руке), а помещена в нижнюю часть композиции. Одним своим концом она касается земли. Веер, кисть руки и «ветка», «плоды» которой на этом мотиве более похожи на стеклянные шары, видятся здесь единой конструкцией, которая имеет отношение к дыхательной системе.
Фото 8[7]. Мотив на основном поле покрова
На мотиве вышиты также маленькие круглые маски, которыми заканчиваются ленты на поясе персонажа. Как маска изображена и его ладонь. Маску/голову большего размера с волосами и даже ушами персонаж держит над головой. Есть на мотиве и элементы генетической символики, которая присутствует в виде зубчатых полос на руках и ногах персонажа.