I.2.3.3.3.1.2. Дайверы

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

I.2.3.3.3.1. Люди под водой, окон­ча­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.3.1.2. Дай­веры

Вто­рая группа моти­вов также имеет в своей основе канон «позы пловца». Тела боль­шин­ства пер­со­на­жей на них тоже изо­гнуты в талии, как и на моти­вах пер­вой группы, но в гораздо мень­шей сте­пени, и им при­даны более есте­ствен­ные очер­та­ния и позы. Мотив смот­рится адек­ватно только в гори­зон­таль­ном ракурсе. А по поло­же­нию рас­пу­щен­ных волос можно сде­лать вывод о том, что пер­со­наж дви­жется вдоль поверх­но­сти воды.

Волосы на всех моти­вах изоб­ра­жены оди­на­ково. Они как бы раз­де­лены на отдель­ные пряди, широ­кие и пря­мые, каж­дая из кото­рых заост­рена на конце. Линия, того же, цвета, что и волосы, оги­бает лицо/маску пер­со­нажа, заклю­чая его голову в некую про­зрач­ную обо­лочку, частью кото­рой явля­ются и волосы. В резуль­тате воз­ни­кают сомне­ния в том, что на моти­вах изоб­ра­жены именно они, а не какое-то защит­ное устрой­ство богов во плоти.

image001Фото 1. Гор­ло­вина рубашки, выши­тая пара­кас­ским орна­мен­том с фигу­рами. «Дан­ные источ­ника гла­сят: …укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г.». Гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние: полу­ост­ров Пара­кас – Ика – Перу. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[1]

К одним из самых ран­них изоб­ра­же­ний вто­рой группы я отнесла бы мотивы, выши­тые на рубашке (фото 1) и покрове (фото 2 и 3) из Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной истории.

image017Фото 2. Кайма покрова, деталь, выши­тый тек­стиль Пара­каса.  «Дан­ные источ­ника гла­сят: …укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г.». Гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние: полу­ост­ров Пара­кас – Ика – Перу. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[2]

На них мы видим пер­со­наж в тапар­рабо и нож­ных брас­ле­тах с тем же набо­ром атри­бу­тов, что и на моти­вах пер­вой группы: жез­лом в одной руке и вее­ром (вее­ром и жез­лом) в дру­гой. Его голову укра­шает налоб­ник, а грудь – квад­рат­ный кулон.

image005Фото 3[3]. Воз­можно, вари­ант мотива каймы покрова

Пора­жает, с каким искус­ством изоб­ра­жены кулон и укра­ше­ния тапар­рабо на мотиве с фото 3. Мастеру уда­лось пока­зать даже витки шнура, к кото­рому при­креп­лен кулон, и то, что бляшки на тапар­рабо сде­ланы из пер­ла­мутра. Веер же очень похож на те, кото­рые были най­дены в захо­ро­не­ниях Ики (фото 4).

image007Фото 4. Веер. Раз­меры: длина 30,5 см, ширина 35,5 см. Мате­ри­алы: перья, гру­бое волокно. Тех­ника: перья удер­жи­ва­ются на месте пле­те­ной руч­кой. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Долина Ики, Серро-Уле (Cerro Uhle), гаси­енда Оку­кахе (Ocucaje). Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[4]

Маска и уши пер­со­на­жей, выши­тых на гор­ло­вине рубашки, окра­шены в цвет кожи чело­века. Пока­заны даже ноздри. Глаза имеют белки и зрачки. Это застав­ляет пред­по­ло­жить, что худож­ник ста­вил своей зада­чей изоб­ра­зить именно лицо чело­века, а не маску. Правда глаза полу­за­крыты, а лицо очень худое, что может сви­де­тель­ство­вать о том, что он имел в виду лицо мумии.

image009Фото 5. Фраг­мент каймы. Раз­меры: 17,1×105,1 см. Мате­риал: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Наска. Период: I – II вв. н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[5]

Прак­ти­че­ски копией пер­со­на­жей, выши­тых на гор­ло­вине рубашки, явля­ются люди, кото­рые изоб­ра­жены на кайме из Метрополитен-музея искусств (фото 5 и 6). Однако их лица окра­шены в розо­вый, зеле­ный и жел­тый цвета, вклю­чая глаза и рот. Это не остав­ляет сомне­ния в том, что на пер­со­на­жей надеты маски.

image011Фото 6. Уча­сток каймы

image013Кроме того, ноги пер­со­на­жей очень тон­кие, сильно искрив­лены и имеют неве­ро­ят­ную длину, а их стопы под­няты выше головы. Но если посмот­реть на сни­мок совре­мен­ного дай­вера (фото 7), то очер­та­ния ног и поза пер­со­нажа пере­стают казаться странными.

image015Фото 7[6]. Дай­вер наших дней

В резуль­тате можно ска­зать, что на покрове из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу (фото 8 – 16) также вышиты древ­ние дайверы.

image035Фото 8[7]. Выши­тый покров. Раз­меры: 2,5×1,6 м. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу[8]

image019Фото 9[9]. Покров в выста­воч­ной витрине

Покров, несо­мненно, явля­ется одним из самых боль­ших сокро­вищ Пара­каса. Его снимки сде­ланы после рестав­ра­ции. Кажется, что он только вышел из рук пара­кас­ских масте­ров. На покров можно любо­ваться бес­ко­нечно. Именно такие вещи, навер­ное, и назы­вают усла­дой взора.

image021Фото 10[10]. Уча­сток покрова с кай­мой и бахромой

image023Фото 11[11]. Уча­сток основ­ного поля

image025Фото 12[12]. Уча­сток каймы

На покрове исполь­зо­ван тот же канон, что и на уже пере­чис­лен­ных тка­ных арте­фак­тах. Но голова пер­со­нажа мотива основ­ного поля здесь не заклю­чена в про­зрач­ный пузырь. Линия, иду­щая от волос вокруг лица/маски, про­пала. Зато к убран­ству головы добав­лены ленты из оре­хер, кото­рые явля­ются одним из эле­мен­тов, состав­ля­ю­щих шлем божеств во плоти на моти­вах дру­гих кано­нов. Кроме того, вновь появился пред­мет на под­бо­родке, обо­зна­чав­шийся кре­сти­ком на моти­вах пер­вой группы (эле­мент дыха­тель­ного устрой­ства). Здесь он имеет вид коз­ли­ной бородки. Правда, на более круп­ных фигу­рах моти­вов каймы все же есть некий намек на про­зрач­ный пузырь в виде тон­кой линии вокруг маски пер­со­нажа, а «бородка» отсутствует.

image027 image029Фото 13[13] и 14[14]. Вари­анты мотива основ­ного поля

Маски пер­со­на­жей рас­пи­саны раз­лич­ными узо­рами. На одной из них (фото 14) нари­со­ваны очки.

image031Фото 15[15]. Вари­ант мотива основ­ного поля

В пра­вой руке пер­со­наж одного из вари­ан­тов мотива основ­ного поля покрова (фото 15) дер­жит некий пред­мет, похо­жий на скре­щен­ные спицы. Но на мотиве каймы с фото 16 о пред­мете такого ска­зать нельзя, так как «спицы» не могут быть столь тол­стыми. Насколько я знаю, на дру­гих тка­нях этот пред­мет не встречается.

image033Фото 16[16]. Вари­ант мотива каймы покрова

 

Про­дол­же­ние: с. 29

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 1920212223 24 | 25 | 26 | 2728 | 29 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>