3.3. Крашение

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира

  http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

 Часть I. ТЕХНОЛОГИЯ АНДСКОГО ТЕКСТИЛЯ, окон­ча­ние

3.3. Кра­ше­ние[1]

Древ­ний анд­ский тек­стиль отли­чался бога­той цве­то­вой палит­рой, кото­рая дости­га­ется исполь­зо­ва­нием не только окра­шен­ных нитей, но и пряжи есте­ствен­ных цве­тов. Шерсть вер­блю­до­вых давала такие цвета, как корич­не­вый, серый, чер­ный, белый, а хлоп­ко­вое волокно имело мно­же­ство оттен­ков корич­не­вого – от тем­ного до беже­вого и цвета яич­ной скор­лупы. Однако бόль­шая часть нитей окра­ши­ва­лась нату­раль­ными кра­си­те­лями рас­ти­тель­ного и живот­ного про­ис­хож­де­ния (коше­ниль, мол­люск Concholepas), к кото­рым  могли добав­ляться оксид железа и меди.

image002Фото 1. Фраг­мент абриса[2] сосуда куль­туры Моче, Бри­тан­ский музей

Известно, что в кра­ше­нии мастера древ­но­сти доби­лись впе­чат­ля­ю­щих резуль­та­тов. Вме­сте с тем кра­ше­ние такого уровня тре­бует боль­ших зна­ний и уме­ний. Судя по рос­писи уже упо­ми­нав­ше­гося сосуда куль­туры Моче, в пол­ной мере всеми тай­нами кра­ше­ния вла­дели только боги или обо­жеств­лен­ные предки, кото­рые дели­лись ими со жре­цами. Боже­ства на сосуде изоб­ра­жены оде­тыми как жрецы, и их фигуры зна­чи­тельно круп­нее осталь­ных, что гово­рит о высо­ком ста­тусе пер­со­на­жей. Соб­ственно кра­ше­нию посвя­щена одна из боль­ших ком­по­зи­ций (фото 1). На ней пока­заны два боже­ства, кото­рые заняты при­го­тов­ле­нием кра­си­те­лей – вар­кой рас­те­ний в боль­ших емко­стях. Под кар­тин­кой – на узком внут­рен­нем ободе нахо­дятся малень­кие изоб­ра­же­ния сосу­дов с полу­чен­ными кра­си­те­лями, а также палка, кото­рой пряжу в котле мешают, а после кра­ше­ния вынимают.

image004Фото 2

На вто­рой кар­тинке (фото 2) мы видим те же сосуды, но уже обыч­ного раз­мера. Один из них боже­ство, вос­се­да­ю­щее на воз­вы­ше­нии под наве­сом (на троне?), пере­дает муж­чине – жрецу, кото­рый ведает кра­ше­нием и узор­ным тка­че­ством в мире живых. Два дру­гих боже­ства, похоже, что-то гово­рят жрецу. Ско­рее всего, они пере­дают ему зна­ния не только о кра­ше­нии, но и о тка­нье раз­но­цвет­ными орна­мен­тами, поскольку рядом с фигу­рами кроме буты­лей, обви­тых вет­ками, нари­со­ван и рас­пис­ной кера­ми­че­ский сосуд. Такие же сосуды в каче­стве образ­цов орна­мента нахо­дятся рядом с каж­дой тка­чи­хой. Впро­чем, известно, что кера­мика появи­лась позже тка­че­ства и вполне веро­ятно, что узоры на сосуды пере­шли с тка­ней, а не наобо­рот. И в дан­ном слу­чае сосуды явля­ются носи­те­лями запи­сей рапор­тов тра­ди­ци­он­ных узо­ров и слу­жат для их сохра­не­ния, поскольку сде­ланы из более стой­кого к воз­дей­ствию вре­мени материала.

Со вре­ме­нем часть древ­них зна­ний была утра­чена, но мно­гие рецепты сохра­ни­лись в народ­ной памяти. Они исполь­зу­ются и сей­час перу­ан­скими масте­рами, кото­рые про­дол­жают при­ме­нять только нату­раль­ные кра­си­тели – в основ­ном рас­те­ния, а также мине­ралы. Рецеп­тов полу­че­ния того или иного цвета и его оттен­ков мно­же­ство, и они меня­ются в зави­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти тка­чей к той или иной общине, ее тра­ди­циям, от набора рас­те­ний, кото­рые можно собрать в округе или купить на мест­ном рыке. Поэтому оста­нов­люсь только на неко­то­рых базо­вых кра­си­те­лях, при­ме­ня­е­мых для окра­ши­ва­ния шер­сти тка­чами Свя­щен­ной долины инков (регион Куско) и, в част­но­сти общины Чау­ай­тире (2012), а также общины Сальак депар­та­мента Апу­ри­мак (2011 и 2012). Ткачи этих общин пони­мают, что их ткани ценятся за рубе­жом не только за кра­соту узо­ров и древ­ность тех­ник, но и за их нату­раль­ность – за их иден­тич­ность с доко­лум­бо­вым тек­сти­лем в целом. Поэтому они с гор­до­стью демон­стри­руют свои при­емы тка­нья и кра­ше­ния с исполь­зо­ва­нием нату­раль­ного сырья, оде­ва­ясь для фото­сес­сий в празд­нич­ные тра­ди­ци­он­ные костюмы.

Окра­ши­ва­ние пряжи про­ис­хо­дит во время кипя­че­ния. От его дли­тель­но­сти во мно­гом зави­сит отте­нок цвета. Назва­ния кра­си­те­лей даны на кечу­ан­ском языке.

 

Крас­ный и пурпурный

Для полу­че­ния крас­ного цвета чаще всего при­ме­няют поро­шок из суше­ной коше­нили (cochineal) – мел­кого сосу­щего насе­ко­мого, кото­рое в Аме­рике пара­зи­ти­рует на опун­ции (фото 3 и 4).

image008 image010 image012Фото 3[3]. Коло­ния коше­нили на опун­ции. Фото 4[4]. Раз­дав­лен­ная коше­ниль. Фото 5[5]. Цвета и оттенки, полу­ча­е­мые при кра­ше­нии кошенилью

С помо­щью коше­нили шерсть окра­ши­вают не только в ярко-красный цвет. Добав­ляя раз­лич­ные фик­са­торы и их ком­би­на­ции, анд­ские мастера создают мно­же­ство оттен­ков фио­ле­то­вого и розо­вого (фото 5). Так, для полу­че­ния пур­пур­ного цвета в каче­стве фик­са­тора к коше­нили добав­ляют медь или оксид железа.

image014Фото 6[6]. Про­сушка пряжи, окра­шен­ной коше­ни­лью за один день, в общине Чауайтире

Крас­ный явля­ется очень важ­ным цве­том в Анд­ском мире. Он часто пре­об­ла­дает в палитре тек­стиля. Кому это знать, как не масте­рам зна­ме­ни­той тка­че­ской общины Чау­ай­тире (Chahuaytire), кото­рая про­из­во­дит ткани не только для себя, но и на про­дажу и уже поль­зу­ется извест­но­стью в мире. На окраску шер­сти для своих нужд в четыре цвета – ярко-красный, темно-красный, гра­на­то­вый и фио­ле­то­вый (фото 6) – у них ухо­дит обычно весь день и около 22 кг кошенили.

image016 image018Фото 7[7] и 8[8]. Окра­ши­ва­ние пряжи коше­ни­лью в общине Чауайтире

Тра­ди­ци­онно в Перу тка­че­ством (и соот­вет­ственно окрас­кой ниток) зани­ма­ются жен­щины.  Они кра­сят нитки в срав­ни­тельно неболь­ших горш­ках. Но в общине Чау­ай­тире много ткачей-мужчин. Поэтому они исполь­зуют боль­шие кастрюли на 80 л (фото 7). В них вхо­дит много ниток (30 кг), вынуть кото­рые можно только вчет­ве­ром (фото 8).

image020 image022Фото 9[9] и 10[10]. Под­су­шен­ные листья Awaypili и полу­ча­е­мые с исполь­зо­ва­нием этого рас­те­ния оттенки

В не менее зна­ме­ни­той и успеш­ной тка­че­ской общине Сальак (Sallac) для полу­че­ния оттен­ков пур­пура исполь­зуют еще один рас­про­стра­нен­ный кра­си­тель – под­су­шен­ные листья Awaypili, или Mote Mote (фото 9 и 10). Их обычно поку­пают на рынке, поскольку Awaypili рас­тет только в труд­но­до­ступ­ной гор­ной мест­но­сти. Про­дук­ция общины Сальак поль­зу­ется спро­сом, поэтому в ней, как и в общине Чау­ай­тире, кра­сят с раз­ма­хом, тем более что тек­стиль­ным делом в ней тоже зани­ма­ются муж­чины. Правда, их основ­ная работа – вяза­ние чульо, что счи­та­ется в Перу муж­ским занятием.

image024Фото 11. Кра­ше­ние листьями Awaypili в общине Сальак[11]

Оран­же­вый и желтый

image028Фото 12. Кора дерева Yanali[12]

Оран­же­вого цвета также доби­ва­ются с помо­щью коше­нили, добав­ляя к ней лимон­ную кис­лоту, кото­рую ткачи назы­вают лимон­ной солью. Кроме того, в оран­же­вый кра­сят, исполь­зуя кору дерева Yanali (фото 12).

image029Фото 13. Побеги Chapi и окра­шен­ная им шерсть[13]

Внут­рен­няя кора рас­те­ния Chapi тоже про­из­во­дит оттенки оран­же­вого (фото 13).

image031 image033 image035Фото 14. Заго­товки лианы Palo-Palo[14]. Фото 15[15]. Измель­че­ние лианы для кра­ше­ния в общине Чау­ай­тире. Фото 16. Оттенки, кото­рые дает Palo-Palo[16]

Диа­па­зон цве­тов от оран­же­вого до лосо­се­вого и пер­си­ко­вого полу­чают с помо­щью лианы Palo-Palo, кото­рая рас­тет в сельве (фото 14 – 16).

image037 image039Фото 17[17] и 18[18]. Лишай­ник и окра­шен­ная им шерсть

Для кра­ше­ния в цвета ржав­чины при­ме­ня­ется лишай­ник, рас­ту­щий на ска­лах (фото 17 и 18).

image041 image043 image045Фото 19[19], 20[20] и 21[21]. Дерево Qolle, его цветы и резуль­таты крашения

Чтобы полу­чить жел­тый цвет и неко­то­рые оттенки оран­же­вого, берут цветы неболь­шого дерева Qolle (Buddleja coriacea) – фото 19 – 23.

 image047 image049Фото 22[22] и 23[23]. Осмотр заго­тов­лен­ных цве­тов Qolle и кра­ше­ние ими в общине Сальак

 

Зеле­ный

  image051 image053Фото 24[24] и 25[25]. Листья Chilq’ua и окра­шен­ные ими нитки

Для окра­ши­ва­ния в зеле­ный цвет обычно исполь­зуют листья кустар­ника Chilq’ua, или Ch’illca, кото­рый рас­тет в Перу повсеместно.

image055Фото 26. Суль­фат меди в камен­ной форме. Его добы­вают в вул­ка­ни­че­ских реги­о­нах[26]

Более тем­ный зеле­ный полу­чают при добав­ле­нии к листьям про­травы из суль­фата меди (фото 26).

image057 image059 image061Фото 27. Кустар­ник Chilq’ua, рас­ту­щий на склоне горы в Саль­аке[27]. Фото 28[28]. Под­го­товка Chilq’ua в общине Чау­ай­тире. Фото 29[29]. Пред­ва­ри­тель­ная варка листьев в общие Сальак

К листьям Chilq’ua также добав­ляют мине­рал collpa, кото­рый нахо­дят в сельве.

image063 image065Фото 30. Кра­ше­ние шер­сти листьями Chilq’ua с добав­ле­нием collpa[30]

image067Фото 31[31]. Резуль­тат крашения

 

Синий

  image070 image072 image074Фото 31[32]. Kinsa Q’uchu, засня­тая в бота­ни­че­ском саду. Фото 32[33]. Листья Kinsa Q’uchu, пора­жен­ные гриб­ком. Фото 33[34]. Резуль­тат окрашивания

Kinsa Q’uchu (Baccharis genistelloides), по-испански Carqueja (фото 31), дает при кра­ше­нии оттенки бирюзы (фото 33), но только при усло­вии, что на ее листьях вырос чер­ный гри­бок (фото 32). Именно гри­бок явля­ется в дан­ном слу­чае кра­си­те­лем, а дубиль­ные веще­ства в листьях слу­жат про­тра­вой. Без грибка это рас­те­ние дает в соче­та­нии с суль­фа­том железа жел­тый цвет и олив­ко­вый зеленый.

image076Фото 34[35]. Кра­ше­ние листьями Kinsa Q’uchu в общине Сальак

Для полу­че­ния синего и серого цвета исполь­зу­ются стручки дерева Tara (Caesalpinia spinosa), к кото­рым добав­ля­ется синяя collpa (воз­можно, суль­фат железа).

  image078 image080 image082Фото 35[36]. Дерево Tara. Фото 36 и 37. Резуль­таты окра­ши­ва­ния[37]

Ткачи также могут исполь­зо­вать искус­ственно син­те­зи­ро­ван­ный кра­си­тель индиго (фото 38), кото­рый широко при­ме­ня­ется в мире для окра­ши­ва­ния, в част­но­сти, джин­со­вой ткани. Одно­имен­ное рас­те­ние, из кото­рого раньше полу­чали этот кра­си­тель, недо­ступно для перу­ан­цев, поскольку оно про­из­рас­тает в Индии.

image084Фото 38. Искус­ственно син­те­зи­ро­ван­ное индиго[38]

 | i | ii | iii | iv | v | vi |vii | viii | ix | x | xi | 3 |

[1] Све­де­ния почерп­нуты из сле­ду­ю­щих мате­ри­а­лов: Tecnología del textil andino (http://www.precolombino.cl/exposiciones/exposicion-permanente/andes-centrales/sala-textil/vitrinas/tecnologia-textil/); Natural Dyes (http://threadsofperu.com/natural-dyes/); Vota K. Dye in Chayatire. March 01, 2012 (http://katievota.blogspot.ru/2012/03/dye-in-chayatire.html); Vota K. Dye Day in Sallac (http://katievota.blogspot.ru/2011/09/dye-day-in-sallac.html); Vota K. Kinsa Q’uchu: A Substantive Peruvian Dye (http://www.turkeyredjournal.com/archives/V17_I1/Vota.html); Dyes of Peru (http://traditionaltextilesofcusco.wordpress.com/museum-and-store/dye-plants-of-peru/).

[2] Carole Sinclaire A, Soledad Hoces de la Guardia Ch, Paulina Brugnoli B. Awakhuni, Tejiendo la Historia Andina. Noviembre 2006 (http://www.precolombino.cl/biblioteca/awakhuni-tejiendo-la-historia-andina/).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>