Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.3.1. Люди под водой, окончание
I.2.3.3.3.1.2. Дайверы
Вторая группа мотивов также имеет в своей основе канон «позы пловца». Тела большинства персонажей на них тоже изогнуты в талии, как и на мотивах первой группы, но в гораздо меньшей степени, и им приданы более естественные очертания и позы. Мотив смотрится адекватно только в горизонтальном ракурсе. А по положению распущенных волос можно сделать вывод о том, что персонаж движется вдоль поверхности воды.
Волосы на всех мотивах изображены одинаково. Они как бы разделены на отдельные пряди, широкие и прямые, каждая из которых заострена на конце. Линия, того же, цвета, что и волосы, огибает лицо/маску персонажа, заключая его голову в некую прозрачную оболочку, частью которой являются и волосы. В результате возникают сомнения в том, что на мотивах изображены именно они, а не какое-то защитное устройство богов во плоти.
Фото 1. Горловина рубашки, вышитая паракасским орнаментом с фигурами. «Данные источника гласят: …украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г.». Географическое положение: полуостров Паракас – Ика – Перу. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[1]
К одним из самых ранних изображений второй группы я отнесла бы мотивы, вышитые на рубашке (фото 1) и покрове (фото 2 и 3) из Американского музея естественной истории.
Фото 2. Кайма покрова, деталь, вышитый текстиль Паракаса. «Данные источника гласят: …украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г.». Географическое положение: полуостров Паракас – Ика – Перу. Американский музей естественной истории[2]
На них мы видим персонаж в тапаррабо и ножных браслетах с тем же набором атрибутов, что и на мотивах первой группы: жезлом в одной руке и веером (веером и жезлом) в другой. Его голову украшает налобник, а грудь – квадратный кулон.
Фото 3[3]. Возможно, вариант мотива каймы покрова
Поражает, с каким искусством изображены кулон и украшения тапаррабо на мотиве с фото 3. Мастеру удалось показать даже витки шнура, к которому прикреплен кулон, и то, что бляшки на тапаррабо сделаны из перламутра. Веер же очень похож на те, которые были найдены в захоронениях Ики (фото 4).
Фото 4. Веер. Размеры: длина 30,5 см, ширина 35,5 см. Материалы: перья, грубое волокно. Техника: перья удерживаются на месте плетеной ручкой. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Долина Ики, Серро-Уле (Cerro Uhle), гасиенда Окукахе (Ocucaje). Американский музей естественной истории[4]
Маска и уши персонажей, вышитых на горловине рубашки, окрашены в цвет кожи человека. Показаны даже ноздри. Глаза имеют белки и зрачки. Это заставляет предположить, что художник ставил своей задачей изобразить именно лицо человека, а не маску. Правда глаза полузакрыты, а лицо очень худое, что может свидетельствовать о том, что он имел в виду лицо мумии.
Фото 5. Фрагмент каймы. Размеры: 17,1×105,1 см. Материал: хлопок, шерсть верблюдовых. Культура: Наска. Период: I – II вв. н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[5]
Практически копией персонажей, вышитых на горловине рубашки, являются люди, которые изображены на кайме из Метрополитен-музея искусств (фото 5 и 6). Однако их лица окрашены в розовый, зеленый и желтый цвета, включая глаза и рот. Это не оставляет сомнения в том, что на персонажей надеты маски.
Кроме того, ноги персонажей очень тонкие, сильно искривлены и имеют невероятную длину, а их стопы подняты выше головы. Но если посмотреть на снимок современного дайвера (фото 7), то очертания ног и поза персонажа перестают казаться странными.
Фото 7[6]. Дайвер наших дней
В результате можно сказать, что на покрове из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 8 – 16) также вышиты древние дайверы.
Фото 8[7]. Вышитый покров. Размеры: 2,5×1,6 м. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу[8]
Фото 9[9]. Покров в выставочной витрине
Покров, несомненно, является одним из самых больших сокровищ Паракаса. Его снимки сделаны после реставрации. Кажется, что он только вышел из рук паракасских мастеров. На покров можно любоваться бесконечно. Именно такие вещи, наверное, и называют усладой взора.
Фото 10[10]. Участок покрова с каймой и бахромой
Фото 11[11]. Участок основного поля
Фото 12[12]. Участок каймы
На покрове использован тот же канон, что и на уже перечисленных тканых артефактах. Но голова персонажа мотива основного поля здесь не заключена в прозрачный пузырь. Линия, идущая от волос вокруг лица/маски, пропала. Зато к убранству головы добавлены ленты из орехер, которые являются одним из элементов, составляющих шлем божеств во плоти на мотивах других канонов. Кроме того, вновь появился предмет на подбородке, обозначавшийся крестиком на мотивах первой группы (элемент дыхательного устройства). Здесь он имеет вид козлиной бородки. Правда, на более крупных фигурах мотивов каймы все же есть некий намек на прозрачный пузырь в виде тонкой линии вокруг маски персонажа, а «бородка» отсутствует.
Фото 13[13] и 14[14]. Варианты мотива основного поля
Маски персонажей расписаны различными узорами. На одной из них (фото 14) нарисованы очки.
Фото 15[15]. Вариант мотива основного поля
В правой руке персонаж одного из вариантов мотива основного поля покрова (фото 15) держит некий предмет, похожий на скрещенные спицы. Но на мотиве каймы с фото 16 о предмете такого сказать нельзя, так как «спицы» не могут быть столь толстыми. Насколько я знаю, на других тканях этот предмет не встречается.
Фото 16[16]. Вариант мотива каймы покрова
Продолжение: с. 29