Исторический костюм Андского мира
Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, окончание
3.3. Крашение[1]
Древний андский текстиль отличался богатой цветовой палитрой, которая достигается использованием не только окрашенных нитей, но и пряжи естественных цветов. Шерсть верблюдовых давала такие цвета, как коричневый, серый, черный, белый, а хлопковое волокно имело множество оттенков коричневого – от темного до бежевого и цвета яичной скорлупы. Однако бόльшая часть нитей окрашивалась натуральными красителями растительного и животного происхождения (кошениль, моллюск Concholepas), к которым могли добавляться оксид железа и меди.
Фото 1. Фрагмент абриса[2] сосуда культуры Моче, Британский музей
Известно, что в крашении мастера древности добились впечатляющих результатов. Вместе с тем крашение такого уровня требует больших знаний и умений. Судя по росписи уже упоминавшегося сосуда культуры Моче, в полной мере всеми тайнами крашения владели только боги или обожествленные предки, которые делились ими со жрецами. Божества на сосуде изображены одетыми как жрецы, и их фигуры значительно крупнее остальных, что говорит о высоком статусе персонажей. Собственно крашению посвящена одна из больших композиций (фото 1). На ней показаны два божества, которые заняты приготовлением красителей – варкой растений в больших емкостях. Под картинкой – на узком внутреннем ободе находятся маленькие изображения сосудов с полученными красителями, а также палка, которой пряжу в котле мешают, а после крашения вынимают.
На второй картинке (фото 2) мы видим те же сосуды, но уже обычного размера. Один из них божество, восседающее на возвышении под навесом (на троне?), передает мужчине – жрецу, который ведает крашением и узорным ткачеством в мире живых. Два других божества, похоже, что-то говорят жрецу. Скорее всего, они передают ему знания не только о крашении, но и о тканье разноцветными орнаментами, поскольку рядом с фигурами кроме бутылей, обвитых ветками, нарисован и расписной керамический сосуд. Такие же сосуды в качестве образцов орнамента находятся рядом с каждой ткачихой. Впрочем, известно, что керамика появилась позже ткачества и вполне вероятно, что узоры на сосуды перешли с тканей, а не наоборот. И в данном случае сосуды являются носителями записей рапортов традиционных узоров и служат для их сохранения, поскольку сделаны из более стойкого к воздействию времени материала.
Со временем часть древних знаний была утрачена, но многие рецепты сохранились в народной памяти. Они используются и сейчас перуанскими мастерами, которые продолжают применять только натуральные красители – в основном растения, а также минералы. Рецептов получения того или иного цвета и его оттенков множество, и они меняются в зависимости от принадлежности ткачей к той или иной общине, ее традициям, от набора растений, которые можно собрать в округе или купить на местном рыке. Поэтому остановлюсь только на некоторых базовых красителях, применяемых для окрашивания шерсти ткачами Священной долины инков (регион Куско) и, в частности общины Чауайтире (2012), а также общины Сальак департамента Апуримак (2011 и 2012). Ткачи этих общин понимают, что их ткани ценятся за рубежом не только за красоту узоров и древность техник, но и за их натуральность – за их идентичность с доколумбовым текстилем в целом. Поэтому они с гордостью демонстрируют свои приемы тканья и крашения с использованием натурального сырья, одеваясь для фотосессий в праздничные традиционные костюмы.
Окрашивание пряжи происходит во время кипячения. От его длительности во многом зависит оттенок цвета. Названия красителей даны на кечуанском языке.
Красный и пурпурный
Для получения красного цвета чаще всего применяют порошок из сушеной кошенили (cochineal) – мелкого сосущего насекомого, которое в Америке паразитирует на опунции (фото 3 и 4).
Фото 3[3]. Колония кошенили на опунции. Фото 4[4]. Раздавленная кошениль. Фото 5[5]. Цвета и оттенки, получаемые при крашении кошенилью
С помощью кошенили шерсть окрашивают не только в ярко-красный цвет. Добавляя различные фиксаторы и их комбинации, андские мастера создают множество оттенков фиолетового и розового (фото 5). Так, для получения пурпурного цвета в качестве фиксатора к кошенили добавляют медь или оксид железа.
Фото 6[6]. Просушка пряжи, окрашенной кошенилью за один день, в общине Чауайтире
Красный является очень важным цветом в Андском мире. Он часто преобладает в палитре текстиля. Кому это знать, как не мастерам знаменитой ткаческой общины Чауайтире (Chahuaytire), которая производит ткани не только для себя, но и на продажу и уже пользуется известностью в мире. На окраску шерсти для своих нужд в четыре цвета – ярко-красный, темно-красный, гранатовый и фиолетовый (фото 6) – у них уходит обычно весь день и около 22 кг кошенили.
Фото 7[7] и 8[8]. Окрашивание пряжи кошенилью в общине Чауайтире
Традиционно в Перу ткачеством (и соответственно окраской ниток) занимаются женщины. Они красят нитки в сравнительно небольших горшках. Но в общине Чауайтире много ткачей-мужчин. Поэтому они используют большие кастрюли на 80 л (фото 7). В них входит много ниток (30 кг), вынуть которые можно только вчетвером (фото 8).
Фото 9[9] и 10[10]. Подсушенные листья Awaypili и получаемые с использованием этого растения оттенки
В не менее знаменитой и успешной ткаческой общине Сальак (Sallac) для получения оттенков пурпура используют еще один распространенный краситель – подсушенные листья Awaypili, или Mote Mote (фото 9 и 10). Их обычно покупают на рынке, поскольку Awaypili растет только в труднодоступной горной местности. Продукция общины Сальак пользуется спросом, поэтому в ней, как и в общине Чауайтире, красят с размахом, тем более что текстильным делом в ней тоже занимаются мужчины. Правда, их основная работа – вязание чульо, что считается в Перу мужским занятием.
Фото 11. Крашение листьями Awaypili в общине Сальак[11]
Оранжевый и желтый
Фото 12. Кора дерева Yanali[12]
Оранжевого цвета также добиваются с помощью кошенили, добавляя к ней лимонную кислоту, которую ткачи называют лимонной солью. Кроме того, в оранжевый красят, используя кору дерева Yanali (фото 12).
Фото 13. Побеги Chapi и окрашенная им шерсть[13]
Внутренняя кора растения Chapi тоже производит оттенки оранжевого (фото 13).
Фото 14. Заготовки лианы Palo-Palo[14]. Фото 15[15]. Измельчение лианы для крашения в общине Чауайтире. Фото 16. Оттенки, которые дает Palo-Palo[16]
Диапазон цветов от оранжевого до лососевого и персикового получают с помощью лианы Palo-Palo, которая растет в сельве (фото 14 – 16).
Фото 17[17] и 18[18]. Лишайник и окрашенная им шерсть
Для крашения в цвета ржавчины применяется лишайник, растущий на скалах (фото 17 и 18).
Фото 19[19], 20[20] и 21[21]. Дерево Qolle, его цветы и результаты крашения
Чтобы получить желтый цвет и некоторые оттенки оранжевого, берут цветы небольшого дерева Qolle (Buddleja coriacea) – фото 19 – 23.
Фото 22[22] и 23[23]. Осмотр заготовленных цветов Qolle и крашение ими в общине Сальак
Зеленый
Фото 24[24] и 25[25]. Листья Chilq’ua и окрашенные ими нитки
Для окрашивания в зеленый цвет обычно используют листья кустарника Chilq’ua, или Ch’illca, который растет в Перу повсеместно.
Фото 26. Сульфат меди в каменной форме. Его добывают в вулканических регионах[26]
Более темный зеленый получают при добавлении к листьям протравы из сульфата меди (фото 26).
Фото 27. Кустарник Chilq’ua, растущий на склоне горы в Сальаке[27]. Фото 28[28]. Подготовка Chilq’ua в общине Чауайтире. Фото 29[29]. Предварительная варка листьев в общие Сальак
К листьям Chilq’ua также добавляют минерал collpa, который находят в сельве.
Фото 30. Крашение шерсти листьями Chilq’ua с добавлением collpa[30]
Фото 31[31]. Результат крашения
Синий
Фото 31[32]. Kinsa Q’uchu, заснятая в ботаническом саду. Фото 32[33]. Листья Kinsa Q’uchu, пораженные грибком. Фото 33[34]. Результат окрашивания
Kinsa Q’uchu (Baccharis genistelloides), по-испански Carqueja (фото 31), дает при крашении оттенки бирюзы (фото 33), но только при условии, что на ее листьях вырос черный грибок (фото 32). Именно грибок является в данном случае красителем, а дубильные вещества в листьях служат протравой. Без грибка это растение дает в сочетании с сульфатом железа желтый цвет и оливковый зеленый.
Фото 34[35]. Крашение листьями Kinsa Q’uchu в общине Сальак
Для получения синего и серого цвета используются стручки дерева Tara (Caesalpinia spinosa), к которым добавляется синяя collpa (возможно, сульфат железа).
Фото 35[36]. Дерево Tara. Фото 36 и 37. Результаты окрашивания[37]
Ткачи также могут использовать искусственно синтезированный краситель индиго (фото 38), который широко применяется в мире для окрашивания, в частности, джинсовой ткани. Одноименное растение, из которого раньше получали этот краситель, недоступно для перуанцев, поскольку оно произрастает в Индии.
Фото 38. Искусственно синтезированное индиго[38]
[1] Сведения почерпнуты из следующих материалов: Tecnología del textil andino (http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/vitrinas/tecnologia-textil/); Natural Dyes (http://threadsofperu.com/natural-dyes/); Vota K. Dye in Chayatire. March 01, 2012 (http://katievota.blogspot.ru/2012/03/dye-in-chayatire.html); Vota K. Dye Day in Sallac (http://katievota.blogspot.ru/2011/09/dye-day-in-sallac.html); Vota K. Kinsa Q’uchu: A Substantive Peruvian Dye (http://www.turkeyredjournal.com/archives/V17_I1/Vota.html); Dyes of Peru (http://traditionaltextilesofcusco.wordpress.com/museum-and-store/dye-plants-of-peru/).
[2] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).
[10] http://traditionaltextilesofcusco.wordpress.com/museum-and-store/dye-plants-of-peru/picture27/#main
[14] http://traditionaltextilesofcusco.wordpress.com/museum-and-store/dye-plants-of-peru/picture14/#main
[16] http://traditionaltextilesofcusco.wordpress.com/museum-and-store/dye-plants-of-peru/picture13/#main
[17] http://traditionaltextilesofcusco.wordpress.com/museum-and-store/dye-plants-of-peru/picture29/#main
[18] http://traditionaltextilesofcusco.wordpress.com/museum-and-store/dye-plants-of-peru/picture30/#main
[20] http://traditionaltextilesofcusco.wordpress.com/museum-and-store/dye-plants-of-peru/picture11/#main
[21] http://traditionaltextilesofcusco.wordpress.com/museum-and-store/dye-plants-of-peru/picture9/#main
[24] http://traditionaltextilesofcusco.wordpress.com/museum-and-store/dye-plants-of-peru/picture5-3/#main